Эксперименты со словами в поисках поэтического языка новой эпохи (В. Хлебников, А. Крученых, поэты-обериуты).
план-конспект по литературе

Купич Анна Александровна

конспект занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В. Хлебников, А. Крученых, поэты-обериуты).

ОБЭРИУ 

Об объединении

Так называли себя представители литературной группы поэтов, писателей и деятелей культуры, организованной при Ленинградском Доме печати, директор которого Н. Баскаков довольно доброжелательно относился к представителям «левого» искусства. Этот термин произошел от сокращенного названия «Объединение реального искусства» (ОБЭРИУ), причем буква «у» была добавлена в аббревиатуру как принято сейчас выражаться, «для прикола», что как нельзя нагляднее демонстрирует суть творческого мировоззрения участников группы.

Датой образования ОБЭРИУ считается 24 января 1928 года, когда в Ленинградском Доме печати состоялся вечер «Три левых часа». Именно на нем обэриуты впервые заявили об образовании группы, представляющей «отряд левого искусства».

В ОБЭРИУ вошли И. Бахтерев, А. ВведенскийД. Хармс (Ювачев), К. Вагинов (Вагенгейм), Н. Заболоцкий, писатель Б. Левин. Хотя состав группы менялся: после ухода Вагинова к ней присоединились Ю. Владимиров и Н. Тювелев. К обэриутам были близки Н. Олейников, Е. Шварц, а также художники К. Малевич и П. Филонов.

Тогда же увидел свет первый (и последний) манифест нового литературного объединения, в котором декларировался отказ от традиционных форм поэзии, излагались взгляды обэриутов на различные виды искусства. Там же было заявлено, что эстетические предпочтения членов группы находятся в сфере авангардного искусства.

Их тексты не только не печатали, но и подвергали насмешкам и освистанию на выступлениях. Один из таких скандалов едва не закончился плачевно, когда ведущая ленинградская газета опубликовала разгромную статью о происшествии, омрачившем собрание литературного кружка Высших курсов искусствоведения. В ней было подчеркнуто, что поэты не просто нахулиганили, но и оскорбили советское высшее учебное заведение... К счастью, в тот раз инцидент не получил никакого продолжения.

После этого, решив расширить свой состав, «чинари» (как они себя называли) образовали литературную группу, которую первоначально хотели назвать «Академия левых классиков». Но в результате получилось то, что получилось,— ОБЭРИУ.

Обэриуты попытались в конце 1920-х годов вернуться к некоторым традициям русского модернизма, в частности футуризма, обогатив их гротескностью и алогизмом. Они культивировали поэтику абсурда, предвосхитив европейскую литературу абсурда, по крайней мере, на два десятилетия.

Поэтика обэриутов основывалась на понимании ими слова «реальность». В Декларации ОБЭРИУ говорилось: «Может быть, вы будете утверждать, что наши сюжеты „не-реальны“ и „не-логичны“? А кто сказал, что „житейская“ логика обязательна для искусства? Мы поражаемся красотой нарисованной женщины, несмотря на то, что, вопреки анатомической логике, художник вывернул лопатку своей героине и отвел ее в сторону. У искусства своя логика, и она не разрушает предмет, но помогает его познать».

«Истинное искусство,— писал Хармс,— стоит в ряду первой реальности, оно создает мир и является его первым отражением». В таком понимании искусства обэриуты являлись «наследниками» футуристов, которые также утверждали, что искусство существует вне быта и пользы.

В предисловии к Полному собранию сочинений А. Введенского, вышедшему в Америке, его редактор и составитель М. Мейлах пишет: «Неприемлемая в условиях тридцатых годов и официально приравненная к контрреволюции позиция поэтов-обэриутов не могла, конечно, не играть своей роли. Известно, во всяком случае, что, несмотря на предъявленные им обвинения в контрреволюционной деятельности по 58 статье, шли они по „литературному отделу“ ГПУ, и им инкриминировалось, что они отвлекают людей от задач строительства своими „заумными стихами“».

Что касается зауми, то ее новая власть не жаловала особенно рьяно (хотя это изобретение А. Крученых, по принадлежности — футуриста, чьи соратники активно поддержали эту самую власть).

Однако, заумь Крученых выражала , какие-то, сокровенные миры "бессознательного" - в которых драматизм мог сочетается с детскостью. Его образы и строки цепляют, такие, как "тараканы стреляются рисом в ухо". Как можно обрисовать поэзию Алексея Крученых? Голос поэта А.Крученых, словно, располагается, где-то, между его личным полуразборчивым шепотом, и например, шепотом листвы царскосельского сада, в котором гулял Анненский, или ,например, Ахматова, ибо, Крученых жил в измерении, в котором говорить, что-то, "во весь голос", было, уже нельзя (как Маяковскому), по всей видимости, на мироощущении , что "мир кончается не взрывом, но всхлипом" ,(как сказал другой современник Крученых - Элиот), и держатся его странные стихи. Словно доносится до нас не голос поэта, а его странный, полуразборчивый шепот.

Стихи Хлебникова написаны эмоционально: здесь и струи воды, и встречи влюблённых, и счастье дышать, жить, радоваться чуду бытия. Во всех его произведениях сверкают краски природы.

Основу миросозерцания поэта составляли бескорыстие, стремление к добру и справедливости. Он любил жизнь и все живое. Порожденные его фантазией «свиристели» и «времири» несут звонкую радость, надежду и ощущение абсолютной свободы.

Поэт улавливал движение природы, чувствовал ход истории, революции и войн, его интересовали темы будущего и настоящего. В его стихотворении «Ручей с холодною водой…» торжествует истинная поэзия. Благодаря поэтическому мастерству перед читателем возникает вечер в горах, с его запахами, звуками. Несколькими строчками поэт сумел передать грандиозность мироздания.

Судьба всех участников группы была на редкость печальной: арестованы были почти все, одни расстреляны, другие прошли через лагеря, третьи были репрессированы, погибли в заключении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника – система запоминания новых слов на уроках английского языка.

От автора составителя:Данная работа выполнена для учащихся 5-7 классов, в качестве учебного пособия для развития памяти и успешного запоминания английских слов, фраз, выражений не только в объем...

Средневековый город - сердце новой эпохи

Конспект открытого урока по МХК...

8 класс Урок истории ТЕМА Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху.

Класс 8Урок историяТЕМА  1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху.Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности.  Человек в изменившемся мире: новые проблемы...

Контрольная работа на тему: "Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху" в 8 классе

Контрольная работа на тему: "Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху" в 8 классе состоит из 6 вариантов, в каждом из которых 4 задания...

Работа со словом на основе поэтического текста.

Одной из серьёзных и давних проблем в школьном образовании является проблема понимания текста. Какие только специалисты ею не занимаются! Ведь очевидно, что без решения этой  проблемы не будет ра...