Конспект урока литературы в 6 классе на тему "А.Платонов. Загадка неизвестного цветка".
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Этот материал  поможет учителю-словеснику в подготовке урока литературы по творчеству А.Платонова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                           А.Платонов. «Неизвестный цветок»

1. Организационный  момент.

2. Тема урока

Сегодня мы знакомимся со сказкой-былью «Неизвестный цветок», написанной в 1950 году незадолго до смерти писателя и подаренной дочке Маше. Это своеобразное завещание.

  • что такое «завещание»? (наказ на будущее)
  • что же завещал совей дочери и нам, читателям,  писатель?

У вас на столах рабочий лист. Вам нужно выбрать из второго столбика словосочетание, которое соответствует глаголам первого столбика и соединить в рабочем листе стрелками, а затем самим сформулировать тему нашего урока.

Попытаемся понять…содержание сказки-были А.П. Платонова и авторскую позицию.

Для этого проанализируем…поведение и поступки главных героев.

Откроем… для себя жизненные нравственные ориентиры.

Как мы определим тему урока?

                                        Жизненные нравственные ориентиры.

Так вот какие мы открытия сегодня сделаем! Жизненные ориентиры – это нравственные заповеди, которые заключены в произведении.

3. Жанр.

Как автор А.П. Платонов определил жанр своего произведения?

                                      Сказка-быль

Работа с термином.

Сказка – вымысел, быль - реальность, правда.

Прочитайте  предложения и сделайте выводы: где быль, а где вымысел? Вымысел обведите цветной ручкой.

Жил на свете маленький цветок

На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни…

Он трудился день и ночь…

Лишь один раз в сутки цветок радовался…

…. однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря.

На краю пустыря Даша почувствовала благоухание.

Она села на землю возле цветка и спросила его...

Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре.

                                             Все произведение  правда и вымысел переплетаются. В начале: «Жил на

                                            свете маленький цветок».   «Жил он на пустыре, куда не ходили…»

С какой целью автор объединил несовместимые жанры?

                                               Такое сочетание поможет понять главную мысль произведения.

4. Работа с иллюстрацией Г.Новожилова.

Прежде чем разгадывать загадки Андрея Платонова, я хочу показать Вам иллюстрацию художника Г.Новожилова.

У каждого вида искусства свой язык. Художник говорит языком композиции, красок, линий.

Посмотрите, как  необычна  композиция рисунка.  Девочка мала? Или цветок высок? Или это ощущение?

Мы вернемся к этой иллюстрации, разобравшись с текстом сказки-были.

5. Анализ.

К какому художественному приёму прибегает автор, чтобы вдохнуть жизнь в цветок?

                                                 Олицетворение. В сказке цветок показан как живое существо.

Чтение учителем  1-2 предложения.

Какая щемящая нота звучит уже в первых строках описания жизни цветка?

                                             Здесь значима каждая деталь, каждое слово. Читатель чувствует в

                                             описании грусть, печаль и тоску, нагнетаемую автором цепочкой  

                                             обычных, на первый взгляд, слов: «маленький - никто – на земле».

Узнаете прием, который Андрей Платонов положил в основу всей сказки?

                                          Маленькое растение - на огромной земле. Эта развернутая антитеза

                                         рождает щемящее чувство жалости к одинокому живому существу.

  Чтение 2-го абзаца.

 Как описание рождения цветка еще  более усиливают щемящую ноту?

                                          Мало того, что он жил один, но он жил в невыносимых условиях!

Давайте перечитаем 3-4 абзацы и найдём ключевые глаголы в описании жизни цветка. Работаем в парах. Заполняем диаграмму «Жизнь цветка»

Для чего трудился день и ночь цветок? Как в тексте об этом сказано?

                                                 4 абзац 2 предложение.

Значит, он трудился, действовал, чтобы жить. Это будет нашим первым открытием.

Какова же будет 1-ая нравственная заповедь?

                                                      ТРУДИТЬСЯ (запись в строке рядом с цветком)

Но в 4-ом абзаце есть еще одна нравственная заповедь. Каким словом можно назвать то, как трудился цветок?

                                            ПРЕВОЗМОГАТЬ  ТЕРПЕНЬЕМ СВОЮ БОЛЬ (запись в строке рядом с

                                            цветком)

И это будет 2-ая нравственная заповедь.

А мы идем по тексту дальше. Читаем  7 абзац

И чего же добился цветок своим каторжным трудом? На что похож он стал?

                                             На звезду. Причем автор повторяет это дважды.

Какой худ. приём использует автор?

                                              Сравнение.

Случайно ли такое сравнение – со звездой?

Какое-то важное открытие должны  мы сделать!  А помогут нам в этом высказывания великих людей. Выберите то, что станет нашей третьей заповедью.

Самая чистая вода бывает в тех источниках, в которых она пробивается сквозь препятствия, преодолевая трудности. Мирзакарим Норбеков.

Не отступай перед трудностями. Смотри им прямо в лицо. Смотри, пока не одолеешь их. Чарльз Диккенс.

Мы пришли в этот мир, дабы претерпеть то, что необходимо для развития нашего Духа. Трудности учат, боль учит, делая нас духовно прекраснее. Лобсанг Рампа.

Душа, никогда не страдавшая, не может постичь счастья! Преодолевая трудности, ты становишься счастливее. Жорж Санд

                                ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕЛАЕТ НАС ПРЕКРАСНЕЕ (запись в строке рядом с цветком)

И это будет 3-ая нравственная заповедь.

А можем мы подтвердить наше открытие историей о сыне цветка? (последние 3 абзаца)

                                       Да. Все дети были чуть-чуть хуже отца. И лишь тот, кто рос в камнях стал

                                      еще сильнее и прекраснее.

6. Работа с иллюстрацией Г.Новожилова.

Давайте еще раз вернемся к иллюстрации и сделаем выводы. Как же, по-вашему, мыслил художник?

Девочка мала? Или цветок высок? Или это ощущение?

                                 Даша и цветок практически равновелики. Может быть, так художник

                                показывает совершенство цветка?

7. Физкультминутка.

Сейчас я предлагаю вам немного изменить вид деятельности. Встаньте. Представьте, что вы тот маленький неизвестный цветок. Приютилось семечко в ямке (присели). Напиталось росой, пустило корешки и стало расти (медленно встаем).

Цветок вырастил большие листья (руки в стороны)

Когда дул ветер, он поднимал их, и ветер утихал. (руки вверх)

Чтобы напиться, цветок собирал росу и осторожно опускал листья к земле, увлажняя почву. (поворачиваем кисти, опускаем руки вниз)

 Он радовался, когда первый луч утреннего солнца касался цветка.(Руки вверх и трясем кистями)

Радуемся. Дарим всем свои улыбки.  

Садимся.

8. Продолжение анализа.

Почему сказка называется «Неизвестный цветок»?

                                    Его никто не знал, не замечал до Даши. А Даша его заметила.

Почему Даша обратила внимание на неизвестный цветок?

                                      Она скучала по матери. В это утро она была так же одинока, как и цветок.

Инсценирование эпизода встречи Даши с цветком.

Посмотрите, как автор рисует встречу Даши с неизвестным цветком.

Какой вопрос и ответ вызывают особый отклик в сердце читателя?

                                     «Как тебя зовут? » - «Меня никто не зовет, я один живу» .

Как каждый из героев понимает слово «зовут»?

                                      Грамматическое переосмысление формы

                                      неопределенно-личного предложения придает особую остроту чувству,

                                     возникающему у читателя.

Что вы можете сказать о Даше?

                             Даша не просто была внимательной, она проявила сострадание к цветку, причём –

                             деятельное сострадание –  привела с собой ребят.

Какова будет наша четвертая нравственная заповедь?

                                СОСТРАДАТЬ. ПОМОГАТЬ (запись в строке рядом с цветком)

Кто в сказке полюбил цветок?

                                   Даша.

 А другие ребята?      

                                   Их привязанность к цветку была неглубокой. Хотя и восхищались им как героем.      

Итак, мы запишем ещё одно открытие нашего урока – 5-ую нравственную заповедь:  

                                        ЛЮБИТЬ(запись в строке рядом с цветком)

Какие жизненные ориентиры открыли мы для себя в сказке Платонова?

                                        Трудиться, превозмогать, становиться прекраснее, сострадать, помогать,

                                        любить.

Это и есть завещание Андрея Платонова дочери и своим читателям.

7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Подводя итоги урока, напишите в центре цветка о самом важном для себя открытии, которое подарила вам сказка-быль Платонова.

                                             Пишут. Читают.

                                              Преодоление делает нас прекраснее

Я сегодня для себя тоже сделала открытие. Присутствие гостей заставило меня посмотреть на вас другими глазами. Вы умеете трудиться и помогать. А главное – вы умеете думать. Спасибо вам. Мне было приятно работать с вами.

8. Домашнее задание.

Я предлагаю вам выполнить творческое задание на выбор.

1. Подготовьте устный  рассказ о таком человеке, девизом которого являются слова «Можно преодолеть всё!».

2. Напишите письмо маме от имени Даши после встречи с неизвестным цветком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Конспект урока литературы 10 класс

Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...