Тема научно–исследовательской работы Пословицы в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
творческая работа учащихся по литературе (11 класс)

Галиева Эльза Ришатовна

Тема научно–исследовательской работы

Пословицы в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл man.docx108.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный  район Аскинский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа

Республиканский конкурс исследовательских работ в рамках Малой академии наук

школьников Республики Башкортостан

Секция: «Быстрее в мысли, ярче в слове…»

Направление: «Русский язык и литература»

Тема научно–исследовательской работы

Пословицы в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

     Хасанова Миляуша Фаданисовна

     учащегося 11 класса

                                                                    МБОУ СОШ д. Кшлау-Елга

                                                                    Научный руководитель:

                                                                    Галиева Эльза Ришатовна,

   учитель русского языка и литературы,

                                                  МБОУ СОШ д. Кшлау-Елга

        

д. Кшлау-Елга

2019 год

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава 1. Пословица как явление языка и речи ………………………………... 5

1.1. Определение понятия «пословица» ………………………………..............5

1.2. Происхождение пословиц …………………………………………………. 8

Глава 2. Пословицы в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ……….. 9

2.1. Пословицы в роли эпиграфов в «Капитанской дочке» ………………….. 9

2.2. Пословицы внутри текста повести ………………………………………..12

2.3. Исследовательская часть …………………………………………………..15

Заключение ……………………………………………………………………...18

Список использованной литературы …………………………………………..20

Приложения ……………………………………………………………………..21

 

                                                                      Пословицы не зря молвятся.

                                                                                                  Пословица

Введение

Тема нашей исследовательской работы – «Пословицы в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Актуальность исследования: избранная нами тема является актуальной, так как функции пословиц рассматриваются на примере пушкинского прозаического шедевра. «Капитанская дочка» - это вершинное достижение Пушкина-реалиста, последнее из его крупных произведений, законченное им за 3 с небольшим месяца до смерти. В работе предоставляется возможность проследить функции пословиц. Важность темы обусловлена тем, что «Капитанская дочка» изучается в школе. Пословица – один из жанров устного народного творчества – интересна как сокровищница народной мудрости.

Материал исследования – повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Объектом нашей работы является повесть «Капитанская дочка».

Предмет исследования – пословицы в повести А.С. Пушкина, их функции в выражении идейного и эмоционального содержания повести.

Рабочая гипотеза: мы предполагали, что пословицы в повести А.С. Пушкина выполняют большую смысловую и эмоциональную нагрузку и важны для осуществления эстетического замысла автора.

Цель исследования – определить функции пословиц в повести А.С. Пушкина.

Из поставленной цели вытекали задачи:

- выделить пословицы в повести;

- определить их эстетическую роль;

- соотнести употребление пословиц в речи автора и персонажей;

- провести диагностику уровня знаний пословиц учащихся школы, дать оценку полученных результатов.

Методы исследования:

  1. изучение теоретического материала.
  2. описание отобранного материала (пословица) и анализ этого материала.
  3. Опрос, беседа, анкетирование учащихся школы д. Кшлау-Елга
  4. Создание презентации по выполненному проекту.

Глава 1. Пословица как явление языка и речи

  1. Определение понятия «пословица»

Определение пословицы имеет свою историю. Определить их пытались

И.М. Снегирев, Ф.И. Буслаев и другие. Ф.И. Буслаев писал: «Пословицы будем мы рассматривать как художественные произведения родного слова, выражающие быт народа, его здравый смысл и нравственные интересы».

Н. В. Гоголь подчеркивал, что пословицы представляют собой результат длительных наблюдений народа, его коллективный опыт. Пословица,- писал он,- не есть какое-нибудь вперед поданное мнение или предположение о деле, но уже подведенный итог делу, отстой уже перебродивших и кончившихся событий, окончательное извлечение силы дела из всех сторон его, а не из одной».

В.И. Даль назвал пословицу коротенькой притчей. Он определял ее как «суждение, приговор, поученье, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности. Пословица,- продолжал он,- обиняк, с приложением к делу, понятный и принятый всеми». Но «одна речь не пословица: как всякая притча, полная пословица состоит из двух частей: из обиняка, картины, общего суждения, и из приложения, толкования, поучения».

Более подробно определение пословицы дается в «Литературной энциклопедии терминов и понятий». «Пословица – жанр народнопоэтического творчества; краткое, грамматически и логически законченное изречение с поучительной тенденцией, в ритмически организованной форме, содержащее некую житейскую мудрость и имеющее назидательный смысл. Она многозначна. Её смысл обычно зависит от контекста, в котором она употребляется. Пословица является ценным материалом для историков, этнографов, фольклористов, писателей.  Как элемент народной философии она создавалась на протяжении столетий; передаваясь из уст в уста, шлифовалась, совершенствовалась, постепенно приобретая предельную лаконичность и выразительность.

У пословиц нет автора. Мы никогда не узнаем точного времени его появления, места создания. Но без них не обходится ни профессиональная литература, ни публицистика, ни живая разговорная речь. Они вобрали в себя народную мудрость, накопленную веками, опыт десятков поколений. Им свойственна афористическая сжатость и точность суждения о самых различных сторонах жизни человека. У каждого народа свои пословицы, отражающие особенности его быта, исторической судьбы, национального самосознания.

Пословицы – это жанр народного творчества, восходящий, по мнению ученых, к временам первобытно общинного строя. Столетия отделяют их от первых литературных памятников. Они органически вошли в эпос Древнего Востока, Библию, Коран.

Великий собиратель народного творчества В.И. Даль в предисловии к сборнику «Пословицы русского народа» писал: «Мы должны согласиться, что она (пословица) не сочиняется, а вынуждается силою обстоятельств, как крик или возглас, невольно сорвавшийся с души; это целые изречения, сбитые в один ком, в одно междометье».[1]

С одной стороны, пословицы именуют «энциклопедией народной жизни», а с другой – М.А. Шолохов называл их «сгустками разума», «крылатой мудростью». В течение веков накапливались и обобщались наблюдения людей за окружающим миром и передавались новым поколениям, которые в свою очередь, приобретали опыт, уточнявший и пополнявший их знания. Сочный язык пословиц делает даже обыкновенную речь образной и красивой, выразительной и особенно убедительной. Меткое пословичное слово позволяет во всей полноте ощутить «вкус» той или иной мысли, ее значимость и многогранность, способствует лучшему ее усвоению, побуждая у слушателя или читателя охоту к собственным размышлениям, а нередко избавляя собеседника от излишнего многословия. Серьезные рассуждения, сдобренные пословичной «приправой», приобретают живые оттенки, становятся доходчивее, лучше понимаются и воспринимаются. Примеров тут великое множество: «Утро вечера мудренее», «Тот хозяин, кто своего дела не знает», «У страха глаза великан».

Без пословиц трудно представить себе русский язык. Убери  их из него, и что останется? И что придет на их место («Свято место пусто не бывает»)? Либо казенная, иссушающая язык мертвая фраза, либо жаргонный оборот, «прикол, приправленный импортным суррогатом. Напичканная всем этим «народная» речь, бесцеремонно «захватившая» газетные и книжные страницы, радио-эфир и телевидение, слышимая теперь на каждом шагу, уже делает свое грязное дело – оглушает и отупляет мысль, резко снижает возможность здравой оценки происходящего, особенно у молодого поколения страны.

  1. Происхождение пословиц

Первый вопрос, который возникает, когда мы задумываемся над историческим развитием русских пословиц, - вопрос об их происхождении. Этот вопрос имеет два аспекта: происхождение пословиц как жанра, и происхождение отдельных пословиц. Надо сказать, что проблемы происхождения жанров еще весьма слабо разработаны в науке о фольклоре. Легче раскрыть связь с историей, а следовательно, определить и возникновение отдельной пословицы, особенно такой, в которой сохранилось хотя бы приблизительные реалии, отражающие историю.

Происхождение пословиц, несомненно, очень древнее. А.С. Архангельский писал, что пословицы возникают в далеком прошлом, «вместе с языком, народной мифологией, первыми зачатками обычного права». Ю.М. Соколов отмечал, что сохранились весьма архаические моменты, которые помогают понять, когда стали складываться русские пословицы. Это последнее замечание особенно важно, так как некоторые фольклористы только на русском материале пытаются решить общий вопрос о происхождении жанра пословиц, а его возможно решить лишь сравнительно-историческим путём.

«Пушкин был первым русским писателем, – отмечал Горький, – который обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу. Он украсил народную песню и сказку блеском своего таланта, но оставил неизменным их смысл и силу».

Народные элементы естественно входили в поэзию и прозу Пушкина, поскольку она сама была народной, глубоко проникающей в духовный мир. 

Фольклорные темы, мотивы и сюжеты выступают как средство характеристики народной жизни, психологии и эстетических представлений народа. Народный «разбойничий» фольклор входит в сюжет повести «Дубровский». Широко используется народное поэтическое творчество в «Капитанской дочке» в эпиграфах, пословицах. При помощи народных пословиц, песен, сказок создаются характеристики Пугачева и пугачевцев.

Глава 2. Пословицы в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

2.1. Пословицы  в роли эпиграфов в «Капитанской дочке»

Общий эпиграф — «Береги честь смолоду» —  отражает главную мысль произведения, причем не только в образе главного героя Петруши Гринева, но и других героев. Его отец, Андрей Петрович Гринев, служивший при графе Минихе, ставит честь превыше всего — выше карьеры, состояния и душевного комфорта. Для сына своего он выбирает путь честного офицера, отправляя его не в блистательный гвардейский полк, к которому Петруша был приписан с рождения, а в армию.

Рассказывая о начале жизненного пути Петруши, обычного дворянского недоросля, Пушкин подчеркивает влияние отца на формирование его характера эпиграфом из «Княжнина» к I главе:

Был бы гвардии он завтра ж капитан.
Того не надобно: пусть в армии послужит.
Изрядно сказано! Пускай его потужит…
Да кто его отец?

Исток верности присяге честных служак вроде капитана Миронова и поручика Ивана Игнатьича объясняет один из эпиграфов (из «Недоросля») ко II главе:

Старинные люди, мой батюшка.

К III главе Пушкин предпослал сразу два эпиграфа. Первый из них взят из солдатской песни:

Мы в фортеции живем,
Хлеб едим и воду пьем;
А как лютые враги
Придут к нам на пироги,
Зададим гостям пирушку:
Зарядим картечью пушку.
[2]

Эпиграф как бы предвосхищает описание Белогорской крепости — «деревушки, окруженной бревенчатым забором», простоты нравов в ней и строгого подчинения присяге. Старинное слово «фортеция» как нельзя лучше характеризует состояние крепости. Эпиграф к главе VII тоже взят из народной песни:

Голова моя головушка,
Голова послуживая!
Послужила моя головушка
Ровно тридцать лет и три года.
Ах, не выслужила головушка
Ни корысти себе, ни радости,
Как ни слова себе доброго
И ни рангу себе высокого;
Только выслужила головушка
Два высокие столбика,
Перекладинку кленовую,
Еще петельку шелковую.

Этот эпиграф — не просто «путеводная звезда» к VII главе, предвосхищающая события: гордый и мужественный ответ капитана Миронова и Ивана Игнатьича самозванцу и их трагический конец на виселице. У этих строчек есть еще одна роль. Она переплетается с народной «песней про виселицу, распеваемой людьми, обреченными виселице». Благодаря этому мы видим общее в судьбах капитана Миронова и Пугачева: оба они — «невольники чести», которым ни отступить от своей роли, от предназначения судьбы, ни получить благодарности. Как дочь-сирота капитана Миронова брошена оренбургским начальником на произвол судьбы, так и Пугачев знает, что его соратники «выкупят свою шею его головою». Эпиграф к XI главе — строчки из А. Сумарокова: В ту пору лев был сыт, хоть сроду он свиреп. «Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» — спросил он ласково.

Использованная в качестве эпиграфа пословица «Незваный гость хуже татарина» в сжатой форме демонстрирует происходящее в главе. Пословица пришла к нам из тех времен, когда жива была ещё память о многочисленных татарских набегах, приносивших простому народу разорение и разлуку. Гость, которого не звали, гость нежеланный оценивается ещё хуже. А Пугачёв, устроив пир, как бы пришёл в гости туда, куда мирное время, между тем как по крепости сновали мятежники и грабили офицерские дома.

Но самое необычное назначение у эпиграфа к XIV главе «Суд». Многих удивляет неожиданная развязка — помилование часто ходил и Гринёв, и тому оставалось только вспоминать, каково было это место в

Петруши благодаря императрице. Возникает вопрос: может быть, эта развязка — попытка подольститься к царю? дань цензуре, чтобы иметь возможность напечатать повесть о народном восстании с трактовкой образа Пугачева как человека, пытающегося улучшить жизнь народных масс?

Прочтем эпиграф:
Мирская молва -
Морская волна.
Пословица
[3]

О чем же эта пословица? Она говорит: людское мнение, как морская волна — поднимется и схлынет. То есть его можно изменить. Так и Маша сумела изменить мнение императрицы. Ведь помилование Петруши происходит не благодаря императрице, а благодаря Маше. Именно она отправляется в Петербург, именно она сумела объяснить, чем были вызваны поступки Гринева, именно она заставила императрицу поверить себе.

2.2. Пословицы внутри текста

Семь бед - один ответ.

(Глава I «Сержант гвардии», с.180). Эту пословицу произносит Гринёв, в значении, что  придется отвечать, так за все сразу.

Лошади чужие, хомут не свой, погоняй не стой.

(Глава II «Вожатый», с. 189). Пословицу произносит ямщик.

Будет дождик – будут и грибки.

(Глава II «Вожатый» с. 191).

Стали к вечерне звонить, да попадья не велит.

(Глава II «Вожатый», с. 191). Пословицу употребляет хозяин.

Зашёл  к куме, да засел  в тюрьме.

(Глава II. «Вожатый, с. 187). Пословицу произносит Савельич. Так говорит, потому что Петр Андреевич попал в трудное положение. Он не углядел.

На грех мастера нет.

(Глава III «Крепость», с.197). Пословицу произносит капитанша Василиса Егоровна о Швабрине.

Частый гребень, да веник, да алтын денег.

(Глава III «Крепость», с. 200). Пословицу произносит Василиса Егоровна. В значении, что у Маши нет приданого.

Худой мир лучше доброй ссоры, и не честен, так здоров.

(Глава IV «Поединок», с. 205). Пословицу произносит Иван Игнатьич, по поводу дуэли Гринева и Швабрина.

Быль молодцу не укора: конь о четырёх ногах, да спотыкается.

(Глава V «Любовь, с.216). Эту пословицу употребляет Савельич, когда пишет письмо Андрею Петровичу, стараясь оправдать Петра Гринева за его поступки. Каждый человек может ошибиться. Пословица построена на основе сравнения.

Конь о четырех ногах, да спотыкается.

(Глава V. «Любовь», с. 200).  Пословицу произносит Василиса Савельич. Имел ввиду, что все люди ошибаются.

Голова моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо; казнишь бог тебе судья.

(Глава VIII «Незваный гость», с. 239). Эту пословицу произносит Гринев при разговоре с Пугачёвым. Гринев хочет, чтобы Пугачёв отпустил его в Оренбург. Пословицей он хотел сказать, что все в руках Пугачева, пусть поступит, как ему захочется.

Ступай себе на все четыре стороны.

(Глава VIII «Незваный гость», с. 239). Пословицу произносит Пугачёв. Он эту пословицу говорит Гриневу.

Казнить так казнить, миловать так миловать.

(Глава VIII «Незваный гость», с.239). Пословицу произносит Пугачев, его поражает искренность Гринева. И он решил отпустить его.

С лихой собаки хоть шерсти клок.

(Глава IX «Разлука», с. 227). Пословицу произносит Савельич.

Утро вечера мудренее.

(Глава XI «Мятежная слобода», с. 258). Пословицу произносит Пугачёв. Он предлагает откладывать дело до утра.

Долг платежом крашен.

(Глава XI «Мятежная слобода», с.258).

Пословица о том, что надо отдавать долги в срок, а также вообще отвечать благодарностью на хорошее. Пословицу произносит Пугачев, обращаясь к Гриневу, имея в виду, что он был в долгу перед Гриневым, а теперь оплатил за добро.

Закусим, запьем – и ворота запрем!

(Глава XII «Сирота»,  с. 265). Эту пословицу употребляет Пугачёв, насчёт свадьбы Маши и Петра.

            В речи действующих лиц пословицы представлены неравномерно; часто, но не всегда это зависит от социального  положения того или иного персонажа. Лаконичное прощальное напутствие Гринева-отца, например, облечено в пословичную форму: «На службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Недаром именно с «отцовским словом» связан эпиграф ко всей повести – «Береги честь смолоду». В письме к старинному товарищу и другу генералу Р., на службу к которому Гринев-отец отправил сына, он советует «держать в ежовых рукавицах» своего повесу (гл. II). В речи других персонажей дворянского происхождения (Швабрин, Зурин, Маша Миронова и другие) пословицы вовсе не встречаются. Зато они многочисленны и уместны при создании характеров из простонародья.

           В повести «Капитанская дочка» идеал жизни Пугачёва раскрыт как выражение убеждений народа. Пугачёв оттого и находится в центре внимания Пушкина, что в нем – выразителе надежд и чаяний народа – ярко проявляется национальный характер. Этим объясняется и широкое использование Пушкиным песен, сказок, пословиц для раскрытия взглядов и убеждений Пугачёва. В повести пословицы украшают язык многих персонажей повести, и прежде всего – вождя крестьянских масс Пугачёва. Пушкин нарисовал сложный образ этого человека, чья кровная связь и близость к народу подчеркиваются, в частности, особой колоритностью его речи. Пугачёв – носитель народных идей, он же знаток и носитель народного творчества. Пословицы и поговорки в его устах – не только средство украшения языка, но и особый «код», оружие в борьбе с врагами.

Большое впечатление производит сцена разговора вожатого с хозяином постоялого двора. Этот загадочный разговор внешне похож на своеобразную игру в пословицы. Но это не игра, а серьёзная политическая беседа. Внешне безобидные и простые пословицы наполняются глубоким символическим смыслом.

           «Хозяин вынул из ставца штоф и стакан, подошёл к нему и, взглянул ему в лицо: «Эхе, - сказал он,- опять ты в нашем краю! Отколе Бог принёс?» Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркой: «В огороде летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком – да мимо. Ну, а что ваши? – Да что наши, - отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. – Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте. – Молчи, дядя,- возразил мой бродяга,- будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тот он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит…»[4]

При чтении этой сцены нетрудно догадаться, что в лице заросшего и худо одетого вожатого чувствуется человек недюжинной силы и воли, большого ума и народной смекалки – это и был Пугачев.

Почти в каждой главе, где появляется Пугачев, звучат его пословицы: «Я чаю, небо с овчинку показалось», «Кто ни поп, тот батька» (глава VIII), «Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдет», «Долг платежом красен», «Утро вечера мудренее», «Закусим, запьем – и ворота запрем!», «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай» (глава XII).

И Савельич скажет, как припечатает: «так-то: зашел к куме, да засел в тюрьме» (глава II). «Быль молодцу не укора: конь о четырех ногах, да спотыкается» (из письма к барину, гл. III;  гл. IX); «А с лихой собаки хоть шерсти клок» (гл. IX), «Из огня да в полымя» (гл. XIII).

Капитанша Василиса Егоровна в немногих своих речах также не обходится без «красного слова»: «На грех мастера нет» (о Швабрине, гл. III), «Девка на выданье, а какое у ней приданое? Частый гребень, да веник, да алтын денег (прости Бог!), с чем в баню сходить» (о Маше, гл. III).

Эпизодичны такие персонажи, как кривой старичок в офицерском мундире Иван Игнатьич или ямщик, но и их речь ярко характеристична благодаря использованию пословиц. Иван Игнатьич говорит: «Брань на вороту не виснет», «Худой мир лучше доброй ссоры, а и нечестен, как здоров» (по поводу дуэли Гринева и Швабрина, гл. III). Ямщик: «Небось: лошади чужие, хомут не свой, погоняй не стой!».  С фольклорной образностью выражается Хлопуша в споре с Белобородовым.

Пословицы часто соответствует характеру персонажа, линии его поведения. Так, Савельич дважды употребляет пословицу «Конь и о четырех ногах, да спотыкается», и в письме к старому барину, стремясь оправдать Петрушу, для вящей убедительности соединяет с этой пословицей другую: «Быль молодцу не укора: конь и о четырех ногах, да спотыкается». Такой яркий штрих к образу Пугачева, как его бесшабашная удаль, Пушкин передает с помощью найденного им эмоционально выразительного варианта пословицы: «Закусим, запьем – и ворота запрем!»[5]

Исследовательская часть

Я попыталась выяснить у учащихся 1- 11 классов, знают ли они пословицы? Для этого мы провели анкету (Диаграмма №1)

Анализ результатов анкетирования показал, что только 59 % детей знают пословицы, они правильно привели примеры. Самые употребляемые пословицы среди учащихся: «Без труда, не вынешь рыбку из пруда», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Семь раз отмер, один раз отрежь».

Я провела исследование среди учащихся школы 1-11 классов на тему «Пословицы в нашей жизни».

Вопросы:

  1. Употребляете ли вы пословицы?
  2. Где вы используете пословицы?
  3. С какой целью используются пословицы?
  4. Из каких источников узнаешь о пословицах?
  5. Необходимо ли использовать пословицы в речи?

Результаты исследований:

31 учащихся заявило о том, что употребляют пословицы в своей речи иногда, 12 – вообще не используют (Диаграмма №2).

Чаще всего ребятами пословицы используются на уроке (20) (Диаграмма №2),больше всего пословиц знают об учёбе (8), книге (15), о труде (7), работе(6). Меньше всего о Родине и матери(5), о смелости(2). (Диаграмма №3).

Употребляют пословицы чаще всего, чтобы дать совет(14), украсить речь(12), покритиковать(9), ни с какой целью не употребляю(8). (Диаграмма №4)

Первое место среди источников информации о пословицах занимают книги (18), второе – речь педагогов (11), третье место – учебники (9), а родители остались на последнем месте (3). (Диаграмма №5)

           Необходимость использования пословиц в нашей речи признают 32 , учащихся, а 9 считают, что нет необходимости их использовать

 (Диаграмма №6)

После учащимся было предложено написать свои пословицы, которые они знают.

           В результате данных  исследований мы пришли к выводу, что у учащихся 1-11 классов слабый словарный запас, речь неяркая, бедная,

нет выразительности.

Заключение

           Русские писатели всегда были страстными почитателями и бережными  популяризаторами фольклора. Пословицы во все времена служат неиссякаемым родником мудрости, морально – этическим кодексом народа, неистощимой сокровищницей языка.

           В «Капитанской дочке» А.С. Пушкин использует 20 пословиц, 3 из них в качестве эпиграфа.

 Благодаря фольклорным формулам, ритмам пушкинский текст приобретает национальный колорит русской речи; пословицы передают правила, по которым живут герои повести («Береги честь смолоду», «Долг платежом красен»). Они связаны Народная пословица своей лаконичностью, живописностью, веселым лукавством ума органична для творчества Пушкина, который и в прозе оставался поэтом. О пушкинском чуде сжатой формулировки Гоголь писал: «В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт».

Отражая жизнь людей, пословицы раскрывают моральные и этические идеалы человека, его сметку, разум, жажду знаний. Глубокая мудрость, тонкая наблюдательность, ясный разум трудового народа отразились в пословицах о грамоте, ученье, науке, уме и глупости.

с тематической и идейно-эмоциональной доминантной произведения.

           Благодаря использованию «красного слова» полнее раскрывается специфика повести, а именно – изображение народной жизни, народных характеров, образа мысли народа в драматический период российской истории.

           Пословицы Пушкин ценил не только за их высокое художественные достоинства. В них поэтической форме запечатлелся исторический, социальный, нравственный опыт народа, его жизнь, его быт, его интересы, его воззрения и идеалы, его мудрость. Они воссоздавали огромный, глубоко содержательный мир народной жизни.

          Эпиграф повести: «Береги честь смолоду» - помогает найти ответ на вопрос, каким должен быть человек, как он должен вести себя в ситуации выбора, вне зависимости от своего происхождения. Через это нравственное испытание проходят все герои повести. Восстание Пугачева внесло изменения в судьбу всех героев: семьи Гриневых, семьи Мироновых, Швабрина, Пугачёва.

          Тяжелые жизненные испытания с честью выдержали и Петр Гринев, и Маша, и капитан Миронов, и Василиса Егоровна. Верен своему долгу и вождь крестьянского восстания Пугачев. С большой теплотой и симпатией автор рисует героев, оставшихся верными чести, долгу. Совсем другое отношение у автора к человеку, не сумевшему сберечь честь,- Швабрину.

          Таким образом, каждый из героев повести помогают понять смысл эпиграфа, жизнь каждого из них становится ответом на вопрос, что значит «беречь честь смолоду». По мнению автора повести «Капитанская дочка», это значит всегда выбирать правду, не поступать против своей совести, и тогда справедливость восторжествует.

           Подводя итог нашего исследования, можно сказать, что, поставленная мною в начале исследования цель, достигнута.

          В ходе работы над исследованием я пришла к выводу:
пословицы нужно знать и уметь их употреблять в речи . Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.

        Список использованной литературы

        

1. В. Даль «Пословицы русского народа». Сборник В. Даля. М.:1957

2. Интернет ресурсы.

2. Д.К. Княжевич  «Полное собрание русских пословиц и поговорок» Спб:1822

3. А.М. Новикова «Русские народные песни». М.:1957

4. А.С. Пушкин «Полное собрание сочинений»

5. А.С. Пушкин  «Капитанская дочка». – М., 2002

                                                                                                         Приложение 1

Диаграмма № 1. «Знаете ли вы пословицы?»

Диаграмма №2 «Употребляете ли вы пословицы?»

                                                                                           Приложение 2

Диаграмма №3 «Где вы используете пословицы?»

Диаграмма №4 «С какой целью используются пословицы?»

                                                                                               

                                                                                      Приложение 3

Диаграмма №5 «Из каких источников узнаешь о пословицах?

Диаграмма №6 «Необходимо ли использовать пословицы в речи?»

                


[1] В. Даль «Пословицы русского народа». Сборник В. Даля. М.:1957

[2] А.С. Пушкин  «Капитанская дочка». –М., 2002

[3] А.С. Пушкин  «Капитанская дочка». –М., 2002

[4] А.С. Пушкин  «Капитанская дочка». –М., 2002

[5] А.С. Пушкин  «Капитанская дочка». –М., 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок-исследование по теме «Свидание с пылающей эпохой» (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") » в 8 классе

Открытый урок-исследование по теме «Защита проекта «Свидание с пылающей эпохой» (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") » был проведен в 8 классе для участников районного совещания директоров То...

Самостоятельная работа по тексту повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Данная работа является промежуточной в ходе изучения повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Цель: текстовый анализ на базе предложенного эпизода; проверка знания текста произведения....

Самостоятельная работа по тексту повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Данная работа является промежуточной в ходе изучения повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Цель: текстовый анализ на базе предложенного эпизода; проверка знания текста произведения....

Презентация на тему "Пословицы в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Цель: Определить функции пословиц в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»...

Конспект урока по русской литературе в 8 классе на тему: «Пословицы в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Конспект урока по русской литературе в 8 классе на тему:«Пословицы в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»...

Статья на тему: «Пословицы в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»»

       Пословица предоставляет возможность определить то или иное явление в практических целях, дать ему оценку. Это объясняет идейно-эмоциональную насыщенность пословицы. У...