Конспект урока по русской литературе в 8 классе на тему: «Пословицы в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Галиева Эльза Ришатовна

Конспект урока по русской литературе в 8 классе на тему:

«Пословицы в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kapitanskaya_dochka.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русской литературе в 8 классе на тему:

«Пословицы в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Учитель: Галиева Эльза Ришатовна


Цель урока: повторение, обобщение и закрепление пройденного по теме  

«А. С. Пушкина «Капитанская дочка»»


Задачи урока:

  1. Проверить и оценить знания учащихся, сформировать навыки самостоятельной работы, выразительного чтения
  2. Воспитание любви к поэту, интереса учащихся к жизни и творчеству, к богатому литературному наследию» солнца русской поэзии», признание мирового значения творчества А. С. Пушкина
  3. Развитие речи с помощью вопросов и ответов, устных сообщений на заданные темы, развитие памяти и логического мышления с помощью отгадывания литературных викторин, нахождение пословиц


Тип урока: Урок-обобщение


Метод: тренинговый, частично-поисковый


Наглядности, тех. оборудования: мультимедиа, интерактивная доска, портрет А. С. Пушкина, иллюстрации



Ход урока

  1. Организационный момент

Слово учителя. Ребята, сегодня мы с вами будем беседовать по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка», находить пословицы и объяснять их значения. На уроке мы должны набраться народной мудрости, стать немножечко мудрее. А кто окажется самым мудрым – узнаем в конце урока. Начнем работу, откроем тетради, запишем число, тему урока.

  1. Беседа по содержанию

Учитель Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» - крупное эпическое произведение, написанное в прозе. Оно отображает исторические события конца XVIII века (1773-1774), когда народы России подняли восстание против крепостного рабства. Это была крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева (народного вождя).

Учитель Давайте определим тему повести.

Ученик Темой повести «Капитанская дочка» является крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева и судьбы людей, вовлеченных в это историческое событие.

Учитель Как раскрывает тему писатель?

Ученик Чтобы раскрыть тему, писатель ставит героев в такие жизненные ситуации, в которых глубже раскрываются их характеры, обнаруживаются нравственные качества.

Учитель Определите идею произведения?

Ученик В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» идея сформулирована в словах, вынесенных в эпиграф: «Береги честь смолоду». Идея высокой нравственности – чести, верности долгу, человеческого достоинства, которые человек должен пронести через любые испытания.

Учитель Писатель в произведении много использовал пословиц. Скажите, пожалуйста, ребята, что такое пословица?

Ученик Пословица – краткое изреченье с нравоучительным смыслом. Жанр народного творчества.

Учитель Пословицы возникли в давние времена, еще до того, как появилась на Руси грамота. Народ, не умевший ни писать, ни читать, как бы создавал свою устную школу, передавал мудрые наставления от отца к сыну, от деда внуку, учил подрастающее поколение уму-разуму. В пословицах отражается вся наша жизнь, их можно назвать энциклопедией народной жизни. Это народное состояние, которое необходимо хранить, оберегать, чтобы передать следующим поколениям. Ученые собирают и записывают пословицы, изданы десятки разных сборников пословиц. Лучшим собранием по праву считается сборник «Пословицы русского народа» В.И. Даля. Владимир Даль включил пословицы как пример народной речи в «Словарь живого великорусского языка».

Давайте заглянем в этот словарь и прочитаем определение пословицы. «Пословица – краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказания. Пословица есть особенность народной речи, не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа. Пословица сама о себе говорит: пословица недаром молвится. Пословицы не объехать, ни обойти. Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз».

Учитель Как богат и многообразен язык действующих лиц повести. Посмотрите-ка страницу 2 главы, где вожатый разговаривает с хозяином постоялого двора. Язык этот иносказательный, рассчитанный на то, чтобы его не поняли чужие. Что можно говорить о человеке, который умеет разговаривать таким языком.

Ученик Это человек умный и талантливый.

Учитель Теперь посмотрите последние полторы странички в главе 8 («Незваный гость»). Сравните, каким языком говорит Гринев и каким Пугачев. Чем отличается речь Гринева от речи Пугачева?

Ученик Гринев говорит языком более или менее начитанного дворянина, языком литературным, а Пугачев языком народным, красочным, пересыпанном пословицами и поговорками: «Я чаю, небо с овчинку показалось», «А покачался бы ты на перекладине, если б не твой слуга», «Я тотчас узнал старого хрыча», «Казнить так казнить, миловать так миловать!», «Кто ни поп, тот батька».

III. Проверка домашнего задания

Учитель Вам надо было дома поискать пословицы. А теперь проверим, кто сколько нашел.

Ученик Казнить так казнить, миловать так миловать.

Учитель Кто эту пословицу произносит и в какой ситуации?

Ученик Эту пословицу произносит Пугачев при разговоре с Гриневым. Он прощает Петра Гринева и отпускает его.

Учитель Правильно. Еще какие пословицы нашли?

Ученик Утро вечера мудренее. Пословицу употребляет Пугачев.

Ученик Зашел к куме да засел в тюрьме. Употребляет Савельич гневаясь на Петра Гринева за то, что он играет в карты.

Ученик Голова моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо; казнишь бог тебе судья. Эту пословицу произносит Гринев при разговоре с Пугачевым. Гринев хочет, чтобы Пугачев отпустил его в Оренбург. Пословицей он хотел сказать, что все в руках Пугачева, пусть поступит, как ему захочется.

Ученик Долг платежом красен. Пословицу употребляет Пугачев, обращаясь к Гриневу. Имел в виду, что он был в долгу перед Гриневым, а теперь отплатил за добро.

IV. Работа с карточками

Учитель А сейчас мы с вами поиграем. Я вам раздам карточки с пословицами, вам надо восстановить опущенную часть высказывания, а также вспомнить, кто из героев и в какой ситуации произносит эти слова.

«… лучше доброй ссоры» («худой мир») – пословица.

Принадлежит Ивану Игнатьичу и была произнесена с намерением примирить Гринева и Швабрина.

«Будет дождик – будут и.., а будут… - будет и…

(«грибки», «грибки», «кузов»)

«… на все четыре стороны» (Ступай себе).

Пословицу произносит Пугачев. Он эту пословицу говорит Гриневу.

V. Конкурс на лучшего знатока пословиц

Учитель Ребята, давайте устроим конкурс на лучшего знатока пословиц. Вы приводите свои любимые пословицы.

Ученик «Кто не работает, тот не есть»; «Гусь свинье не товарищ»

Ученик «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Жизнь дана на добрые дела».

Ученик Не имей сто рублей, а имей сто друзей!

Учитель Правильно. Еще какие?

Ученик «Жизнь прожить – что море переплыть», «Не бойся смерти, бойся грехов»;

Учитель Молодцы! Пословицы бывают на разные темы. Например, о труде. Какие пословицы знаете про труд?

Ученик «Дело мастера боится»

Учитель Еще есть такие пословицы: «Труд славит народа», «Всякая работа мастера хвалит». А об обучении какие знаете?

Ученик Ученье свет, а неученье тьма», «Повторение – мать учения».

Учитель Можно добавить также такие, как «Век живи-век учись», «Без муки нет науки», «Ученье лучше богатства».

Учитель Давайте, ребята, вспомним пословицы о родине: «Родина – любимая мать родимая», «Счастье Родины – дороже жизни», «Человек, забывший свою родину, -заблудившийся человек».

Ученик Счастье Родины – дороже жизни», «Человек без Родины, что соловей без песни».

VI. Итоги по теме




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русской литературе (8 класс) на тему: Н.В.Гоголь "Тарас Бульба".

Данная разработка урока включает в себя интерактивные методы обучения....

Урок по литературе "Восстание Пугачева. Историческая справка для изучения повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Интегрированный урок - введение перед началом изучения повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" по литературе и истории с использованием современных технологий: критическое мышление, развивающее обуче...

Использование технологий проблемного обучения и личностно-ориентированного подхода на уроке литературы как предмета,формирующего личность человека (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

Цели: 1.Формирование представления у обучающихся о категориях добра и зла;о месте человека в мире и его ответственности ха этот мир.2.Развитие чувства милосердия и сострадания , неприятие ...

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Подготовка к сочинению по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Презентация поможет организовать деятельность учащихся на уроке, который рассчитан на 2 часа. Это семинарское занятие организовано в форме групповой работы, работы в парах. В заметках к слайду даны за...

Презентация на тему "Пословицы в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Цель: Определить функции пословиц в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»...

Статья на тему: «Пословицы в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»»

       Пословица предоставляет возможность определить то или иное явление в практических целях, дать ему оценку. Это объясняет идейно-эмоциональную насыщенность пословицы. У...

Тема научно–исследовательской работы Пословицы в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Тема научно–исследовательской работыПословицы в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»...