«Эти трудные, странные, загадочные метафоры…» (из опыта работы учителя-словесника), 5 класс.
статья по литературе (5 класс)

Скородумова Ирина Михайловна

            Данный материал из моей методической копилки отражает работу над умением находить одно из трудных средств художественной выразительности - метафору. Он полезен для отработки навыков художественного анализа текста. Эту работу важно начинать с 5 класса во время изучения темы "Загадки" в разделе "Фольклор". Она необходима для развития образного мышления, без которого невозможно "расшифровать" смысл  загадки, найти метафору, заложенную  в ней. Такая работа должна быть регулярной, целенапрвленной, а не от случая к случаю. Только тогда можно развить необходимые литературоведческие компетенции.Результат- отсутствие стресса у ребёнка при анализе текста на олимпиаде и итоговой аттестации.
            Ключевые слова: отсутсвие образного мышления, "образная зоркость", загадки - короткие и образные "развивалки" детского ума, "метафора - душа загадки", развитие литературоведческих компетенций, воспитание интереса к предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Эти трудные, странные, загадочные метафоры…» (из опыта работы учителя-словесника), 5 класс.


              Данный материал из моей методической копилки отражает работу над умением находить одно из сложных средств выразительности – метафору.  Он полезен для отработки навыков художественного анализа текста. Эту работу важно начинать с 5 класса во время изучения темы «Загадки» в разделе «Фольклор». Она необходима для развития образного мышления, без которого невозможно «расшифровать» смысл загадки, найти метафору, заложенную в ней. Такая работа должна быть регулярной, целенаправленной, а не от случая к случаю. Только тогда можно развить необходимую литературоведческую компетенцию.  Результат – отсутствие стресса у ребёнка при анализе  текста, а самое главное,  уверенность в себе и «крепкие» знания на выходе –  во время выполнения  заданий ОГЭ и ЕГЭ по литературе в 9, 11 классах.

 Ключевые слова: отсутствие образного мышления, «образная зоркость»,  загадки -  короткие и меткие «развивалки» детского ума, «метафора — душа загадки»,  развитие литературоведческих компетенций, воспитание интереса к предмету.
       

Невозможно представить уроки учителя – словесника без работы над  изобразительно - выразительными средствами русского языка. Особенно важна эта работа для подготовки детей к итоговой аттестации в 9, 11 классах. Она  не может быть эпизодической, так как хорошо развитым образным мышлением обладает далеко не всякий ребёнок.
     Современные дети развиваются в реалистичном, рационализированном мире, информационно-технологическом  мире,  в котором их интуитивны представления, догадки остаются невостребованными и неразвитыми. С этим недостатком учителя русского языка и литературы сталкиваются при анализе художественных текстов, особенно стихотворений. Дети не могут проникнуть в образный мир поэтов и писателей, не чувствуют красоты слова, образа. Ребята, к сожалению,  мало читают,  в связи с этим у многих не развита фантазия. По этой причине научить понимать образный язык писателей и поэтов – очень сложная задача.
     
      Метафора, на мой взгляд, является одним из самых трудных для понимания тропов. С трудом его находят   старшеклассники при подготовке к ЕГЭ . Если в среднем звене не работать над умением находить это средство, то в 9-11 классах возникнут серьёзные проблемы,  так как образное мышление становится всё более неразвитым, теряется «образная зоркость». Как не допустить это? Мне кажется, что надо начать с любимого для пятиклассников и шестиклассников занятия – разгадывания загадок. 
     
Загадки – неотъемлемая часть детства. Любой из нас помнит и лампочку – «грушу, которую нельзя скушать», и ножницы, у которых «два конца, два кольца, посередине гвоздик». К сожалению, учителя  не уделяют должного внимания загадкам - этим коротким и метким «развивалкам» детского ума. На уроках литературы при изучении раздела «Устное народное творчество» ограничиваются развлекательными заданиями, не задумываясь, что приятное надо совмещать с полезным. Тем более,  что  в связи с сокращением часов русского языка и литературы в школе, не остаётся времени для целенаправленной работы со средствами выразительности. А тема «Загадки» - отличная возможность восполнить этот пробел.
         Исследуя детское воображение и пытаясь раскрыть его механизмы, учёные обратили внимание на то, что понимание, иллюстрирование, самостоятельное построение метафор и интерпретация нонсенсов являются важными приемами развития фантазии и креативности.
На мой взгляд, хорошим помощником в данной затруднительной ситуации могут стать самые простые загадки, которые мы изучаем в 5,6 классах в теме «Фольклор».
          Излюбленным стилистическим средством загадки является метафора. «Загадка может быть определена, — писал академик Ю. М. Соколов,— как замысловатый вопрос, выражаемый обычно в форме метафоры». Поэтому записываю с детьми понятное для них определение этого тропа: «Метафора — душа загадки. Понять метафору — значит понять саму загадку, раскрыть ее суть». В подавляющем большинстве загадок загадываемый предмет не называется. Вместо него — его метафорический эквивалент. Народ говорит о загадке: «Без лица в личине». «Лицо» — это загадка, «личина» — ее метафора. В ней мысль выражается не открыто и прямо, а переносно-метафорически.  Рассмотрим пример: «На полянке девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках» (березки). Здесь  вместо реального мира - его метафорическое обозначение. Ребята должны нарисовать берёзки и понять, почему в загадке берёзки -  «девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках».
      Начинаю работу с известной загадки: «Сто одёжек, и все без застёжек». Дети отвечают, что это капуста. Рисуем её в специально заведённом блокноте – копилке трудностей русского языка. Сто одёжек – это листья без застёжек. Следовательно, повторяем, разгадать загадку — это значит найти реальную расшифровку ее метафорическим образам.       Загадка — это не просто метафорически заданный вопрос. Я бы сказала, это еще и очень хитро сформулированный вопрос. Загадка - это совершенно необыкновенная метафора. Например, нас удивляет намек на существо, которое «без рук, без ног, а рисовать умеет» (мороз).  Совершенно ясно, что цель любой загадки - удивить человека, намекнуть на какие-то необычные, из ряда вон выходящие, невозможные явления.   Например, читаю из тренировочных заданий строчку из стихотворения А.С. Пушкина: «Воспоминание безмолвно предо мной свой длинный развивает свиток». Что имеет в виду автор? Что такое свиток?
 Обращаемся к Толковому словарю: «Свиток – свёрнутая трубкой, валиком рукопись на полоске бумаги или другого писчего материала». Берём лист из тетради и сворачиваем его и начинаем медленно разворачивать, как бы восстанавливая постепенно в памяти прошлое. Загадка расшифрована. Метафора понятна. 
 
Таким образом, работайте в 5,6 классах серьёзно с загадками! На этих уроках у детей должны быть цветные карандаши. Они должны нарисовать загадку. Это поможет проникнуть  в её тайну – метафорический образ.

Список литературы

1.Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957
2. Загадки. Издание подготовила В. В. Митрофанова. Л., 1968
3. Квятковский А.
 Поэтический словарь. М., 1966,  
5. Митрофанова В.
 Русские народные загадки. Л., 1978
6. Митрофанова В. Художественный образ в загадках.  В кн.: Современные проблемы фольклора. Вологда, 1971
7. Розенталь Д. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. Д.Э., 2001
8. Соколов Ю.
 Русский фольклор. М., 1941

https://yandex.ru/turbo/s/anews.com/p/100786108-chto-takoe-metafora-primery-metafory-v-russkom-yazyke/

       https://russkiiyazyk.ru/leksika/metafora.html

https://proudalenku.ru/metafora-chto-ehto-takoe-i-primery/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграционные технологии в работе учителя – словесника при изучении творчества А.Н.Островского

Статья из сборника Всероссийской конференции "Интеграционные технологии в преподавании русской словесности"....

Обобщение опыта педагогической работы учителя-словесника

Вот уже 20 лет я преподаю русский язык и литературу, но не утратила живого интереса к своей профессии, потому что убеждена « Учитель – профессия дальнего действия, главная на Земле»....

Обобщение педагогического опыта по теме «Метод проектов в работе учителя-словесника как технология реализации идей личностно ориентированного обучения»

Метод проектов понимается нами как инновационная технология реализации принципов личностно ориентированного образования и воспитания языковой личности. Понятие «технология» рассматривается как «...

Исследовательский проект по краеведению на уроках гуманитарного цикла. (Из опыта работы учителя-словесника.)

Одной из форм работы по краеведению является исследовательский проект, ставший обязательным по новым программам. Это самостоятельная или групповая работа, направляемая на всех этапах работы учителем....

Пресс-конференция на уроке литературы. (Из опыта работы учителя-словесника.)

Одной из форм информационного общения является пресс-конференция. В наш информационный век, где огромную роль играют СМИ, важно дать ребятам почувствовать интерес к факту, добытому, научно и дост...

Система работы учителя-словесника по подготовке учащихся к ГИА (из опыта работы)

В настоящее время в процессе обучения в школе делается акцент не на передачу готовых знаний, а на вооружение учащихся различными умениями, как общеучебными, так и предметными.  Инструментом качес...

Некоторые приемы развития речи учащихся средней школы (из опыта работы учителя-словесника)

В работе представлены некоторые приемы работы по развитию речи учащихся средней школы....