Технология проблемного обучения
статья по литературе

Статья "Технология проблемного обучения"-описание личного опыта использования технологии на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_problemnogo_obucheniya.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Глаголева Светлана Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ лицей №4 г.Красногорска

Технология проблемного обучения

 Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем; тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний.

Главные признаки, которые лежат в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения: 1) создание проблемных ситуаций;

 2) обучение учащихся в процессе решения проблем;

 3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.

Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса.

Алгоритм решения проблемной задачи включает 4 этапа. На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе. Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы. Формулирование гипотезы составляет второй этап. Третий этап решения проблемы – доказательство гипотезы. Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления. Это четвёртый этап решения проблемы.

Достоинства, которые имеет проблемное обучение: развитие внимания, наблюдательности учащегося, активизация познавательной деятельности, мышления и воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, осторожности, решительности, нестандартности мышления. Но главное - проблемное обучение обеспечивает прочные знания, которые добываются самостоятельно.

Именно проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления учащихся. Ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию. Новое применение знаний ищется и находится самим учеником.

Например, изучение темы «Правописание приставок пре- и при-» целесообразно провести, используя один из методов проблемного обучения – метод создания проблемной ситуации. Чтобы добиться активной мыслительной деятельности учащихся, необходимо вызвать у них потребность в знании правильно выбирать гласную в приставке. Для этого я сочиняю небольшой текст, в который включаю слова с этими приставками. Текст распечатан для каждого ученика или проецируется на экран. Прочитав текст, учащиеся находят слова с данными приставками и распределяют их в таблицу по значениям. Логически возникает гипотеза о выборе гласных в этих приставках в зависимости от значения слова. Следующий этап - проверка гипотезы. Прошу учащихся придумать и записать слова с аналогичными приставками. После того как задание выполнено, проверяем его вслух, комментируем. Остается принять гипотезу как правило. В 6 классе при подтверждении гипотезы необходимо прочитать правило в учебнике.

При использовании проблемного обучения информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических задач в отличие от традиционного типа обучения, при котором материал дается в готовом виде. В поисках решения возрастает активность и самостоятельность учащихся. И, конечно же, результаты преподавания относительно высокие и устойчивые.

Центральное место технология проблемного обучения отводит исследовательскому методу. При закреплении одного из сложнейших правил «Н-НН в суффиксах прилагательных и причастий» учащиеся изучают в Интернете меню кафе и ресторанов, находят слова с изучаемой орфограммой, определяют, грамотное ли написание, объясняют ошибки. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.

Часто использую метод лингвистического эксперимента, этот прием помогает учащимся убедиться в правильности трактовки языковых фактов. Например, просклонять сочетание “притяжательные местоимения его, ее, их + существительное», чтобы убедиться, что связь слов примыкание, а не согласование.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

  1. Так, на первом уроке по роману Гончарова «Обломов» после прочтения учащимися произведения возникает впечатление, что Обломов – просто ленивец, который лежит на диване. Такая трактовка не соответствует взгляду автора. Создаю проблемную ситуацию (показ фрагмента): И.И. Обломов – обычный лежебока или….?». Далее учащиеся делятся на группы, выполняют задания, позволяющие ответить на этот вопрос.
  2. На этапе закрепления: «Вредный ли человек Лука?» по пьесе Горького «На дне».

Реализуя проблемное обучение на уроках литературы, выбираю такую форму урока, как диспут, дискуссия. Урок-диспут является одной из форм активизации учащихся, средством поднятия интереса к чтению. Диспут развивает устную речь, учит общению, стимулирует творческую самостоятельность учащихся.

Поскольку особенностью диспута как формы работы является именно полемика, в самой формулировке темы должна содержаться возможность спора. Так, при изучении пьесы «На дне» учащимся предлагается следующий вопрос: «Так что же лучше «сон золотой» лжи или горькая правда?».  Кто-то считает, что «утешительная ложь Луки является опиумом для народа. И чем продолжительнее будет этот сон, тем страшнее пробуждение».

А вот мнение другого ученика: «Лука, пусть даже на мгновение, но сумел обогреть душу каждого ночлежника. И, может быть, этот миг был самым прекрасным в их жизни, потому что каждый из них почувствовал себя Человеком, у каждого появилась надежда, ради которой стоит жить...».

При изучении романа «Отцы и дети»: «Возможно бы было совместное будущее Анны Одинцовой и Евгения Базарова, если бы не его смерть?».

Основаниями для проведения урока-диспута является, во-первых, то, что в процессе предварительного чтения ребятами той или иной книги выясняется, что они расходятся в оценке ряда вопросов, например, образа Ольги Ильинской; во-вторых, учащиеся, знакомясь с откликами на произведение (если они есть), сталкиваются с неоднозначными оценками героев, ситуаций, да и самой книги. 

Так, изучая «Гранатовый браслет» И. А. Куприна, учащиеся рассуждали о том, какой должна быть любовь? Чувства Желткова - это большая любовь или слепой восторг, сумасшествие?

Создать проблемную ситуацию помогли высказывания В. Львова- Рогачевского и Д. С. Лихачева.

В. Львов — Рогачевский: «Куприн говорит о любви, но не о той, постельной любви, которую свели к воробьиным ухаживаниям, к раздеванию и подглядыванию... „Гранатовый браслет“ Куприна — это подарок новому поколению, это призыв к большой любви».

Д. С. Лихачев: «Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками — как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям».

При этом следует помнить, что диспут наш литературный: в ходе обсуждения выдвинутой для дискуссии проблемы обязательно должен звучать литературный текст... Литературный диспут должен оправдывать свое название, а не быть беспредметным разговором по поводу литературы.

Рассматривая философскую проблематику поэмы А. Блока „Двенадцать“, задаю вопрос: «Почему в конце поэмы возникает образ Христа?»

В белом венчике из роз —

Впереди — Иисус Христос.

И предлагаю учащимся три мнения по этому вопросу.

1. Поставить во главе красногвардейцев Христа означало со

стороны поэта благословить революцию». (А. Турков.

Русская литература XX века. М 1994)

2. «Христос вовсе не идет во главе 12 красногвардейцев, а,

напротив, преследуется ими». (М. Волошин. 1918)

3. «Вероятнее всего, Иисус выступает в поэме как Спаситель

грешных душ, заблудших в политическом мраке людей. Он

надеется на раскаяние тех, которые „не ведают, что творят“.

Остановить дикий разгул, образумить и вернуть душегубов в

лоно Божие — это истинное дело Христа, а не возглавить и не

благословить их на дальнейшие злодеяния» (Г. Яковлев.

«Впереди — Иисус Христос»)

Кому-то оказалось ближе мнение М. Волошина: «12 красногвардейцев преследуют Христа, тем самым расчищая дорогу для своей новой идеологии.»

Кто-то разделяет точку зрения Г. Яковлева: «Иисус должен остановить дикий разгул и вернуть душегубов в лоно Божие. Но вместе с тем Христос готов принять в свои объятия и людей „старого“ мира, раскаивающихся в своих грехах. Ведь истинное дело Спасителя — прекратить кровопролитие».

На таких уроках учащиеся не только приобретают знания, навыки, но и раскрывают свое собственное «Я».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению

             Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение  образовательного ...

Реализация в практической деятельности деятельностно – ориентированной технологии (технология проблемного обучения, элементов информационной технологии)

Реалии времени диктуют изменения в процессе обучения. Но задачи урока остаются неизменными многие десятилетия: это воспитание и развитие личности. Основным средством решения которых продолжает ост...

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...

Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...