Мастер-класс "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературы"
методическая разработка по литературе

Материал содержит описание приемов ТРКМ на примере урока современной литературы в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_baldina.docx37.08 КБ
Файл master-klass_baldina_2.pptx671.86 КБ

Предварительный просмотр:

Балдина Марина Ивановна, учитель

русского языка и литературы МБОУ «СОШ  №1

имени Героя Советского Союза П.И.Чиркина

г. Калининска Саратовской области»

Мастер-класс

Использование приемов технологии развития критического мышления

на уроках литературы  

Добрый день, уважаемые коллеги!     (Слайд 1)

Я рада приветствовать Вас в стенах нашей школы. Свой мастер-класс мне хотелось бы начать с озвучивания тех вопросов, которые учитель ставит перед собой каждый день:  (Слайд 2)

  • Как учить детей без принуждения?
  •  Как помочь им раскрыть свои возможности?
  •  Как сделать предмет интересным для всех?
  •  Как научить учиться?

Эти вопросы  были  актуальны для учителя в  любые времена, а сейчас  стоят особенно остро.

В условиях перехода на ФГОС и ориентации на системно-деятельностный подход в обучении школа должна обеспечить условия для формирования готовности ученика к саморазвитию и непрерывному образованию, для активной учебно-познавательной деятельности. Данную задачу невозможно решить только средствами традиционного подхода к преподаванию, при котором ученик остаётся объектом обучения. Необходим переход к такой стратегии, при которой ученик превращается в субъект образовательного процесса, приходит в школу действительно «учиться», т.е. «учить себя», не только получать знания, передающиеся учителем, но и уметь самому добывать их  и пользоваться ими в жизни.

А для этого ему необходимо научиться     (Слайд 3)

  • работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
  • ставить проблемы и искать рациональные пути их решения;
  • критически мыслить;
  • быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Формированию данных умений и навыков, на мой взгляд, в полной мере способствует технология развития критического мышления.

А что есть критическое мышление? Это         (Слайд 4)

  • способность ставить новые, полные смысла вопросы;
  • вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;
  • принимать независимые продуманные решения.

Основная идея технологии – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.        

 Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. (Слайд 5) Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что известно по теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, как ты сможешь применить эти знания в своей жизни. На уроках литературы использование этой технологии считаю необходимым, т.к.  она  (Слайд 6)

  • помогает выработать навык самостоятельного знакомства с произведением;
  • способствует умелому погружению в творчество писателя, в текст, пониманию авторской позиции и замысла;
  • развивает умение грамотно анализировать, доказывать, обобщать, систематизировать материал;
  • помогает проецировать полученные знания на собственный жизненный опыт.

Кроме того, считаю особенно важным то, что применение ТРКМ на уроках литературы закладывает основы нравственного и эмоционального воспитания личности, развития  творческих способностей учащихся.

Разнообразны методические приемы технологии РКМ («корзина» идей, понятий, имён, составление кластера, прогнозирование, пометки на полях (инсерт), составление маркировочной таблицы,  написание синквейна, эссе, учебный мозговой штурм и др.). Какие из них и как можно использовать на уроках литературы? Об этом пойдет речь сегодня.

Тема мастер-класса: использование приемов технологии РКМ на уроках литературы

 Цель мастер-класса: показать на примере конкретного материала некоторые приемы технологии РКМ, в частности:        (Слайд 7)

  • ассоциативный «куст»;
  • чтение текста «с остановками»;
  • обращение к личному опыту;
  • составление кластера;
  • использование «тонких» и «толстых» вопросов

Перед началом нашей работы мне бы хотелось напомнить Вам замечательную китайскую пословицу    (Слайд 8)

Послушай – и ты узнаешь;

Посмотри – и ты поймёшь;

Сделай – и ты научишься.

Поэтому я хотела бы предложить вам принять активное участие в нашем сегодняшнем обсуждении. И начну с такого приема, как «Дерево ожиданий».  (Слайд 9)

Задайте себе, пожалуйста, несколько вопросов:

  • Чего я жду от участия в мастер-классе?
  • Какие вопросы мне бы хотелось задать по теме мастер- класса?
  •   Какие проблемы, возникающие на уроках, хотел(а) бы я разрешить?
  • Чему бы я хотел(а) научиться в ходе мастер-класса?
  • Оправдается ли мое желание извлечь для себя практическую пользу?

Запишите свои вопросы. А теперь представьте, что вы находитесь не только на мастер-классе, но и на обычном уроке.

Объектом исследования сегодня станет текст Ирины Полянской «Мама». Урок проводился в 11 классе в процессе изучения раздела «Литература на современном этапе». (слайд 10)

Тема урока: « Во имя всех поколений…».  (Слайд 11)

            СТАДИЯ ВЫЗОВА   началась с эмоционального настроя урока (просмотра слайд-шоу, музыкальное сопровождение –  «Песня о маме» на слова    сл.  Ю. Энтина  (из кинофильма «Мама»). Была сформулирована цель урока, записан эпиграф в тетради, прозвучало сообщение о жизни И.Полянской.  (Слайды 12-13)

- Рассказ И.Полянской называется «Мама». Используя прием «Ассоциативный куст», подберите ассоциации к слову «мама» (забота, любовь, понимание и др.)    (Слайд 14)

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ  – это аналитическая работа по рассказу И.Полянской, в которой я предлагаю вам принять участие.

- Что нужно человеку в жизни, чтобы удачно сложилась его судьба? Кто и что поможет ему преодолеть жизненные невзгоды? Кто протянет руку помощи в трудный момент? На кого можно опереться? Откуда черпает человек силы? На эти и многие другие вопросы мы сможем ответить, познакомившись с рассказом И.Полянской «Мама» (текст в  Приложении 1).

Чтение рассказа с остановками.

Чтение 1 фрагмента                              слайд 15

     Я  держала мамину когда-то полную, упругую и теперь еще  сильную  руку, точно ее рука, только она могла вытащить меня из  пучины отчаяния,  а другая моя рука  была свободна, из нее только  что выпала рука моей дочери, которую унесли.  Я держала мамину жесткую руку, точно  через нее крепила единство со всеми родными,  далекими  предками, со  всем своим  родом, всеми теми,  кто, сцепившись руками, не даст моей дочери уйти. Темная рука  моей мамы была  их рукою, силы ее были невелики, но за нею стояли наши ушедшие в  землю родные,

поэтому я  как  клещами  сомкнула пальцы на  ее запястье и  не  давала  себе забыться сном, чтобы моя дочь не ускользнула в яму этого сна,  я должна была бодрствовать  и во имя  всех  поколений  держать ее  жизнь в  руке.  Темнота вибрировала под моими веками,  и по ней пробегали сиреневые искры, и я снова раскрывала глаза, цепко держа жизнь моей дочери на привязи.

-Что узнаем о героине? Дана ли в данном эпизоде внешняя характеристика героини?  Какой мы представляем ее и почему?                      

(создание кластера)    (Слайд 16)

Внешняя характеристика этой женщины не дана в рассказе, но ее поступки и речь помогают нам мысленно «построить» и её внешний облик, и внутренний: она счастлива своим материнством, она чувствует свою ответственность за ребенка, за связь прошлого, настоящего и будущего, а потому мы представляем ее красивым и внешне человеком.

            - В рассказе появляется  еще одна мать – мать героини, от чьего лица ведется повествование. Для чего в самом начале рассказа появляется этот образ?

             В этом произведении представлена женская линия в трех поколениях. Образ матери-бабушки дается для того, чтобы мы могли сделать вывод об истоках тех качеств, черт характера, которые сформировались у героини рассказа под влиянием, прежде всего, ее матери. Это подтверждается данными исследования   (слайд17)

Наука утверждает, что около 90% интеллектуальных способностей передаётся детям по   материнской линии, а вот предрасположенность к различным заболеваниям и особенности внешнего облика поровну делятся между матерью и отцом.

Неслучайно врачи настаивают на том, чтобы будущая мать, ожидая ребёнка и родив его, несла ответственность за своего малыша.

- В данном отрывке мы чувствуем беспокойство не только матери за ее маленькую дочь и не только бабушки за внучку? Кто еще рядом с ними в этот тяжелый момент их жизни?

Чувствуем единство со всеми далекими  предками, со  всем  родом, всеми теми,  кто, сцепившись руками, не даст маленькой героине уйти,  рядом с ними ушедшие в  землю родные.

- Что могло произойти накануне?

Чтение 2 фрагмента                        (  слайд 18)

         Еще  вчера  вечером   она  просто  чувствовала  недомогание,   хныкала, поскрипывала, чмокала губами, требуя  соску, ночью нас  забрала "скорая", но некому было помочь: шла ночь с субботы на воскресенье, и на  шесть отделений дежурил один измученный врач. К вечеру этого дня ей стало совсем плохо, и ее положили на  капельницу и долго не  могли попасть  иглой в  вену. Она  вдруг перестала кричать,  как кричала до  этого,  жалобно, надрывно, беспомощно, и

стала смотреть и смотреть на меня своими серыми глазами.  Когда она родилась и ее впервые принесли ко  мне покормить,  я восторженно  взяла  ее на руки и вдруг встретилась с  ее взглядом, это было так  удивительно, точно заиграла неожиданная музыка.  И вот тогда, когда ей наконец попали  в вену, она стала молча, тихо,  неотрывно  смотреть на меня невыносимым взглядом,  и  душа моя никак не могла разорваться  от муки, потому что случившееся все еще казалось недействительным. Мне хотелось выколоть себе глаза, чтобы ничего не видеть.

- Что говорится о жизни героини до больницы? Почему так подробно описываются страдания женщины?

         - Выделите ключевые слова (взгляд, глаза). Случайно ли?

Глаза – зеркало души», поэтому душевные страдания отражаются во взгляде.

- Кто или что поможет героине выдержать эти испытания?

Чтение 3 фрагмента                    (слайд 19)

Через полчаса ее унесли в  реанимацию,  а я вышла на больничное крыльцо и, увидев стоящую с испуганно поднятым лицом маму, припала  к ней  и завыла. Мама, глубоко неверующий человек, всю жизнь посвятивший науке, не верящий ни в  бога,  ни в мир иной, ни в переселенье душ, заклинающим  жестом простерла руку и грозно вскричала:  "Нет, нет! Бог  не  допустит! не  смей об  этом  и думать!" И  тут-то  я вцепилась  в ее руку. Мы сели  на широкую скамью перед дверьми  реанимационного отделения. Потом мы валетом легли на эту скамью, но я все так же крепко держала ее руку, боясь соскользнуть в сон.

Вера… Это великая сила, которая помогает человеку выдержать испытания, справиться с невзгодами.

-Какая мысль связывает все три фрагмента? (связь через руку…)

- Это связь физическая или духовная?  

Героини на протяжении всего рассказа связаны и физически, и духовно. 

- Что вы вкладываете в понятие «духовная связь»?

Героини рассказа действительно связаны не только физически (уже в первом предложении строится эта цепочка взаимосвязи: «Я держала мамину… руку, точно ее рука… могла вытащить меня из пучины отчаяния, а другая моя рука была свободна, из нее только что выпала рука моей дочери…). Чувствуется глубокая духовная связь между маленькой девочкой, мамой и бабушкой. Все эти люди не просто переживают друг за друга – они ответственны за судьбу друг друга, понимают значимость своих поступков, знают, что ребенок только тогда счастлив, когда чувствует не только физическую заботу, но и духовную.

- В чем же видят счастье героини рассказа?

Идея семейного счастья заключается в том, чтобы быть вместе.

-Эта идея находит отражение  в языке произведения       (слайд 20).

 В рассказе И.Полянской неслучайно много книжной лексики, слов высокой эмоциональной окраски. Почему?

Действительно, в рассказе мы встречаем такие слова, как «пучина отчаяния», «крепила единство», «темнота вибрировала под веками», «заклинающим жестом простерла руку». Этот лексический выбор говорит о том, что перед нами искренние, верящие в добро люди, умеющие сострадать.

- В рассказе «Мама» часто употребляются существительные собирательного характера. Что помогают они понять?

         Через употребление таких слов, как «родные», «единство», «поколение», «предки», автор помогает нам осознать духовную суть героинь, их наполненную высоким смыслом жизнь.

- В произведении героини совсем не разговаривают друг с другом. Почему? Какую смысловую нагрузку несет единственное восклицание героини-бабушки: «Нет, нет! Бог не допустит! Не смей об этом думать!»?

Героиням рассказа не нужно произносить какие-либо слова – они понимают друг друга без слов

- Какой смысл вы вкладываете в определение «настоящая мать», «хорошая мать»? (Обращение к личному опыту)             (Слайд 21)

Данные опроса свидетельствуют, что настоящая мать должна (Слайд 22)

  • думать о своем ребенке всегда;
  • заботиться о нем не на словах, а на деле;
  • многое прощать;
  • общаться со своим ребенком всегда, даже если она этого не хочет;
  • хвалить за достоинства, прощать за недостатки;
  • не выделять одного ребенка, а любить одинаково всех своих детей;
  • не верить сплетням о своих детях;
  • спрашивать вечером о том, как прошел день;
  • уметь радоваться, веселиться;
  • не говорить одно, а делать другое; воспитывать собственным примером;
  • не забывать своих детей ради того, чтобы быть хорошей для всех;
  • уметь понимать своего ребенка без слов.

- Прослушайте стихотворение В. Коротаева (текст стихотворения в Приложении 2)    

            - В чем близость стихотворения рассказу И.Полянской? (Прием сравнительной интерпретации)                    (Слайд 23)

      Словно счастье и муку,        

Словно радость и боль,

Я беру твою руку

И иду за тобой.

Ты вместила всю землю

Для меня  навсегда.

Ты целебное зелье

И живая вода.

Мне страдать и надеяться,

Верить новой весне,

Ты как речка из детства,

Ты как родина мне.

В этом стиранном ситце,

Что расцвел на тебе,

С лепестком медуницы

На капризной губе.

То добра и беспечна,

То крута и строга,

Не во всем безупречна.

Но всегда дорога.

        В. Коротаев

- Как вы можете объяснить, что в рассказе И.Полянской героини безымянны?

Так подчеркивается типичность ситуации: таких семей немало.

- Рассказ называется «Мама», но только ли о маме идет речь?

- Как слова Е. Винокурова      (Слайд 24)

И ты смотри, потомству воздавая
дань уваженья, чтоб не порвалась
великая семейно-родовая
преемственная связь,

вынесенные в эпиграф нашего урока, помогают понять основную мысль рассказа?

Человека делают сильным его корни, духовная связь с родными, близкими людьми помогает человеку в трудных ситуациях. Эту связь нельзя прерывать.

- Как вы думаете,   в жизни героинь И.Полянской все сложится удачно?

Хочется верить в это, ведь они сильны своим единством, крепкой духовной связью, они верят, что вместе они победят любые невзгоды

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

- О чем заставляет задуматься прочитанное произведение?

Есть в жизни человека неразрывные связи, помогающие ему строить и формировать свою судьбу – эти связи родственные. Этими связями надо дорожить, крепить их, знать, что твоя жизнь – это важное звено в цепи твоих предков и будущих поколений.

- Какие ассоциации возникли во время чтения произведения? Запишите их в форме синквейна (схема синквейна в Приложении 3)          (Слайд 25)

- Совпадают ли они с вашими ассоциациями в начале урока?

(Синквейны учащихся  в Приложении 4)

В качестве домашнего задания ребятам предлагалось на выбор:         (Слайд 26)

1) закончить фразу: «Прочитав рассказ И.Н. Полянской, я понял(а)…»

2) написать письмо своей маме

Уважаемые коллеги! Вернитесь, пожалуйста, к «Дереву ожиданий». Прошу вас поделиться своими впечатлениями, размышлениями, мыслями по теме мастер-класса. (Слайд 27)

Спасибо за внимание и сотрудничество! (Слайд 28)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Использование приемов технологии критического мышления на уроках литературы» Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1 имени Героя Советского Союза П.И.Чиркина г.Калининска Саратовской области» Балдина Марина Ивановна

Слайд 2

Вопросы Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как научить учиться?

Слайд 3

Необходимо научиться работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; ставить проблемы и искать рациональные пути их решения; критически мыслить; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Слайд 4

Что есть критическое мышление? способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения

Слайд 5

Основа технологии Трехфазовая структура урока: вызов осмысление рефлексия

Слайд 6

использование технологии развития критического мышления на уроках литературы помогает выработать навык самостоятельного знакомства с произведением; способствует умелому погружению в творчество писателя, в текст, пониманию авторской позиции и замысла; развивает умение грамотно анализировать, доказывать, обобщать, систематизировать материал; помогает проецировать полученные знания на собственный жизненный опыт. закладывает основы нравственного и эмоционального воспитания личности, развития творческих способностей учащихся.

Слайд 7

приемы технологии Развития Критического Мышления ассоциативный «куст»; чтение текста «с остановками»; обращение к личному опыту; составление кластера; использование «тонких» и «толстых» вопросов

Слайд 8

Послушай – и ты узнаешь; Посмотри – и ты поймёшь; Сделай – и ты научишься. Китайская пословица

Слайд 9

прием «Дерево ожиданий» Чего я жду от участия в мастер-классе? Какие вопросы мне бы хотелось задать по теме мастер- класса? Какие проблемы, возникающие на уроках, хотел(а) бы я разрешить? Чему бы я хотел(а) научиться в ходе мастер-класса? Оправдается ли мое желание извлечь для себя практическую пользу?

Слайд 10

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза П.И.Чиркина г.Калининска Саратовской области» Урок по современной литературе (11 класс) Учитель русского языка и литературы Балдина Марина Ивановна

Слайд 11

Во имя всех поколений… (Урок по рассказу И.Н.Полянской «Мама»)

Слайд 12

И ты смотри, потомству воздавая дань уваженья, чтоб не порвалась великая семейно-родовая преемственная связь. Е.Винокуров

Слайд 13

Ирина Николаевна Полянская

Слайд 14

Прием «Ассоциативный куст» МАМА

Слайд 15

Фрагмент 1 Я держала мамину когда-то полную, упругую и теперь еще сильную руку, точно ее рука, только она могла вытащить меня из пучины отчаяния, а другая моя рука была свободна, из нее только что выпала рука моей дочери, которую унесли. Я держала мамину жесткую руку, точно через нее крепила единство со всеми родными, далекими предками, со всем своим родом, всеми теми, кто, сцепившись руками, не даст моей дочери уйти. Темная рука моей мамы была их рукою, силы ее были невелики, но за нею стояли наши ушедшие в землю родные, поэтому я как клещами сомкнула пальцы на ее запястье и не давала себе забыться сном, чтобы моя дочь не ускользнула в яму этого сна, я должна была бодрствовать и во имя всех поколений держать ее жизнь в руке. Темнота вибрировала под моими веками, и по ней пробегали сиреневые искры, и я снова раскрывала глаза, цепко держа жизнь моей дочери на привязи.

Слайд 16

героиня Счастлива своим материнством Чувствует свою ответственность за ребёнка Чувствует свою ответственность за связь прошлого, настоящего и будущего

Слайд 17

Исследование

Слайд 18

Фрагмент 2 Еще вчера вечером она просто чувствовала недомогание, хныкала, поскрипывала, чмокала губами, требуя соску, ночью нас забрала "скорая", но некому было помочь: шла ночь с субботы на воскресенье, и на шесть отделений дежурил один измученный врач. К вечеру этого дня ей стало совсем плохо, и ее положили на капельницу и долго не могли попасть иглой в вену. Она вдруг перестала кричать, как кричала до этого, жалобно, надрывно, беспомощно, и стала смотреть и смотреть на меня своими серыми глазами. Когда она родилась и ее впервые принесли ко мне покормить, я восторженно взяла ее на руки и вдруг встретилась с ее взглядом, это было так удивительно, точно заиграла неожиданная музыка. И вот тогда, когда ей наконец попали в вену, она стала молча, тихо, неотрывно смотреть на меня невыносимым взглядом, и душа моя никак не могла разорваться от муки, потому что случившееся все еще казалось недействительным. Мне хотелось выколоть себе глаза, чтобы ничего не видеть.

Слайд 19

Фрагмент 3 Через полчаса ее унесли в реанимацию, а я вышла на больничное крыльцо и, увидев стоящую с испуганно поднятым лицом маму, припала к ней и завыла. Мама, глубоко неверующий человек, всю жизнь посвятивший науке, не верящий ни в бога, ни в мир иной, ни в переселенье душ, заклинающим жестом простерла руку и грозно вскричала: "Нет, нет! Бог не допустит! не смей об этом и думать!" И тут-то я вцепилась в ее руку. Мы сели на широкую скамью перед дверьми реанимационного отделения. Потом мы валетом легли на эту скамью, но я все так же крепко держала ее руку, боясь соскользнуть в сон.

Слайд 20

Обратимся к языку рассказа «пучина отчаяния», «крепила единство», «темнота вибрировала под веками», «заклинающим жестом простерла руку» «родные», «поколение», «единство», «предки», «восторженно», «удивительно», «посвятивший», «ушедшие»

Слайд 21

Наши мамы…

Слайд 22

Настоящая мать должна: думать о своем ребенке всегда; заботиться о нем не на словах, а на деле; многое прощать; общаться со своим ребенком всегда, даже если она этого не хочет; хвалить за достоинства, прощать за недостатки ; не выделять одного ребенка, а любить одинаково всех своих детей; не верить сплетням о своих детях; спрашивать вечером о том, как прошел день; уметь радоваться, веселиться; не говорить одно, а делать другое; воспитывать собственным примером; не забывать своих детей ради того, чтобы быть хорошей для всех; уметь понимать своего ребенка без слов;

Слайд 24

И ты смотри, потомству воздавая дань уваженья, чтоб не порвалась великая семейно-родовая преемственная связь. Е. Винокуров

Слайд 25

1-я строка. Кто? Что? 1 существительное 2-я строка. Какой? 2 прилагательных. 3-я строка. Что делает? 3 глагола. 4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза. 5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы) 1 существительное Синквейн

Слайд 26

Домашнее задание Закончите фразу: « Прочитав повесть И.Н. Полянской, я понял(а)…» Напишите письмо маме

Слайд 27

прием «Дерево ожиданий» Чего я жду от участия в мастер-классе? Какие вопросы мне бы хотелось задать по теме мастер- класса? Какие проблемы, возникающие на уроках, хотел(а) бы я разрешить? Чему бы я хотел(а) научиться в ходе мастер-класса? Оправдается ли мое желание извлечь для себя практическую пользу?

Слайд 28

Спасибо за внимание и сотрудничество!

Слайд 29

Музыкальное сопровождение: Муз. Жерар Буржоа,Темистокле Попа, сл. Ю. Энтина «ПЕСНЯ О МАМЕ» (из кинофильма «Мама») Вангелис - Морская Малышка

Слайд 30

Использованные интернет-ресурсы: http://www.liveinternet.ru/community/1035439/post48429865/ http://www.google.ru/imglanding?q=%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D http://blog-karapuz.ru/post124195285/ http://www.liveinternet.ru/users/spryatalas/post56462367/ http://www.pressfoto.ru/categories/people/families/mother-child/ http://www.zastavki.com/rus/People/Children/wallpaper-12806-9.htm http://www.youtube.com/watch?v=oNBe49yILms


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...

Методическая разработка "Приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"

Методическая разработка "Использование приемов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы" была представлена на муниципальном конкурсе "Инноватика в о...

Презентация "Приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы"

Презентация, представленная на VIII педагогических чтениях "Интеграция гуманитарных дисциплин: традиции и инновации",  содержит основные положения методической работы "Использование приемов техно...

Использование приемов технологии Развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо любым учителем-предметником. Технология универсальная и очень интересная. Защищалась по ней на 1 категорию....

Приемы Технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

В материале кратко описаны некоторые приемы ТРКМЧП. Выступление сопровождается презентацией, представлющей примеры использования приемов данной технологии на уроках....

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературы

Творческий отчет о применении ТРКМЧП на примере рассказа И.С. Тургенева "Муму"....

Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...