Вопросы и задания по литературе. 10 класс
методическая разработка по литературе (10 класс)

Вопросы и задания по литературе. 10 класс. Методическое пособие в помощь учителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon putevoditel_10_klass.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

                 

 Вопросы и задания по литературе

10 класс

                                                             Составитель: Осадчая М.Н.,

                                                            учитель русского языка и литературы.

А.С.Грибоедов. «Горе от ума».

Действие первое.

Чьими глазами читатель воспринимает первую сцену?

Что происходит в доме Фамусова в это утро?

Почему Софья скрывает свою любовь к Молчалину от отца?

Любит ли Молчалин Софью так же, как она его?

Встреча Софьи и Чацкого. Как ведут себя герои во время встречи?

Что говорит Чацкий во время беседы об общих знакомых?

Как воспринимает эту речь Софья? Почему?

Как встречаются Фамусов и Чацкий?

В каком настроении Чацкий уезжает из дома Фамусовых?

Перечитайте монолог Фамусова, обращенный к слуге Петрушке. Каков распорядок недели у Фамусова? Как он характеризует московскую знать? Какому монологу противопоставлен этот?

                                Действие второе.

Чацкий сватается к Софье. Какие требования предъявляет Фамусов к будущему зятю?

На какое из трех требований реагирует Чацкий?

Перечитайте монолог «Вот то-то, все вы гордецы!»

Какой «житейской мудрости» Фамусов учит Чацкого? Кого приводит в пример?

Что отвечает на это Чацкий? (Монолог «И точно, начал свет глупеть…)

Как воспринимает ответ Чацкого Фамусов?

Сцена встречи Скалозуба, Фамусова и Чацкого?

Какие мысли занимают Чацкого, когда он узнает о приезде Скалозуба?

Как Фамусов «бьет» Чацкого и как жениха, и как вольнодумца? («Вкус, батюшка, отменная манера…)

Как отвечает на «удар» Чацкий? (Монолог «А судьи кто?»)

А какова реакция Скалозуба на монолог Чацкого? В чем суть комической ситуации?

Чацкий снова пытается разгадать причины холодности к нему Софьи. Но понятны ли ему обморок Софьи, ее колкости? Как вы думаете, почему?

Как проясняет авторскую позицию сцена объяснения Молчалина в любви Лизе?

Допускает ли Софья мысль о том, что Молчалин  не любит её? Почему?

               

                                Действие третье.

Чацкий пытается расположить к себе Софью. Как и с какой целью он это делает?

Почему Чацкого не убедило признание Софьи в любви к Молчалину?

Чацкий и Молчалин. Какие вопросы задает Чацкий Молчалину?

Какие получает ответы?

Какой вывод делает Чацкий после разговора с Молчалиным?

Как вы думаете, какого мнения о Чацком Молчалин?

Бал у Фамусова.  В каком порядке приезжают гости на бал? Перечислите их.

Каким образом Чацкому удается настроить гостей против себя?

Как рождается слух о сумасшествии Чацкого?

Как распространяется этот слух?

Как устанавливаются «причины» сумасшествия Чацкого?

Какие предлагаются меры борьбы с безумием?

Чацкий в это время в другой комнате. Он появляется в  кульминационный момент. Что его волнует? ( монолог « В той комнате незначущая встреча…)

О ком в монологе говорит Чацкий?

Почему его никто не слушает?

                        Действие четвертое.

Гости разъезжаются. Какой итог своей борьбы подводит Чацкий?

Чацкий и Репетилов. Какими репликами Чацкий отвечает на болтовню Репетилова?

Каково значение Репетилова в комедии?

Как Чацкий узнает о том, что он объявлен сумасшедшим?

Каким образом любовный конфликт обретает свою развязку?

Как повела себя Софья, узнав об истинных чувствахМолчалина?

Что волнует Фамусова?

Кто, по вашему мнению, терпит крах в конце пьесы? Аргументируйте свой ответ.      

«Вон из Москвы! сюда я больше не ездок».  Куда же поедет Чацкий?    

                                                                                                                 

 

                                             

                                А.С.Пушкин.   «Евгений Онегин».

                 Творческая история романа.        

                

Каков был первоначальный замысел романа?

        Почему изменился общий план романа по мере работы над ним?

        Как взаимодействуют время действия и время написания романа?

        Почему Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни»?

        Какие слои общества показаны в романе?

        Каким образом показана общественно –экономическая и культурная жизнь России в романе?

        Каковы исторические  приметы пушкинской эпохи в романе?

        Что мы узнаем о жизни и быте дворянского общества из романа?

        Каких писателей, поэтов, артистов, художников и исторических деятелей упоминает Пушкин в романе?

                Художественное своеобразие романа.

        В чем своеобразие жанра романа?

        Кому адресовано посвящение? Какова его роль в композиции романа?

        Как вы понимаете пушкинские определения «свободный роман», «собранье пестрых глав»?

        Кто является героями лирического и эпического сюжетов романа?

        Какова роль автора-повествователя?

        Что такое жанровые включения? Есть ли они в романе?

        Что такое логические «отточия»? какова их роль в романе?

        Почему Пушкин при написании романа создал специальную онегинскую строфу? В чем ее сущность?

                Духовные искания Евгения Онегина.

             Каковы главные проблемы романа?

        Почему в сознании лучших представителей интеллигенции России в 20-е годы происходила переоценка ценностей?

        В чем состоит основной конфликт романа?

        Что сформировало систему жизненных ценностей Евгения Онегина?

        Что сближает и что разделяет Евгения Онегина и других представителей дворянской интеллигенции?

        В чем причины разочарования Онегина?

        Почему потерпели неудачу попытки Онегина заняться полезной деятельностью?

        Через какие испытания проходят главные герои романа в поисках цели и смысла жизни?

        Какое событие стало поворотным этапом в духовных исканиях Онегина?

Как и почему путешествие Онегина изменило его мировосприятие?

Выдерживает ли Онегин испытание любовью?   Почему?

Какие душевные изменения принесла Онегину любовь к Татьяне?

Что дало В.Г.Белинскому право называть Онегина «страдающим эгоистом»?, «эгоистом поневоле»?

Татьяна – любимая героиня Пушкина.

        Почему Пушкин называет Татьяну  «милый идеал»?

        Какие черты личности Татьяны близки Пушкину?

        Под влиянием  каких условий сформирован характер Татьяны? Почему она отличается от других провинциальных барышень?

        Какие книги  любила читать Татьяна? В чем разница между кругом чтения  Татьяны и Онегина?

        Выдерживает ли Татьяна испытание любовью?

        Что нового узнала Татьяна об Онегине после посещения его кабинета? Изменилось ли ее чувство к Евгению?    

        О чем говорит письмо Татьяны к Онегину?

        Почему провинциальной Татьяне удалось занять достойное место в петербургском высшем свете?

        Как изменилась Татьяна на протяжении романа? Что осталось в ней неизменно?

        Каково отношение Татьяны к долгу и счастью? Почему она отвергает любовь Онегина?

        Могла ли Татьяна быть счастлива с Онегиным? Счастливо ли сложилась ее жизнь в романе?

        Что принимает и не принимает Белинский в Татьяне?

                        Темы сочинений по роману А. С.Пушкина «Евгений Онегин».

  1. Тема любви и дружбы в лирике Пушкина.
  2. Пейзажная лирика Пушкина.
  3. Проблема воспитания в романе Пушкина «Евгений Онегин».
  4. Татьяна Ларина – «милый идеал» Пушкина.
  5. Трагедия Евгения Онегина.
  6. «…Счастье было так возможно, так близко…» (Онегин и Татьяна).

                           М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени».

                История создания романа.

        Какова творческая история романа?

        В чем основная тема и идея романа?

        Почему «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе?

        Как объясняет Лермонтов  выражение «герой нашего времени»?

        В чем особенности «героя времени» лермонтовской эпохи ? В чем его отличие от эпохи пушкинской?

        В какой последовательности сменяются повествователи в романе и почему?

        Почему в романе нарушена хронологическая последовательность повестей?  Какова была бы «нормальная» хронологическая последовательность?

        Для чего нужны «дневниковые»главы в романе?

        Как автор относится к своему герою?

        Печорин в отношениях с другими персонажами романа.

                                 Повесть «Бэла».

        Почему рассказ об истории любви Печорина к Бэле автор вложил в уста Максима Максимовича.

        В чем Максим Максимыч видит странность характера Печорина?

        Понимает ли Маким Максимыч Печорина?

        Зачем Печорину понадобилась любовь Бэлы? Почему эта любовь с самого начала была обречена?

        За что Максим Максимыч резко осуждает Печорина?

                        «Максим Максимыч».

        Кто описывает портрет Печорина? Почему Лермонтов не мог доверить портретную характеристику главного героя Максиму Максимычу?

        Какова роль портрета Печорина в раскрытии его характера? Какой художественный прием использует автор при создании портрета?

        Как сцена встречи раскрывает характеры героев?  Кому из героев вы сочувствуете?

                              «Тамань».

        Кратко перескажите повесть.

        Кто выступает  в качестве рассказчика в этой повести?  Почему?

        Какие черты характера раскрываются в повести «Тамань»?

                        «Княжна Мери».

        За что Печорин презирает Грушницкого?

        Кто разрушил приятельские отношения , начавшие складываться между Печориным и Грушницким?

        Как была спровоцирована дуэль?

        Какова роль в этом Грушницкого?

        Почему Печорин был вынужден сам вызвать Грушницкого на дуэль?

        Какими были условия дуэли?

        Какую новую подлость совершили противники Печорина перед дуэлью?

        Как вел себя Печорин, когда узнал об этом?

        Как раскрываются противники в самой сцене дуэли?

        Для чего Печорину понадобилось заводить «роман» с княжной Мери?

        Каково отношение Печорина к Вере? Способен ли он на чувство любви?

        Могли ли Печорин и Вера остаться вместе?

        Перечитайте дневниковые записи Печорина, ответьте на вопросы:

        Каково отношение Печорина к счастью, дружбе, любви?

        Можно ли согласиться с Печориным, что в нем таились силы необъятные? Чем Печорин дорожит больше всего на свете?

                    «Фаталист».

        Что такое фатализм?

        О чем рассуждали офицеры после карточной игры?

        Какой аргумент привел один из спорящих против предопределения?

        Что хотел проверить Вулич, предлагая пари?

        Чем объяснить, что Печорин на некоторое время  поверил в предопределение?

        Какой совершенно неожиданный случай поколебал в нем эту веру?

        Как Печорин испытал свою судьбу?

        Сделался ли Печорин фаталистом?

        Почему глава «Фаталист» завершает роман?

        Встречаются ли такие люди, как Печорин, в наше время?

                Темы для сочинений.

        Трагедия Печорина.

        Образ Печорина.

        Смысл названия романа «Герой нашего времени».

        Женские образы в романе «Герой нашего времени».

                        Н.В.Гоголь   «Мертвые души».

                                  Глава 1.

        Как Гоголь знакомит читателя с Чичиковым?

        Найдите в тексте слова, которыми сказано о цели приезда Чичикова в губернский город.  Чем объясняется эта неопределенность?

Какой сатирический прием использует Гоголь в описательных частях этой главы?

Каково композиционное значение первой главы?        

                        Главы 2-6.

Составьте характеристики Манилова, коробочки, Ноздрева, Собакевича по плану:

1)описание деревни, 2) описание господского дома, 3) описание внешности помещика, 4) отношение помещика к предложению Чичикова, 5) отношение Чичикова к каждому из помещиков, 6) купля-продажа мертвых душ.

    Что общего у всех помещиков?

Какими неожиданностями удивляет каждый из них и Чичикова и читателя?

Составить характеристику Плюшкина по плану 1) описание деревни, 2) описание господского дома, 3) описание старого обширного сада,  4) описание внешнего вида помещика, 5) описание интерьера помещичьего дома, 6) отношение к предложению Чичикова,   7) отношение Чичикова к Плюшкину, 8) операция купли-продажи, 9)прямая авторская характеристика Плюшкина в его развитии от лучшего к худшему.

Почему Чичиков начинает объезд помещиков с Манилова, а заканчивает Плюшкиным?

Какими персонажами представлен народ в этих главах?  Почему эти персонажи тоже изображены сатирически?

                        Главы 7-8.

Почему Чичикову  удалось легко оформить купчую крепость?

Какое значение в развитии действия имело появление Ноздрева на губернском                   балу?

Имел ли Ноздрев намерение разоблачить Чичикова?

Зачем приехала  в город Коробочка?

                                        Главы 9-10.

 Составьте пересказ  по плану: 1) тема разговора среди дам и мужчин, 2) собрание у полицмейстера, 3) «Повесть о капитане Копейкине», 4) смерть прокурора.

Какой поворот  в развитии действия обозначают эти главы?

Почему «Повесть о капитане Копейкине» дана на фоне разговоров о похождениях Чичикова?

Какие приемы сатирического изображения жизни использует автор в этих главах?        

                                  Глава 11.

Расскажите биографию Чичикова по плану:

  1. раннее детство, формирование жизненных идеалов, 2)служба в казенной палате, 3) строительная комиссия, 4) служба на таможне, 5) мысль о приобретении «мертвых душ».

Почему биография Чичикова дана не в начале, а в конце поэмы?

Какие обстоятельства детства и юности сформировали характер героя?

В чем сходство и различия в характерах Чичикова и представителей поместного дворянства?

Каковы жизненные цели и идеалы  Чичикова?      Чем они отличаются от целей и идеалов помещиков?

Какие черты характера Чичикова позволяют ему нравиться  людям своего круга?

Почему кипучая деятельность Чичикова в глазах Гоголя является бездельем?    

Напишите сочинение на тему:  «Чичиков.  Яркая сильная личность или заурядный маленький человек?»  

                        А.Н.Островский  «Гроза».      

Действие 1. 

Как сюжет и образ песни «Среди долины ровныя» связан с развитием основного действия?     

Кто первым из героев произносит слово «неволя» и что оно обозначает?      

Чем позиция Бориса отличается от позиции других жителей Калинова?

Что общего вы заметили в словах Кулигина и Феклуши?    Какие понятия их связывают? Чем отличаются позиции этих персонажей друг от друга?

Кто из героев и при каких обстоятельствах произносит слово «воля»?

Какие первые слова произносит Катерина? Что они означают с ее точки зрения, с точки зрения Кабановой?

Найдите противоречия в словах Кабановой.

Кто из персонажей и каким образом предсказывает развитие событий?

Попробуйте определить связь между мотивами жалости  и любви, полетов во сне и наяву, воли и неволи, смерти и воскресения.

Как сплетение этих мотивов помогает понять общую конфликтную   ситуацию драмы.

Какую роль в 1 действии выполняет полусумасшедшая  барыня? Как к словам барыни относится Катерина?

О чем свидетельствует это отношение?  

Попытайтесь показать, как взаимоотношение персонажей, центральные мотивы подготавливают появление грозы.      

                                Действие 2.        

Какое значение для драматической ситуации имеет разговор между Феклушей и Глашей?

Как в разговоре Катерины и Варвары   намечается завязка в развитии действия?

Чем воля в представлении Варвары отличается от представлении о воле Катерины?

Найдите во 2 действии событие, с которого начинается основной конфликт. Чем позиция Кабановой и Катерины отличаются друг от друга?

Зачем автор завершает сцену отъезда Тихона фразой: «Так вот старина и выводится». Какое противоречие здесь намечается?

Проанализируйте развитие коллизии в явл. 9, 10 ( диалог Катерины и Варвары, монолог с ключом). Как осуществляется выбор Катерины? Сколько раз меняется ее выбор? Что означают слова героини:  «Видно сама судьба того хочет».

                        Действие 3.

Найдите в 1 действии слова, характеризующие город Калинов, а также последние времена.

В чем сходство и отличие позиций Кабановой и Дикого на последние времена и свое место среди людей?

Как слова Кулигина о городе, о семье связаны со словами Феклуши о мире за пределами Калинова?

Перечитайте текст песни Кудряша.

 О каких отношениях между мужем и женой идет речь?

 Как эта песня помогает понять грех Катерины?

Почему Кудряш, которому свидание Бориса и Катерины должно быть выгодным, первым говорит Борису о том, что он погубит Катерину?

Чем Катерина отличается от других женщин с точки зрения  Бориса?

Как меняется позиция Катерины в разговоре с Борисом? Как слова Феклуши о том, что время короче стало, связано со словами Бориса, что у них времени достаточно?

                                Действие 4.

Почему в ремарке к 4 действию автор особо выделяет узкую галерею со старинной, начинающей разрушаться  постройкой?

Какое значение имеет разговор гуляющих?

Есть ли связь между словами Кулигина о солнечных часах, громоотводе и главным событием действия: признанием Катерины?

Какую роль имеет диалог Варвары с Борисом для дальнейшего развития действия пьесы?

Выделите слова персонажей, характеризующие грозу, чем они отличаются?

                        Действие 5.

Какое событие можно считать развязкой конфликта?

Кто из героев точнее всего определяет основное противоречие?

Почему именно Тихон является тем героем, который выявляет смысл конфликта пьесы?

В чем смысл рифмы монологов Катерины ( с ключом), а также отъезда Тихона и Бориса .  Чем эта рифма помогает прояснить образ персонажей – мужчин.

С какой целью автор включил последнее явление?

Почему погибает Катерина? Кто более всего виноват в смерти Катерины?

                Вопросы ко всей пьесе.

В каких местах действия разворачиваются события «Грозы»? Перечислите их.

Какую закономерность вы заметили в последовательности изображения пространственных участков действия.

Назовите события, обостряющие основное противоречие драмы, помогающие понять смысл всего произведения.

Что обозначает воля и неволя в словах главных героев?

Какое значение имеет любовь в судьбе Варвары, Тихона, Бориса и Катерины?

Почему погибает Катерина?

Кто из персонажей более всего виновен в смерти Катерины?

Почему пьеса называется «Гроза»?

Тема сочинений по пьесе «Гроза»:

        Смысл заглавия пьесы «Гроза».

Сила и слабость характера Катерины.

Жить не по лжи.

Катерина как народный характер.

Быт и нравы «темного царства».

                        

                        Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».

О чем заспорили мужики?  Откуда идут мужики? (Назвать губернию, уезд, волость, деревни)

Какую клятву дали, мужики, получив от пеночки скатерть-самобранку?

Какие особенности устного народного творчества нашли отражение в «Прологе»?

Каково композиционно-сюжетное значение «Пролога»?

Используя данный план, сделайте краткие записи применительно к каждой главе поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». (По в возможности словами текста). Если в той или иной главе не содержится ответа на какой-либо вопрос, значит, этот вопрос остается без ответа.

  1. Назвать части и главу.
  2. Нашли ли мужики счастливого?
  3. Как понимают герои счастье?
  4. Принесла ли отмена крепостного права счастье народу?
  5. Есть ли намеки или прямые указания на пути, которые ведут к счастью народному?
  6. В чем близость данной главы к произведениям устного народного творчества?

                             Глава «Крестьянка».

При каких обстоятельствах встретили странники Матрену Тимофеевну?

За что народ считает ее счастливой?

Как отвечает Матрена Тимофеевна на вопросы мужиков, в чем ее счастье?

Можно ли назвать жизнь Матрены Тимофеевны счастливой?

Что сама Матрена Тимофеевна говорит о женском счастье?

Обобщающие вопросы по поэме Н.А.Некрасова.

Какие типы крестьян изображены в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

Каково экономическое положение крестьян?

Принесла ли отмена крепостного права счастье крестьянину?

На какие группы можно разделить крестьян, описанных в поэме?

Какие высокие нравственно-психологические качества находит Некрасов у крестьян?

Какие отрицательные стороны крестьянской жизни изображает Некрасов?

Какой грех крестьяне считают «крестьянским грехом» и как они наказывают за этот грех?

Назовите помещиков, описанных в поэме.

Назовите нелепые, комические положения, в которых оказываются помещики.

Каковы общие черты всех помещиков?

Составьте портретную характеристику Гриши Добросклонова.

Почему Гриша в семинарии часто пел песню «Соленая»?

Что твердо знал Гриша уже в 15 лет?

Какие песни и как помогают понять характер и жизненные цели Гриши Добросклонова?

В чем видит счастье Гриша Добросклонов?

Актуальны ли проблемы, поставленные Некрасовым в поэме, в наше время?  Почему?

                

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание».

                                   Часть 1-2.

Кто главный герой романа? Каким мы его видим?

Каково впечатление от каморки Раскольникова?  

Каким видится Петербург при чтении первых страниц романа?

Какую роль играет  городской пейзаж?

Расскажите о внешнем облике людей, которые встречаются герою на улицах Петербурга.

Зачем Раскольников вышел из своей каморки?

Вспомните разговор студента с офицером в распивочной.  Какова причина возникновения «безобразной» мечты героя?

В чем же сомневается герой?

Какие жизненные факты утверждают правоту идеи Раскольникова, пока еще ясно не высказанной?

Расскажите историю жизни семьи Мармеладовых.

Как понял Раскольников  слова Мармеладова: «…надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти»? Почему он вспоминает эти слова после письма матери?

Каков смысл первого сна Раскольникова?

Какая случайность толкает Раскольникова на преступление?

Как действует во время совершения преступления Родион Раскольников?

Как убийство беззащитной Лизаветы повлияло на душевное состояние Раскольникова?

Понятно ли по первой и второй части романа, какая именно мысль толкнула Раскольникова на преступление?

Перечитайте описание душевного состояния Раскольникова, которое он испытал в полицейской конторе, когда он стал писать под диктовку письмоводителя, а также сцену на Николаевском мосту и сцену встречи с матерью и сестрой. Какое ощущение, которого он не предвидел, охватило его?

Каков смысл второго сна Раскольникова?

Кто такой Лужин?  Какие рассуждения из письма матери о Лужине привлекли особое внимание Раскольникова? Какие мысли и чувства они рождают у Раскольникова?  Почему?

О чем философствует Лужин, находясь у Раскольникова?

В чем взгляды Лужина близки теории Раскольникова? Понимает ли это сам Раскольников?

                        Части 3-4.

В чем сущность теории Раскольникова о праве «сильной» личности на преступление? (Запишите кратко, в чем особенность людей «обыкновенных» и «необыкновенных»)

Как, по мысли Раскольникова, первые отличаются от вторых?

Как Достоевский раскрывает «недодуманность» Раскольниковым его теории?

Прокомментируйте монолог, в котором наиболее остро столкнулась человеческая натура героя  с нечеловеческой теорией. (Старушонка вздор…»)

Каков смысл третьего сна Раскольникова?

Кто такой Свидригайлов? Как характеризуют его первые сведения в романе?

Что превыше всего ценил Лужин в жизни и почему его раздражал разрыв с Дуней?

С какой целью отправляется Родион к Соне Мармеладовой?

Почему разговаривает с ней безжалостным тоном?

Почему задает вопросы, на которые она не может ответить?

Почему во время разговора с Соней всплывает имя Лизаветы?

В чем «правда» Сони, по каким принципам она живет? Во имя чего «преступила» героиня?

В чем смысл эпизода с Евангелием?

Почему при чтении Библии Раскольников выбирает эпизод воскресения Лазаря?

Какие чувства в этот момент борются в душе Родиона?

Какие аргументы «необыкновенного человека» опровергает «слабенькая» Соня?

Кто такой Порфирий Петрович?  Расскажите о первом и втором «поединке» Порфирия Петровича и Раскольникова. В чем смысл этих «поединков»?

                        Части 5-6.

С какой целью Лужин обвиняет Соню в воровстве?

Как Раскольников раскрывает мотивы поведения подлого поступка Лужина?

Для чего в роман введен образ Лужина?

С какой целью Раскольников приходит в каморку Сони во второй раз?

Что изменилось за это время?

Что изменилось в настроении Раскольникова и в его намерениях?

Почему, прежде чем признаться Соне, Раскольников предложил решить ей дилемму?

Почему Раскольников  в преступлении признается именно Соне Мармеладовой?

Как воспринимает это признание Соня?

Разговаривая с Соней, какую причину называет Раскольников среди главных, толкнувших его на убийство? Почему?

Может ли понять его Соня?

 Какой выход из положения предлагает Раскольникову Соня?

Почему Раскольников не сразу принимает совет Сони?

Расскажите о третьем «поединке» Порфирия Петровича и Раскольникова? Почему Порфирий Петрович не арестовывает Раскольникова?

Почему  вторую встречу Раскольникова со Свидригайловым автор романа переносит в трактир с названием «Хрустальный дворец»?

Что является центральной темой  их разговора в трактире и почему?

Что привело Свидригайлова к самоубийству?

Почему Раскольникова так поразило известие о самоубийстве Свидригайлова? Прав ли был Свидригайлов, говоря Раскольникову, что у них есть общая точка?

Верна ли точка зрения, что Свидригайлов еще один «двойник» Раскольникова в романе?

Раскаивается ли Раскольников в своем преступлении? (Проанализируйте последний разговор с Дуней)

Почему же Раскольников все же идет с повинной?

                                Эпилог.

Какое юридическое наказание получил Раскольников?

Раскаялся ли он в своем преступлении?

За что Раскольникова не любили на каторге?

Чем объясняется его болезнь?

В чем смысл его бредового сна?

Что же все-таки спасает Раскольникова?

О каком преступлении идет речь в названии романа?

Обобщающие вопросы по роману.

В чем суть преступления Раскольникова с точки зрения юридической и этической?

Какова мера наказания, которую определил Раскольникову автор?

Почему Раскольников, несмотря на страшное преступление, совершенное им, воспринимается как личность значительная, вызывающая наше сочувствие и даже сострадание?

Как выражается авторская позиция по отношению к Раскольникову?

                Темы сочинений по роману:

Идея Родиона Раскольникова и ее проверка в романе.

«Разве я старушонку убил, я себя убил!»

Петербург в романе Ф.М.Достоевского.

Женские образы в романе.

                           Л.Н.Толстой «Война и мир».

                        Том 1.  Часть 1.

Почему Анна Павловна испугалась, увидев входящего Пьера?

Кого изображает Анна Павловна?

Чем воодушевлена «энтузиастка» в этот вечер?

С кем еще сравнивает Толстой Анну Павловну?

Какова манера речи князя Василия?

Каково первое впечатление от его детей – Элен и Ипполита?

Зачем приехали к Шерер Друбецкая и Василий Курагин?

Почему Толстой называет Пьера ребенком? Какая улыбка у Пьера?

А у других гостей Шерер?

Есть ли среди действующих лиц романа герой, который знает цену людям света, всему этому миру?

Почему Андрей Болконский идет на войну?

Найдите в тексте портрет Болконского. Как отражается в портрете Андрея противоречия между демонстративным выражением скуки и внутренней страстью борения?

Как же вырваться из этого круга пустой светской жизни, где выход и есть ли он? Какой пример перед князем Андреем?

Какое качество, замеченное в князе Андрее Пьером, давало ему возможность добиваться поставленной цели?

                                ***

Какая атмосфера царит в доме Ростовых, в чем отличие взаимоотношений в семействе Ростовых от взаимоотношений людей в «высшем свете»? А мнение светских дам?

Как старик ростов воспринимает рассказ о проделках долоховской компании?

Сравните, как принимал гостей старик Ростов и как Анна Шерер.

Как описывает Толстой Наташу? Какими эпитетами сопровождает Толстой описание Наташи?

Как и почему меняется настроение Наташи в день ее именин?

Какая гамма переживаний отражается на ее лице?

                                ***

Как меняется «светское» выражение лица князя Василия перед «боем»  за наследство Безухова?

Расскажите о борьбе за «мозаиковый» портфель.

                                ***

Интересуется ли старик Болконский политикой?

Но чем его интерес отличается от интереса к политике светских «трутней», таких, как князь Василий?

Соглашались ли отец и сын в оценке политической ситуации?

Понимают ли друг друга отец и сын?

Почему княжне Марье тяжело живется в доме отца?

Для чего он учите ее математике?

Что отмечает в портрете Марьи Толстой?

                                Часть 2.

С какими историческими деятелями мы знакомимся во второй части?

Какую цель ставил перед собой Кутузов в кампании 1805 года?

Каким описывает толстой Кутузова?

Как смотрит на солдат Кутузов?

Чем закончился смотр?

Какая улыбка появляется на лице Ростова, когда он видит немца?

Какими приветствиями они обмениваются?

Что почувствовал ростов в первом сражении?  Что он видел?

О ком подумал Николай, испугавшись смерти, к кому обратился за помощью?

                                        ***

Чем князь Андрей выделялся из среды офицеров?

Какие перемены произошли в князе Андрее?

Волнует ли Николая Ростова то, что о нем думают окружающие?

Зачем князь Андрей был послан в Брюнн, к австрийскому двору?

Это очень важная победа?  Почему же ликование распространилось в армии?

Как принял князя Андрея военный министр?

Почему князь Андрей решил ехать в действующую армию?

Что главное для Билибина?

Чем был озабочен Кутузов?

Что думал обо всем увиденном князь Андрей?

Расскажите о плане Кутузова, какова роль в этом плане отряда Багратиона?

О чем просит князь Андрей Кутузова?

Как вели себя солдаты перед сражением?

Каким впервые предстает перед нами Тушин и какое впечатление он производит на князя Андрея?

Что роднит Тимохина и Тушина в их отношении к начальству?

Как действует Тушин в сражении?  Боится ли он за себя?

Какую роль сыграл Тимохин в Шенграбенском сражении?

А как вел себя в бою штабной офицер Жерков?

Как ведет себя в бою  князь Андрей?

Как оценили поступок князя солдаты и Тушин?

Что почувствовал Болконский, прощаясь с Тушиным после совета у Багратиона?

Что поразило князя Андрея в поведении Багратиона при Шаграбене?

Когда мысли о семье заняли главное место Вт душе князя Андрея?

                                        ***

Сравните настроение Николая Ростова в начале боя и после ранения.

О чем вспоминает Ростов, когда к нему приближаются французы?

Какое чувство у читателя вызывает раненый Ростов?

                        Часть 3.

Какую цель поставил перед собой князь Василий, когда Пьер разбогател?

Был ли этот план заранее обдуман?

Почему же он начал «охотиться « за Пьером?

Как князю Василию удалось женить Пьера на Элен?

Что увидел Пьер, став богачом, в отношении к нему людей?

Как чувствовал себя Пьер в обществе Анны Павловны раньше и как теперь, после того как разбогател?

Каково отношение Пьера к Элен? Какое чувство вызывала в нем Элен?

Что же удерживало Пьера от решительного шага?

Расскажите сцену объяснения Пьера и Элен.

                                ***

А как Толстой описывает внешность княжны Марьи?

Какие же чувства отражались в прекрасных глазах княжны Марьи?

Каким видится Анатоль княжне Марье, Бурьен, старик Болконский?

Какую оценку дает Анатолю сам автор?

Что думает о своем призвании княжна Марья, увидев Анатоля с Бурьен?

                        ***

Что происходит в дома Ростовых?

Благодаря чему Берг сумел устроить выгодно свои экономические дела?

Как Бергу удалось разгневанного великого князя?

Как решил служить Берг?

Как отнесся Ростов к рекомендательному письму, которое ему передал Борис Друбецкой?

Какие чувства испытывает Ростов к царю?

Достоин ли Александр такого обожествления?

Расскажите сцену встречи Александра с раненым солдатом на площади в Вишау.

Аустерлицкое сражение. Какие две точки на предстоящее сражение были у командования русских войск и какая из них восторжествовала?

В чем был главный порок диспозиции Веройтера?

Какой результат сражения предсказал Кутузов?

Как вел себя Кутузов при обсуждении диспозиции Веройтера?

Почему он не счел нужным высказаться, выдвинуть свой план?

Как вел себя на обсуждении своей диспозиции Веройтер?

Какое настроение возникло в армии?

Как называет Толстой русско-австрийскую армию?

В каких природных условиях велось сражение?

Кто же расплачивался за бездарность Веройтера и императоров?

Как выглядит Александр после поражения?

Каково было настроение Кутузова перед Аустерлицким сражением и в разгар его?

Какая стычка произошла между Кутузовым и Александром?

Расскажите о Наполеоне, его месте в событиях, его восприятии их перед началом боя и после победы.

Чего ждал князь Андрей от предстоящего сражения?

Что становится самым важным для князя Андрея накануне Аустерлица?

Чувствует ли Андрей свой отрыв от людей?

Как проявил себя Болконский во время боя?

«Да все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба…». Что же включает князь Андрей в это «все»? Случайно ли он пришел к выводу о тщете мирских страстей?

                            Том 2.

                            Часть 1.

С чего начинается первая часть второго тома?

Каким желанием охвачен Николай Ростов?

Описывает ли подробно Толстой облик встречающих?

Кто наиболее бурно выражал свои чувства?

Почему Наташа все время смеется?

Как подействовала на Николая вся атмосфера любви?

Как доказала Наташа свою любовь к Соне и как Николай отнесся к подобному способу доказательства любви?

Какой образ жизни начал вести молодой Ростов в Москве?

В чем он видел смысл жизни, в чем чувствовал ее сладость?

Расскажите о приеме, который оказали москвичи Багратиону?

Кому было поручено организовать обед и почему?

С кем и чем сравнивает Толстой гостей английского клуба?

Как чувствовал себя Багратион в Английском клубе?

Кто еще чувствовал себя чужим?

О чем думал Пьер?  И какое чувство поднималось у него в душе?

Какие два соображения занимали Пьера в ночь перед дуэлью?

Почему дуэль отвратительна Пьеру?

С каким настроением Долохов идет на дуэль?

Опишите внешность Долохова. Какие детали в его облике выделяет Толстой? Какими эпитетами сопровождает Толстой описание глаз Долохова?

Каким становится лицо Долохова после ранения?

С какой новой стороны открылся Долохов Николаю Ростову?

Кого винит Пьер в свою очередь?

С кем сравнивает Толстой  Пьера, увидевшего входившую к нему в кабинет Элен?

Как в речи Элен выражается ее грубая сущность? Чем характеризуется язык Элен?

Как реагирует Пьер на грубость жены, на ее цинизм?

                                        ***

Как узнала княжна Марья, что пришло известие о гибели брата?

Какое чувство поднялось в ней, как оно отразилось на ее лице?

Поверила ли княжна Марья в гибель брата?

Какое таинство называет Толстой «торжественнейшим в мире»?

Какое настроение воцарилось в Лысых Горах, когда так странно слились здесь горе из-за гибели сына и брата и радость, вызванная рождением нового человека?

                                ***

Как относится к людям Долохов?

Как определила сущность Долохова Наташа?

Каким взглядом встретил Долохов Ростова, когда тот пришел к нему в гостиницу?

Какое настроение духа было в тот момент у Долохова, в чем оно нашло выражение?

Расскажите, как идет игра.

Какая деталь в облике Долохова неотвратимо притягивала к себе взгляд Ростова?

Раскройте комплекс переживаний Николая во время игры.

Что выводит Николая из состояния полной подавленности после проигрыша?

Как поет Наташа?

Какой рой мыслей поднимается в Николае, когда он слушает пение Наташи?

Как изменилась жизнь Николая после проигрыша? К чему он стремится?

                                Часть 2.

Как изменилась внутренняя жизнь Пьера после дуэли с Долоховым?

Какие философские вопросы волнуют Пьера?

Какое место заняли новые мысли в жизни Пьера?

С кем Пьер встретился на станции по пути в Петербург?

Как вел себя Пьер в присутствии этого человека?

Чем поразила Пьера речь масона?

Поверил ли Пьер доводам Баздеева?

Верит ли Пьер в бога? Что, по существу, привлекло Пьера к масонству?

Что было наиболее дорогу Пьеру в масонстве? Что вызывало сомнение?

Что чувствовал Пьер, когда его принимали в масоны?

Кого увидел Пьер среди масонов?

Какая улыбка не сходила с лица Пьера?

Кто же нарушил его состояние радостного объявления?

                                ***

изменился ли Борис Друбецкой со времени нашей встречи с ним в Ольмюце?

Каким жизненным правилом он руководствуется?

С кем из женщин сближается более всего Друбецкой?

                                ***

Что собирается предпринять Пьер, после того как масоны открыли ему «истину»?

Как объясняет Толстой неудачу Пьера в деле облегчения положения крестьян?

Как выглядит Пьер-«освободитель»?

Действительно ли крестьяне в имениях Пьера стали счастливыми?

Расскажите, как изменилась жизнь крестьян в результате «деятельности» Пьера?

Понял ли Пьер, что потерпел неудачу?

С кем спешит Пьер поделиться счастьем своей обновленной души?

Чем живет Андрей Болконский? Что осталось ему, как он думает?

Какая перемена в князе Андрее поразила Пьера?

Верит ли князь Андрей в существование критериев справедливости?

Как отнесся князь Андрей к мыслям Пьера об улучшении жизни крестьян?    Он  против освобождения крестьян?

Какое значение для князя Андрея имела эта встреча с Пьером?

Почему Пьеру удалось относительно быстро переубедить князя Андрея?

Перечитайте отрывок из 12 главы 2 части «Пьер и Андрей на пароме». Посмотрите, как рисует писатель воздействие природы на князя Андрея. Как изменилось лицо князя Андрея?

                                ***

Что князь Андрей сказал Пьеру о своем отношении к русской армии?

А каков мир Николая Ростова?

В каком положении находился Павлоградский полк за границей?

За что наказан Денисов?

Кого Денисов встретил в провиантском складе?

Начинается главное испытание для Николая.  Кого он увидел в госпитале, где лежит Денисов?

Что предпринимает Ростов?

Что заставляло Николая Ростова постоянно возвращаться не только к мыслям о госпитале, но даже к ощущениям, которые он испытал там?

Как повлияли на Ростова наблюдения событий в Тильзите?

Какой же Николай находит выход, как разрешаются его «страшные сомнения»?

                        Часть 3.

Какую жизнь называет Толстой «настоящей» и в каком отношении, по его мнению, она находится к другой, «ненастоящей» жизни?

Перечитайте главу 1 третьей части.  Весна. Какое настроение у князя Андрея?

Что подумал князь Андрей, глядя на старый дуб?

Соответствует ли воззрениям Андрея Болконского образ его жизни?

Какие преобразования произвел он в своем имении?

Кого встретил князь Андрей на аллее отрадненского дома Ростовых?

Наташа входит в жизнь Болконского весной. Перечитайте одно из самых поэтических мест романа «Лунная ночь в Отрадном». О чем мечтает Наташа?

Какие чувства охватывают князя Андрея?

Вторая встреча с дубом.  Как изменился дуб?

Как меняется внутреннее состояние Андрея Болконского?

Какое решение принимает князь Андрей?

С кем сближается Болконский?  Чем понравился ему Сперанский?

Какая главная черта Сперанского?

Чем вызвана тоска князя Андрея по идеалу?

Какая разница в том, как слушал Пьер Баздеева и Андрей – Сперанского?

Что сразу показалось неприятным князю Андрею в Сперанском?

                                ***

Какое чувство начинает испытывать Пьер по прошествии года своего участия в масонстве?

Попытался ли он воздействовать на масонов? Как были восприняты его идеи?

                                ***

Какие цели у Берга, Друбецкого?

Какую цель поставил перед собой Берг?

Каково общественное положение Берга в это время и как он его достиг?

Почему Берг выбрал себе в жены именно веру?

Что олицетворяет для Берга счастье?

Что, по его мнению, должно быть основой семейного благополучия?

Какие чувства борются в Друбецком?

Как сравнивала Наташа Бориса с Пьером?

                                 ***

Какими чувствами переполнена Наташа на своем первом бале?

Каким представляла себе мир счастливая Наташа?

Как выглядела Наташа в сравнении с Элен?

Почему князю Андрею сразу понравилась Наташа?

Какой улыбкой встретила Наташа приглашение князя Андрея?

Как повлияла на князя Андрея встреча с Наташей на балу?

Пение Наташи так же потрясает князя Андрея, как и Николая Ростова.  Что почувствовал Андрей, слушая, как поет Наташа?

                                ***

В каком виде явился Берг к Пьеру?

Как описан его кабинет?

Что было главным для Берга в его вечере?

                                ***

Что князь Андрей сказал Пьеру о своем новом отношении к жизни после встречи с Наташей?

Попробуйте восстановить развитие чувства Наташи.

Что же заставило князя Андрея отсрочить свадьбу на год?

Почему же князь Андрей не посмел ослушаться отца или не захотел?

Как воспринимает весть о разлуке на год Наташа?

Что почувствовал князь Андрей, когда Наташа зарыдала?

                                ***

Как относился отец к княжне Марье?

Кем окружена княжна Марья, что было главным ее утешением?

Почему она так любила этих «божьих» людей?

В чем же видит Марья верный путь жизни?

Смогла ли она уйти из дома как странница?

                        Часть 4.

Человек в природе и природа в человеке – главное содержание четвертой части.

Охота в Отрадном. О чем просил Бога во время охоты Николай?  

Какая минута была счастливейшей?

 Расскажите, как дядюшка принимал Ростовых после охоты.

Какая репутация была у дядюшки в губернии?

Как чувствуют себя у дядюшки Николай и Наташа?

Как танцует Наташа и что удивляет в ее пляске зрителей?

Вспомните, что она говорит Николаю, когда они возвращаются от дядюшки?

Из-за чего тоскует Наташа? Чем раздражает Наташу эта жизнь?

Почему ей вдруг стал неприятен быт Отрадного?

Какое слово она повторяет? Почему?

Обратимся к эпизодам святок. Докажите, что мир вокруг героев стал фантастическим.

Как разрушается фантастический мир? Почему Соня с Николаем не могут быть счастливыми? Настоящие ли у них чувства?

Кто же примиряет Николая с матерью?

Почему Наташа не любит писать письма князю Андрею?

                                        Часть 5.

Канун Отечественной войны. С каким мироощущением приходят герои к этому великому событию. Жизненные итоги - содержание пятой части.

К каким итогам пришел Пьер?

Какой образ жизни он ведет? Как же Пьер теперь относится к масонству?

Но хорошо ли у него было на душе?

В чем Пьер находит основную ложь жизни?

Где же теперь он находит спасение?

Какими представляются ему все люди?

К какому итогу приходит княжна Марья?

Как она принимает известие о том, что Борис Друбецкой хочет жениться на ней?

А к каким итогам пришел этот «всякий» Борис Друбецкой?

Перед какой дилеммой он стоит?

Что мучило Бориса? Что победило?

Что думал Николай Ростов о желании матери женить его на Жюли?

                                        ***

Легко ли переносила Наташа разлуку с  князем Андреем?

Что она чувствует пред поездкой в театр?

Почему она привлекает всеобщее внимание?

Понравилась ли ей опера?

Кто подходит в это время к ложе Элен?

О каких особенностях этого человека сразу напоминает читателю Толстой?

 Чем заняты мысли Наташи?

Как вы думаете, почему Наташа так быстро попала под влияние Элен?

Как и что чувствует Наташа в присутствии Анатоля?

Думал ли Анатоль о судьбе Наташи?  Что он больше всего любил?

Какую роль сыграла Элен в сближении Анатоля и Элен?

Одна ли Наташа виновата в том, что она поддается влиянию Анатоля?

Полюбила ли она Анатоля?

А князя Андрея разлюбила?

Понимает ли Наташа, что за человек Анатоль?

В какое состояние пришел Пьер, узнав о попытке похищения Наташи?

Как приняла Наташа сообщение о том, что Анатоль-обманщик?

Как меняется отношение Пьера к Наташе в продолжение всей этой истории?

Какой теперь рисует Наташу Толстой?

Что говорит Пьер Наташе,  прощаясь с ней?

Казалась ли Пьеру та самая комета, которая «предвещала всякие ужасы и конец света?» такой страшной?

А каково настроение князя Андрея в последние мирные дни?

Что заметил Пьер на лице вернувшегося из-за границы князя Андрея?

                               

                          Том 3.

Часть 1.

        Как характеризует Толстой войну, начавшуюся в 1812 г.

Какова же причина этого события?

Хотел ли Наполеон войны?

          Что сделал Наполеон    перед отъездом из Дрездена?

        Как относилась французская армия к своему императору?

Что сделали французские уланы при переправе?

                                ***

Каково положение Бориса Друбецкого? Каким образом Борис «поднялся  выше во мнении» важных лиц?

Какой тон в разговоре с Балашевым принял Мюрат?    

        Где принял Наполеон Балашева?        

Расскажите, каким Наполеон предстал перед Балашевым? Опишите его внешность.  

Какова манера речи у Наполеона?  

Князь Андрей – первый, кто идет на войну.  Какая цель стала главной для князя Андрея? Какое чувство им владеет?

С какой целью он переводится из Молдавской армии в Западную?

Почему же в первое время в армии он забыл об Анатоле?

Что нашел Болконский в армии?

Какая партия была самая многочисленная при дворе и в штабе?  

Чей план стал основой оборонительных планов русских? Какого мнения об этом плане были русские?

К какому же выводу приходит Андрей?

Чем напоминал Пфуль Веройтера?

Как отвечает Болконский на вопрос царю, где он хочет служить?

Как это отразилось на отношении к нему в придворном мире?

                                ***

Как теперь  понимает Николай Ростов смысл войны?

Интересовались в Павлоградском полку общим ходом дела?

Верил ли Ростов в возможность и необходимость героических подвигов?

Как он слушал рассказ о подвиге Раевского на Салтановской плотине?

Почему же он не спорил?

Думал ли Ростов о предстоящей атаке на французов?

Почему Ростов решил атаковать французов?

Чувствовал ли себя Николай героем, считал ли он, что совершил подвиг во имя отечества?

Что почувствовал Николай после того, как ударил французского драгуна?        

                                ***

Вспомните, как молилась Наташа Ростова.     Молилась ли Наташа о мести врагам?

Что излечило Наташу?

Почему установилась гармония в душе Пьера, к чему он чувствовал себя готовым?

Как Наташа откликается на патриотическое заявление отца?

На что обратил внимание в манифесте Пьер?

Что решил Петя Ростов, когда кончилось чтение манифеста, и как проявились его чувства?

Встреча царя с московским дворянством и купечеством. Как одеты были дворяне? Какое впечатление произвело это общество на Пьера?

Были ли дворяне единодушны в стремлении помочь отечеству?

Кто пышнее всех говорил о защите отечества?

Что было для каждого присутствующего самым важным?

Поддался ли Пьер этому ложному, фальшивому «патриотическому» подъему?

                                Часть 2.

Какова же, по мнению Толстого, причина поражения Наполеона?

Что и как думала Марья о войне?

Как старик Болконский относится к современной ему действительности?  Что он  думает о войне?

Как вели себя жители Смоленска до начала его бомбардировки французами?

Проследите, как меняется настроение купца Ферапонтова. Сразу ли с подходом Наполеона он решил уехать?

Что приказывает князь Андрей сестре? Как он относится к тому, что жители поджигают свои дома?

Кто особенно старался  удержать жителей от поджогов и почему?

Какое новое чувство и когда охватило князя Андрея?

Как князь Андрей теперь относится к людям?

Принял ли этот новый мир князя Андрея?

Перечитайте гл. 5. С каким лиризмом описывает Толстой деревню, в которой родился и провел свое детство Андрей Болконский.

                                        ***

Какие два кружка были в Петербурге и чем они отличались друг от друга?

Какую роль играл князь Василий?

Как и почему менялось отношение князя Василия к назначению Кутузова?

Замечали ли в обществе хамелеонство князя Василия?

                                            ***

Какая душевная борьба происходила в княжне Марье, когда старый князь тяжело заболел?

О чем думает старый Болконский в последние минуты жизни?

Думала ли княжна Марья после смерти отца о войне, о приближении французов?

Что выводит ее из состояния прострации?

Почему после этого Марья сразу решилась уехать из Богучарова?

Но весь ли народ покидал места, куда приходил неприятель?

Почему богучаровские мужики не хотят уезжать с Марьей?

Как же относится автор к этому бунту?

Как ведет себя с мужиками Николай Ростов?

Как подействовал на Наташу Ростову рассказ княжны о себе?

                                ***

Как отнесся Кутузов к проекту Денисова?  

Как отвечает он на вопрос    князя Андрея, будет ли сражение?

Верил ли Кутузов в благоприятный для России исход войны?

Что и как сказал Кутузов при первой встрече с солдатами в Царевом Займище?

Как реагирует Кутузов на сообщение князя Андрея о смерти старика Болконского?

Каким увидел Болконский Кутузова?

С каким чувством едет Пьер в армию?

Хотели ли начальники обоих войск сражения при Бородине?

В восприятии какого героя показано нам бородинское сражение? Почему?

Что казалось Пьеру странным?

Что сказал Пьеру солдат, стоявший за телегой?

Когда Пьер еще яснее понял слова солдата о том, что «всем народом навалиться хотят»?

Что привлекло внимание Пьера во время молебна?

Чувствовали штабные «торжественность наступающей минуты»?

В чем видел Пьер причину возбуждения у штабных?

Какую маску натянул на себя Борис? Но в чем штабе он служит?

А что думал о предстоящем сражении князь Андрей? Как эта мысль повлияла на представление князя Андрея о жизни?

Так ли князь Андрей равнодушен к отечеству, как хочет себе доказать?

Во что же верит Андрей Болконский?  Каковы его соображения об исходе завтрашнего сражения?

Что думает князь Андрей о Кутузове и Барклае де Толли?

Что говорит о войне Андрей Болконский?

                                        ***

Что и как отвечает Наполеон на сообщение о том, что русские не сдаются в плен?

Верил ли Наполеон в свое могущество?

Каково же мнение Толстого?

Понимает ли Наполеон, в чем сила армии?

С кем сравнивает Толстой Наполеона?

                                        ***

Какое выражение лица у Пьера в первые часы Бородина?

Какое впечатление производил на окружающих Пьер?

Как отнеслись к нему солдаты?

Что удивляло солдат в Пьере?

Как стали называть его солдаты?

Что особенное почувствовалось Пьеру на батарее Раевского?

Какие два впечатления сильно повлияли на смену настроения Пьера?

Какая мысль приходит ему в голову?

                                                ***

Что удивляет и раздражает Наполеона с самого начала Бородинского сражения?

Как меняется его поведение, жесты, речь?

К какому выводу приходит Наполеон относительно исхода сражения?

Что утверждает Кутузов после сообщения о пленении Мюрата?

Кто лучше понимал ход дела, Кутузов или  Барклай де Толли?

Откуда эта уверенность Кутузова в том, что при Бородине будет одержана победа, на основании каких соображений Кутузов приказывает наступление на следующий день?

Действовал ли как-нибудь Кутузов на Бородине?

Руководил ли Кутузов военными операциями?

                                                ***

На что были направлены все силы князя Андрея и людей его полка?

Приходят ли в голову князя Андрея те мысли, которые он высказывал накануне Пьеру?

Как был ранен князь Андрей?

Какая мысль пронзила больное сознание Болконского, когда он увидел на соседнем операционном столе Анатоля?

                                                ***

Каким показывает Толстой Наполеона в конце сражения?

Какие новые, необычные для него ощущения охватили Наполеона?

Какая же армия победила в Бородинском сражении?

Какое значение придает Толстой Бородинскому сражению?

                                                Часть 3.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Хотел ли Кутузов оставить Москву?

С кем сравнивает Кутузов французскую армию? В чем смысл этого сравнения?

Какой вывод сделал Кутузов, выслушав командиров, желавших защищать Москву?

В чем было значение спора на совете в Филях?

В чем была цель Бенигсена?

Как Бенигсен ставит вопрос на совете?

Как реагировал Кутузов на постановку вопроса в такой форме?

Как вы думаете, почему Толстой вводит в этот эпизод шестилетнюю девочку Малашу?

Как называет Малаша про себя Кутузова?

                                                ***

Почему население покидало Москву?

Как оценивает Толстой оставление москвичами своего города?

Чем занята Элен в эти дни, что ее волнует?

Считала ли она себя виноватой в чем-нибудь?

Что сообщает она в своем письме Пьеру? Когда это письмо доставлено Пьеру?

Чего желал Пьер более всего, после того как покинул Бородинское поле?

С кем он встречается в это время?

Какая мечта целиком охватывает его?

В чем видел Пьер основное препятствие, мешавшее этому приобщению к народной жизни?

Что с особой силой влекло Пьера к народу?

                                                ***

Какое настроение и почему было у Наташи и Пети в дни приготовления к отъезду?

Кто же во время этих сборов и как говорит о патриотизме?

Почему Наташа пригласила раненых остановиться в их доме?

Почему она сначала не принимала участия в упаковке вещей?

Когда Наташа принялась за упаковку вещей?

Расскажите, как Наташа собирала вещи?

Что отвлекло ее от сборов?

Как отнеслись граф и графиня  к просьбе раненых?

Как восприняла запрет матери Наташа? Чем вызван этот взрыв негодования?

С какой просьбой приехал к Ростовым Берг?

С каким настроением слуги стали разгружать вещи, освобождая подводы для раненых?

Как изменилось настроение Ростова после того, как было решено взять раненых?

Кого встретили Ростовы, выезжая из Москвы?

                                                ***

Какое было время года, какая стояла погода?

О чем думает Наполеон, глядя на Москву?

С чем сравнивает Толстой покинутую Москву?

Верил ли Растопчин, что Москва будет оставлена?

Почему Растопчину удалось заставить толпу растерзать Верещагина?

Какова истинная причина пожара, по мнению Толстого?

Было ли в Москве оказано сопротивление французам?

Что кричал сумасшедший Баздеев, схватив пистолет?

Занимала ли целиком Пьера мысль – убийство Наполеона? Что его влекло к этому поступку?

Как относится Толстой к Пьеру в сценах его разговора с Рамбалем?

Какое влияние имело на Пьера выпитое вино разговор с Рамбалем?

Почему же намерение Пьера убить Наполеона вызывает у Толстого иронию?

Как меняется в конце разговора с Рамбалем настроение Пьера?

                                                ***

В каком состоянии был князь Андрей, когда ему пришли в голову мысли о том, что он нашел истину? В чем эта истина заключается?

Что им в большей степени владеет – телесные муки или душевное счастье?

Какое счастье, кроме счастья открытия истины, облегчило муки князя Андрея?

В каком состоянии находилась Наташа с того времени, когда она узнала о ране князя Андрея и о том, что он едет с ними?

Каким желанием охвачена Наташа?

А что происходит с Пьером в то время, когда завершается путь исканий князя Андрея?

Почему же Пьер не смог убить Наполеона?

Что чувствует Пьер, когда спасает из огня ребенка?

Как французские солдаты отвечали на вопрос Пьера, не видели ли они ребенка?

Что говорит Пьер французам о спасенной им девочке?

                                        Том 4.

                                        Часть 1.

Как повлияли события войны на петербургское общество?

Что происходило в салоне Шерер в день Бородинского сражения?

Какая сторона военных событий волновала Анну Павловну и всех придворных?

Кого посылает Кутузов ко двору с известием о сдаче Москвы?

Думала ли армия о Москве?

                                        ***

Почему Николай Ростов принимал участие в войне?

Страдал ли Николай из-за того, что в самый разгар боев его отправили за лошадьми в Воронеж?

Что испытала княжна Марья, узнав о приезде в Воронеж Николая Ростова?

Как меняется облик    княжны Марьи, когда она видит Николая?

Почему княжна Марья нравится Николаю больше, чем Соня?

                                        ***

Какой видит Пьер Москву, когда его вели на допрос к Даву?

Как вел себя Пьер на допросе у Даву?

Как Даву смотрел на Пьера?

Почему французы старались поскорее покончить с расстрелом?

Как вели себя приговоренные к смерти, как они себя чувствовали?

Что чувствовал Пьер?

С кем встречается в плену Пьер?

Каково первое впечатление Пьера от Платона Каратаева?

Какова манера речи Каратаева?

Опишите внешность Каратаева.

В чем суть «круглого» каратаевского отношения к действительности?

В чем смысл рассказа Каратаева о том, как он попал в солдаты?

Как повлияла эта каратаевская философия на Пьера?

Как относился Платон Каратаев к людям?

Но допускает ли Толстой реальную возможность такой любви?

                                                ***

Какой сон видит князь Андрей перед смертью?

Вспомните, что княжна Марья говорила при их последнем свидании?

Чем живет в это время княжна Марья?

Прочитайте последний разговор о любви, который ведут Андрей и Наташа.  К какой мысли пришел Андрей перед смертью?

                                                Часть 2.

Явился ли фланговый марш русской армии, по мнению Толстого, выражением чьей-либо гениальности?

Был ли этот марш кем-то предусмотрен?

В чем Толстой видит заслугу Кутузова?

Что было основным в действиях Кутузова после Бородина?

Почему же Кутузов не хотел сражений?

Удалось ли Кутузову удержать русскую армию от сражения?

Как описаны Толстым возникновение и ход Тарутинского сражения?

Что привело Кутузова в состояние неуемного гнева?

Описывает ли последовательно Толстой ход Тарутинского сражения?

Достигло ли это сражение той цели, которую ставил Толь?

К чему стремился и чего достиг Наполеон?

Считает ли Толстой, что Наполеон действовал в России хуже, глупее, чем раньше, в других странах?

Почему Наполеону не удалось осуществить тот план, который он осуществлял во всех захваченных европейских столицах?

                                           ***

Как изменился облик Пьера в плену?

К чему всю жизнь стремился Пьер? В чем он искал спокойствия?

На каком пути он думал найти согласие с самим собой?

В чем же теперь нашел счастье Пьер?

Как отзывается Пьер на грубое требование часового не выходить из рядов пленных?

Сцена разговора Платона Каратаева с французом.  Что тревожило француза?

Взял ли французский солдат полотно, когда Платон вернул его?  Почему?

                                      ***

Какое чувство испытывает Кутузов, когда принял известие об оставлении французами Москвы?

Какая у него была цель после того, как французы покинули Москву?

                                       Часть 3.

В чем своеобразие войны, которую вел Наполеон в России?

Какова была, по мнению Толстого, историческая роль партизан?

Как изображает Толстой партизан?

Какую погоду рисует Толстой, приступая к описанию действий отряда Денисова?

В каком настроении был Денисов?

Кто приезжает к Денисову с письмом?

О чем он рассказывает Денисову?

Какой вид имел Петя?

Как реагирует Петя на рассказ Тихона Щербатого об убийстве француза?

Кто в отряде был самый полезный и храбрый человек?

Знакомо ли ему чувство жалости к французам?

Как он попал к партизанам?

Чувствует ли он ненависть к французам, понимает ли патриотический характер своих действий?

Как относятся партизаны к Тихону Щербатому? С кем сравнивает Толстой Тихона?

Как называют Тихона партизаны?

Что поручалось Тихону?

Как изображает писатель внешность Тихона Щербатого?

Как обращается к Тихону Денисов?

Как относится к Тихону автор?

В каком состоянии находился в эти дни Петя Ростов?

Почему он остается у Денисова?

Куда просит Петя послать его?

Как относится Петя к людям? Как эта любовь ко всем и всему, что его окружает, отражается на его языке?

Распространяется ли его чувство любви ко всем на французов?

Кому это чувство  к пленному понятно и кто смеется над ним?

Кто и когда еще в романе высказывает мнение, что на войне не надо брать в плен?

На чьей стороне Толстой в споре Денисова и Долохова о пленных?

Чем нравится Долохов Пете?

Как отвечает Денисов на просьбу Пети отпустить его в разведку с Долоховым?

Как встречает Денисов на просьбу Пети отпустить его в разведку с Долоховым?

Как встречает Денисов Петю, возвратившегося из разведки?

Что видит во сне Петя? Каков смысл этого сна?

Что говорит Пете Лихачев, который его будит?

Расскажите о гибели Пети Ростова.

Как Долохов и Денисов воспринимают смерть Пети?

                                        ***

Кто был в числе освобожденных Денисовым и Долоховым пленных?

Что узнал, что понял Пьер, находясь в плену?

Какую повестушку рассказал в плену Платон Каратаев в плену?

В чем ее смысл?

Пьер понял сущность жизни после сближения с Каратаевым.  В чем же он увидел эту сущность?

Как подействовала на Пьера смерть Каратаева?

Как вел себя Пьер, когда партизаны освободили его?

                                        ***

Как Толстой оценивает бегство Наполеона от своей армии?

                                Часть 4.

Почему княжну Марью и Наташу раздражали звуки внешней жизни после смерти князя Андрея?

Как относилась Наташа к своим семейным?

Что вывело Наташу из состояния отключенности от жизни?

Когда-то княжна Марья и Наташа не понравились друг другу.  Какие теперь у них отношения?

Как пишет Толстой о пробуждении жизни в Наташе?

                                ***

Сцена обращения Кутузова к солдатам.  Кого встречает Кутузов перед этим на дороге? Как они выглядели?

Как вид этих людей повлиял на Кутузова?

Как восприняли солдаты речь Кутузова?

Как приняли русские солдаты замерзших Рамбаля и Мореля?

Что говорит старый солдат о французах?

А как относились к Кутузову в верхах, при дворе?

Когда умер Кутузов?

Но ведь война продолжалась. Какой она приняла характер?

Кто же должен был возглавить движение русской армии на запад?

                                        ***

В чем заблуждался Пьер до плена и что открылось перед ним теперь?

Что же надо делать, по мысли Толстого, чтобы понять величие в обыденном, далекое в близком?

Чем же заменить эту цель?

Как изменился Пьер после плена? Почему он теперь правильно решал все вопросы жизни?

Что же теперь думает Пьер  о князе Василии и его дочери, которые сделали ему столько зла?

А что думает Пьер о полицмейстере?

Какими эпитетами награждает Пьер людей, которых он теперь полюбил?

Проследите, как меняется Наташа на глазах Пьера?

Что поражает Пьера  более всего в теперешней Наташе, в ее облике?

Как Наташа слушала рассказ Пьера о его приключениях?

Как меняется Наташа под влиянием любви к Пьеру?

 

                                ЭПИЛОГ.

Как вы думаете, зачем Толстому понадобилось написать эпилог?

Что же сталось с Ростовыми?

Легко ли было Николаю Ростову решиться на брак с княжной Марьей?

Любил ли он еще Соню?

Вспомните, как представлял себе Николай семейное счастье?  Каким он стал хозяином?  Что он считал в хозяйстве главным?

Как он относился к крестьянскому хозяйству?

Как относится к проступкам мужа графиня Марья?

Одобряет ли графиня Марья отказ мужа вступить в тайное общество?

Как строятся отношения Николая и графини Марьи?

Как Николай Рростов говорит жене о своей любви к ней?

Как зовут детей Николая и Марьи?

Что же стало с Наташей Ростовой и, главное, какой она стала?

Каковы ее отношения с мужем?

Как Денисов смотрел на теперешнюю Наташу?

Что говорит Пьер о политическом положении в России?

Что предлагает Пьер?

Как относится каждый из присутствующих к речам Пьера?

Сознает ли Пьер, что он отошел от каратаевского мировосприятия?

Кто из героев восхищается Пьером?

Кем хотел стать Николенька Болконский?

Почему для Николеньки Пьер был «святыней»?

Какой вопрос задал Николенька Пьеру после его спора с Ростовым и как Пьер  ответил на этот вопрос?

Сон Николеньки. Какую клятву дает Николенька Болконский?

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы и задания по курсу «Истории и культуры Санкт – Петербурга» для учащихся 8 – 9 классов.

Вопросы составлены с целью проверки уровня знаний учащихся и подготовки детей к городскому туру олимпиадного марафона....

Вопросы и задания по литературе 11 кл

Вопросы и задания по  изучению литературы в 11 классе...

Раздаточный материал (вопросы и задания викторины), ключи к заданиям.

Викторина «Are you a good chef?» предназначена для закрепления и своеобразного итогового контроля усвоения материала по изученным программным темам по дисциплине «Английский язык по профессиональной н...

Вопросы и задания по роману В.А.Каверина "Два капитана" для 7 класса. Русский язык и литература.

В документе содержатся различные задания по русскому языку и литературе. Имеютя критерии для некоторых заданий и для оценки всей работы. Формат заданий по русскому языку ориентирован на ОГЭ. Сочинение...

Коллекция вопросов, заданных русской литературой

Вечные вопросы «что делать?» и «кто виноват?» хорошо известны даже тем, кто не прочитал произведения с соответствующими названиями. Но ими не исчерпывается все богатство вопросов, которые задала...

Программа «Актуальные вопросы олимпиадных заданий по русскому языку и литературе»

Программа«Актуальные вопросы олимпиадных заданий по русскому языку и литературе» для учащихся 5-11 классов...