Анализ стихотворения Е. Баратынского "Весна, весна! Как воздух чист!.."
методическая разработка по литературе (5 класс)

Минакова Марина Валериевна

Задания составлены таким образом, что можно использовать их как во время классной работы (по группам), так и в рамках дистанционного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 01_baratynskii.docx86.65 КБ

Предварительный просмотр:

Проанализируйте стихотворение Е. Баратынского. Для анализа используйте план, представленный после стихотворения. Дайте полные, развёрнутые ответы на каждый из вопросов, и у вас получится целостный анализ стихотворения.

Анализ можно набрать в текстовом редакторе и выслать файлом. Категорически запрещается списывать с готовых анализов!

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепúт мне очи он.

Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!

Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.

Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поёт
Заздравный гимн весне.

Что с нею, что с моей душой?
С ручь
ём она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!

Зачем так радует её
И солнце и весна!
Ликует ли, как дочь стихий,
На пире их она?

Что нужды! счастлив, кто на нём
Забвенье мысли пьёт,
Кого далёко от неё
Он, дивный, унесёт!

План анализа стихотворения

1. Какие картины весны, характерные признаки весны, изменения в природе привлекают внимание лирического героя стихотворения? Перечислите и подтвердите словами из стихотворения.

2. Чем можно объяснить большое количество восклицательных предложений в стихотворении, особенно в его начале?

3. В каких строках восклицательные предложения сменяются на вопросительные? Как вы думаете, почему?

4. Как можно истолковать слова о душе: «с ручьём она ручей и с птичкой птичка»? Почему именно с ручьём и птичкой сравнивает душу лирический герой? Что сближает их?

5. Выпишите из стихотворения эпитеты вместе с существительными. Эпитет – это художественное (образное) определение, чаще всего это прилагательное, употреблённое в переносном значении. 

6. Какие глаголы употреблены в переносном значении? Есть ли в стихотворении такие глаголы, которые «оживляют» какие-либо предметы, наделяют эти предметы свойствами живых существ и людей? Выпишите эти глаголы вместе с существительными.

7. Какое настроение, чувство преобладает в стихотворении? Докажите свою точку зрения, подкрепляя её словами из стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное индивидуальное занятие. Русский язык. 6 класс "Весна, весна, как воздух чист..."

Дистанционное обучение. Русский язык. 6 класс. "Весна, весна, как воздух чист..."...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Конспект урока и презентация.Урок развития речи..Обучение письменному анализу стихотворения на примере стихов о природе ( Е.А.Баратынский «Весна, Весна!....»)(6 класс)

Конспект урока и презентация.Урок развития речи..Обучение письменному анализу стихотворения на примере стихов о природе ( Е.А.Баратынский «Весна, Весна!....»)(6 класс)Конспект урока развит...

Конспект интегрированного урока по литературе для 6 класса "Е.А. Баратынский "Весна, весна, как воздух чист!"

Интегрированный урок по литературе для 6 класса. (Интегрирован литература, русский язык, марийский язык, музыка ИЗО)....