Литература. 7 класс. Сухих
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс)

Пушкова Ирина Юрьевна

Поурочно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pourochno-tematicheskoe_planirovanie.docx42.24 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Поурочно-тематическое планирование к рабочей программе

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Тип/форма урока

Планируемые результаты обучения

Виды и формы контроля

Примечание

Освоение предметных знаний

УУД

1

Вводный урок. Герои и героическое.

1

Комбинированный урок

Понимание термина «герой», разницы между героем мифологическим, историческим и литературным.

Познавательные: Осваивать взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.

Регулятивные:

Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Фиксация выводов в виде кратких тезисов-записей.

Тема 1. Героизм и патриотизм (14 ч.)

Раздел 1. Героический эпос в мировой литературе – 4 часа

2

Гомер и его поэмы

1

Урок изучения нового материала

Теоретико-литературные знания. Миф и литература. Эпическая поэма. Национальный эпос. Сюжет как путешествие. Гекзаметр, составные эпитеты. Роль детали в развертывании сюжета. Образ героя в эпосе. Художественная и аналитическая деятельность. Подбор цитат для характеристик Ахилла, Гектора, Одиссея. Сопоставление разных переводов Гомера (Н.И.Гнедича и Н.М.Минского, В.А.Жуковского и В.В.Вересаева). Сравнение эпизодов «Одиссеи» и сюжетов русских народных сказок. Составление викторины или кроссворда по одной или двум поэмам Гомера. Отзыв о кинофильме В.Петерсена «Троя» или кинофильме А.Кончаловского «Одиссея». Оценка интерпретации образов Ахилла или Одиссея в изобразительном искусстве.

Познавательные: Осваивать исторические события в эпосе.

Регулятивные:

Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации

Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Фиксация выводов в виде кратких тезисов-записей.

3

«Илиада». Гуманизм Гомера

1

Комбинированный урок

Составление викторины или кроссворда по одной или двум поэмам Гомера;

4

«Одиссея» – поэма испытаний и странствий героя

1

Комбинированный урок

Тест

5

Герои «Калевалы»

1

Урок изучения нового материала

Теоретико-литературные знания. Миф и литература. Эпическая поэма. Национальный эпос. Образ героя в эпосе. Художественная и аналитическая деятельность. Сопоставление космогонических мифов разных народов. Сравнение образов «Калевалы» и русских народных сказок.

Познавательные: Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя.

Регулятивные:

Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Ответ на вопрос

Раздел 2. Героическое и патриотическое в литературе Древней Руси ( 2ч )

6

Человек русского Средневековья. Особенности древнерусской культуры. «Поучение» Владимира Мономаха

1

Урок изучения нового материала

Теоретико-литературные знания. Жанр поучения. Автор и его образ в древнерусской литературе. Канон и устойчивые фигуры речи. Художественная и аналитическая деятельность. Составление словаря устаревших слов и

Познавательные: Выстраивать устный и письменный ответы (рассуждать) на поставленные вопросы.

Регулятивные:

Принимать учебную задачу (составление цитатного плана).

сочинение-поучение современникам

7

«Поучение» Владимира Мономаха. Картина мира человека русского Средневековья. Канон древнерусской культуры

1

Комбинированный урок

религиозных понятий. Сопоставительный анализ: «Поучение» Мономаха и «Поучение» митрополита Даниила (XVI век), наставления Мономаха и фольклор (русские пословицы). Письменная «беседа» с Владимиром Мономахом. Отзыв о кинофильме на сюжет из древнерусской истории (например, художественный фильм «Александр Невский» режиссера С. Эйзенштейна или мультипликационный фильм Ю.Кулакова «Князь Владимир»). Сочинение поучения современникам (соотечественникам).

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации

Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Использовать речь для регуляции своего действия.

Сопоставительный анализ «Поучения» Мономаха и «Поучения» митрополита Даниила (XVI век)

Раздел 3. Героический характер и подвиг в русской литературе ( 7 ч.)

8

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Сечь, степь, мать.

1

Урок изучения нового материала

Теоретико-литературные знания. Литературный герой как тип и как характер. Основные способы создания характера в литературе: прямая авторская характеристика, самохарактеристика, характеристика героя другими действующими лицами, портрет, речь, поступки героя. Сравнительно-сопоставительная характеристика двух героев. Роль пейзажа в художественном произведении. Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение эпизодов повести. Сравнение образов Остапа и Андрия. Устные иллюстрации к повести. Сопоставление фрагментов первой и второй редакций повести. Анализ иллюстраций художников к повести. Сопоставление литературных образов запорожцев с образами картины И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Познавательные: Выстраивать устный и письменный ответы (рассуждать) на поставленные вопросы. Обучить анализу эпизода. Портрет как средство характеристики героя.

Регулятивные:

Принимать учебную задачу (составление цитатного плана). Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации

Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Использовать речь для регуляции своего действия.

Чтение, в том числе наизусть лирических и эпических текстов.

9

Два брата

1

Комбинированный урок

Ответ на вопрос синквейн

10

Герои Запорожской Сечи

1

Комбинированный урок

Контрольное сочинение по повести «Тарас Бульба»

11

Н.А.Некрасов. «Мороз, Красный нос» Изображение русского народа в поэме.

1

Урок изучения нового материала

Теоретико-литературные знания. Поэма как лиро-эпический жанр. Особенности создания образа в произведениях лиро-эпического жанра. Авторская позиция и средства ее выражения: лирические отступления, композиция, заглавие, пейзаж, символические образы, эпиграф, ритм, звукопись. Художественная и аналитическая деятельность. Создание иллюстраций к сну Дарьи. Анализ роли народных поговорок и примет в поэме. Рассмотрение картин русских художников (А.Г.Венецианов «Пелагея», В.Г.Перов «Проводы покойника», З.Е.Серебрякова «Крестьяне») в контексте проблематики поэмы. Сочинение-миниатюра «Счастье крестьянки».

Познавательные: Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя.

Регулятивные:

Принимать учебную задачу (составление цитатного плана). Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации

Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Использовать речь для регуляции своего действия.

Анализ текста.

12

Выражение авторской позиции в поэме Н.А.Некрасова

1

Комбинированный урок

Чтение наизусть.

13

М.Горький. «Старуха Изергиль»

1

Урок изучения нового материала

Теоретико-литературные знания. Углубление представления о романтизме. Романтизм как творческий метод. Романтический герой. Романтический пейзаж. Автор и рассказчик. Антитеза. Афоризм.

Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение эпизодов. Сравнительно-сопоставительная характеристика Данко и Ларры. Анализ картин А.И.Куинджи («Лунная ночь на Днепре», «Облака»). Сравнение мотива света и тьмы в рассказе «Старуха Изергиль» и в живописи А.И.Куинджи.

Познавательные: Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. Выстраивать устный и письменный ответы (рассуждать) на поставленные вопросы.

Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Выразительное чтение

14

М. Горький «Песня о Соколе»

1

Комбинированный урок

Познавательные: Выстраивать устный и письменный ответы (рассуждать) на поставленные вопросы.

Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия.

Чтение наизусть

Тема 2. Мир литературных героев (18 ч.)

Раздел 1. «Негероический» герой – «маленький человек» в русской литературе 9 ч.

15

Болдинская осень и «Повести Белкина» А.С.Пушкина

1

Урок изучения нового материала

Теоретико-литературные знания. Знать и понимать термин «маленький человек». Уметь определять «маленького человека» в литературном произведении. Осознавать отличие «маленького человека» от литературного героя.

Познавательные: Осваивать мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни

Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Составление обобщающей таблицы.

16

А.С.Пушкин «Станционный смотритель». «Маленький человек» и его дочь.

1

Комбинированный урок

Теоретико-литературные знания. Повесть. Композиция. Автор (писатель), повествователь, рассказчик. Тема, проблема и идея в художественном произведении. Аллюзии и реминисценции. Роль детали в создании образа. Художественная и аналитическая деятельность. Словесные иллюстрации к повести (мечты Дуни; один день из жизни Самсона Вырина и его дочери). Подбор тропов, характеризующих взаимоотношения главных героев. Сравнение образа Самсона Вырина в первой и второй частях повести. Воспроизведение внутреннего монолога героя (Дуня на могиле отца). Анализ и оценка иллюстраций к повести.

Познавательные: Осваивать мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни

Обучить анализу эпизода. Портрет как средство характеристики героя.

Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Составление обобщающей таблицы.

17

Идея повести «Станционный смотритель»

1

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

18

Н.В.Гоголь «Шинель». «Вечный титулярный советник»

1

Урок изучения нового материала

Теоретико-литературные знания. Тема, проблема и художественная идея. Элементы фабулы в произведении. Художественная деталь, ее роль. Фантастическое в литературе. Функции фантастики в реалистическом произведении. Особенности фантастики у Гоголя. Индивидуальный стиль писателя. Художественная и аналитическая деятельность. Анализ иллюстраций к повести «Шинель». Графическое изображение мира Башмачкина. Сопоставление чернового и окончательного вариантов начала повести. Анализ высказываний писателей и критиков об Акакии Акакиевиче. Сопоставление Башмачкина со святым Акакием Синайским. Сравнение образов «маленького человека» в повести Пушкина и повести Гоголя. Размышление над оценкой повести «Шинель», данной персонажем Достоевского Макаром Девушкиным.

Познавательные: Осваивать мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни Осваивать, что такое юмор и сатира.

Регулятивные:

Принимать учебную задачу (составление цитатного плана). Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации

Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Использовать речь для регуляции своего действия.

Терминологический диктант

19

Шинель и человек

1

Комбинированный урок

Ответ на вопрос, синквейн

20

Нравственные уроки Гоголя в повести «Шинель»

1

Комбинированный урок

Ответ на проблемный вопрос

21

Рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника»

1

Комбинированный урок

Теоретико-литературные знания. Повесть, рассказ, новелла как эпические жанры. Жанровые особенности повести, рассказа и новеллы в сопоставлении друг с другом. Тема, проблема, идея произведения. Авторское отношение к персонажам. Художественная деталь у Чехова.

Художественная и аналитическая деятельность. Инсценирование рассказов Чехова. Построение графика читательского отношения к Червякову. Сопоставление образов «маленького человека» в произведениях Пушкина, Гоголя и Чехова. Обсуждение жанровых признаков чеховского рассказа-новеллы. Исследование «говорящих» деталей в рассказах Чехова. Изображение читательских эмоций при помощи красок. Анализ значений слова «тоска», данных в словарях.

Познавательные: Осваивать мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни

Регулятивные:

Принимать учебную задачу (составление цитатного плана). Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации

Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.Соблюдать правила речевого поведения. Использовать речь для регуляции своего действия.

Исследовательское чтение.

22

Рассказ А.П.Чехова «Тоска»

1

Комбинированный урок

Написание письменных работ разных жанров

23

Диагностическая работа по повестям о «маленьком человеке»

1

Урок контроля

Тест, ответы на вопросы

Раздел 2. Герой в лирике – 4 ч.

24

М. Ю. Лермонтов и его лирический герой

1

Комбинированный урок

Теоретико-литературные знания. Лирический герой и автор стихотворения. Лирический герой и лирическое настроение. Байронизм и байронический герой. Романтический конфликт. Образ-символ. Отличие символа от метафоры и аллегории. Пейзажная лирика. Художественная и аналитическая деятельность. Сопоставление стихотворения «Парус» со стихотворениями М.Ю.Лермонтова «Желанье» («Отворите мне темницу…»), А.С.Пушкина «Туча» и с отрывком из стихотворения А.А.Бестужева-Марлинского («Но вот ярящимся Дунаем…»). Анализ пейзажной лирики Лермонтова («На севере диком стоит одиноко…», «Утес», «Листок»). Сравнение первоисточника («Спят вершины высокие гор и бездн провалы…» Алкмана) с его переложением Гёте («Ночная песня странника») и лермонтовским переводом из Гёте («Горные вершины»).

Чтение наизусть стихов поэта.

Познавательные: Осваивать выразительное чтение стихотворения, анализировать лирическое произведение.

Регулятивные:

Принимать учебную задачу (составление цитатного плана). Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации

Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Выразительное чтение наизусть

25

В.В.Маяковский. «Послушайте!»

1

Комбинированный урок

Теоретико-литературные знания. Лирический герой и автор лирического произведения. Тоническое и силлабо-тоническое стихосложение. Стопа. Стихотворные размеры (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест). Пиррихий, спондей. Ритмика и строфика. «Лесенка» Маяковского. Особенности рифмовки. Неточная, составная, богатая рифма. Словотворчество. Изобразительно-выразительные средства языка: тропы, синтаксические фигуры, звукопись. Элементы фантастики в стихотворениях Маяковского. Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение стихотворений. Иллюстрирование стихотворений. Сопоставление иллюстрации Д.Бурлюка к стихотворению Маяковского «Необычайное приключение…» с текстом. Анализ элементов фантастического в стихотворении «Вот так я сделался собакой». Определение стихотворных размеров, подбор стихотворных строк на каждый размер, сочинение собственного стихотворения на заданный размер.

Познавательные: Осваивать выразительное чтение стихотворения, анализировать лирическое произведение.

Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации.

Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Использовать речь для регуляции своего действия.

Выразительное чтение, в том числе наизусть.

Исследовательская работа в библиотеке.

26

В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

1

Комбинированный урок

Краткие письменные ответы.

27

Анализ лирического стихотворения

1

Урок развития речи

Анализ лирического стихотворения

Раздел 3. Народный характер – 5ч.

28

Изображение русского характера в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк»

1

Урок изучения нового материала

Теоретико-литературные знания. «Натуральная школа». Внешний и внутренний конфликт. Художественные средства создания образа героя. Краткий и развернутый портрет. Интерьер; объективное и субъективное описание интерьера. Реалистический пейзаж, его функции. Стихотворения в прозе как лирический жанр. Деталь. Антитеза. Художественная и аналитическая деятельность. Подбор цитатхарактеристик к образу главного героя. Сопоставительный анализ литературного и живописного портретов (описание внешности Бирюка и картина Н.И.Крамского «Полесовщик»). Размышление над кинофильмом Р.Балаяна «Бирюк». Выразительное чтение стихотворений в прозе. Словарная работа с тургеневскими текстами (подбор синонимов, толкование значений слов и фразеологизмов). Анализ художественных деталей. Сравнение стихотворения «Русский язык» с высказываниями русских писателей о языке.

Познавательные: Осваивать мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни Выразительно читать, передавая при помощи интонации характер героев.

Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации.

Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Формулирование гипотез, разработка исследовательской стратегии. Анализ текста.

29

«Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева

1

Комбинированный урок

Чтение наизусть.

30

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том. Как один мужик двух генералов прокормил»

1

Урок изучения нового материала

Теоретико-литературные знания. Сатира. Средства сатиры: фантастика, гипербола, гротеск, эзопов язык, сарказм. Сатирический герой. Тип. Способы создания сатирического типа: «говорящее» имя, гротеск, аллегория, саморазоблачающая речь, ироничная похвала, ироничное порицание, сарказм. Фольклорные мотивы в сказках. Художественная и аналитическая деятельность. Анализ способов создания сатирических типов: генералов, дикого помещика, пискаря. Сопоставление проблематики и сюжетов сказок о двух генералах и о диком помещике; сравнение фрагмента народной сказки «О Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове» со сказкой «Премудрый пискарь». Анализ Анализ иллюстраций к сказкам Щедрина.

Познавательные: Осваивать, что такое юмор и сатира. Выразительно читать, передавая при помощи интонации характер героев, комический эффект рассказа.

Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации.

Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Соблюдать правила речевого поведения.

Выразительное чтение. Исследовательская работа в библиотеке.

31

«Дикий помещик», «Премудрый пискарь»

1

Комбинированный урок

Терминологический диктант

32

Урок внеклассного чтения по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Коняга»

1

Комбинированный урок

Анализ текста.

Тема 3. Герой и нравственный выбор (27ч.)

Раздел 1. Взросление героя. Становление души – 8ч.

33

Л.Н.Толстой. «Детство». Три праведника Николенькиного мира. Золотая пора.

1

Урок изучения нового материала

Теоретико-литературные знания. Автобиография и автобиографическое произведение. Автор, повествователь, рассказчик в автобиографическом произведении. Внутренний монолог. Портрет в литературе. Художественная и аналитическая деятельность. Рассказ об одном из персонажей по плану. Пересказ эпизода от лица персонажа. Анализ деталей.

Познавательные: Осваивать мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни

Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации.

Коммуникативные:

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Написание автобиографических сочинений «Что за человек мой отец (дядя, дед)», «И тогда мне стало стыдно…»;

34

Нравственный выбор подростка

1

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

35

 «Говорим о чувствах – значит чувствуем»

1

Урок развития речи.

Написание письменных работ разных жанров (сочинение, сочинение-рассуждение

36

М.Горький. Автобиографическая повесть «Детство».

1

Урок изучения нового материала

Теоретико-литературные знания. Автобиографическое произведение. Автор, повествователь, рассказчик в автобиографическом произведении. Пейзаж и портрет в литературе. Тема, проблема, идея. Художественная и аналитическая деятельность. Создание заголовков к главам повести. Подбор цитат и примеров, характеризующих Алешу Пешкова. Анализ тропов (сравнений, эпитетов, метафор), использованных автором в описании портретов и пейзажа. Комментирование наставлений деда Каширина.

Познавательные: Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя.

Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации.

Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Использовать речь для регуляции своего действия.

Сообщение

Пересказ эпизода

37

«Свинцовые мерзости дикой русской жизни» и живая душа русского человека

1

Комбинированный урок

Характеристика персонажа литературного произведения

38

А.Н.Толстой. «Детство Никиты». Поэзия усадебного детства

1

Урок изучения нового материала

Теоретико- литературные знания. Своеобразие сюжета в автобиографическом произведении. Фабула. Образ рассказчика.

Портрет в литературе.

Познавательные: Осваивать мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни

Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Анализ текста: способы выражения авторской позиции

39

Никита, Алеша, Николенька

1

Комбинированный урок

Характеристика персонажа литературного произведения

40

Ф.Искандер. «Чик и Пушкин»

1

Комбинированный урок

Теоретико-литературные знания. Виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск. Противоречие как основа комического. Точка зрения рассказчика и повествователя. Композиция произведения. Художественная и аналитическая деятельность. Характеристика видов комического, представленных в рассказе и во фрагменте повести Искандера «Созвездие Козлотура».

Познавательные: Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя.

Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Соблюдать правила речевого поведения.

Составление развернутого плана рассказа «Чик и Пушкин».

Раздел 2. Испытание героев любовью -10ч.

41

«Повесть о Петре и Февронии»

1

Урок изучения нового материала

Теоретико-литературные знания. Древнерусская повесть и ее разновидности. Житие как жанр. Условность в древнерусской литературе. Фольклорные (сказочные) мотивы.

Художественная и аналитическая деятельность. Аналитический разбор «умных загадок» и загадочных ответов Февронии. Сравнение героинь и сюжетов «Повести о Петре и Февронии» и русской народной сказки «Семилетка»; сопоставление фрагмента повести и заветов Владимира Мономаха. Пересказ (инсценировка, киносценарий) избранных эпизодов повести. Составление плана сочинения-эссе «Какие семейные ценности, воспетые в “Повести о Петре и Февронии”, важны и в наше время?». Сочинение-рассуждение «Что привлекает читателей в Петре и Февронии сегодня и чему учат нас герои древнерусского жития?».

Познавательные: Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя.

Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Соблюдать правила речевого поведения.

Отбор и обработка информации. Тестовая работа. Анализ эпизодов.

42

Человек эпохи Возрождения У.Шекспир. Герои трагедии «Ромео и Джульетта»

1

Урок изучения нового материала

Теоретико-литературные знания. Драма как род литературы. Драматическое действие. Драматический герой. Способы создания образа персонажа в драме. Способы выражения авторской позиции в драме. Трагедия как жанр драмы. Основной конфликт и его разрешение в трагедии. Антитеза.

Художественная и аналитическая деятельность. Поиск сходства и различий пьесы Шекспира и ее литературного источника — новеллы Луиджи Да Порто «Джульетта»; сравнение нескольких переводов пролога пьесы (Т.Л.Щепкина-Куперник; Б.Л.Пастернак, Е.Савич); сопоставление историй любви в повести «Тарас Бульба» и в трагедии Шекспира. Развернутая характеристика одного из персонажей пьесы (Меркуцио) на основании его высказываний и действий. Анализ картин, иллюстрирующих разные сцены трагедии (ГаллиБибиена, Х.Макарт, Ф.Дик, А.Фейербах и др.), и сопоставление их между собой. Сопоставление образов Джульетты в живописи (Ф.Кальдерон, Д.А.Шмаринов, Д.Уотерхауз) и музыке (Ш.Гуно, С.С.Прокофьев) с образом, созданным Шекспиром. Отзыв о кинофильме Ф.Дзеффирелли «Ромео и Джульетта».

Познавательные: Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя.

Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации.

Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Тест

43

«Нет повести печальнее на свете…». Почему трагичен финал «Ромео и Джульетты»?

1

Комбинированный урок

Инсценирование, рецензирование. Характеристика персонажей.

44

А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка». Берестовы и Муромские. Старшее и младшее поколения.

1

Комбинированный урок

Теоретико-литературные знания. Жанр повести. Композиция. Конфликт. Способы создания характера в литературном произведении. Юмор. Образ автора, средства выражения авторского отношения к героям. Роль композиционных и стилистических деталей в создании образа. Художественная и аналитическая деятельность. Описание альбома Лизы Муромской. Изображение цветом атмосферы повести, подбор эпитетов для ее характеристики. Анализ иллюстраций А.С.Бакулевского к повести. Сопоставление сюжетов и героев повести с сюжетами и героями трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта» и повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Отзыв о кинофильме А.Н.Сахарова «Барышня-крестьянка».

Теоретико-литературные знания. Жанр повести. Композиция. Конфликт. Способы создания характера в литературном произведении. Юмор. Образ автора, средства выражения авторского отношения к героям. Роль композиционных и стилистических деталей в создании образа. Художественная и аналитическая деятельность. Описание альбома Лизы Муромской. Изображение цветом атмосферы повести, подбор эпитетов для ее характеристики. Анализ иллюстраций А.С.Бакулевского к повести. Сопоставление сюжетов и героев повести с сюжетами и героями трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта» и повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Отзыв о кинофильме А.Н.Сахарова «Барышня-крестьянка».

Познавательные: Осваивать мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни

Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Соблюдать правила речевого поведения.

Самостоятельная исследовательская работа с использованием различных источников информации.

45

Как сюжет повести движется к счастливому концу? Идея повести «Барышня-крестьянка»

1

Комбинированный урок

Ответ на вопрос

46

А.С.Пушкин. «Дубровский». История создания романа.

1

Комбинированный урок

Теоретико-литературные знания. Роман как эпический жанр; жанровые разновидности романа. Роман и повесть. Композиция произведения и авторский замысел. Ретроспектива. Конфликт. Способы создания характера в литературном произведении. Образ автора, средства выражения авторского отношения. Художественная и аналитическая деятельность. Развернутая аргументированная характеристика основных персонажей романа. Сравнение Троекурова и Дубровского-отца; Троекурова и Верейского, их поместий. Анализ проблематики романа и ее актуальности. Сопоставление сюжета романа, образов главных героев с сюжетом и героями трагедии «Ромео и Джульетта» и повести «Барышня-крестьянка». Обсуждение иллюстраций к роману (Д.А.Шмаринов, Б.М.Кустодиев).

Тест

47

«Хамово племя» в романе. Роль предыстории Владимира Дубровского

1

Отбор и обработка информации.

48

Владимир и Маша. Любовная линия в романе А.С.Пушкина

1

Комбинированный урок

Характеристика персонажей

49

«Счастье было так возможно…». Почему А.С.Пушкин не закончил роман о «благородном разбойнике»?

1

Комбинированный урок

Сочинение по повести.

50

Диагностическая работа по новелле О.Генри «Дары волхвов»

1

Комбинированный урок

Теоретико-литературные знания.

Рождественская новелла. Библейский сюжет. Волхвы. Неожиданная развязка.

Познавательные: Осваивать мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни

Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Тест, ответы на вопросы

Раздел 3. Личность и власть: вечное противостояние – 4ч.

51

М.Ю.Лермонтов. Герои и героическое в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

1

Урок изучения нового материала

Теоретико-литературные знания. Эпическая поэма. Система персонажей. Конфликт. Фольклор и литература. Стилизация. Повторы, параллелизмы, постоянные эпитеты. Портрет. Художественная и аналитическая деятельность. Составление цитатного плана поэмы. Описание образа жизни семьи Калашниковых. Сравнительно-сопоставительная характеристика Кирибеевича и Калашникова. Сравнение портретов Алены Дмитревны в I и во II частях поэмы, портретных характеристик Кирибеевича и Калашникова перед боем; комментированное сопоставление описания смерти Андрия в повести «Тарас Бульба» и смерти Кирибеевича. Сопоставление системы персонажей лермонтовской поэмы с системами персонажей повести «Тарас Бульба» и рассказа «Старуха Изергиль». Сопоставление двух авторских поэм («Мороз, Красный нос» и «Песня про купца Калашникова») с точки зрения их проблематики и способов выражения авторского отношения к героям. Анализ фольклорных параллелей к поэме Лермонтова: сравнение образа царя в поэме и в былине «СтаврГодинович»; сопоставление сюжетов и героев поэмы и исторической песни «Кострюк (Мастрюк) Темрюкович»; сравнение завещания Разина в народной «Песне о Степане Разине» и финальных строк «Песни про купца Калашникова». Анализ сравнений, параллелизмов и эпитетов лермонтовской поэмы. Анализ и оценка иллюстраций к поэме.

Познавательные: Осваивать картины быта России XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Особенности сюжета поэмы. Эпические и лирические черты произведения и их художественная роль. Фольклорные традиции в поэме.

Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Коммуникативные:

Использовать речь для регуляции своего действия.

Выразительное чтение

52

«Я скажу тебе, православный царь». Личность и власть в «Песне про купца Калашникова»

1

Комбинированный урок

аписание письменных работ разных жанров (цитатный план, сочинение, отзыв о картине).

53

А.К.Толстой. «Князь Серебряный». Герой исторического романа

1

Урок изучения нового материала

Теоретико-литературные знания. Исторический роман. Вымысел и реальность в художественном историческом произведении. Авторская позиция. Способы создания характера. Портрет. Речь. Система персонажей. Художественная и аналитическая деятельность. Характеристика конфликта в каждой из глав. Сопоставление поэмы М.Ю.Лермонтова и романа А.К.Толстого (образ Ивана Грозного, диалоги царя с опричником на пиру, монологи Калашникова и Морозова перед казнью, женские образы). Прослушивание опер Н.А.Римского-Корсакова («Псковитянка» или «Царская невеста») или М.П.Мусоргского («Хованщина») и отзыв об одной из них. Отзыв о картинах В.М.Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный», «Пир у царя Ивана Васильевича», «Смерть опричника» или И.Е. Репина «Иван Грозный убивает своего сына». Отзыв о кинофильме С.Эйзенштейна «Иван Грозный» или Г.Васильева «Царь Иван Грозный». Сочинение «Путешествие в Москву Ивана Грозного».

Познавательные: Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя.

Регулятивные:

Принимать учебную задачу

  Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Составление сравнительной таблицы по текстам «Песни» и романа.

54

Иоанн Грозный. Конфликт в романе. Нравственная проблема.

1

Комбинированный урок

Характеристика персонажей.

Отзыв о фильме.

Раздел 4. Человек и война -5ч.

55

Поэты-фронтовики

1

Урок изучения нового материала

Теоретико-литературные знания. Лирический герой. Точка зрения автора. Композиция стихотворения. Художественная деталь. Олицетворение. Символ. Фигура умолчания. Стиль повествования. Тема и идея произведения.

Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение, заучивание стихотворений наизусть. Подбор и анализ цитат, отражающих важнейшие черты лирического героя.

Познавательные: Осваивать выразительное чтение стихотворения, анализировать лирическое произведение.

Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Коммуникативные: Соблюдать правила речевого поведения

Выразительное чтение наизусть

56

Русский характер в изображении М.А.Шолохова «Судьба человека». Жизнь и судьба Андрея Соколова.

1

Урок изучения нового материала

Теоретико-литературные знания. Сюжет и композиция эпического произведения. Рассказ и повесть. Представление о реализме как художественном методе. Реалистический образ. Типический характер. Повествователь и герой-рассказчик. Второстепенные персонажи. Способы создания характера. Портрет. Художественная деталь. Психологизм повествования (прямой и скрытый). Внутренний монолог. Тема и идея произведения. Символика. Художественная и аналитическая деятельность. Анализ понятий «судьба», «одиночество», «дорога». Комментирование эпизодов («Прощание с семьей», «Первая ночь в плену», «В комендантской»). Сочинение «Цена войны – судьба человека». Истолкование афоризмов о судьбе.

Познавательные: Развитие умений рассуждать, анализировать

Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия.

Подробный и краткий пересказ, характеристика персонажей

57

Шолохов-психолог и Шолохов-художник

1

Комбинированный урок

Сочинение-сопоставление фрагментов рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека» и одноименного кинофильма С.Ф. Бондарчука.

58

Тема войны в творчестве писателя В. Быкова. «Обелиск».

1

Комбинированный урок

Теоретико-литературные знания. Сюжет и фабула. Композиция. Время и пространство в произведении. Образ рассказчика. Роль художественной детали. Тема и художественная идея. Продемонстрировать полученные знания и умения. Проводить самооценку и рефлексию.

Познавательные: Развитие умений рассуждать, анализировать

Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Подробный и краткий пересказ, характеристика персонажей

59

Образ учителя в повести В.Быкова «Обелиск» в контексте библейской притчи о сеятеле

1

Комбинированный урок

Сочинение

Тема 4. «Странный человек» в движении времени (9ч.)

60

«Последний рыцарь, тощий, длинноногий М. де Сервантес Сааведра

1

Урок изучения нового материала

Теоретико-литературные знания. Роман как эпический жанр. Рыцарский роман. Пародия; отличие пародии от стилизации. Фабула. Конфликт. Способы создания характера (поступки героя, речь). Способы выражения авторской позиции в эпическом произведении. Второстепенные персонажи. Тема и художественная идея.

Художественная и аналитическая деятельность. Сопоставление авторского отношения к герою в рыцарском романе Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» и в гл. I (т. 1) романа М. де Сервантеса; интерпретации образа Дон Кихота и сопоставительный анализ авторского отношения к этому герою в поэзии XIX—ХХ веков (Д.С.Мережковский. «Дон Кихот»; Ю.В.Друнина. «Кто говорит, что умер Дон Кихот?..»; С.Я.Маршак. «Пора в постель, но спать нам неохота…»); сравнительно-сопоставительная характеристика образов Дон Кихота и Санчо Пансы в романе Сервантеса. Отзыв о кинофильме по роману Сервантеса (Г.Козинцев «Дон Кихот», В.Ливанов и О.Григорович «Дон Кихот возвращается»).

Познавательные: Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя.

Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Коммуникативные: Соблюдать правила речевого поведения.

Письменное рассуждение на тему современного рыцарства с подбором примеров из жизни.

61

В.М.Гаршин – «человек потрясенной совести». «Красный цветок»

1

Комбинированный урок

Теоретико-литературные знания. Рассказ и новелла. Символ и аллегория. Способы создания характера (самохарактеристика, поступки, портрет героя). Тема и художественная идея. Эпизод. План анализа эпизода.

Художественная и аналитическая деятельность. Анализ символики красного цвета в истории культуры. Сопоставительный анализ цветовых оттенков в современном и древнерусском языке (по книге С.А.Лавровой «Русский язык. Страницы истории»). Сравнение двух портретов героя (в гл. I и в гл. VI); сопоставление символов: «древа яда» у А.С.Пушкина («Анчар») и красного цветк у В.М.Гаршина; анализ сходства между героем рассказа Гаршина и Дон Кихотом. Оценка суждений современников о рассказе «Красный цветок» (И.А.Сикорский, В.Г.Короленко). Развернутый анализ эпизода «Похищение цветка».

Познавательные: Развитие умений рассуждать, анализировать

Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

62

Красный цветок – символический образ мирового зла

1

Комбинированный урок

Подбор цитат с цветовыми обозначениями из произведений русских классиков. Составление «цветового словаря» эмоций.

63

«Добродетель всегда гонима». А.П.Платонов «Юшка»

1

Комбинированный урок

Теоретико-литературные знания. Рассказ. Конфликт. Портрет. Деталь. Способы создания характера. Авторское отношение к героям. Идея произведения. Анализ эпизода. Художественная и аналитическая деятельность. Устное словесное рисование «Юшка в лесу». Развернутый анализ одного из эпизодов рассказа («Юшка и дети», «Юшка и взрослые», «Юшка и дочь кузнеца», «Приход девушки-сироты»). Сравнение Юшки и Данко как героев-альтруистов. Заповеди Христа (Нагорная проповедь) и поступки Юшки, заветы Владимира Мономаха и нравственная позиция Юшки.

Познавательные: Развитие умений рассуждать, анализировать

Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Устное словесное рисование

64

«Больно одному – больно всем…» (А.П.Платонов).

1

Комбинированный урок

Сочинение «Поучения» от лица Юшки.

65

Шукшин и его «чудик».

1

Комбинированный урок

Теоретико-литературные знания. Сюжет. Анализ эпизода. Система персонажей; роль второстепенных персонажей. Авторское отношение к герою. Пейзаж. Портрет. Деталь. Идея произведения. Художественная и аналитическая деятельность. Комментирование понятий «чудик» и «чудак». Сравнение Чудика с Дон Кихотом; сопоставление героев песен Б.Ш.Окуджавы («Бумажный солдатик») и В.С.Высоцкого («Канатоходец») со «странными» персонажами (Дон Кихотом, героем «Красного цветка», Юшкой, Чудиком); сопоставление киногероев Чарли Чаплина с персонажами произведений М. де Сервантеса, В.М.Гаршина, А.П.Платонова, В.М.Шукшина. Составление киносценария по эпизоду рассказа В.М.Шукшина «Чудик».

Познавательные: Осваивать, что такое юмор и сатира.

Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Коммуникативные: Соблюдать правила речевого поведения.

Пересказ эпизодов («Покупка сластей», «Разрисовывание коляски») от автора, от лица главного героя и второстепенных персонажей. Пересказ эпизодов («Покупка сластей», «Разрисовывание коляски») от автора, от лица главного героя и второстепенных персонажей.

66

Рассказ Р.Брэдбери «Все лето в один день». Подведение итогов года

1

Комбинированный урок

Теоретико-литературные знания. Фантастический рассказ. Художественная и аналитическая деятельность. Продемонстрировать полученные знания и умения. Проводить самооценку и рефлексию.

Познавательные: Уметь обобщать прочитанное и изученное.

Регулятивные:

Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации.

Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Диагностическая работа по рассказу Р. Брэдбери «Все лето в один день».

67

Резерв

1

68

Резерв

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 6 класс Сухих

Литература в 6 классе по учебному комплексу под редакцией И.Н. Сухих....

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

Рабочая программа по литературе для 5 класса (Сухих).

Настоящая рабочая программа по литературе для 5 класса создана на основе Федерального государственного стандарта среднего общего образования, федерального компонента государственного стандарта среднег...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (Сухих)

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 6 класса составлена на основе:• Закона «Об образовании в Российской Федерации»  №273-ФЗ от 29.12.2012• ФГОС общего образования и примерных осн...

Рабочая программа по литературе для 7 класса (Сухих)

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе:·                    Закона «Об образов...

Рабочая программа по литературе для 10 класса (Сухих)

           Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе:•      Закона «Об образовании в Российской Федерации»  ...

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...