Конспект урока по предмету литература на тему "История одного эксперимента"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Серегина Надежда Геннадьевна

Конспект урока  литературы на тему «История одного эксперимента (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)» для 9 класса

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области "Новомосковский областной центр образования"

Конспект          

  урока  литературы

на тему «История одного эксперимента

(по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)»

для 9 класса

Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Серегина Н.Г.

2017 г.

Цель:

  • создание условий для осмысления эксперимента, описанного в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», понимания нравственной сущности этого эксперимента.

Задачи:

образовательные:

- углубить теоретические знания обучающихся, закрепить понятие о сатире;

- развивать навыки анализа текста;

коррекционно-развивающие:

- развивать память и воображение обучающихся, мыслительные навыки на основе операций анализа, синтеза, сравнения;

- развивать связную устную речь обучающихся, умение аргументировать свои высказывания;

- активизировать и пополнять словарный запас;

воспитательные:

- прививать интерес к творчеству М. А. Булгакова;

- пробуждать уважение к гражданскому мужеству писателя;

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование:

толковые словари С. И. Ожегова;

эпизод из кинофильма В. Бортко «Собачье сердце»;

мультимедийная презентация;

текст повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».

Эпиграфы:

Теоретически это интересно… Ну, а практически что? Кто теперь перед вами?

М. А. Булгаков

Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок.

Ральф Эмерсон

Ход урока.

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы продолжим работу над повестью М. А. Булгакова «Собачье сердце», основу которой составляет великий эксперимент гениального ученого. Наша задача – проследить за ходом эксперимента, описанного в повести; понять, какова нравственная сущность этого эксперимента; осмыслить его результаты.

III. Словарная работа. (Повторение алгоритма работы со словарем.)

Прежде чем начать наш разговор, давайте вспомним значение слова эксперимент. В каком словаре мы можем найти толкование этого слова?

(Эксперимент – 1. Научный опыт.

2. Вообще – опыт, попытка сделать, предпринять что-нибудь.)

- Теперь обратим внимание на слова, встречающиеся в тексте, значение которых может быть вам непонятно. (Работа проводится по таблице.)

Гипофиз – железа у основания мозга, оказывающая влияние на рост, развитие, обменные процессы организма.

Люмпен – человек, принадлежащий к деклассированному слою общества (бродяга, нищий и т. п.).

Эволюция – развитие, процесс постепенного непрерывного количественного изменения чего-нибудь или кого-нибудь, подготавливающий качественные изменения.

Абсурд – нелепость, бессмыслица, противоречие здравому смыслу.

Революция – коренной и резкий переворот (в общественно-политических отношениях, в какой-либо области жизни, нации и т. д.)

IV. Изучение нового материала.

- Приступаем к работе над текстом произведения. Опишите Москву, в которой происходит действие.

(Хаос, разруха, ненависть.)

- Чьими глазами мы видим Москву?

(Глазами собаки. Прием внутреннего монолога. Прием отстранения. Узнать характер наблюдателя через восприятие событий и их оценку, спрятать свою оценку событий. Она видна в авторской иронии.)

- Какие чувства вызывает у вас пес Шарик? Каким он вам представляется?

(Неглупый, способен оценивать жизнь улицы, быт, нравы, делает выводы, умеет сопереживать и сочувствовать (барышне). Любознательный, наблюдательный, обладающий чувством юмора (и даже ироничный).

- В каких отношениях между собой находятся юмор и ирония?

(Это виды сатиры).

- Давайте вспомним, что такое сатира?

Сатира – вид комического. Предмет изображения – пороки. Источник – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.

Виды сатиры:

  • Юмор – добрый смех.
  • Ирония – насмешка.
  • Сарказм – едкая, язвительная насмешка, высшая степень иронии.

- Можем ли мы назвать повесть «Собачье сердце» сатирической? Почему? Как вам кажется, какой из видов сатиры присутствует в повести в большей степени?

(Сарказм).

- Давайте вспомним основные средства сатиры.

  • Гипербола – преувеличение.
  • Гротеск – соединение фантастического и реального.
  • Контраст – противопоставление.
  • Реализация метафоры.
  • Несоответствие между определением предмета и его действительным состоянием.

- Кто является неожиданным благодетелем Шарика?

Профессор Преображенский, его уютный дом, размеренная жизнь противостоит жизни улицы с ее разрухой.

- Чем занимается профессор Преображенский?

(Обратить внимание на «говорящую» фамилию. Прототип профессора. Работа со словарем: прототип – это…)

- Как Булгаков относится к профессору?

(Уважительно, любовно, ученый - воплощение уходящей культуры, духа аристократизма, любуется культурой его быта.)

- Расскажите об образе жизни профессора Преображенского.

- Каково отношение профессора к новым порядкам в стране?

- С какой целью профессор подобрал бездомного пса? Только ли из чувства сострадания?

- В чем суть эксперимента профессора Преображенского?

У профессора есть помощник – доктор Борменталь.

Как Борменталь относится к профессору Преображенскому?

Итак, есть все необходимые составляющие для проведения эксперимента: профессор – светило отечественной медицины, его добровольный помощник, пес Шарик и донор, гипофиз которого будет пересажен собаке – Клим Чугункин.

Давайте обратимся к сцене операции. Она занимает почти целую главу поэтому, для удобства я выписала в таблицу наиболее яркие оценочные слова и выражения, которые помогут нам представить облик и действия экспериментаторов.

1) «Борменталь засуетился», «шевельнулся жрец», «зубы Филиппа Филипповича сжались, глазки приобрели колючий блеск», «взмахнув ножичком, метко и длинно протянул по животу»

2) «Борменталь набросился хищно», «Филипп Филиппович полоснул второй раз», «вертел ножом в теле», «начали разрывать крючьями», «вырвал из тела», «Борменталь впился в кожу»

3) «Оба взволновались как убийцы», «нож вскочил в руки Филиппа Филипповича», «лицо Филиппа Филипповича стало страшным», «оскалил фарфоровые и золотые коронки»

4) «Филипп Филиппович стал втыкать коловорот и высверливать», «начал пилить», «въелся ножницами»

5) «Борменталь, как тигр, бросился зажимать», «Филипп Филиппович стал страшен», «сипение вырвалось из носа», «зубы открылись до десен», «ободрал»

6) «Филипп Филиппович зверски оглянулся», «врезался глубже», «Борменталь коварно кольнул», «зарычал Филипп Филиппович», «злобно заревел»

7) «Лицо у Филиппа Филипповича стало, как у вдохновенного разбойника», «всадил иглу в сердце», «засипел страшный Филипп Филиппович», «взревел», «Филипп Филиппович отвалился, как сытый вампир»

- Какие изобразительно-выразительные средства использует писатель, показывая процесс создания нового человека?

- Повествование резко убыстряется. (За счет чего?) Обилие глаголов, звукопись придают сцене динамичность и напряжение.

При помощи сравнений автор показывает наиболее существенные качества экспериментаторов в данный момент. Сравнения выразительны и образны: «оба заволновались, как убийцы», «Борменталь, как тигр, бросился зажимать», «Филипп Филиппович отвалился, как сытый вампир».

- С кем сравнивает автор Филиппа Филипповича?

(С разбойником и вампиром).

Используя эпитеты и сравнения, Булгаков подчеркивает, что экспериментаторы постепенно в ходе операции теряют человеческий облик, в их действиях проступают хищные, звериные повадки.

- Лексика соответствует происходящему?

(Нет, она как будто заимствована из уголовной хроники. А ведь происходит процесс создания нового человеческого существа! Все это придает данной сцене комический эффект.)

- Что это: ирония, юмор или сарказм?

- Представлял ли профессор, к чему приведет эксперимент?

(Тема ответственности ученого за свое открытие.)

- И вот свершилось: Шарик превращается в Шарикова. Какие приемы использует автор?

(Гротеск. Реализация метафоры: кто был ничем, тот станет всем. Зачем использует фантастическую ситуацию? - Помогает понять абсурдность идеи.)

- По дневнику доктора Борменталя проследите, как происходит превращение бездомного пса Шарика в человека (глава V).

- Чем вы объясните изменение почерка, наличие помарок в дневнике доктора Борменталя?

- Как изменилась жизнь Преображенского и обитателей его квартиры с появлением Шарикова?

Чего же требует это «лабораторное существо»? (Прописку, документы). Чем дальше, тем сильнее усугубляется ситуация. Мы видим ярко выраженное противопоставление творца и его творения. Конфликт между ними неизбежен. Здесь мы снова видим одно из средств сатиры - контраст. Охарактеризуйте Шарика (милый, добрый пес) и Шарикова.

(Безобразное примитивное существо, ругань, омерзительная внешность. Наглый, агрессивный, бескультурный, безнравственный.)

- Теперь профессор Преображенский – его благодетель – превращается в классового врага, а духовным наставником становится Швондер.

- Чье влияние на Шарикова сильнее?

- Какими методами пытается профессор Преображенский воспитывать Шарикова? Каков результат такого воспитания? А результат воздействия Швондера на  Шарикова?

- В каких сценах ярко проявляется характер Шарикова?

(«Звездный час» - поступление на службу. «Вчера котов душили, душили» - преследование своих – характерная черта всех шариковых. Уничтожают своих, заметая следы собственного происхождения.)

- Чем становится для Шарикова его должность?

- Шарикову чужды стыд, совесть, мораль, присущи ненависть и злоба. Он пишет донос на профессора Преображенского, и терпению ученого приходит конец.

Я предлагаю вам посмотреть небольшой отрывок из фильма Владимира Бортко, снятого по повести «Собачье сердце».

- Как закончился уникальный эксперимент профессора Преображенского? Какой выход из сложившейся ситуации придумывают профессор Преображенский и доктор Борменталь?

(Эксперимент не удался. Чтение учащимися отрывка из эпилога «Так свезло мне, так свезло…» - возвращение на круги своя.)

- А теперь я предлагаю вам разгадать кроссворд по содержанию повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Разгадав его, вы прочитаете по вертикали зашифрованное ключевое слово, обозначающее литературный прием, который лежит в основе повести.

1. Сорт колбасы, которой профессор Преображенский кормил Шарика. (Краковская.)

2. Цвет лампы в кабинете профессора Преображенского. (Зеленый.)

3. Единственный способ, который, по мысли профессора, возможен в обращении с живым существом. (Ласка.)

4. Число комнат в квартире профессора Преображенского. (Семь.)

5. Донор Шарикова. (Чугункин.)

6. Председатель домкома. (Швондер.)

7. Первое слово Шарикова. («Абыр».)

8. Город, где, по мнению Шарикова, находятся все господа. (Париж.)

9. Прозвище, которым Шарик окрестил доктора Борменталя. («Тяпнутый».)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

(Учащиеся читают ключевое слово – аллегория.)

- Вспомните, что такое аллегория?

(Аллегория – иносказание, выражение чего-нибудь отвлеченного, какой-нибудь мысли, идеи в конктретном образе.)

- Где мы встречали аллегорию?

(Например в баснях Крылова).

- Конечно, не этот фантастический научный эксперимент, о котором мы вели речь на уроке, стремился изобразить в своей повести М. А. Булгаков. Повесть основана, прежде всего, на аллегории. Речь идет не только об ответственности ученого за свой эксперимент, о неспособности предвидеть последствия своих действий. Есть громадная разница между эволюционными изменениями и революционным вторжением в жизнь.

- Повесть «Собачье сердце» несет в себе предельно четкий авторский взгляд на все, что происходило в стране. То, что происходило в России в 20-е годы XX века и именовалось строительством социализма, воспринималось М. А. Булгаковым именно как эксперимент, огромный по масштабам и крайне опасный. Были предприняты попытки создать новое общество революционными методами и воспитать теми же методами нового, свободного (от чего?!) человека. Писатель относился к этому скептически, считал такое переустройство жизни вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными для всех, в том числе и для самих экспериментаторов. История подтвердила это.

- Как вы думаете, почему повесть была написана в 1925 г., а напечатана впервые в 1987 году?

V. Обобщение. Тест по повести «Собачье сердце».

1) В каком году М.А. Булгаков написал свою повесть «Собачье сердце»?

а) 1912.

б) 1918.

в) 1925.

г) 1937.

2) Кто, по мнению Шарика, является самой гнусной мразью из всех пролетариев?

а) Швейцары.

б) Дворники.

в) Повара в столовых нормального питания.

г) Дрессировщики котов в цирке.

3) Какой колбасой профессор Преображенский подманивал Шарика?

а) «Краковской».

б) «Докторской».

в) «Ливерной».

г) «Конской».

4) Чем, по мнению профессора Преображенского, ни в коем случае нельзя заниматься перед обедом?

а) Петь хором революционные песни.

б) Коллективно бороться с разрухой.

в) Ходить в гости к соседям без калош.

г) Читать советские газеты.

5) Число комнат в квартире профессора Преображенского:

а) Пять.

б) Семь.

в) Шесть.

г) Восемь.

6) Какие органы заменили Шарику при операции?

а) Головной и спинной мозг.

б) Сердце и голосовые связки.

в) Семенные железы и гипофиз.

г) Голову и лапы.

7) От чего с профессором случился глубокий обморок, описанный в дневнике доктора Борменталя?

а) От нежелания уступить часть своей квартиры жилтовариществу.

б) Из-за низких норм питания при действующей карточной системе.

в) После доноса в органы безопасности, написанного Швондером.

г) Шарик впервые обругал профессора Преображенского по матери.

8) Профессия Клима, донора трансплантированных органов:

а) Игра на балалайке по трактирам.

б) Внештатный корреспондент газеты «С балалайкой вперед!».

в) Официант в ресторане пролетарского питания.

г) Комендант женского общежития Культпросвета.

9) Что Швондер считал для человека самой важной вещью на свете?

а) Пролетарское происхождение.

б) Преданность делу революции.

в) Документ.

г) Должность.

10) Что предложил Шариков в качестве альтернативы идеям Энгельса и Каутского?

а) В целях перевоспитания заставить всех профессоров и их пособников по вечерам петь хором.

б) Активнее проводить индустриализацию промышленности и коллективизацию сельского хозяйства.

в) Напечатать столько денег, чтобы все стали богатыми.

г) Взять все, да и поделить.

VI. Вывод.

- О чем заставила вас задуматься повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце»?

(Об ответственности каждого человека за свои действия.)

- В чем актуальность предупреждений М. А. Булгакова?

- Нужно ли «искусственно фабриковать» людей, вмешиваться в жизненные процессы?

- Что вы думаете о клонировании?

VII. Итог урока. Оценки. Домашнее задание: мини-сочинение «Самое главное, что я понял(а) на уроке, это…»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«История одного эксперимента» (по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце») ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК по литературе для обучающихся 9 класса учитель русского языка и литературы - Серёгина Н. Г. техническое воплощение - Бычкова К. А. Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Новомосковский областной центр образования»

Слайд 2

Эпиграф «Сатира, действительно, как известно всякому грамотному, бывает честная, но навряд ли найдется в мире хоть один человек, который бы предъявил властям образец сатиры дозволенной.» М.А. Булгаков «Жизнь господина де Мольера»

Слайд 3

Словарная работа Эксперимент - Гипофиз Люмпен Эволюция Абсурд

Слайд 4

Фотография москвы

Слайд 5

Сатира - способ проявления комического в искусстве

Слайд 6

Виды сатиры ирония юмор сарказм виды сатиры

Слайд 7

Приведите в соответствие ирония юмор сарказм тонкая, скрытая насмешка; несоответствие положительного значения и отрицательного подтекста язвительная, жестокая ироническая насмешка добродушно-насмешливое отношение к чему-либо; беззлобное и веселое вышучивание

Слайд 8

Средства сатиры: гипербола гротеск контраст несоответствие

Слайд 9

Перед нами профессор медицины Филипп Филиппович Преображенский . Он практикует модное в то время омолаживание человека . Надо отдать должное таланту ученого: Преображенский известен своими трудами и за границей . Днем он принимает пациентов , а вечером берется за изучение медицинской литературы . Профессор предстает перед нами как воплощение образованности и высокой культуры . По убеждениям это сторонник старых дореволюционных порядков . Профессор Преображенский

Слайд 10

Сцена операции Впечатать цитаты

Слайд 12

У профессора есть помощник - доктор Борменталь , с которым он любит болтать на разные темы . ДОКТОР БОРМЕНТАЛЬ

Слайд 13

Очень славный, рассудительный и наблюдательный уличный пес, хорошо разбирающийся в людях ШАРИК

Слайд 14

КЛИМ ЧУГУНКИН Человеком, который дает собаке свой гипофиз, становится Клим Григорьевич Чугункин, 25 лет, который судился три раза и оправдан : в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий – условно каторга на 15 лет. Профессия- игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти – удар ножом в сердце в пивной «Стоп-сигнал» у Преображенской заставы».

Слайд 15

С в е р ш и л о с ь ! И вот в результате сложнейшей операции появляется человекоподобное существо, в котором задатки вечно голодного и унижаемого пса соединились с качествами его человеческого донора. Булгаков так описывает его внешность : «человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие, как бы кустами на выкорчеванном поле, а на лице луговой небритый пух. Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными кисточками бровей начиналась густая головная щетка».

Слайд 16

И что из этого вышло… С появлением этого человекообразного существа жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. Первые произнесенные им слова – ругань, первое отчетливое слово – «буржуи». Все обитатели профессорской квартиры в полной растерянности.

Слайд 17

И чем дальше, тем хуже… Неожиданно появившееся … лабораторное» существо требует прописать его в квартире и присвоить ему «наследственную» фамилию Шариков , а имя он себе выбирает - Полиграф Полиграфович.

Слайд 18

Конфликт неизбежен Постепенно назревает неизбежный конфликт между творцом и творением, Преображенским и Шариковым. Человек с собачьим нравом чувствует себя хозяином жизни : он нагл, агрессивен, полностью лишен представлений о человеческой культуре, о правилах взаимоотношений с другими людьми.

Слайд 19

Профессор Преображенский – классовый враг И трагедия в том, что едва научившийся ходить, «человек» находит в жизни надежных союзников, которые подводят под все его поступки революционную теоретическую основу. У Шарикова уже есть «духовный наставник» - председатель домкома Швондер. От Швондера Шариков узнает о том, какие у него, пролетария, привилегии по сравнению с профессором, и, больше того, начинает осознавать, что ученый, давший ему человеческую жизнь,- классовый враг.

Слайд 20

Звездным часом для Шарикова становится его новая работа. Карьера Шарикова поистине удивительна : от бродячего пса до заведующего подотделом очистки города от бродячих животных. Шариков взялся за преследование бродячих собак и кошек, хотя сам вчера принадлежал к их числу. И тут проявляется одна из основных черт Шарикова : ему чужда благодарность (в отличие от Шарика). Наоборот, он мстит тем, кто знает его прошлое. Он мстит себе подобным, чтобы доказать своё отличие от них, самоутвердиться. КАРЬЕРА ШАРИКОВА

Слайд 21

КТО БЫЛ НИЧЕМ,ТОТ СТАНЕТ ВСЕМ Умственная ограниченность, моральное убожество, паразитизм – черты, изначально присущие Шарикову, - получили дальнейшее развитие и логическое завершение благодаря известному революционному лозунгу «кто был ничем, тот станет всем». Эту мысль Швондер старательно внушает своему питомцу, делая его еще более самоуверенным и наглым. Ориентируясь на низменные качества Шарикова, учитель воспитывает из него по-настоящему агрессивное и жестокое существо.

Слайд 23

Кроссворд 2 2 7 5 6 1 1 9 4 3 8 К Р А К О В С К А Я З Е Л Е Н Ы Й Л А С К А С Е М Ь Ч У Г У Н К И Н Ш В О Н Д Е Р А Б Ы Р П А Р И Ж Т Я П Н У Т Ы Й

Слайд 24

ВОПРОСЫ: Сорт колбасы, которой профессор Преображенский кормил Шарика Цвет лампы в кабинете профессора Преображенского Единственный способ, который по мысли профессора, возможен в обращении с живым существом. Число комнат в квартире профессора Преображенского

Слайд 25

Аллегория - иносказание, выражение чего-нибудь отвлеченного, какой-то мысли, идеи в конкретном образе

Слайд 26

Профессор Преображенский мечтает превратить собаку в человека. Однако эксперимент завершился полной неудачей. Милый и добрый пес Шарик воспринял только худшие черты своего человеческого донора – пьяницы и хулигана пролетария Клима Чугункина. Ппрофессору Преображенскому не остается ничего другого, как вернуть новоявленного агрессивного члена общества Полиграфа Полиграфовича Шарикова в первобытное собачье состояние. ЭКСПЕРИМЕНТ НЕ УДАЛСЯ

Слайд 27

Вспомните, чьи это слова: «Не били Вас сапогом? Били. Кирпичом по ребрам получали? Кушано достаточно. Все испытал, с судьбою своей мирюсь…» «Еда, Иван Арнольдович, штука хитрая. Есть нужно уметь, и представьте, большинство людей есть не умеет.» “ Что-то вы, папаша, больно утесняете.Да что вы все... то не плевать, то не кури...туда не ходи...Что вы мне жить не даете?..” “ Помилуйте, да ежели его еще обработает этот Швондер, что ж из него получится? Боже мой, я только теперь начинаю понимать,что может выйти из этого Шарикова!” “ Довольно странно, профессор. Как документы вы называете идиотскими! Я не могу допустить пребывания в доме бездокументного жильца, да еще не взятого на воинский учет...” Шарик Профессор Преображенский Шариков Доктор Борменталь Швондер

Слайд 28

Композиция повести Композиция кольцевая: завязка (монолог Шарика); развитие действия ( Шарик у профессора, операция,очеловечивание собаки); кульминация (бесчинства Шарикова); развязка (возвращение Шарика в прежнее состояние); эпилог (Шарику «свезло»).

Слайд 29

Клим Чугункин- пьяница, люмпен-пролетарий Пес-дворняга Шарик милый, добродушный, наблюдательный Полиграф Полиграфович Шариков тело гипофиз Свойства пса свойства Клима Очеловечивание собаки

Слайд 30

Шарик+Клим Чугункин=Полиграф Полиграфович Шариков В ходе очеловечивания собаки милый и добродушный пес Шарик воспринимает худшие черты своего человеческого донора,люмпен-пролетария Клима Чугункина и превращается в зловещую фигуру Полиграфа Полиграфовича Шарикова

Слайд 31

Чьё влияние сильнее? Преображенский-создатель(врач, профессор, всемирно известный ученый) Действует хирургичес- ким путем Швондер-идеолог(экспроприа- тор,девиз:»Грабь награбленное!») Действует с помощью слова Полиграф Полиграфович Шариков

Слайд 32

Результаты воздействия Швондера на Шарикова Разруха в доме профессора(вместо того чтобы заниматься лечением пациентов, профессор Преображенский и доктор Борменталь заняты Шариковым). Шариков требует у доктора часть жилплощади и прописку. Шариков устраивается в контору по истреблению кошек.

Слайд 33

Вывод. Prezentacii.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Ассоциативно-семантический анализ (конспект урока по предмету «Литература», 10 класс)

Конспект урока по предмету «Литература» предназначен для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативно-семантиче...

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

Конспект урока по предмету "Основы грамоты и письмо" . Тема: "Слова, обозначающие предмет и действия предмета"

Конспект урока по предмету "Основы грамоты и письмо" . Тема: "Слова, обозначающие предмет и действия предмета" .Целью урока является формирование у учащихся умения определять слова, обозначающие предм...

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Слова, которые обозначают названия действий предметов", 3 класс

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова, которые обозначают названия действий предметов"....

Конспект урока по предмету "Письмо" по теме «Слова, обозначающие действие предметов», 9 год обучения

Конспект урока по предмету"Письмо" по теме "Слова, обозначающие действие предметов", 9 год обучения...

Конспект урока по предмету родная (русская) литература

Конспект урока по предмету родная (русская) литература по теме "Сказка «Два Ивана – солдатских сына» как воплощение национального характера, народных нравственных ценностей"...