Конспект урока по предмету "Основы грамоты и письмо" . Тема: "Слова, обозначающие предмет и действия предмета"
план-конспект урока (9 класс) по теме

Павлова Татьяна Олеговна

Конспект урока по предмету "Основы грамоты и письмо" . Тема: "Слова, обозначающие предмет и действия предмета" .Целью урока является формирование у учащихся умения определять слова, обозначающие предметы (существительные)  и действия предметов (глаголы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka._osnovy_gramoty.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по предмету «Письмо и основы грамоты»

Тема: "Слова, обозначающие предмет и действия предмета"                                                                                                                             

Цель: формировать умение определять слова, обозначающие предметы (существительные)  и действия предметов (глаголы).

Задачи:                                                                                                                                              Образовательная: сформировать у учащихся представления о словах, обозначающих действия предметов (глаголах), подчеркнуть роль глаголов в нашей речи.

Коррекционная:  развивать познавательную деятельность (память, внимание, мышление) и  коммуникативную сторону речи.

Воспитательная: воспитывать умение работать в паре, аккуратность, доброжелательность.

Оборудование:    

  1. Мультимедийная презентация «Слова, обозначающие предмет и действия предмета»
  2. Картинки-памятки.
  3. Листки с заданиями (3 штуки).
  4. Ручки, цветные карандаши.
  5. Дневник.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

  1. Работа с МУП.
  2. Слова, обозначающие живые (одушевлённые) предметы.
  3. Слова, обозначающие неживые (неодушевлённые) предметы.
  4. Раскрашивание цепочки бусин по заданию.
  5. Слова, обозначающие действие предметов.
  6. Работа по сюжетной картинке « Зимние забавы»
  7. Итог урока.
  8. Задание на дом.
  9. Оценка работы уч-ся.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель.

Встаньте ровно и красиво,

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы – ученики!

Приветствие. Уточнение пространственно-временных представлений:

-Какое сегодня число, какой месяц, день недели?

II. Основная часть.

Слайд № 1

Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить о словах, которые обозначают предметы и действия, которые могут совершать эти предметы. Нам нужно будет научиться различать эти слова. А помощниками в этой работе будут различные животные - жители Московского зоопарка. Итак, отправляемся на экскурсию в  зоопарк.

Слайд № 2-8

Посмотрите на картинки и назовите животных, которые живут в зоопарке.

Уч-ся. Заяц, белка, лиса, ёж, медведь, волк.

Учитель. А теперь, мы запишем название животных, которых мы сейчас видели в зоопарке.

(Учащиеся, записывают число и выполняют задание самостоятельно, либо с помощью учителя).

Слайд № 9

Учитель. Сейчас мы ещё раз назовём животных, название которых вы только что записали. Вадик будет задавать вопрос, а Ася будет отвечать на него.

Вадик: (задаёт вопрос, указывая на картинку слайда) - Ася, кто это?

Ася: (отвечает полным ответом) – Это заяц…и т.д.

Учитель. Вадик, какой вопрос ты задавал, спрашивая Асю про эти предметы?

Вадик. Кто это?

Учитель. Как называются предметы, которые отвечают на вопрос кто это?

Уч-ся. Это живые предметы.

Учитель. Правильно, это живые предметы. А где находятся животные в зоопарке?

Уч-ся. В клетках.

Учитель. Правильно. В зоопарке животные живут в вольерах. А теперь давайте вспомним и назовём места, где живут эти животные в природе.

Слайд № 10-12

3. Уч-ся. Животные живут в лесу.

Учитель. Давайте посмотрим на картинку. Что это?

Уч-ся. Это куст.

Учитель. Кто живёт под кустом?

Уч-ся. Заяц живёт под кустом.

(Далее учитель задаёт уч-ся вопрос о каждом животном, изображённом на картинке)

Слайд № 13

Учитель. На какой вопрос отвечают слова  лес, куст, дупло, логово, нора?

Уч-ся. Эти слова отвечают на вопрос что это?

Учитель. Какие предметы отвечают на вопрос что это?

Уч-ся. Это неживые предметы.

 Учитель. Мы вспомнили, что предметы бывают живыми и неживыми. Живые предметы отвечают на вопрос кто это, а неживые на вопрос что это? 

А сейчас настало время для физкультминутки, в которой вы тоже услышите вопросы и ответы.

Динамическая пауза.

- За окошком что?

- Зима.

-Что зима нам принесла?

- Снег, морозы и метели,

  Шапки, шубы и шарфы.

- Дети, что наступит скоро?

- Скоро будет Новый год!

-Кто приходит к нам на праздник, кто подарки принесёт?

 Быстро-быстро отвечайте и к работе приступайте.

-Придёт Дед Мороз и Снегурочка.

4. Учитель. А сейчас настало время интересного задания: у каждого из вас на листах находится цепочка, состоящая из круглых бусин. Вы будете раскрашивать бусины,  синим цветом, если услышите слово, обозначающий неживой предмет, и красным – живой предмет.

Слова для диктовки взяты из презентации.

Слайд № 14

5. Учитель. А сейчас мы вернёмся к картинкам с изображением животных.

Вспомните, что могут делать эти животные?

Уч-ся. Заяц – меняет шубку, бегает.

Белка – прыгает, грызёт.

Волк – воет, бегает.

Ёжик – колется, спит.

Медведь – рычит, спит.

Учитель. Что обозначают эти слова? Эти слова обозначают действия, которые могут совершать живые предметы - животные. А что умеют делать люди?

Уч-ся. Ходить, говорить, бегать, петь, танцевать, кушать.

Учитель. А что умеют делать ученики?

Уч-ся. Писать, читать, рисовать, считать.

Слайд № 15

6. Учитель. А теперь посмотрите на картинку. Какое это время года?

Уч-ся. Зима.

Учитель. На картинке, которая находится перед вами, дети выполняют различные действия. Назовите эти действия.

Уч-ся. Гуляют, играют, катаются, лепят, радуются, улыбаются  и т.д.

(Если останется время)

Учитель.

Давайте запишем  действия детей.

III. Подведение итогов:

Учитель. Ребята, где мы сегодня побывали на нашем  уроке?

Какие животные нам встретились в зоопарке?

Как мы можем спросить про живые предметы? Про неживые?

Какое задание вам запомнилось?

Домашнее задание.

(Составить предложения по этим картинкам).

Оценка работы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по обучению грамоте в 1 классе "Изучение звука и буквы Х"

Тема: Изучение звука и буквы Хх. Выделение звука в слове, с опорой на картинки. Образование и чтение открытых и закрытых слогов. Соотнесение звука и буквы.Задачи: Познакомить со звуком и буквой ...

Конспект урока по обучению грамоте (письмо) в 1 классе С(К)ОШ VIII вида "Звук В"

конспект урока по обучению грамоте в 1 классе (письмо)...

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

конспект урока в 3 классе по письму и развитию речи на тему: «Слова, обозначающие действия предметов».

Цели:1.Закрепить умения выделять слова, обозначающие действия предметов.2.Закрепить  умение ставить вопросы к словам, обозначающим действия предметов.3.Закреплять правописание словарных слов.4.Во...

Интегрированный урок русского языка и материальных технологий в 5 классе "Глагол обозначает действие предмета"

Интегрированный урок русского языка и материальных технологий в 5 классе "Глагол обозначает действие предмета" позволяет в интересной игровой форме повторить учебный материал по теме "Г...

Конспект урока по родному (русскому) языку на тему "Слова - историзмы".

В этом учебном году у нас  появился новый предмет (родной (русский) язык.  Предлагаю вашему вниманию конспект урока по данному предмету, который проводился в 3 классе коррекционной школы....

Конспект урока по обучению грамоте в 1-м классе (письмо)

обучение грамоте — это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текс...