Семинар-практикум для одарённых детей. Урок по теме "Основные жанры литературы"
план-конспект занятия по литературе (9 класс)

Воронина Валентина Анатольевна

Дать полное представление о родах и жанрах литературы, научить их правильно определять

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок "Роды и жанры литературы"40.63 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для одарённых детей

Урок по теме

«Основные жанры литературы»

(Учитель Воронина Валентина Анатольевна)

 (слайд 1)

Одним из основоположников русского литературоведения был В.Г.Белинский. И хотя еще в античности Аристотелем были сделаны серьезные шаги в разработке понятия литературного рода , именно Белинскому принадлежит научно обоснованная теория трех литературных родов, с которой вы можете подробно познакомиться, прочитав статью Белинского "Разделение поэзии на роды и виды".

(слайд 2)  Род литературного произведения — это группа литературных произведений, объединенных по способу изображения действительности. 

Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие) (слайд 3) 

Современное литературоведение выделяет также четвертый, смежный род литературы, совмещающий в себе черты эпического и лирического родов: лиро-эпический, к которому относится поэма. И действительно, рассказывая читателю какую-то историю, поэма проявляет себя как эпос; раскрывая перед читателем глубину чувств, внутренний мир лица, рассказывающего эту историю, поэма проявляет себя и как лирика.

Представляя читателю тот или иной предмет (имеется в виду предмет разговора), автор эпического произведения выбирает к нему разные подходы: (слайд 4)

Первый подход: можно подробно рассказать о предмете, о событиях, с ним связанных, об обстоятельствах существования этого предмета и и.т.; при этом позиция автора будет в той или иной степени отстраненной, автор выступит в роли своеобразного хрониста, рассказчика или выберет рассказчиком кого-нибудь из персонажей; главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, ведущим типом речи будет именно повествование; такой род литературы и именуется эпическим;

Второй подход: можно поведать не столько о событиях, сколько о том впечатлении, которое они произвели на автора, о тех чувствах, которые они вызвали; изображение внутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет относиться к лирическому роду литературы; именно переживание становится главным событием лирики;

Третий подход: можно изобразить предмет в действии, показать его на сцене; представить его читателю и зрителю в окружении других явлений; такой род литературы является драматическим; в драме непосредственно голос автора будет реже всего звучать - в ремарках, то есть авторских пояснениях к действию и репликам героев. Такой род литературы носит название драма.

Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров (слайд 5)


ЖАНР - это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. В литературоведении нередко вводится понятие литературного вида, это более широкое понятие, чем жанр. В этом случае роман будет считаться видом художественной литературы, а жанрами - различные разновидности романа, например, приключенческий, детективный, психологический, роман-притча, роман-антиутопия и т.д.

Поэтому жанр – это «установка творчества». Каждый жанр оказывает определенное влияние на умы человечества (слайд 6)

Роды и жанры литературы – один из мощнейших факторов, обеспечивающий единство и преемственность литературного процесса. Можно сказать, что это некоторые выработанные столетиями «условия обитания» слова в литературе. Они затрагивают и особенности повествования, и позицию автора, и сюжет, и отношения с адресатом (особенно лирические жанры)

Представляю вашему вниманию сводную таблицу родов и жанров литературы.

 (слайд 7) – пояснить………………

Начнём знакомство с жанровыми особенностями с эпоса.   Эпос очень разнообразен в жанровых проявлениях. К эпическому роду часто и не без оснований относят и популярный сейчас  жанр эссе   (слайд 8)

 Эпос выдвигает на первый план объективное изображение действительности, авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д.  К эпическому роду относят также некоторые жанры устного народного творчества: сказку, былину, басню (слайд 9)

Новелла (итал. novella — новость) — повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Иногда употребляется как синоним рассказа, иногда называется разновидностью рассказа.

Истоки новеллы – именно в сказке, басне, анекдоте. От анекдота ее отличает возможность не комического, а трагического или сентиментального сюжета. От басни – отсутствие аллегорий и назидательности. От сказки – отсутствие волшебного элемента. Если же волшебство все-таки имеет место (в основном в восточной новелле), то воспринимается как нечто удивительное.

Классическая новелла возникла в эпоху Возрождения. Тогда-то в полной мере определились такие ее специфические черты, как острый, драматический конфликт, необыкновенные происшествия и повороты событий, а в жизни героя – неожиданные повороты судьбы. Гете писал: «Новелла не что иное, как случившееся неслыханное происшествие». Таковы новеллы Боккаччо из сборника «Декамерон».

Каждая литературная эпоха накладывала свой отпечаток на жанр новеллы. Так, в эпоху романтизма содержание новеллы часто становится мистическим, стирается грань между реальными событиями и их преломлением в сознании героя («Песочный человек» Гофмана).

           Новелла сопоставима по объему с рассказом, но отличается от него острым, центростремительным сюжетом, нередко парадоксальным, отсутствием описательности и композиционной строгостью. Поэтизируя случай, новелла предельно обнажает ядро сюжета - центральную перипетию, сводит жизненный материал в фокус одного события. Новеллистический сюжет построен  на резких антитезах и метаморфозах, на внезапном превращении одной ситуации в другую, прямо ей противоположную.
             Расцвет новеллы в эпоху романтизма (Л. Тик, Г. Фон Клейст,
 Э.Т.А. Гофман, П. Мериме, Э. По, ранний Гоголь) вобрал в себя культ игры случая, разрушающего ткань повседневности. В конце 19 - начале 20 вв. к жанру новеллы, изображающей изломы судьбы, ее таинственную игру с человеком обращаются Ги де Мопассан, О. Генри, Л. Пиранделло, С. Цвейг, Акутагава Рюноскэ, А.П. Чехов, И.А. Бунин и многие другие.

В советской литературе с развитием реализма жанр новеллы, продуктивный в 20-х гг. (Бабель, Иванов, Зощенко, Каверин) и запечатлевший резкие метаморфозы и фабульную остроту послереволюционной действительности, впоследствии вытесняется другими видами короткого повествования, среди которых на первое место выходит рассказ

 (слайд 10)  

              «Малая эпическая жанровая форма художественной литературы - небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и по объему текста, прозаическое произведение» ("Литературный энциклопедический  словарь" В.М. Кожевникова и П.А. Николаева)

Особенности рассказа как жанра литературы

  • изображается эпизод из жизни героя;
  • развертывание действия в пространстве и времени;
  • кратковременность изображаемых событий;
  • малое число действующих лиц;
  • характер героя раскрывается через действия и поступки; его отношения с другими персонажами;
  • повествователь-посредник между изображенным и читателем;
  • тяготение к развернутому сюжету;
  • сплав повествовательной речи и высказываний героя (диалоги, монологи.)

(слайд 11)

Разновидности РАССКАЗА  XX ВЕКА

  • Рассказ – лирическое повествование. (И.Бунин “Темные аллеи”)
  • Рассказ-сказ. (М. Шолохов “Судьба человека”)
  • Рассказ-притча. (А. Солженицын “Матренин двор”)

БУНИН “ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ” (рассказ – лирическое повествование) (слайд 12)

  • характер главного героя раскрывается через его эмоциональное состояние при воспоминании о прошлой любви, молодости;
  • через главного героя мы понимаем, как автор относится к любви, к жизни;
  • в рассказе все лаконично, динамично;
  • события, описанные в рассказе, типичные, часто встречающиеся в жизни;
  • речь точная, выразительная, в форме диалога, который позволяет передать душевное состояние героя непосредственно, прямо;
  • они могут быть счастливы вместе сейчас: он и она одиноки, но ему мешают предрассудки, общественные взгляды, а она в обиде на него;
  • велика роль пейзажа: вспыхивает на мгновение прежнее чувство, как природа осенью, и умирает;
  • особое внимание уделено отражению внутреннего мира героя;
  • сюжет ослаблен

ШОЛОХОВ “СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА” (рассказ-сказ) (слайд 13)

  • строится как рассказ;
  • повествование об определенном моменте жизни героя;
  • два рассказчика (рассказчик-автор и рассказчик-герой);
  • рассказчик отличен от автора своей речью, позицией;
  • в речи рассказчика используются просторечья, присказки, элементы плача;
  • автор возвращается к простым и вечным общечеловеческим ценностям;
  • автор через отдельные временные отрезки выделяет главное: масштабность и человечность Андрея Соколова – главного героя;
  • повествование – построение героя, но сам он создание автора;
  • рассказ – исповедь героя.

СОЛЖЕНИЦЫН “МАТРЕНИН ДВОР” (рассказ-притча) (слайд 14)

  • проповедование истины, духовности;
  • движение сюжета направлено на постижение тайны характера героини, необыкновенно душевного человека;
  • для автора важно показать, что мир устроен неправильно, он враждебен человеку, даже природа противится этому миру;
  • символы: крестного пути, праведника, мученика (Матрена), дома – пристанища после бездомья, железная дорога, поезд-враждебность жизни;
  • идеал автора – бескорыстный человек, праведник.

Таким образом, рассказ Бунина – лирическое повествование, Шолохова – рассказ-сказ, Солженицына – рассказ-притча.

Очерк (слайд 15)

Что такое очерк в литературе, какое место он занимает в культурном развитии людей, насколько он важен для общества? Очерк – это небольшого размера литературное произведение, основанное на фактах, документах, наблюдениях автора, субъективная оценка и собственные домыслы автора в очерке  исключаются.

Традиционные отличия:

  • Малая повествовательная форма.
  • Описание реальных событий, происходящих с реальными людьми.
  • Документальность.

 Главная цель очерка – рассказать читателю правду о происходящих событиях, нововведениях, жизни конкретного человека. Благодаря живому, понятному языку информация легче усваивается. Красочное описание переносит читателя в те места или рисует образ того человека, о котором рассказывает автор. Хоть очерк и читается как художественный текст, но в нем указаны достоверные даты и факты. О происходящих в мире событиях большинство людей узнает именно из газетных статей, написанных в очерковой форме. Нет таких областей деятельности человека, в которых бы не применялся этот один из самых важных и полезных литературных жанров. Благодаря очерку люди узнают много достоверной информации из разных уголков мира. В литературе существует огромное количество разновидностей этого жанра, самыми распространенными из них являются портретные, путевые и проблемные.

Проанализируем отдельные виды  очерков (слайд 16)

 Портретный очерк

Портретный очерк – это описание жизни какого-либо человека, известного или нет. Наверное, такое произведение схоже с написанием портрета. Очеркист должен изобразить не только внешность, но и исследовать внутренний мир своего героя, передать черты характера и темперамента, проникнуться его надеждами и мечтами. На время писатель забывает о себе и становится  тем, чью жизнь он исследует.

Жанр портретный очерк требует хорошей наблюдательности и начитанности от очеркиста.

Путевые очерки

Путево́й очерк — очерк, в основе которого лежит описание каких-либо событий, происшествий, встреч с людьми, которые происходят во время путешествия автора.

Это может быть описание местности, рассказ о встречах с различными людьми, необычные события, которые заслуживают оказаться в центре внимания.

         Иногда замысел возникает до начала поездки. Автор в данном случае основывается на своих ранних наблюдениях.  Очерк обладает такой чертой, как динамизм.  Он формируется благодаря самому факту перемещения автора во времени и пространстве. Динамизм позволяет автору сделать читателя «соучастником» путешествия, дать почувствовать напряжение поездки.

Проблемный очерк

Проблемный очерк интересен своим острым конфликтом, который решается посредством качественного анализа различной информации. Автор приводит  в пример статистику, делает  упор на художественные средства, а в конце обязательно подводит итог всему сказанному и предлагает свой путь преодоления диссонанса.

Также  очерк  бывает социологический, публицистический и художественный.

Эссе - это прозаическое сочинение (слайд 17)

Можно выделить некоторые  особенности  жанра, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях:

  1. Небольшой объем

Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем - от трех до семи страниц компьютерного текста. Например, в Гарвардской школе бизнеса часто пишутся эссе всего на двух страницах. В российских университетах допускается объем до десяти страниц.

  1. Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка

Тема эссе всегда конкретна. Оно не может содержать много тем или идей (мыслей), и отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.

  1. Свободная композиция - важная особенность жанра.

Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом "Всё наоборот".

  1. Непринужденность повествования

Автору такого произведения важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

  1. Склонность к парадоксам

Эссе призвано удивить читателя (слушателя) - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.

  1. Внутреннее смысловое единство

Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, произведение вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

  1. Ориентация на разговорную речь

В то же время при написании эссе   обычно избегают употребления сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании, должен восприниматься серьезно.

Начинается эссе, чаще всего,  с главной идеи или яркой фразы. Автор преследует определённую   задачу  - сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь автором часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой.

Пример написания эссе на тему "Я и моя карьера"

В жизни каждого человека наступает момент принятия важных решений, которые определяют его дальнейший путь. Вопрос выбора профессии, несомненно, является таковым. Несмотря на  то, что многие выпускники находят себя в областях не связанных с профессиональной направленностью, я хочу работать по своей специальности – «Автомобильные дороги и аэродромы».

Это направление я выбрал неспроста – мои родители тоже когда-то сделали такой шаг. И хотя мама уже давно не работает по специальности, папа по сей день остается верен своему делу. Так что можно смело утверждать, что у нас семья потомственных дорожников. Именно поэтому для меня так важно с огромной ответственностью подходить к своему делу, не ударить в грязь лицом.

Сегодня, как и сотни лет назад, значительная часть грузо- и пассажироперевозок по стране осуществляется по автомагистралям, и именно поэтому главной проблемой в развитии инфраструктуры Российской Федерации является наличие качественных и функциональных автомагистралей. Известны случаи полного или частичного разрушения полотна автомобильной дороги почти сразу же после строительства, связанного с непрофессионализмом дорожников. И для решения этой проблемы необходимы специалисты, умеющие грамотно руководить процессом строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог.

В современных условиях, компаниям, занятым в сфере строительства и претендующим на ведущие позиции на рынке, необходимо использовать не только накопленный опыт, но и внедрять достижения современной науки в рабочий процесс. Использование открытий в области спутниковых систем и в области нанотехнологий, позволят российским компаниям выйти на мировой уровень. Но не только от внедрения ноу-хау зависит успех компаний, а также его неотъемлемой частью является атмосфера внутри коллектива. Слаженная работа и понимание важности процессов являются одним из основных моментов успеха в любом деле.

В заключение отмечу, что во время учебного процесса мною были не только освоены основные принципы проектирования дорог, технология их строительства, но и понят физический смысл каждого процесса создания проекта автомобильной дороги. На мой взгляд, не просто знание, а именно понимание процесса отличает обычного инженера от профессионала, который способен видеть не только проблему в перспективе, но и пути ее решения.  (слайд 18)

Лирика как род литературы возникла в глубокой древности. Слово "лирика" греческого происхождения, но не имеет прямого перевода. В Древней Греции стихотворные произведения, изображающие внутренний мир чувств и переживаний, исполняли под аккомпанемент лиры, так и появилось слово "лирика" (слайд 19)

ЛИРИЧЕСКИМ называют род литературы, в котором автор внимание  уделяет изображению внутреннего мира, чувств, переживаний героя. Для лирики характерен разговор о прекрасном, провозглашение идеалов человеческой жизни.  Событие в лирике важно лишь постольку, поскольку оно вызывает эмоциональный отклик в душе художника. Именно переживание становится в лирике главным событием.

Обстоятельства могут быть широко развернуты в лирическом произведении (Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…») или воспроизведены в свёрнутом виде (Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека…»), но они всегда имеют подчиненное значение, играют роль «лирической ситуации», необходимой для возникновения образа-переживания.

Лирическое стихотворение — литературное произведение небольшого объема, написанное ритмически организованной речью, для которого характерна возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора.   Это мгновение человеческой внутренней жизни, её снимок, поэтому лирика преимущественно пишется в настоящем времени.

«Лирический герой – художественный “двойник” автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью, индивидуальностью судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира» ( понятие введено Ю.Н. Тыняновым в 1921 году).

Лирический герой присутствует не во всех произведениях поэта-лирика,  о лирическом герое нельзя судить по одному стихотворению, представление о лирическом герое складывается из цикла стихов поэта либо из всего его поэтического творчества.

В XIII веке  в Италии родился  ещё один поэтический жанр сонет (слайд 20). Его создателем был адвокат Якопо да Лентини; через сто лет появились сонетные шедевры Петрарки. В Россию сонет пришел в XVIII веке; немногим позже он получает серьезное развитие в творчестве Антона Дельвига, Ивана Козлова, Александра Пушкина. Особый интерес к сонету проявляли поэты "серебряного века": К.Бальмонт, В. Брюсов, И.Анненский, В. Иванов, И.Бунин, Н.Гумилев, А.Блок, О.Мандельштам...

Сонет - это поэтический жанр жесткой формы: стихотворение, состоящее из 14 строк, особым образом организованных в строфы, обладающее строгими принципами рифмовки и стилистическими законами.

Ещё одно требование к жанру: 2 четверостишия – катрена и 2 трёхстишия – терцета. Нужно обратить внимание на то, что первый катрен содержит в себе завязку всей темы сонета, а в последнем терцете содержится развязка.

Содержание сонета также подчиняется особым законам: каждая строфа является шагом в развитии какой-то одной общей мысли (тезиса, положения), поэтому сонет относится не столько к узко лирическим, сколько к интеллектуальным поэтическим жанрам.   Разберём данную установку на примере «Сонета» А.С.Пушкина  (слайд 21).

Прочитайте "Сонет" А.Пушкина и посмотрите, как разбирается сонетная форма:

Текст

Строфа

Рифма

Содержание(тема)

1   Суровый Дант не презирал сонета;
2   В нем жар любви Петрарка изливал;
3   Игру его любил творец Макбета
1;
4   Им скорбну мысль Камоэнс
2 облекал.

катрен 1

А
B
A
B

История сонетного жанра в прошлом, тематика и задачи сонета классиков

5   И в наши дни пленяет он поэта:
6   Вордсворт
3 его орудием избрал,
7   Когда вдали от суетного света
8   Природы он рисует идеал.

катрен 2

A
B
A
В

Значение сонета в современной Пушкину европейской поэзии, расширение круга тем

9   Под сенью гор Тавриды отдаленной
10 Певец Литвы
4 в размер его стесненный
11 Свои мечты мгновенно заключал.

терцет 1

C
C
B

Развитие темы катрена 2-го

12 У нас еще его не знали девы,
13 Как для него уж Дельвиг забывал
14 Гекзаметра
5 священные напевы.

терцет 2

D
B
D

Значение сонета в современной Пушкину русской лирике

Содержание сонета диктует особенности сонетного языка: (слайд 22)

  • лексика и интонация должны быть возвышенными;
  • рифмы - точными и, по возможности, необычными, редкими;
  • знаменательные слова не должны повторяться в одном и том же значении..

Особую трудность - и потому вершину поэтической техники - представляет собой венок сонетов: цикл из 15 стихотворений, начальная строка каждого из которых является последней строкой предыдущего, а последняя строка 14-го стихотворения является первой строкой первого. Пятнадцатый сонет состоит из первых строк всех 14-ти сонетов цикла. В русской лирике самыми знаменитыми стали венки сонетов В.Иванова, М.Волошина, К.Бальмонта.(слайд 23)

    Теоретическое осмысление жанра сонета получает широкое распространение в XVII веке. Так, именной  указательНикола Буало в "Поэтическом искусстве", явившимся манифестом классицизма, посвятил несколько строк восхвалению сонета, правила которого будто предписаны самим Аполлоном:

Французских рифмачей желаю извести,

Законы строгие в Сонет решил внести:

Дал двух катренов он единый строй в начале,

Чтоб рифмы в них нам восемь раз звучали;

В конце шесть строк велел искусно поместить

И на терцеты их по смыслу разделить.

В Сонете вольности нам запретил он строго:

Счет строк ведь и размер даны веленьем бога;

Стих слабый никогда не должен в нем стоять,

И слово дважды в нем не смеет прозвучать.

Буало теоретически закрепил практику сочинения сонетов, его предписания стали нормой на долгое время.
В искусстве стихосложения сонет считается одним из самых трудных жанров.
(слайд 24)

Элегия – греч. Elegeia – жалостная песня, литературный и музыкальный жанр; в поэзии стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального), чаще всего от первого лица, без отчетливой композиции.

Элегия (фригийск. "тростниковая флейта") - жанр лирики, посвященный раздумьям; грустное лирическое размышление чаще всего о быстротечности бытия, о том, что все уходит. Жанр возник в античной поэзии; первоначально так называли плач над умершим. В русской поэзии элегия появляется в 18 веке у А. П. Сумарокова, переживает расцвет в творчестве Василия Андреевича Жуковского, К.Н. Батюшкова. Поэзия XIX века еще продолжала развивать элегию в "чистом" виде, в лирике ХХ века элегия встречается, скорее, как жанровая традиция, как особое настроение. В современной поэзии элегия - это бессюжетное стихотворение созерцательного, философского и пейзажного характера.
      А.Пушкин. "К морю"
      Н.Некрасов. "Элегия"
      А.Ахматова. "Мартовская элегия"

А.А.Блок "Из Осенней элегии":


Как мимолетна тень осенних ранних дней,
Как хочется сдержать их раннюю тревогу,
И этот желтый лист, упавший на дорогу,
И этот чистый день, исполненный теней, -


Затем, что тени дня - избытки красоты,
Затем, что эти дни спокойного волненья
Несут, дарят последним вдохновеньем
Избыток отлетающей мечты.

(слайд 25)

Лиро-эпический жанр – это жанр, сочетающий эпическое повествование с лирическим началом - непосредственным выражением переживаний, мыслей автора- повествователя, вызванных  картинами жизни, характерами и поведением действующих лиц. (слайд 26)

Баллада - лиро-эпическое сюжетное стихотворение фантастического, сатирического, исторического, сказочного, легендарного, юмористического характера.

Баллада возникла в древности (предполагают, в раннем средневековье) как фольклорный ритуальный танцевально-песенный жанр, и этим обусловлены ее жанровые черты: строгий ритм, сюжетность (в древних балладах рассказывалось о героях и богах), наличие повторов (повторялись целые строки или отдельные слова как самостоятельная строфа), называемых рефреном. Для баллады характерны  краткость изложения событий и наличие драматической развязки.

         В XVIII веке баллада стала одним из самых любимых поэтических жанров литературы романтизма. Баллады создавали Ф.Шиллер ("Кубок", "Перчатка"), И.Гете ("Лесной царь"), В.Жуковский ("Людмила", "Светлана"), А.Пушкин ("Анчар", "Жених"), М.Лермонтов ("Бородино", "Три пальмы").

 На рубеже XIX-ХХ веков баллада вновь возрождается и становится весьма популярной, особенно в революционную эпоху, в период революционной романтики. Среди поэтов ХХ века баллады писали А.Блок ("Влюбленность" ("Королевна жила на высокой горе…"), Н.Гумилев ("Капитаны", "Варвары"), А.Ахматова ("Сероглазый король"), М.Светлов ("Гренада") и другие. Александр Блок «Влюбленность»


Королевна жила на высокой горе,
И над башней дымились прозрачные сны облаков.
Темный рыцарь в тяжелой кольчуге шептал о любви на заре,
В те часы, когда Рейн выступал из своих берегов.

Над зелеными рвами текла, розовея, весна.
Непомерность ждала в синевах отдаленной черты.
И влюбленность звала - не дала отойти от окна,
Не смотреть в роковые черты, оторваться от светлой мечты.

"Подними эту розу", - шепнула - и ветер донес
Тишину улетающих лат, бездыханный ответ.
"В синем утреннем небе найдешь Купину расцветающих роз", -
Он шепнул, и сверкнул, и взлетел, и она полетела вослед.

И за облаком плыло и пело мерцание тьмы,
И влюбленность в погоне забыла, забыла свой щит.
И она, окрылясь, полетела из отчей тюрьмы -
На воздушном пути королевна полет свой стремит.

Уж в стремнинах туман, и рога созывают стада,
И заветная мгла протянула плащи и скрестила мечи,
И вечернюю грусть тишиной отражает вода,
И над лесом погасли лучи.
Не смолкает вдали властелинов борьба,
Распри дедов над ширью земель.
Но различна Судьба: здесь - мечтанье раба,
Там - воздушной Влюбленности хмель.

И в воздушный покров улетела на зов
Навсегда... О, Влюбленность! Ты строже Судьбы!
Повелительней древних законов отцов!
Слаще звука военной трубы!

Обратите внимание! Произведение может сочетать признаки некоторых жанров: послание с элементами элегии (А.Пушкин, "К *** ("Я помню чудное мгновенье…"), лирическое стихотворение элегического содержания (А.Блок. "Родина"), эпиграмма-послание.) (слайд 27)

Таким образом, проанализировав отдельные жанры, можно с уверенностью сказать,    что «каждый жанр обладает своими способами, своими средствами видения и понимания действительности, доступными только ему» (М.М.Бахтин). (слайд 28).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Психологические особенности развития детей дошкольного возраста с ОНР"

Исследователи в области логопедии и специальной психологии отмечают, что недоразвитие речи отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности детей и становление их личностных качеств....

Семинар-практикум для педагогов «Подготовка детей к обучению грамоте»

Повышение компетентности педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте....

Семинар-практикум для одарённых детей. Урок по теме "Этимологический анализ слов русского языка""

Этимология определяется как совокупность исследовательских методов, направленных на раскрытие происхождения слов...

Семинар – практикум для педагогов «Приобщение детей к национальной культуре»

Цель: повышение профессионального уровня педагогов по воспитанию ребенка в мире национальной культуры через народное декоративно – прикладное искусство, произведения устного народного ...

Семинар - практикум для педагогов "Защищаем детей от жестокого обращения"

Последствия пережитого насилия сказывается на протяжении всей жизни ребёнка. Нарушения, которые являются следствием различных форм жесткого обращения, могут проявляться в настоящем и это отразится на ...

Выступление на семинаре практикуме «Особенности внимания у детей с задержкой психического развития»

Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, присутствующее во всех процессах и позволяющее сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.Внимание - это не самостоятельный познават...