Семинар – практикум для педагогов «Приобщение детей к национальной культуре»
методическая разработка

 Киреева Мария Николаевна

Цель: повышение профессионального уровня педагогов по воспитанию ребенка в мире национальной культуры через народное декоративно – прикладное искусство, произведения устного народного творчества.

Становление полноценного гражданина России предполагает формирование и поддержание устойчивой связи между развивающейся личностью и Отечеством, представляющим совокупность биогеофизических, природно-экологических, национально-этнических, культурно-исторических и иных представлений, скрепленных совместными переживаниями в совместной жизнедеятельности.

Патриотом-россиянином человек становится тогда, когда знает и любит свою «малую» родину, свою республику, свой родной город. Поэтому приобщение ребенка к культуре, искусству и традициям народа, способствует формированию духовного менталитета ребенка, решает важные задачи формирования нравственно-этнических, гражданско-патриотических качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №90»

Семинар – практикум для педагогов

 

«Приобщение детей к национальной культуре»

 

        

                                                                         Подготовила:

        воспитатель высшей

                                                                           квалификационной категории

                                                                           Киреева М.Н.

                                            Саранск, 2022

Цель: повышение профессионального уровня педагогов по воспитанию ребенка в мире национальной культуры через народное декоративно – прикладное искусство, произведения устного народного творчества.

Вступительное слово ведущего:

Становление полноценного гражданина России предполагает формирование и поддержание устойчивой связи между развивающейся личностью и Отечеством, представляющим совокупность биогеофизических, природно-экологических, национально-этнических, культурно-исторических и иных представлений, скрепленных совместными переживаниями в совместной жизнедеятельности.

Патриотом-россиянином человек становится тогда, когда знает и любит свою «малую» родину, свою республику, свой родной город. Поэтому приобщение ребенка к культуре, искусству и традициям народа, способствует формированию духовного менталитета ребенка, решает важные задачи формирования нравственно-этнических, гражданско-патриотических качеств личности.

Все участники разбиваются на две команды и выбирают себе названия. Под сопровождение народной музыки они входят в зал, садятся за столы и приветствуют друг друга в фольклорной форме.

1.Экспресс-опрос

Виды искусства, которые сопровождают человека с первых лет жизни

(художественная литература, устное народное творчество).

Художественная система фольклора имеет разнообразную жанровую форму. Какие:

- былины;

- сказки;

- легенды;

- песни;

- предания.

Малые формы:

- песенки;

- потешки;

- загадки;

-пословицы; - частушки.

Формы ознакомления дошкольников с художественной литературой:

- чтение;

- рассказывание;

- заучивание.

2.Разработать план ООД:

- по заучиванию малых форм фольклора для младшей группы; (для первой команды)

- по чтению легенды для старшей группы (по выбору для второй команды).

3. Фольклор русского народа.

Протяжная, ласковая песенка для детей (колыбельная).

Основной вид устного народного творчества (сказка) краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица).

Ритмичная песенка-приговор, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками (потешка).

Короткие, состоящие из двух, четырех строчек песенки, исполняемые подряд на одну мелодию. (Частушки).

4. Мифология

- Как русский народ называл духа дома, живущего за печкой? (Домовой).

- Как в славянской мифологии зовут хозяина лесе и зверей? (Леший).

- Злая лесная старуха – волшебница и ведьма? (Баба – яга).

  5.Решение кроссвордов

1. Название хохломского узора (кудрина)

2. Одно из главных качеств, присущих изделиям художественных народных

промыслов (красота).

3. Источник вдохновения народных промыслов (природа).

4. Название народной игрушки (филимоновская).

5. Название промысла (гжель).

6. Короткое название промысла (дымка).

7. Красочный наряд произведений художественных народных промыслов

(роспись).

8. Цвет, сообщающий пламенность хохломской росписи (красный).

9. Название адыгейского узора (орнамент).

10.Название элемента в:

- адыгейском орнаменте (ромб).

- городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья)

- гжельской росписи (цветы, листья, травка, оживки, усики, завитки)

- хохломской росписи (листья, завитки, ягоды)

- каргопольской росписи (прямые линии, ромбики, треугольники)

- дымковская росписи (кружочки, точечки, волнистые и прямые линии)

- северодвинской росписи (треугольники, круги, завиточки, линии)

- филимоновской росписи (рисунки из линий)

- полховско-майданской росписи (цветы, ягоды).

5. Распределить материал по декоративно-прикладному искусству по возрастным группам (педагогам предлагается пустая таблица, которую они заполняют:

6. Заполнить таблицу (педагогам предлагается пустая таблица, которую они заполняют, называя вид росписи, элементы, основные цвета, приемы):

7.Презентация педагогического проекта на тему: «Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей».

8.Подведение итогов семинара.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Аникин, В.П. Русское народное творчество/ В.П, Аникин - М.: Высш. шк., 2004. - 735 с. С. 573-591.

2.Арзуманян,Л., Ткаченко Т. Трудимся и воспитываем интерес к родной культуре и истории/ Л. Арзуманян, Т. Ткаченко // Дошкольное воспитание. - 2011. №11 С.87.

3.Бабынина, Т.Ф. Традиции национальных культур. Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Т.Ф. Бабынинина - Казань: РИЦ «Школа», 2003. - 188 с. С.20-32.

4.Богатырева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. Для воспитателей дет. Сада/ З.А. Богатырева - 2-е изд., пераб.и доп. - М: Просвещение, 1986. - 207 с., ил. С. 154-170.

5.Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства/ П.Г. Богатырев - М., 1991 С. 182-194.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Формирование психологического здоровья у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии"

Представленная разработка семинара-практикума содержит полную информацию о проблеме психологического здоровья детей, представленную в когнитивном блоке, а также обобщенную модель его формирования чере...

Семинар - практикум для педагогов на тему: «Практикум общения педагогов с родителями»

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.Любая с...

Семинар-практикум для педагогов «Подготовка детей к обучению грамоте»

Повышение компетентности педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте....

Приобщение детей к национальной культуре

Приобщение детей к национальной культуре...

Приобщение детей к национальной культуре

Приобщение детей к национальной культуре...

Семинар - практикум для педагогов "Защищаем детей от жестокого обращения"

Последствия пережитого насилия сказывается на протяжении всей жизни ребёнка. Нарушения, которые являются следствием различных форм жесткого обращения, могут проявляться в настоящем и это отразится на ...