Мастерская по литературе «Биография Афанасия Афанасьевича Фета»
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Воронина Юлия Юрьевна

Мастерская по литературе будет полезная для учителей, работающих в 10-м классе, при изучении творчества Фета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biografiya_a.a._feta._masterskaya.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Мастерская по литературе

«Биография Афанасия Афанасьевича Фета»

Триединая дидактическая цель:

-        образовательный аспект: организовать совместную деятельность учащихся в группах по рисованию портрета А.А. Фета, человека и поэта. Создать условия для формирования умения создавать словесный портрет на основе незнакомого информационного материала;

-        развивающий аспект: создать условия для развития речевых навыков учащегося, для формирования у него интереса к чтению, для пробуждения «дара воображения»;

-        воспитательный аспект: способствовать формированию коммуникативных навыков в процессе работы в группах.

Оборудование: портрет А.А. Фета, литературоведческий материал.

Ход мастерской:

Индуктор.

  • Прочитайте стихотворение

Когда на серый, мутный небосклон

Осенний ветер нагоняет тучи,

И крупный дождь в стекло моих окон

Стучится глухо, в поле вихрь летучий

Гоняет желтый лист и разложен

Передо мной в камине огнь трескучий, -

Тогда я сам осенняя пора:

Меня томит несносная хандра.

  • Напишите на чистом листе (индивидуально) каждый свои ассоциации, возникающие при чтение этого стихотворения?

Социализация: (на доске записываются все ответы учеников)

Учитель:

  • А.А. Фет – это «загадка», в личностном и в творческом плане. Для постижения этой «загадки», я предлагаю вам стихи, посвященные его памяти, и полагаю, что они помогут раскрыть эту «тайну» человеческой личности, помогут вам познакомиться с человеком и поэтом А.А. Фетом.

Социализация

Прочитайте стихотворения других авторов о Фете и высказывания современников поэта. Выпишите те выражения, слова и образы, которые вам показались интересными, необычными и наиболее раскрывающими характер Фета. Это могут быть также указания на биографические сведения, словом, все то, что знакомит вас с Фетом, человеком и поэтом. Обсудите с соседом по парте выбранный вами материал, объясните свой выбор. Выпишите из материала соседа понравившиеся выражения и слова (при условии, если вам это тоже захочется взять себе).

Владимир Соловьев

Памяти Фета

Он был старик давно больной и хилый;

Дивились все — как долго мог он жить…

Но почему же с этою могилой

Меня не может время помирить?

Не скрыл он в землю дар безумных песен;

Он все сказал, что дух ему велел, —

Что ж для меня не стал он бестелесен

И взор его в душе не побледнел?..

Здесь тайна есть… Мне слышатся призывы

И скорбный стон с дрожащею мольбой…

Непримиримое вздыхает сиротливо,

И одинокое горюет над собой.

Алексей Жемчужников

Памяти Шеншина-Фета

Он пел, как в сумраке ночей

Поет влюбленный соловей.

Он гимны пел родной природе;

Он изливал всю душу ей

В строках рифмованных мелодий.

Он в мире грезы и мечты,

Любя игру лучей и тени,

Подметил беглые черты

Неуловимых ощущений,

Невоплотимой красоты…

И пусть он в старческие лета

Менял капризно имена

То публициста, то поэта, —

Искупят прозу Шеншина

Стихи пленительные Фета.

«Ему всегда нужна была деятельность; он не любил бесцельных прогулок, но любил оставаться один; когда же имел собеседников, был неистощим в речах, исполненных блеска и парадоксов». (О.Н. Трубачев)

"Я не видал человека, которого бы так душила тоска, за которого бы я более боялся самоубийства..." — таково свидетельство друга молодости Фета — Аполлона Григорьева. Фет умер мгновенной смертью, от разрыва сердца, но, со слов его секретарши, разрыв сердца наступил при попытке к самоубийству: Фет... "добровольно", как он написал в своей предсмертной записке, пошел навстречу смерти, схватив для этого нож... "По твоим стихам невозможно написать твоей биографии...», — писал Полонский Фету. Как безоблачны эти стихи!”

Индуктор:

Составьте своей группой миниатюру «Художественный портрет А.А. Фета»

Социализация

Чтение миниатюр. Обмен впечатлениями.

Учитель:

  • Вглядитесь в портрет А.А. Фета. Назовите появившиеся у вас ассоциации, предположения, гипотезы, от увиденного вами портрета поэта. Совпадет ли портретный образ Фета с воображаемым вами представлением, обоснуйте свою точку зрения.

  • Сформулируйте вопросы, которые у вас появились и на которые хочется получить ответы.

Социализация (вопросы, которые учащиеся сформулируют, записываются на доску).

Например;

  1. Где и как прошло детство А.А. Фета?
  2. Кто его родители?
  3. Почему где-то Шеншин, а где-то Фет?
  4. Почему стал поэтом?
  5. Какие люди и события повлияли на его жизнь?
  6. Кому он посвящал свои стихи?
  7. Каким был его характер?

Индуктор:

  • Прочтите самостоятельно материалы, которые я вам приготовила и найдите в этой информации ответы на те вопросы, которые мы выписали на доске по вашему запросу.

Выдается пакет материалов, в которых ученики смогут найти ответы на свой информационный запрос.

Афанасий Афанасьевич Фет родился 23 ноября (5 декабря) 1820 г. в селе Новоселки близ города Мценска (в Орловской губернии). За несколько месяцев до его рождения мать сбежала от мужа с российским помещиком Шеншиным, лечившимся на водах в Германии. При крещении мальчик был записан законным сыном Шеншина. Но когда ему было четырнадцать лет, орловская духовная консистория сочла эту запись юридически незаконной. Отныне мальчик должен был носить фамилию бывшего мужа своей матери – гессен-дармштадтского подданного Фёта. Он лишался всех привилегий, дававшихся потомственным дворянам; богатый наследник внезапно превратился в «человека без имени». Фет принял это как позор. Вернуть утраченное положение стало навязчивой идеей, определившей весь его жизненный путь.
Тогда же закончилось его домашнее образование; он был отправлен в немецкую школу-пансион в Верро (сейчас это город Выру в Эстонии).

В 1837 г. Фет приехал в Москву, полгода провел в пансионе профессора М.П. Погодина, готовясь к поступлению в университет, и в 1838 поступил на философский факультет. Студентом он пробыл шесть лет вместо положенных четырех, поскольку основным его занятием стали не лекции и экзамены, а писание стихов. Большое влияние на формирование поэтики Фета оказал его друг, будущий поэт и критик Аполлон Григорьев.

В 1840 г. Фету удалось выпустить за свой счет небольшое собрание стихотворений. В 1842–1843 гг. в нескольких журналах появились восемьдесят пять его стихотворений, многие из которых стали классикой русской поэзии. Уже в 1843 г. Виссарион Белинский называет Фета лучшим из московских поэтов и стихи его сравнивает с лермонтовскими.

В 1845 г. Фёт поступил унтер-офицером в кирасирский полк, расквартированный в Херсонской губернии – он мечтал стать потомственным российским дворянином, а на это давал право первый же офицерский чин. Оторванный от столичной жизни и литературной среды, он почти перестает печататься, тем более что журналы вследствие падения читательского спроса на поэзию никакого интереса к его стихам не проявляют.
В херсонские годы произошло событие, важнейшее в личной жизни Фета: погибла при пожаре (вероятно, покончила с собой) влюбленная в него и любимая им девушка-бесприданница Мария Лазич, на которой он по своей бедности не решился жениться. Памяти о ней посвящены шедевры любовной лирики Фета, датированные 50-ми, 60-ми, 70-ми, 80-ми гг. («Неотразимый образ», « Старые письма», «В тиши и мраке таинственной ночи», «Ты отстрадала, я еще страдаю», «Долго снились мне вопли рыданий твоих», « Нет, я не изменил. До старости глубокой…» и другие).

Фету удается вернуть себе российское гражданство, а в 1853 г. он добивается перевода в гвардейский полк, стоящий недалеко от Петербурга. Получив возможность бывать в столице, он сблизился с новой редакцией «Современника» – Некрасовым, Тургеневым, Дружининым, Боткиным. Полузабытое имя Фета появляется в статьях, обзорах, хронике ведущего российского журнала, там широко печатаются его стихи. В 1856 г. выходит новое издание стихотворений Фета, подготовленное Тургеневым; впоследствии Фет отзывался о нем не очень одобрительно, однако никакой попытки вернуться к забракованным текстам и вариантам не сделал.

Огромный успех лирика Фета встречала лишь в узких литературных кругах. Его поэзия не соответствовала духу времени. С другой стороны, он так и не смог дослужиться до дворянства, так как новые императорские указы постоянно поднимали планку воинского звания, обеспечивавшего это. В 1858 г. Фет ушел в отставку в чине штабс-ротмистра (он соответствовал майорскому), тогда как дворянство давал лишь полковничий чин. Поэт вновь круто меняет свой жизненный путь. Женившись в 1857 г. на М.П. Боткиной, дочери богатого торговца, он поправил свои материальные дела. В 1860 г. он покупает хутор Степановку в родном Мценском уезде, в местах, где находились родовые поместья Шеншиных. Хозяином Фет оказался отличным, среди соседей-помещиков становится уважаемым лицом; 11 лет он занимал почетную должность мирового судьи. С 1862 г. он печатает в «Русском вестнике» и других журналах очерки, где подробно, с цифрами и фактами, описывает свои хозяйственные труды (обустройство усадьбы, уборку урожая, расчеты с рабочими). Ярко и четко он представляет свой взгляд на крестьянство, на народ, каким он видится ему в его практической деятельности мирового судьи и землевладельца. Этот взгляд резко расходился с взглядами демократов и вызывал их острые критические отклики. Фет прерывает отношения с Тургеневым и другими прежними знакомыми этого круга. Единственным близким другом из былого «литературного ареопага» остается Л.Н. Толстой – они дружат семьями, часто видятся и переписываются. Фет снова становится полузабытым поэтом и никак о себе не напоминает, на досуге занимается преимущественно философией.

В 1873 г. ему удается добиться возврата фамилии Шеншин, потомственного дворянства и наследственных прав. В литературу же он возвращается лишь в 1880-х гг., разбогатев и купив особняк в Москве. Возобновляется его дружба молодости с Я.П. Полонским, он сближается с критиком Н.Н. Страховым и философом В.С. Соловьевым. Выходят его переводы трактата Шопенгауэра «Мир как воля и представление», гетевского «Фауста», стихотворений Гейне и античных поэтов. После долгого перерыва снова пишутся стихи, они публикуются не в журналах, а выпусками под названием «Вечерние огни» тиражами в несколько сот экземпляров. В 1890 появились два тома воспоминаний.
К концу жизни Фета стали одолевать старческие недуги – резко ухудшилось зрение, терзали приступы удушья. Умер он в Москве 21 ноября (3 декабря) 1892 г. По характеру это было заранее обдуманное самоубийство: Фет задохнулся при попытке покончить с собой с помощью стилета или ножа.

Социализация.

Группы представляют свою работу.

Рефлексия.

  • Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?
  • Что удалось?  Что вызывало затруднения?
  • Какие тайны попытались разгадать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биография А.А.Фета

Презентация может быть использована учителем литературы при изучении биографии А.А.Фета в 10 классе...

Электронная презентация "Биография А. А. Фета"

Презентация для урока литературы в 10 классе....

Урок литературы: Биография А.А.Фета

Материал содержит биографические данные о творчестве поэта, в конце презентации даны вопросы для закрепления темы....

Проект "Афанасий Афанасьевич Фет"

Презентацию подготовил ученик 6 А класса МБОУ СОШ №8 о. МуромЕгоров Илья...

Научно - исследовательская работа на тему «Односоставные предложения в творчестве Афанасия Афанасьевича Фета».

Аннотация           В современном русском языке широкое распространение получили односоставные предложения.           Да...

Афанасий Афанасьевич Фет

Афанасий Афанасьевич Фет...

Афанасий Афанасьевич Фет - жизнь и творчество

Презентация к уроку. Афанасий Афанасьевич Фет - жизнь и творчество.А. А. Фет Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного). Ранняя лирика- «Ещё майская ночь», поздняя лирика -«С...