Научно - исследовательская работа на тему «Односоставные предложения в творчестве Афанасия Афанасьевича Фета».
проект по литературе (8 класс)

Немальцева Анна Николаевна

Аннотация

           В современном русском языке широкое распространение получили односоставные предложения.

           Данная категория традиционно является  предметом активного  и глубокого изучения. Актуальность данной работы обуславливают   высокая продуктивность обозначенного явления, нерешённость  и спорность отдельных проблем в теории односоставных  предложений. 

          Интерес к односоставным предложениям возрастает также в связи с  частым употреблением их в творчестве поэтов и писателей,  которые благодаря своему таланту  привносят в них особый смысл.  Сами же предложения часто играют далеко не последнюю роль в языке писателя, являясь одним из языковых приёмов и стилистических конструкций.

         Проделанная работа показывает, что  отсутствие  в предложении одного из главных членов (сказуемого или подлежащего) не делает предложения скупыми,  невыразительными, бледными. Наоборот, во многих случаях предпочтение отдаётся именно односоставным предложениям, кратким, но ёмким и содержательным синтаксическим конструкциям, придающим своеобразие языку в целом,  а поэтической речи – особый ритм, мелодику.

          Непосредственный объект  наблюдений составляют односоставные предложения  в творчестве Афанасия Афанасьевича Фета.

          Предметом исследования  являются особенности   семантико-синтаксического  функционирования  односоставных предложений,  их семантические, структурные,  стилистические особенности на материале творчества  конкретного автора.  Этим обусловлена новизна нашего исследования.

          Целью нашей работы является описание  односоставных предложений в творчестве А. А. Фета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научно - исследовательская работа на тему

 «Односоставные предложения в творчестве

Афанасия Афанасьевича Фета».

                       

Авторы: Каюмова Альбина, Псарёва Луиза,

учащиеся   8к1 класса

МБОУ «СОКШ №4»




                                                                Научный руководитель:

                                                                           Немальцева Анна Николаевна,

                                                                                       учитель русского языка и литературы


г. Нефтеюганск, 2019 г.

                                                                  

Аннотация

 В современном русском языке широкое распространение получили односоставные предложения.

           Данная категория традиционно является  предметом активного  и глубокого изучения. Актуальность данной работы обуславливают   высокая продуктивность обозначенного явления, нерешённость  и спорность отдельных проблем в теории односоставных  предложений.  

          Интерес к односоставным предложениям возрастает также в связи с  частым употреблением их в творчестве поэтов и писателей,  которые благодаря своему таланту  привносят в них особый смысл.  Сами же предложения часто играют далеко не последнюю роль в языке писателя, являясь одним из языковых приёмов и стилистических конструкций.

               Проделанная работа показывает, что  отсутствие  в предложении одного из главных членов (сказуемого или подлежащего) не делает предложения скупыми,  невыразительными, бледными. Наоборот, во многих случаях предпочтение отдаётся именно односоставным предложениям, кратким, но ёмким и содержательным синтаксическим конструкциям, придающим своеобразие языку в целом,  а поэтической речи – особый ритм, мелодику.

          Непосредственный объект  наблюдений составляют односоставные предложения  в творчестве Афанасия Афанасьевича Фета.

          Предметом исследования  являются особенности   семантико-синтаксического  функционирования  односоставных предложений,  их семантические, структурные,  стилистические особенности на материале творчества  конкретного автора.  Этим обусловлена новизна нашего исследования.

          Целью нашей работы является описание  односоставных предложений в творчестве А. А. Фета.

           Исходя из этого, обозначим следующие задачи:

1. Изучить научные и учебно–методические материалы по обозначенной теме.

2. Выявить односоставные предложения в стихотворениях Афанасия Афанасьевича Фета.

3. Проанализировать структурно-семантические особенности выявленных в творчестве А. А. Фета синтаксических конструкций.

4.  Описать/ проанализировать функционально-стилистические особенности  односоставных предложений в творчестве А. А. Фета.

  В своей работе мы использовали как основные, следующие методы:

- метод выборки исследуемых единиц;

- описательный;

- сравнительный;

- анализ и синтез.

Основная часть

Односоставные предложения в творчестве Афанасия Афанасьевича Фета

А. А. Фет - один из тончайших русских лириков. Его поэтическая судьба сложилась непросто. Современники упрекали А. А. Фета за непонятность поэзии, неопределенность содержания, за невнимание к запросам жизни  (в понимании таких критиков, как Н. А. Добролюбов и Н. Г. Чернышевский), за тяготение к темам "чистого искусства". Сам поэт, защищаясь от подобных упреков,  высказывался так: "Мне было бы оскорбительно, если бы большинство понимало и любило мои стихотворения: это было бы только доказательством, что они низменны и плохи.

  Одна из причин непонятности «фетовской» поэзии - ее новизна, отличие от лирики предшественников. А. А. Фет, конечно же, понимал условность термина "искусство для искусства" и в своей поэзии шел от человека, от природы, от чувств. На первом месте в его поэзии - живое чувство красоты, красоты как единственной цели искусства вообще и поэзии в частности.

Объектом нашего внимания  стали односоставные предложения, которые использует поэт в своих лирических произведениях. Как показывает анализ собранного материала, подобные конструкции используются  А. А. Фетом достаточно  широко и придают поэзии особое звучание, мелодику и ритм, ту неповторимую прелесть, которая продолжает привлекать внимание к его творчеству и языку.

1.Номинативные предложения  

Когда мы впервые прочитали его лирическое стихотворение "Шепот, робкое дыханье...", то почувствовали какое-то особое настроение, прилив жизненной силы.

 Шепот, робкое дыханье, 
            Трели соловья,
 Серебро и колыханье
            Сонного ручья…

            Знаменитое «безглагольное» стихотворение А. А. Фета вызвало много восторженных и отрицательных отзывов. Но отсутствие глаголов не есть отсутствие движения (оно скрыто в отглагольных существительных). В каждой строфе две первые строки рисуют мир людей (возлюбленных), их переживания, трепетность чувств; две последние строки – мир природы.

Именно это стихотворение стало "самым фетовским", своеобразным поэтическим "автопортретом". Стихотворение построено на одних номинативных предложениях. Ни одного глагола. Только предметы и явления, которые следуют одно за другим.

 

В следующем стихотворении главный член выражен  конкретным существительным лодки,  которое распространено прилагательным весёлые. 

  Весёлые лодки

  В дали голубой;

  Железо решётки

  Визжит под пилой.

Одушевлённость «лодок», динамичность в предложении  передаётся  автором не при помощи глагола, а  благодаря эпитету «весёлые». Таким образом, необходимость в сказуемом  исчезает.

 

        

Улыбка  томительной скуки

 Средь общей  веселия жажды…

        

Здесь главный член предложения -  конкретное существительное улыбка, которое распространено существительным скука, и не просто скука, а томительная скука; данное определение несет дополнительную семантическую осложненность – томительность, томление, скука томится. Автор  акцентирует внимание на улыбке, делая её главным членом предложения для того,  чтобы подчеркнуть  противоречивость  душевного  состояния.  Дело в том, что поэт мог бы построить предложение следующим образом: «Томительная скука улыбается…». Оригинальность же языка А.А. Фета в том и состоит, что он, обходясь без глаголов, передаёт  процессуальность, движение, действие.  В этом  выражается особенность его  мировосприятия.

        

Всего нами было выделено 17 номинативных предложений

2. Безличные предложения

В лирике А. А. Фета заметное место занимают безличные формы. 

         

В группе из 15 предложений с безличными формами нами  были выделены следующие типы безличных предложений:

  1. Безличные предложения, в которых  выражается действие неопределённого деятеля, стихийной силы и т.д.

2.  Безличные предложения, выражающие состояние природы и окружающей среды:

Спи – ещё зарёю

Холодно и рано;

Звёзды за горою

Блещут средь тумана.

        

В данном примере описывается природа и даётся оценка относительности времени.

На пригорке то сыро, то жарко…

Тихо ночью на степи;

Небо ей сказало: спи!

3. Безличные предложения, выражающие физическое и психологическое состояние человека.

         

И чем ближе к вершине лесной,

Чем страшнее стоять и держаться,

Тем отрадней взлетать над землёй

И одним к небесам приближаться.

Любо мне в комнате  ночью стоять у окошка в потёмках,

Если луна с высоты прямо глядит на меня.

Как  трудно повторять живую красоту

Твоих воздушных очертаний;

Ночью  как–то  мне, вольнее дышать

 Как-то просторней…

 

Тяжело в ночной тиши

Выносить тоску души…

 

   

Таким образом, были получены следующие результаты: группа безличных предложений, выражающих физическое и психологическое состояние человека, представлена большим количеством примеров. Таких 6 предложений. Внутри этой группы по структурному принципу нами были выделены две подгруппы: а)  безлично-предикативными словами с инфинитивом (И сказать мне правду было жаль); б) безличными глаголами, словами категории состояния, употребляемыми с отрицательной  частицей «не» (Даже в столице не тесно./

Окна растворишь:/ Тихо и чутко/ Плывёт прохладительный воздух.)    

                                             

3.  Определённо-личные предложения                          

        Следующий тип односоставных предложений – определенно-личные предложения. Данный тип целесообразнее описывать с грамматической точки зрения, т. е. учитывая грамматические категории: личные формы, личные окончания глагола (1 – 2 лица и форма 2-го лица повелительного наклонения).

1. Нами было выделено 10 определённо-личных предложений, главный член которых выражен формой глагола  1-го лица единственного числа. Например:   

На кресле отвалясь, гляжу на потолок,

         Где, на задор воображенью,

Над лампой тихою подвешенный кружок

          Вертится  призрачною тенью.

Молчу, потерянный, на дальний путь глядя

          Из-за темнеющего сада,-

И кружится ещё,  приюта не найдя,

          Грачей встревоженное стадо.

        2. Три определённо-личных предложения, главный член которых выражен формой глагола 2-го лица единственного числа:

Что молчишь? Иль не видишь – горю,

Всё равно -  отстрани хоть, приветь ли.

Подожди, вот к лету

Станешь подрастать, -

Колыбельку эту

Надо променять.

3. Нами было выделено 9 определённо-личных предложений,  главный член  которых выражен повелительным наклонением:

Не отнеси к холодному  бесстрастью,

Что на тебя  безмолвно я гляжу;

Ступенями к томительному счастью

Не меньше я, чем счастьем, дорожу.

     

Учись у них -  у дуба, у берёзы.

        

Для грамматической формы главного члена в определено-личном предложении характерно обозначение действия  и конкретное указание  на деятеля.

Всего нами было рассмотрено 22 определённо-личных предложений.

Как видим, большая часть выделенных предложений относится к первой группе.  Наиболее частое использование глагола в форме первого лица, единственного числа вообще характерно для лирики, так как позволяет читателю сопереживать, проникнуться настроением автора. Использование глаголов в повелительном наклонении связано со стремлением, создать впечатление диалога лирического героя с читателем.  Менее заметное место  в лирике А. А. Фета занимают  предложения, главный член которых выражен формой глагола 2-го лица единственного числа. Определённо-личные предложения придают речи  лаконизм (краткость и чёткость изложения), динамичность;  не случайно этот тип односоставных предложений ценят поэты.

4. Неопределённо-личные  предложения

Основным грамматическим значением неопределённо-личных предложений  является выражение  независимого действия, деятель лексически не обозначен  и грамматически представлен как неопределённый;  независимый признак утверждается  в плане  определённого времени. Средством выражения указанных грамматических значений является главный член.

Нами было выделено только два неопределённо-личных предложения,  главный член которых, выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа:        

Запретили тебе выходить,

Запретили и мне приближаться,

Запретили, должны мы признаться,

Нам с тобою друг друга любить.

           

Вчера пели песнь  погребенья,

Без крыши гробница была…

       

          5. Обобщённо-личные предложения

Обобщённо-личные предложения  выделяются из всех  односоставных личных своей экспрессией (выразительностью, проявлением чувств, переживаниями). Наиболее  характерная  форма сказуемого для этих предложений – форма 2-го  лица единственного числа, получающая  обобщённое значение:

Жди ясного на завтра дня,
Чижи мелькают и звенят.
Пурпурной полосой огня
Прозрачный озарен закат.

Ночью  как–то  мне, вольнее дышать

Как-то просторней…

Даже в столице не тесно.

Окна растворишь:

Тихо и чутко

Плывёт прохладительный воздух.  

Таким образом, становится ясно, что для лирики А. А. Фета важно действующее лицо – лирический герой, авторское «Я».  В поэзии чётко прослеживается главное действующее лицо. Неопределённость и обобщённость не характерна для творчества              А. А. Фета.

А. А. Фет передаёт в стихах интуитивное,  подсознательное, то неясное, скрытое, затаённое, что можно выразить, как он считал, лишь языком поэзии, где значащими являются не только слова, но и звуки, интонация, музыка. Основную роль при этом выполняет синтаксис  односоставных предложений.

            В стихотворениях Афанасия Афанасьевича Фета, как правило,  нет «зарисовок», он в своих лирических стихах  не описывает природу,  а передаёт чувство, которое она вызывает;  в восприятии природы у него раскрывается жизнь человеческой души. Природа в лирике Фета  неотделима от переживаний человека, жизнь природы и жизнь души неразрывно связаны. Образы природы часто символичны, символы устанавливают связь между жизнью  природы и человека.

        

Итак, мы рассмотрели  односоставные предложения, используемые А.А. Фетом в его лирических произведениях, описали семантику и формальную структуру обозначенных конструкций.

Собранный материал мы классифицировали согласно традиционно выделяемой в учебной практике типологии односоставных предложений:

1. Для удобства рассмотрения собранного материала, мы представили его в порядке убывания количества  единиц того или  иного типа предложений. Первыми были охарактеризованы группы номинативных и безличных предложений, как наиболее часто встречающиеся конструкции, затем была проанализирована более малочисленная группа определённо-личных предложений. Неопределённо-личные и обобщённо-личные предложения представлены  единичными примерами: 2 единицы - неопределённо–личных предложения и 2 единицы - обобщённо-личных предложений.

2. Номинативные предложения. На основе приведённых примеров, мы пришли к выводу, что основную часть номинативных предложений составляют  конструкции, в которых главным членом является  имя существительное абстрактной семантики. Чаще всего ими выражаются время суток, состояние природы, звуковые явления и время года. Существительные с конкретно-предметной семантикой употребляются автором редко.        Следует отметить, что автору удается передать динамизм при сочетании абстрактного и конкретного существительного: (Это утро, радость эта/ Эта мощь и дня и света/ Этот синий свод/ Этот крик и вереницы/ Эти стаи, эти птицы/ Этот говор вод…)

3. Безличные предложения. Проанализировав семантику данных  предложений, мы выделили три группы: безличные предложения, в которых  выражается действие неопределённого деятеля, стихийной силы; безличные предложения, выражающие состояние природы и окружающей среды; безличные предложения, выражающие физическое и психологическое состояние человека.

Группа безличных предложений, выражающих физическое и психологическое состояние человека, представлена большим количеством примеров.  Внутри этой группы по структурному принципу нами были выделены две подгруппы:                                                   а) безлично-предикативными словами с инфинитивом (И сказать мне правду было жаль);                         б) безличными глаголами, словами категории состояния, употребляемыми с отрицательной  частицей «не» (Даже в столице не тесно….)    

4. Личные предложения  показали, что в лирике А. А. Фета важнейшими являются личные переживания героя, большая часть предложений  относится к первому лицу.  Наиболее частое использование глагола в форме первого лица, единственного числа вообще характерно для лирики, так как позволяет читателю сопереживать, проникнуться настроением автора.


Заключение

С помощью изученного  материала мы  решили поставленные нами задачи:

1. Изучили  научные и учебно-методические материалы  Шахматова А.А., Пешковского А. М., Бабайцевой В. В., Баранова М. Т., Роговой К. А., Леканта П. А. и других учёных. На их основе определили грамматические свойства, виды и типы односоставных предложений.

2. Рассмотрели творчество А. А. Фета в период с 1880 года по 1892 год и выявили  наиболее яркие примеры односоставных предложений, используемых автором.

3. На основе изученного материала пришли к выводу, что Афанасий Афанасьевич Фет в целях художественного осмысления мира, в целях передачи особого восприятия реальной действительности использовал следующие приёмы: статичность (отсутствие  глаголов и использование на их месте  существительных со значением процессуальности),  односоставных коротких номинативных предложений,  целью которых является утверждение бытия (наличие, существование)  предмета речи,  эмоциональную нагруженность  предложений.  Перечисленные приёмы    являются функциональной  особенностью номинативных предложений  в произведениях данного автора. Также были рассмотрены глагольные односоставные предложения, передающие действия, производитель которого не вербализован, т. е. грамматически не выражен.  Сюда относятся предложения  с указанием на определённое,  неопределённое, обобщённое лицо и безличные предложения. Всего нами было  рассмотрено 55 односоставных предложений: 18 – номинативных, 19 – определённо-личных, 2 – неопределённо-личных, 1 – обобщённо-личное, 15 – безличных.

4.  Проанализировав  лексический материал,  мы пришли к выводу о том, что  выразительность, ощущение мгновенного впечатления создаётся особым синтаксисом: номинативными, личными и безличными предложениями. Было отмечено, что иллюзия движения, активного действия создается за счет быстрой смены инфинитивов.

           Интерес к  односоставным предложениям  А. А. Фета связан с их активным использованием в лирике поэта и той ролью, которую они играют. А. А. Фет использует односоставные предложения при описании природы,  её состояния, а также при передаче переживаний человека. Это создает впечатление, что одухотворенный мир природы и  душевные порывы человека неразрывно связаны.  Иллюстрацией  данного вывода явились представленные в нашей работе типы односоставных предложений, извлечённых из лучших произведений поэта.  


        Список используемой литературы

     

  1. Бабайцева,  В. В.  Односоставные предложения  в современном русском языке. - М. : Просвещение, 2015. – 160 с.
  2. Бабайцева,  В. В.  О синтаксических единицах // Русская речь. 2000.
    № 1. 159с.
  3. Бабайцева, В.В. Предложение как многоаспектная единица синтаксиса // Русский язык в школе. 2016. № 3. 168 с.
  4. Баранов, М. Т. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. - М. : Просвещение, 2018. – 321 с.
  5.  Бархударов, С. Г. Русский язык : учебник / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов. - М. : Просвещение,  2002. – 208 с.
  6. Буслаев,  Н. Ф. Опыт исторической грамматики русского языка / Н. Ф. Буслаев. - М., 2005. – 337 с.
  7. Валгина, Н. С. Синтаксис современного русского языка / Н. С. Валгина. – М. : Высшая школа, 2008. – 432 с.
  8. Виноградов, В. В. Некоторые задачи изучения синтаксиса простого предложения / В. В. Виноградов. - М., 2010. - № 1. – 334 с.
  9. Виноградов, В. В.  Из истории изучения русского синтаксиса / В. В.  Виноградов. -  М., 2016. – 271 с.
  10. Вопросы грамматики и лексики русского языка // Уч. зап. ЛГПИ им. Герцена. - Л., 1968. – 256 с.
  11. Вопросы синтаксиса современного русского языка / сост. Л. Ю. Максимов. - М. : Учпедгиз, 1950. – 34 с.
  12.  Галкина-Федорук, Е. М. Безличные предложения в современном русском языке / Е.М. Галкина-Федорук. – М., 1958. – 102 с.
  13.  Голуб, И. Б.  Грамматическая стилистика / И.Б. Голуб. – М.,  1989. -  300 с.
  14.  Голуб, И. Б.  Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. – 8-е изд. –

М. : Айрис-пресс, 2017. –  448 с.

  1.  Грамматика русского языка, т. II, ч. II. М. :  Издательство АН СССР, 1960. - 237 с.
  2.  Грамматика русского языка. – М., 1954. – Т.2. – Ч.1.- 296 с.
  3.  Диброва, Е. И. Современный русский язык / Е. И.  Диброва. - М.,  2002. – 704 с.
  4.  Долженко, Н.Г. Русское предложение с девербативным оборотом: синтаксический статус и семантические модели.- Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004.- 260 с.
  5.  Дручинина, Г. П. Какой синтаксис нужен школе? // Русский язык в СНГ. – 1992. - № 10- С. 12.
  6.  Дручинина, Г. П. К вопросу об односоставном  предложении // Русский язык в школе. – 1993. - № 1.- 340 с.
  7.  Егорова, Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс.- М.: «Вако».-  2018.  – 43 с.
  8.  Золотова, Г. А. О некоторых теоретических результатах работы над «Синтаксическим словарём русского языка» //  Вопросы языкознания. – 1986. - № 1. - 287 с.
  9.  Кириченко, Г. С. К изучению  односоставных предложений в VII классе // Русский язык в школе. - 1972. - № 5. – С. 15 – 19.
  10.  Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред.    П. А. Леканта. – М., 1995. - 146 с.
  11.  Кулагин, А. Ф.  Вокативные предложения в современном русском языке. В кн. «Вопросы синтаксиса и стилистики русского  литературного языка». – 1993.- 321 с.
  12.  Лекант,  П. А.  Современный русский литературный язык. -  М.,  2004. – 462 с.
  13.  Лекант, П. А.  Синтаксис простого предложения в современном русском языке. – М.,  1974. – 158 с.
  14.  Лекант, П.А.  Структура синтаксической категории лица // Грамматические категории предложения и его структура / Сб. науч. тр. М. : МОПИ, 1982.
  15.  Мещаников,  И. И. Структура предложения. – М.-Л.,  1963.- 287 с. 
  16.  Николенкова, Н. В. Современный русский литературный язык. М., 1987.
  17.  Овсянико-Куликовский, Д. Н. Синтаксис русского языка / Овсянико-Куликовский Д. Н. – М. : Наука, 1999. – 212 с.
  18.  Озерская, В. В. Изучение синтаксиса на основе взаимосвязи с морфологией. - М., 1982. - 224 с.
  19.  Пешковский, А. М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1938. -  376 с.
  20.  Пешковский, А. М. Русский синтаксис в научном освещении / А. М. Пешковский. - М.,  1956. - 389 с.
  21.  Попов, А.С. Именительные темы и другие сегментированные конструкции в современном русском языке. В кн. «Развитие грамматики и лексики современного русского языка». - М., 1964. - 258с. 
  22.  Постникова, И. И. Это непростое простое предложение. М., 2002.
  23.  Рогова, К. А.  Современный русский литературный язык. Односоставные предложения. Л., 1971.
  24.   Русский язык и советское общество. Социолого-лингвистическое исследование. Под ред. М.В. Панова, кн. III. Морфология и синтаксис. М.,  2001.- 308 с.
  25.  Сковородников, А. П. Об эллиптических предложениях в современном русском языке. В сб. «Материалы и исследования по современному русскому языку  и его истории». 1988. – 389 с.
  26.  «Современный русский язык. Синтаксис». Под ред. Е.М. Галкиной-   Федорук. Издательство МГУ, 1957.-  307 с.
  27. Фет, А. А. Тютчев, Ф. И. Стихотворения. - М. : Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. – 550 с.

  1. Федоров, А. К. Трудные вопросы синтаксиса. Пособие для учителя.- М. :  Просвещение, 1972. – 239 с.
  2.  Шахматов, А.А. Синтаксис русского языка / А.А. Шахматов.- Л. : Просвещение, 1941.
  3.  Шведова, Н. Ю. Типология односоставных предложений на основе характера их парадигм. В кн.: «Проблемы современной филологии». Сборник статей  к семидесятилетию акад. В. В.Виноградова. М., «Наук»,  1965. - 286 с.
  4.  Юрченко, В.С.  Односоставные предложения // Русский язык в
    школе. – 2015. - № 6.- 128 с .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Научно - исследовательская работа "Математика в творчестве двух великих поэтов"

Математика и поэзия. Что роднит их, казалось, на первой взгляд они такие разные… Ученым не чужда поэзия. Как показывает история науки, еще со времен пифагорейцев выдающиеся математики увлекались поэзи...

Тематическая работа по теме "Односоставные и двусоставные предложения. Однородные члены предложения".(8класс, в формате Статград 2015)

В работе представлены аналогичные задания тем, что предлагаются в системе Статград по теме "Односоставные и двусоставные предложения. Неполные предложения. Однородные члены". Такую работу полезно пров...

Научно-исследовательская работа "Главная цель в жизни и творчестве Ф.А.Абрамова - увеличить добро на земле"

Работа представляет собой реферат с использованием библиографических данных о жизни и творчестве писателя....

Схема - алгоритм определения видов односоставных предложений и контрольная работа по теме "Односоставные предложения" для учащихся 8 класса

В схематичном сжатом виде таблица  представляет алгоритм определения вида односоставного предложения, что значительно облегчает работу учащихся по усвоению данного теоретического материала, очень...

Мастерская по литературе «Биография Афанасия Афанасьевича Фета»

Мастерская по литературе будет полезная для учителей, работающих в 10-м классе, при изучении творчества Фета....

Научно-исследовательская работа «Эволюция образа Прекрасной Незнакомки в творчестве А.А. Блока», 2015 г

Тема научно-исследовательской работы: «Эволюция образа Прекрасной Незнакомки в творчестве А.А. Блока» ученицы Гайнулиной Галины. Данную тему считаем одной из самых актуальных не только на ...