Конспект урока по литературе. Образ Катерины. "Луч света" или "Привлекательная иллюзия"? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Черняховская Оксана Владимировна

Деловая игра. Суд над Катериной. "Луч света" или привлекательная иллюзия"? (По пьесе А.Н.Островского "Гроза").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m1-forma-s_r1_5.docx39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    МБОУ «Леснополянская СОШ»

Конспект урока по литературе.

Образ Катерины. "Луч света" или "Привлекательная иллюзия"? 

(по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

Учитель:

Черняховская Оксана Владимировна

Цель: 

  • проанализировать образ героини; понять , почему она решилась на любовь к Борису, к чему привела эта любовь.
  • выяснить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам «темного царства».
  • выяснить: Катерина "Луч света" или "Привлекательная иллюзия"? 

Задачи:

  • создать условия для развития у учащихся умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её, умений сравнивать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия;
  • формировать ценностное отношение учащихся к окружающей действительности, к другим людям и их чувствам.
  • вызвать у обучающихся глубокое сочувствие к трагической судьбе женщины в условиях “темного царства”; восхищение вольнолюбием, непокорностью и душевной отвагой Катерины; сопереживания благородным мотивам ее поступков; неприятие самодурства.
  • - развивать навыки правильного построения моно- и диалогической речи, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.
  •  стимулировать познавательную активность обучающихся, «провоцировать» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы.
  • - формировать навыки сотрудничества.

Технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; игровая ; технология коллективного обучения

 Форма урока: деловая игра.

Оборудование:

  1. Эпиграф к уроку,
  2. Текст пьесы.

Мы знаем, что характер Катерины выдержит себя, 
несмотря ни на какие препятствия, 
а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе.

Н.А. Добролюбов

Только сознательное уважение человека к самому себе 
даёт ему возможность спокойно 
и весело переносить все мелкие и крупные неприятности, 
которые не сопровождаются сильной физической болью.

Д.И. Писарев

Ход урока

1.Постановка задач и актуализация знаний.

Сегодня мы с вами продолжим изучение пьесы А.Н. Островского “Гроза”. Тема урока  “Образ Катерины. ” Тема, которая может показаться лёгкой, но и одновременно очень сложной. Мы должны разобраться , почему Катерина решилась на любовь к Борису, почему она не может жить по законам «темного царства», в чем истоки характера Катерины. Сегодняшний урок будет проходить в форме деловой игры – суда над Катериной, героини драмы А.Н.Островского «Гроза». Такая форма как нельзя лучше подходит к пьесам А.Н.Островского, ведь он их писал по материалам судебных дел, разбиравшихся в суде, где писатель работал писцом. И сегодня мы проведём судебное заседание по материалам его пьесы. , На суде вы должны высказать свое мнение, любовь Катерины -  слабость это или сила? Можно ли это назвать протестом Катерины против «темного царства»?  В течении урока у каждого из вас должно сформироваться свое собственное мнение по этому поводу

2. Изучение нового материала.

Слово подготовленному ученику. Положение женщин в России в 1 половине 19 века.

В 1 половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях зависимым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль - роль дочери, жены и матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы.

Слово учителя .

Во времена Островского и вплоть до XX века считалось, что «Гроза» написана по следам одного реального нашумевшего дела в Костроме. Сюжет пьесы очень похож на этот случай: в Волге был найден труп молодой женщины, которая покончила с собой, не выдержав издевательств свекрови и безразличия мужа. Однако потом выяснилось, что пьеса была написана раньше этого происшествия. Это говорит о том, что пьесы А.Н.Островского жизненны и их не зря называли «Пьесами жизни». Как вы считаете почему?

Ответ учащихся.

Слово учителя. В основу пьесы А. Н. Островского “Гроза” положен конфликт “темного царства” и светлого начала, представленного автором в образе Катерины Кабановой. Гроза — это символ душевного смятения героини, борьбы чувств, нравственного возвышения в трагичной любви, и то же время — воплощение бремени страха, под игом которого живут люди.
    В произведении изображена затхлая атмосфера провинциального городка с ее грубостью, ханжеством, властью богатых и “старших”. “Темное царство” — это зловещая среда бессердечности и тупого, рабского преклонения перед старыми порядками. Царству покорности и слепого страха противостоят силы разума, здравого смысла, просвещения, представленные Кулигиным, а также чистая душа Катерины, которая, пусть и бессознательно, искренностью и цельностью своей натуры этому миру враждебна. Вот об этом  мы и будем с вами говорить на сегодняшнем уроке. Я предлагаю вам решить, Катерина протестует против «темного царства» или просто раздавлена обстоятельствами. Сегодняшний урок я предлагаю провести в форме деловой игры: суда, на котором вы попробуете ответить на этот вопрос. Но прежде чем приступить к судебному заседанию, необходимо выбрать судью, прокурора, адвоката, Катерину. Остальным ребятам нужно разделиться на две группы. Первая группа – те, кто считает, что Катерина «Луч света», вторая, что молодая Кабанова «Привлекательная иллюзия».

3.«Встать! Суд идёт!»

Судья: пьеса «Гроза» создавалась в предреформенные годы. Это была эпоха политических, экономических и культурных перемен. Преобразования затронули все слои общества, в том числе среду купечества и мещанства. Рушился старый уклад жизни, уходили в прошлое патриархальные отношения - люди должны были приспосабливаться к новым условиям существования.

В литературе середины 19 века также происходят изменения. Особую популярность в это время приобрели произведения, главными героями которых были представители низших классов. Они интересовали писателей прежде всего как социальные типы. Существовали сомнения: может ли простонародный быт дать почву для героического характера? Ответом на этот вопрос стала пьеса «Гроза» А.Н.Островского.

Сегодня на судебном заседании рассматривается дело Катерины Кабановой. Слово предоставляется прокурору.

Прокурор: Катерина  Кабанова покусилась на святое. Она нарушила устои домостроя. Да убоится жена мужа своего.

 Словарная работа «Домострой» - памятник русской письменности 16 в., представляющий собой свод правил семейного быта.

 Излагаю суть дела. В Волге найден труп молодой женщины. Как установлено следствием, тело принадлежит Катерине Кабановой, проживающей в городе Калинове совместно с мужем, свекровью и сестрой мужа. Заключение судебной экспертизы: «Высоко бросилась-то, должно быть на якорь попала, ушиблась. А точно… как живая! Только на виске маленькая ранка, и одна только, как есть одна, капелька крови». Самоубийство считалось самым большим грехом. Не почитала свекровь, изменила мужу, сбросилась с обрыва. Виновна!

Судья: слово предоставляется адвокату подсудимой.

Адвокат: что мы узнаем о жизни Катерины в доме родителей? , Почему Катерина предпочитает воображаемый мир реальному. Когда -то, еще не так давно, она жила в родительском доме, и тогда все было по-другому: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла....»

Катерина - по-гречески «всегда чистая».

- Почему Островский дал это имя героине?

Уважаемый суд, она искренняя и честная.

- Какие же поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности, искренности?

Ответ одного из учащихся.

 Адвокат. По мнению Варвары, настоящая жизнь Катерины не отличается от прошлой. Однако Катерина не согласна: прежней она осталась только внешне. Жизнь в доме Кабановых лишена живого, искреннего чувства: «Да здесь все как будто из-под неволи». Она противопоставлена Островским мужу и его сестре. Тихон и Варвара  только делают вид, что верят в незыблемость правил Домостроя. Очень многое в их поведении основано на притворстве и обмане. Варвара прямо говорит об этом: «У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Катерина, наоборот, не умеет обманывать: «Обманывать -то я не умею, скрыть - то ничего не могу». Не любит она, и когда это делают другие: «Напраслину - то терпеть кому же

приятно!» . Она искренне полюбила, понимает, что это большой грех, борется с собой, но чувства побеждают. Я, ваша честь, прошу  Вас дать слово обвиняемой.

Судья: слово предоставляется подсудимой.

Катерина:  (одна, держа ключ в руках). Что она это делает-то? Что она только придумывает? Ах, сумасшедшая, право сумасшедшая! Вот погибель-то! Вот она! Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то жжет, точно уголь. (Подумав.)  Вот так-то и гибнет наша сестра-то. В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется. А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то! Долго ли в беду попасть! А там и плачься всю жизнь, мучайся; неволя-то еще горчее покажется. (Молчание.)  А горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь! Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже. А теперь еще этот грех-то на меня. (Задумывается.)  Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны, (Задумчиво смотрит на ключ.)  Бросить его? Разумеется, надо бросить. И как он ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу мою. (Прислушивается.)  Ах, кто-то идет. Так сердце и упало. (Прячет ключ в карман.)  Нет!.. Никого! Что я так испугалась! И ключ спрятала… Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то, так все не беда! А как же я мужу-то!.. Да ведь он сам не захотел. Да, может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела пользоваться. Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..

Судья: попрошу дать оценку подсудимой прокурору.

Прокурор:  Катерина обладает не только развитым воображением, но и «горячим сердцем». Она об этом говорила Варваре еще в начале пьесы. Но я считаю, что она должна была побояться людского суда. Она полюбила Бориса, хотя он такой же трус, как и Тихон. Зачем было менять шило на мыло?

Судья: слово предоставляется адвокату.

Адвокат: Ваша честь, слова Катерины о Волге оказываются пророческими. Она отказывается притворяться перед собой - отсюда знаменитый монолог с

ключом (Действие 4, явл.6)

А затем, не побоявшись людского суда, признается в этом другим - отсюда

знаменитая сцена признания (Действие 4,явл.6)

Хотелось бы задать вопросы присутствующим. Разрешите, Ваша честь?

Судья: да, пожалуйста.

Адвокат, обращаясь к классу,:

 - Почему Катерина полюбила Бориса?

Ответ учащегося.

- Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи?

- Каково значение сцены?

Ответ учащегося.

Интересно, что о своей гибели Катерина говорит на протяжении всей пьесы.

- Как вы думаете, в чем причина?

Ответ учащегося.

Адвокат: да, причина - в неясном для самой Катерины ощущении кризисности бытия: прежние моральные принципы устарели, а новые она не может воспринимать иначе как грех.

Судья: Как и другие герои пьесы, Катерина по своему происхождению принадлежит патриархальному миру. Тем не менее по своему характеру и поведению она им противостоит.

- Что сближает Катерину с Кабановой, Варварой. Кулигиным и в чем отличие этих
образов?

 Адвокат : с Кабановой Катерину сближает бескомпромиссность, нравственный и религиозный максимализм. Однако Кабанова - блюститель окостеневших форм старого уклада; ее поведение в семье и обществе лицемерно. Катерина, напротив, действует вопреки установленным в обществе правилам, ложь для нее неприемлема. Неумение и нежелание обманывать отличает Катерину и от Варвары. Дочь Кабановой не хочет жить так, как ее мать, но, в отличие от Катерины, не считает нужным открыто посягать на устои «темного царства» и приспосабливается к ним.

Судья: слово предоставляется прокурору.

 Прокурор: Борис, как и Катерина, способен на глубокое, сильное чувство. Однако он не может защитить свою любовь, пойти против воли Дикого, от которого зависит его материальное благополучие. Борису не хватает смелости и решительности,- качеств, которые, безусловно, есть у его возлюбленной. Поэтому молодая Кабанова поступает глупо, доверившись ему. Я считаю, что она виновна, хотя бы в этом. Похож на Катерину и механик - самоучка Кулигин. Как и Катерина, это натура поэтическая, творческая. Он чувствует и понимает красоту природы, знает старинную поэзию. В то же время Кулигин - мечтатель, проекты которого обречены на неудачу. В его сознании, как и в сознании других жителей города, большую роль играют старые «домостроевские» представления о жизни. И в этом он тоже проявляет слабость.

Судья, обращаясь к классу: А теперь давайте посмотрим на таблицу, которую мы заполняли дома, как  Добролюбов и Писарев трактовали образ Катерины Кабановой, героини драмы Островского «Гроза». (Учащиеся из команды прокурора зачитывают тезисы из статьи Писарева, а учащиеся из команды адвоката из статьи Добролюбова).

Н.А. Добролюбов

Д.И. Писарев

1. Характер Катерины составляет шаг вперед…во всей нашей литературе

1. Добролюбов принял личность Катерины за светлое явление

2. Решительный, цельный русский характер

2. Ни одно светлое явление не может возникнуть в «темном царстве»…

3. Это характер по преимуществу созидательный, любящий, идеальный

3. Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Что за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями?

4. У Катерины все делается по влечению натуры

4. Добролюбов отыскал…привлекательные стороны Катерины, сложил их вместе, составил идеальный образ, увидел вследствие этого луч света в темном царстве

5. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца…

5. Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…

6 Горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. В том и сила ее характера.

6. Катерина разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством.

7 Нам отрадно видеть избавление Катерины.

7. Кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий, тот не может быть назван светлым явлением

Судья: последнее слово предоставляется подсудимой.

Катерина: Отчего люди не летают? Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела.

Судья: Пьеса «Гроза» посвящена судьбе русской женщины из купеческой семьи в переходную эпоху. В образе Катерины Островский воплотил народный героический характер. Поэтическое, образное восприятие действительности, «горячее сердце», честность - таковы основные черты ее нравственно -психологического облика. Катерина искренне верит в Бога, но дважды нарушает его заповеди, потому что чувство личной свободы оказывается для нее важнее религиозных законов.

По поводу главной героини «Грозы» современники А.Н.Островского высказывали противоречивые мнения. Полемика свидетельствовала об актуальности и новизне образа, появление которого было результатом художественного анализа действительности и творческой эволюции драматурга. Такая полемика возникла  и на нашем суде. Так виновна ли наша героиня?

Учащиеся отвечают.

Учитель: я думаю, что на этот вопрос вы ответите подробнее, выполнив домашнее задание.

4.Рефлексия.

Что вызвало затруднение ? Интересна ли  была такая форма урока?

5. Оценки.

6. Домашнее задание.

Написать эссе на тему: «Как  А.Н.Островский относится к своей героине?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Катерина:луч или феерия света? Образ веры и воли. (По пьесе А.Н. Островского "Гроза").

Все мы хорошо знаем, что Катерина из драмы А.Н. Островского "Гроза" стала "лучом света в темном царстве". Но так ли это? Образ героини не так прост, как кажется на первый взгляд, и раскрывается только...

Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского "Гроза"

Презентация подготовлена к уроку литературы в 10 классе по пьесе А.Н.островского "Гроза". В презентации рассмотрены вопросы положения женщины в России в первой половине 19 века, история "Домостроя", р...

: «Был ли у Катерины иной путь? Проблемы нравственного выбора в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности учащихсяВид урока: урок- размышлениеИспользуемые технологии: обучение в сотрудничестве, развитие критического мышленияЦели урока: О...

Урок-расследование причин гибели Катерины ( по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Урок-расследование причин гибели Катерины( по пьесе А.Н.Островского «Гроза»...

"Образ Катерины" (по пьесе А.Н. Островского "Гроза")

Конспект урока по литературе для студентов I курса СПО (10 класса школы)....

Конспект урока по литературе " Образ матери-вечная тема в искусстве"

Тема урока: Образ матери – вечная тема в искусствеЦели урока:1)Взаимосвязь музыки, литературы, живописи на примерах произведений искусства разных эпох, воспевающих образ матери.2) Проследить, ка...

Конспект урока литературы по теме "Был ли у Катерины иной путь?" Проблема нравственного выбора в пьесе А. Н. Островского "Гроза"

Данная разработка представляет собой конспект урока литературы по теме "Был ли у Катерины иной путь?" Проблема нравственного выбора в пьесе А.Н. Островского "Гроза". Основная цель ...