Живое стихотворение
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Клешнева Ирина Сергеевна

Урок по ФГОС. Живое стихотворение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivoe_stihotvorenie.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  в 6 классе Клешнева И.С. 21.02.2020

Тема «Живое» стихотворение»

Сверхзадача: осознать ценность поэтических произведений  для современного человека; повысить интерес к чтению.

Цель (планируемый результат): научить выразительно читать поэтический текст.

Метапредметные:

формировать умение:

  • организовывать учебное сотрудничество;
  • работать индивидуально и в группе;
  • осуществлять смысловое чтение (вычитать текст, правильно понять его содержание, оценить степень достоверности и применить на практике);
  • публично выступать;
  • владеть и осознанно применять речевые средства в зависимости от ситуации и задачи коммуникации.

Этапы

Содержание

Формируемые УУД

Формы взаимодействия

Способы контроля

I

Мотивационный

Психологическая минутка.

Чтение отрывков из разных текстов.

Перед вами отрывки из разных текстов. Прочитайте их.

Постановка проблемных вопросов:

Что объединяет данные тексты? Почему? Составьте логическую цепочку.

Чем отличаются данные тексты?

Чем именно отличается стихотворный текст от прозаического текста?

Текст 1

Александр Грин «Алые паруса»

Пока она шьет, посмотрим на нее ближе — во внутрь. В ней две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной прекрасной неправильности. Одна была дочь матроса, ремесленника, мастерившая игрушки, другая — живое стихотворение, со всеми чудесами ее созвучий и образов, с тайной соседства слов, во всей взаимности их теней и света, падающих от одного на другое.

Текст 2

Юрий Лотман

      Мы часто говорим: этого поэта я не понимаю, это стихотворение я не понимаю. А иногда мы говорим. Я понял решение этой задачи, эту теорему я понимаю. А между тем понимание задачи и стихотворения – совершенно разные вещи.

      Поняв решение задачи, мы больше к ней не возвращаемся, не будем второй раз ломать над ней голову. А стихотворение, если мы его поняли, только тогда начинает для нас свою жизнь. Дело в том, что понять поэта – значит войти в его мир. Научиться у него видеть то, чего мы не видели, а он видит.

Текст 3

Стихотворение Самуила Маршака

«О чем твои стихи?» — Не знаю, брат.

Ты их прочти, коли придет охота.

Стихи живые сами говорят,

И не о чем-то говорят, а что-то.

Текст 4

Стихотворение  и музыка Владимира Ланцберга «Алые паруса»

С друзьями легче море переплыть
И есть морскую соль, что нам досталась.
А без друзей на свете было б очень трудно жить
И серым стал бы даже алый парус.

На доску выписываем  словосочетание «живое стихотворение» -  это тема урока.

  • Какие ассоциации вызывает у вас это словосочетание?

Показ видеопослания 11 класса.

Постановка проблемных вопросов:

  • Тема поликодового текста. О чем это видеописьмо?
  • Основная мысль текста. Зачем создан данный текст?
  • Что такое батл? Что такое поэтический батл?
  • Расшифруем знаки. Как вы думаете, ребята, действительно приглашают на бой, на свирепый бой?
  • Какие стихотворения прозвучали? Каких авторов?
  • Чье прочтение стихотворения понравилось? Почему?
  • Каков будет наш ответ? Что нужно для этого сделать?

 Чему мы должны научиться сегодня на уроке?/Цель нашего урока? Какие шаги надо предпринять, чтобы достичь результата?

  • Расшифруем знаки. Как вы думаете, у кого из чтецов есть любимое стихотворение? Почему?

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности.

Личностные: проявляют интерес к теме урока и готовность к учебной деятельности.

Фронтальный опрос

Самооценка

II

Мини-исследование

Проверка домашнего задания. Отчет по мини-исследованиям.

  • Мое любимое стихотворение.
  • Любимое стихотворение родственников.
  • Любимое стихотворение учителей.
  • Стихотворения, написанные обучающимися.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; строят небольшое монологическое высказывание; вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Познавательные: осознают познавательную задачу; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации; устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Личностные: проявляют желание осваивать новые виды деятельности, участвуют в созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с одноклассниками) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку.

Групповая работа

Взаимооценка

III

Практическая работа

«Живое стихотворение» - это стихотворение, которое прошло через сердце человека и оставило след в душе. Это стихотворение, которое звучит.  Но как это сделать?  (читать, понимать смысл, читать выразительно, наизусть, читать – моделировать ситуацию, читать - петь, читать  – танцевать, читать - инсценировать и т.д.)

Ребята, поделимся своими секретами, как оживить стихотворение.

 А сейчас давайте вспомним  пройденный материал.

Проанализируйте памятку «Выразительное чтение». Вы согласны со всеми пунктами.

Практическая работа с текстом памятки. Выявление ошибочных пунктов. Анализ.

Памятка выразительного чтения стихотворения

  1. Стихотворение не читай.
  2. Прочитай стихотворение про себя. Подумай о том, что тебя особенно впечатлило? Какую важную мысль высказал автор в стихотворении?
  3. Постарайся понять содержание и настроение стихотворения.
  4. Составь сжатый пересказ по плану.
  5. Обрати внимание на знаки препинания.
  6. В каждой строке стихотворения определи для себя ключевое слово или словосочетание.
  7. Подумай, где и какая пауза может быть тобой выдержана при чтении.
  8. Определи, в каком темпе нужно читать это стихотворение.
  9. Определи силу голоса и громкость исполнения стихотворения.
  10. Подбери аргументы для подтверждения вашей позиции.
  11. Выразительно прочитай стихотворение для себя.
  12. Не забудь сообщить автора и название стихотворения.
  13. Перечитай ещё раз изложение и аккуратно перепиши. 
  14. Прочитай стихотворение выразительно в классе.
  15. Не забудь: слушают и то, что ты читаешь, и то, как ты читаешь.
  16. При соблюдении этих пунктов можно сказать: «Какое интересное произведение!» «Как ты хорошо, красиво читал!»

Вывод: А где нам может пригодиться такой навык, как выразительное чтение? На каких уроках? Почему?

       Практическая работа по анализу текста с критериями.

Давайте определимся, по каким критериям будем оценивать выразительное чтение стихотворений.

Выберите критерии, по которым будем оценивать «живые стихотворения». Почему?

  • Интонация
  • Темп
  • Грамотная речь
  • Яркость
  • Эмоциональность
  • Высота и сила голоса.
  • Аккуратность
  • Соответствие образу
  • Оригинальность
  • Сплоченность
  • Творчество
  • Артистизм
  • Быстрота

Вывод: проводить взаимооценку и самооценку – а это умение на каких уроках важно?

Познавательные: осознают познавательную задачу; извлекают нужную информацию; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Фронтальный опрос

Самооценка

IV

Моделирование ситуации

   

  Начинаем мастер-класс «Живое стихотворение». Оценивать будем по группам.

В это время работает счетная палата, которая обрабатывает результаты.

К1 интонация

К2 темп

К3 грамотная речь

К4 эмоциональность

К5 высота и сила голоса

К6 оригинальность

К7 артистизм

Баллы: 2 – критерий просматривается полностью, без недочетов (великолепно, отлично, изумительно)

1 – критерий просматривается частично, есть небольшие недочеты (хорошо, но можно лучше)

0 - критерий отсутствует (увы, надо еще поработать)

Работает группа по подсчету баллов и заполнению таблицы.

Максимум 14 баллов.

«5» - 80%-100%/ 12-14 баллов

«4» - 60%-79%/ 9-11 баллов

«3» - 40% -59% /6-8 баллов

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку.

Познавательные: осознают познавательную задачу; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; делают обобщения, выводы.

Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Групповая работа

Взаимооценка

V

Творческая работа

Давайте составим памятку для всех ребят и для 11 класса тоже «Как сделать стихотворение «живым»?

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; строят небольшое монологическое высказывание; вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Познавательные: осознают познавательную задачу; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации; устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Личностные: проявляют желание осваивать новые виды деятельности, участвуют в созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с одноклассниками) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку.

Групповая работа

Взаимооценка

VI

 Рефлексия.

Учащиеся отвечают на вопросы:

  • Как практически вы можете использовать полученные сегодня знания в повседневной жизни?

Личностные: проявляют желание осваивать новые виды деятельности, участвуют в творческом и созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Познавательные: самостоятельно решают проблемы творческого характера.

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку.

Фронтальный опрос

Самооценка

VII

Домашнее задание

 Составление сценария видеоответа 11 классу « Как сделать стихотворение «живым»?

Личностные: проявляют желание осваивать новые виды деятельности, участвуют в творческом и созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с членами семьи) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с членами семьи с учетом конкретных учебно-познавательных задач; вступают в учебный диалог с членами семьи, учителем, одноклассниками; строят небольшое монологическое высказывание.

Самостоятельная групповая/парная/ индивидуальная работа

Взаимооценка

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Где я счастливо живу… (Опыт интерпретации стихотворения Н. Веселовой « Где родился – там сгодился»…)

В поэтическом созвездии Верхневолжья Надежда Веселова занимает особое место. Это яркая поэтесса, у которой свое поэтическое лицо, свое мироощущение. Ее стихи философичны. Ее находки в области яз...

Я живу на родине Есенина. Стихотворения рязанских поэтов о С.А.Есенине

Данный материал поможет учителю в подготовке уроков по лирике С.А.Есенина. Стихотворения рязанских поэтов сопровождаются иллюстративным материалом....

Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)

Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...

Стихотворения на тему "Край, в котором я живу".

Стихотворения, занявшие призовые места  в краевом конкурсе "Край, в котором я живу"....

«Стану буйством я жизни живым отголоском …» (мастерская по творчеству А.А.Фета, анализ стихотворения « Я пришел к тебе с приветом …»)

«Стану буйством я жизни живым отголоском …» (мастерская по творчеству А.А.Фета, анализ стихотворения « Я пришел к тебе с приветом …»)Цель : - глубже раскрыть внутренний мир писателя ...

Орган живой (сравнительно-сопоставительный анализ стихотворений Тютчева и Лермонтова, посвященных гибели Пушкина)

Материалы к уроку включают в себя план-конспект, презентацию, раздаточный материал....

. М.Е. Кильчичаков. Стихотворение «Живая кровь».

Тип урока: внеклассное чтение.Оборудование: портреты А.Т. Твардовского, М. Джалиля и М.Е. Кильчичакова,  эпиграф  на хакасском и русском языках «Пос тiлiне тайанып, орыс тiлiнеy таныст...