Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Степанова Светлана Викторовна

1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах повести, понять язык и синтаксический строй текста.

2). Развивать навык лингвистического анализа произведения, орфографическую и пунктуационную зоркость, умение давать связный ответ по определенной проблеме, развивать интерес к русской литературе и языку.

3). Способствовать формированию высоконравственной личности, способной на глубокое, искреннее чувство; прививать интерес к классической литературе, умение наслаждаться красотой художественного слова настоящих мастеров русской словесности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок29.37 КБ

Предварительный просмотр:


Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь»

Степанова Светлана Викторовнаучитель русского языка и литературы

Разделы: Преподавание русского языкаПреподавание литературы


Цели урока:

1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах повести, понять язык и синтаксический строй текста.

2). Развивать навык лингвистического анализа произведения, орфографическую и пунктуационную зоркость, умение давать связный ответ по определенной проблеме, развивать интерес к русской литературе и языку.

3). Способствовать формированию высоконравственной личности, способной на глубокое, искреннее чувство; прививать интерес к классической литературе, умение наслаждаться красотой художественного слова настоящих мастеров русской словесности.

Эпиграфы:

Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы.

К. Паустовский

Это единственная вещь, которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено…

И.С. Тургенев

Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

И.С. Тургенев

Оборудование:

Эпидиаскоп, проигрыватель, пластинка с записью романса на стихи

И.С. Тургенева “Утро туманное…”, “зачетные листы” по теме “Синтаксис сложного предложения” для взаимоопроса в малых группах

ХОД УРОКА

I. Звучит романс на стихи И.С. Тургенева “Утро туманное…”

Вступительное слово учителя. Я не случайно начала урок с замечательного романса на стихи великого русского поэта и писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Ведь свободное владение всеми языками Европы не мешало Тургеневу быть непревзойденным стилистом в русской литературе. Всю свою любовь к родине, к русскому языку он воплотил в нескольких бессмертных строках одного из последних стихотворений в прозе: “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!”

Сегодня мы понаблюдаем за очаровательным, притягательным словом Тургенева в повести “Первая любовь”. Надеюсь, что слово это, исполненное нравственной чистоты, пронизанное любовью и светом, поможет сделать ваши души светлее и возвышеннее. Но при этом мы не должны забывать и о синтаксисе с пунктуацией.

II. Проверка домашнего задания.

1. Индивидуальный опрос у доски:

а) сообщение о синтаксисе сложносочиненного предложения (ССП);

б) сообщение о синтаксисе сложноподчиненного предложения (СПП);

в) сообщение о синтаксисе бессоюзного сложного предложения (БСП);

г) лингвистический анализ стихотворения И.С.Тургенева “В дороге” (текст стихотворения и схема лингвистического анализа у каждого ученика).

2. В это же время проводится взаимоопрос в малых группах по теме “Синтаксис сложного предложения” (класс делится на группы по 4-5 человек; руководит работой, оценивает и сообщает результаты консультант из наиболее подготовленных учеников).

Слушая ответы у доски,

1-я группа подбирает примеры из текста повести,

2-я группа задает дополнительные вопросы отвечающим,

3-я группа дополняет и рецензирует ответы товарищей.

III. Беседа на восприятие повести И.С.Тургенева “Первая любовь”.

- Дома вы прочитали повесть И.С.Тургенева “Первая любовь”. Напомните ее сюжет.

- Какие эпизоды вам наиболее запомнились?

- Какие чувства вызвала у вас повесть?

- Иван Сергеевич Тургенев тоже очень любил эту повесть, ведь в ней , как мы уже говорили на прошлом уроке , много автобиографического материала. Сам он так сказал о повести( работа с эпиграфом): “Это единственная вещь, которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено…”.

- Какое чувство сильней всего сохраняло в памяти автора этот живой сюжет?

Да, о своем чувстве герой говорит так“Я, помнится, почувствовал тогда нечто подобное тому, что должен почувствовать человек, поступивший на службу: я уже перестал быть просто молодым мальчиком; я был влюбленный” .Запишите это предложение.

IV. Практические задания.

1. Пунктуационный и синтаксический разбор записанного предложения.

2. Словарно-орфографическая работа.

Задание № 1:

1-й и 2-й группам выписать из главы III слова с орфограммой “Н и НН в разных частях речи”;

3-й и 4-й группам выписать из главы III слова с орфограммой “Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи”.

Графически объяснить правописание слов.

Задание № 2:

Подобрать синонимы и антонимы к словам:

1-2-я группа – неожиданно;

3-4-я группа – неопрятный.

3.В творческой лаборатории писателя.

И.С. Тургенев не только мастер слова, но и мастер психологической характеристики. А как слово помогает ему в этом, мы сейчас понаблюдаем.

В 7 главе есть такая замена: вместо “усталый и счастливый до изнеможения, я вернулся домой” - “усталый и счастливый, я вышел из флигеля”.

- Прочитайте отрывок.

-Что уточнила такая замена?

В ту же 7 главу Тургенев внес такое изменение: вместо “делали в продолжение вечера” написал: “проделывали в течение этого вечера”. Чем объяснить такую замену?

-Какой частью речи являются слова “ в течение”, “в продолжение”? Запишите их правильно.

5. Конструирование предложений.

- Что же проделывали герои в этот вечер? Ответьте письменно.

Задание: отвечая на этот вопрос, составить сложные предложения с производными предлогами (1-2 группа – с предлогом “в течение”, 3-4 группа – с предлогом “в продолжение”):

1 группа – сложносочиненное предложение;

2 группа – сложноподчиненное предложение;

3 группа – бессоюзное сложное предложение;

4 группа – сложное предложение с разными видами связи.

6. Комплексный анализ текста (описание “воробьиной ночи” глава 7) :

“Гроза”,- подумал я,- и точно была гроза, но она проходила очень далеко, так что и грома не было слышно; только на небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвленные молнии: они не столько вспыхивали, сколько трепетали и подергивались, как крыло умирающей птицы. Я встал, подошел к окну и простоял там до утра… Молнии не прекращались ни на мгновенье; была, что называется в народе, воробьиная ночь. Я глядел на немое песчаное поле, на темную массу Нескучного сада, на желтоватые фасады далеких зданий, тоже как будто вздрагивавших при каждой слабой вспышке… Я глядел – и не мог оторваться; эти немые молнии, эти сдержанные блистания, казалось, отвечали тем немым и тайным порывам, которые вспыхивали также во мне. Утро стало заниматься; алыми пятнами выступила заря. С приближением солнца все бледнели и сокращались молнии: они вздрагивали все реже и реже и исчезли наконец, затопленные отрезвляющим и несомнительным светом возникавшего дня…”

- Прочитайте отрывок.

- Обращаясь к “Толковому словарю”, найдите толкование выражения“воробьиная ночь”.

- Определите тип и стиль текста, его основную мысль.

- Скажите, как состояние природы помогает автору передать настроение героя?

- Какие выразительные средства языка использует автор, создавая картину грозовой ночи?

- С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями в тексте?

- Составьте схемы предложений.

- Какие предложения преобладают в данном тексте? Как вы думаете, почему?

- Объясните слово “обожание”, подберите к нему синонимы, антонимы.

- Слово “воробьиная” разберите фонетически.

7. Программированные задания (через эпидиаскоп).

1) Указать тип предложения:

а) простое; б) сложносочиненное; в)сложноподчиненное; г) бессоюзное сложное; д) сложное предложение с разными видами связи.

1. Мне почудилось за занавеской ее лицо, и я с испугом поскорее удалился.

2. Я заменил сюртучок курткой, но галстук не снял.

3. Иногда глаза его наливались кровью, он весь краснел, и казалось, что вот-вот он сейчас ринется на всех нас и расшвыряет нас, как щепки, во все стороны.

4. Я изнывал в отсутствии Зинаиды: ничего мне на ум не шло, все из рук валилось, я по целым дням напряженно думал о ней.

5. Когда я пришел в себя, я, не раскрывая глаз, почувствовал возле себя Зинаиду.

Ответ: 1б; 2а; 3д; 4г; 5в.

2) Определить вид придаточных:

а) определительное; б) изъяснительное; в) степени и образа действия;

г) уступки; д) цели.

1. Я отправился к себе в комнату, чтобы надеть новенький галстук и сюртучок.

2. Я до того сконфузился, что даже не поклонился никому.

3. Ровно в восемь часов я в сюртуке и с приподнятым коком входил в переднюю флигелька, где жила княгиня.

4. Дома я еще ходил в куртке и в отложных воротничках, хотя очень ими тяготился.

5. Но тут Зинаида, вероятно, догадалась, что я уже пришел в себя.

Ответ: 1д; 2в; 3а; 4г; 5б.

8. Объяснительный диктант с дополнительными заданиями.

С замиранием испуга, с каким-то ужасом недоумения на сердце бросился я назад и, пробежав переулок, чуть не упустив Электрика, вернулся на берег реки. Я не мог ничего сообразить. Я знал, что на моего холодного и сдержанного отца находили иногда порывы бешенства, и всеаки я никак не мог понять, что такое я видел… Но я тут же почувствовал, что, сколько бы я ни жил, забыть это движение, взгляд, улыбку Зинаиды было для меня навсегда невозможно…

- Какие орфограммы встретились в тексте?

- Составьте схемы знаков препинания в предложениях.

- Какие по структуре предложения преобладают в тексте?

- Какие чувства героя хочет передать автор такими осложненными конструкциями?

9. Подготовка к творческой работе.

а) Чтение отрывка (глава 9).

“Зинаида сказала:

- Прочтите мне “На холмах Грузии”. Только сядьте сперва.

Я сел и прочел “На холмах Грузии”.

-“Что не любить оно не может”,- повторила Зинаида,- Вот чем поэзия хороша: она говорит нам то, чего нет и что не только лучше того, что есть, но даже больше похоже на правду… Что не любить оно не может – и хотело бы, да не может!”

б) Обсуждение.

- Согласны ли вы с утверждением Зинаиды?

- Была ли “первая любовь” Вольдемара подлинной любовью?

- Кто из героев повести пережил настоящую любовь?

- Как вы понимаете, что такое настоящая любовь?

V. Домашнее задание.

Дифференцированное творческое задание:

1 вариант – объяснить название повести И.С. Тургенева, составив для этого 3-4 сложных предложения;

2 вариант – написать сочинение-миниатюру “Что такое настоящая любовь”;

3 вариант – написать лирическую миниатюру “Грезы любви”.

VI. Выводы, итоги.

-Так о чем же мы говорили на наших уроках?

- Как синтаксис помогает нам выражать наши чувства?

- С помощью каких синтаксических конструкций лучше передать такое возвышенное чувство, как любовь?

VII. Заключение.

Любовь - это прекрасное, возвышенное чувство. Иван Сергеевич Тургенев через всю жизнь пронес любовь к женщине, которая не могла стать его женой (она уже была замужем). Жизнью на краю чужого гнезда назвал он свои отношения с семьей Полины Виардо, которую любил чистой, бескорыстной любовью. Когда вы будете знакомиться с другими произведениями И.С.Тургенева, вы увидите, что всех своих героев писатель проводит через испытание любовью, считая именно любовь высшим мерилом нравственности.

Любовь в романах Тургенева многолика. И каждый, кто любил, по мнению писателя, достоин внимания и уважения, потому что любое проявление настоящей любви прекрасно. И.С.Тургенев верил, что все в мире преходяще, а любовь вечна, что “только ею, только любовью держится и движется жизнь”.

Приложение

И.С.Тургенев

    В дороге

Утро тума…ое утро с..дое

Нивы печальные снегом покрытые

Нехотя вспомнишь и время былое

Вспомнишь и лица давно позабытые.

Вспомниш… обильные страс…ные речи

Взгляды так жадно, так робко ловимые

Первые встречи последние встречи

Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою стра…ой

Многое вспомнишь родное далекое

Слушая ропот колес непреста…ый

Глядя задумчиво в небо широкое.

1843

 

Схема лингвистического анализа текста.

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Определите тему и основную мысль стихотворения.
  3. Расставьте знаки препинания. В чем особенность синтаксического строя текста?
  4. Слова какой части речи преобладают в тексте?
  5. Какую эмоциональную окраску придают стихотворению прилагательные?
  6. Выпишите слова с пропущенными буквами и объясните их правописание.
  7. Укажите, к какой части речи относятся подчеркнутые слова? Докажите.
  8. Подберите к слову, выделенному курсивом, синонимы и антонимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».

Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции  учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

Урок русского языка в 9 классе Тема: «Обобщение по теме «Синтаксис сложного предложения»

Цель: 1) Обобщение ЗУН по теме.2) Развитие навыков интерактивного тестирования; формирование навыков работы по методу учебных проектов: выполнение, оформление и защита проектов в виде слайдовой ...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 6 классе «Обобщение по теме «Лексика и фразеология» по повести Н. Ивеншева "За кудыкины горы"

Повесть Н. Ивеншева «За Кудыкины горы» учащиеся прочитали в рамках летнего чтения из списка 30 обязательных книг кубанских авторов, рекомендованных к чтению. На уроке анализируется примеры тематически...

Технологическая карта интегрированного урока (русский язык и литература) в 9 классе « Сложные предложения и знаки препинания в них. Обобщение. С.А. Есенин. Анализ лирического произведения».

Обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном предложении, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать навыки анализа стихотворения, используя ИКТ компетенции....