Рабочая программа курса по выбору_10 класс_Учимся писать сочинение.
рабочая программа по литературе (10 класс)

Череповская Светлана Анатольевна

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного)     общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»).
  3. Информационного письма Минобрнауки России «Об итоговом сочинении (изложении)» от 26.08.2014 г. №НТ-904/08;
  4. «Методического обеспечения итогового сочинения (изложения) в 2014–2015учебном году» (ФИПИ), в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» №923 от 05.08.2014 г.(зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014г., регистрационный №33604).
  5. Учебного плана МБОУ «Ермаковская СШ №2».

 

Цель  курса: подготовить  выпускников к успешному написанию итогового сочинения, для того чтобы выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.

 

Задачи курса:

  1. развитие коммуникативно-речевой культуры;
  2. совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
  3. обучение анализу текста, его интерпретации;
  4. формирование языковой и лингвистической компетенций;
  5. формирование умений создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
  6. развитие ассоциативного мышления учащихся.

Цели и задачи курса определены, исходя из методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_po_vyboru_uchimsya_pisat_sochinenie_10_klass.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного)     общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»).
  3. Информационного письма Минобрнауки России «Об итоговом сочинении (изложении)» от 26.08.2014 г. №НТ-904/08;
  4. «Методического обеспечения итогового сочинения (изложения) в 2014–2015учебном году» (ФИПИ), в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» №923 от 05.08.2014 г.(зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014г., регистрационный №33604).
  5. Учебного плана МБОУ «Ермаковская СШ №2».

Цель  курса: подготовить  выпускников к успешному написанию итогового сочинения, для того чтобы выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.

Задачи курса:

  1. развитие коммуникативно-речевой культуры;
  2. совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
  3. обучение анализу текста, его интерпретации;
  4. формирование языковой и лингвистической компетенций;
  5. формирование умений создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
  6. развитие ассоциативного мышления учащихся.

Цели и задачи курса определены, исходя из методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Общая характеристика учебного курса.

Сочинение уже более двухсот лет является универсальной комплексной формой проверки уровня обученности учащихся. Сочинение является результатом систематической планомерной работы, осуществляемой на протяжении всех лет обучения в школе. На несколько лет эта форма проверки уровня знаний учащихся была исключена из практики, оставшись только в формате сочинения ЕГЭ по русскому языку.

   В 2014-2015 учебном  году выпускники российских школ написали итоговое сочинение.  Сочинение вернулось в школу после поручения    президента РФ Владимира Путина в   послании Федеральному собранию в 2014 году. "Обеспечить, начиная с 2014-2015 учебного года, учет результатов итогового сочинения в выпускных классах общеобразовательных организаций, наряду с результатами Единого государственного экзамена, при приеме в образовательные организации высшего образования", — говорится в документе, опубликованном на сайте Кремля.  

    Проводится сочинение в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» №923 от 05.08.2014 г. (зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014 г., регистрационный №33604).

    Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы, владение речью.

     Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 11 классе  итогового сочинения,  целью которого задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пересмотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 11 классов.

    Актуальность данного курса обусловлена новым форматом итогового сочинения и тем, что предыдущие формы, методы, приемы подготовки к экзамену, какими бы они ни казались хорошими, привычными и т.д., оказались как минимум недостаточными.  

    Новизна данного факультативного курса заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием темы сочинения и способами её раскрытия, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания. Это выводит данную программу из ряда существующих сегодня курсов, направленных на обобщение и систематизацию знаний, полученных с 5 по 9 классы (в основном по орфографии и пунктуации).

Место учебного курса «Учимся писать сочинение».

Преподавание учебного курса «Учимся писать сочинение» представляет распределение учебных часов в соответствии с учебным планом МБОУ «Ермаковская СОШ№2». Преподавание рассчитано на изучение учебного курса «Учимся писать сочинение» в 10 классе 34 ч. (1 час в неделю).

2. Планируемые результаты по итогам обучения

В результате изучения учебного курса «Учимся писать сочинение» на уровне среднего общего

образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

  • читать тему сочинения (тема, рема, ключевые слова, проблематика, идея);
  • раскрывать идейно-художественное своеобразие произведения;
  • составлять модель небольшого литературно-критического текста;
  • определять узловые вопросы при проведении сопоставительного анализа произведений (на одну тему, на разные темы, но с одной ярко выраженной идеей);
  • выявлять «вечные», жизненно важные нравственные ценности в произведениях разных эпох;
  • овладеть определенным алгоритмом в написании сочинения;

научиться бережному, внимательному и уважительному отношению к слову

               

Cодержание тем учебного курса.

Вступительное занятие

Ознакомление учащихся с Посланием Президента РФ, Приказом Минобрнауки РФ , целями и задачами проведения сочинения, критериями оценивания, целями и задачами курса, направлениями тем в текущем году.

 Анализ формулировки темы сочинения

Формулировка темы и ее конкретизаторы, формулировка темы и языковая единица, ее выражающая, тип темы по степени полноты отражения в ней суждения, анализ формулировки темы, определение своей задачи по ее раскрытию; вычленение в теме опорных слов, анализ смысла каждого из

них, их взаимосвязи; использование для тренировки вопросительных формулировок тем.

 Композиция сочинения

Коммуникативная задача текста (вычленение главной информации, определение темы и микротем текста), его логический и композиционный замысел. Сочинение как смысловое и структурное единство. Абзац в сочинении и его значение. Общая схема сочинения: вступление, основная часть, заключение. Соотношение частей сочинения. Объем сочинения.
Построение композиции сочинения по принципу доказательства теоремы.

 Основная мысль (идея) сочинения

Осмысление возможной проблематики сочинения, тренировка в постановке

проблемы к сочинению и разработка системы вопросов к теме.

Анализ образцов и написание собственных работ.

Тезис

Формулировка тезисов сочинения. Авторское «я» в сочинении. 

Написание тезисов к заданным темам.

 Аргументы

Отбор материала, необходимого и достаточного для раскрытия темы

сочинения; включение в сочинение литературного материала, рассмотрение

проблемы с опорой на выбранный материал.

Анализ образцов и написание собственных работ. Редактирование и рецензирование написанного.

Типы вступления

Назначение и роль вступления к сочинению. Возможные варианты вступления: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое. 

Анализ образцов вступлений. Создание собственных вариантов вступлений к заданным темам. Моделирование вариантов вступлений по одной теме.

Заключительная часть сочинения

Заключительная часть сочинения. Способы лексического и грамматического оформления концовки сочинения.
Анализ текстов с нарушением логической последовательности расположения частей сочинения и мыслей. Корректирование логических ошибок.

Итоговая работа 

Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема занятия.

Часы учебного времени

            Плановые сроки прохождения 

План.

Факт.

1.

Вступительное занятие

1

7.09

2-3

Анализ формулировки темы сочинения.

2

14.09

21.09

4-5

Композиция сочинения

2

28.09

5.10

6-7.

Основная мысль (идея) сочинения

2

12.10

19.10

8-9.

Практикум. Анализ образцов и написание собственных работ

2

26.10

2.11

10-11.

Тезис.

2

9.11

16.11

12-14.

Практикум. Написание тезисов к заданным темам.

3

23.11

30.11

7.12

15-16.

Аргументы.

2

14.12

21.12

17-20

Практикум. «Мозговой штурм» - учимся подбирать аргументы.

4

28.12

11.01

18.01

25.01

21-22.

Практикум. Анализ образцов и написание собственных работ. Редактирование и рецензирование написанного.

2

1.02

8.02

23-24.

Типы вступления.

2

15.02

22.02

25-27.

Практикум. Анализ образцов вступлений. Создание собственных вариантов вступлений к заданным темам. Моделирование вариантов вступлений по одной теме.

3

1.03

15.03

22.03

28.

Заключительная часть сочинения.

1

29.03

29-30.

Практикум. Анализ текстов с нарушением логической последовательности расположения частей сочинения и мыслей. Корректирование логических ошибок.

2

5.04

12.04

31-33.

Итоговая работа. Написание сочинения. Взаимопроверка работ по критериям.

3

19.04

26.04

17.04

34.

Промежуточная аттестация.

1

24.04


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа курса по выбору "Профилактика синтаксических ошибок"

Занятия по этой программе помогут учащимся избежать синтаксических ошибок при написании собственных текстов...

Рабочая программа курса по выбору в 9 классе по геометрии: "Геометрия вокруг нас"

Рабочая программа рассчитана на 17 часов. Цель курса: заинтересовать учащихся прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин....

Рабочая программа кружка по русскому языку "Учимся писать сочинение-рассуждение"

Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС

Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории    дальнейшего об...

Рабочая программа курса по выбору «Учимся писать итоговое сочинение»

Рабочая программа курса по выбору«Учимся писать итоговое сочинение»...

Рабочая программа курса по выбору «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»

Программа курса по выбору  «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения» предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программ...