система заданий по литературе на тему "Песня про купца Калашникова..."
учебно-методический материал по литературе (7 класс)

В задании представлены карточки на развитие у детей 7 класса познавательных учебных умений по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_zadaniy_po_teme_pesnya_pro_kuptsa_kalashnikova.docx50.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого  опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси.

Класс: 7

Учебник: «Литература» 7 класс: учеб. для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 2-е изд. ‒ М.: Просвещение, 2014 г.

Задания на развитие у обучающихся умения применять логическую операцию "определение понятий"

Предметные задания

Предполагаемые ответы

обучающихся

Планируемые результаты

предметные умения

познавательные УУД

1.

Восстановить пропущенные элементы в определении понятия:

Поэма-это … литературного произведения, основными чертами которого  являются наличие … и образа  … героя.

Поэма- это жанр литературного произведения, основными чертами которого являются наличие сюжета и образа лирического героя.

Находят существенные признаки понятия «поэма», формулируют определение  данного понятия

ЛогУУД:

Осуществляют синтез (составление целого из частей).

Осуществляют подведение под понятие (определение)

2.

Из перечисленных понятий определите,  к какому общему родовому признаку они относятся:

Купцы, бояре, опричники

Обоснуйте свой ответ.

Из перечисленных понятий, данные слова относятся к такому родовому понятию, как категория населения Руси периода 16 века.

Находят общий родовой признак для конкретных слов, анализируя их с разных точек зрения.

Лог.УУД:

Подведение под понятие. Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ., несущ.).

Задания на развитие у обучающихся умения применять логическую операцию "деление"

Предметные задания

Предполагаемые ответы

обучающихся

Планируемые результаты

предметные умения

познавательные УУД

1.

Выписать примеры логического и аналитического деления.

  1. Поэма:  экспозиция (пир у царя); завязка (Кирибеевич и Алена Дмитриевна); развитие действия (Алёна Дмитриевна и Калашников); кульминация (кулачный бой); развязка (победа и смерть Калашникова); эпилог (описание могилы Калашникова).
  2. Власть: монархическая, республиканская, демократическая.
  3. Действия: подвиги, прославление, осуждение.

Логическое деление: 2,3

Аналитическое деление: 1

Устанавливают соответствие между единичными примерами с логическим (аналитическим) делением.

Анализируют объекты с целью выделения признаков (сущ-ных, несущ.).

Осуществляют подведение под понятие.

Строят логическую цепь рассуждений, доказательство.

Устанавливают причинно-следственные связи.

2.

Найти лишнее, указав основание деления.

  1. Иван Васильевич, Калашников, Кирибеевич, Гринёв.
  2. Поэма, песня, элегия.
  1. Лишнее: Гринёв, так как он является героем повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», а Иван Васильевич, Калашников и Кирибеевич являются героями поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого  опричника и удалого купца Калашникова».
  2. Лишнее: Элегия, так как это жанр стихотворения грустного содержания, а поэма и песня – жанры лиро-эпических произведенний.

Сравнивают героев произведений и жанры художественной литературы. Указывают критерии деления.

ЛогПУУД:

Анализируют объекты с целью выделения признаков (сущ-ных, несущ.).

Осуществляют подведение под понятие.

Строят логическую цепь рассуждений, доказательство.

Устанавливают причинно-следственные связи.

Задания на развитие у обучающихся умения применять логический прием "сравнение"

Предметные задания

Предполагаемые ответы

обучающихся

Планируемые результаты

предметные умения

познавательные УУД

1.

Сравнить героев поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого  опричника и удалого купца Калашникова» купца Калашникова и опричника Кирибеевича.

Выявить как можно больше их общих, особенных и единичных признаков. Результат сравнения сформулировать в виде суждений

Калашников и Кирибеевич – Центральные герои произведения.

Если Степан Калашников – исключительно положительный герой, то Кирибеевича сам автор считает отрицательным героем.

По сравнению с Калашниковым, которого автор наделяет именем, фамилией и отчеством, Кирибеевича  не называет по имени, а лишь иногда использует выражение «басурманский сын».

Кирибеевич не женат, но мечтает об Алене Дмитриевне, жене Калашникова.

В отличие от Калашникова, который был женат и имел семью, Кирибеевич  же был человеком одиноким.

Сравнивая Кирибеевича и Калашникова,  можно сказать,  что Калашников видел свое назначение в честном труде и заботе о своих близких, а Кирибеевич заботился только о себе.

Сравнивают двух центральных героя произведения.

Находят общие и отличительные черты характера и поступки героев произведения.

ЛогУУД:

Анализируют объекты с целью выделения признаков (сущ., несущ.).

Выбирают критерии для сравнения понятий.

Строят логическую цепь рассуждений и доказательство.

ОУ ПУУД: 

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

2.

Сравнить произведения поэму «Мцыри» и «Песня про купца Калашникова» и назвать их общие свойства.

«Мцыри» и «Песня про купца Калашникова» с точки зрения жанра сходны – это поэмы. Первая представляет собой романтическую лирическую поэму, вторая – реалистическую историческую поэму. Поэтому они различаются и по предмету изображения, и по композиционно-стилистическим особенностям.

Так же, как и в поэме «Мцыри», так и в «Песня про купца Калашникова» в  основе сюжета  лежит стремление героя к достижению определенной цели.

 В отличие от поэмы «Мцыри», которая написана в 19 веке,  «Песня про купца Калашникова» написана в 16 веке.

Сравнивают произведения разных авторов, находят их общие свойства (сходство) по принадлежности к жанру и времени написания

ЛогУУД:

Анализируют объекты с целью выделения признаков (сущ., несущ.).

Выбирают критерии для сравнения понятий.

ОУ ПУУД: 

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме.

Задания на развитие у обучающихся умения строить умозаключения и применять их в процессе познания

Предметные задания

Предполагаемые ответы

обучающихся

Планируемые результаты

предметные умения

познавательные УУД

1.

Ответить на вопрос-суждение в форме умозаключения: Как доказать, что «Песня про купца Калашникова» является поэмой?

Поскольку, поэма, как жанр - это крупное стихотворное произведение, с повествовательным или лирическим сюжетом, включающее в себя характеристики действующих лиц, описание происходящих событий, и раскрывающееся через оценку главного лирического героя, повествователя, а «Песня о купце ...» -

Во – первых, объёмная стихотворная форма.

Во – вторых, произведение с четким сюжетом, в котором есть лирическая составляющая (отношения между купцом, его женой и опричником), реалистические конфликты главных персонажей и трагическая развязка (казнь Калашникова).

В – третьих, в  поэме изображены яркие и незабываемые образы участников разворачивающихся событий.

В – четвертых, автор выделяет главного лирического героя, которому он сочувствует, которым восхищён. Следовательно, произведение М. Ю. Лермонтова является поэмой.

Используют определение понятия «поэма» для доказательства принадлежности конкретного произведения к данному виду жанра. Находят признаки поэмы в конкретном произведении.

ЛОГ ПУУД:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

подведение под понятия;

выведение следствий;

установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений, доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.

ОУ ПУУД:

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной или письменной форме.

2.

Определить вид умозаключений, доказать свою точку зрения:

Олицетворение- троп

    Выражение «Заря алая     подымается» -    олицетворение.

Заря алая подымается;

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается.

Выражение «Заря алая подымается»- троп.

Поскольку олицетворение — это литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия, а Заря является предметом неодушевленным, следовательно, Заря алая подымается будет олицетворение.

Заря алая подымается;

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается.

Определяют и обосновывают вид умозаключения, доказывающего принадлежность тропам конкретного выражения из художественного произведения.

ЛОГ ПУУД:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

подведение под понятия;

выведение следствий;

установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений, доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.

ОУ ПУУД:

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной или письменной форме.

Задания на развитие у обучающихся общеучебных умений

Предметные задания

Предполагаемые ответы

обучающихся

Планируемые результаты

предметные умения

познавательные УУД

1.

Самостоятельно сформулируйте вопросы-суждения к теме урока «Песня про купца Калашникова», ответ  на данные вопросы будет целью урока.

1.Почему М.Ю. Лермонтов обратился к историческому прошлому при написании произведения?

2.Почему М.Ю. Лермонтов назвал свою поэму песней?

3. Что общего между поэмой и былиной как жанром?

Формулируют вопросы, позволяющие раскрыть  историю создания произведения, смысл его названия, особенности жанра,  сюжета и т.д. «Песня про купца Калашникова».

 

ОУУД:

  • осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию;
  • осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • определяют основную и второстепенную информацию;

осмысленно читают.

2.

С помощью кругов Эйлера отразить отношения между понятиями:

А-категория населения

В-приближенные к царю

С- не приближённые к царю (простой народ).

D-бояре

Е-опричники

F-купцы

Устанавливают отношения между категориями населения, описанными в поэме М.Лермонтовав «Песня про купца Калашникова», и отражают их с помощью кругов Эйлера

ОУУД:

  • совершают знаково-символические действия

ЛогУУД:

  • анализируют объекты с целью выделения признаков (сущ. и несущ.);
  • проводят синтез, составляют целое из частей;

подводят под понятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» ТЕСТЫ

Здесь размещены  3 теста к поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про купца Калашникова". ...

Система уроков по поэме М.Ю .Лермонтова "Песня про купца Калашникова"

Предлагается система уроов, которая поможет обучающимся разобраться в идейном содержании поэмы....

Система уроков по "Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова

Система уроков по "Песнь..." состоит из 2 уроков: 1.«Историческая эпоха в произведении М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»; 2.«Конфликт пр...

Урок литературы "Лермонтов Песня о купце Калашникове.."

Презентация содержит очень много иллюстраций, ряд аудиофрагментов из произведения М.Ю.Лермонтова "Песня о купце Калашникове..". Материал поможет учащимся разобраться в материале, прочувствовать атмосф...

Урок в 7 класс "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Урок  в 7 классе  "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»....