Урок литературы "Лермонтов Песня о купце Калашникове.."
презентация к уроку по литературе (7 класс) по теме

Литвинова Евгения Сергеевна

Презентация содержит очень много иллюстраций, ряд аудиофрагментов из произведения М.Ю.Лермонтова "Песня о купце Калашникове..". Материал поможет учащимся разобраться в материале, прочувствовать атмосферу 19 века, понять героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon lermontov_pesnya_pro_kuptsa_kalashnikova.ppt2.26 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Человеческое достоинство... (по произведению М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова...» учитель: Литвинова Е.С.

Слайд 2

Ты хочешь знать: кто я? что я?... Я то же, что и был и буду весь мой век: Не скот, не дерево, не раб, но человек! А.Радищев. Дьяк прочитал царя приказ: Четвертовать смутьяна. И Стёпка, сын своей страны, В лице не изменился, Лишь на четыре стороны Народу поклонился... Н.Кончаловская

Слайд 3

«Песня про купца Калашникова» была написана в 1838 году во время пребывания Лермонтова на Кавказе.

Слайд 4

Особенности "Песни..." 1. Идея личности. 2. Проблема долга и чести, достоинства. 3. Проблема нравственного выбора. 4. Сюжет относится к 16 веку, эпохе Ивана Грозного.

Слайд 5

Россия XVI век

Слайд 6

Иван Васильевич Грозный (Иван IV ) принял царский титул в 1547 году. «Иоанн имел разум превосходный, соединенный с необыкновенным даром слова...; хвалился милостию и щедростию, хвалился правосудием, карая вместе и заслуги и преступления; хвалился соблюдением державной чести, велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать перед ним на колена, и жестоко наказывая бедных царедворцев, которые смели играть лучше державного в шашки или в карты»

Слайд 7

Его правление – жестокость, цинизм и террор

Слайд 8

Опричники Он объявил наиболее важную центральную часть страны опричниной — собственной землей царя. Опричные земли царь роздал не знатным, но преданным ему служилым людям. Это и были «опричники» — личная гвардия царя Ивана. Опричники носили у седла метлу и собачью голову в знак того, что они призваны искоренять измену, вынюхивая, подобно собакам, царских недругов и выметая их, как помелом, с земли русской. Ради царя он не должен был знаться ни с «земским» отцом, ни с матерью. По законам Ивана Грозного опричник мог безнаказанно ограбить и разорить земца. Иногда, схватив человека на улице, вел его в суд, жалуясь на вымышленную обиду, на вымышленную брань. Земец на опричника не мог даже пожаловаться. Сказать про опричника неучтивое слово значило оскорбить самого царя. В любом споре опричник считался правым. Убить земца ничего не стоило, а поднять руку на опричника считалось тяжким преступлением. Любой поступок и даже тяжёлое преступление сходило с рук царским любимцам. Скоро увидели, что Иоанн предает всю Россию в жертву своим опричным: они были всегда правы в судах, а на них не было ни суда, ни управы.

Слайд 9

Опричники – преданные воины, с помощью которых царь боролся с «изменой», уничтожал неугодных ему бояр, проводил массовые казни.

Слайд 10

М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории, искал в ней богатырский дух, яркие личности – всё, чего не хватало среди его современников. "Песня ..." Лермонтова - школа мужества в борьбе с деспотизмом и тиранией.

Слайд 11

Главные герои Иван Грозный Алена Дмитриевна Кирибеевич Калашников

Слайд 12

Кирибеевич и Алена Дмитриевна

Слайд 13

кулачный бой В древней Руси кулачный бой был любимым развлечением. Это было своеобразное состязание в силе, ловкости, богатырской удали. Дрались обычно «стенка на стенку ». Полгорода становилось одной «стенкой», а другая половина города – второй. Бой «один на один» происходил на глазах обеих «стенок» и обычно предшествовал общей свалке. Был еще другой вид единоборства – бой «сам на сам», или «поле». Бой «сам на сам» — судебный поединок. Дрались обычно обидчик и обиженный. Тот, кто оказывался победителем, признавался правым, а побеждённый — виноватым. В бое «стенка на стенку» существовали свои правила: лежачего не бить, по виску и «под микитки» (под вздох) не ударять. При поединке «сам на сам» дрались без правил. Калашников рассматривал бой с опричником на Москве-реке как судебный поединок.

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

палач

Слайд 17

Вопросы по тексту 1. Я считаю, что Степан Парамонович Калашников совершает неверный шаг, идя на смертный бой с опричником, обрекая себя в любом случае ( и в поражении, и победе над Кирибеевичем) на смерть. Ведь у него есть жена, малые детки любезные, младшие братья, маленький брат жены. Не лучше ли было бы пережить поступок опричника, тем более никто не пострадал?

Слайд 18

Домострой Нелегка была доля женщины в древней Руси. До замужества она не имела права одна выходить за пределы родительской усадьбы. Замуж её выдавали по родительской воле, и до самой свадьбы она не знала человека, с которым ей придётся жить всю жизнь. В доме мужа на стене её ждал «дурак». Так называлась плеть, предназначенная для жены. О муже, который не бил жены, благочестивые люди говорили, что он «о своей душе не радит и сам погублен будет и дом свой погубит». Несмотря на такие порядки, жена всё же не была рабой в доме. Во всём, что касалось домашних дел, Алена Дмитриевна была полной хозяйкой, или, как говорили тогда, «госпожой». Воспитание детей, кладовые, огород, кухня были на её попечении, и муж редко вмешивался в эту сторону домашней жизни. Однако во всем, что касалось отношений с миром, который начинался за воротами усадьбы, Алена Дмитриевна была совершенно бесправна. Она не смела ничего покупать без разрешения мужа, не могла ни с кем познакомиться без его согласия, должна говорить с посторонними лишь о том, о чем приказывал муж. Чтобы пойти в церковь, женщина тоже должна была спросить разрешения у мужа. Уже то, что ее не оказалось дома, когда купец вернулся из лавки, считалось тяжелым проступком, почти преступлением.

Слайд 19

Слайд 20

2. А не правильнее ли было бы Калашникову поведать царю правду, чтобы Иван Грозный наказал Кирибеевича?

Слайд 21

3. Как вы расцениваете поступок Ивана Грозного, ни за что наказавшего Калашникова? 4. Почему Калашников сам просит для себя смерти у царя? 5. Что обещал царь Иван Грозный сделать после смерти Калашникова?

Слайд 22

Какой же он - наш герой? - мужественный человек - человек, защищающий свою семью - прямой, искренний - человек чести

Слайд 23

Уроки Лермонтова 1) Защити свою семью 2) отстаивай свою честь 3) не отдай на поругание близких 4) имей человеческое достоинство 5) не теряй совесть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к уроку "Песня про...купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова

В даннома материале представлен конспект урока по изучению "Песня..про купца Калашникова" М. Л. Лермонтова и презентация к уроку....

Материалы к уроку "Песня про...купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова

В даннома материале представлен конспект урока по изучению "Песня..про купца Калашникова" М. Л. Лермонтова и презентация к уроку....

Система уроков по поэме М.Ю .Лермонтова "Песня про купца Калашникова"

Предлагается система уроов, которая поможет обучающимся разобраться в идейном содержании поэмы....

Конспект урока по "Песне про купца Калашникова.." М.Ю.Лермонтова

Это второй урок в системе уроков по "Песне..." Тема урока: "Бой на Москва-реке: честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола. Оценка персонажей с позиций народа"...

Конспект урока Лермонтов "Песня про купца Калашникова"

Конспект урока с приложениями на тему "Песня про купца Калашникова"...

Урок по "Песне про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова

Урок с использованием ЭОР (интерактивный элемент ЦОР)....