Развитие личности ребенка через технологию критического мышления на уроках литературы (с использованием приема «синквейн»).
статья по литературе
Критическое мышление предполагает умение видеть проблемы, готовность к нахождению нестандартных решений, умение подвергать рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, анализировать свои действия и выявлять допущенные ошибки. Кроме того, данный тип мышления включает в себя готовность отказаться от своего решения в пользу более эффективного, открытость для новых идей, умение делать объективные выводы, что обусловливает понимание неоднозначности мира. Для того чтобы опыт подобного мышления приобретался и накапливался, процесс критического анализа должен быть систематическим, что и предполагается образовательной технологией «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Изучать эту технологию и использовать её элементы я стала примерно 3 года назад, когда искала что-то новое, особенное, что повышает эффективность преподавания, что помогает развивать личность ребенка. Приемы технологии критического мышления нравятся не только мне, но и учащимся. Эта технология универсальна, применима к текстам любого предмета, когда нужно глубоко понять и осмыслить содержание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта по теме
«Развитие личности ребенка через технологию критического мышления на уроках литературы (с использованием приема «синквейн»)».
Учитель русского языка и литературы: Романенко Мария Анатольевна
МОУ «Ковжинская средняя общеобразовательная школа»
Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».
Итак, приоритетной задачей современной школы является не овладение определенным набором знаний, умений навыков (что, безусловно, важно) , а воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной формировать и аргументировано отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения. Сегодня вопрос о развитии мыслительной деятельности учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников большие возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Трудно себе представить сферу жизни, где способность ясно мыслить была бы не нужна.
Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении. Поэтому я считаю, что развитие мыслительной деятельности школьников – это и есть актуальная проблема, которую необходимо решать. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Развивать мышление – значит развивать умение думать.
Я считаю, что оптимальным способом решения поставленных задач является у школьников развитие критического мышления.
Критическое мышление предполагает умение видеть проблемы, готовность к нахождению нестандартных решений, умение подвергать рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, анализировать свои действия и выявлять допущенные ошибки. Кроме того, данный тип мышления включает в себя готовность отказаться от своего решения в пользу более эффективного, открытость для новых идей, умение делать объективные выводы, что обусловливает понимание неоднозначности мира.
Для того чтобы опыт подобного мышления приобретался и накапливался, процесс критического анализа должен быть систематическим, что и предполагается образовательной технологией «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только при изучении учебных предметов, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Технология предполагает не только получение готовых знаний как необходимое условие успешной карьеры, но и адаптацию к меняющимся условиям общения, работы в диалоге, получение знаний самостоятельно, ответственности за приобретение знаний в течение жизни.
Изучать эту технологию и использовать её элементы я стала примерно 3 года назад, когда искала что-то новое, особенное, что повышает эффективность преподавания, что помогает развивать личность ребенка. Приемы технологии критического мышления нравятся не только мне, но и учащимся. Эта технология универсальна, применима к текстам любого предмета, когда нужно глубоко понять и осмыслить содержание.
Технология критического мышления эффективно развивает способность работать осмысленно, предлагая активные виды деятельности как учителю, так и ученику через использование целого набора приемов.
Основа технологии – построение урока по определенному алгоритму – последовательно, в соответствии с тремя фазами: вызов, осмысление и рефлексия.
СТАДИИ УРОКА
I стадия | II стадия | III стадия |
ВЫЗОВ - актуализация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения. | ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ: - получение новой информации; - корректировка учеником поставленных целей обучения; | РЕФЛЕКСИЯ: - размышление, рождение нового знания; - постановка учеником новых целей обучения.
|
СТАДИИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
Стадия (фаза) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Возможные приемы и методы |
I. Вызов | Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросы, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе | Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы | Составление списка «известной информации»: рассказ- предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая); верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д. |
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. |
Стадия (фаза) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Возможные приемы и методы |
II. Осмысление содержания. | Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». | Ученик читает, слушает, текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. | Методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V», «+», «−», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа); ведение различных записей типа двойных дневников, ботовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. |
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал, параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. |
Стадия (фаза) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Возможные приемы и методы |
III. Рефлексия | Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям; внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. | Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания | Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно- следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на восставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных видов дискуссий. Написание творческих работ. Исследование по отдельным вопросам темы и т.д. |
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. |
МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях, формулировка вопросов. Итог – постановка целей учебной деятельности. |
|
Знакомство с новой информацией, ее соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные ранее вопросы, выявление затруднений и противоречий, корректировка целей. |
| Суммирование и систематизация новой информации, ее оценки, ответы на поставленные ранее вопросы, формулировка вопросов, постановка новых целей учебной деятельности.
|
ФУНКЦИИ ТРЕХ СТАДИЙ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
стадия | функция |
Вызов | Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме). Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме). Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями). |
Осмысление содержания | Информационная (получение новой информации по теме). Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме) |
Рефлексия | Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля). Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса). |
У каждой стадии свои определенные приемы.
МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В
«ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
1) Стадия вызова:
а) верное и неверное утверждение;
б) ключевые слова и словосочетания;
в) перепутанные логические цепочки;
г) игра «Как вы думаете?»
д) кластер;
е) выглядит как…, звучит как…;
ж) таблица «Плюс, минус, интересно».
2) Стадия содержания:
а) инсерт;
б) двухчастный дневник;
в) трехчастный дневник;
г) бортовой журнал;
д) «Шесть шляп»;
е) сводная таблица;
ж) фишбоун;
з) ромашка Блума;
и) «Зигзаг»
к) чтение с остановками;
л) эффективная лекция;
м) дискуссии «Уголки», «Перекрестная дискуссия», «Совместный поиск»;
н) прием «РАФТ»;
о) парное чтение»;
п) таблица «Синтез»;
р) стратегия «Прима»;
с) прием «Пирамидная история»;
т) стратегия «ЧП».
3) Стадия рефлексии:
а) синквейн;
б) хайку;
в) диаманта;
г) эссе;
д) телеграмма;
е) совместное письменное размышление;
Более подробно я хочу рассказать о приеме, который нравиться мне и моим ученикам больше всего. Это синквейн.
Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять».
Правила написания синквейна.
1 строчка – тема одним словом (существительное)
2 строчка – описание темы в двух словах (2 прилагательных)
3 строчка – описание действия в рамках темы тремя словами (3 глагола)
4 строчка – фраза или предложение, показывающее отношение к теме (4-5 слов)
5 строчка – слово-синоним к первому на эмоциональном или философском уровне, повторяющем суть темы.
Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк, требующее синтеза информации и материала в кратких выражениях.
Учащиеся всех классов легко справляются с этим заданием (даже самые слабые). А для учителя это интересный способ проверить знания. Синквейн дает ребенку возможность сказать то, что он думает, а мне понять насколько глубоко ученик видит и понимает проблему.
Предлагаю примеры синквейнов, написанных моими учениками.
Гринев («Капитанская дочка» А.С.Пушкин)
- Честный, умный
- Служит, спасает, борется
- Береги честь смолоду
- Герой
(Галина М. 8 класс)
Пушкин (по биографии А.С.Пушкина)
- Талантливый, образованный
- Творит, пишет, сочиняет
- Взошло солнце русской поэзии
- Гений!
(Алена З. 8 класс)
Базаров («Отцы и дети» И.С.Тургенев)
- Молодой, образованный
- Критикует, отрицает, страдает
- Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта
- Нигилист
(Антон Д. 10 класс)
Матрена Тимофеевна («Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасов)
- Трудолюбивая, несчастливая
- Поет, работает, страдает
- Главная героиня поэмы
- Крестьянка-труженица
(Юля С. 10 класс)
Манилов («Мертвые души» Н.В.Гоголь)
- Слащавый, ленивый
- Мечтает, размышляет, придумывает
- Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан
- Мертвая душа
(Игорь П. 9 класс)
Штольц («Обломов» И.А.Гончаров)
- Успешный, жизнерадостный
- Работает, рассчитывает, достигает
- Ум преобладает над сердцем
- Немец
(Слава Г. 10 класс)
Коробочка («Мертвые души» Н.В.Гоголь)
- Медлительная, скупая
- Копит, прячет, торгуется
- Все разложено по ящичкам
- Дубинноголовая!
(Настя П. 10 класс)
Катерина («Гроза» А.Н.Островский)
- Смелая, волевая
- Любит, страдает, кается
- Луч света в темном царстве
- Сильная натура!
(Ира Б. 10 класс)
Онегин («Евгений Онегин» А.С.Пушкин)
- Умный, холодный
- Обольщает, разочаровывает, обманывает
- Нашел любовь и потерял
- Лишний человек
(Кристина А. 9 класс)
Смех (по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина)
- Злой, обличительный
- Осуждает, поучает, разоблачает
- Нужно бороться с недостатками
- Исправляйтесь!
(Симона М. 7 класс)
Детство («Детство» (главы) Л.Н.Толстой)
- Счастливое, беззаботное
- Длиться, уходит, спешит
- Лучшая пора в жизни
- Счастье
(Диана Н. 6 класс)
А вот что думают мои учащиеся по поводу работы с синквейном:
- …благодаря синквейну я глубоко вникаю в суть произведения…
- Я отношусь к этому заданию положительно, составлять синквейны достаточно легко…
- …синквейн помогает обобщать полученные знания…
- …учит делать выводы..
- …особенно мне нравится составлять синквейн по героям произведений..
- Я иногда составляю синквейн по своим друзьям, чтобы понять их.
- Это интересная работа, на таких уроках не скучно.
- А мне нравится , что у каждого получается что-то свое, непохожее на другое
- Необычное задание, учит размышлять.
Я согласна с каждой точкой зрения. Синквейн – это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Подобная работа:
– обогащает словарный запас ученика;
– подготавливает его к краткому пересказу;
– учит формулировать идею произведения (4-я строка синквейна);
– позволяет каждому ученику почувствовать себя (хоть на мгновенье) творцом и философом, т.к. написать синквейн может каждый.
А обсуждение правил групповой работы помогает достигнуть доверия и взаимопонимания. .
За годы работы в школе я поняла, что способность резюмировать, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.
Применение технологии развития критического мышления и отдельно ее приемов позволяет достичь следующих результатов:
- изменить отношение детей к урокам литературы;
- повысить познавательное отношение к прочитанному (учащиеся учатся показывать свое исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения);
- развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера;
- изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они воспринимают их более спокойно, возрастает умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца);
- мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру);
- создать атмосферу доверия, сотрудничества в системе «учитель-ученик-класс», выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности
- повысить мыслительную деятельность учащихся.
Таким образом, можно сделать вывод, что критически мыслить могут все. Критическому мышлению нужно учить и важно, чтобы ученики могли использовать навыки в конкретной предметной деятельности.
Применение технологии критического мышления через чтение и письмо направлено на развитие работы с информацией, умение не только вдумчиво читать, быть активным слушателем, но и развивать способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию. Все это позволяет формировать базовые компетенции (прежде всего коммуникативную и оценочную). Только тот, кто умеет применить полученные знания, востребован сегодня обществом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Применение технологии критического мышления на уроке литературы"
В современных условиях каждая школа и каждый учитель вольны выбирать себе свое педагогическое кредо, свою философию образования. От этого выбора зависит очень многое. Как учить детей без п...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/12/picture-77385.jpg)
Технология критического мышления на уроках литературы
На уроках литературы в 5-ом классе в качестве внеклассного чтения использую рассказ А.Грина "Гнев отца" после изучения рассказа А. Платонова "Никита"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/18/picture-78850.jpg)
Технология критического мышления на уроках литературы
Технология развития критического мышления не нова в современной педагогике, она известна в России с 1997 года. Сейчас проект реализуется в 29 странах мира в том числе в 6 российских...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/02/picture-160110-1454432743.jpg)
Мастер-класс "Реализация государственной общеобразовательной программы формирования компетенций через применение технологии критического мышления на уроках литературы"
Представление опыта конструирования урока по технологии критического мышления....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/15/picture-176746-1510744293.jpg)
Технология критического мышления на уроках литературы
Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен: - уметь самостоятельно приобретать знания; - применять их на практике для решения разнообразных про...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/29/picture-72188.jpg)
МАСТЕР КЛАСС ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления на уроках литературы" Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации акт...
«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»
В данной работе представлено обобщение опыта по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....