Развитие личности ребенка через технологию критического мышления на уроках литературы (с использованием приема «синквейн»).
статья по литературе

Романенко Мария Анатольевна

Критическое мышление предполагает умение видеть проблемы, готовность к нахождению нестандартных решений, умение подвергать рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, анализировать свои действия и выявлять допущенные ошибки. Кроме того, данный тип мышления включает в себя готовность отказаться от своего решения в пользу более эффективного, открытость для новых идей, умение делать объективные выводы, что обусловливает понимание неоднозначности мира. Для того чтобы опыт подобного мышления приобретался и накапливался, процесс критического анализа должен быть систематическим, что и предполагается образовательной технологией «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Изучать эту технологию и использовать её элементы я стала примерно 3 года назад, когда искала что-то новое, особенное, что повышает эффективность преподавания, что помогает развивать личность ребенка. Приемы технологии критического мышления нравятся не только мне, но и учащимся. Эта технология универсальна, применима к текстам любого предмета, когда нужно глубоко понять и осмыслить содержание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta_po_teme.docx36.52 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта по теме

 «Развитие личности ребенка через технологию критического мышления на уроках литературы (с использованием приема «синквейн»)».

Учитель русского языка и литературы: Романенко Мария Анатольевна

МОУ «Ковжинская средняя общеобразовательная школа»

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».

Итак, приоритетной задачей современной школы является не овладение определенным набором знаний, умений навыков (что, безусловно, важно) , а воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной формировать и аргументировано отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения. Сегодня вопрос о развитии мыслительной деятельности  учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников  большие возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Трудно себе представить сферу жизни, где способность ясно мыслить была бы не нужна.

Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении. Поэтому я считаю, что развитие мыслительной деятельности  школьников – это и есть актуальная проблема, которую необходимо решать. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Развивать мышление – значит развивать умение думать.

 Я считаю, что оптимальным способом решения поставленных задач является у школьников развитие критического мышления.

Критическое мышление предполагает умение видеть проблемы, готовность к нахождению нестандартных решений, умение подвергать рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, анализировать свои действия и выявлять допущенные ошибки. Кроме того, данный тип мышления включает в себя готовность отказаться от своего решения в пользу более эффективного, открытость для новых идей, умение делать объективные выводы, что обусловливает понимание неоднозначности мира.

Для того чтобы опыт подобного мышления приобретался и накапливался, процесс критического анализа должен быть систематическим, что и предполагается образовательной технологией «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только при изучении учебных предметов, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Технология предполагает не только получение готовых знаний как необходимое условие успешной карьеры, но и адаптацию к меняющимся условиям общения, работы в диалоге, получение знаний самостоятельно, ответственности за приобретение знаний в течение жизни.

Изучать эту технологию и использовать её элементы я стала примерно 3 года назад, когда искала что-то новое, особенное, что повышает эффективность преподавания, что помогает развивать личность ребенка. Приемы технологии критического мышления нравятся не только мне, но и учащимся. Эта технология универсальна, применима к текстам любого предмета, когда нужно глубоко  понять и осмыслить содержание.

Технология критического мышления эффективно развивает способность работать осмысленно, предлагая активные виды деятельности как учителю, так и ученику через использование целого набора приемов.

Основа технологии – построение урока по определенному алгоритму – последовательно, в соответствии с тремя фазами: вызов, осмысление и рефлексия.

 СТАДИИ  УРОКА

 

I стадия

II стадия

III стадия

ВЫЗОВ

-  актуализация  имеющихся знаний;

- пробуждение  интереса к получению  новой  информации;

- постановка  учеником  собственных целей обучения.

ОСМЫСЛЕНИЕ  СОДЕРЖАНИЯ:

-  получение   новой  информации;

-  корректировка  учеником  поставленных  целей обучения;

РЕФЛЕКСИЯ:

- размышление,  рождение  нового  знания;

- постановка  учеником  новых  целей обучения.

 

 

 

СТАДИИ И  МЕТОДИЧЕСКИЕ  ПРИЕМЫ

 

Стадия  (фаза)

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Возможные  приемы  и методы

I. Вызов

Направлена  на вызов  у  учащихся  уже   имеющихся  знаний  по изучаемому  вопросы,  активизацию их  деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик «вспоминает», что ему  известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует  информацию до  изучения нового  материала, задает вопросы, на которые  хочет  получить ответы

Составление  списка «известной информации»:

рассказ-  предположение по ключевым словам;

систематизация  материала (графическая);

верные и неверные утверждения;

перепутанные  логические  цепочки и т.д.

 Информация,  полученная  на стадии  вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа  ведется  индивидуально, в парах или группах.

 

 

 

Стадия  (фаза)

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Возможные  приемы  и методы

II. Осмысление содержания.

Направлена на сохранение  интереса  к теме при  непосредственной  работе  с новой  информацией, постепенное  продвижение  от знания «старого»  к «новому».

Ученик  читает, слушает, текст,  используя предложенные учителем активные  методы  чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере  осмысления новой  информации.

Методы  активного  чтения:

маркировка с использованием  значков «V», «+», «−», «?» (по мере  чтения их ставят на полях  справа);

ведение  различных записей  типа двойных дневников, ботовых журналов;

 поиск  ответов  на поставленные  в первой  части  урока вопросы.

На стадии осмысления  содержания осуществляется  непосредственный  контакт  с новой  информацией (текст, фильм,  лекция,  материал, параграфа). Работа  ведется  индивидуально или в парах.

 

 

  

Стадия  (фаза)

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Возможные  приемы  и методы

III. Рефлексия

Учителю следует: вернуть учащихся  к первоначальным записям -  предположениям;

внести  изменения, дополнения; дать  творческие, исследовательские  или  практические  задания на основе изученной  информации.

Учащиеся  соотносят «новую» информацию со «старой», используя  знания, полученные на стадии  осмысления содержания

Заполнение  кластеров, таблиц.

  Установление  причинно-  следственных связей между  блоками  информации.

  Возврат  к  ключевым  словам,  верным и неверным утверждениям.

  Ответы  на  восставленные вопросы.

   Организация  устных и письменных круглых столов.

   Организация  различных  видов  дискуссий.

   Написание  творческих  работ.

  Исследование  по отдельным вопросам темы  и т.д.

  На  стадии  рефлексии  осуществляется  анализ, творческая  переработка, интерпретация  изученной  информации. Работа  ведется  индивидуально, в парах или группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

  

Актуализация  имеющихся знаний, выявление  затруднений и пробелов в знаниях, формулировка вопросов. Итог – постановка целей учебной  деятельности.

 

 

 

 

 


 

  

Знакомство  с новой  информацией, ее  соотнесение  с  имеющимися  знаниями, поиск ответов на поставленные ранее  вопросы, выявление  затруднений и противоречий, корректировка  целей.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Суммирование  и  систематизация  новой  информации, ее  оценки, ответы  на  поставленные ранее  вопросы, формулировка вопросов, постановка новых  целей учебной  деятельности.

 

 

 

 

 ФУНКЦИИ  ТРЕХ СТАДИЙ  ТЕХНОЛОГИИ  РАЗВИТИЯ 

КРИТИЧЕСКОГО   МЫШЛЕНИЯ

стадия

функция

Вызов

Мотивационная (побуждение  к работе с новой  информацией, стимулирование   интереса к теме).

Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся  знаний  по теме).

Коммуникационная (бесконфликтный  обмен  мнениями).

Осмысление  содержания

Информационная (получение  новой  информации по теме).

Систематизационная (классификация  полученной  информации  по категориям  знания)

Мотивационная (сохранение  интереса к изучаемой  теме)

Рефлексия

Коммуникационная (обмен мнениями о новой   информации)

Информационная (приобретение  нового  знания)

Мотивационная (побуждение  к дальнейшему расширению информационного  поля).

Оценочная (соотнесение  новой   информации и имеющихся  знаний,  выработка  собственной  позиции,  оценка  процесса).

 У каждой стадии свои определенные приемы.

 МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В

«ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

 

 1) Стадия вызова:

          а) верное и неверное утверждение;

          б) ключевые слова и словосочетания;

          в) перепутанные логические цепочки;

          г) игра «Как вы думаете?»

          д) кластер;

          е) выглядит как…, звучит как…;

          ж) таблица «Плюс, минус, интересно».

2) Стадия содержания:

           а) инсерт;

           б) двухчастный дневник;

           в) трехчастный дневник;

           г) бортовой журнал;

           д) «Шесть шляп»;

           е) сводная таблица;

           ж) фишбоун;

           з) ромашка Блума;

           и) «Зигзаг»

           к) чтение с остановками;

          л) эффективная лекция;

          м) дискуссии «Уголки», «Перекрестная дискуссия», «Совместный поиск»;

          н) прием «РАФТ»;

          о) парное чтение»;

          п) таблица «Синтез»;

          р) стратегия «Прима»;

          с) прием «Пирамидная история»;

          т) стратегия «ЧП».

3) Стадия рефлексии:

          а) синквейн;

          б) хайку;

          в) диаманта;

          г) эссе;

         д) телеграмма;

         е) совместное письменное размышление;

Более подробно я хочу рассказать о приеме, который нравиться мне и моим ученикам больше всего. Это синквейн.

Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять».

Правила написания синквейна.

1 строчка – тема одним словом (существительное)

2 строчка – описание темы в двух словах (2 прилагательных)

3 строчка – описание действия в рамках темы тремя словами (3 глагола)

4 строчка – фраза или предложение, показывающее отношение к теме (4-5 слов)

5 строчка – слово-синоним к первому на эмоциональном или философском уровне,  повторяющем  суть темы.

 Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк, требующее синтеза информации и материала в кратких выражениях.

Учащиеся всех классов легко справляются с этим заданием (даже самые слабые). А для учителя это интересный способ проверить знания. Синквейн  дает ребенку возможность сказать то, что он думает, а мне понять насколько глубоко ученик видит и  понимает проблему.

Предлагаю примеры синквейнов, написанных моими учениками.

Гринев («Капитанская дочка» А.С.Пушкин)

  • Честный, умный
  • Служит, спасает, борется
  • Береги честь смолоду
  • Герой

(Галина М. 8 класс)

Пушкин (по биографии А.С.Пушкина)

  • Талантливый, образованный
  • Творит, пишет, сочиняет
  • Взошло солнце русской поэзии
  • Гений!

(Алена З. 8 класс)

Базаров («Отцы и дети» И.С.Тургенев)

  • Молодой, образованный
  • Критикует, отрицает, страдает
  • Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта
  • Нигилист

(Антон Д. 10 класс)

  Матрена Тимофеевна («Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасов)

  • Трудолюбивая, несчастливая
  • Поет, работает, страдает
  • Главная героиня поэмы
  • Крестьянка-труженица

(Юля С. 10 класс)

Манилов («Мертвые души» Н.В.Гоголь)

  • Слащавый, ленивый
  • Мечтает, размышляет, придумывает
  • Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан
  • Мертвая душа

(Игорь П. 9 класс)

Штольц («Обломов» И.А.Гончаров)

  • Успешный, жизнерадостный
  • Работает, рассчитывает, достигает
  • Ум преобладает над сердцем
  • Немец

(Слава Г. 10 класс)

Коробочка («Мертвые души» Н.В.Гоголь)

  1. Медлительная, скупая
  2. Копит, прячет, торгуется
  3. Все разложено по ящичкам
  4. Дубинноголовая!

(Настя П. 10 класс)

Катерина («Гроза» А.Н.Островский)

  • Смелая, волевая
  • Любит, страдает, кается
  • Луч света в темном царстве
  • Сильная натура!

(Ира Б. 10 класс)

Онегин («Евгений Онегин» А.С.Пушкин)

  • Умный, холодный
  • Обольщает, разочаровывает, обманывает
  • Нашел любовь и потерял
  • Лишний человек

(Кристина А. 9 класс)

Смех (по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина)

  • Злой, обличительный
  • Осуждает, поучает, разоблачает
  • Нужно бороться с недостатками
  • Исправляйтесь!

(Симона М. 7 класс)

Детство («Детство» (главы) Л.Н.Толстой)

  • Счастливое, беззаботное
  • Длиться, уходит, спешит
  • Лучшая пора в жизни
  • Счастье

(Диана Н. 6 класс)

А вот что думают мои учащиеся по поводу работы с синквейном:

  • …благодаря синквейну я глубоко вникаю в суть произведения…
  • Я отношусь к этому заданию положительно, составлять синквейны достаточно легко…
  • …синквейн помогает обобщать полученные знания…
  • …учит делать выводы..
  • …особенно мне нравится составлять синквейн по героям произведений..
  • Я иногда составляю синквейн по своим друзьям, чтобы понять их.
  • Это интересная работа, на таких уроках не скучно.
  • А мне нравится , что у каждого получается что-то свое, непохожее на другое
  • Необычное задание, учит размышлять.

Я согласна с каждой точкой зрения. Синквейн – это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Подобная работа:

– обогащает словарный запас ученика;

– подготавливает его к краткому пересказу;

– учит формулировать идею произведения (4-я строка синквейна);

– позволяет каждому ученику почувствовать себя (хоть на мгновенье) творцом и философом, т.к. написать синквейн может каждый.

А обсуждение правил групповой работы помогает достигнуть доверия и взаимопонимания. .

 За годы работы в школе я поняла, что способность резюмировать, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

Применение технологии развития критического мышления и отдельно ее приемов позволяет достичь  следующих результатов:

  1. изменить отношение детей к урокам литературы;
  1. повысить познавательное отношение к прочитанному (учащиеся учатся показывать свое исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения);
  2. развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера;
  3. изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они  воспринимают их более спокойно, возрастает умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца);
  4. мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру);
  5. создать атмосферу доверия, сотрудничества в системе «учитель-ученик-класс», выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности
  6. повысить мыслительную деятельность учащихся.

Таким образом, можно сделать вывод, что критически мыслить могут все. Критическому мышлению нужно учить и важно, чтобы ученики могли использовать навыки в конкретной предметной деятельности.

Применение технологии критического мышления через чтение и письмо направлено на развитие работы с информацией, умение не только вдумчиво читать, быть активным слушателем, но и развивать способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию. Все это позволяет формировать базовые компетенции (прежде всего коммуникативную и оценочную). Только тот, кто умеет применить полученные знания, востребован сегодня обществом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Применение технологии критического мышления на уроке литературы"

В современных условиях каждая школа и каждый учитель вольны выбирать себе свое педагогическое кредо, свою философию образования. От этого выбора зависит очень многое. Как учить детей без п...

Технология критического мышления на уроках литературы

На уроках литературы в 5-ом классе в качестве внеклассного чтения использую рассказ А.Грина "Гнев отца" после изучения рассказа А. Платонова "Никита"...

Технология критического мышления на уроках литературы

Технология развития критического мышления не нова в современной педагогике, она известна в России с 1997 года. Сейчас проект реализуется в 29 странах мира в том числе в 6 российских...

Технология критического мышления на уроках литературы

Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен: - уметь самостоятельно приобретать знания; - применять их на практике для решения разнообразных про...

МАСТЕР КЛАСС ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления  на уроках  литературы" Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации акт...

«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»

В данной работе представлено обобщение опыта  по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....