Конспект внеклассного мероприятия по литературе 5 класс "Путешествие в сказку"
план-конспект занятия по литературе (5 класс)

Шестопалова Нина Петровна

Конспект  внеклассного мероприятия по литературе 5 класс "Путешествие в сказку"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ  Смаглеевская СОШ

Конспект

открытого внеклассного

мероприятия по литературе

в 5 классе  Путешествие  в  сказку

              Шестопалова Нина Петровна,

учитель русского языка

 и литературы

МКОУ Смаглеевской СОШ

2019 г.

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ  5 КЛАСС
ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ  ПО  СКАЗКАМ»

ЦЕЛЬ: активизация познавательной и читательской  деятельности учащихся.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательная:

- опираясь на читательский опыт  пятиклассников, повторить жанровые и лексические особенности сказок;

- расширять кругозор и словарный запас  учащихся.

Развивающая:

- развивать воображение, сообразительность, мышление, речь, внимание, память учащихся;

Воспитательная:

- воспитывать интерес к литературным произведениям и фольклорным;

-уважительное отношение к  УНТ и творчеству  писателей;

- показать на содержательном материале красоту сказки, ее привлекательность.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:  игра-путешествие.

ХОД УРОКА:

  1. ОРГМОМЕНТ

Здравствуйте, друзья! Добро пожаловать на  наше мероприятие!

Всем ли видно? Всем ли  слышно? Всем ли места хватило?

Тогда, начнём!

  1. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Ребята,  а вы любите путешествовать? Тогда сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие. Куда? А это вы узнаете сами. Внимание на экран.

https://ok.ru/video/3440837967

  1. ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ
  1. Эвристическая беседа:

Куда же мы отправимся с вами?

В гости к  сказке!

Я знаю: вы любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интереснее сказки!

Превращала сказка пень в избушку,

В кружевной наряд – морскую  пену,

Из царевны делала лягушку,

Из лягушки делала царевну.

Мы умеем делать всё на свете:

Солнце обгоняем на ракете,

Унеслись в космические дали…

Лишь от старой сказки мы отстали.

Выходила сказка на опушку

Древнего бревенчатого века

И обыкновенную лягушку

Превращать умела в человека.

Ребята, а как вы думаете, сказка нужна только маленьким детям?

Сказки  нужны всем!  Они помогают человеку всегда оставаться человеком: ведь они учат  добру, честности, трудолюбию, справедливости..

Ребята, как вы думаете, легко ли попасть в  сказку?

А вы видели, сколько там разных дверей и ворот, замков и запоров, неведомых дорожек, лесов дремучих , песков сыпучих, зверей  невиданных, чудес неслыханных.! Готовы туда пойти? Не страшно?

Тогда, вперёд!

Мы должны преодолеть 7 преград,  собрать 7 ключей, чтобы в конце путешествия  открыть  сказочную дверь. Что там за дверью, я не знаю! Когда доберёмся, узнаем! Только все задания нужно выполнять быстро, время ограниченно, можем не успеть и не узнаем, что за волшебной дверью!

Ребята, мы собрались с вами в сказку. А что мы знаем об этой удивительной стране?

  1. ПЕРВОЕ   ИСПЫТАНИЕ – ЭКЗАМЕН ПО  СКАЗКОЗНАНИЮ.

Мы должны вспомнить всё , что мы знаем о сказках.

  1. Что такое сказка?   Помните, что о сказках  сказал А.С. Пушкин: «Сказка – ложь,

Да в ней намёк,

Добрым молодцам урок

Сказка  - это занимательный, поучительный рассказ о необыкновенных, фантастических, вымышленных событиях и приключениях. Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, о животных, бытовые).

  1. Чем народные сказки отличаются от авторских?
  2. А как обычно начинается большинство сказок?  (Жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве…)
  3. А как заканчиваются? Тут и сказке конец…., И я там был, мёд-пиво пил.

МОЛОДЦЫ! Мы заработали первый ключ! Ключи мы будем складывать в этот волшебный сундучок.!

Экзамен по Сказкознанию мы сдали, пора снаряжаться  в путь-дорогу.

  1.  ПЕРЕД НАМИ ВТОРОЕ ИСПЫТАНИЕ.  «В ПУТЬ-ДОРОГУ СНАРЯДИМСЯ»

 Нельзя в дорогу отправляться  с пустыми руками. Во-первых, мы возьмём КОТОМКУ

Что такое КОТОМКА? (Котомка - дорожный заплечный мешок на лямках из грубой холщовой ткани, сукна, кожи или замши.) 

Назовите современный синоним слова котомка. Рюкзак.

Итак, по условиям  сказки мы можем взять с собой в котомку только 3 вещи. Посмотрите внимательно и скажите, что мы возьмём с собой, что нам поможет в пути преодолеть все препятствия?

Палка      взаимовыручка  знания  храбрость  расчёска фонарик верёвка    

Выбирать нужно очень  быстро (минута), но тщательно, взять только то, без чего никак нельзя обойтись в дороге.

взаимовыручка  знания  храбрость  

Ура! Мы получаем 2 ключ! Вперёд!

  1. ИСПЫТАНИЕ  ТРЕТЬЕ   «СКАЗОЧНЫЙ СЛОВАРЬ»

Вы знаете, что когда путешественники хотят посетить другую страну, они учат язык  этой страны. А знаем ли мы язык сказок? Перед вами на доске с одной стороны  Существительные, а с другой – прилагательные, постоянные эпитеты, которые  часто встречаются в сказках. Нужно соединить существительные с подходящими эпитетами. И объяснить , что значит это слово.

Дорожки   неведомые, Девица  красная, Молодец  добрый, Звери невиданные, Поле  чистое

Тучи  черные, Лес  дремучий, Трава шелковая

Как мы  справились с испытанием?  Дадут нам ключ?

  1. ЧЕТВЁРТОЕ ИСПЫТАНИЕ « ГЕРОИ СКАЗОК»

Четвёртое испытание  проверит, знаем ли мы жителей  сказочной страны. У меня в руках волшебный цветок  . Кто знает, как он  называется? Цветик-семицветик. А из какой он сказки?  

Он и будет проводить следующее испытание – блиц-опрос.

Подбегайте к цветку,  отрывайте лепесток, читайте задание и быстро отвечайте.

Как зовут  доктора, который лечит животных  в  сказке  Корнея  Чуковского?

Как зовут девушку из сказки Шарля Перро, которая потеряла хрустальную туфельку?

Как зовут  девочку из сказки Шарля Перро, у которой был  яркий головной убор?

Как зовут  деревянного мальчишку из сказки Алексея Толстого?

Как зовут самую маленькую сказочную девочку – героиню сказки Ханса  Кристиана Андерсена

Как зовут героиню русских народных сказок , которая живёт в избушке на курьих ножках?
Как зовут героя русской народной сказки, превратившегося   в козленка?

Молодцы!  Мы заработали  ещё один  ключ!

  1. ФИЗМИНУТКА

 https://www.youtube.com/watch?v=D0tsEntj6aw 

Вы замечательно дружно танцевали и заслужили ещё один ключик

  1. ПЯТОЕ ИСПЫТАНИЕ  «ПЕРЕВОДЧИКИ».

Знаете, ребята, оказывается, наши русские сказки любят читать и за границей. Только не всегда  в удачном переводе. Представьте себе, что иностранный переводчик решил перевести русские сказки на свой язык. Сейчас мы разделимся на группы  и в течение 1 минуты   должны будем угадать, какую сказку перевёл  иностранец.

  1. Домашняя птица  производит изделие из драгоценного металла. Её хозяева,

пожилые супруги, начинают испытывать изделие  на прочность. Внезапно появляется  животное из семейства грызунов  и  приводит изделие в негодность. Какую сказку перевели? Как вы догадались?

  1.  Фермер вырастил на участке рекордный урожай, но сам не  справиться с уборкой и

приглашает ещё пятерых работников.

  1. Некая высокопоставленная  дама  выслеживает свою родственницу при помощи

специального устройства. Выследив, она при помощи садового плода  лишает девушку жизни.

Ещё один ключ у нас в сундучке.

  1. ШЕСТОЕ  ИСПЫТАНИЕ  «ПУТАНИЦА»

Перед нами сложное испытание.  Называется путаница.  Мы разобьёмся на 2 команды, чтобы быстрее справиться с этим заданием. Перед нами листы с иллюстрациями к 2 сказкам. Мы должны быстро разобрать листы по сказкам, разложить по порядку, рассказать сказку, используя иллюстрации.

Мы  собрали все ключи! Давайте потрясём их в сундучке и  произнесём сказочное заклинание

  1. Дверь открылась !  Куда же мы с вами попали?         Что это?  Почему  сказка привела нас в библиотеку? Давайте послушаем

 ВИДЕО ПО ССЫЛКЕ   https://youtu.be/6vQXY3U6lyY

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Ну, что ж, ребята, наше путешествие подошло к концу. Но Дружба со сказками не должна никогда закончиться.  Почаще заходите в библиотеку, ведь вас там ждут ваши лучшие  друзья-книги.  А теперь я хочу узнать, понравилось ли вам наще путешествие?

  1. РЕФЛЕКСИЯ

Посмотрите на экран и  выскажите своё мнение.

Я тоже хочу высказать  своё  мнение. Я рада, что вы справились со всеми заданиями, значит, вы по-настоящему любите сказки.   А если вы любите сказки, значит вы передадите эту любовь своим будущим детям, а они – своим. И тогда сказка будет всегда жить в нашем мире, делая нас добрее, справедливее, а значит, человечнее!

Ребята, у нас произошло  ещё одно чудо. Наш волшебный сундучок превратился в …. Книгу. Давайте её откроем! Что там? ПОДАРКИ

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что за прелесть эти сказки!" Внеклассное мероприятие по литературе в 5 классе

Литература 5 класс. Внеклассное мероприятие "Что за прелесть эти сказки!"(А.С.Пушкин). Тема: Народная и авторская сказка. Цель: привить обучающимся любовь к литературе и чтению....

Внеклассное мероприятие по литературе "Донская сказка"

Мероприятие представляет собой красочный праздник по творчеству Донского края с использованием элементов народного творчества, предназначено для учащихся 5-9 классов....

Внеклассное мероприятие по литературе "Звездный час" на тему: "Литературные сказки" 5 класс

"Звездный час" является как завершающим мероприятием большого раздела "Литературные сказки" в 5 классе с родным языком обучения. Это мероприятие по литературе сотоит из 6 туров, где 1 тур посвящен био...

Внеклассное мероприятие по литературе "Звездный час" на тему: "Литературные сказки" 5 класс презентация

Презентация к разработке внеклассного мероприятия  по литературе "Звездный час"...

Внеклассное мероприятие по литературе "Что за прелесть эти сказки!"

Данное мероприятие способствует  формированию у обучающихся  умения ориентироваться в литературном произведении, оценивать героев  и узнавать их по определенным признакам....

Внеклассное мероприятие по литературе в 5 классе "Мои любимые сказки"

В игровой соревновательной форме учащиеся обобщают знания о русских народных сказках...