Природа в произведениях красноярских художников Д.И.Каратанова и Т.В.Ряннеля
творческая работа учащихся по литературе (10 класс)

Природа в произведениях красноярских художников Д.И.Каратанова и Т.В.Ряннеля

(Исследовательская работа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issl.rab_._peyzazh.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Богучанского района

Муниципальное образовательное учреждение

Таёжнинская средняя общеобразовательная школа № 20

Природа в произведениях красноярских художников Д.И.Каратанова и Т.В.Ряннеля

(Исследовательская работа)

Выполнил:

Ученик 10 класса МКОУ

Таёжнинской СОШ № 20

Богучанского района, п. Таёжный

Лысков Семён

Руководитель:

учитель МОУ Таёжнинской СОШ № 20

Бутырская Мария Ивановна

Таёжный 2017 г.


Содержание

Введение        3

Глава I Сибирская природа в творчестве  Д.И. Каратанова        7

1.1 Лирические и эпические пейзажи        7

1.2 Енисей в творчестве Д.И.Каратанова        13

Глава II Пейзажная живопись Т.В.Ряннеля        16

2.1 Енисей в произведениях  художника        16

2.2 Лирические и эпические пейзажи Т. Ряннеля        19

Глава III. Сопоставительный анализ художественного образа дикой природы в произведениях   художников Д. И. Каратанова и        24

Т. В. Ряннеля        24

3.1 Сопоставительный анализ лирических пейзажей.        25

3.2 Сходства и различия в пейзажной живописи        26

Д.Каратанова и Т.Ряннеля        26

Заключение        27

Литература        28

Приложения        30

Введение

Становление профессионального изобразительного искусства в Красноярском крае началось во второй половине XIX века с творчества великого русского художника Василия Ивановича Сурикова, которого с полным основанием можно назвать первым художником Красноярска. Суриков воспел Сибирь в своих исторических полотнах, в многочисленных портретах и в огромном количестве пейзажных работ. 

В первом десятилетии 20 века тема Сибири красноярскими художниками только начинала разрабатываться.   Художников – красноярцев этого времени можно назвать первопроходцами в искусстве.

Первым художником-поэтом оригинальной и величавой природы  края   называют Д. И. Каратанова, который одним из первых после В.И. Сурикова «воспел» свою малую родину. Он первым из сибирских художников получил в 1948 году звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Художник включён в единый художественный рейтинг (всемирный рейтинг художников  XVIII—XX веков), формирующих мировое художественное наследие.

  Этому же жанру  посвятили свое творчество и другие художники,  среди которых был и Тойво Васильевич Ряннель, который в начале своего «вхождения в искусство»  встретил Д.И.Каратанова и именно от него, крупного художественного авторитета, словно бы по эстафете мастерства, принял напутствие на занятие живописью.  И свой талант посвятил Сибири - глубоко любимому им краю.

 Многие годы Тойво Васильевич воплощал мощь и красоту дикой сибирской природы в своих  работах. Он стремился выявить и показать прекрасное  в самом, казалось бы, обычном состоянии окружающего мира. В произведениях художника природа представлена  от Саянских хребтов Тувы до северного Ледовитого океана. Эти художники воспели природу нашего края в своих работах. Их труд высоко оценён нашим государством и за рубежом. Но, вот проблема опрос более 100 горожан показал, что 9 из 10 красноярцев не знают, кто такой Дмитрий Иннокентьевич Каратанов, а ведь его именем названа одна из центральных улиц города. В нашем посёлке картина ещё хуже 39 из 40 таёжнинцев не тоже знают, кто такой Д.И.Каратанов. На аналочичный вопрос о Т.В.Ряннеле 23% жителей посёлка ответили утвердительно.

 Актуальность работы  обусловлена возрастающим интересом к изучению культуры родного края. Знакомство с творчеством Красноярских художников Д.И Каратанова и Т.В. Ряннеля  позволит более глубоко и интересно раскрыть тему родного края, красоту окружающего мира.

Новизна работы: Проведён сопоставительный анализ творчества красноярского художника Дмитрия Каратанова  и Тойво Ряннеля на основе их личностного восприятия и раскрытия своего духовного Я в искусстве.

Объект исследования: творчество художников Д.И. Каратанова и Т.Ряннеля 

Предмет исследования:  дикой природе  художников  Д.И. Каратанова и Т.В. Ряннеля

Цель работы:  Изучить, проанализировать и сопоставить  своеобразие мотивов  в творчестве красноярских художников Д.И. Каратанова и Т.В. Ряннеля

Задачи исследования:

1.Проанализировать литературу о творчестве художника  Д.И. Каратанова.

2. Проанализировать литературу о творчестве художника  Т.В. Ряннеля

3.Сравнить своеобразие мотивов  пейзажной живописи Д.И. Каратанова и Т.В. Ряннеля. 

Методы: изучение литературы, анализ, сопоставление.


План работы 

  1. Изучение и анализ литературы о творчестве Д.И. Каратанова  и Т.В. Ряннеля.
  2. Выяснить какие произведения художники посвятили дикой природе  красноярья.
  3. Обработка материала о пейзажных работах художников, посвящённых дикой природе красноярской земли.
  4. Сделать  выводы.

Теоретическая значимость исследования заключается в осмыслении значения пейзажного жанра, его огромной роли в эстетико-аксиологическом восприятии мира.

Практическая значимость исследования: на базе представленных материалов в школе  проведены беседы и классные часы о творчестве художников Т.В.Ряннеля и Д.И.Каратанова.

Разработанность проблемы:

Одним из первых о творчестве Дмитрия Иннокентьевича в своей монографии (Красноярск, 1948) писал Т.В.Ряннель:   «Каратанов был на высоком уровне дружен с нашей природой; он слышал и видел ее аналитически тонко. Не нарушая первозданной гармонии, изучая ее ритмы и движения, он создавал очень "каратановскую" сибирскую природу на своих полотнах. Он искал общения в образах и потому его пейзажи были дороги всем. Он учил всех, и художников в том числе, и чувству прекрасного. 

Каратанов вошел в сибирское искусство как крупный художник-реалист. Его дарование широко проявилось в различных жанрах - пейзаже, портрете, жанровой и декоративной живописи и графическом искусстве. Произведениям его присущи большая правда и человечность образов, яркое своеобразие творческого почерка. []

Критик Н. В. Лисовский отмечает, что в пейзажах Д. И. Каратанова нет «эффектных» приёмов, господствуют притушённые, матовые  тёмно-зелёные, коричневые оттенки, преобладает спокойная гамма. Благодаря этому репрезентируется типичный сибирский «холодок» в его живописи. Картины Дмитрия Иннокентьевича характеризуются как неброские. Но его живопись лирична. Характерным свойством его пейзажей является также драматизм.

Ж.П. Трошев: «Был он  превосходным рисовальщиком.  В рисунке был самобытен, своеобразен. Несмотря на то, что его зарисовки делались с натуры, он, как настоящий художник, все видел и передавал по-своему».

Искусствоведы отмечают, что у  Ряннеля  главное место занимает пейзаж. Он верит в возможность этого жанра пробуждать в людях высокие патриотические и эстетические чувства. Родная природа  для него - богатейший источник глубоких переживаний и неожиданных открытий. Даже в годы, когда некоторые критики утверждали, что пейзаж есть отступление от современности, отказ от общественной роли искусства ради ухода в личные переживания художника... Но время шло, и подобного рода теории отвергала сама жизнь. Значение пейзажной живописи особенно утвердилось в годы Великой Отечественной войны, когда солдаты шли сражаться за дом, Родину, милые их сердцу дубравы, поля и реки, в них они видели символы Родины. [15]

Сравнение работ данных  художников не проводилась.


Глава I Сибирская природа в творчестве  Д.И. Каратанова

История искусства пейзажа  в крае началась с имени Д.И.Каратанова. Главным учителем для художника стала природа. Коренной сибиряк, он с детских лет впитывал в себя суровую красоту  родных мест, и эти ранние впечатления впоследствии образно и легко воплотились в холстах

Д.Каратанов учился у Василия Ивановича Сурикова, по совету которого в 1892 году он поступил в Академию художеств, где учился у А. И. Куинджи. Во время встреч с В.И. Суриковым молодой художник Дмитрий Каратанов не раз получал от него драгоценные советы и указания.

Художник много ездил по краю. Увиденное, служило ему большим подспорьем для пейзажных этюдов и карандашных зарисовок, которые помогали художнику в работе над тематической картиной. Но неизменно важным для творчества Каратанова был пейзаж, он дополнял содержание жанровых произведений и активно существовал самостоятельно.

1.1 Лирические и эпические пейзажи

Интерес к лирическим пейзажам у Каратанова пробудился в молодости. В Красноярской художественной галерее находятся два больших этюда: «Столбы». Камень» (1909г.) и «На «Столбах» (1910г.), написанных маслом. Эти работы говорят о том, что в молодые годы живопись Каратанова была  светлой, яркой и солнечной. На них мы видим замкнутый мир тайги.

На этюде «Столбы». Камень»  правдиво передана характерная для тёплого летнего дня в таёжной глуши игра света и тени на покрытых бархатистыми мхами и лишайниками камнях, травах, листьях и стволах обступивших их деревьев.

Д.Каратанов любил рисовать тайгу. «В пейзажах тайги — деревья, вывернутые бурями и ураганными ветрами, с пластами земли, с дико торчащими корнями («Выскори»); обломки старых обгорелых, разрушенных временем пней, изуродованных ветрами и буреломами деревьев («Коряжины»); как на поле брани смятые, поверженные стволы деревьев с застывшими, тянущимися еще куда-то руками-сучьями («Валежины»). «Драматические» кусты черемух, искалеченных человеком. Старые деревья с облупившейся местами корой и видным сквозь ее рубища дряхлым, голым телом стволов, по-стариковски кряхтящие, скрипящие и стонущие под ветром в тёмные таёжные ночи. Ползучие лишайники, седыми космами ведьминых и зелёных русалочьих волос заплетающие деревья в глухих я сырых таёжных местах («Ведьмины кудри»).  Деревья, гордо умершие стоя, и всё ещё держащиеся за родную землю могучими, но уже мёртвыми корнями («Сушины»). Северные склоны гор, с их особой мрачной красотой («Севера»). Непролазные чащи глухой тайги, где эта борьба за жизнь особенно видна («Глухомани»). Молодая, таёжная поросль, как смена поколений, которая всегда видна и всегда жива рядом со всем старым, отжившим свой век. К этому  циклу этюдов и картин относятся две работы: сравнительно небольшая,  этюд-картина «Глухомань» (1934) и большой холст — «Таёжная глушь» (1935-36).

В них с особенной поэтической выразительностью сконцентрированы  «драматические детали», которые  образно говорят о вечной борьбе за жизнь в сибирской природе. Здесь показана летняя тайга в расцвете сил. Живопись в них сочная, жизнерадостная.

В рисунке тайги множество деталей, но они чётко размещены в пространстве, слиты в одно гармоничное целое, окутаны светом и воздухом, мягко залиты солнцем. В разогретом воздухе все кажется насыщенным смолистым ароматом тайги.

 «Глухомань».  Взгляд невольно тянется через таёжную «чащобу» к небольшому, чуть приоткрытому куску неба с белыми, освещенными солнцем облаками, а под ними далеко-далеко видна без конца и без границ уходящая тайга.

В картине «Таёжная глушь» нет даже  небольшого кусочка неба, но оно все равно чувствуется. Ясное, тёплое, летнее. Только в середине картины, среди всей этой первозданной путаницы теплых сангиново-коричневых стволов сосен, серебристых стволов пихт, старых деревьев, спутанных космами ведьминых кудрей, таёжных кустарников и трав, есть небольшой просвет между деревьями, самое светлое и яркое место в картине. К нему приковывается взгляд, и когда всмотришься в глубину тайги, увидишь, что далёкие горные скалы залиты ярким светом и теплом жаркого солнечного дня. В этих  картинах чувствуешь всю необозримость и беспредельность тайги.

Отдельные рисунки камней, кедровых веток, старых больных деревьев, буреломов и прочее — все это было стремлением от большого до малого ощутить, разгадать таинства и поэзию сибирской природы.

В этой  картине среди тонко и красиво написанных ветвей, зеленоватых лишайников на старых замшелых деревьях, среди сложнейших сплетений трав есть одна трогательная деталь - очень уютно приютившийся среди всей этой гущины фиолетовый цветок - таёжный колокольчик.

Об этой картине ученица Каратанова, художница Валентина Солдатова вспоминала: «На Красноярской краевой выставке 1946 года экспонировался ряд пейзажей Дмитрия Иннокентьевича. Помню, стояла я около его пейзажа, который был написан в районе «Диких «Столбов». Изумрудно-серебристый колорит чащи, удивительно мелодичный. На первом плане в траве изображён очень маленький фиолетовый колокольчик. Он был здесь совершенно необходим. Дмитрий Иннокентьевич сказал: «Я ведь ради этого цветочка весь пейзаж написал... всему должно быть свое место...»

Одной из первых картин, непосредственно вводящих в тему «глухоманей», была картина, выполненная маслом «Осень» (1935). Об этой картине есть интересное высказывание московского искусствоведа М. П. Сокольникова, видевшего её на одной из выставок в Москве: «Каратанов — старый сибирский мастер, ученик Сурикова. Он тонкий пейзажист, с оригинальной гаммой цвета и резко индивидуальным отношением к натуре. В его «Осени», издали кажущейся несколько декоративной, особенно интересно переданы ткани ветвей, листьев, сучьев, стволы деревьев».[6]

Создавая пейзажи Сибири, Каратанов никогда не стремился к изображению внешне красивых, эффектных ландшафтов и состояний природы.

Очень характерным для него по выбору мотива, образному решению и технике исполнения является работа «Вечер. Сибирский пейзаж». Изображена осенняя пора, но не та, когда все звенит и переливается яркими огнями золота. Здесь скорее «унылая пора», когда все отцвело и погасло, когда, казалось бы, ничто не может привлечь глаз человека. Но художник увидел  в обыденном, мало привлекательном своеобразную прелесть и красоту.

Приглушённый колорит с богатством серых, зеленовато-охристых, фиолетово-коричневых и сиреневых тонов вызывает настроение лёгкой грусти. И чем дольше вглядываешься в неё, тем милее становится тишина тайги, начинаешь замечать выступающие из глубины узловатые стволы деревьев, таёжную поросль, ощущать сырость и слышать запах опавшей листвы. [10]

К произведениям эпического характера относится картина «Весенний поток» (1947). Это одна из самых выразительных картин художника.

Ранняя сибирская холодная весна. До полного пробуждения природы и настоящего тепла ещё далеко. Снега плотными пятнами лежат на вершинах и склонах, покрытых тайгой, нахмуренных горных хребтов. Но уже бодро и буйно, с молодой, неудержимой силой заиграли и зашумели горные таёжные реки.

Вот такая, рвущаяся вперёд, ожившая, быстрая и студёная река видна в глубокой пади под горами, а справа, на переднем плане, взъёрошенные, как дикие звери, вывернутые с корнем «выскори», топорщащийся валежник, «сушины» и непроходимая чаща тайги.

Рисунок твёрдый и сильный. Живопись плотная, материальная, построенная на глубоких, строгих и сдержанных тонах.

Весна в Сибири так капризна и своенравна, что ее порой не отличишь от осени. После  солнечных морозов в марте, иногда после раннего таяния, вдруг в апреле или даже начале мая снова завернут холода, пойдет снег, небо затянут серые тучи — и весны как не бывало. Но время пришло, и весна, даже нахмурившаяся, всё-таки остается весной.

« Разве может оставить равнодушным кого-либо из гостей выставки «Таёжная глушь» или «Зима» Дмитрия Каратанова, можно долго стоять и рассматривать, поражаясь натурализмом его картин, с какой предельной точностью и чёткостью прописана каждая хвоинка на вековых елях. Коренной сибиряк, он впитывал в себя красоту родных мест, и эти ранние впечатления впоследствии образно и легко воплотились в холстах».[15]

Любимым местом Д.Каратанова были «Красноярские столбы». Всегда у него природа «Столбов» даётся в обычной, повседневной, даже будничной, но при всех условиях характерной для неё строгой красоте и силе.

В таких картинах, как «Столбы» летом» (1945), «Столбы» зимой» (1935) и ряде других, помещая на переднем плане огромные глыбищи и нагромождения этих покрытых сухими мхами и лишайниками монолитов, он стремился передать их могучую, спокойную красоту сильной лепкой формы, пластическим ощущением объёмов тысячетонного веса этих древних памятников сибирской природы.

И как всегда, рядом с ними, объединённые борьбой за трудную и суровую жизнь, ободранные ветрами кедры или лиственницы, кривые северные берёзы, сухостой и обломанные, застрявшие между скал, метровые сучья деревьев, или плотный, туго спрессованный метелями снег.

Состояние весенней природы показано Каратановым в его большом пейзаже «Столбы». Снега сошли. Тайга уже оттаяла, но выпал свежий рыхлый снежок. Хоть и серо и хмуро вокруг, все-таки он стал таять. Как всегда, строг и верен рисунок тайги. [6]

Хорошо передан сырой весенний воздух. Живопись, как и рисунок, сплавлена единством света и цвета весеннего нахмуренного дня. Строгость и нахмуренность природы подчеркивают тяжёлые, монолитные, стоящие стеной на заднем плане серые скалы красноярских «Столбов». По ним и дано название картины.

За кажущейся простотой в его искусстве скрывается большая и целенаправленная работа по исключению всего лишнего, ненужного. В полотнах Каратанова никогда нет надуманности и искусственности. Сибирский характер художника, строгий и сумрачный, преломляясь, находил отражение в его творчестве. [Приложение 1]

Вывод:  Создавая пейзажи дикой природы Сибири, Каратанов никогда не стремился к изображению внешне красивых, эффектных ландшафтов и состояний природы. Но он видел  в обыденном, мало привлекательном своеобразную прелесть и красоту.

 Его картины вызывают настроение лёгкой грусти. В его пейзажных работах царствовали могучие и величественные горные хребты, дикая, нетронутая, непроходимая тайга и необъятные, зовущие к себе синие сибирские дали.

1.2 Енисей в творчестве Д.И.Каратанова

Видное место в творчестве Каратанова занимал Енисей. Могучая сибирская река покоряла своим величием и красотой многих живописцев. Не одно произведение посвятил ей и Каратанов: «Енисей. Последние льды», «Енисей. Карга», «Енисей близ Селиванихи», «Ледоход на Енисее», «Енисей  у Бирюсы», просто, «Ледоход»,  «Енисей. Ледоход», «Енисей у Дудинки».

Как показывают названия, Каратанов любил изображать время пробуждения реки — ледоход — самое захватывающее и красивое зрелище на такой могучей и стремительной реке, как Енисей.[7, с 301]

«Енисей. Последние льды» (1909). Могучий, полный свежих весенних сил, вскрылся он на своём огромном и просторном плёсе. Сорвал с себя ледяные оковы, разбросал, забил ими берега и пошёл, пошёл спокойно, дыша холодным ледяным дыханием. Тяжёлые глыбы льда сгрудились на переднем плане картины. Большими, плоскими полями лёд ещё медленно идёт глубоко вдали, под сиреневатыми, покрытыми кое-где снегом горами. Но уже очистился голубой плёс, и по нему торжественно плывёт, отражаясь в прозрачной зеленоватой воде, одна небольшая льдина.

Вся выразительная простота и прелесть этой картины заключается в этом бодром ощущении свежего, голубого простора.

Живопись в ней — свободные и лёгкие мазки кисти, подчёркивающие силу течения на открытом широком плёсе реки, и плотные пастозные сгустки красок на тяжёлых льдах — построена на холодных светло - голубых, зеленоватых, серовато белых и лёгких фиолетовых тонах. Таковы краски сибирской весны. [Приложение 1]

«Енисей. Карга» (1921). Здесь Енисей другой. Тоже могучий, но тяжёлый, пасмурный и суровый. Он дан в низовьях, в устье Подкаменной Тунгуски. Тунгуска задерживала своими льдами движение Енисея, и здесь нашла «сила на силу».

Новому образу Енисея соответствует весь колорит картины. Акварель узкая, длинная, написана в сумрачных серых и синих тонах. Для того, чтобы дать почувствовать силищу Енисея, перепахавшего берег, нагромоздившего здесь тяжёлый барьер из крупного галечника и валунов (это и есть по-сибирски — «карга»), он изображён в пасмурный день, с грядой тяжёлых серых облаков на горизонте. На переднем плане громоздится эта «карга», а Енисей тяжело лежит плотной синей полосой, и глубоко вдали еще более синяя полоса тайги.

Низовья Енисея показаны в очень выразительном этюде «Енисей близ Селиванихи» (1940). Селиваниха — это маленькое, в низовьях Енисея селение. Его и не видно на далеком-далеком берегу Енисея с пятнами лежащего снега. А внизу, на переднем плане, широкая, сырая еще от недавнего половодья унылая долина, на которой кое-где остались лежать остатки плывших бревен, топляков и плавника.

Вся композиция построена на горизонталях. Полосы старой, чуть зеленоватой, должно быть, еще прошлогодней травки. Полосы плавника и топляков, полосы разного по цвету только что обнажившегося вязкого, глинистого дна. За ними отступивший Енисей, длинные отмели, дальше его русло и дальний высокий берег. Пустынно и уныло.

Художник  в  своих  работах  использует  мягкий  штрих  небольшой  длины,  тон  здесь  безраздельно  господствует.  Его пейзажи   отличаются  сдержанным  колоритом.  

        При  этом  следует  отметить,  что  в  рамках  общей  сдержанной  цветовой  гаммы  Д.И.  Каратанов  предпочитает  землистые  цвета,  притушённые матовые,  тёмно-зелёные и коричневые оттенки,

Произведения Каратанова начала двадцатого века доказывают его яркую художественную индивидуальность в создании насыщенных, реалистических пейзажей Сибири. Его Сибирь - это старая Сибирь, дремучая. Она не была ещё разбужена новой жизнью с грандиозными стройками. [6,  с.  14].

Вывод: Каратанова всегда влекли к себе "севера", "глухомани", "дебри", "буреломы", "коряжины", "валёжины". В его картинах царствовали тайга, горы, красноярские «Столбы»

Ему удалось избежать экзотики, отражающей только внешнюю сторону природы. И благодаря этому передать главное, «внутреннее» - наиболее характерное. В его картинах все время ощущаешь мощь и величие, нетронутость и первозданность сибирской природы, её могущество, бодрые, свежие и нетронутые силы, выкованные в суровой борьбе за жизнь.

Есть и еще одна характерная черта в изображении могучей и суровой природы Сибири у Каратанова: это передача  драматизма и героизма борьбы за жизнь, борьбы за существование.


Глава II Пейзажная живопись Т.В.Ряннеля

Видное место среди художников России занимает Красноярский художник Тойво Васильевич Ряннель. В начале тридцатых годов двадцатого века, будучи ещё ребёнком, приехал он в Сибирь, сжился с краем, с людьми, его населяющими и природой. Он полюбил Сибирь. Полюбил суровую красоту её природы и постепенно сам начал чувствовать себя настоящим сибиряком.

В Красноярск Т. Ряннель приехал весной 1946 года. Здесь он встретил Д.И.Каратанова, подружился с ним. И именно от него, словно бы по эстафете мастерства, принял напутствие на занятие живописью.  И свой талант посвятил Сибири, дикой первозданной природе.

        Многие годы Тойво Васильевич воплощал мощь и красоту сибирской природы в своих  работах. Он стремился выявить и показать прекрасное в самом, казалось бы, обычном состоянии окружающего мира. В произведениях художника природа представлена  от Саянских хребтов Тувы до северного Ледовитого океана.

2.1 Енисей в произведениях  художника

В своём творчестве Тойво Васильевич восхищается бесконечной ширью речных просторов, величавой красотой берегов, бурным ритмом течения сибирских рек.

Значительное место среди  его работ  занимает серия  работ  о могучем  красавце Енисее. Ряннель  не однажды совершал "походы" по реке то на плотах, то на самоходных баржах и теплоходах от ее истоков до низовья.

         Могучая сибирская  река Енисей покорила художника.  Он хорошо изучил своеобразный нрав реки, ее изменчивые краски в различных местах течения и в зависимости от погодных условий .

Многообразна тематика, которая связана у Т.Ряннеля с Енисеем.  Тойво Ряннель написал много работ, посвященных ему и его притокам. Но  одним из значительных произведений этой темы является картина «Рождение Енисея».

Ему мне страстно захотелось увидеть, как рождается Енисей. И когда горы освободились от снега, прошёл ледоход по Енисею, Ряннель с группой художников отправился в поход до Верхне – Енисейского водопада. Сильно утомлённые подошли художники к водопаду. «Встреча с водопадом словно подменила нас, - говорил художник, картина, открывшаяся нашим глазам, незабываема, усталости как не бывало. Быстро менявшийся праздник красок, гул водопада, повторённый скалами и лесистыми горами – всё это настраивало на торжественный лад  и привело нас в такое состояние, при котором работается легко и свободно. Всё было настолько неожиданно, что захватило дух. О красоте более действенной мы и не мечтали. Мы увидели рождение Енисея!» [11]

Это очень взволновало Ряннеля своей неповторимой красотой, и он пишет картину «Рождение Енисея».

Пейзаж оставляет волнующее впечатление. В месте своего рождения Енисей напоминает водопад, который, разбиваясь в брызги о порожистые камни, стремительно несет свои воды меж скалистых берегов. Здесь Енисей набирает свой характер и богатырскую силу.

Бурно низвергаясь со скалистой крутизны, вскипая пеной, разбиваясь в брызги, сверкающие в свете утренней зари, он устремляется вниз по течению. Ландшафт по-утреннему радостен.

Тойво Васильевич применил в работе яркие сочные цвета, солнце ещё невысоко, туман. Утро – время, когда природа просыпается.  Тема пробуждения природы в этот ранний утренний час оказалась созвучной теме рождения могучей  сибирской реки. Тревожными тёмными силуэтами высятся на скалистом берегу кедры. Мощные скалы стараются преградить путь стремительному потоку, который в свою очередь, как бы раздвигая скалы, с боем пробивает себе дорогу к океану. Картина настолько реалистична, что, кажется, брызги водопада вот-вот долетят и до нас.

 Одно из  красивейших зрелищ – весеннее пробуждение реки мы видим в картине «Енисей. Ледоход».

 Полный свежих весенних сил вскрылся он, и пошли по нему торжественно льдины, отражаясь  в прозрачной зеленоватой воде. Живопись полотна построена на холодных светло-голубых, зеленовато-серых и лёгких фиолетовых тонах. Свободные, тонкой кладки мазки, подчёркивая силу течения на открытом плёсе, и корпусные на льдинах точно передают краски сибирской весны поры ледоходов. [Приложение 2]

 Низовья Енисея показаны в картине «Енисей. Белая ночь». На картине мы видим, как неохватная ширь полноводного Енисея уходит к далёкому горизонту, где в сумраке белой ночи сливаются и река, и берега, и небо. Лёгкая гамма красок и рассеянный свет передают ощущение торжественной красоты.

Тойво Васильевич  наш край «прошёл  вдоль и поперёк». Он несколько раз посещал Эвенкию. Красива нетронутая дикая природа Эвенкии. Там протекает река «Нижняя Тунгуска»  - «Угрюм – река»

«Угрюм – река»- река дикой неповторимой красоты – её скалы неожиданной причудливой формы столь же уникальны, как Красноярские  «Столбы». Побывав на этой северной реке, он не мог не написать картину. На картине мы видим скальные берега с осенним северным лесом, и отражающую купол вечернего неба неугомонную холодную реку. Это жизнь природы как она есть, в движении, в точно выполненных деталях. [Приложение 2].  

Ряннель пишет пейзажи самые разнообразные по мотивам, состоянию и настроению. Он стремится прикоснуться ко всему живому, меняющемуся в природе.


2.2 Лирические и эпические пейзажи Т. Ряннеля

В легендах и сказаниях сибирских народов нашли отражение известные темы борьбы добра со злом, неразделенной любви и преданности, о жизни вечно обновляющейся, о величии духа народного. В ряде произведений Ряннель сделал свое авторское изложение устных сказаний средствами живописи, трансформируя через свой разум и сердце вечные темы, стремясь вызвать у зрителя определенные эмоции, ассоциации, размышления. 

В особую группу следует выделить пейзажи Ряннеля "Тропа великанов" (1969), "Угрюм-река", "Сердце Саян", "Подкаменная Тунгуска" ( 1978 г.), "Мунгун -Тайга" (1980) ",Горные кедры" и "Рождение Енисея». 
В основе картины "Тропа великанов" - саянская легенда о заколдованных богатырях, отстоявших родную землю от вражеского нашествия. Возможно, художника  прежде всего здесь пленили увиденные в натуре неожиданные ритмы поступи каменных великанов, контрасты света и теней и строгая красота саянской тайги. Вся картина наполнена этим медленным, трудным, но непреклонным ритмом величавого движения
Многообразие природы края предстаёт в эпических пейзажах художника. Природа в них исполнена таинственного смысла и величия. Его работы – это гимн сибирской природе. Одним из гимнов сибирской природы является картина «Горные кедры» [Приложение 2]

В долгих путешествиях по таёжным тропам и буреломам он заметил, что кедр — единственное дерево, которое поднимается к снеговым вершинам. Ни берёза, ни пихта на эту высоту взобраться не могут.
Не сразу, а постепенно рождалась одна из самых выдающихся картин «Горные кедры». Ему пришлось сделать десятки эскизов с кедрами.  

Т.В.Ряннель о «Горных кедрах» пишет:

«Горный кедр мужественно прекрасен как символ несгибаемой устойчивости, в его стати ярко отражается его время – пролетевшие над землёй ураганы и господствующие ветры. Чем больше кедр принял на свою флаговую вершину ударов судьбы, тем выразительнее его силуэт на фоне облаков или ясного неба. Только сибирский кедр чувствует себя уютно на границе вечных снегов и высокогорной тундры. Каждое дерево – это личность. То он похож на побитого рыцаря, выстоявшего на краю обрыва, то его запоминающийся силуэт выражает сложный иероглиф, в котором все ответвления, их неожиданные ритмы готовы рассказать или  составить притчу о вечном стремлении к совершенству образа мужества.

«Моя любовь к этому дереву зародилась, когда начали складываться мои дни и  годы в биографию работающего мальчика, после трудного дня сбежавшего в тайгу, прочь от приземлённого быта униженной ссылкой общины. Став техником – геодезистом, я всё лето от снега и до снега работал  в таёжных долинах золотоносных речек, замеряя разведочные полигоны  для  начала практической деятельности золотодобытчиков.

Всё это помогало мне смолоду купаться в красоте сибирской природы – рисовать могучие лиственницы и богатырские кедры. На таёжных маршрутах я часто искал ночлег под кедром. Его густая крона спасает от дождя.

         Художественный образ в душе живописца формируется непонятно и тайно. Время прорастания его семян уловить невозможно. Но когда цветные таёжные сны стали приносить шум и беспокойство горных кедров, я понял, что пришло время создания новой картины – о чём-то важном, о том, что навевают мне эти поющие деревья. Лет десять наряду с другими натурными работами я рисовал кедры. В моём представлении кедры должны были гудеть на холодном ветру». [12]

Неонила Исаева доктор искусствоведения о картине «Горные кедры» говорит: «картину «Горные кедры» можно отнести к жанру эпического или  героического пейзажа. Могучие,  искорёженные, но не сломленные, вознесённые на скалу, как на пьедестале, деревья ассоциируются с человеческими характерами и судьбами».  [12] 

Сам Тойво Васильевич рассказывал: И когда я написал картину «Горные кедры», она приобрела самую большую славу не только в России, но и за границей, Тогда я поверил в свои силы и написал «Возрождение Енисея». После чего получил государственный заказ ещё на 4 картины с изображением могучей сибирской реки»

В картине "Угрюм-река" нагромождение планов - скальных берегов с осенним северным лесом и отражающая купол вечернего неба неугомонная холодная река - это жизнь природы как она есть, в движении, в точно выполненных деталях, но картина не просто созерцательна. Тревожный свет, как эхо набата, переходит от вершин плоскогорий на облака, громоздящиеся над горбатым горизонтом. 
Понимание хрупкости нашего мира, тревога за него здесь выражены ненавязчиво, без привлечения сильных контрастов и надрывных ритмов, с чувством меры, художественным тактом. "Я всегда стремился к гармонии цвета, и направлял ее как мог, на раскрытие темы картины," - говорит художник.

На картинах Ряннеля мы видим беспредельные просторы, его пейзажи пробуждают в людях высокие патриотические  и эстетические чувства. Невозможно не восхищаться зимними пейзажами живописца: «Мороз и солнце», «Сибирская баня», «Старые берёзы на Енисее, «Таёжная сказка» и многие другие.

Подлинная красота пронизывает все творчество Ряннеля, и очень разная у него эта красота - суровая, нежная, мужественная. Все представляется доступным для восприятия даже самому неискушенному зрителю. Содержание просто. Краски не кричат. Колорит спокоен, полотна наполнены ровным светом. И в то же время его картины внутренне сложны и наиболее значительные из них вызывают целый мир ассоциаций. Художник умело использует выразительные средства живописи, при помощи которых превращает явления действительности в произведения искусства, где художественная правда не утрачивает правды жизненной. Вглядываясь в его живопись, мы заметим и крепость рисунка, и мощность тона, и гармонию колорита, но главным образом невольно устремимся вглубь, в смысл изображенного мотива. [14]

Тойво Васильевич восхищается красотой Маны и он создал целую серию произведений о ней: «Мана. Вечерний свет», «Верховья  Маны», Манское озеро» - здесь он показывает, как оживает зелень и серебристой стеной стоят берёзки и осины в заколдованной тишине нетронутого уголка леса, «Мана. Первый снег»

Суровы, порой неприступны, но красивы верховья Маны, так изобразил её Тойво Васильевич в своих работах. Очень интересна работа художника «Зимовье на Мане», в которой, казалось  бы, в обыденном он увидел прекрасное и изобразил его.

Люди, посетившие выставки картин Тойво Васильевича, отзываются очень тепло и восторженно о его работах: «Долго не могла уйти с выставки. Люблю природу, а у Ряннеля она живёт, именно живёт в каждой картине! Как тепло и сердечно рассказывает художник о нашей родной сибирской природе: о её красе, о её неповторимых местах. Это не просто описание – это гордость за свой край, это часть большой поэтической души художника». [12]

Все работы Ряннеля о Сибири  говорят о том, что он, как и наш великий земляк В.И.Суриков  безумно влюблён в её природу. Он любил Сибирь с её суровым простором. .

Пейзаж для Ряннеля - важнейший жанр живописи. В одном из выступлений Ряннель сказал: "Я художник-пейзажист и верю, что через пейзаж можно показать и порывы души человека, и его чувства, и его характер. Я считал бы себя счастливым человеком, если бы сумел хотя бы немного обогатить ваши представления о Родине, помочь увидеть прекрасное в самом, казалось бы, обычном состоянии природы." 

Изображая тот или иной мотив, он говорит не только о красоте дикой природы, но и о своей глубокой любви к ней. "Для меня тайга - как праздник. Я снимаю шапку, когда встречаюсь с ней. Если бы у меня была необходимость молиться, я молился бы в тайге, и музыку тоже слушал бы в тайге. Тайга снимает с души нагар эгоизма и скупости, и я чувствую необходимость поделиться радостным грузом красоты, который мне так щедро подарила «бирюсинская тайга."

Вывод:  Любимой темой Ряннеля была чудесная дикая природа Сибири. Этому посвящены его лучшие картины — «Рождение Енисея», «Горные кедры», «Тропа великанов», «Угрюм-река» и другие

Подлинная красота пронизывает всё его творчество, и очень разная у него эта красота - суровая, нежная, мужественная. Содержание просто. Краски не кричат. Колорит спокоен, полотна наполнены ровным светом. Природа в его картинах одухотворена - это выстоявшие все бури горные кедры, вырвавшийся из каменной теснины поток Енисея... На его картинах изображены необыкновенно красивые, а порой величественные пейзажи дикой природы.


Глава III. Сопоставительный анализ художественного образа дикой природы в произведениях   художников Д. И. Каратанова и

Т. В. Ряннеля

Тойво Васильевич Ряннель

Дмитрий Иннокентьевич Каратанов

«Рождение Енисея»

 Енисей изображён  стремительным, бушующим водопадом.   В  картине   особенно выразительна  игра света и красок.              

«Енисей. Ледоход»

 Живопись полотна построена на холодных светло-голубых, зеленовато-серых и легких фиолетовых тонах. Свободные, тонкой кладки мазки, подчеркивают силу течения на открытом плёсе и корпусные на льдинах точно передают краски сибирской весны поры ледоходов. 

« Енисей. Карга»

Енисей представлен суровым, холодным хозяином тайги и гор.  .Он изображён в пасмурный день, с грядой тяжёлых серых облаков на горизонте  Картина написана в сумрачных серых и синих тонах

«Последние льды»

Живопись полотна построена на холодных светло - голубых, зеленоватых, серовато- белых и лёгких фиолетовых тонах.


3.1 Сопоставительный анализ лирических пейзажей.

Тойво Васильевич Ряннель

Дмитрий Иннокентьевич Каратанов

Природа в его картинах одухотворена - это выстоявшие все бури горные кедры, вырвавшийся из каменной теснины поток Енисея,…

 «Вечер. Сибирский пейзаж». Изображена осенняя пора, но не та, когда все звенит и переливается яркими огнями золота. Здесь скорее «унылая пора», когда все отцвело и погасло, когда, казалось бы, ничто не может привлечь глаз человека. Но художник увидел и в обыденном, мало привлекательном своеобразную прелесть и красоту.

Нет печальных пейзажей. Полные покоя его картины привлекают радостным, светлым ощущением. В них властвует величавая торжественность. Полотна Ряннеля наполнены теплыми красками.

 «Таёжная глушь». Приглушенный колорит с богатством серых, зеленовато-охристых, фиолетово-коричневых и сиреневых тонов вызывает настроение лёгкой грусти.

Предпочитает яркие сочные цвета В  его работах  можно ощутить и грустную прелесть осенних дней, и пронзительную в ясной солнечности красоту летнего дня, и могущество горных кедров то в летнем, то в зимнем наряде.

Предпочитает землистые цвета

Использует мягкий штрих небольщой длины. Пейзажи отличаются сдержанным колоритом.


3.2 Сходства и различия в пейзажной живописи

Д.Каратанова и Т.Ряннеля

Сходства:

- Их картины реалистичны. На них показана именно дикая, а не окультуренная природа.

- Много своих произведений они посвятили Енисею. В картинах, изображающих ледоход, даже живопись построена на одинаковых тонах.

- Они  часто  использовали  похожие  сюжеты,  но  выбирали  при  этом  разные  выразительные  средства. 

- Изображая тот или иной мотив, они говорили не только о красоте дикой природы, но и о своей глубокой любви к ней. 

- В  живописных  работах  оба  художника  предпочитают  сдержанную  гамму, а в обыденном и мало привлекательном видели своеобразную прелесть и красоту.

Различия: 

1. Создавая пейзажи Сибири, Каратанов  не стремился к изображению внешне красивых, эффектных ландшафтов и состояний природы. Во многих его работах с особенной выразительностью сконцентрированы  «драматические детали», которые  образно говорят о вечной борьбе за жизнь в сибирской природе. Хмурое и суровое настроение  характерно для его произведений.

2.Ряннель в своих  работах воплощал мощь и красоту дикой сибирской природы. Красота пронизывает всё его творчество и очень разная у него эта красота - суровая, нежная, мужественная.

3. Работы художников пробуждают, воспитывают  уважение и благоговение к дикой природе. Их  картины   не просто изображение дикой природы, а несут они некую философскую нагрузку и  учат публику ценить её, видеть в ней красоту, неповторимость и  божественность.


Заключение

Проделав данную работу, я сделал следующие выводы:

          1. Создавая пейзажи Сибири,  Каратанов никогда не стремился к изображению внешне красивых, эффектных ландшафтов и состояний природы. Он видел  в обыденном и  мало привлекательном своеобразную прелесть и красоту. В его пейзажных работах  царствовали могучие и величественные горные хребты, дикая, нетронутая, непроходимая тайга и необъятные, зовущие к себе синие сибирские дали. В них ощущается мощь, величие и первозданность сибирской природы. Хмурое и суровое настроение  характерно для творчества Каратанова. Его картины вызывают настроение лёгкой грусти

2. Любимой темой Ряннеля была чудесная дикая природа Сибири. Этому посвящены его лучшие картины — «Рождение Енисея», «Горные кедры», «Тропа великанов», «Угрюм-река» и другие

Подлинная красота пронизывает всё его творчество, и очень разная у него эта красота - суровая, нежная, мужественная..

         3.Сделав сопоставительный анализ пейзажного творчества художников, я выяснил, что у Д.И. Каратанова и Т.В. Ряннеля. в  творчестве  есть много общего:

- Их картины реалистичны. На них показана именно дикая природа.

- Много своих произведений они посвятили Енисею. В картинах, изображающих ледоход, даже живопись построена на одинаковых тонах.

- Они  часто  использовали  похожие  сюжеты.

- Изображая тот или иной мотив, они говорили не только о красоте дикой природы, но и о своей глубокой любви к ней. 

- В  живописных  работах  оба  художника  предпочитают  сдержанную  гамму, а в обыденном и мало привлекательном видели своеобразную прелесть и красоту.


Литература

1.  В.Е. Борейко  Художники дикой природы

2.  В. Евграфов, газета «Вечерний Красноярск», №88, 5 октября 2001 года

3.  Исаева Н. Щедрая палитра Сибири. Красноярск. Издательство «Растр». 2001

4. И. М. Давыденко Художники Красноярска. Красноярск: Книжное издательство, 1978.  

5  В. Колпаков -Устин  Повесть о горных кедрах О художнике Тойво Ряннеле

6  Н. В. Лисовский. Сибирский художник Д. И. Каратанов. Красноярск: Книжное издательство, 1974. C.125.

7. Т. М. Ломанова. Художники земли Красноярской.  Красноярск : Поликор, 2007. - С. 301.

сноярск : Поликор, 2007. - С. 301.]

8.    П. Н. Мешалкин. Певец Сибири: [Дмитрий Иннокентьевич Каратанов (1874–1952) — художник, этнограф, общественный деятель] //

8. Одержимые: о деятелях культуры Красноярска на рубеже XIX-XX вв. Красноярск, 1998. С. 107–113.

10.  М. В. Москалюк [автор-составитель]. Все, что в сердце. Художники Красноярья вчера, сегодня, завтра / Красноярск: Поликор, 2010.

11.  Т. В. Ряннель Художник Каратанов. Красноярск: Красноярское краевое издательство, 1948.

12.  Т.В. Ряннель. Мой белый свет. Статья «Щедрая палитра Сибири». стр.116]

13.  Т.В. Ряннель.Улуг-Хем – Енисей – Ионесси. Красноярск. Красноярское книжное издательство.1970

14.  Т.В. Ряннель. Сибирская симфония. Газета «Наш край» №24-25,  июнь 2009.

15.  Ж. Трошев  Северная рапсодия: Повесть о художнике– Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1989. – 135 с

16.  М.Г.Смолина. Отношение зрителя и художественного пространства в творчестве Д.И. Каратанова

17.   Cто знаменитых красноярцев. К., «Издательские проекты» 2005

18.  www.region.kras ru. Енисейские просторы

 19.  https://afisha.yandex.ru/kry/events/621126/         Кто такой Д Каратанов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человек и природа в произведениях хакасских поэтов и художников.

Урок - путешествие был разработан в рамках национального регионального компонента. Схема урока может быть применима для других регионов нашей страны....

Тема: «Формирование образа русской природы по произведениям поэтов, художников и работам мастеров народно – прикладного творчества"

Конспект занятия  для детей коррекционного детского дома  младшего и среднего школьного возраста...

Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века

Разработка урока литературы в 5 классе, которая содержит презентацию, творческие работы обучающихся....

Презентация к уроку «Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века»

Презентация к уроку литературы в 5 классе на тему "Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века"...

Интегрированный урок по МХК и русской литературе «Родная природа произведениях поэтов, художников и композиторов "

Интегрированный урок литературы, МХК по теме "Родная природа произведениях поэтов, художников и композиторов "...

План-конспект урока по литературе на тему: "Картины родной природы в произведениях писателей, художников, композиторов XIX века"

(интегрированный урок литературы, музыки, изобразительного искусства) Цели урока:Развивающая и коррекционная цель урока:Развивать речь, интеллектуальную культуру, творчество, умение высказывать с...