План-конспект урока по литературе на тему: "Картины родной природы в произведениях писателей, художников, композиторов XIX века"
план-конспект урока (7 класс)

Колмакова Людмила Михайловна

(интегрированный урок литературы, музыки, изобразительного искусства)

 

Цели урока:


  1. Развивающая и коррекционная цель урока:


Развивать речь, интеллектуальную культуру, творчество, умение высказывать свою точку зрения и слушать товарищей. 


  1. Воспитательная цель урока:


Воспитывать интерес к культуре и искусству, любовь к родному языку.


  1. Образовательная цель урока включает 2 составляющие:


Цель деятельности учителя и цель деятельности учащихся.

Образовательная цель этого урока для учителя:

Организовать совместную деятельность учащихся по изучению темы, систематизировать знания учащихся по теме, 

Образовательная цель для учащихся: 

Показать, в каких произведениях лирики, живописи, музыки нарисованы картины природы, дать анализ этим произведениям и оформить свои наблюдения в форме проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по литературе для учащихся 7 класса

ТЕМА: Картины родной природы в произведениях писателей, художников, композиторов XIX века.

(интегрированный урок литературы, музыки, изобразительного искусства)

Цели урока:


  1. Развивающая и коррекционная цель урока:


Развивать речь, интеллектуальную культуру, творчество, умение высказывать свою точку зрения и слушать товарищей. 


  1. Воспитательная цель урока:


Воспитывать интерес к культуре и искусству, любовь к родному языку.


  1. Образовательная цель урока включает 2 составляющие:


Цель деятельности учителя и цель деятельности учащихся.

Образовательная цель этого урока для учителя:

Организовать совместную деятельность учащихся по изучению темы, систематизировать знания учащихся по теме, 

Образовательная цель для учащихся: 

Показать, в каких произведениях лирики, живописи, музыки нарисованы картины природы, дать анализ этим произведениям и оформить свои наблюдения в форме проекта.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал с литературными терминами: Метафора. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. Антитеза.
  2. Презентация к уроку
  3. Музыкальная пьеса П. И. Чайковского «Времена года – Осенняя песнь – Октябрь»
  4. Видео «Золотая осень»
  5. Электронная физминутка.

    Ход урока:

  1. Организационный момент 

видеопрезентация «Осень» и чтение стихотворения:

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм-

С лесами тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время года,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток.

Не оскверняй его святынь.                                                                                                                                                                

        А начала я сегодня наш урок со стихотворения не случайно. Ведь тема нашего урока «Картины родной природы в произведениях поэтов, художников и композиторов 19 века». В ходе урока мы обсудим произведения, в которых мастера слова, кисти и звука рисуют картины природы, выясним, каким настроением проникнуты эти картины, определим, какие средства помогают авторам произведений выражать это настроение.

2.Словарная работа.

В лирике о природе поэты, писатели, как и художники-пейзажисты, изображают природу, выражают своё отношение к ней, передают свои впечатления от неё, любовь к родной земле.

Пейзаж – французское слово и буквально означает – вид какой-либо местности и картины природы, картины природы художников. Понятие «пейзаж» из живописи перешло в литературу, в поэзию. Стихи, посвящённые изображению природы, называются «пейзажными» стихами или «пейзажной лирикой». Запишите дату,  тему  и опорные слова для нашего урока:

Пейзаж, пейзажная лирика, художник – пейзажист

3.Вступительное слово учителя. 
Наш разговор мы начнем с пейзажной лирики. Издавна в русской поэзии осень, зима, весна, лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они связаны с пробуждением и расцветом жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали. Обладая даром, поэты и писатели через слово передают своё настроение. А помогают поэту передать это настроение средства художественной выразительности. Обратимся к словарю. Дайте определение этих средств выразительности. 
Метафора, Эпитет, Сравнение, Олицетворение, Антитеза

1.Термин «метафора» был введен в обращение древнегреческим философом Аристотелем, который считал, что искусство должно быть подражанием реальной жизни.

2. Эпитет" происходит от древнегреческого слова, обозначающего " прилагательное", "приложение".

3. Сравнение – это широко распространенный художественный прием, который в литературных произведениях используется для повышения выразительности и образности описаний.

4. Олицетворение имеет древний латинский аналог «персонификация» (persona — лицо, facio — делаю) и древнегреческий «прозопопея» (prósōpon — лицо, poiéō— делаю).

5. Антите́заантите́зис (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») — риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий.

А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев и А.А.Фет – это певцы родной природы, родной земли. Нет времени года, которое не изобразил бы Пушкин в своём творчестве. Но больше всего любил Пушкин осень. Она вызывала у поэта прилив творческих сил, бодрости и вдохновения:

                  И с каждой осенью я расцветаю вновь…

                  Здоровью моему полезен русский холод…

                 

                  Дни поздней осени бранят обыкновенно,

                  Но мне она мила, читатель дорогой.

                  Люблю я пышное природы увяданье,

                   В багрец и золото одетые леса…

У Пушкина осень всегда золотая, «богатая», одетая в багрец и золото…

Какие картины природы рисуют поэты 19 века в своих стихах? Какими настроениями проникнуты их стихи? Какие средства выразительности помогли поэту передать авторское настроение?
4. Презентация коллективных проектов

-Обратимся к группе ребят, работавших над проектом «Пейзажная лирика». И найдём у них ответы на эти вопросы.

Проект № 1 «Картины родной природы в изображении поэтов 19 века».
1. Карпычева Алёна

В нашей группе, работая над темой проекта, мы поставили цель: показать, как при помощи слова в стихотворении передаётся авторское настроение, какие картины природы рисуют поэты в своих стихах. И мы хотим передать это настроение в своём чтении. Мы исследовали в своем проекте творчество многих поэтов - авторов пейзажной лирики. Остановимся лишь на некоторых из них.

  1. Бурдуковская Настя

Ф.И.Тютчев - бесспорный мастер пейзажной лирики. В центре многих его произведений картины родной природы. Вот одно из них «Есть в осени первоначальной…»
(чтение стихотворения наизусть)

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит, как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...

  1. Аюшеева Лена


Картина осенней природы, нарисованная поэтом, прекрасна. Между деревьями, усыпанными золотом, можно увидеть тонкую ажурную сеть. Это паучок расставил свои последние сети. Лучик солнца пробивается сквозь паутинку и в капельках росы играет всеми цветами радуги. Пашня отдыхает: она набирается сил для нового урожая. Всё в природе замирает и готовится ко сну
1. Какие эпитеты использует Тютчев, чтобы показать нам, что осень – прекрасная пора?
2. Какие понятия противопоставляются?

3.Назвать метафоры  

Подведем итог. Достигли ли вы, ребята той цели, которую поставили перед собой, начиная работу над проектом?

Умение передавать своё настроение словами метко и точно – это талант. Поэт – художник слова. Меткости, точности слова следует учиться у мастеров слова.
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникли ели,
Зелень мрачную хранят.


        Так незамысловато, легко и точно пишет об осени М.Ю.Лермонтов. Обладая великим даром слова.  Лермонтов был талантлив и в другом: он прекрасно рисовал. Поля его черновиков заполнены рисунками. Не стань поэтом, он обязательно стал бы художником-мастером кисти. Какие картины родной природы созданы мастерами кисти 19 века? Что помогает художнику передавать свое настроение? Мы обратимся ко второй группе «Художники - пейзажисты» для ответа на эти вопросы.

Проект № 2 «Картины родной природы в произведениях художников 19 века».

1.Таров Роман   

        Перед своей группой мы поставили цель: познакомиться с творчеством художников - пейзажистов и найти точки соприкосновения живописи и литературы. В своем проекте мы отразили творчество нескольких художников – пейзажистов. При защите проекта мы остановимся на творчестве Левитана.   Очень точно зрительно передает красоту осеннего леса Левитан своим полотном «Золотая осень»

2.Лодоев Виталий


        На картине изображена самая прекрасная пора - золотая осень. Как заворожённый, стоит таинственный лес. Разноцветные деревья роняют резные листья на зеркальную гладь реки. Гордая, царственная река, приняв роскошные дары, уносит их вдаль хрустальным потоком. Величественный берег покрыт золотом опавшей листвы. В воздухе стоит слегка уловимый терпкий аромат пожелтевшей травы, хвои и душистых листьев. Высокое голубое небо придаёт радостное и праздничное настроение. Мягкие, едва уловимые солнечные лучи придают пейзажу яркий и многокрасочный вид. Сказочную тишину таинственного безмолвия нарушает шум падающей листвы и сонное журчание реки. 
3.Юможапов Никита

        Как же сильно созвучно по своему настроению с картиной Левитана стихотворение Бунина «Листопад».


  • ЛИСТОПАД
    Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный,
    Веселой, пестрою стеной
    Стоит над светлою поляной.
    Березы желтою резьбой
    Блестят в лазури голубой,
    Как вышки, елочки темнеют,
    А между кленами синеют
    То там, то здесь в листве сквозной
    Просветы в небо, что оконца.
    Лес пахнет дубом и сосной,
    За лето высох он от солнца,
    И Осень тихою вдовой
    Вступает в пестрый терем свой.

С чем сравнивается лес, берёзы, ёлочки, небо, осень? Где олицетворение?

        Подведем итоги работы 2 группы. Достигли ли вы той цели, которую ставили перед собой, начиная работу с проектом?

ФИЗМИНУТКА

Презентация проекта №3

Проект № 3 «Картины родной природы в изображении композиторов 19 века».

1.Бармитов Арсалан

В нашей группе мы поставили цель: познакомиться с произведениями, в которых при помощи звука музыканты передают настроение родной природы.  Конечно же, мы обратились к творчеству П.И.Чайковского, ведь

П.И.Чайковский - певец красоты. Он умеет увидеть прекрасное в том, к чему мы обычно остаёмся равнодушны. Его творения помогают нам лучше понять родную природу, увидеть её прелесть. Интерес у нас вызвал сборник пьес «Времена года». Интересна история написания этого сборника. Издатель популярного  Петербургского  журнала   «Новеллист» Н.М.Бернард обратился к Чайковскому с просьбой написать двенадцать пьес - по числу месяцев в году - специально для  ежемесячного опубликования их в этом журнале в течение 1876 года.  Чайковский дал своё согласие. Когда пьесы  были  уже  написаны  Чайковским  и  отосланы в журнал, Бернард,  стремясь облегчить восприятие музыки дал ей поэтическое истолкование в виде стихотворных эпиграфов.  Композитор не возражал против эпиграфов и со времени первой публикации они остаются почти неотъемлемой частью цикла.

2. Девятириков Петя

Месяц за месяцем появлялись новые пьесы Чайковского.  Музыкальная публика с нетерпением ждала очередного номера.  Критика помалкивала, не снисходя до столь невинных «пустячков»,  а  сам композитор чем дальше,  тем больше понимал, что рано или поздно его новый фортепианный цикл займёт достойное  место  в  истории русской музыкальной литературы. Двенадцать пьес  цикла  созданы композитором как последовательный ряд картин русской природы и быта,  подчинённых естественному годичному круговороту тепла и холода, расцвета и увядания. Написанные  без  притязаний  на   виртуозность   блеск   и эффектность, они  отличаются пленяющей мелодической выразительностью и тонкостью фортепианного письма. Каждая отдельная пьеса представляет собой самостоятельную по характеру,  вся цель  пьес,  воспринимается как задушевное, идущее от глубины сердца повествование о бесконечно дорогом и близком композитору. В своей группе мы поработали со всеми пьесами. Наше внимание сегодня мы остановим на одной, на наш взгляд, самой яркой

3.Бутник Вадим


          Одна из самых излюбленных пьес цикла - элегическая  «Осенняя песня. Октябрь» Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени - это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни. Умирание в природе в канун зимы - это одна из самых трагичных и печальных страниц осенней жизни. “Осенняя песнь” занимает в цикле особое место. По своему трагическому колориту она является его содержательным центром, итогом всего повествования о русской жизни и жизни русской природы. Октябрь, “Осенняя песнь” - это песнь умирания всего живого. В мелодии преобладают грустные интонации - вздохи. В средней части 
возникает некоторый подъем, трепетное воодушевление, словно проблеснула надежда на жизнь, попытка сохранить себя. Но третий раздел, повторяющий первый, вновь возвращает к начальным печальным “вздохам”, и уже к совершенно безнадежному полному умиранию. Заключительные фразы пьесы как бы не оставляют никакой надежды на возрождение, на появление новой жизни. Вся пьеса - это лирико-психологическая зарисовка. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино

Какие средства помогают композитору передать то настроение, которое владеет им? Удалось ли вам, ребята достичь поставленной цели?

6. Защита индивидуальных  проектов.

       Литература, живопись, музыка рисуют картины природы своими средствами: словом, красками, звуками. Но только в единстве этих видов искусства можно получить полное эстетическое наслаждение от искусства и, может быть, получить толчок к собственному творчеству

      А теперь обратимся к тем индивидуальным проектам, которые создала наша четвертая групп

Тема  проекта: картина родной природы в моём стихотворении

Цель:

1. Провести наблюдение за изменениями в природе на протяжении выходных дней и сочинить стихотворение;

2.Для описания пейзажа использовать художественные выразительные средства

*************************

Вот и осень в окно постучала,
Золотым замахала крылом,
На опушку грибами упала,
Прошлась моросящим дождём,
На дворе зашуршала соломой,
Свежим хлебом лежит на столе,
Улыбается, как старый знакомый,
В незнакомой совсем стороне.
Чародейка, художница-осень,
В дальний путь собрала журавлей,
К нам приходит, хотя мы не просим,
И уходит по воле своей.

Какие художественные средства ты использовал? Что такое пейзажная лирика? Достиг поставленной цели?

Тема  проекта: картина родной природы в моём рисунке «Осенний букет»

Цель:

1. Провести наблюдение за изменениями в природе на протяжении выходных дней и нарисовать картину (формат А-3)

2.Для описания пейзажа использовать масляные краски, кисти

Для достижения своей цели, какие средства ты использовала? Что значит художник-пейзажист?


7. Подведение итогов урока.

        Итак, можно подвести итоги нашей работы. Те цели, которые поставили перед собой вы, ребята, достигнуты. А все вместе мы достигли цели нашего урока. Мы увидели, какие картины природы рисуют поэты, художники и композиторы в своих произведениях. Определили, каким настроением наполнены эти картины, что помогло авторам выразить это настроение. А главное, мы получили полное эстетическое наслаждение от общения с прекрасным и, воодушевленные этим прекрасным, сами попробовали себя в роли поэтов, художников. А итогом всей нашей работы стал коллективный творческий проект: «Картины родной природы в изображении поэтов, художников и композиторов 19 века». Этот проект будет дополнен еще лучшими индивидуальными проектами, выполненными вами. Эта коллективная работа будет отправлена на Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских работ «Первые шаги», где мы ещё не принимали участие. И высшей оценкой нашей работы сегодня будет оценка работ жюри этого урока.


8. Домашнее задание


        Прекрасна природа, изображенная мастерами. Так же прекрасна природа, окружающая нас, природа Бурятии. Где еще можно увидеть такое пресноводное прозрачное озеро как у нас,  такие прекрасные и такие разнообразные пейзажи. А как изображена природа Бурятии в творчестве наших бурятских, поэтов, художников? Нашла ли эта тема свое отражение в бурятском фольклоре? Это вопросы, которые мы обсудим в нашем следующем проекте. Выберите вопрос, интересный для вас. Поставьте перед собою цель. Подбирайте материал, который поможет вам в достижении поставленной цели. Обращайтесь в библиотеку, пользуйтесь возможностями сети ИНТЕРНЕТ. Можно объединиться в группы. Ищите, выбирайте, творите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе в 6 классе Родная природа в стихотворениях поэтов XX века

Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенности о...

Методическая разработка ( конспект) интегрированного урока литературы в 5 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов, художников, композиторов 19 века"

Данная методическая разработка ( конспект)  имеет целью воспитать в учениках любовь к природе, умение слышать  музыку дождя,  пение птиц, шелест листьев, почувствовать себя частью приро...

Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века

Разработка урока литературы в 5 классе, которая содержит презентацию, творческие работы обучающихся....

Презентация к уроку «Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века»

Презентация к уроку литературы в 5 классе на тему "Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века"...

Открытый урок по литературе в 5 классе "Родная природа в произведениях русских поэтов XIX века"

Урок дан в рамках обучающего семинара "Духовно- нравственное воспитание школьников в урочной деятельности" для студентов 3 курса направления подготовки "Педагогическое образование"...