РУССКИЕ ПОЭТЫ ХХ ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ.
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Доманевская Ольга Викторовна

ЧЕК - ЛИСТ к уроку литературы в 8 классе, дистанционное обучение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 14.05._rod.lit_._1.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                  ЧЕК -ЛИСТ к уроку литературы, 8 класс                             

                                                              Двенадцатое мая.

Классная работа.

Тема урока: РУССКИЕ ПОЭТЫ ХХ ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ.

– На страницах вашего учебника напечатаны стихи русских поэтов ХХ века.

– Какие из этих имен вам уже знакомы?

-  Посмотрите презентацию к уроку.

– Прочитайте самостоятельно предложенные стихотворения. Подумайте, какое из них отзывается в вашем сердце, какое вам бы хотелось обсудить?

                                                          ХОД УРОКА

1.Прочитайте стихотворение Иннокентия Анненского «Снег».

- Выпишите из стихотворения все встретившиеся вам эпитеты. Какую роль они играют в создании центрального образа?

- Определите размер данного стихотворения.

2.Работа над стихотворениями Дмитрия Мережковского.

- На какие чувства читателя воздействует Д. Мережковский в стихотворении «Родное»?

- А как вы поняли строчку последней строфы «Здесь – тише радость и спокойней горе»?

- Где, по мнению автора, сосредоточена гармония? (Стихотворение «Не надо звуков».) Чему следует учиться у природы?

3.Обсуждение стихотворений Н. Рубцова.

- Какой образ Руси предстал перед вами в стихотворении Рубцова «По вечерам»? Как вы поняли смысл названия?

- Какова тема и идея этого стихотворения? А стихотворения «Встреча»?

- Определите размер стихотворения «Встреча».

4.Теперь попробуем проанализировать стихотворение Николая Заболоцкого «Вечер на Оке».

                                   В очарованье русского пейзажа

                                   Есть подлинная радость, но она

                                   Открыта не для каждого и даже

                                   Не каждому художнику видна.

В этой строфе нет нарочито поэтических слов и выражений. Создается впечатление, что это вовсе не поэтический текст, а отрывок какой-нибудь лекции по искусству, ее тезис, идея, которая будет доказываться в ходе рассуждения. И в то же время мы чувствуем, что каждое слово стоит на единственно возможном для него месте, и вся фраза максимально точно выражает мысль о том, что очарованье русского пейзажа доступно не каждому человеку.

– Каков размер стихотворения?

Перед нами строгий 5-стопный ямб, несколько смягченный пиррихиями (пропуск ударения в стопе ямба или хорея).

Рифмы богатые. На протяжении всего стихотворения рифма перекрестная.

– Отметьте аллитерацию в двух первых строках:

                                   С утра обремененная работой,

                                   Трудом лесов, заботами полей,

                                   Природа смотрит как бы с неохотой

                                   На нас, не очарованных людей.

С наступлением вечера природа словно приоткрывает свою тайну, помогает ему проникнуть в чудо. В строфе появляются не только определения, но именно эпитеты. Ощущение тайны передается и с помощью звукописи.

                                   Вздохнут леса, опущенные в воду,

                                   И, как бы сквозь прозрачное стекло,

                                   Вся грудь реки приникнет к небосводу

                                   И загорится влажно и светло.

С помощью олицетворений автор «оживляет» природу, но он не очеловечивает её: напротив, мы чувствуем, что это человек приближается к природе, к её постижению; что лесам свойственно вздыхать, опускаясь в воду, а реке – приникать грудью к небосводу. Вся строфа представляет собой развернутую метафору, включающую в себя сравнение и сплавленную с олицетворением: по существу, речь идёт об отражении деревьев и закатного неба в воде, но поэт как бы переворачивает картину.

Мысль, заложенная в начале, ярко и стремительно разворачивается в образах. Художественная форма наполнена глубоким смыслом.

                                   Из белых башен облачного мира

                        Сойдет огонь, и в нежном том огне,

             Как будто под руками ювелира,

                        Сквозные тени лягут в глубине.

Небо превращается в таинственный мир, где облака – белые башни, из которых нисходит на землю закатный свет – нежный огонь (развернутая метафора).

Начало шестой строфы – «И чем ясней становятся детали...» – словно готовит нас к этому противопоставлению, в том числе и своей «непоэтической, научной лексикой («детали», «предметы»), но всё оказывается иначе: дали делаются необъятными, то есть более глубокими; не размытыми, а тоже более четкими.

                                   Горит весь мир, прозрачен и духовен,

                                   Теперь-то он поистине хорош,

                                   И ты, ликуя, множество диковин

                                   В его живых чертах распознаешь.

В творчестве зрелого Заболоцкого природа одухотворена изначально, и человек, находясь с природой в сложных отношениях, может приобщиться к её высокой духовности, неразрывно связанной с рождением новой жизни. В последней строфе стихотворения звучит торжественная, ликующая мелодия мира.

Н. Заболоцкий начинает стихотворение с мысли, которая разворачивается в образ. Образ расширяется до мелодии, заполняющей душу человека. В этом стихотворении ярко выражена формула поэтического творчества Заболоцкого: мысль – образ – музыка. Музыка – не выражение душевных тайн личности, но гармония всеобщей жизни («Жизнь потоком светящейся пыли...», «Горит весь мир, прозрачен и духовен...»).

Домашнее задание: 

1. прочитайте выразительно вслух все стихотворения авторов;

2. посмотрите видео урок по данной теме: https://resh.edu.ru/subject/lesson/2142/main/

 3. письменно в рабочей тетради ответьте на вопрос по стихотворению Н. Заболоцкого «Уступи мне, скворец, уголок»: найдите и запишите необычные слова и словосочетания, олицетворяющие весну и природу, которые делают её живой, подобной человеческому существу и придают всему описанию в стихотворении философский смысл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе"

Пробудить интерес учащихся к поэзии –  помочь вызвать  зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта....

Конспект урока "Поэты XX века о Родине, родной природе и о себе"

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок-практикум, рассчитан на самостоятельную работу учащихся. В ходе урока обучающиеся анализируют стихотворения поэтовв XX века....

"Поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе"

Урок литературы на тему "Поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе" построен на анализе стихотворений. Помимо этого ученики, работая в группах, делают к стихотворениям фотографии, объясняя через...

Технологическая карта урока по литературе на тему: «РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ».5 класс.

Цели: познакомить учащихся с русскими поэтами XIX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века; учить восприятию и истолкованию лирического произведения....

Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе

Тема урока,место урока в общей темеПоэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Тип урокаУрок закрепления знаний, умений и навыков (формирование универсальных учебных действий)Цель урокасоздание ...

Презентация "Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе" (часть 1)

Презентация помогает проиллюстрировать изучаемый материал....