Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Макарова Александра Дмитриевна

Тема урока,место урока в общей теме

Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе.

Тип урока

Урок закрепления знаний, умений и навыков (формирование универсальных учебных действий)

Цель урока

создание условий для выявления художественных особенностей и идеи стихотворений русских поэтов XIX века, посвящённых русской природе, для осмысления их средствами активной образовательной технологии.

Задачи урока

Обучающиезакрепить умение анализировать лирическое произведение поэтов 19 века

Развивающие: развивать навыки группового взаимодействия и сотрудничества, самооценки и оценки работы партнеров в группе,  творческие способности учащихся.

Воспитательные: формировать представление о благотворном влиянии природы на душу человека, проявляющемся в пробуждении стремления к высоким чувствам, любви к людям.

Планируемые результаты урока

Предметные

Будут знать план анализа лирического произведения

Будут уметь анализировать лирические произведения, выявлять идею и художественные особенности

Метапредметные

Познавательные: проводить анализ и осуществлять сопоставление с другими предметами (картинами и музыкой);

выстраивать логическую цепь рассуждений; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь работать в группе; устно и письменно выражать свои мысли.

Личностные: формулировать и аргументировать собственное мнение; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.poeziya_19_v.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 5 классе.

Тема урока,место урока в общей теме

Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе.

Тип урока

Урок закрепления знаний, умений и навыков (формирование универсальных учебных действий)

Цель урока

создание условий для выявления художественных особенностей и идеи стихотворений русских поэтов XIX века, посвящённых русской природе, для осмысления их средствами активной образовательной технологии.

Задачи урока

Обучающие:  закрепить умение анализировать лирическое произведение поэтов 19 века

Развивающие: развивать навыки группового взаимодействия и сотрудничества, самооценки и оценки работы партнеров в группе,  творческие способности учащихся.

Воспитательные: формировать представление о благотворном влиянии природы на душу человека, проявляющемся в пробуждении стремления к высоким чувствам, любви к людям.

Планируемые результаты урока

Предметные

Будут знать план анализа лирического произведения

Будут уметь анализировать лирические произведения, выявлять идею и художественные особенности

Метапредметные

Познавательные: проводить анализ и осуществлять сопоставление с другими предметами (картинами и музыкой); 

выстраивать логическую цепь рассуждений; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь работать в группе; устно и письменно выражать свои мысли.

Личностные: формулировать и аргументировать собственное мнение; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Организация урока

Формы организации урока, методы и приёмы работы

Групповая работа с элементами технологии модерации

Межпредметные связи

Литература, музыка, изобразительное искусство

Этап урока

Цель

Время мин.

Методы и приёмы работы

ФОУД

Деятельность учителя (Содержание взаимодействия с учащимися)

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный

Цель: Создать благоприятный психологический настрой на работу

1 мин.

Приветствие. Организация класса.

Настраиваются на работу

2. Проверка д/з

Цель: Актуализация опорных знаний и способов действий Мотивир-ть уч-ся к учебн. действию и его  выполнению

3 мин.

Давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке и дома.

 

Узнавали факты биографии поэтов, а дома читали стихи и отвечали на вопросы учебника.

3. Постановка темы, цели. Планирование деят-ти на уроке

3)Инициация

Цель:1)сформулировать тему урока; 2)обозначить логич. необходимость изучения этой темы

1 мин.

Ф

А чем нам это может помочь на сегодняшнем уроке? Чем мы будем заниматься?

Что же мы хотим узнать?

Правильно, поэтому мы можем записать тему нашего урока.

Какова наша цель?

- Повторение плана анализа стих-я и слайд «Поэтические термины»

Анализировать стихи, написан- ные поэтами, а это поможет подготовить полный анализ.

Хотим узнать о том, что думали поэты о Родине, природе и о себе.

Выявить основные идеи и художественные особенности  стихотворений русских поэтов XIX века, посвящённых родной природе.

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: постановка вопросов

Познавательные: учебно-интеллект

Личностные: Самоопределение

4. Закрепление изученного, тренировка алгоритма его применения.

1) Погружение в тему

2) Интерактивное обсуждение

Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого подготавливается  анализ произвед-я

8 мин.

8 мин.

Г

Родная природа-наш второй дом. Вот как об этом сказал поэт Георгий Скребицкий: «Вглядитесь в неё поглубже, вслушайтесь, поймите её язык: в тихом шелесте леса, в песенках зимней вьюги или в звонком говоре весенних ручьёв. Что может быть прекраснее всего этого?»
В стихотворениях о природе поэты изображают разные времена года, выражают своё отношение к ним, передают впечатления от них, любовь к родной земле. Поэтому сегодня мы с вами совершим небольшую экскурсию в те места, которые так любили поэты и о которых писали в своих стихах. Я предлагаю сесть в наши автобусы и отправиться в путь.

Первыми останавливается группа синего автобуса, вторыми-зелёного, третьими-жёлтого, четвёртыми-красного. Здесь они отвечают на первый вопрос: что они знают о поэте. (Группы разошлись по станциям и записали ответ на 1 вопрос. Затем перешли на следующую.)

Едем дальше: 2 остановка-тема стихотворения. 3-мысли и чувства автора, а точнее лирического героя. 4-основная идея стихотворения. 5-художественные средства, использованные автором.

А теперь устроимся на привал и подготовим коротенький анализ доставшегося стихотворения.

(Работа в группах за партами).

Регулятивные – рас- положение материа- ла, полученного в ходе наблюдения, в схему, предложен- ную для анализа.

Познавательные – умение сопостав-лять, выявлять сходства и различия.

Коммуникативные – полно и ясно выра-жать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения.

Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе.

5. Введение приобретенных умений в общую систему умений и навыков

Проработка содержания темы

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для построения способа действия;

20 мин.

Г

Включает записи.

1. Фёдор Иванович Тютчев «Весенние воды».

2. Алексей Николаевич Плещеев «Весна».  

3. Иван Саввич Никитин «Утро».

4. Аполлон Николаевич Майков «Ласточки».

Картины каких художников иллюстрируют эти стихотворения? Какую музыку вы подобрали бы?

Выступление творческих групп учащихся по плану:

1.Автор и название стихотвор.

2.Его тема.

3.Картины, изображённые в стихотворении.

4.Главные герои.

5.Мысли и чувства лир. героя.

6.Основная идея.

7.Художественныые особ-ти, использованные автором.

8.Мои впечатления от стихотв.

Регулятивные – умение структуриро-вать информацию и на её основе состав-лять речевое высказывание.

Познавательные – умение преобразо-вывать информацию

Коммуникативные – развитие моноло-гической речи, уме-ние полно и ясно вы-ражать свои мысли, отработка навыков создания совместн. продукта.

Личностные – освоение одного из способов оформле-ния устной речи

6. Подведение итогов Оценивание деятельности.

Цель: оценить результаты собств. деятельности

3 мин.

Замечательные стихотворения мы услышали, прочитали, разобрали. И к какому же выводу мы с вами пришли?

Эти стихотворения не только о природе, которую так любят наши поэты. Природа в этих стихах живая, одухотворённая, она помогает понять душевное состояние человека и даже влияет на него, она открывает все движения души лирического героя пр, помогает понять его чувсва, его любовь к родине.

Достигли ли мы нашей цели?

Оцените свою работу.

  • Чему же мы научились сегодня?
  • (Ответы учащихся)

Познавательные – анализ проделанной работы, полученных знаний и умений.

Регулятивные – оценка проделанной работы.

Личностные – осознание личной значимости, приме-нение полученных знаний и умений в практической деятельности.

Коммуникативные – развитие монолог. речи и её реализация в устной и письменной форме.

7. Задание на дом.

1 мин.

1.Выучить понравившееся стихотворение наизусть.

2.(Сложное по желанию) Проанализировать стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной».

3.(Простое по желанию) Нарисовать иллюстрацию к  понравившемуся стихотворению.

- Давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке и дома.

- Узнавали факты биографии поэтов, а дома читали стихи и отвечали на вопросы учебника.

- А чем нам это может помочь на сегодняшнем уроке? Чем мы будем заниматься?

- Анализировать стихи, написанные поэтами, а это поможет подготовить полный анализ.

- Что же мы хотим узнать?

- Хотим узнать о том, что думали поэты о Родине, природе и о себе.

- Правильно, поэтому мы можем записать тему нашего урока: «Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе». А какова наша цель?

- Выявить основные идеи и художественные особенности  стихотворений русских поэтов XIX века, посвящённых родной природе.

- А напомните мне, пожалуйста, план, по которому мы будем работать. А я помогу вам ещё раз вспомнить необходимую информацию.

-Родная природа-наш второй дом. Вот как об этом сказал поэт Георгий Скребицкий: «Вглядитесь в неё поглубже, вслушайтесь, поймите её язык: в тихом шелесте леса, в песенках зимней вьюги или в звонком говоре весенних ручьёв. Что может быть прекраснее всего этого?»
В стихотворениях о природе поэты изображают разные времена года, выражают своё отношение к ним, передают впечатления от них, любовь к родной земле.
Поэтому сегодня мы с вами совершим небольшую экскурсию в те места, которые так любили поэты и о которых писали в своих стихах. Я предлагаю сесть в наши автобусы и отправиться в путь. Первыми останавливается группа синего автобуса, вторыми-зелёного, третьими-жёлтого, четвёртыми-красного. Здесь они отвечают на первый вопрос: что они знают о поэте. (Группы разошлись по станциям и записали ответ на 1 вопрос. Затем перешли на следующую.)

Едем дальше: 2 остановка-тема стихотворения. 3-мысли и чувства автора, а точнее лирического героя. 4-основная идея стихотворения. 5-художественные средства, использованные автором.

А теперь устроимся на привал и подготовим коротенький анализ доставшегося стихотворения.

(Работа в группах за партами).

Кто первый приехал? Давайте начнём со стихотворений поменьше.  

Выступления групп.

  1. Фёдор Иванович Тютчев «Весенние воды». Картина какого художника иллюстрирует это стихотворение? Какую музыку вы подобрали бы
  2. Алексей Николаевич Плещеев «Весна». Картина какого художника иллюстрирует это стихотворение? Какую музыку вы подобрали бы?
  3. Иван Саввич Никитин «Утро». Картина какого художника иллюстрирует это стихотворение? Какую музыку вы подобрали бы?
  4. Аполлон Николаевич Майков «Ласточки». Картина какого художника иллюстрирует это стихотворение? Какую музыку вы подобрали бы?

Замечательные стихотворения мы услышали, прочитали, разобрали. И к какому же выводу мы с вами пришли?

Эти стихотворения не только о природе, которую так любят наши поэты. Природа в этих стихах живая, одухотворённая, она помогает понять душевное состояние человека и даже влияет на него, она открывает все движения души лирического героя пр, помогает понять его чувсва, его любовь к родине.

  • Ребята, но мы ни слова не сказали о Родине.
  • А природа и есть Родина с её просторами, красотами.
  • Многие поэты 19 века стремились в своем творчестве показать красоту родной природы, передать нам то глубокое чувство, которое они испытывают к Родине. В русской природе нет показной красоты, она скромна и проста, но в то же время она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Если художник передает красоту природы с помощью красок и кисти, то поэт – с помощью слова. А если у нас с вами так не получится, то мы будем читать их стихи и учить их наизусть.
  • Чему же мы научились сегодня?
  • Д.з.  
  • Выучить понравившееся стихотворение наизусть.
  • (Сложное по желанию) Проанализировать стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной».
  • (Простое по желанию) Нарисовать иллюстрацию к  понравившемуся стихотворению.

Достигли ли мы нашей цели?

Оцените свою работу.

Часть плана

Опорная лексика  

1

Об авторе

2

Основная тема стихотворения

3

Мысли и чувства автора

4

Главная мысль (идея)

5

Художественные средства, использованные автором

Эпитеты:
Метафоры:
Олицетворения:  

Сравнения:

Часть плана

Опорная лексика  «Весенние воды» Ф. И. Тютчева

1

Об авторе

 Родился в селе Овстуг Орловской губернии.

2

Основная тема стихотворения

Стихотворение о пробуждении родной природы, о наступлении весны

3

Мысли и чувства автора

Герой радуется приходу весны, наконец-то настанут тёплые майские дни, разбудят всех бурные весенние воды

4

Главная мысль (идея)

Родная природа дает человеку силы,  бодрит, даёт надежду на счастливое будущее

5

Художественные средства, использованные автором

Эпитеты: «сонный брег», «молодой весны»,
«румяный, светлый хоровод»
Метафоры: «дней … хоровод»
Олицетворения: « воды…шумят,.. бегут и будят,… блещут и гласят», «Весна идёт!»  «майских дней /Румяный, светлый хоровод/ Толпится весело». Прямая речь

Часть плана

Опорная лексика  «Весна» А. Н. Плещеева

1

Об авторе

Детство его прошло в Нижнем Новгороде. Это был исключительно мягкий и доброжелательный человек, всегда готовый прийти на помощь.

2

Основная тема стихотворения

Стихотворение о наступлении весны, изменениях в природе и в душе человека

3

Мысли и чувства автора

Во всём чувствуется ощущение неподдельно го счастья, теплоты и умиротворения

4

Главная мысль (идея)

Весна несет с собой не только новые ощущения, но и надежды на лучшее, на то, уйдут все заботы, беды и печали.

5

Художественные средства, использованные автором

Эпитеты: «чиста небесная лазурь», «метелей злых»
Метафоры и сравнения: «сердце сильно так в груди/ Стучит, как будто ждёт чего-то,/ Как будто счастье впереди»
Олицетворение: «бегут ручьи», «лес оденется», «унесла  зима  заботы»

Часть плана

Опорная лексика  «Утро» И. С. Никитина

1

Об авторе

Родился  в Воронеже, в семье мещанина

2

Основная тема стихотворения

Стихотворение о пробуждении родной природы, о наступлении летнего утра.

3

Мысли и чувства автора

Поэту нравится все в России, он любуется ею, ее звуками и красотой, ее людьми, хочет отдохнуть от забот

4

Главная мысль (идея)

Природа как бы облегчает условия труда, придает пахарю силы, радует своей красотой, и он приветст- вует всё живое, радуясь наступлению нового дня

5

Художественные средства, использованные автором

Эпитеты: «зеркальной воде», «алый свет», «чуткий камыш», «тропинка росистая», «роса серебристая», «золотыми потоками», «утро весёлое».
Метафоры: «в огне облака», «кудри лозинок», «восток все горит, разгорается»
Олицетворения:  «лес улыбается», «солнце встаёт, ночлег покинуло», «дремлет камыш»

Часть плана

Опорная лексика  «Ласточки» А. Н. Майкова

1

Об авторе

 Родился в Москве в старинной дворянской семье с богатыми культурными традициями.

2

Основная тема стихотворения

Стихотворение об одиночестве героя поздней осенью, когда всё увядает и ласточки улетели.

3

Мысли и чувства автора

Герой чувствует опустошение, усталость, разочарова ние, но в душе еще горит желание счастья, любви, новизны, полноты жизни, но улететь он не может.

4

Главная мысль (идея)

Миры природы и человека у Майкова слиты, едины. Ласточки символизируют для героя его весну, молодость, наивность, непосредственное любование жизнью. 

5

Художественные средства, использованные автором

Эпитеты:сад «помят..., поломан и пуст», «поздних кузнечиков», «весел..труд...ловок», «гнездо одиноко»
Метафоры: «огненный куст»»
Олицетворения: «лист...с берёзы спадает»

Сравнения: «как дети»

ВЕСЕННИЕ ВОДЫ

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!.."

Биография Федора Ивановича Тютчева. ( 1803 – 1873 ) Федор Иванович родился в селе Овстуг Орловской губернии. Происходил из старинного, но небогатого рода. И как было принято в дворянских семьях, Тютчев получил блестящее домашнее образование. Его жизнь была необычной, и увлечение поэзией он сочетал с внешнеполитической службой. Долгие годы он жил за границей. Поэтическое творчество Тютчева весьма многогранно. Поэт в своих стихах соединил и политику и любовь. Ф. И. Тютчев – поэт мысли, он не только, например, изображает нам пейзаж в стихотворениях, но показывает свое отношение к миру, родине. Самое главное- природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Словно живое, мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.

Специфическим предметом поэзии является изображение действия. Стихотворение Тютчева достигает сильного художественного эффекта именно потому, что оно исполнено внутреннего динамизма. Стихи его, как правило, представляют собой не картины, а сцены.

- Назовите глаголы, передающие состояние пробуждающейся природы. Какая картина возникает в вашем воображении? (Стихотворение воспринимается подвижным, всё в нём движется и живёт, в каждой детали чувствуется приближение весны).

- Найдите и прочитайте повторы, широко используемые поэтом. В чём их художественно-выразительная роль? Изменяется ли значение повторяющихся слов в контексте стихотворения? (Вся композиция строится на повторах. В стихотворении слово в стиховом контексте, повторяясь, всякий раз возникает в новой роли, отчасти с новым смыслом. Повторяясь и обновляясь, слова в стихотворении («весна», «идёт», «гласят») передают не только движение в природе, но и сильное движение поэтического чувства).

- Объясните значения слов «гласить», «гласитель».

- Описывая пробуждение талых вод, Тютчев употребляет слово торжественного стиля «гласят». Как вы думаете, почему? (В слове передано ощущение значимости происходящего. Вместе с весенним обновлением природы происходит обновление в душе человека, появляется надежда на счастье).

-В чем же особенность изображения природы Тютчевым?

-Чем его взгляд отличается от нашего?

(Тютчев  изображает природу не со стороны, он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у Тютчева – это живое , разумное существо)

«Весна» Алексей Николаевич Плещеев

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.
«Весна!»- читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят — кто больше всех
Природы любит обновленье!

Поэт Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) жил 180 лет назад. Детство его прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась мама Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых.

- Перечитайте текст. Отметьте слова, требующие пояснения.

- Толкование слов: «повеяло» (зима подходит к концу, подул тёплый ветерок), «лазурь»  (светло-синий цвет, синева) «миновала» (прошла), «заботы» (беспокойство, хлопоты)

- Какие картины весны наблюдает поэт? ( Тает снег, бегут ручьи, чистая небесная лазурь, стало теплее солнце)

 - С каким настроением говорит о них поэт?(С радостным)

Какие выразительные средства языка использует поэт в стихотворении? Мы уже знакомы с ним

(Литературный приём – олицетворение, глагол, который переносит действие живого существа на другие предметы: Ручьи бегут, лес оденется, зима унесла)

- Теперь, когда мы постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать стихотворение выразительно, соблюдая паузы

6) Выборочное чтение

 - Какие слова помогают понять, что весна уже наступила?

 - Что сказано о лесе и  соловьях?

  1. Анализ стихотворения Плещеева «Весна»

Образ весны в русской литературе тесно связан с обновлением природы и ее удивительным преображением. Эта тема волновала многих поэтов, которые не переставали удивляться тому, насколько мудро устроен наш мир, и сколько радостных открытий он может подарить тому, что умеет видеть и чувствовать прекрасное. Стихи, посвященные первым солнечным лучам, тающему снегу и сочной молодой траве, есть у многих поэтов. Однако самим знаменитым из них по праву считается произведение Алексея Плещеева «Весна», написанное в 1872 году.

В первой строфе этого стихотворения чувствуется пусть едва заметные, но необратимые изменения в природе. Слежавшийся и почерневший снег превращается в веселые ручьи, а автор выражает надежду, что «засвищут скоро соловьи и лес покроется листвою». Чистое голубое небо и яркое солнце ассоциируются у поэта не только с наступающей весной, но и свидетельствуют о том, что «пора метелей злых и бурь опять надолго миновала». И это вызывает в душе автора ощущение неподдельного счастья, его сердце стучит сильнее «как будто ждет чего-то». Вместе с зимой, по мнению Плещеева, уходят заботы и горести. Даже несмотря на то, что впереди предстоит довольно сложный период полевых работ, «все лица весело глядят». Ведь весна несет с собой не только новые ощущения, но и надежды на лучшее для тех, «чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе». Под такими людьми Плещеев подразумевает крестьян, которым весна дает возможность заложить основы личного благополучия и обеспечить себя хорошим урожаем. Именно поэтому люди с нетерпением и радостью ждут начала посевной.

Противопоставляя угрюмую зиму и теплую весну, Плещеев отмечает, что жизнь по законам природы является естественной и разумной. Поэтому не стоит пренебрегать ими, чтобы не лишать себя возможности быть в гармонии с окружающим миром. Именно эту гармонию особенно остро, по наблюдениям автора, чувствуют дети и птицы, которые с восторгом реагируют на то, как преображается все вокруг, и это чувство новизны дает силы жить, мечтать, верить и стремиться к лучшему.

Каждая строчка стихотворения «Весна» наполнена теплотой, искренним счастьем и умиротворением. Алексею Плещееву мастерски удалось передать эти ощущения и создать целостную картину преображающегося мира, в котором важна каждая мелочь, будь то «беззаботных птичек пенье» или же «резвых деток звонкий смех». И именно эти детали, на которые многие из нас в повседневной жизни не обращают внимания, дают возможность в полной мере ощутить, насколько жизнь может быть привлекательной, если уметь ценить то, что она дарит каждому человеку.


- Сравните стихотворения А. Н. Плещеева и Ф. И. Тютчева, посвященные весне, весеннему настроению («Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало…», сердечным переживаниям «И сердце сильно так в груди стучит, Как будто ждет чего - то…») бурному пришествию весны («Весна идет, весна идет. . »)

- Как вы воспринимаете каждое из этих стихотворений?

- Какие изобразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры) помогают писателю создать картины родной природы и одновременно высказать свои чувства и настроение?

- Как можно назвать одним словом описание изображения природы? (Пейзаж)

- Что общего в этих стихотворениях?
- Каким настроением проникнуты стихотворения о весне?
- На основании чего вы сделали вывод, что все проникнуть радостным настроением?
- Что значит хорошее настроение?
- Как оно проявляется? Как о нем узнают другие? (настроение выражается в том а) как человек относится к другим людям; б) каким тоном говорит; в) как поступает; г) как воспринимает окружающий мир).
- Докажите, что стихи о весне проникнуты радостным чувством.
- Какие эпитеты и сравнения помогают создать яркую, светлую картину весны?
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы так написать о природе?

- Скажите, как по вашему мнению, нужно читать эти стихотворения? (Задушевно, не торопясь. )

- Какие картины природы больше по душе вам? (Картины, которые несут покой и добро, радостные и яркие. )

- Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? (Светлое, радостное. Все пробуждается, все наполнено надеждой. ) Весна – это всегда радость, ожидание чего - то хорошего.

- Какие образы рисует поэт? Какую картину вы видите?

- А как художники описывают весну в своих картинах?

(Работа с репродукцией картины Левитана "Март", "Весна. Большая вода")

- Какие краски преобладают на картине Левитана?

- Что общего в настроении стихотворений и картин?

- Какому стихотворению соответствует картина "март"?

- А теперь взгляните, какую весну изобразил на своем полотне "Весна. Большая вода" художник Левитан?

- Какие краски он использовал? Нравится ли вам эта весна? Хочется ли попасть в место, изображаемое на картине?

- А какое время года вы любите? А любите ли вы лето? Почему? Давайте же послушаем, как описывает лето поэт Иван Никитин в стихотворении "Утро"

Чтение и анализ стихотворения И.Никитина "Утро".

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. 
Белый пар по лугам расстилается. 
По зеркальной воде, по кудрям лозняка 
От зари алый свет разливается. 
Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг. 
Чуть приметна тропинка росистая. 
Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг 
С листьев брызнет роса серебристая. 
Потянул ветерок, воду морщит-рябит. 
Пронеслись утки с шумом и скрылися. 
Далеко-далеко колокольчик звенит. 
Рыбаки в шалаше пробудилися, 
Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут... 
А восток всё горит, разгорается. 
Птички солнышка ждут, птички песни поют, 
И стоит себе лес, улыбается. 
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит. 
За морями ночлег свой покинуло, 
На поля, на луга, на макушки ракит 
Золотыми потоками хлынуло. 
Едет пахарь с сохой, едет - песню поёт, 
По плечу молодцу всё тяжёлое... 
Не боли ты, душа! Отдохни от забот! 
Здравствуй, солнце да утро весёлое!

Биография Никитина Ивана Саввича. Никитин Иван Саввич - известный поэт. Родился 21 сентября 1824 г. в Воронеже, в семье мещанина. В 1839 г. Никитин поступил в воронежскую семинарию. К 1857 г. Никитин вполне определился как поэт. В его поэзии занимали место: общественные мотивы, личные переживания, природа, народный быт. Никитин с детства полюбил природу, умел слиться с ней, чувствовать ее душу и дал ряд прекрасных ее картин, ("Вечер после дождя", "Буря", "Утро", "19 октября", и др.). Умер Иван Саввич в 1861 году.

Никитинские описания природы сотканы, как узорчатые ковры, из многоцветных нитей. Краски настолько сочны и зримы, что так и просятся на полотно живописца.
- Что мы видим? Что слышим?
- Какие изобразительно- выразительные средства языка помогают автору нарисовать образную картину летнего утра? ( Эпитеты - зеркальная вода, чуткий камыш, роса серебристая, золотые потоки и т.д. Чуткий - быстро и легко воспринимающий что-нибудь; отзывчивый, сочувственный. Олицетворение- лес улыбается, солнце ночлег покинуло, дремлет камыш. Метафора - в огне облака, кудри лозинок, восток все горит
- Какую роль играет природа в жизни тружеников? (Когда всходит солнце, все пробуждается в природе. Природа как бы облегчает условия труда, придает пахарю силы)

Под умелым пером поэта в стихотворении «Утро» природа постепенно оживает: звезды меркнут и гаснут; вокруг еще тишь безлюдье; дремлет чуткий камыш,замерли,покрытые серебристой росой, листочки; за озером чуть виднеются заливные луга, расстилается над ними легкой пеленой туман, белый, как пар. Пронеслись утки с шумом и скрылися. Воздух наполняется звуками и запахами. Начинается новый трудовой день, проснулись рыбаки, сняли с шестов сети, птички песни поют; улыбается пробуждению лес. Вышел в поле пахарь с сохой. В стихотворении плавно нарастает сила утра. С первыми лучами солнца начинается движение в окружающей природе. Человек подвластен природе. Стихотворение пронизано одновременно тоской и радостью. Тоска слышна в строчках: «Не боли ты, душа! Отдохни от забот». Но несмотря на это, он заканчивает стихотворение не жалобой, а приветствием всему живому: «Здравствуй, солнце да утро веселое!» В последних строчках вся энергия, вся удаль русского человека, который радуется красоте утра. Поэту нравится все в России, он любуется ею, ее звуками и красотой, ее людьми.

Ласточки

Мой сад с каждым днем увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст...

Мне грустно! Меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,
И поздних кузнечиков треск.

Взгляну ль по привычке под крышу
Пустое гнездо над окном:
В нем ласточек речи не слышу,
Солома обветрилась в нем...

А помню я, как хлопотали
Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли
И пуху таскали в него!

Как весел был труд их, как ловок!
Как любо им было, когда
Пять маленьких, быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда!

И целый-то день говоруньи,
Как дети, вели разговор...
Потом полетели, летуньи!
Я мало их видел с тех пор!

И вот - их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне -
Далёко, далёко, далёко...
О, если бы крылья и мне! 

Майков Аполлон Николаевич [1821 - 1897] - русский поэт, переводчик. Родился 23 мая (4 июня н.с.) в Москве в старинной дворянской семье с богатыми культурными традициями. Его отец был известным художником, академиком живописи. Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении, которые часто посещали художники и литераторы.

Художественная атмосфера дома способствовала формированию духовных интересов будущего поэта, который рано начал рисовать и сочинять стихи.

С 1834 семья переселилась в Петербург, и дальнейшая судьба Майкова связана со столицей.
Поэзия Майкова созерцательна, идиллична и отличается налетом рассудочности, но вместе с тем в ней отразились пушкинские поэтические принципы: точность и конкретность описаний, логическая ясность в развитии темы, простота образов и сравнений. Из обширного наследия Аполлона Майкова выделяются и сохраняют свою поэтическую прелесть стихи о русской природе «Весна! Выставляется первая рама», «Под дождём», «Сенокос», «Рыбная ловля», «Ласточки» и другие отличающиеся задушевностью и напевностью. Многие его стихи вдохновляли композиторов на написание романсов. Майкову принадлежат переводы из Г. Гейне, Гёте, Лонгфелло, Мицкевича. Многие стихи Майкова положены на музыку (Чайковский, Римский-Корсаков и другие).

Стихотворение открывается картиной природы.
Но совершенно новое качество придают ей самые первые слова, занимающие сильную позицию в тексте: «мой сад». Это огромный символический образ. Он отсылает нас к саду жизни, который насаживает Бог, мыслимый как садовник. «Помят он, поломан и пуст» - это знаки психологических движений. Опустошение, усталость, разочарование... Но в душе еще горит желание счастья, любви, новизны, полноты жизни - «доцветает настурций огненный куст». Но огонь - это тоже символ. Он может стать всепожирающим разрушителем, и в этом причина возникающих тяжелых предчувствий, ощущения обреченности, которая выразится в конце через невозможность улететь. 

Стихотворение открывается картиной природы. 
Но совершенно новое качество придают ей самые первые слова, занимающие сильную позицию в тексте: «мой сад». Это огромный символический образ. Он отсылает нас к саду жизни, который насаживает Бог, мыслимый как садовник. «Помят он, поломан и пуст» - это знаки психологических движений. Опустошение, усталость, разочарование... Но в душе еще горит желание счастья, любви, новизны, полноты жизни - «доцветает настурций огненный куст». Но огонь - это тоже символ. Он может стать всепожирающим разрушителем, и в этом причина возникающих тяжелых предчувствий, ощущения обреченности, которая выразится в конце через невозможность улететь. 
Таким образом, миры природы и человека у Майкова слиты, едины. Характеристика природы становится чертой человека. 
И отсюда большое количество символов. Две хлопочущие ласточки - знак любви, «пять маленьких, быстрых головок» - детства, открытия жизни, семьи. 
Отсюда сравнение: «...как дети, вели разговор...». 
Интересен ряд номинаций этих ласточек в стихотворении: «головки», «говоруньи», «летуньи». Мы видим общую черту: они очень ласковы, любовны. Почему лирический герой Майкова любит ласточек? Я думаю, что не из восхищения перед красотами природы, а оттого, что они символизируют для него его весну, молодость, наивность, непосредственное любование жизнью. 
Еще один символ - гнездо. Это знак упорядоченности существования, стабильности, постоянного ритма жизни, в который не может войти мечущийся, страдающий лирический герой. 
Многозначность символов дает возможность существования разных интерпретаций стихотворения. В самом деле, что такое «ласточки»? 
А может быть, все произведение об уходе и приходе вдохновения, к которому стремится лирический герой («О, если бы крылья и мне!»)? 
В любом случае человек и природа слиты : «О, если бы крылья и мне!» 
Финал доказывает близость лирического героя и ласточки, облик которой тот хочет принять. 
Можно рассмотреть и такие слова: «В нем ласточек речи не слышу». У ласточек не пение, а «речь», значит, она близка, понятна лирическому герою. 

У Майкова: эпитет («огненный куст» - метафорический); метонимия (труд «весел» 
и «ловок», имеется, вероятно, в виду, что ласточки трудились «весело» и «ловко»); синекдоха («пять маленьких, быстрых головок // Выглядывать стали с гнезда»); сравнение («как дети»), 
антропоморфизм («ласточек речь», «вели разговор»).  

 

Учащиеся читают стихотворения    А.Майкова «Ласточки», Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной»

Вопросы для беседы:

- Какие чувства, кроме грусти, описывают поэты? Примеры.
– Какие краски, звуки, запахи осени помогают поэтам передать свои чувства?
– Какое настроение передаёт музыка?
– Какие впечатления оставляют картины русского художника И. Левитана?

Поэты и художники, изображая картины природы, выражают свои чувства и настроение различными средствами, но те и другие вызывают сопереживание у читателей и зрителей.

Один из самых любимых пейзажистов России – Исаак Ильич Левитан. Сколько картин, полных задушевности и бесконечной любви к родным просторам, создано этим мастером кисти: радостный, солнечный «Март», «Весна – большая вода» и т. д.

Картина В. Д. Поленова «Заросший пруд». Художник внес в свою картину непосредственность, легкость этюда, прозрачность воздуха и удивительный мягкий свет.

  - Обратите, ребята, внимание на картины русских художников и подумайте, какие строки из стихотворений показались вам созвучными по настроению картинам природы, сделанными художниками: И. Левитаном, В. Поленовым, И. Остроуховым, Л. Каменевым.

Есть удивительная страна, имя которой — Поэзия. Нигде нет таких широких и ярких радуг, здесь каждое слово подобно цветку, вечному, ароматному. Стоит закрыть глаза — и ты почувствуешь “ласку рассвета”, увидишь “последнюю краску заката”, “тропинку с бродом через ручей”, почувствуешь “времени резкую дату”. Удивительно все это, конечно. Но такова высшая поэзия.

Порой случайное, второстепенное, словно туман в горах, может на какое-то время закрыть от вашего взора главное в творчестве поэта и даже исказить его подлинный облик. Но если поэт был истинным сыном своего народа, если его волновала прежде всего судьба Отчизны, если чувство Родины всегда жило в нем, то рано или поздно этот туман рассеется бесследно и бесславно. И тогда, подобно горной вершине, обозначится его неповторимый образ. Так было с Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым и другими поэтами прошлого века. Ныне, “на расстоянье”, они становятся для нас все ближе и прекрасней.

Вывод. 

Биография Ивана Захаровича Сурикова. ( 1841 – 1880 ) Это русский поэт – самоучка. Родился в селе Новоселово, и жил в деревне с матерью в Ярославской губернии. Отец имел небольшую лавку в Москве. Семья жила бедно. Когда Ивану исполнилось 10 лет, он переехал в Москву. Здесь он помогал отцу в лавке. Свой первый сборник стихов выпустил в 16 лет. В стихах показывал трудную деревенскую жизнь. Его стихи отличались певучестью, мелодичностью. И видимо поэтому многие его стихи стали народными песнями.

И.З. Сурикова «Зима». В этом стихотворении поэт изображает красоту зимней природы, передает радостное настроение. В стихотворениях говорится о наступлении зимы. В стихотворении «Зима» представлен живой образ зимы. Автор для изображения зимы использует различные художественные средства (Сравнения: «что шапкой принакрылся чудной», «точно пеленою всё его одело»; олицетворения: «лес принакрылся», «заснул»; эпитеты: «чудной шапкой»). Наступления зимы в стихотворении ждала природа и люди. В первой части стихотворения зиму ждет природа ( поле, лес ), а во второй – зиму также ждут и люди ( ребятишки радостно строят снеговые горы ).

Работа над стихотворением И.З.Сурикова «Зима».
-А сейчас познакомимся со стихотворением И. З. Сурикова «Зима». В начальных классах вы уже читали его стихи, в которых он воспевает красоту русской природы (рассмотрите портрет поэта).
-Я буду читать стихотворение наизусть, а вы следите по тексту.
-В чём сходство в содержании стихотворений А.С.Пушкина и И.З.Сурикова?
(Оба поэта изображают красоту зимней природы, передают радостное настроение. В стихотворениях говорится о наступлении зимы)
-В стихотворении «Зима» также представлен живой образ зимы. Что мы видим в первом четверостишии?
-Как меняется картина во втором и третьем четверостишиях?
-Какие художественные средства помогают её воссоздать? (Сравнения: «что шапкой принакрылся чудной», «точно пеленою всё его одело»; олицетворения: «лес принакрылся», «заснул»; эпитеты: «чудной шапкой»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе"

Пробудить интерес учащихся к поэзии –  помочь вызвать  зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта....

Конспект урока "Поэты XX века о Родине, родной природе и о себе"

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок-практикум, рассчитан на самостоятельную работу учащихся. В ходе урока обучающиеся анализируют стихотворения поэтовв XX века....

"Поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе"

Урок литературы на тему "Поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе" построен на анализе стихотворений. Помимо этого ученики, работая в группах, делают к стихотворениям фотографии, объясняя через...

Технологическая карта урока по литературе на тему: «РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ».5 класс.

Цели: познакомить учащихся с русскими поэтами XIX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века; учить восприятию и истолкованию лирического произведения....

Презентация "Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе" (часть 1)

Презентация помогает проиллюстрировать изучаемый материал....

РУССКИЕ ПОЭТЫ ХХ ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ.

ЧЕК - ЛИСТ к уроку литературы в 8 классе, дистанционное обучение...

Дидактический материал. Итоговый тест по литературе по разделу "Поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе", 5 класс

Итоговый тест по литературе по разделу "Поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе", 5 класс...