Открытый урок по теме "Красота души человека" по произведению М. Шолохова "Судьба человека"
план-конспект урока по литературе

Максудова Луиза Османовна

Открытый урок по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok_sudba_cheloveka.docx41.1 КБ

Предварительный просмотр:

                         МАОУ «средняя общеобразовательная школа №2»

                                            Открытый урок в 9 классе

«Красота души человека»

(по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)

                                                                   Подготовила и провела:

                                                                учитель русского языка

                                              и литературы                          

                                                                                         Максудова Луиза  Османовна                                      

                                                                                     г. Покачи

                                                                      2021

Цель:  помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную сущность; прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа, задуматься о вечных нравственных ценностях.

Задачи:

  • обучающие: дать представление о личности М.А. Шолохова и его произведениях; показать значение образа героя рассказа "Судьба человека"; 
  • развивающие: развивать навыки анализа текста, умение выбирать главное, обобщать; 
  • воспитывающие: воспитывать в детях уважение к подвигу солдата Великой Отечественной войны, к героическому прошлому своей страны.

Методическое оборудование: портрет М.А. Шолохова, репродукции к рассказу «Судьба человека», выставка книг М.А. Шолохова,  словарь С.И. Ожегова, видеокадры фильма «Судьба человека», картины с изображением военного времени

                                                                                                              Эпиграф

                  «Я видел и вижу свою задачу в том, чтобы всем, что написал и напишу,      

          отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу- герою».  

                                                                                                                 М. А. Шолохов

Опережающее задание: прочитать рассказ «Судьба человека», подготовить сообщения.

Методы обучения: словесные  (аналитическая беседа), наглядные (репродукции, кадры видеофильма), практические (работа с текстом).

Технологии: личностно-ориентированного и развивающего обучения. Использование информационных технологий, проблемного обучения как средства развития мыслительных способностей учащихся.

Приемы: беседа, прослушивание музыкального произведения о войне, анализ эпизодов, выразительное чтение текста, просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука «Судьба человека».

Формы работы на уроке: индивидуальная, парная, коллективная, фронтальная.

Оборудование: презентация, отрывок из кинофильма  С. Бондарчука «Судьба человека», иллюстрации к рассказу.

Музыкальное сопровождение: просмотр музыкального ролика «От героев былых времен», музыка из фильма «Грозовые ворота».

ХОД УРОКА

1.

Организационный момент

3 мин.

2.

Вступительное слово учителя

3 мин.

3.

Работа с текстом рассказа М. А. Шолохова “Судьба человека”.

10 мин.

4.

Анализ эпизодов

10 мин.

5.

Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”.

8 мин.

4.

Подведение итогов урока

7 мин.

5.

Выставление оценок за урок

2 мин.

6.

Домашнее задание

2 мин.

I.Организационный момент.  ( песня «От героев былых времен»).

(сл.1) II. Вступительное слово учителя.

  Ребята!  На прошлом уроке  мы говорили о жизни и творчестве дважды Героя  Социалистического Труда,  лауреата Нобелевской премии по литературе Михаиле Александровиче Шолохове.  

(сл.2) Сегодня  же мы посвятим свой урок его удивительному рассказу «Судьба  человека», который вы, я уверена, прочитали к сегодняшнему уроку

   Мы с вами живем в мирное время, но мы не должны забывать о тех суровых годах, и о тех испытаниях. Война… Это страшное явление. Это разрушение, ужас и боль потерь, это смерть. Сколько матерей не  дождались своих сыновей! Сколько жен, мужей, отцов, братьев и сестер было потеряно. Тяжелой была жизнь нашего народа в эти годы. «А что такое жизнь? Для чего я родился?  Что такое судьба человека?»  Наверное, такими вопросами задавался и известный писатель ХХ века М.А.  Шолохов, такую проблему разрешал и в своих произведениях.

(сл.з) А что такое судьба?  Судьба – 1. Стечение обстоятельств. 2. Доля,  участь; 3. История существования кого- чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится  (Словарь С.И. Ожегова). В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях.

  «Я видел и  вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать   поклон этому народу-труженику,  народу- строителю,  народу-герою».  М.А.Шолохов  

    Эти слова Шолохова и будут эпиграфом к нашему уроку.

 

III. Основная часть урока. Работа с текстом рассказа М. А. Шолохова “Судьба человека”.

  Учитель.

 (Сл.4)  "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", -  так писала одна английская газета. 

  (Сл.5)   Однажды кто-то остроумно назвал это произведение рассказом-эпопеей.  На самом деле - объем совсем невелик, а содержание в нем вместилось – впору доброму роману. Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками и завершается расставанием с этими людьми.  В этом произведении увлекательно все, начиная с истории создания

 

(сл.6)1. История создания произведения. (Таборовский Б.).

В  1946  году у разлившейся степной речушки Шолохов заметил мужчину, который вел за руку мальчика. Путники подошли к Шолохову, и мужчина, приняв его за своего брата-шофера, рассказал о своей судьбе. Писатель находился в большом волнении: «Напишу рассказ об этом, обязательно напишу. И только через 10 лет в газете «Правда» был напечатан рассказ «Судьба человека», который потряс многих. В редакцию, на радио, писателю посыпались письма. Писали люди,  пережившие все ужасы плена, семьи погибших, врачи, ученые, друзья по перу. Многие люди хотели найти Андрея Соколова, низко поклониться ему, окружить его заботой, отдать ему свое тепло.

2. Работа над рассказом
   Задания по группам

1группа

1. От чьего лица ведется повествование? Что известно о рассказчике?

2. Где встречает рассказчик героя произведения? (у причала возле хутора)

3. Как выглядят герои произведения – мужчина и мальчик?

 2 группа

 (Сл.7,8 )  Что узнаем из рассказа Соколова о его жизни до войны? 

«Придешь с работы…», «Приходилось выпивать… , такие кренделя выписываешь…» Отобранными штрихами и чёрточками рассказывает об изменениях в жизни героя: «В скорости у нас дети пошли»; «В двадцать девятом завлекли меня машины. Изучил автодело, сел за баранку на грузовой»

  А. Жизнь Андрея Соколова до женитьбы.

  Б. Семейная жизнь.

  В. Уход на фронт.!.

  Как меняется внешность героя, когда он начинает вспоминать прощание с семьей, военные годы? (Он на полуслове оборвал рассказ… Что-то клокочет и булькает у него в горле… Ни единой слезинки в его словно бы мертвых, потухших глазах… Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные  руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали  твердые губы.

(сл.9)

3 группа 

Война катастрофически изменила жизнь Соколова. Обратите внимание, как писатель говорит об этом? (А тут вот она, война.)

   1. Как происходит прощание Андрея с семьей? Почему так плакала и убивалась жена Андрея? («Родненький мой…Андрюша… не увидимся… мы с тобой… больше.. на этом… свете…»)

2. Что пришлось испытать Соколову в первый год службы? ( Два раза за это время был ранен… Попал в плен в мае 42-го…)

3. Каким, по представлению Андрея, должен быть настоящий мужчина, солдат, защитник Отечества?

4. Каких людей он осуждает?  

(сл.10)

4.группа .

 (А тут вот она, война)

 1.Рассказать о нахождении Андрея в плену. Как он попадает в плен?  Где содержатся пленные русские солдаты? Каковы условия их жизни? Война катастрофически изменила жизнь Соколова. Обратите внимание,  как писатель говорит об этом? Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний – фашистский плен.

2. Зачитать эпизоды, подтверждающие жестокость, бесчеловечность фашистов. («Комендант лагеря, бывало, выстроит нас перед блоком… идет и бьет каждого второго в нос, кровь пускает. И так каждый день.  Это он называл «профилактикой от гриппа»).

  Почему Соколов  решается убить Крыжнёва?   (чтобы спасти взводного). Нелегко даётся Соколову убийство, тем более убийство своего. Тяжко у него на душе. Но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого,  ибо только в единении людей он видит спасении).

(Сл.11, 12 13 14) 5 группа

 1. Когда и почему решается Соколов на побег? Удается ли ему это?

2.Что происходит с Андреем, когда его возвращают в лагерь? Как относятся к нему?

3. Как ведет себя Андрей Соколов во время допроса?  Какие качества проявляет он при этом?  

Сцена с комендантом Мюллером имеет символическое значение. Поведение Соколова  олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений.  

 Русская нация стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе.)
«Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское, достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались…» ).

4. Почему комендант стал серьезным? Что он говорит Соколову? ( «Вот что, Соколов, ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я – тоже солдат и уважаю достойных противников…»)

5. Какую награду за стойкость получает Андрей? Почему этот хлеб кажется ему ценнейшей наградой?

6. Как поступает Соколов с полученной от коменданта буханкой? Какие человеческие качества раскрываются в этом эпизоде?

 (СЛ.16) Фронтальный опрос

1. Как удается Андрею убежать из лагеря?

2. Почему Андрей, оказавшись на  родной земле, целует ее?

3. За что благодарит Соколова полковник?(Спасибо тебе… Твой майор с его портфелем нам дороже двадцати «языков»)

4. Какие качества русского солдата раскрываются в момент, когда Соколов просит зачислить его в стрелковую часть?

(Сл.17)1. Гибель семьи. Ещё одно испытание - гибель семьи. 

(чтение эпизода) (Самым страшным стала для Соколова потеря близких. Дважды он прерывает свой рассказ, и оба раза — когда вспоминает о погибшей жене и детях

1. Как узнает Андрей о том, что его дома, семьи больше нет? Как автор передает его чувства? (Андрей узнает о несчастье из письма, присланного ему соседом.  « В июне 42-го года немцы бомбили авиазавод и одна тяжелая бомба попала прямо в хатенку. Ирина и дочери как раз были дома… В глазах потемнело, сердце сжалось в комок и никак не разжимается… Не дай Бог никому получать такие письма!») 
2. Какова судьба сына Андрея Соколова – Анатолия? («…Попал он поначалу в артиллерийское училище…, через год закончил, пошел на фронт… Аккурат девятого мая, утром, в День Победы, убил моего Анатолия немецкий снайпер…»)

(сл.18.19)

3. Где же встретил Андрей того мальчика, с которым он предстал взору читателя в начале произведения? (возле чайной. «Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки – как  звездочки ночью после дождя!»)

4.Что почувствовал, узнав о тяжкой судьбе маленького человечка? («Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе  в дети»).

5. Почему Андрей решается на обман? Осуждаете ли вы его за это?

 (Нет, ведь  Андрей Соколов  этой ложью спасает мальчика-сироту, даря Ване отеческую любовь и заботу).

1. Что чувствует Ванюша, когда узнает, что Соколов его отец?   ( «Кинулся он ко мне на шею, целует в  щеки, в губы, в лоб…» Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь!»  Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром…»)

2. Почему же, взяв на воспитание мальчика, считая его своим сыном, Андрей Соколов плачет по ночам? Что не дает покоя этому стойкому мужчине?

(« …почти каждую ночь покойников своих дорогих во сне вижу. И все больше так, что я – за колючей проволокой, а они на воле, по другую сторону… Только хочу проволоку руками  раздвинуть, - они уходят от меня, будто тают на глазах… и вот удивительное дело: днем я всегда крепко себя держу, из меня ни « оха», ни вздоха не выжмешь, а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слез.)

3. Чего боится сейчас  стойкий солдат Андрей Соколов (…сердце у меня раскачалось, поршня надо менять…Иной роз так схватит и прижмет, что белый свет в глазах меркнет. Боюсь, что когда-нибудь во сне помру и напугаю своего сынишку.)

4. Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши? Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.»

 Обобщающая беседа

 Итак, сегодня мы поговорили с вами об одном из самых замечательных и проникновенных рассказов Шолохова – «Судьба человека».  В нём поразительно ярко нарисована человеческая судьба, полная драматизма, раскрыты существенные черты русского национального характера.

Так в чём же смысл популярности этого произведения? Чем этот рассказ привлёк внимание многих читателей? О чём он?

В произведении  повествуется о судьбе одного русского солдата - Андрея Соколова -, которому пришлось преодолеть  много трудностей на своем жизненном пути: испытать тяготы войны, лишиться крова и семьи . Но при этом  Андрей не потерял своего человеческого достоинства. Таких искалеченных войной судеб миллионы. Описывая судьбу одного солдата, Шолохов говорит о многих, кто ценой своего счастья, а нередко и жизни, ковал Великую Победу. 

V. Подведение итогов.

Любовь к Родине — это не отвлечённое понятие, У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести всё заново.

  Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека. И тогда уже после мировых катаклизмов по весенней русской земле навстречу Будущему будут шагать русский человек несгибаемой воли и маленький мальчик с символичным русским именем Иван. А за ними вслед пойдёт весь русский народ, вся Россия. Мы должны  помнить о тех, кто в боях за Родину руководствовался чувством патриотизма, геройством и самоотверженностью, кто не жалел своей жизни ради мирной жизни детей и внуков. Помнить о тех, кто не вернулся  из боя, кто сложил голову в битве за наше счастливое детство. Мы обязаны почитать тех ветеранов и тружеников тыла, кто еще живет рядом с нами.


Домашнее задание

Написать сочинение  «Андрей Соколов – главный герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».

Самоанализ  открытого урока по литературе «Красота души человека»

(по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)

Данный урок проходил в 9 классе. Ребята в классе  имеют хорошие прочные знания, владеют терминологией, на уроке активны (

Следовательно тип урока –комбинированный следовательно обобщение и систематизация знаний.

Цель урока: Цель: помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную сущность; прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа, задуматься о вечных нравственных ценностях.

Образовательные задачи урока: дать представление о личности М.А. Шолохова и его произведениях; показать значение образа героя рассказа "Судьба человека";

Развивающие задачи урока:

  • развивать учебно-интеллектуальные умения (устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы)…………….
  • развивать надпредметные умения и навыки, которые ведут к формированию умения выбирать главное, обобщать;
  • развивать учебно-коммуникативные умения (задавать вопросы, объяснять и доказывать свою точку зрения, взаимодействовать в паре), формируя коммуникативные компетенции.
  • Развивать интерес к предмету.

Воспитательные задачи урока:

  • Формировать уважительное отношение друг к другу и толерантность при ведении диалога, умение корректно отстаивать свою точку зрения.
  • Воспитывать  в детях уважение к подвигу солдата Великой Отечественной войны, к героическому прошлому своей страны.

Реализация данных целей осуществлялась через использование различных формы работы на уроке: индивидуальная, парная, коллективная, фронтальная.

  •  Выбору именно таких форм способствовал применение мной на уроке элементов технологий : 
  • личностно – ориентированного развивающего обучения, цель которой – развитие личности ребёнка, то есть из пассивного слушателя он превращается в активного деятеля. На многих структурных этапах урока мною создавалась занимательная поисковая ситуация.  
  •    (Класс предварительно разбит на группы, где каждый учащийся выбрал задание по уровню сложности для себя

  • технологию проблемного обучения (создание   в учебной деятельности  проблемных ситуаций  и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по  их разрешению),
  • развития критического мышления (развитие мышления путем наложения новой  информации на жизненный личный опыт и осмысление этой информации с целью самосовершенствования и саморазвития),
  • ИКТ технологии (компьютерная презентация, отрывок из фильма). Для развития у школьников способности понять проблематику произведения, характер и поступки героев, авторский замысел, позицию другого человека и выразить собственное мнение

Методы:

-- словесные (аналитическая беседа), наглядные (репродукции, кадры видеофильма), практические (работа с текстом).

-- "Логическая цепочка" Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить

Использовались средства обучения: портрет М.А. Шолохова, репродукции к рассказу «Судьба человека», иллюстрации, нарисованные ребятами, словарь С.И. Ожегова, видеокадры фильма «Судьба человека», презентация

Опережающее задание: прочитать рассказ «Судьба человека», подготовить сообщения. Класс разделен на группы, в которой каждый учащийся выбрал задание по уровню сложности для себя:

  • Выразительное чтение текста,
  • Анализ выбранного эпизода
  • Иллюстрации по  заданной теме

Активность была высокая. Такая активность, на мой взгляд, обусловлена

тем,   что структура урока, его содержание, методы и приемы

обучения соответствовали данному типу урока и возрастной категории ребят.

Все что планировалось, было усвоено ребятами, поэтому, я считаю, что

урок поставленной цели достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 9 классе по произведению М. Шолохова "Судьба человека"

Урок по произведению М. Шолохова "Судьба человека" заставляет учащихся задуматься о смысле человеческой жизни, а также помогает воспитать патриотов...

Конспекты 3-х уроков и презентация по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» в 9 классе

Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования, особенности жанраII. ЗадачиОбучающие:- научить постигать идейный замысел произведения и  авторскую позицию путём анализа те...

Открытый урок по литературе в 9 классе «Знакомство с рассказом М.А. Шолохова «Судьба человека» и с одноимённым фильмом режиссёра С. Бондарчука». «Судьба человека» - история страны, судьба всего народа».

Урок литературы по рассказу «Судьба человека» знакомит школьников с произведением М. Шолохова и с одноимённым фильмом, снятым известным кинорежиссёром Сергеем Бондарчуком.Предложенный мате...

Тест по произведению М. Шолохова "Судьба человека"

Тест для 9 класса по рассказу М. Шолохова "Судьба человека" состоит из 26 вопросов. Вопросы составлены так, чтобы проверить знание учащимися текста....

Материалы для урока-подготовки к сочинению по произведению М.Шолохова "Судьба человека"

В материале дана пошаговая инструкция написания сочинения в 9 классе по произведению М.Шолохова "Судьба человека".Данный материал может быть использован учителем как при работе со слабоуспев...

Урок литературы по теме: Изучение рассказа М. Шолохова «Судьба человека».

Повторить, обобщить, систематизировать знания о личности М.А. Шолохова, его произведениях;Развивать навыки анализа прозаического текста; показать значение образа главного героя рассказа;Воспитывать па...