материал к уроку о военной лирике (литература 5 класс)
презентация к уроку по литературе (5 класс)

Млечко Лидия

Материал к уроку литературы (программа Коровиной). Анализ стихотворений А.Т. Твордовского "Рассказ танкиста". Анализ стихотворения "Привезёз майор мальчишку на лафете". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Немного истории. Мы недавно отмечали важный для нашей страны праздник – 9 мая. Что вы знаете об этом празднике?
  2. Рассмотреть лексику, записанную на доске:

Воспевать-хвалить, ратный-воинский, оплакивать-печалиться, воин-солдат

Это слова-синонимы Мы помним, что синонимы – это слова, которые оказываются близки по значению. Перед нами пары со схожим значением, но различаются сферой употребления: некоторые в нейтральном стиле, а некоторые в возвышенном, поэтическом стиле.

Какие из этих слов являются нейтральными?

Какие из слов – книжными?

Почему воспевать? Что значит ратный? Почему звучит оплакивать? Какова этимология слова «воин»?

Воспевать – о подвигать пели былины, героические песни. Это были не просто сказки или легенды. Такие произведения исполнялись не в моменты отдыха или для развлечения. Это были особые тексты, которые поднимали боевой дух воинов, которые объединяли их для защиты родной земли.

Ратный -  от слова «рать». Созвучно европейским словам, которые можно перевести как «ссора», «борьба». Таким образом, ратный – это воинский, борющийся.

Оплакивать – это связано с обрядом петь особые песни тому, кто умер и покидает мир земной. Такие песни в стародавние времена были на похоронных обрядах и носили ритуальный характер. Это часть ритуала проводов человека в мир иной.

Воин – от слова война. Слово славянское по своему происхождению. Впервые встречается в текстах 11 века. Дословно его можно перевести «человек войны» или «человек борьбы».

Солда́т. Это слово появилось у в русском языке лишь в XVII в., а до этого использовалось слово вой (однокоренное с современным воин), например. Слово же солдат родилось в Италии и восходит к названию монеты — сольдо (по-итальянски soldo) и образованному от него глаголу soldare — «нанимать», буквальное же значение слова soldat — «получающий жалованье».

  1. Читать стихотворения А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста», выяснить трудную лексику.

Бедовый – смелый, дерзкий, ничего не боящийся

Гвоздит – стрелять, не прекращая огня, как попало

Примостился – пристроиться, расположиться

Чернозём – земля черная по текстуре от плодородия

Хлопец – мальчишка

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ:

- почему не может себе простить танкист, что не узнал имя мальчика?

- какие строчки подтверждают, что бой был трудный?

- зачем создает портрет мальчика во второй строфе, а не останавливается на описании боя и поступке мальчика?

- как можно охарактеризовать поступок мальчика? Недавно мы говорили о синонимах «смелый» и «героический» и находили отличия в значениях этих слов. Каким можно было бы назвать поступок мальчика «героическим» или «смелым»? Герои совершают подвиги.

- Почему лирический герой еще раз повторяет рефреном эту строчку «но как его зовут, забыл спросить». Подвиг этого мальчика остался безымянным, потому. Почему автору, а вслед за ним и лирическому герою важно напомнить читателю, что подвиг остался безымянным?

4. Читаем стихотворение Константина Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…». Выясняем трудную лексику.

Лафет – станок, к которому крепится пушка

Горсть – ладонь сложенная таким образом, чтобы в ней держать что-то

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ:

- от чьего лица идет повествование в тексте?

- описывается судьба мальчика? Что мы о нем узнаем из рассказа лирического героя?

- какие слова подтверждают, что мальчик пережил настоящую трагедию? Почему именно эти слова доказывают высказанную точку зрения? (необходимо дать толкование приведенным строчкам)

- во второй части стихотворения лирический герой беседует с однополчанином, который еще не был в бою. Постарайтесь разобраться, о чем идет разговор? Что становится известно об этом однополчанине? (что у него есть сын за Уралом, что этот сын спит, что лирический герой надеется увидеть этого сына после окончания войны)

- в чем пытается убедить лирический герой своего однополчанина? (что их дом теперь вся Россия, что вид этого спящего на лафете мальчика должен заставить защищать Родину насмерть, что победа будет обязательно)

- о чем просит лирический герой своего однополчанина в последней строфе? (чтобы однополчанин рассказал своему сыне о лирическом героя, если недоведется после войны им встретиться).

Домашнее задание: прочитать одно из стихотворений выразительно и повторить история возникновения Георгиевской ленточки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку в 5 классе «Военная лирика»

Слайд 4

СИНОНИМИЧНЫЕ РЯДЫ

Слайд 5

воспевать-хвалить

Слайд 6

ратный-воинский

Слайд 7

оплакивать-печалиться

Слайд 8

воин-солдат

Слайд 9

Анализ стихотворения А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста» Бедовый – смелый, дерзкий, ничего не боящийся Гвоздить – стрелять, не прекращая огня, как попало Примоститься – пристроиться, расположиться Чернозём – земля черная по текстуре от плодородия Хлопец – мальчишка

Слайд 10

Основная тема и идея стихотворения Тема произведения – поступок мальчика, который помог советским танкистам уничтожить вражескую пушку. Идея - поступок мальчика можно назвать героическим; во время войны даже мальчишки, дети встали на защиту своей родины, готовые пожертвовать собой.

Слайд 11

Анализ стихотворения К.М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»

Слайд 12

Лафет – станок, к которому крепится пушка Горсть – ладонь сложенная таким образом, чтобы в ней держать что-то

Слайд 13

ИСТОРИЯ ГЕОРГИЕВСКОЙ ЛЕНТЫ В первый раз ее применила еще Екатерина Вторая. Она выдавала цветную ленту своим верным солдатам в качестве награды за мужественность. Изделие крепилось к ордену под названием Святой Георгий Победоносец. Через некоторые время полоски желтого цвета заменили на оранжевые. Георгиевскую ленту того времени солдаты должны были надевать на грудь. Ближе к правой стороне тела. Во время Великой Отечественной Войны Сталин создал орден Славы. Он выглядел, как звезда с пятью концами. Орден украшала лента двух цветов. Оранжевого и черного. По внешнему виду ленточка напоминала орден Святого Георгия, который выдавали солдатам во время правления Екатерины Второй. Георгиевская лента символизирует силу и мужественность солдат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование ИКТ как современный способ подачи материала на уроках русского языка и литературы»

Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, воздействуют на память и воображение,  облегчают процесс запоминания,  позволяют сделать урок более интересным и динамичным....

Материал к урокам русского языка и литературы

Конспекты, методические рекомендации и т. д....

дидактический материал к урокам русского языка и литературы

Дидактический материал , который можно использовать при изучении сложноподчиненных предложений в 9 классе.Материал при изучении  и  повторении темы "Союзы" 7 класс.Тесты " Причастие " 7 клас...

Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы

В настоящее время региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. в век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный ч...

Научно-методическая разработка урока: «Цветовое решение проблемы зрительного восприятия учащимися орфографического материала на уроках карачаевского языка и литературы»

Весьма важным условием успеха любого дела является интерес к работе. Известно, с какой продуктивностью работают школьники в классе и дома, когда они выполняют интересные задания, и как быстро и прочно...

Урок-презентация Военная лирика в творчестве Д.Н.Кугультинова

Цель: познакомить уч-ся с военно-патриотической лирикой Д.Н. Кугультинова; активизировать эмоционально-мыслительную деятельность уч-ся; прививать  навыки анализа лирического произведения, самосто...

Занимательный дидактический материал к урокам русского языка и литературы для 5-9 классов

Занимательный дидактический материал к урокам русского языка и литературы для 5-9 классов....