Научно-методическая разработка урока: «Цветовое решение проблемы зрительного восприятия учащимися орфографического материала на уроках карачаевского языка и литературы»
методическая разработка на тему

Весьма важным условием успеха любого дела является интерес к работе. Известно, с какой продуктивностью работают школьники в классе и дома, когда они выполняют интересные задания, и как быстро и прочно запоминают они интересный материал.

Интерес выражает стремление человека познать какой-либо предмет или явление. Переживание интереса к предмету всегда связано с ожиданием чего-то нового в процессе познания этого предмета.

Интерес и всё то, что вызывает, поддерживает его, например, показ иллюстраций, демонстрация опыта на уроке и так далее, являются мощным ориентировочным подкреплением, содействующим выработке и укреплению временных связей. Этим и объясняется положительная роль интереса в учебной работе школьников и в частности его весьма важное значение в запоминании учебного материала.

Хорошо известно, что выполнение любой деятельности, особенно сложной и трудовой, требует сосредоточенного внимания во время работы. Известно, что школьники зрительно хорошо запоминают материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno-metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx35.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «COШ №1 им. А.М. Ижаева с. Учкекен»

Малокарачаевского муниципального района

Карачаево-Черкесской Республики

Научно-методическая                 разработка урока:

«Цветовое решение проблемы зрительного восприятия учащимися  орфографического материала                          на уроках карачаевского                                языка и литературы»

Автор: Текеева Айшат Хаджи-Махмутовна

 учитель карачаевского языка и литературы 

высшей квалификационной категории

                                                                   

с. Учкекен, 2014 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Аналитическая часть …………………………………………………... 4

Глава 2. Практическая часть…………………………………………………..… 7

Заключение……………………………………………………………………….. 9

Список использованной литературы ………………………………………….. 10

Введение

Весьма важным условием успеха любого дела является интерес к работе. Известно, с какой продуктивностью работают школьники в классе и дома, когда они выполняют интересные задания, и как быстро и прочно запоминают они интересный материал.

Интерес выражает стремление человека познать какой-либо предмет или явление. Переживание интереса к предмету всегда связано с ожиданием чего-то нового в процессе познания этого предмета.

Интерес и всё то, что вызывает, поддерживает его, например, показ иллюстраций, демонстрация опыта на уроке и так далее, являются мощным ориентировочным подкреплением, содействующим выработке и укреплению временных связей. Этим и объясняется положительная роль интереса в учебной работе школьников и в частности его весьма важное значение в запоминании учебного материала.

Хорошо известно, что выполнение любой деятельности, особенно сложной и трудовой, требует сосредоточенного внимания во время работы. Известно, что школьники зрительно хорошо запоминают материал.

.

Глава 1. Аналитическая часть

Издавна люди отмечали, что каждый цвет, существующий в природе, оказывает своё специфическое влияние на самочувствие и поведение человека. Верным было и противоположное: цвет, длительное время воздействующий на зрительные рецепторы, мог оказать целебное воздействие на психику человека.

Концепция модернизации российского образования требует качественно нового подхода к профессиональному уровню подготовки педагога, к овладению техникой и технологией проектирования объектов профессиональной деятельности. Смещение приоритетов в сторону современных информационно – коммуникационных технологий в образовании сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно – воспитательного процесса. Эти изменения связаны:

• с обновлением содержания, методов и организационных форм обучения;

• с достижением новых учебных результатов;

• с формированием в массовом порядке ИКТ – компетентности учителей предметников;

• с использованием компьютера в преподавании всех учебных предметов.

При использовании современных технологий в преподавании родного языка и литературы возникла необходимость поиска и создания новых средств обучения. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и огромная часть информации воспринимается им через зрительный анализатор. Учитывая это, я решила попробовать мобилизовать зрительное восприятие детей, применяя цветовую гамму, при этом организовать работу по развитию наглядно – образного мышления, внимания, памяти, создать положительную мотивацию. Положительная мотивация к познавательной деятельности может быть результатом возникшего интереса к необычным урокам, с которыми раньше школьники не встречались.

Еще с давних пор я начала изучать вопрос влияния цветовой гаммы на зрительное восприятие детей на уроках родного языка и литературы. Работала с материалами школьной библиотеки. Разработала качественно новую схему проведения уроков, которую успешно применяю в учебном процессе.

В процессе разработки будущего урока, с применением различных цветовых решений, учитывала предназначение урока: для изучения нового материала, предъявления новой информации; для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков; для повторения, практического применения полученных знаний, умений, навыков; для обобщения, систематизации знаний.

Прошедший учебный год показал, что созданные мною разработки уроков, обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока. Этап актуализации опорных знаний необходим для лучшего восприятия и усвоения новых знаний.

Ключевым элементом в структуре многих уроков является изучение нового материала. С опорой на него или во взаимосвязи с ним решаются на уроках остальные вопросы: будь то закрепление, контроль и т.д. Можно при этом выделить три основных этапа: подготовку к восприятию, введение и первичное осмысление нового материала.

На этапе изучения нового материала добиваюсь, чтобы ученики не были пассивными созерцателями того, что им предъявляю. Стараюсь так организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, чтобы ученики не только получали знания, но и добывали их. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у детей неподдельный интерес.

Безусловно, при изучении нового материала лишь начинают решаться вопросы, связанные с его усвоением, т.е. пониманием, запоминанием, умениями его применять. Для понимания изучаемого большое внимание уделяю актуализации опорных знаний, пошаговому введению нового материала, так как большой объем информации трудно воспринимается детьми.

Управление деятельностью учащихся при изучении нового материала должно осуществляться с учетом психолого-педагогических закономерностей. Особое внимание при этом следует обратить на то, что при пассивном участии многое ускользает от внимания обучающегося. К более же полному, богатому восприятию приводит активная мыслительная деятельность, которая по ходу ознакомления с материалом возрастает, если соблюдаются условия:

• учащийся, знакомясь с материалом, одновременно выполняет конкретное задание, помогающее глубже понять данный материал;

• это задание направляет усилия учащегося на использование определенного приема мыслительной деятельности (сравнения, конкретизации и т.д.)

• данный прием соответствует содержанию материала, и чем в большей мере, тем сильнее активизируется деятельность;

• учащийся обладает знаниями, необходимыми для выполнения задания, и навыками применения данного приема;

• материал не является чрезмерно легким или очень трудным.

Как бы ни был разработан урок, многое зависит от того, как учитель подготовится к нему. Он должен не только подготовить материалы, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока.

При проведении урока нужно позаботиться об обратной связи с учащимися. Информация должна сопровождаться вопросами к ним, вызывающими ребят на диалог, на комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей.

 Считаю одной из своих задач - развитие познавательной активности детей за счет реализации принципа доступности учебного материала, обеспечения «эффекта новизны». Урок с применением цветовой гаммы, созданный методически грамотно, хорошо помогает справиться с этой задачей.

Продумывая данный урок, определила его задачи:

1. Образовательные: повторить и обобщить изученный материал по теме; выявить уровень усвоения школьниками знаний по данной теме, умений применять эти знания.

2. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, чувство ответственности.

3. Коррекционно – развивающие: продолжать работу по развитию памяти, внимания, проводить коррекцию аналитико – синтетической деятельности учащихся.

При создании разработки урока сначала выстроила в систему тот материал, который нужно было повторить и обобщить, разбила его на самостоятельные дидактические единицы – учебные эпизоды. Работая с каждым эпизодом, продумала, за счет чего будет усилен обучающий эффект урока.

Такие уроки активизируют и психические процессы учащихся: внимание, память, мышление. Гораздо активнее и быстрее происходит повышение познавательного интереса. Познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. К.Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса учу школьников в знакомом видеть новое.

Использование цветовой гаммы на уроках карачаевского языка и литературы показало, что у школьников повысилась мотивация учения, что просматривается в результатах диагностики, проводимой в течение учебного года. Улучшилась результативность обучения, повысился интерес к предмету.

По истечении года работы сделала для себя вывод, что проведение уроков с применением цветовой гаммы на уроках карачаевского языка и литературы – это хороший стимул в обучении.

Глава 2. Практическая часть.

Как известно, первым, кто сделал попытку проанализировать воздействие цвета на человека, был И.-В. Гете.

«В своих самых общих элементарных проявлениях, независимо от структуры и формы материала, на поверхности которого мы его наблюдаем, цвет оказывает воздействие на чувство зрения …, а через это посредство и на душу».

По мнению Гете, при виде желтого цвета «глаз радуется, сердце расширяется, душа просветляется», «…синева дает нам чувство холода и напоминает также тень. Синее стекло показывает предметы в печальном свете».

Действие же красного цвета так же особенно, как и его природа. Он дает впечатление как серьезности и достоинства, так и прелести и грации». В зеленом цвете наш глаз находит реальное удовольствие».

Хотя «Учение о цветах» Гете впервые было опубликовано более 200 лет назад (1791-1792), оно не потеряло своей актуальности. Психологи и физиологи доказали, что любой цвет может определенным образом влиять на человека.

Зеленый – влияет на нервную систему. Это болеутоляющий, гипнотизирующий цвет; он успокаивает, и его употребление не дает никаких вредных последствий.

Голубой – антисептический цвет: чувствительному человеку помогает больше, чем зеленый. Но от слишком долгого облучения возникают усталость и угнетенность.

Оранжевый – стимулирует качества и слегка ускоряет пульсацию крови. Имеет сильное стимулирующее действие, но может утомить.

Желтый – стимулирует мозг.

Красный – теплый и раздражающий.

В компьютерном обучении чрезвычайно важно учитывать все эти нюансы воздействия цвета на человека.

В работах А.П. Журавлева приводятся любопытные сведения о звукоцветовых соответствиях, показывающих, что все гласные звуки и буквы в нашем подсознании, как правило, связаны с определенным цветом.

А – густо-красный;

Я – ярко-красный;

О – светло-желтый/белый;

Е – зеленый;

Ё – желто-зеленый;

И – синий;

Й – синеватый;

У – темно-синий/темный сине-зеленый/темно-лиловый;

Ю – голубоватый;

Ы – темно-коричневый/черный.

«Цветовое устройство мира отразилось в цветовом устройстве языка. Названия главных цветов встречаются в речи наиболее часто, и звуки О, А, Е, И наиболее частотны из гласных».

Опираясь на цветовую семантику гласных, было разработано несколько типов специальных программ. Наибольший эффект такие программы могут дать на начальном этапе изучения родного языка при формировании навыков правописания.

Для снятия трудностей в обучении правописанию гласных, например, предлагаются задания типа: «Вставьте пропущенные буквы»; здесь место пропущенной буквы окрашивается в соответствующий ей цвет.

Большинство обучаемых, как правило, уже на первом занятии с такими программами самостоятельно устанавливают зависимость между цветом и буквой. А после нескольких занятий эта зависимость перерастает в прочную связь, то есть формирование навыков правописания идет параллельно с формированием буквенно-цветового сознания.

Применяя метод цветовых пропусков в программах, следует напомнить и об общем цветовом фоне, чтобы не получилось так, что цветовой пропуск слова сливается с общим фоном. Наилучший результат достигается при использовании в качестве фона дополнительных к цветовым пропускам цветов.

К основным взаимодополнительным цветам относятся 3 пары: красный - зеленый, желтый – фиолетовый, синий – оранжевый (нужно учитывать оттенки).

Использование взаимодополнительных цветов в качестве общего фона основано на эффекте одновременного цветового контраста, который заключается в том, что при рассматривании какой-либо окрашеной детали на взаимодополнительном фоне она воспринимается более насыщенной по цвету, чем на любом другом фоне.

Одновременный цветовой контраст усиливается, если очертить цветные буквы, расположенные на цветном фоне, черным контуром. Если же это сделать белым контуром, то одновременный контраст уменьшится.

Таким образом, задание типа «Вставьте пропущенные буквы…» с цветным пропуском вместо букв следует оформлять на соответствующих взаимодополнительных в цветовому пропуску фоне.

Заключение

Каждый учитель мечтает приобщить своих учащихся к изучению своего предмета, хочет видеть их более развитыми, любознательными. Все хорошо знают, как непросто воспитать у учащегося потребность изучать тот или иной предмет, убедить каждого ученика в том, что ему нужно знать этот предмет и поддерживать интерес к нему. Для достижения этого сегодня учителями разрабатываются такие методы обучения, где каждый ученик вовлечен в активный творческий познавательный процесс на основе методики сотрудничества.

 Часто на уроках процесс вовлечения учащихся в устную речь по различным темам бывает неинтересным. При работе с использованием цветовой гаммы это исключено. Чтобы получить хорошую оценку на уроке родного языка, ученику приходится работать творчески. А учителю приходится делать подборку нужных заданий, а также распечатку дополнительных вопросов и тестов и перенос их на компьютеры. С таких уроков никто из учеников не уходит с чувством разочарования. Это вместе с развитием мышления ведет к развитию инициативной речи.

Список использованной литературы

  1. Зинченко П.И., Репкина Г.В. К постановке проблемы оперативной памяти. – Вопросы психологии, 1964, № 6.
  2. Интернет-портал  "Сеть творческих учителей".
  3. Карачаево-балкарский –русский словарь Тенишева Э.Р. , Суюнчев А.А.. Под редакцией чл.-корр.АН СССР Москва – 1989
  4. Под ред. А. И. Клпытина Диагностика в арт-терапии. - СПб.:Речь, 2005. - 80с.
  5. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М.: Просвещение, 1966.
  6. Современная технология учебного занятия. Материалы для слушателей семинаров и образовательных программ./Сост. И.В. Анянова, А.А. Сиялов. Издание 2 доработанное. – Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008.
  7. Электронный ресурс http://www.liveinternet.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщающего разноуровневого повторения в 9 классе Тема урока: "Способы решения квадратных уравнений"

Урок разработан для учащихся   9  класса     МОУ   СОШ №1.Анализ результатов диагностических краевых работ показывает, что  в   каждой краев...

Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...

Научно-методическая статья "Музыкальная психотерапия как как средство укрепления здоровья детей на уроке музыки и во внеурочной деятельности"

Научно-методическая статья "Музыкальная психотерапия как как средство укрепления здоровья детей на уроке музыки и во внеурочной деятельности"...

Научно-методическая разработка урока: «Применение информационных технологий на уроках карачаевского языка и литературы»

Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него...

Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.

Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА, КООРДИНАЦИИ В СИСТЕМЕ «ГЛАЗ-РУКА» НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ.

Для ребенка оказывается важным высокое развитие зрительного восприятия, зрительной памяти и способности к анализу и синтезу визуально поступающей информации. Эти процессы служат непременным условием д...