Внеурочная деятельность по литературе
элективный курс по литературе

Анашкина Анна Ивановна
Внеурочная деятельность по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл floristika_v_lirike_esenina.docx29.41 КБ

Предварительный просмотр:

Флористика в лирике С. Есенина

(система занятий внеурочной

деятельности  по литературе)

Исполнитель:

Анашкина Анна Ивановна,

учитель русского языка и литературы  МБОУ СОШ № 45        

Кемерово 2019

Оглавление

  1. Пояснительная записка                                                               С. 3
  2. Тематический план                                                                      С. 5
  3. Содержание программы                                                             С. 6
  4. Заключение                                                                                  С. 7
  5. Список литературы                                                                     С. 8
  6. Приложение                                                                                 С. 9

Пояснительная записка

     Устойчивый интерес к жизни и творчеству С.А. Есенина (1895 – 1925) за последние полвека очевиден. В исследованиях, посвященных творчеству С.А. Есенина, по преимуществу рассматриваются некоторые важнейшие черты художественного мира поэта: особенности поэтики отдельных произведений, традиции и новаторство творчества. Исследовательские монографии, критические подборки и сборники статей посвящены описанию творческого пути Есенина, анализу отдельных произведений, рассмотрению философско-эстетической природы его наследия, особенностям стиля.

    Однако вопросы, связанные с особенностями художественного видения поэта, а также проблема контекстуального прочтения творческого наследия Есенина до сих пор остаются вне зоны внимания большинства исследователей, занимающихся изучением его творчества.

     Цель программы заключается в системном исследовании функциональных возможностей образов цветов в творчестве С.А. Есенина.

     Цветок в художественном мире С. Есенина – важная составляющая часть образа прекрасного и идеального мира, наполненного «жизненным смыслом».

     Основные задачи:

 - познакомить учащихся с биографией и творчеством поэта;

 - учить познавать художественный мир поэта в историко-литературном, культурном, философском аспектах;

- совершенствовать умения и навыки исследовательской работы, развивать творческие способности учащихся (в том числе и поэтические);

- совершенствовать представление о литературе как культурном феномене в жизни нации и человека;

-  выделить группу стихотворений с ярко выраженными образами цветов;

- проанализировать индивидуальные цветочные образы в составе определенных флористических групп;

- выявить образные контексты, позволяющие рассмотреть динамику развития цветочного образа;

- определить устойчивые образы и мотивы «растительного» кода, выявить метафорические модели текстообразования

 - учить грамотно строить высказывания (речь) в различных жанрах и формах;

 - развивать творческие способности и исследовательские умения и навыки в соответствии с умственным и интеллектуальным потенциалом учащихся.

 - воспитывать  интерес к поэзии;

 - приобщать учащихся к богатствам отечественной поэзии, воспитывать чувство патриотизма.

    Данный курс рассчитан на 17 часов.

    На занятиях  предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: игры, творческие мастерские, лабораторные занятия, практикумы, уроки-размышления, уроки-фантазии, семинары, диалог с текстом, цветовой эксперимент, погружение в текст и др.

     Практика показывает, что с большей пользой проходят уроки общения, на которых учащиеся высказывают свои точки зрения, спорят, доказывают. На таких уроках каждый ученик может побыть в роли учителя и ученика и оценить свой ответ и ответ одноклассника.

     В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал.

     Формой итогового контроля может стать обучающая самостоятельная работа, собеседование или защита проекта учащегося по теме курса.

Тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теоретических

занятий

практических занятий

Раздел 1. «Цветочный» способ организации «поэтики тела»

7

3

4

«А люди разве не цветы?»

1

1

Образ лирического героя

1

2

«Цветочное узорочье»

1

1

Раздел 2. Растительная образность как составляющая пейзажного описания

10

3

7

«Полевая Россия»

1

3

«Тихо розы бегут по полям»

1

3

Весенняя «цветь»

1

1

                                     Итого

17

6

11

Содержание программы

     Раздел 1. «Цветочный» способ организации «поэтики тела» (7 ч.)

     «А люди разве не цветы?»: особенности символической трансформации человека и растения. Стебель, бутон. Возможности движения цветов. Поэма «Цветы»

     Образ лирического героя как «цветка  с луговой межи». Портрет лирического героя.

     «Цветочное узорочье»: возможности растительного орнамента.

     Раздел 2. Растительная образность как составляющая пейзажного описания

     «Полевая Россия»: складывание национального пейзажа. Группа полевых цветов у Есенина: ромашка, колокольчик, фиалка, кувшинка, резеда. Мята, левкой, ландыш. Поэма «Цветы», «Под венком лесной ромашки» (1911), «Чары» (1915) и т.д.

     «Тихо розы бегут по полям»: складывание экзотического пейзажа. Символика розы. Двойственное отношение поэта к этому цветку – от иронического до восторжественного. «Мой путь» (1925), «Письмо деду» (1924), «Несказанное, синее, нежное…» (1925), цикл «Персидские мотивы»

     Весенняя «цветь» как эпизод в развитии древесного «романа». Цветущие растения: липа, яблоня, сирень, черемуха. «Не жалею, не зову, не плачу…» (1922), «Вот оно, глупое счастье…» (1918), поэма «Пугачев» (1921), «Сыплет черемуха снегом…» (1910), «Анна Снегина» (1925)

     

Заключение

На основании приведенного анализа учащиеся должны прийти к следующим выводам.

Появление образов цветов органично для всего творчества С.А. Есенина. Ключевая функция, которую выполняют цветы в художественном мире Есенина, - образная. Вторая по степени значимости функция сводится к тому, что введенный образ цветка представляет собой сложное, развернутое сравнение, которое создает параллель между миром человека и миром природы. Природа для поэта – одухотворенная стихия, существующая в органическом единстве с лирическим героем и жизнью человека вообще.

При создании образов людей-цветов Есенин использует визуально-образный язык, расширяя метафорические основы образа. Процесс происходит по двум направлениям: первое – за счет расширения метафорических возможностей самого слова, второе – за счет расширения контекста бытования образа.

Древесные и цветочные образы выступают растительными двойниками как лирического героя С.А. Есенина, так и самого поэта, а также героев поэм, драматических и эпических произведений.

Цветы представляют собой смысловое и структурное ядро растительных образов, присутствующих в творчестве поэта. «Цветочные» тексты характеризуются наличием устойчивого мотивного комплекса, складыванием внутренних контекстуальных связей, формированием определенных пейзажных картин.

Список литературы

  1. Афанасьев, А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян [Текст] / А.Н. Афанасьев.- М. – СПб., 2002. – Т. 1-3.
  2. Базанов, В.Г. Сергей Есенин и крестьянская Россия [Текст] / В.Г.Базанов. – Л., 1982.
  3. Есенин, С.А. Собрание сочинений: в 7 т. [Текст] /С.А. Есенин. – М., 1995 – 2001. – Т. 1 – 7.
  4. Золотницкий, Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях [Текст] / Н.Ф.Золотницкий. – Минск, 1994.
  5. Самоделова, Е.А. Сергей Есенин и его поэзия как объект фольклоризации [Текст] / Е.А. Самоделова // Наследие С.А. Есенина на рубеже веков. – Рязань, 2000.
  6. Шарафадина, К.И. ”Алфавит флоры” в образном языке литературы пушкинской эпохи (источники, семантика, формы) [Текст] / К.И. Шарафадина. – СПб., 2003.
  7. Эткинд, Е.Г. Цветы как метафоры [Текст] / Е.Г. Эткинд //Эткинд Е.Г., Проза о стихах. – СПб., 2001. – С. 129 – 150.

 

Приложение

Алгоритм анализа поэтического текста.

         I. Лексико-семантический анализ

         1.     Выявить ключевые образы, противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и «борьба» которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте. Попытаться сформулировать своё восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления.

2.  Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов, и тем самым –

3.  Выявить сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных.

4.     Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла,

5.     Дать истолкование произведения, вытекающее из первого этапа анализа.

II. Лингвостилистический анализ

1.   Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставления и т.д.

2.  Выявить «вспомогательные» художественные средства и приёмы, определяющие именно такое звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации (в свою очередь зависящие от размера – ямб, хорей и др.,  длины строк, рифмовки — мужской или женской, особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов, переносов и т.п.). Обратить внимание на звукопись, её влияние на смысл и художественное оформление образа.

3. Уточнить интерпретацию текста, сформулировать авторскую позицию и своё к ней отношение.

III. Анализ стихотворения

1.  В контексте творчества самого автора: найти про изведения с аналогичными мотивами или образами, выявить сходство и различия, объяснить их (изменением взглядов автора, если произведения писались в разное время, обстоятельствами его биографии, разницей художественных задач и т.п.) — и тем самым уточнить, углубить интерпретацию данного стихотворения.

2.  В контексте национального литературного процесса: найти у других русских поэтов, живших одно временно с автором или в другое время, аналогичные по содержанию или образному воплощению произведения и сопоставить их с анализируемым текстом. Выявляя сходство и различия, мы глубже и ярче воспринимаем особенности художественного мира каждого поэта, а также наблюдаем движение общего художественного мотива или образа во времени,

     3. В контексте мирового литературного процесса: подобрать произведения зарубежных авторов, которые могут быть по каким-либо смысловым или художественным параметрам сопоставлены с анализируемым текстом. Это даёт возможность выявить не только индивидуальные, но и национальные особенности решения автором тех или иных художественных проблем, свидетельствует об участии автора и всей русской литера туры в диалоге культур мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урочная и внеурочная деятельность по литературе при изучении творческого наследия А.С.Пушкина

На уроках литературы и внеклассной деятельности при изучении творчества А.С. Пушкина необходимо использовать  краеведческий материал....

Внеурочная деятельность учителя литературы и русского языка в рамках концепции развития интеллектуального и творческого потенциала всех участников учебно-воспитательного процесса

План проведения Недели Русского языка и литературы и творческий отчет руководителя МО в виде Презентации в Power Point.http://festival.1september.ru/articles/413601/...

Методическая разработка по внеурочной деятельности (метапредметная: литература, обществознание) "История появления Конституции"

Методическая разработка по внеурочной деятельности (метапредметная: литература, обществознание). Разработана и проведена к 20 - летию Конституции с обучающимися 8 класса....

Внеурочная деятельность по литературе как средство самореализации учащихся

Материал отражает опыт организации  клубной работы во внеурочной работе по русскому языку и литературе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...