Методическая разработка"Организация проектной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы"
учебно-методический материал по литературе

Глазырина Лариса Геннадьевна

Содержит методические рекомендации по организации деятельности учащихся для формирования умений и навыков  проектной и исследовательской работы на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка64.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального

образования (повышение квалификации) специалистов «Кузбасский региональный

институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Организация проектной деятельности учащихся на

уроках русского языка и литературы

                                                                                                                                  Исполнитель

                                                                                                   Глазырина Лариса Геннадьевна,

                                                                                         учитель русского языка и литературы

                                               МАОУ «Тисульская средняя общеобразовательная школа №1»

                                                                                                                                       

                                                                                         

 

                                                                                                                                   

                                                                                                     

                                                                                           

                                                         

Кемерово 2020

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3

1. Идеи организации проектной деятельности учащихся ……………… 4

2. Алгоритм проектной работы на уроках русского языка …………….. 7

3. Правила успешной проектной деятельности ………………………… 8

Заключение. Диагностика проектной деятельности учащихся ............... 9

Литература ……………………………………………………………….. 10

Приложения ……………………………………………………………… 11


Введение

В основу ФК «Государственного стандарта общего образования»

в предмете  «Русский язык» в основу положен компетентностный подход, то есть формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической, культурологической компетенций. Результаты моих наблюдений и многолетний опыт работы показывают, что наиболее слабым звеном в данном подходе является:

- формирование коммуникативной компетенции (умения находить и обмениваться информацией;

- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- соблюдать нормы построения текста;

- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

 оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

- находить в тексте основные средства выразительности.)

Строить процесс формирования коммуникативной компетенции у школьников возможно только на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно необходимые, личностно значимые, требуется постановка проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему предстоит применить  полученные знания и умения. Ведущее место среди таких методов принадлежит  методу учебного  проекта. 

Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные цели и задачи модернизации общего образования:

- интеграцию учебного содержания;

-развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;

- формирование информационной, коммуникативной, социальной, учебно-познавательной компетенций;

-формирование у учащихся особого отношения к себе как к субъекту знаний, практических умений и способностей.

Проектная деятельность выступает как средство решения актуальных проблем:

- обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации; обилие информации не приводит к системности знаний;

- отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению знаний;

- ведущий тип деятельности, осваиваемый учащимися, - репродуктивный, воспроизводящий. Знания оторваны от жизни.

Идеи организации проектной деятельности учащихся

Условия организации проектной деятельности учащихся:

- в центре деятельности - ученик, педагог обеспечивает содействие развитию его индивидуальности и самореализации;

- образовательный процесс строится не в логике учебных предметов. А в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающихся, что повышает их мотивацию;

- каждому предоставляется возможность свободно выбирать (тему, вид, продолжительность, форму проекта). Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее результат;

- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход обучающихся на свой уровень развития;

- проектная деятельность должна быть практически значимой. Проект должен иметь свой продукт;

- проектированию можно научиться.

В основе опыта – реализация принципа системного и деятельностного преподавания русского языка и литературы, когда изучаемые проблемы органически взаимосвязаны, дополняют друг друга и при этом изучение их даст возможность самостоятельного решения вопросов.

Исходным является понятие компетенция – результат образования, выражающийся в готовности субъекта эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

 Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся. Таким образом, понятие «коммуникативная компетенция» многоаспектно, поэтому рассматривать его как процесс научения не корректно. Необходимо направить учебно-познавательную деятельность школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этому способствует применение технологии проектного обучения.

Проектная методика относится к личностно-ориентированному обучению.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных, безопасных условий её развития, реализацию её природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не просто субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы (разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка), а не средством достижения какой-либо отвлечённой цели.

Метод проектов это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата. Весь процесс базируется на

интересах, способностях ученика, который имеет возможность выбирать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальную и групповую), оценить сложность проектировочной деятельности.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Концептуальные позиции

  • Принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей.
  • Принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта. Образовательный процесс построен в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика. Это повышает его мотивацию в учении.
  • Деятельностный подход.
  • Процесс обучения для ученика — это процесс работы над проектом своего будущего.
  • Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
  • Принцип сотрудничества учеников и учителя при решении разнообразных проблем.
  • Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика.
  • Принцип чёткого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.
  • Принцип уважения к иной точке зрения (толерантность).
  • Принцип обеспечения ответственности за результат.

Основные требования к проекту

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы. Поиск социально значимой проблемы одна из наиболее трудных организационных задач.
  2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.
  3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
  4. Результатом работы над проектом, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

Классификация проектов

по доминирующей деятельности учащихся (Сергеев Е. С.)

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, математические игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

Все  виды перечисленных целевых направлений деятельности учащихся реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект — исследовательский, точно так же как любой — творческий, практико-ориентированный или информационный. Речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников проекта.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Алгоритм проектной работы на уроках русского языка и литературы

Содержание работы

на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовительный, или вводный, этап

1. Выбор темы, формулирование целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.).

2. Определение количества участников проекта, формирование состава группы.                                    

3. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.)

Обсуждение темы проекта с учителем и получение необходимой дополнительной информации.   Формулирование цели проекта. Формулирование гипотезы. Распределение обязанностей в проектной группе

Знакомство с сутью проектной технологии и мотивирование учащихся. Оказание помощи в формулировании цели проекта и определении гипотезы. Обдумывание собственных педагогических целей, с учетом специфики проекта и педагогического процесса

Плановые работы

1. Определение источников информации. Планирование способов сбора и анализа информации.

3. Планирование итогового продукта (формы представления результата).

4. Установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов.

5. Распределение обязанностей среди членов команды

Разработка   плана   действий. Определение условий, необходимых для реализации проекта. Постановка промежуточных задач. Определение сроков

Предложение идей, высказывание предположений, определение сроков работы (поэтапно). Помощь в  составление поэтапного плана, формулировке гипотезы, постановке промежуточных задач

Исследовательская деятельность

Сбор информации, решение промежуточных задач Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, эксперимент, изучение литературных источников

Сбор нужной информаций, знакомство с методами исследования и проведение их,  решение промежуточных задач

Наблюдение, советы, косвенное  руководство деятельностью,  организация и координация в  случае  необходимости  отдельных этапов проекта

Результаты и выводы

Анализ  информации.  Формулировка  выводов. Оформление результата

Анализ информации. Оформление результатов

Наблюдение, предложения, рекомендации

Представление готового продукта

Представление разнообразных форм результата работы

Отчет, отстаивание  своей  точки зрения, формулировка окончательных выводов

Слушание, формулировка вопросов в роли рядового участника

Оценка процессов и результатов работы

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Оценивание  вклада  каждого учащегося, качество использования источников и проведенного эксперимента. Определение возможности продолжения работы по выбранному направлению и качество отчета

Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)

  1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
  2. Команды не соревнуются.
  3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
  4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
  5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.
  6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”.

План действий учащихся в проекте

  1. Выбор темы проекта (исследования).
  2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
  3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
  4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
  5. Собираем данные ( собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
  6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
  7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
  8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов


Диагностика проектной деятельности учащихся

1

Принимаете ли вы участие в разработке проекта?

Да.  Почему?

Нет.

2

Согласны ли вы с темами, проблемами, предлагаемыми вам учителем для разработки проекта?

Да. Почему?

Нет.

3

Бывают ли случаи, когда вы сами предлагаете темы проекта?

Да.

Нет.

4

Предлагаете ли вы учителю свой состав группы для работы над проектом?

Да.

Нет.

5

Испытываете ли вы трудности при распределении поручений/заданий для разработки проекта?

Да.  

Нет.

6

Испытываете ли вы трудности при распределении времени во время разработки своего задания?

Да.

Нет.

7

Укажите источники информации, которыми вы пользовались

8

Оцени новизну изучаемого материала:

  • все было новое
  • многое было новым
  • мало  было нового  
  • ничего не было нового

9

В какой мере усвоил материал?

  • в полной мере

  • в значительной

  •  частично

  • не усвоил

10

Чему вас в особой степени научила работа над проектом:

  • работе с источниками информации
  • приёмам исследовательской деятельности
  • участию в обсуждении хода работы, ее результатов
  • умению представлять результаты коллективного и собственного труда

11

Назовите, пожалуйста, форму вашего участия в презентации проекта:

      - готовил устный и стендовый доклад

- отвечал за техническую поддержку презентации

  • принимал непосредственное участие в презентации
  • готовил и задавал вопросы учащимся другой группы
  • слушал выступление лидера своей группы и задавал дополнительные вопросы

12

Как работа над проектом способствовала развитию интереса к предмету?

  • в полной мере
  • в значительной
  • частично способствовала
  • не способствовала

13

Оцени полезность работы над проектом?

  • полезно
  • полезно многое
  • полезно не очень
  • бесполезно.

14

В какой мере удовлетворен работой над проектом?

  • полностью
  • удовлетворен в основном
  • частично
  • не удовлетворен

15

Как вы оцениваете свое участие в разработке проекта?

  • Активное
  • Недостаточно активное
  • Пассивное

16

В какой мере проявил себя?

  • в полной мере
  • в значительной
  • частично (мало)  проявил
  • не проявил

17

В какой мере ты удовлетворен отношениями с ребятами, работая над проектом?

  • полностью удовлетворен
  • в основном
  • частично
  • не удовлетворен

18

Формированию, каких личностных качеств, способствует работа над  проектом в особой степени:

  • целеустремленность
  • экологическое мировоззрение
  • любознательность
  • трудолюбие
  • общительность
  • развитие творчества
  • ответственность
  • терпимость

19

Что доставило наибольшее удовольствие:

  • сбор информации
  • исследовательский этап
  • этап обработки собранного материала и подготовки выхода проекта
  • оформление, презентация

20

В   какой   мере   работа   над   проектом способствовала   определению      профессиональных интересов?        

  • полной мере
  • значительной мере
  • мало способствовала
  • не способствовала  


Список литературы

1.Лебедев О. Е. Управление образовательными системами: Учеб-метод. пособие для вузов. – М., 2004. – 136с.

 2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации,    интенсификации и эффективности управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

3. Сергеев И.С. Как организовывать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.

4. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности.// Учитель. – 2000. - №3

5. Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного проекта. – М., 2000.

6.Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.// Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., 1998.

7.Щербакова С. Г. Организация проектной деятельности в школе. Система работы. - Волгоград, Учитель, 2008.

8.Шамова Т.И. Технология проектного обучения. В сб.: Реализация управленческих и педагогических технологий как средство развития учреждений образования. – М.: МПГУ, 1998.

                                                                    Приложение 1

Проект «Второстепенные и внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума »

  Учебный предмет: литература

Класс:11

Вид проекта: исследовательский и творческий, индивидуальный, долгосрочный(6 месяцев)

 Проблема: двойственное отношение учащихся к введению данных персонажей в комедию

Цель проекта: исследовать типичность характеров внесценических и второстепенных персонажей, их роль в произведении и жизни главных действующих лиц; формирование навыка исследовательской работы; развитие творческих способностей и презентационных умений.

Задачи проекта: исследование и анализ литературного материала, создание авторских иллюстраций, оформление работы и создание презентации.

Мотивация: поиск ответа на вопрос: «Актуальна ли комедия и ее герои в наши дни?»

Информационно-техническое обеспечение: художественная и критическая литература, компьютер, Интернет.

 

 Дополнительно привлекаемые специалисты: режиссер местного народного театра и преподаватели художественной школы.

Продукт: реферат и мультимедийная презентация

Этапы работы над проектом:

1этап организационный –формулировка проблемы, определение цели и задач, выдвижение гипотезы, составление плана исследования.

2этап поисковый и творческий – исследование и анализ литературного материала, просмотр и анализ сценических постановок комедии, изучение критической литературы, отбор материала для реферата, создание авторских портретов второстепенных и внесценических персонажей.

3этап презентация проекта – подготовка и показ  мультимедийной презентации на заседании Научного общества

4этап анализ проекта – самоанализ проекта,

рецензия учителя.

 Проект «Блокадный Ленинград»

Предмет: литература, история, музыка

Класс:10

Вид проекта: творческий, межпредметный, внутриклассный, краткосрочный(1месяц), групповой(15человек)

Проблема: низкий уровень патриотического воспитания учащихся

Цель: формирование у учащихся чувства уважения к героическим страницам истории; развитие творческих способностей и навыков проектной деятельности.

Задачи: изучить документы военных лет, познакомиться с музыкальными и художественными произведениями о войне; создать документально-поэтическую композицию на основе собранного материала.

Информационно-техническое обеспечение: документы, материалы краеведческого музея, документальные фильмы, Интернет, музыкальная фонотека, стихи о войне.

Дополнительно привлекаемые специалисты: работники музея, учителя истории и музыки.

Продукт:  документально-поэтическая композиция.

Этапы работы над проектом:

1этап организационный:  распределение заданий по группам:1- изучение документов,2-3- знакомство с произведениями литературы и музыки о блокаде Ленинграда,4- изучение документальной хроники тех лет Роль учителя- консультирующая(1день)

2этап поисковый: работа в группах_ сбор и анализ материала. Роль учителя- консультирующая(1неделя)

3этап творческий: создание сценария документально-поэтической композиции; организация постановки по сценарию. (1неделя) Роль учителя- консультирующая

4этап презентация: представление документально-поэтической композиции на вечере, посвященном памяти жертв блокадного Ленинграда (10-11класс)

5этап анализ проекта - рецензия независимых консультантов(учителей истории и литературы) и анализ проделанной работы.

Проект «Образ дьявола в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита »

  Учебный предмет: литература

Класс:11

Вид проекта: исследовательский , индивидуальный, долгосрочный(6 месяцев)

Проблема: в чем загадка Воланда в романе М. Булгакова?

Цель проекта: раскрыть образ Воланда в романе М. Булгакова, сравнить различные точки зрения на личность Воланда, осмыслить его роль в произведении; формирование навыка исследовательской работы; развитие ключевых компетенций.

Задачи проекта-  исследование и анализ литературного материала: 1-развитие образа Воланда во время создания романа,2 выяснить кто послужил прообразом героя, есть ли аналоги в мировой литературе, изучить роль Воланда в романе, проанализировать различные трактовки образа критиками; оформление работы и создание презентации.

Мотивация: участие в школьном конкурсе «Лучший проект года».

Информационно-техническое обеспечение: художественная и критическая литература, компьютер, Интернет, экранизация романа.

 

Продукт: реферат и мультимедийная презентация

Этапы работы над проектом:

1этап организационный –формулировка проблемы, определение цели и задач, выдвижение гипотезы, составление плана исследования.

2этап поисковый – исследование и анализ литературного материала, просмотр и анализ телевизионной экранизации романа, изучение критической литературы, отбор материала для реферата.

3этап презентация проекта – подготовка и показ  мультимедийной презентации на заседании Научного общества

4этап анализ проекта – самоанализ проекта,

рецензия учителя и мнения членов Научного общества.

 

Проект «Символика в поэме А. А. Блока «Двенадцать»

  Учебный предмет: литература

Класс: ученик11класса

Вид проекта: исследовательский , индивидуальный, долгосрочный(6 месяцев)

Проблема: сложность при восприятии и трактовке символики поэмы.

Цель проекта: исследовать сложную символику поэмы «Двенадцать»,определить роль символики в воплощении идейного замысла автора; формирование навыка исследовательской работы; развитие ключевых компетенций.

Задачи проекта-  исследование и анализ литературного материала:

1-изучить особенности творчества А. А. Блока как поэта-символиста,

2 определить влияние Октябрьских событий на мировоззрение А. Блока,

 3 проанализировать жанровое и композиционное своеобразие поэмы,

4 отметить особенности символизма поэмы;

оформление работы и создание презентации.

Мотивация: найти разгадку символов поэмы..

Информационно-техническое обеспечение: художественная и критическая литература, компьютер, Интернет.

 

Продукт: реферат и мультимедийная презентация

Этапы работы над проектом:

1этап организационный –формулировка проблемы, определение цели и задач, выдвижение гипотезы, составление плана исследования.

2этап поисковый – исследование и анализ литературного материала,  изучение критической литературы, отбор материала для реферата.

3этап презентация проекта – подготовка и показ  мультимедийной презентации на заседании Научного общества

4этап анализ проекта – самоанализ проекта,

 

Проект «Особенности психологизма  в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание »

  Учебный предмет: литература

Класс:ученица11класса

Вид проекта: исследовательский , индивидуальный, долгосрочный(6 месяцев)

Проблема: трудность анализа психологических особенностей романа.

Цель проекта: показать психологию современного автору человека, пытающегося найти решение социальных проблем; формирование навыка исследовательской работы; развитие ключевых компетенций.

Задачи проекта-  исследование и анализ литературного материала: 1-проанализировать поведение героев романа, попадающих в сложные экстремальные жизненные ситуации, в которых обнажается их сущность, 2изучить и проанализировать художественные приемы, которые помогают автору добиться выразительности и глубины повествования(сны, монологи, речь героев, погоду, портретные характеристики,оформление работы и создание презентации.

Мотивация: найти ответ на вопрос: «Почему роман Достоевского считается лучшим психологическим романом 19 века?»

Информационно-техническое обеспечение: художественная и критическая литература, компьютер, Интернет, экранизация романа.

 

Продукт: реферат и мультимедийная презентация

Этапы работы над проектом:

1этап организационный –формулировка проблемы, определение цели и задач, выдвижение гипотезы, составление плана исследования.

2этап поисковый – исследование и анализ литературного материала, просмотр и анализ телевизионной экранизации романа, изучение критической литературы, отбор материала для реферата.

3этап презентация проекта – подготовка и показ  мультимедийной презентации на заседании Научного общества

4этап анализ проекта – самоанализ проекта,

Проект «Проблема добра и зла  в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита »

  Учебный предмет: литература

Класс:ученица11класс

Вид проекта: исследовательский , индивидуальный, долгосрочный(6 месяцев)

Проблема: сложность постижения таких философских категорий как добро и зло.

Цель проекта: исследовать понятие зла в романе М. Булгакова, выявить и обнажить пороки человеческого общества: взяточничество, зависть, жажду обогащения, насилие над свободой личности; формирование навыка исследовательской работы; развитие ключевых компетенций.

Задачи проекта-  исследование и анализ литературного материала: 1-проследить историю создания романа,2 выяснить проблемы добра и зла через анализ образов Воланда, Понтия Пилата, Иешуа , проследить путь душевного обновления Ивана Бездомного, доказать, что миром правит любовь и доброта; оформление работы и создание презентации.

Мотивация: найти ответ на вопрос: «В чем сущность добра и зла и есть ли между ними граница?»

Информационно-техническое обеспечение: художественная и критическая литература, компьютер, Интернет, экранизация романа.

 

Продукт: реферат и мультимедийная презентация

Этапы работы над проектом:

1этап организационный –формулировка проблемы, определение цели и задач, выдвижение гипотезы, составление плана исследования.

2этап поисковый – исследование и анализ литературного материала, просмотр и анализ телевизионной экранизации романа, изучение критической литературы, отбор материала для реферата.

3этап презентация проекта – подготовка и показ  мультимедийной презентации на заседании Научного общества

4этап анализ проекта – самоанализ проекта,

Проект «Словари русского языка »

  Учебный предмет: русский язык

Класс: 5класс

Вид проекта: исследовательский , поисковый, групповой, краткосрочный (1неделя)

Проблема: незнание словарей русского языка и неумение ими пользоваться.

Цель проекта: изучить словари русского языка , их разновидности, структуру , научиться извлекать из них информацию и использовать ее в работе; формирование навыков проектирования.

Мотивация: создание собственного словаря.

Информационно-техническое обеспечение:  словари, Интернет, компьютер.

Продукт: мультимедийная презентация, творческие задания, словарь терминов 5класса.

Этапы работы над проектом:

1этап организационный –формулировка проблемы, определение цели и задач, организация групп, определение формы  конечного продукта.

2этап поисковый –изучение словарей, биографий авторов, создание слайдов, карточек, кроссворда, словаря терминов для 5 класса, подбор пословиц и поговорок о словарях.

3этап презентация проекта – подготовка и показ  мультимедийной презентации, выступление с сообщениями, организация и проведение творческо-поисковой работы.

4этап анализ проекта – самоанализ проекта,        

рецензия учителя

Приложение 2

ПРОГРАММА КУРСА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ «УЧИМСЯ ПРОЕКТИРОВАТЬ»

Пояснительная записка

Одной из важнейших проблем современной школы является проблема оторванности обучения от жизни ребенка, что является главной причиной отчуждения от школы детей, потери интереса к учению.

Для привития обучающимся положительных мотивов учения есть только один путь - максимальное приближение школьного образования к их жизни, к их потребностям и интересам.

Ученик - это, прежде всего, индивидуальность, у него есть свой кругозор, свое отношение к миру. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно в ходе самовоспитания, саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.

В том числе в проектной деятельности.

Метод проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем:

  • обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию
    в знания, осуществлять ее целенаправленный поиск;
  • отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному
    росту, к самостоятельному приобретению новых знаний.

Современному обществу требуются образованные люди. не столько вооруженные знаниями, но умеющие их добывать, приобретать их по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.

Очевидно, что школа нужна человеку для того, чтобы помочь ему научиться достойно жить, адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, работать в группе, быть коммуникабельным,  контактным в различных социальных группах.

Следовательно, школа должна создавать условия для

самореализации ребенка, для формирования его индивидуальности.

Цель данного курса состоит в формировании проектных умений обучающихся как одного из условий развития их индивидуальности.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • формировать у обучающихся приемы и способы проектной
    деятельности, позволяющие подготовить их к успешному выполнению проекта;
  • способствовать развитию самоуправления, самоорганизации, самопознания и самооценки ребенка;
  • помочь приобрести обучающимся новые знания о себе самом и реализовать эти знания в проектной деятельности;
  • способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-
    оценочных умений и навыков;
  • учить школьников пользоваться приобретенными знания
    ми для решения познавательных и практических задач;
  • развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение.

Обоснование программы курса

Занятия курса «Учимся проектировать» разрабатывались в соответствии с целями и задачами новых государственных стандартов о формировании проектировочных компетентностей обучающихся и на основе авторской концепции педагогики индивидуальности человека.

Концепция педагогики индивидуальности О. С. Гребенюка о формировании и развитии семи сфер индивидуальности как целей развития школьника:

  • интеллектуальная сфера;
  • мотивационная сфера;
  • эмоциональная сфера;
  • волевая сфера;
  • сфера саморегуляции;
  • предметно-практическая сфера;
  • экзистенциальная сфера.

В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается: «Участие учащихся в проектной деятельности, в организации   и   проведении   учебно-исследовательской   работы...


Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • формировать у обучающихся приемы и способы проектной
    деятельности, позволяющие подготовить их к успешному вы
    полнению проекта;
  • способствовать развитию самоуправления, самоорганиза
    ции, самопознания и самооценки ребенка;
  • помочь приобрести обучающимся новые знания о себе са
    мом и реализовать эти знания в проектной деятельности;
  • способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-
    оценочных умений и навыков;
  • учить школьников пользоваться приобретенными знания
    ми для решения познавательных и практических задач;
  • развивать творческое, ассоциативное мышление, вообра
    жение.

Обоснование программы курса

Занятия курса «Учимся проектировать» разрабатывались в соответствии с целями и задачами новых государственных стандартов о формировании проектировочных компетентностей обучающихся и на основе авторской концепции педагогики индивидуальности человека.

Концепция педагогики индивидуальности О. С. Гребенюка о формировании и развитии семи сфер индивидуальности как целей развития школьника:

  • интеллектуальная сфера;
  • мотивационная сфера;
  • эмоциональная сфера;
  • волевая сфера;
  • сфера саморегуляции;
  • предметно-практическая сфера;
  • экзистенциальная сфера.

В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается: «Участие учащихся в проектной деятельности, в организации   и   проведении   учебно-исследовательской   работы...


Тематическое планирование курса занятий по формированию умений и навыков проектирования

п/n

Тема занятия

Сфера индивидуальности

Умения и навыки проектирования

1

Вводное. Учимся проектировать

2

Мотивация обучения. Учимся выявлять проблемы

Мотивационная сфера

Проблематизация

3

Развитие воли и успешность проекта. Учимся ставить цели

Волевая сфера

Целеполагание

4-5

Мой интеллект. Учимся планировать

Интеллектуальная сфера

Планирование

6

Мои способности и проект. Учимся применять способности

*

Предметно-практическая сфера

Практическое   применение знаний, умений, навыков

7

Коммуникативные умения и навыки. Учимся взаимодействовать

Экзистенциональная сфера

Коммуникативные

8

Мои чувства и эмоции. Учимся презентации

Эмоциональная сфера

Презентационные

9'

Способность управлять собой. Учимся

рефлексировать

Сфера саморегуляции

Рефлексивные

10

Заключительное. Подводим итоги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы

Для чего нам нужен метод проектов1. Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.2. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.3....

Современные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Современная школаСовременные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихсяПроблема образования - одна из актуальных и наиболее обсуждаемых в обществе проблем. Уже само словосоч...

"Организация проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы"

Структура организации проектной деятельности обучающихся при анализе художественного текста...

Особенности организации проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы

В статье представлены особенности организации проектной деятельности обучающихся на уроках  русского языка и литературы.  Применение метода проектов на уроках русского языка и литератур...

«Организация активной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы».

laquo;Организация активной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»....