Интеграция литературы с другими видами искусств на уроках литературы в школе.
статья по литературе (5 класс)

Перед педагогами средней школы стоит непростая задача — научить ребенка не просто бегло читать, но читать осмысленно, не просто воспринимая информацию и сюжетные линии текста, но и углубляясь в эмоциональный мир героя. Ребенок должен воспринимать книгу целостно - и интеллектуально, и эмоционально.

Перед учителем литературы в процессе обучения осмысленному чтению стоят задачи прежде всего заинтересовать юных читателей этим процессом. Какие возможности есть у нтегрирования литературы с другими видами искусств рассказывает материал этой статьи.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ob_integratsii_na_urokah_literatury.odt18.92 КБ

Предварительный просмотр:

 

Перед педагогами средней школы стоит непростая задача — научить ребенка не просто бегло читать, но читать осмысленно, не просто воспринимая информацию и сюжетные линии текста, но и углубляясь в эмоциональный мир героя. Ребенок должен воспринимать книгу целостно  - и интеллектуально, и эмоционально.

         Перед учителем литературы в процессе обучения осмысленному чтению стоят задачи прежде всего заинтересовать юных читателей этим процессом. Это может достигаться с помощью различных способов и приемов. Например — рассмотрение сказочных персонажей и определение их характеров;прослеживание того, как имена героев литературных произведений связаны с их характерами, выявление особых «говорящих» имен; поиск  и выявление «бродячих сюжетов» - таких, которые используются во многих культурах; выявление литературных приемов, описывающих внешность героя и сопоставление их с характером персонажа.

        Нельзя умалять значение интеграции предметов в современной школе, которая может помочь формированию любви к чтению у  школьников.  В словаре Ожегова мы читаем : «Интегрировать – объединять в одно целое». Следовательно, интеграция – объединение всех частей в единое целое, качественно новое. Межпредметные связи показывают связь между предметами, но видны и чёткие разграничения между ними. 

        В последнее время много говорят о слиянии русского языка и литературы в единый предмет – русскую словесность. Но нельзя согласиться с тем, что нужно эти предметы объединить. Цель обучения русскому языку – научить грамотно писать и разбираться в грамматических категориях. Цель уроков литературы – воспитать внимательного читателя, пробудить любовь к художественному слову. Часто на уроках литературы мы работаем над синтаксисом, стилями речи, лексикой, фонетикой. Но свести урок литературы к грамматическому разбору текста? Исчезнет эмоциональный настрой, чувство сопричастности. Поэтому уместно говорить о межпредметных связях русского языка и литературы. Они сближают два предмета, но и сохраняют их самобытность. 

Литература – нравственно-этический и эстетический курс. Она позволяет каждому ученику воспринимать мир в его единстве. Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусства. Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Интеграция помогает глубже развивать эстетические особенности детей. Не секрет, какое место в нашей жизни занимает музыка: кто-то любит рок, кому-то ближе лёгкая музыка. Но есть «вечная» музыка, которую называют классической. Ребята, слушая произведения Бетховена, Моцарта, параллельно с темой урока усваивают и музыкальные ценности. Музыка должна быть неотъемлемой частью урока литературы. Литературу и живопись объединяет повествовательность художественных картин. Интеграция позволит разнообразить анализ произведения, приобщить школьников к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную деятельность учащихся. Мне кажется, что за интеграцией – будущее. Школа призвана развивать творческие способности учеников, а этого можно достичь путём интеграции предметов гуманитарного цикла. 

        Интеграция осуществляет сопоставление произведений смежных искусств с литературными произведениями. Иллюстрации являются своеобразным комментарием к тексту художественного произведения. Они ведут читателя к углубленному пониманию особенностей языка того или иного писателя, помогают увидеть героев глазами художников-иллюстраторов, обогащают возможности изучения литературы в историко-функциональном освещении. Живопись и музыка на уроках литературы помогают постичь идейно-художественное своеобразие произведений.

Современному уроку литературы необходимы новые формы и методы обучения, которые, опираясь на искусство, способны воспитать людей высокодуховных, нравственных, эстетически грамотных. Во многом этому способствует интеграция музыки, живописи и литературы.

В энциклопедии книжного клуба XXI века нахожу определение. Живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись стремится и к раскрытию сущности исторических процессов, и к постижению внутреннего мира человека, и к выражению отвлечённых понятий. Литература «при всех своих изобразительно-выразительных возможностях, не в состоянии представить портрет так зримо, как это делает живопись».

Далеко не каждый может описать картину. Как не позавидовать горожанам, которые имеют возможность посетить музей, услышать живую речь экскурсовода. Ученикам, посетившим выставку, будет легче составить рассказ по картине. Задача учителя – научить делиться своими впечатлениями о картине, подмечать оттенки цветов, прочувствовать настроение картины.

В начале урока необходимо провести словарную работу: натюрморт, пейзаж, портрет, репродукция. Постараемся вспомнить, что такое синонимы: художник (автор, живописец, создатель картины), картина (репродукция, произведение живописи), изобразил (показал, передал, запечатлел, нарисовал)

Наиболее часто используют интеграцию музыки и литературы . Иногда можно подолгу говорить о композиторе, о характере музыки. Временами не следует перегружать детей вопросами, и тогда музыка будет только фоном, придающим задушевный тон уроку, ведь «во многие эпохи проявилось стремление к гармоническому развитию личности средствами музыки и искусства в целом». Обращаем внимание на музыку, выясняем, каков её характер, какие чувства передаёт мелодия. Музыку можно использовать на уроках изучения биографии писателя. Мы знаем Грибоедова как умного дипломата, мы узнаем его как талантливого писателя, но лишь немногие знают его как музыканта, уместно познакомить детей с его вальсом..

А.И.Куприн «Гранатовый браслет» (11-й класс). В произведении упоминается Соната № 2 Л.В.Бетховена. Музыка гармонирует с переживаниями Веры. В этих нежных звуках – жизнь, гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой.

Разговор о С.Есенине уместно будет начать с музыкальности его произведений. Многое поэт берёт от песни, даже частушки, всё пронизано духом народной песни. Его стихи словно созданы для музыки. Некоторые стихи Есенина стали песнями. Вместе с учащимися вспоминаем, можно даже напеть их.

Как показывает опыт, такие уроки не пропадают бесследно. Они эмоционально насыщены, помогают погрузиться в атмосферу художественного произведения. И литература, и музыка имеют много общего в настроении, в передаче чувств человека. 

Список литературы:

1.Т.Г.Браже. «Интеграция предметов в современной школе», «Литература в школе», № 5, 1996 г.

2.С.И.Ожегов. «Словарь русского языка». М., 1990 г.

3.Машенко. «Использование музыки на уроках литературы». М.,1978 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект интегрированного урока: "Взаимосвязь музыки с другими видами искусства на примере оперы «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова»

Цель этого проекта: развитие умения находить  связи между художественными образами, созданными музыкой, литературой, изобразительным искусством, а также развитие  целостного  миро...

Связь музыки с другими видами искусства.

Данный материал представляет собой разработку урока музыки (5 класс) по теме "Связь музыки с другими видами искусства". К разработке прилагается презентация, которая сопровождает все этапы урока. Музы...

Конспект-разработка обобщающего урока по теме «Многообразие связей музыки с другими видами искусств»

В разработке представлен конспект+ презентация по теме  «Многообразие связей музыки с другими видами искусств». Рекомендуется как урок завершение-обощение темы в конце 5 класса. Проводится по тип...

Открытый урок - "звучание музыкальный форм в других видах искусства"

-Итак, сколько же музыкальных предложений прозвучала в этом периоде.(4)-Молодцы!-Оказывается, что эту музыкальную форму можно услышать и в других видах искусства. Как вы думаете, в каких? (Архитектура...

Формирование положительной мотивации через интеграцию литературы с другими образовательными дисциплинами

Формирование положительной мотивации через интеграцию литературы с другими образовательными дисциплинами. Доклад по теме самообразования на заседании кафедры русского языка и литературы...

Рабочая программа факультативного курса по литературе «ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»: СОДРУЖЕСТВО ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ВИДОВ ИСКУССТВА, 6 класс

Литература как школьный предмет имеет интегративный характер, который определяется сущностью литературы как вида искусства. Как и другие виды искусства, литература эстетически осваивает мир, отражая р...

Изучение нового материала по теме литература и другие виды искусства на защите Отечества

Великая Отечественная война стала катализатором развития искусства в Советском Союзе. Деятели искусства, как и обычные граждане, были вовлечены в дело защиты страны. Но у творческих людей, помимо непо...