Изучение нового материала по теме литература и другие виды искусства на защите Отечества
учебно-методический материал по литературе (11 класс)

Можеванова Марина Александровна

Великая Отечественная война стала катализатором развития искусства в Советском Союзе. Деятели искусства, как и обычные граждане, были вовлечены в дело защиты страны. Но у творческих людей, помимо непосредственной, физической битвы с врагом была также не менее важная задача: поддерживать воевавших на фронте и оставшихся в тылу. Особое развитие в годы ВОВ получили следующие виды искусства: литература, живопись, графика и кино, театр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyateli_lit-ry_i_isk-va_vov_urok.docx33.64 КБ

Предварительный просмотр:

 Литература и другие виды искусства на защите Отечества.

Урок обучающий. Объяснение нового материала.

Цели:

1. 1)Познакомить учащихся с  литературой Великой Отечественной войны (поэзия, проза, драматургия);

    2)Познакомить учащихся с деятелями живописи, графики, кино, театра во время Великой Отечественной войны.

2. Развивать умение внимательно слушать учителя, конспектировать основной материал урока.

3. Воспитывать патриотические чувства через изучаемую тему.

Оборудование: проектор, экран.

Вступительное слово учителя:

Великая Отечественная война стала катализатором развития искусства в Советском Союзе. Деятели искусства, как и обычные граждане, были вовлечены в дело защиты страны. Но у творческих людей, помимо непосредственной, физической битвы с врагом была также не менее важная задача: поддерживать воевавших на фронте и оставшихся в тылу. Особое развитие в годы ВОВ получили следующие виды искусства: литература, живопись, графика и кино, театр.

ЛИТЕРАТУРА ВОВ.

Основная задача литературы в период войны заключалась в том, чтобы отобразить жизнь воюющего народа, передать величие его подвига, вызвать глубокие патриотические чувства, внушить еще большую ненависть к врагу.

Все это определило преобладание в советской литературе тяжелых лет войны таких специфических жанров, оперативно отражавших суровые будни фронта и тыла, как газетные очерки, статьи, публицистические выступления в газетах и на радио.

Публицистика А. Толстого, М. Шолохова, Н. Тихонова, В. Вишневского, К. Симонова, И. Эренбурга стала еще одним видом оружия, разящим врага. Вместе с тем создавались повести, романы, пьесы, поэтические произведения, главными героями и темой которых был народ, его стойкость и героизм в борьбе с врагом.

М. Шолохов "Наука ненависти",  К. Симонов, стихи: "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины", "Синий платочек", "Жди меня и я вернусь",  «Народ бессмертен» В. Гроссмана, «У стен Ленинграда» В. Вишневского, «Ленинградская поэма» О. Берггольц,  «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Волоколамское шоссе» А. Бека, «Дни и ночи» К. Симонова, «Урал в обороне» М. Шагинян, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Зоя» М. Алигер — эти и другие литературные произведения, созданные в годы войны, охватывали фронт, тыл, партизанское движение.

Через всю поэзию военных лет проходит тема опаленной юности, тема юношей 41-го года, прямо со школьной скамьи ушедших на фронт. О них, о юношах и девушках в солдатских шинелях, с проникновенной человечностью рассказывают стихи Булата Окуджавы ("До свидания, мальчики"). Поэзия военного поколения раскрывает такой накал высоких человеческих чувств, такой патриотический подъем, что становится понятным, почему люди стояли насмерть под Москвой, как потом под Сталинградом, на Курской дуге, на каждом клочке русской земли. И может быть, самое пронзительное в этом смысле произведение - это знаменитое стихотворение А. Твардовского "Я убит подо Ржевом ", слово погибшего, обращенное к живым. (Зачитать отрывок)

Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу.

Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи "Жди меня" Константина Симонова, "Землянка" Александра Суркова, "Огонек" Исаковского породили многочисленные стихотворные ответы. Поэтический диалог писателей и читателей свидетельствовали о том, что в годы войны между поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечный контакт. Душевная близость с народом является самой примечательной и исключительной особенностью лирики 1941-1945 годов.

Как своих однополчан воспринимали фронтовики героев поэмы А. Твардовского «Василий Теркин», романа М.Шолохова «Они сражались за Родину». В годы войны вышли первые главы романа А. Фадеева «Молодая гвардия», поэма А. Твардовского «Василий Теркин».

(Показать иллюстрации данных книг)

Поэзия ВОВ прежде всего была высоко духовна. В ней все мотивы (философские, любовные, публицистические) находились в органичном единстве. Большой подъем переживали ода и элегия. Ода - т.е. песнь, элегия –т .е. жалоба. К одическим стихам можно отнести: « Убей его» К.Симонова, Партизанам Смоленщины» А.Твардовского. В дни войны обострилось чувство родины, понятия Русь, Родина, Россия  являлись в лирике поэтов ключевыми. Элегическая поэзия выражала оттенки чувств и настроений: и грусть, и скорбь, и жалость, и сострадание, н - р, стих. «Русской женщине»

 М. Исаковского. (Учащийся - «Партизанам Смоленщины» А.Твардовского)

Важное место в литературе военных лет занимали произведения о героическом боевом прошлом русского народа. Традиции борьбы народов России против иноземных захватчиков умножали боевой дух сражающейся Красной Армии, наших граждан, трудящихся в тылу. Литературные произведения поднимали моральный дух советских граждан, укрепляли у них уверенность в победе, развивали чувства национальной гордости и патриотизма.

Проза ВОВ развивается по линии укрупнения жанров. Проза первого периода войны- очерковые жанры, второго периода - рассказ, к концу войны- повести, а в 1945 г вышел первый роман- « Молодая гвардия» А.Фадеева. Иногда из очерка получалась повесть, как, н-р, у К.Симонова очерк « Дни и ночи» послужил основой повести «Дни и ночи», посвященной Сталинградской битве. Сюжетный костяк- история пехотного батальона. В центре повести - капитан Сабуров и его батальон. Повесть рисует будни войны. Завязки и развязки нет. Это хроника, ход военных действий. Одна из важных мыслей повести - утверждение о том, насколько тяжела война.

(Сообщение учащегося о романе «Молодая гвардия» А.Фадеева)

Драматургия ВОВ.

В первые же недели войны  были созданы передвижные агитбригады и фронтовые театры на колесах, которые в воинских частях, на кораблях, в госпиталях поставили немало агит-пьес, как правило, сатирических, высмеивавших захватчиков. Эти небольшие спектакли имели огромный успех у зрителей. Позже появляется широкомасштабная драматургия, ставящая крупные нравственно- философские проблемы современности, показывающая героизм советских людей на фронте.

Широко известная пьеса А.Корнейчука «Фронт» (1942) написана в тяжелоевремя, когда враг рвался к Волге и Кавказу. Драматург поставил в своей пьесе вопрос, волновавший всех: о причинах временных неудач нашей армии, об ошибках военачальников и т.д. (Сообщение учащегося о сюжете пьесы).

КИНО ВОВ — наиболее массовый вид искусства тех лет — сыграло огромную роль в духовной жизни сражающегося народа. Документальные фильмы, кинорепортажи, кинохроника боевых и трудовых буден, созданные, в том числе, и непосредственно на фронте или в партизанских отрядах, поднимали стойкость и самоотверженность советских воинов, патриотизм трудящихся тыла.

Во время войны было выпущено более 400 номеров «Союзкиножурнала», 65 выпусков киножурнала «Новости дня», 24 фронтовых киновыпуска, около сотни документальных фильмов, сюжетами которых стали основные вехи борьбы Красной Армии с захватчиками, наиболее крупные сражения и героические будни трудящихся тыла. Отечественные операторы и режиссеры фиксировали важнейшие события, происходившие на фронте, снимали такие документальные ленты, как «Разгром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе», «Битва за Севастополь», «Берлин» и др.

 (можно продемонстрировать фрагмент)

Мастера художественного кино также внесли значительный вклад в дело победы над врагом. Такие фильмы, созданные ими в период войны, как «Секретарь райкома», «Она защищает Родину», «Два бойца», «Зоя», «Парень из нашего города», «Нашествие», «Жди меня» и другие памятны всем ветеранам фронта и тыла и не потеряли своего патриотического значения и после победы над фашизмом.

(можно продемонстрировать фрагмент)

Ряд художественных фильмов был посвящен героическому прошлому России и Советского государства — «Кутузов», «Суворов», «Иван Грозный» и многие другие.

Звезды «Мосфильма» рыли окопы и тушили зажигательные бомбы, как и другие советские граждане. Когда началась война, Любовь Орлова и Григорий Александров были в Риге. Они сразу же поспешили добраться до Минска, который уже подвергался бомбардировкам с воздуха, а затем выехали в Москву. Орлова сразу стала копать траншеи неподалеку от студии «Мосфильм», а Александров лежал без сознания, пострадав от взрыва авиабомбы во время ночного дежурства в отряде противовоздушной обороны.

Лидия Смирнова в это время была занята на съемках фильма по пьесе Симонова «Парень из нашего города», уже отснятого наполовину. Она также ходила на ночные дежурства, и ей приходилось хватать «зажигалки» руками в асбестовых перчатках. А когда она была свободна от дежурств и съемок, то вместе с другими актрисами собирала шерстяные перчатки и носки для солдат. Когда мужчины с «Мосфильма» уходили в 21-ю Киевскую ополченскую дивизию, актрисы, провожая их, устраивали концерты в военкоматах.

Еще одна восходящая звезда Мария Ладынина снималась в музыкальной комедии «Свинарка и пастух», которую ставил ее муж Иван Пырьев. В мае 1941 г. начались съёмки на Кавказе. На обратном пути в Москву к ним в купе зашел проводник и сказал, что началась война. Они стали обсуждать вопрос, правильно ли теперь снимать и выпускать на экраны комедию, когда люди сражаются и умирают на фронте? Они решили прекратить съемки, а некоторые были намерены уйти на фронт добровольцами.

Но руководство решило съемки фильма продолжать. Много волнений испытывали люди в те дни. Родителей Ладыниной после взятия Вязьмы захватили немцы. Когда приходили плохие новости с фронта, актрисы часто ходили с красными заплаканными глазами, и Пырьев ругался: «Не плакать, черт вас возьми! Невозможно же снимать комедию, если актрисы все плачут». Фильм «Свинарка и пастух» впервые вышел на экраны 7 ноября 1941 г., в день парада на Красной площади, он имел огромный успех у солдат на фронте и с тех пор остается одним из самых популярных советских фильмов.

(можно продемонстрировать фрагмент)

ТЕАТР во время ВОВ

Не остались в стороне от событий и работники театрального искусства. Созданные ими в творческом содружестве с драматургами новые спектакли («Накануне» А. Афиногенова, «Русские люди» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонов, «Фронт» А. Корнейчука, и другие) показывали героизм советского народа в войне, его стойкость и патриотизм. За годы войны на фронте и в тылу состоялось огромное число театрально-художественных выступлений концертных бригад и отдельных исполнителей.

Известные артисты театра, кино и эстрады создавали творческие бригады, которые выезжали на фронт, в госпитали, заводские цеха и колхозы. На фронте было дано 440 тыс. спектаклей и концертов силами 42 тыс. творческих работников.

Уже в первые дни Великой Отечественной войны призывно зазвучала по всей стране скорбная песня-гимн «Священная война», созданная композитором А. Александровым и поэтом В. Лебедевым-Кумачом. Большой популярностью в народе пользовались песни А. Новикова, И. Дунаевского, В. Мурадели, Б. Мокроусова, К. Листова, М. Фрадкина, М. Блантера и других наших композиторов. Они поднимали дух народа, воспевали мужество и стойкость тружеников тыла.

Продемонстрировать песню.

Как свое духовное оружие весь советский народ, все прогрессивное человечество восприняли героическую Седьмую симфонию Д. Шостаковича, созданную в конце 1941 года в осажденном Ленинграде. Крупные симфонические произведения во время войны были созданы композиторами А. Хачатуряном, Н. Мясковским, С. Прокофьевым.

(Включить симфонию)

ЖИВОПИСЬ ВОВ.

Духом военного времени было проникнуто творчество художников и скульпторов. В годы войны получили широкое распространение такие формы оперативной наглядной агитации, как военный и политический плакаткарикатура. Многотысячными тиражами выходили такие памятные всему военному поколению плакаты: «Воин Красной Армии, спаси!» (В. Корецкий), «Партизаны, мстите без пощады!» (Т. Еремин), «Родина-мать зовет!» (И.Тоидзе) и многие другие.

 Более 130 художников и 80 поэтов принимали участие в создании сатирических «Окон ТАСС». Продемонстрировать.

Надо отметить, что руководство страны переориентировало деятельность историков, философов, юристов на пропаганду патриотизма, которая стала мощным средством мобилизации духовных сил народа на борьбу с врагом. Были внесены новые элементы в методы пропаганды. Классовые, социалистические ценности заменялись обобщающими понятиями «Родина» и «Отечество». В пропаганде перестали делать особый упор на принцип пролетарского интернационализма (в мае 1943 г. был распущен Коминтерн). В ее основе теперь лежал призыв к единству всех стран в общей борьбе против фашизма независимо от характера их общественно-политических систем.

Основной тематикой живописи тех лет была, разумеется, военная. Художники отражали в своих работах фашистскую угрозу, суровые будни, ненависть к врагу, страдания советского народа, скорбь по погибшим. В начале войны присутствовала торопливая фиксация увиденного, не исключающая глубины мысли (Я. Николаев «За хлебом», В. Пакулин «Набережная Невы. Зима»). В середине войны в живописи наблюдались лаконизм, простота, прямолинейность. К концу войны картины становятся сложнее, с развитой драматургией.

Основные жанры и произведения живописи

Развивались следующие жанры:

  • Портретная живопись (П. Кончаловский «Автопортрет», М. Сарьян «Портрет писателя М. Лозинского»);
  • Пейзажные зарисовки (А. Пластов «Фашист пролетел», К. Юон «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года»);
  • Исторические полотна (А. Бубнов «Утро на Куликовом поле», М. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем»).

Война становится основной темой во всех жанрах: в исторической живописи художники обращались к военному прошлому, в портретной – изображали героев войны и тружеников тыла, даже пейзаж приобретает патриотическую направленность.

Вдохновляющая ГРАФИКА ВОВ

В графике процветал патриотический плакат. Все помнят плакаты В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», И. Тоидзе «Родина-мать зовёт!», Т. Ерёмина «Партизаны, мстите без пощады!» Все эти плакаты отвечали агитационным задачам. Первый плакат, вдохновляющий людей на подвиг, появился уже 23 июня 1941 г.: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» (Кукрыниксы). Плакат – один из ведущих жанров изобразительного искусства 40-х гг. Продемонстрировать.

ИТОГ УРОКА:

Итак, сегодня на уроке мы поговорили о литературе ВОВ, а также познакомились с живописью, графикой, кинематографом, театром, которые в период Великой Отечественной войны стояли на защите нашего Отечества. Таким образом, в начале 40-х гг. все силы деятелей искусства были брошены на правдивое изображение трагедии войны и прославление подвига советского народа. Мы доказали себе и врагам, что наша страна и в нелёгкое время остаётся страной свободных и талантливых, никому не покорившихся писателей, художников, деятелей кинематографа. 

Надо отметить, что руководство страны переориентировало деятельность историков, философов, юристов на пропаганду патриотизма, которая стала мощным средством мобилизации духовных сил народа на борьбу с врагом. Были внесены новые элементы в методы пропаганды. Классовые, социалистические ценности заменялись обобщающими понятиями «Родина» и «Отечество». В пропаганде перестали делать особый упор на принцип пролетарского интернационализма (в мае 1943 г. был распущен Коминтерн). В ее основе теперь лежал призыв к единству всех стран в общей борьбе против фашизма независимо от характера их общественно-политических систем.

Оценки за урок – за активное участие в обсуждении материала урока, за повторение ранее изученного материала.

Домашнее задание – прочитать поэму А.Т.Твардовского «Василий Тёркин».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изучения нового материала по теме "Броуновское движение"

Урок изучения нового материала, представлен, чтобы углубить знания о молекулярном строении вещества, рассмотреть причины броуновского движения, познакомить с молекулярными силами взаимодействия и их п...

Модель урока – изучения нового материала по теме «Химические свойства кислот» на основе модулей ЭОР

Модель урока – изучения нового материала по теме «Химические свойства кислот» (8 класс) на основе модулей ЭОР. Цель урока – Изучить химические свойства, характерные для класса кислоты....

Презентация по теме: " Изучение нового материала по теме: «Условный оператор на языке Pascal»".

План урока:1.      Постановка цели урока. Организационный момент – 3мин.( 2 слайд)2.      Закрепления пройденного материала (тестирование, задан...

Программа элективного курса по литературе для учащихся 11 класса «Футуризм в литературе и других видах искусства»

Данный элективный курс предназначен для учащихся общеобразовательной школы, которые заинтересованы в более глубоком изучении литературы и мировой художественной культуры....

Рабочая программа факультативного курса по литературе «ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»: СОДРУЖЕСТВО ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ВИДОВ ИСКУССТВА, 6 класс

Литература как школьный предмет имеет интегративный характер, который определяется сущностью литературы как вида искусства. Как и другие виды искусства, литература эстетически осваивает мир, отражая р...

Интеграция литературы с другими видами искусств на уроках литературы в школе.

Перед педагогами средней школы стоит непростая задача — научить ребенка не просто бегло читать, но читать осмысленно, не просто воспринимая информацию и сюжетные линии текста, но и углубляясь в ...