Литературная викторина как эффективный приём формирования читательской компетенции.
статья по литературе

Головина Анастасия Васильевна

        Литературные викторины помогают в нашей педагогической практике существенно повысить качество уроков литературы, активизировать мыслительную деятельность учащихся, воображение, полноценнее                                      воспринимать любое художественное произведение.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья20.74 КБ
Файл презентация206.88 КБ

Предварительный просмотр:

Головина А. В. -

учитель русского языка и литературы

МОУ Газимуро-Заводской СОШ

(первая квалификационная категория)

Литературная викторина как эффективный приём формирования читательской компетенции.

«Чтение… не сводится к умению читать,

этим умением оно только начинается»

В.А. Сухомлинский

Учитель должен стремиться не к чтению ради чтения, а к чтению как к самостоятельной деятельности ребёнка в мире книг, с которого и начинается образование[2].

Воспитание интереса к чтению, повышение общей и читательской культуры учащихся, осмысленное отношение к общечеловеческим и общекультурным ценностям, формирование высокой нравственности, эстетического вкуса, культуры речи и общения – главные задачи литературного образования[1].

Уроки литературы требуют от учителя не только знания своего предмета, но и способности заинтересовать ребят, увлечь их в мир книг, заставить их переживать за судьбу героев литературных произведений, вызывать потребность перечитывать произведение заново[2].

В современной школе интерес к литературе у ребят значительно падает в силу нескольких причин: много задают домашней работы по другим предметам, не могли найти текст, текст не понравился изначально, поэтому не прочитали, книги заменяет телефон, интернет, телевидение, общение в различных социальных сетях.

Поэтому важным приёмом формирования читательской компетенции школьников считаем использование уроков – викторин, интересных, игровых, захватывающих в отличие от привычного урока.

Викторина – это игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы, содержащая систему правил, которые никак нельзя нарушать, очередностью, ходом, типом и сложностью вопроса, порядком определения победителей, вознаграждением за правильный ответ.

Спешим поделиться опытом проведения подобных уроков. Дети среднего и старшего звена очень любят викторины. Но в своей практике мы больше используем литературную викторину в средней школе для 5-9 классов. Особенно помогает данная игровая форма, когда учитель ведет детей он начала и до конца, приучая их к такому типу работы. Если вдруг внезапно приходится учить детей-старшеклассников, которые в такой форме урока не работали совсем или очень редко, тогда возникают определенные трудности. Дети не умеют держать в руках художественную книгу, не знают даже, где начало, а где конец произведения, не говоря уже о том, чтобы быстро найти и зачитать определенный отрывок.

Проводим викторины либо после изучения двух-трех небольших по объему рассказов (например, А.П. Чехова или И.А. Бунина), или по одной повести, например, по повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя или «В дурном обществе» В. Г. Короленко.

На таком уроке нет ленивых, спящих  и незаинтересованных детей. Работают все, с уверенностью говорим. Традиционно проводим литературную викторину так:

  1. Дети делятся на группы от трех до пяти человек (в зависимости от наполняемости класса);
  2. Придумывают название своей группе;
  3. На доске дежурный чертит таблицу и вписывает название групп (например, 5 групп-5 колонок в таблице);
  4. Выбирают командира команде-группе (о том, что на следующем уроке будет викторина, дети знают и готовятся заранее, также готовят друг другу вопросы);
  5. Со звонком рассаживаемся, начинаем работать, представляем команды и аплодируем друг другу);
  6. Жетоны используем не всегда (и без них хорошо получается);
  7. Соблюдаем следующие правила:

А) идеальная тишина в группе и полное сотрудничество;

Б) командир группы принимает решение, кто будет из группы отвечать первым, а когда он сам;

В) вопросы оцениваются от 0,5 до 5 баллов, в зависимости от сложности вопроса;

Г) за шум команда теряет по 2 балла (это их очень активизирует на благотворную деятельность);

Д) после того как прозвучит вопрос от учителя или ученика, нельзя выкрикивать, нужно только, посовещавшись в группе так, чтобы не слышали другие, поднять руку и ждать, когда вас спросят;

Е) спрашивают ответы не в одном порядке, чтобы (бывает и такое) группа троечников повторила ответ за хорошистами, а в разном порядке, например, на первый вопрос отвечает группа «Шаронавты», на второй - «Лайкеры», на третий -  «Блогеры», на четвертый - «Звездочки», на пятый – «BMW» и так далее;

Ж) называть правильный ответ или делать замечание по поводу неправильного ответа не нужно, только после того как ответят все группы, нужно сказать, кто дал полный ответ на 3 балла, кто был близок к правильному ответу, но не хватило уверенности и правильного формулирования ответа, а кто ответил на 2 балла;

З) учитывается качество речи отвечающих (можно балл отнять или прибавить);

И) баллы в таблицу вписывает обычно не готовый к уроку, пропустивший тему ученик или ребенок с ОВЗ (в нашей работе именно  детям с ОВЗ интересно наблюдать за всем ходом работы, и они помогают мне отследить детей, нарушающих правила викторины, или тех, кто первым поднял руку);

К) работа - викторина более интересна тогда, когда дети соперникам вопросы готовят дома, у нас есть уговор, если группа, задающая вопрос по прочитанному-прочитанным произведениям получает правильный ответ, то баллы получает не она, а группа, правильно ответившая; дети любят задавать вопросы по сноскам к тексту, например, что такое бричка или кто такие гончие;

Л) если в течение всей викторины наблюдается, что кто-то в группе терялся в ответах, не ответил ни разу и не участвовал в обсуждении, то получает «2» за урок; а так дружно, коллективно работающая группа, набравшая наибольшее количество баллов (баллы подсчитываем вместе), получает «5», группа, занявшая второе место - «4», группа, занявшая третье место, - 3. По примерно равным (в один-два балла) результатам оценки выставляются и другим группам.

 Конечно, бывали группы, которые полностью «прогорали» на викторинах, не готовясь и не читая, надеясь на удачу, на подсказку. Но ради такой игры-«гонки» можно и приготовиться. Потом замечаешь, что результаты в обучении становятся лучше. Проигравшая когда-то группа в следующий раз не простит своего «обидчика» и постарается его обязательно обыграть!

Вопросы литературных викторин используем самые разные, от года написания произведения до тончайших деталей текста.

Приведем в пример несколько использованных в нашей практике и самостоятельно составленных вопросов для литературной викторины (6 класс  - 3 четверть) по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»:

  1. Назовите главных героев произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца»? (1 б)
  2. Как называли сельские жители Митрашу и почему, подтвердите текстом? (2б) – «мужичок в мешочке», далее текст;
  3. Кто такая Травка и какую роль она сыграла в судьбе Насти и Митраши? (3б)
  4. Назовите в правильной последовательности распорядок дня Насти и Митраши? (4 б)
  5. За какой ягодой пошли в лес ребята, почему и в какое время года? (4б)
  6. Почему, как Вы думаете, «Кладовая солнца» не повесть, не рассказ, а сказка-быль? Назовите все элементы, это подтверждающие, по тексту – кто больше? ( 5 б)
  7. Попробуйте объяснить смысл названия произведения «Кладовая солнца» (4б)
  8. Кому Настя отдала собранную ягоду? (1б)
  9. По какой причине брат с сестрой поссорились? (2б)
  10.  Кого нашли в лесу сельские жители после похода в него Насти и Митраши? (3б)
  11.  Каким качествам характера можно поучиться современным детям у Насти и Митраши? (до 5 б)
  12.  Как в лесу Настя нашла брата? (1 б)
  13.  Почему дети войны самые сильные, мужественные, трудолюбивые, бережливые и стойкие люди? (до 5 б)
  14. Узнайте персонажа по следующему описанию (читаю описание) (1 б)
  15.  Кому принадлежат эти слова (зачитываю слова) (1 б).

Как видим, составленные разного уровня вопросы, требующие знания текста, умения с ним работать, быстро и верно находить нужную информацию, формируют навыки разного вида чтения, художественного анализа, позволяют подросткам строить устное монологическое высказывание,  выражать свою гражданскую позицию. Всё это и способствует формированию читательской компетенции.

Конечно, не стоит увлекаться подобными викторинами слишком часто, устраивать соперничество, азарт.  Просто разнообразить подобной игровой формой уроки литературы, ведь от неё дети получают массу положительных эмоций и ни разу ещё в нашей практике не получали негатива. Детям хочется, чтобы викторины были на уроках как можно чаще, ребята готовы прочитать текст, чтобы потом поиграть друг с другом и выявить  внимательно, детально читающих или совсем не читающих, или читающих наполовину.

Литературные викторины помогают в нашей педагогической практике существенно повысить качество уроков литературы, активизировать мыслительную деятельность учащихся, воображение, полноценнее воспринимать любое художественное произведение.

Используемая литература:

  1. Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей [текст]. - / Сост.В.А. Лазарева. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.
  2. Ниталимова Л.В. , Семенова С.Н. Развитие читательского интереса школьников [текст]. – М.: Ментор. – 2007. - №1.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературная викторина как эффективный приём формирования читательской компетенции «Чтение… не сводится к умению читать, этим умением оно только начинается» В.А. Сухомлинский Учитель должен стремиться не к чтению ради чтения, а к чтению как к самостоятельной деятельности ребёнка в мире книг, с которого и начинается образование[2]. В современной школе интерес к литературе у ребят значительно падает в силу нескольких причин: много задают домашней работы по другим предметам, не могли найти текст, текст не понравился изначально, поэтому не прочитали, книги заменяет телефон, интернет, телевидение, общение в различных социальных сетях.

Слайд 2

Викторина – это игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы, содержащая систему правил, которые никак нельзя нарушать, очередностью, ходом, типом и сложностью вопроса, порядком определения победителей, вознаграждением за правильный ответ.

Слайд 3

Правила, которые мы соблюдаем при проведении викторины: Дети делятся на группы от трех до пяти человек (в зависимости от наполняемости класса); Придумывают название своей группе; На доске дежурный чертит таблицу и вписывает название групп (например, 5 групп-5 колонок в таблице); Выбирают командира команде-группе (о том, что на следующем уроке будет викторина, дети знают и готовятся заранее, также готовят друг другу вопросы); Со звонком рассаживаемся, начинаем работать, представляем команды и аплодируем друг другу); Жетоны используем не всегда (и без них хорошо получается); Соблюдаем следующие правила: А) идеальная тишина в группе и полное сотрудничество; Б) командир группы принимает решение, кто будет из группы отвечать первым, а когда он сам; В) вопросы оцениваются от 0,5 до 5 баллов, в зависимости от сложности вопроса; Г) за шум команда теряет по 2 балла (это их очень активизирует на благотворную деятельность); Д) после того как прозвучит вопрос от учителя или ученика, нельзя выкрикивать, нужно только, посовещавшись в группе так, чтобы не слышали другие, поднять руку и ждать, когда вас спросят;

Слайд 4

Е ) спрашивают ответы не в одном порядке, чтобы (бывает и такое) группа троечников повторила ответ за хорошистами, а в разном порядке, например, на первый вопрос отвечает группа « Шаронавты », на второй - « Лайкеры », на третий - « Блогеры », на четвертый - «Звездочки», на пятый – « BMW » и так далее ; Ж) называть правильный ответ или делать замечание по поводу неправильного ответа не нужно, только после того как ответят все группы, нужно сказать, кто дал полный ответ на 3 балла, кто был близок к правильному ответу, но не хватило уверенности и правильного формулирования ответа, а кто ответил на 2 балла ; З) учитывается качество речи отвечающих (можно балл отнять или прибавить); И) баллы в таблицу вписывает обычно не готовый к уроку, пропустивший тему ученик или ребенок с ОВЗ (в нашей работе именно детям с ОВЗ интересно наблюдать за всем ходом работы, и они помогают мне отследить детей, нарушающих правила викторины, или тех, кто первым поднял руку); К) работа - викторина более интересна тогда, когда дети соперникам вопросы готовят дома, у нас есть уговор, если группа, задающая вопрос по прочитанному-прочитанным произведениям получает правильный ответ, то баллы получает не она, а группа, правильно ответившая; дети любят задавать вопросы по сноскам к тексту, например, что такое бричка или кто такие гончие; Л) если в течение всей викторины наблюдается, что кто-то в группе терялся в ответах, не ответил ни разу и не участвовал в обсуждении, то получает «2» за урок; а так дружно, коллективно работающая группа, набравшая наибольшее количество баллов (баллы подсчитываем вместе), получает «5», группа, занявшая второе место - «4», группа, занявшая третье место, - 3. По примерно равным (в один-два балла) результатам оценки выставляются и другим группам.

Слайд 5

Вопросы для литературной викторины разной степени сложности (6 кл.) Назовите главных героев произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца»? (1 б) Как называли сельские жители Митрашу и почему, подтвердите текстом? (2б) – «мужичок в мешочке», далее текст; Кто такая Травка и какую роль она сыграла в судьбе Насти и Митраши? (3б) Назовите в правильной последовательности распорядок дня Насти и Митраши? (4 б) За какой ягодой пошли в лес ребята, почему и в какое время года? (4б) Почему, как Вы думаете, «Кладовая солнца» не повесть, не рассказ, а сказка-быль? Назовите все элементы, это подтверждающие, по тексту – кто больше? ( 5 б) Попробуйте объяснить смысл названия произведения «Кладовая солнца» (4б) Кому Настя отдала собранную ягоду? (1б) По какой причине брат с сестрой поссорились? (2б) Кого нашли в лесу сельские жители после похода в него Насти и Митраши? (3б) Каким качествам характера можно поучиться современным детям у Насти и Митраши? (до 5 б) Как в лесу Настя нашла брата? (1 б) Почему дети войны самые сильные, мужественные, трудолюбивые, бережливые и стойкие люди? (до 5 б) Узнайте персонажа по следующему описанию (читаю описание) (1 б) Кому принадлежат эти слова (зачитываю слова) ?(1 б).

Слайд 6

Таким образом, составленные разного уровня вопросы, требующие знания текста, умения с ним работать, быстро и верно находить нужную информацию, формируют навыки разного вида чтения (ознакомительного, изучающего, просмотрового, поискового), художественного анализа, позволяют подросткам строить устное монологическое высказывание, выражать свою гражданскую позицию. Всё это и способствует формированию читательской компетенции !

Слайд 7

Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы формирования читательской компетенции

Методы и приёмы формирования читательской компетенции. Из опыта работы учителя русского языка и литературы....

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках английского языка

Актуальность темы обусловлена редким использованием иноязычной художественной литературы в школьной практике. Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная...

Докла "Читательские интересы современных школьников и проблемы формирования читательской компетенции"

В докладе рассматриваются проблемы формирования читательской компетенции современных школьников...

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках географии

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задае...

Материалы семинара "Приёмы формирования читательской грамотности у обучающихся".

Материалы семинара "Приёмы формирования читательской грамотности у обучающихся"....

Эффективные приемы формирования читательской компетенции

Эффективные приемы формирования читательской компетенции...