Разработка урока по литературе "Возвращение домой: Художественная картина малой Родины в творчестве Н.Н.Гульнева"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Вараева Татьяна Александровна

Урок внеклассного чтения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_gulnev.docx38.52 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Любимовская СОШ»

Большесолдатского района Курской области

Урок

Внеклассного чтения на тему:

«Возвращение домой: художественная картина малой Родины в творчестве Н.Н.Гульнева»

Подготовила

Учитель русского языка и литературы

Вараева татьяна Александровна

Тип урока: Урок внеклассного чтения, урок усвоения новых знаний

Классы, на которые ориентирован урок: 8-11

Цель урока: знакомство с темой малой Родины в поэзии Николая Гульнева на примере стихотворений «Возвращение», «Холм», «Дед».

Задачи:

Образовательные:

-познакомить учащихся со стихотворениями, раскрывающих тему памяти о малой родине;

-закрепить понятия  об основных лирических жанрах;

-совершенствовать навыки художественного анализа лирического произведения.

Развивающие:

-развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

-развивать умение применять новые знания;

-развивать творческие, речевые способности учащихся;

-развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

-формировать логическое мышление;

-развивать  умение опираться на свой субъективный опыт.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и уважение к родному краю, патриотизм посредством знакомства с творчеством земляка.

Оборудование и оформление: выставка книг Н.Гульнева, ПК, проектор, листовки с текстами произведений, словари.

Структура урока:

  1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний. Постановка учебной цели.
  3. Работа по теме урока. Усвоение знаний и первичное закрепление материала.
  4. Рефлексия. Подведение итогов.
  5. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: -Добрый день, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок: мы будем знакомиться с творчеством одного замечательного поэта, чьи стихи вы не встретите в школьной программе. Этот поэт - наш земляк. Но перед тем, как вы узнаете, кто этот человек, ответьте мне на один вопрос: случалось ли вам когда-нибудь надолго уезжать из родного дома?

Ответы учащихся

Учитель: -Ребята, скажите, пожалуйста, какие чувства вы испытывали вдали от дома? А какие чувства вы испытывали, когда возвращались?

Ответы учащихся

  1. Актуализация знаний. Постановка учебной цели

Учитель: -Мы с вами поговорили о наших воспоминаниях, тоске по родному дому, о том, как мы скучаем вдали от него по близким. Скажите, ребята, а знаете ли вы какие-нибудь произведения литературы, в которых раскрывается эта тема – память о родине?

Ответы учащихся

Учитель: - Воспоминание – одна из наиболее востребованных тем в современной поэзии. Это может быть память о детстве, любви, дружбе, о родине… Раскрыть эту тему в литературе призвана элегия лирический жанр, содержащий в свободной стихотворной форме выражение печали или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.

Сегодня на уроке мы будем говорить о воспоминаниях  Николая Николаевича Гульнева, а точнее, о его памяти о малой родине – том селе, где он родился и вырос. (На экране проецируется портрет Н.Гульнева, у учащихся на столах листовки с текстами стихотворений, делается запись темы в рабочие тетради)

  1. Работа по теме урока. Усвоение знаний и первичное закрепление материала.

1.Учитель: - В 1941 году в селе Любимовка Иванинского (сейчас – Большесолдатского) района Курской области родился Николай Николаевич Гульнев, один из талантливейших поэтов современности.

Окончив Любимовскую среднюю школу, он  выбрал для себя судьбу военного моряка. По словам самого поэта, военная династия его семьи насчитывает шесть-семь поколений. Это говорит о традициях, в которых воспитывался будущий поэт, где честь и долг перед Отечеством ставились превыше всего. В приложении к книге «Поступь Отечества», которое называется «Мы служили Отечеству» Н.Гульнев напишет: «Моя Родина – это русская глубинка, где было принято здороваться первым с незнакомым человеком. Она веками в трудные времена давала защитников Отечеству».

В этом же приложении автор повествует о судьбах героев своей семьи, испытавших немало трудностей в разные поколения. Поэт славит мужество,  верность долгу перед Отечеством и истинное крестьянское трудолюбие. В завершение этого повествования он скажет ключевые слова: «Такая участь служивого человека в нашем Отечестве – это сама история моей России».

Образ родной земли в стихах поэта раскрывается как основа нравственного идеала человека. Время идет, мир меняется, как и сама глубинка, но любовь к малой родине остается неизменной в его сердце.

Н.Н.Гульнев – автор 51 книги, включающих в себя большое многообразие тем: флотские будни, дружба и любовь, сатира на современность и др.

Но давайте послушаем стихотворение Николая Николаевича Гульнева, которое называется «Возвращение». (Заранее подготовленный чтец  читает стихотворение):

За унылой рекой,

Средь крутых косогоров,

Средь поникших ракит

И худого жнивья,

Не до радости мне,

Не до смеха и споров,

Не до дивных ночей

Под напев соловья.

Я в дороге устал

И от стаи отбился,

Я надежды свои

Растерял по пути,

Я вернулся в края,

Где когда-то родился,

Где хотел бы покой

Для души обрести.

Постоять бы молчком

У пустого овина,

Посидеть бы с утра

У немого пруда,

И понять, как меня

Уносила стремнина

От отцовских крестов

Сквозь огни навсегда.

Кто-то мне говорил –

Возвращаться не надо,

Кто-то мне утверждал –

Все быльем поросло,

А вода утекла

С высоты водопада –

Возвращенье еще

Никого не спасло!

…Проскакали в полях

Ошалевшие кони

И в дубравах седых

Все цветы отцвели –

Я вернулся сюда,

Чтоб в пустые ладони

Взять сиротский комок

Отсыревшей земли.

- Ребята, скажите, пожалуйста, какие мысли или ассоциации возникли у вас при прослушивании данного стихотворения? Какая картина вам представилась? Ответы учащихся

- Возможно, кто-то смог мысленно нарисовать пейзаж, описанный в этом произведении. Может, это реальные места в вашей местности? Расскажите, что вы представили, и с помощью каких строк, оборотов и словосочетаний у вас возникла такая картина? Ответы учащихся.

- Скажите, а как называются эти художественные приемы? (примерный ответ учащихся: эпитеты и метафоры)

- Действительно, автор использует в стихотворении множество эпитетов, передающих неяркий образ той местности, в которую возвращается поэт: за унылой рукой,  поникших ракит, пустого овина, немого пруда, худого жнивья. 

- Ребята, давайте обратимся к композиции стихотворения.  Возможно, кто-то из вас заметил, что в нем присутствует много местоимений. Давайте найдем их и охарактеризуем. Как вы думаете, какую роль выполняют эти местоимения в тексте? Ответы учащихся

- Встретились ли вам в этом тексте незнакомые слова? Если да, то давайте найдем их и дадим определение с помощью толкового словаря и словаря В.И.Даля. (Работа со словарем)

Стремнина - место в реке, потоке с бурным стремительным течением; Отцовских крестов – здесь – отчих заветов.

Дети записывают слова и определения в тетради.

- Ребята, давайте сделаем вывод по этому стихотворению. Для чего автор возвращается в родные края, и что для себя он обнаруживает? (Примерный ответ: «Он возвращается на родину в поисках «покоя»: «Я вернулся в края, где когда-то родился, где хотел бы покой для души обрести…», он возвращается, что прикоснуться к родной земле: «в пустые ладони взять сиротский комок отсыревшей земли»)

2. Учитель: - Перед вами еще одно стихотворение Н.Гульнева. Оно называется «Холм». Давайте послушаем его. (Читает заранее подготовленный ученик)

Как бы счастье вернуть

В этом месте забытом,

Где волною трава,

И убором – цветы!

Чтобы мир куполов

Удивил хризолитом

И покоем, что вдруг

Прилетит с высоты.

Все обыденно пусто

И сказочно просто,

Затерялись в глуши родовой

Островки –

Грусть старинных ракит

У немого погоста

И замшелый валун

У хрустальной реки.

Утомилась земля,

Земляки обнищали –

Покосились заборы,

Постройки, дома,

Но недаром отцы

Хоронить завещали

Их у старых крестов

Векового холма.

Все в округе мое –

Доброта и истома,

Стаи ласточек, что

Целый день на лету!

У проросших корней

Своего чернозема,

Показалось и мне,

Я покой обрету.

Тут обойма одна

И великая рота,

Тут последний рубеж

И надежная гать!

…Будет чибис кричать

У немого болота,

А кукушка живым

По утрам куковать.

Учитель: - Ребята, название «Холм» не случайно. В селе Любимовка, где родился поэт, есть одна достопримечательность – храм святого великомученика Дмитрия Солунского (на экране проецируется изображение храма), который, по словам поэта, «до сих пор высится на косогоре». Рядом расположено кладбище, а у подножия холма, на котором стоит храм, протекает небольшая река Реут, вдоль берега которой повсюду растут плакучие ракиты. В речи местных жителей существует выражение «уйти на бугор», «оказаться на Беловском бугре», что означает «умереть и быть похороненным» ( Беловка – это поселок, где находится упомянутая церковь, прим.)

- Скажите, какой пейзаж предстает перед нами в этом стихотворении? Какими приемами он достигается? (Ответы учащихся: пейзаж уже более насыщенный, красочный. Поэт использует для этого эпитеты: «убором цветы», «хризолит куполов», «старинные ракиты», «замшелый валун», и т.д.)

- Что здесь описывает автор? Какую местность он изображает? (Примерный ответ учащихся: здесь изображается уже более конкретная местность, более точный образ малой родины)

- В предыдущем стихотворении нам встретилось сочетание «отцовских крестов». Мы выяснили, что оно обозначает оборот «отцовские заветы». Скажите, упоминается ли в этом тексте тема отцовских заветов? ( Да. («Но недаром отцы хоронить завещали их у старых крестов векового холма)

- Как вы думаете, чем объясняется это уважение к отцовских заветам, обязательность их выполнения? (Это объясняется теми традициями, в которых воспитывался поэт, об этом было сказано в начале урока).

3. Учитель: -И еще одно стихотворение, относящееся к деревенской лирике поэта. Как и предыдущие, оно имеет простое, совсем не пафосное название – «Дед». Давайте послушаем его. (Читает заранее подготовленный ученик):

Мне старый дом

Тропиночка укажет,

Где душу

Разговором веселя,

Вздохнет старик

И безнадежно скажет –

«Коль силы нет,

Так что теперь земля?»

На мир глядит

Печальнее и строже,

Давно готов

От гнева полыхать –

«Так дальше жить

Обидно и негоже,

Коль нашу землю

Некому пахать!»

А яблонь цвет

Пытает и тревожит –

Я майский день

Случайно угадал!

Давно он знал –

Россия не поможет,

А дед России

Все уже отдал.

Спасибо, дом,

За дивную минутку,

За стол и печь

С остатками огня,

За дым кольцом

И злую самокрутку,

И мед, что дед

Оставил для меня.

Парадных дней

Мелькнула годовщина,

Цвели луга,

Вставали зеленя!

…Россия здесь –

У старого овина,

И временем

Разбитого плетня.

Учитель: - Прототипом образа старика, героя этого стихотворения, стал дед Николая Николаевича Гульнева по отцу, Тимофей Антонович. «Это был мудрый и трудолюбивый крестьянин, добрый человек. Он всегда скептически оценивал все попытки земельных реформ, которые проводились за его долгую жизнь. Он умер в июле 1972 года, как раз в период моего отпуска. Дом дедов порушен, сад одичал, а земля заросла бурьяном. Его крестьянская мечта так и не сбылась», - пишет поэт в приложении «Мы служили Отечеству».

Учитель: - Скажите, ребята, о чем переживает дед, герой этого стихотворения? Можно зачитать это в тексте. (Дед переживает за упадок крестьянства, за заброшенную землю: «Так дальше жить Обидно и негоже, Коль нашу землю Некому пахать!»

Учитель: -Какими словами передается душевное состояние старика? Как называется этот прием? ( Метафора – «Давно готов от гнева полыхать»)

Учитель: - Используя слова из текста, назовите основные качества деда. ( Дед – патриот, труженик, «хозяин» земли. Благодаря деду и его работе «старый дом» стоит, дарит «дивную минутку», «стол и печь с остатками огня»)

Учитель: - Давайте попробуем описать пейзаж, заключенный в этом стихотворении. Можем ли мы сказать, в какое время года происходит действие? Какими художественными средствами достигается изображение данного пейзажа? (Майский день, весна. «Цветущий» пейзаж противопоставлен унынию старика.)

Учитель: -Встретились ли вам в тексте незнакомые слова? Давайте найдем их и дадим определение.

Ови́н — хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Овин обычно состоял из ямы, где располагалась печь без трубы, а также из верхнего яруса, куда складывали снопы.

Учащиеся записывают определение в тетрадь

Учитель: - Давайте еще раз обратимся к последним строкам стихотворения: «Россия здесь – у старого овина, и временем разбитого плетня». Скажите, какое значение поэт придает этому месту? Что для значит русская глубинка? Ответы учащихся

  1. Рефлексия. Подведение итогов.

Учитель: -Ребята, какое впечатление на вас произвели стихи Николая Гульнева? Что из пройденного сегодня на уроке вас заинтересовало больше всего? Ответы учащихся

- Почему эти стихотворения мы относим к деревенской лирике?

- Как мы уже сказали ранее, в истории русской литературы много поэтов и писателей обращались к теме родины, и теперь вы познакомились с творчеством нашего земляка, Николая Гульнева, который тоже писал о своей малой родине – русской глубинке. Подумайте, ребята, и скажите, а с чем у вас ассоциируется родина, что значит она для вас? Что вы можете назвать своей родиной? Может, вы по-новому взглянули на свое родное село?Ответы учащихся.

- Как вы считаете, достигнута ли цель нашего урока?

- Как вы оцениваете вашу работу на уроке: все ли вам удалось, были ли трудности?

V. Домашнее задание.

Подготовить чтение наизусть стихотворения о родине поэтов XIX и XX веков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку внеклассного чтения в 10-11 классе на тему:"Тема любви к России и малой Родине в творчестве сальского поэта В.А. Костенко"

Данную презентацию можно использовать на уроках внеклассного чтения в старших классах при изучении творчества сальских поэтов в связи с 200-летием города Сальска.Презентация была отмечена грамотой УО ...

Методическая разработка урока "Гой ты, Русь, моя родная..." Тема Родины в дореволюционном творчестве С. Есенина.

Представляю Вашему вниманию методическую разработку урока "Гой ты, Русь, моя родная..." для обучающихся 9 класса. Данный материал можно использовать на втором уроке, посвященном изучению творчества С....

Урок внеклассного чтения по литературному краеведению в 7 классе Тема: «Земля моя прекрасная!» (Образ «малой родины» в творчестве местных авторов и художников).

Урок внеклассного чтения  по литературному краеведению включен в планирование с целью воспитания у учащихся любви к природе родного края. При подготовке к уроку были использованы стихи и картины ...

Певец малой родины (о творчестве А.К. Филатова)

В статье рассказывается о творчестве белгородского поэта А.К. Филатова, воспевшего в своих стихах свою малую родину - село Топлинка Белгородской области....

Разработка урока немецкого языка по теме “Наша малая Родина” “Unsere kleine Heimat!”

Представленный  дидактический материал может быть полезными для преподавателей, работающих над проблемой формирования коммуникативной компетенции посредством проекта....

Разработка урока и презентация по теме "Наша малая Родина - Бирюч"

Данный материал был использован при изучении темы "Что мы называем нашей Родиной?" Конспект урока был составлен с использованием краеведческого материала....

Разработка урока по литературе по теме: «Поэтический образ Родины и русской природы в творчестве Ф.И. Тютчева»

Данный методический материал - разработка урока по литературе для 5 класса  по теме: «Поэтический образ Родины и русской природы в творчестве Ф.И. Тютчева». Данный урок - урок изучени...