Рабочая программа коррекционных курсов "Читай и говори правильно" 6 класс
материал по литературе (6 класс)

Кузнецова Наталья Валерьевна

Рабочая программа коррекционных курсов "Читай и говори правильно" 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitay_i_govori_pravilno_6_klass.docx39.46 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

казенное  общеобразовательное учреждение Омской области

«Калачинская  общеобразовательная

адаптивная школа – интернат »

(КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат»)

__________________________________________________________________

        УТВЕРЖДАЮ

        Директор КОУ

                                                                                                              «Калачинская адаптивная

                                                                                                                              школа-интернат»

_________________ Козицкая Н.В.        

       (подпись)    «    » ___________2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 (коррекционные занятия  в 6 классе)

«Читай и говори правильно»

 Составители:   учитель  ____________________________________________

                                                                                                                                                                      (подпись)                                                       

                                Рабочая программа рассмотрена на заседании методического объединения

«   » ___________ 2021 г., протокол № …                        

                        Руководитель методического объединения ФИО _______________________

(подпись)                         

          Рабочая программа согласована на МС ________________________________

(подпись)

                                                                                     

                                                                         «    »___________  2021 г., протокол №…             

Калачинск, 2021 г.

 «Читай и говори правильно» 5 класс

  1. Пояснительная записка

Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа – интернат» в школьном компоненте содержит коррекционный курс «Читай и говори правильно».

Рабочая программа по данному коррекционному курсу предназначена для учащихся 6 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Актуальность - данная программа  направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении АООП, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Цель: развивать общеинтеллектуальное развитие личности обучающихся  на основе совместной с педагогом деятельности в процессе чтения.

Коррекционный курс «Читай и говори  правильно» ставит следующие задачи:

  • совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
  • развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
  • воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
  • учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
  • поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
  • приобщать детей к проектной деятельности.

На занятиях «Читай и говори правильно» используются следующие методы:

  • Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
  • Репродуктивный;
  • Частично-поисковый или эвристический;
  • Исследовательский;
  • Беседа;
  • Наблюдение;
  • Работа с книгой;
  • Упражнение;
  • Самостоятельная работа;
  • Практическая работа;
  • ИКТ.

Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:

  • Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
  • Объяснительный / репродуктивный
  • Инструктивный / практический
  • Объяснительно-побуждающий / поисковый.

Формы:

  • Предметное занятие;
  • Индивидуальная работа;
  • Фронтальная работа;
  • Групповая работа;

2. Общая характеристика учебного предмета

Программа коррекционного курса «Читай и говори правильно» включает следующие разделы:

  1. «Устное народное творчество»
  2. «Люблю природу русскую»
  3. «О далёком прошлом России»
  4. «Животные в нашем доме»
  5. «Будь человеком, человек!»
  6. «Они прославили Россию»
  7. «Смешное и весёлое»
  8.  «Писатели мира - детям»

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Коррекционный курс «Читай и говори правильно» является частью учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

На изучение данного коррекционного курса в 6 классе отводится 1 час в неделю. Занятия проводятся в индивидуальных и подгрупповых формах.

  1. Планируемые результаты

Программа обеспечивает достижение учащимися  следующих личностных результатов:

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

  • правильно читать  вслух доступный текст  целыми словами и по слогам;
  • находить, читая про себя отрывки проанализированного текста, связанные с определёнными событиями;
  • отвечать на вопросы по предметному содержанию текста (с помощью учителя);
  • читать стихотворения наизусть (объём текста с учётом учебных возможностей учащегося);
  • принимать участие в уроках внеклассного чтения

Достаточный уровень:

  • правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях по слогам;
  • читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту;
  • отвечать на вопросы учителя;
  • пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты - самостоятельно;
  • выражать своё отношение к поступкам героев и событиям;
  • читать наизусть стихотворения;

Программа обеспечивает достижение базовых учебных действий:

1. Личностные учебные действия:

  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
  • осуществлять действия самоконтроля за свои поступки в школе, в обществе, в природе;
  • проявлять самостоятельность при выполнении заданий;
  • оказывать помощь сверстникам и взрослым;
  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
  • проявлять бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны.

 2.  Коммуникативные учебные действия

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –ученик, ученик –ученик, ученик –класс, учитель-класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

3.  Регулятивные учебные действия:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
  • пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
  • работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

4.  Познавательные учебные действия

  • уметь осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;
  • соблюдать при чтении паузы между предложениями;
  • соблюдать при чтении интонационное оформление предложений(тон, громкость чтения, логические ударения);
  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
  • уметь осуществлять самостоятельно и с опорой на план, схему, иллюстрации, рисунки, драматизацию и т.п. различные виды пересказов (полный, выборочный, по ролям)
  • выделять главную мысль произведения;
  • участвовать в беседе;
  • делить текст по данным заглавиям на законченные по смыслу части;
  • выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;
  • заучивать стихотворение наизусть;
  • читать доступные детские книги из школьной (домашней) библиотеке.

        В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащихся. Она состоит из анализа двух этапов:

1этап - промежуточная диагностика (1 полугодие)

Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме изучаемого предмета за определенный промежуток времени.

2 этап – итоговая диагностика (2 полугодие)

Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.

Данные  диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов:

 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;

1 балл - обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок,  выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;

2 балла - обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;

4 балла - обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции

с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;

5 баллов - обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается.

        Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.

Мониторинг уровня сформированности предметных результатов

по коррекционному курсу «Читай и говори  правильно» уч-ся 6 класса за … полугодие

     Фамилия имя уч-ся

Предметные результаты

Средний   бал

Тип  оценки

Уровень

  1. Содержание курса

Программа реализует обще интеллектуальное направление. Основной вид деятельности реализуемый данной программой,  способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Связь программы позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта школьника. Программа способствует овладению обучающимися базовыми учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Содержание занятий поможет школьнику общаться с книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

Данная программа построена таким образом, чтобы  в процессе воспитания и  привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы школьника. Каждое занятие  включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора обучающегося..  Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Особенностью обучающихся с нарушением интеллекта, является быстрая утомляемость.  В связи с этим на занятиях возникает необходимость использования  стихов,    песен,    загадок    игровых   моментов.   Это    снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли школьников, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.

  1. Тематическое планирование

п/п

Наименования разделов.

Темы занятии.

Основные виды деятельности обучающихся

Кол- во часов

Дата

Устное народное творчество

3

Русская народная сказка «По щучьему веленью»

1

Русская народная сказка «Жадный вельможа»

Прослушивание аудиозаписи отрывков произведения и прочтение текста произведения. Нахождение непонятных, трудных слов и объяснение их (с помощью учителя). Работа над техникой чтения (правильность, осознанность, выразительность). Выделение главных героев, их характеристика. Беседа по содержанию и пересказ текста. Определение в сказке темы добра и зла. Соотнесение иллюстраций с текстом произведения.

1

Русская народная сказка, про животных.

Прочтение текста произведения. Нахождение непонятных, трудных слов и объяснение их (с помощью учителя). Работа над техникой чтения (правильность, осознанность, выразительность). Выделение главных героев, их характеристика. Беседа по содержанию и пересказ текста. Определение в сказке темы добра и зла. Соотнесение иллюстраций с текстом произведения.

1

Люблю природу русскую

5

Стихотворения. С. Есенин.

1

Стихотворения.

Ф. Тютчев.

1

Рассказы.

М.М. Пришвин

2

Рассказы.

К. Паустовский.

1

Животные в нашем доме

    6

Рассказы.

Е. Чарушин

2

Рассказы.

Б. Жидков

2

Рассказы.

Н. Сладков

2

3 четверть (40 часов) - 4 часа в неделю

«Будь человеком, человек!»

5

Рассказы

В. Осеева

2

Рассказы

М. И. Зощенко

2

Стихотворения

Э.Асадов

1

Они прославили Россию

4

Стихотворения

К.Симонов

1

Стихотворения

М. Джалиль

1

Стихотворения

А.Твардовский

1

Стихотворения

М. Дудин

1

Смешное и весёлое

6

Рассказы

А. Аверченко

2

Рассказы

Н. Носов

2

Рассказы

В. Драгунский

2

 Писатели мира - детям

5

Р. Киплинг.

2

Андерсен

3

  1. Учебно-методическое обеспечение

Методическая литература:

  • Волина В. В. «Игра – дело серьёзное», Санкт-Петербург, «Дидактика Плюс», 1999 г.
  • Сухин И.Г. «Литературные викторины, тесты», Москва, «Новая школа», 1998 г.
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа :http://school-collection.edu.ru
  • Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
  • Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа :www.km.ru/education
  • Сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» – Режим доступа:http://www.standart.edu.ru
  • Сайт ГОУ ДПО ЧИППКРО – Режим доступа: http://www.ipk74.ru
  • Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова и Объединение профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова: .http://www.zankov.ru.

  1. Материально-техническое обеспечение

Демонстрационные и печатные пособия                        

- Предметные картинки                        

- Сюжетные картинки в соответствии с тематикой произведений                                

- Слова для словарной работы

Технические средства обучения

- Ноутбук

- Принтер-ксерокс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» 0 класс

     Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» для 0 класса (вариант 2) составлена на основе  адаптированной  основной  образовате...

Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" (3 класс. Обучение по СИПР)

Материал содержит рабочую программу и календарно- тематическое планирование корреционного курса "Альтернативная коммуникация". Предназначен для реализации ФГОС ОВЗ, обучение по СИПР,...

Рабочая программа коррекционно-воспитательной работы в 6 классе на 2019 – 2020 учебный год

Данная программа составлена для учащихся коррекционной школы 8 вида....

Рабочая программа коррекционных курсов для обучающегося 1 класса

Программа предназначена для обучающегося 1 класса (II вариант) с тяжелыми нарушениями в развитии и находящимся на домашнем обучении. В Рабочей программе представлены коррекционные курсы по сенсорному ...

Рабочая программа коррекционных курсов для обучающегося 3 класса (II вариант) с умственной отсталостью и тяжелыми нарушениями в развитии

Рабочая программа предназначена для индивидуального обучения учащегося с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития, обучающимся по 2 варианту на домашнем обучении....

Рабочая программа коррекционных курсов для обучающегося 4 класса (II вариант) с умственной отсталостью и тяжелыми нарушениями в развитии

Рабочая программа предназначена для индивидуального обучения обучающегося с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития, обучающимся по 2 варианту на домашнем обучен...

Рабочая программа коррекционных курсов для обучающегося 5 класса (II вариант) с умственной отсталостью

Рабочая программа предназначена для индивидуального обучения обучающегося 5 класса с выраженной умственной отсталостью по 2 варианту на домашнем обучении....