Рабочая программа по литературе для 5 класса
рабочая программа по литературе (5 класс)

Салангина Ольга Валерьевна

Рабочая программа по литературе для 5 класса (Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы. Авторы:В.Я. Коровина,  В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Н.В. Беляева._ М.: Просвещение, 2021)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_5.docx75.31 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к образовательной программе основного общего образования, утвержденной приказом № 354 от 31.08.2021 г  

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

Рассмотрено на заседании кафедры гуманитарного образования

Протокол №1 от 30.08.2021 г.

Руководитель кафедры               / Попова И.И. /

Согласовано

заместитель директора                   /Тельнова И.С./

30.08.2021 г.                                                                          

Рабочая программа учебного предмета

«Литература»

Базовый уровень, основное общее образование, 5 класс, 105 часов

1.        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства просвещения

Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287).

2.        Примерная основная образовательная программа основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020

федерального учебно-методического объединения по общему образованию).

3.    Литература. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы. Авторы:

В.Я. Коровина,  В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Н.В. Беляева._ М.: Просвещение, 2021.

4.    Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2021 год.

                                                                                                                                                           Составитель: Салангина Ольга Валерьевна,                

                                                                                                                                                            учитель русского языка и литературы

                                                                                                                                                            высшей квалификационной категории

                                                                                                           Пионерский

2021

                                                                                                     

                                                                                       1. Содержание учебного предмета

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как

духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели

книги (автор, художник, редактор, корректор и др.). Учебник литературы и работа с ним.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Фольклор  — коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений.

Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни,

пестушки, приговорки, скороговорки, загадки  — повторение).

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Фольклор. Устное народное творчество

(развитие представлений).

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные,

бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках

героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое,

полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать

собою ради торжества своей мечты  — вот духовные данные Василисы

Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич  — победитель житейских

невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников  — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул

с  древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной

сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сказка как повествовательный жанр

фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные

эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления).

Сравнение.

 ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII—XIX ВЕКОВ

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен). Русские

баснописцы XVIII века (обзор).

Александр Петрович Сумароков. Краткий рассказ о поэте.

«Кокушка». Высмеивание незаслуженно высокого представления о

себе и своих способностях.

Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о поэте.

«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Особенности литературного языка XVIII столетия.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о поэте.

Басни «Ворона и Лисица», «Волк на псарне». Осмеяние человеческих пороков (лесть, глупость, хитрость ради корысти, лицемерие).

Образы животных. Аллегорическое отражение исторических событий

в басне. «Волк на псарне» как произведение о войне 1812 года. Патриотическая позиция автора. Крылатые выражения в баснях

И. А. Крылова.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Мораль в басне, аллегория (развитие

понятий). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство

и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной волшебной сказки. Особенности сюжета. Различия

героев литературной и фольклорной сказки.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта

(детство, годы учёбы).

«У  лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила»  — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки

(сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского

«Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»).

Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко.

Сходство и различия литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность  — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

 Те о р и я л и т е р а т у р ы. Стихотворная и прозаическая речь.

Ритм. Рифма. Способы рифмовки. Поэма-сказка, стихотворная литературная сказка (начальные представления). Пролог (начальные представления).

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в ли-

тературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Литературная сказка (развитие представлений). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы

рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство

и  начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» — отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения

(1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство

Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие

представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство,

годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе

близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий,

сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального

и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения.) Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои

повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Фантастика (развитие представлений).

Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство

и начало литературной деятельности).

«Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства  — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и

начало литературной деятельности).

«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима:

сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя  — символ немого протеста крепостного

человека.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

«Чудная картина», «Весенний дождь»  — радостные, яркие, полные движения картины весенней природы. Краски, звуки, запахи как

воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство,

начало литературной деятельности).

 «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин  — два разных характера, две разные

судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих

лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет

(начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и

начало литературной деятельности).

«Хирургия»  — осмеяние глупости и невежества героев рассказа.

Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.

Русские поэты XIX века о Родине, родной природе

и о себе (обзор)

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды»,

«Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро»,

«Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки».

Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и

учащихся).

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX—XX ВЕКОВ

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и

начало литературной деятельности).

«В  деревне». Воспоминания о первых детских впечатлениях от

пребывания в русской деревне. Радость познания мира.

«Лапти». Подвиг простого человека ради больного мальчика и

его безутешной матери. Рассказ о горячем сердце русского человека.

«Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического

прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе

(детство и начало литературной деятельности).

«В  дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их

общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного

города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество»

и «дурные дела». Взаимопонимание  — основа отношений в семье.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Русская литературная сказка XX века (обзор)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и

начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя.

Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сказ как жанр литературы (начальные

представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное

и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки

С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом  — традиция русских народных

сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Развитие жанра литературной сказки в

XX  веке. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство

героя с природой, одухотворение природы в его воображении  —

жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и

счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство,

начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и

её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Поэты о Великой Отечественной войне (1941—1945)

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги

в  годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...»;

А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети  — обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе

И. А. Бунин. «Помню  — долгий зимний вечер...»; Н. Рубцов.

«Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов

волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым

возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда.

Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы,

ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда  — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Художественная деталь (начальные

представления).

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков.

Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба.

Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных

жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх  — умение сделать окружающий мир

интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых.

Характер мальчика: смелость, мужество, изобретательность, смекалка,

чувство собственного достоинства  — опора в труднейших жизненных

обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении

жизни северного народа.

Произведения о животных

Э. Сетон-Томпсон. Краткий рассказ о писателе, художнике, зоологе.

«Арно». Своеобразие книги «Рассказы о животных»: изображение

зверей как добрых знакомых, близких друзей. Героическая судьба почтового голубя. Смысл противопоставления Арно и Большого Сизого.

Использование сравнений для характеристики героя.

Современная зарубежная и отечественная

литература для детей

Ульф Старк. Краткий рассказ о творчестве шведского писателя.

Рассказ «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?». Мир ребёнка и

мир старого человека. Осознание необходимости общения, духовного

взаимообогащения этих миров.

Ая эН (И. Б. Крестьева). Краткий рассказ о творчестве современной писательницы.

Рассказ «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с Дедом

Морозом». Бытовое, повседневное и волшебное в рассказе.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сочетание сказочного и научно-фантастического. Особенности композиции произведения. «Рассказ в рассказе» как композиционный приём.

Писатели улыбаются

Ю. Ч. Ким. Рассказ о писателе.

«Рыба-кит». Словесная игра как средство создания юмористического произведения.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

2.1Личностные результаты освоения учебного предмета «Литература»

осознание российской гражданской идентичности;

готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

ценность самостоятельности и инициативы;

наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;

сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

представление о способах противодействия коррупции;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни;

ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;

соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;

сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;

осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

готовность адаптироваться в профессиональной среде;

уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;

умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;

воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;

формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

2.2. Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Литература»

освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);

способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;

готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение;

самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, у меть находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям;

эмоциональный интеллект:

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

регулировать способ выражения эмоций;

принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

принимать себя и других, не осуждая;

открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

 2.3. Предметные результаты освоения обучающимися содержания данной программы:

освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;

предпосылки научного типа мышления;

виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

1) понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и ее роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;

2) понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового, публицистического;

3) овладение умениями эстетического и смыслового анализа произведений устного народного творчества и художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отраженную в литературных произведениях, с учетом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов:

умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения, родовую и жанровую принадлежность произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии; характеризовать авторский пафос; выявлять особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;

овладение теоретико-литературными понятиями и использование их в процессе анализа, интерпретации произведений и оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; факт, вымысел; литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм), роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, притча, повесть, роман, комедия, драма, трагедия, поэма, басня, баллада, песня, ода, элегия, послание, отрывок, сонет, эпиграмма); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика, пафос (героический, трагический, комический); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог; авторское отступление; конфликт; система образов; образ автора, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, лирический персонаж, речевая характеристика героя; реплика, диалог, монолог; ремарка; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, символ, подтекст, психологизм; сатира, юмор, ирония, сарказм, гротеск; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория, риторический вопрос, риторическое восклицание; инверсия; повтор, анафора; умолчание, параллелизм, звукопись (аллитерация, ассонанс); стиль; стих и проза; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа; афоризм. Знание теоретико-литературных понятий не выносится на промежуточную и государственную итоговую аттестацию;

умение рассматривать изученные произведения в рамках историко-литературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому времени, определенному литературному направлению);

выявление связи между важнейшими фактами биографии писателей (в том числе А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя) и особенностями исторической эпохи, авторского мировоззрения, проблематики произведений;

умение сопоставлять произведения, их фрагменты (с учетом внутритекстовых и межтекстовых связей), образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, приемы, эпизоды текста;

умение сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);

4) совершенствование умения выразительно (с учетом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 12 произведений и (или) фрагментов;

5) овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту;

6) развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии; давать аргументированную оценку прочитанному;

7) совершенствование умения создавать устные и письменные высказывания разных жанров, писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения (не менее 250 слов), аннотацию, отзыв, рецензию; применять различные виды цитирования; делать ссылки на источник информации; редактировать собственные и чужие письменные тексты;

8) овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и современных авторов (в том числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа):

"Слово о полку Игореве"; стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина; комедия Д.И. Фонвизина "Недоросль"; повесть Н.М. Карамзина "Бедная Лиза"; басни И.А. Крылова; стихотворения и баллады В.А. Жуковского; комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума"; произведения А.С. Пушкина: стихотворения, поэма "Медный всадник", роман в стихах "Евгений Онегин", роман "Капитанская дочка", повесть "Станционный смотритель"; произведения М.Ю. Лермонтова: стихотворения, "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова", поэма "Мцыри", роман "Герой нашего времени"; произведения Н.В. Гоголя: комедия "Ревизор", повесть "Шинель", поэма "Мертвые души"; стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова; "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина; по одному произведению (по выбору) следующих писателей: Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков; рассказы А.П. Чехова; стихотворения И.А. Бунина, А.А. Блока, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, О.Э. Мандельштама, Б.Л. Пастернака; рассказ М.А. Шолохова "Судьба человека"; поэма А.Т. Твардовского "Василий Теркин" (избранные главы); рассказы В.М. Шукшина: "Чудик", "Стенька Разин"; рассказ А.И. Солженицына "Матренин двор", рассказ В.Г. Распутина "Уроки французского"; по одному произведению (по выбору) А.П. Платонова, М.А. Булгакова; произведения литературы второй половины XX - XXI в.: не менее чем трех прозаиков по выбору (в том числе Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков); не менее чем трех поэтов по выбору (в том числе Р.Г. Гамзатов, О.Ф. Берггольц, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, А.С. Кушнер, Б.Ш. Окуджава, Р.И. Рождественский, Н.М. Рубцов), Гомера, М. Сервантеса, У. Шекспира;

9) понимание важности чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы как способа познания мира, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития;

10) развитие умения планировать собственное досуговое чтение, формировать и обогащать свой круг чтения, в том числе за счет произведений современной литературы;

11) формирование умения участвовать в проектной или исследовательской деятельности (с приобретением опыта публичного представления полученных результатов);

12) овладение умением использовать словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники в библиотечных фондах, сети Интернет для выполнения учебной задачи; применять ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности.

Ученик научится:

определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);

владеть различными видами пересказа (5–6 кл)

характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.);

находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.);

определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);

выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.),

выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);

пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);

выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).

3. Тематическое планирование

Тема/Раздел

Кол-во часов

Модуль программы воспитания «Школьный урок»

ЭОР

Форма текущего контроля

Кол-во часов к/р

Кол-во

 р/р

Кол-во часов проектная / исследовательская деят-ть

Форма промежуточной аттестации

1

Повторение

1

День знаний

https://resh.edu.ru/  

2

Введение.

1

День солидарности в борьбе с терроризмом

https://resh.edu.ru/ 

Тест

3

Устное народное творчество.

9

Беседа о БДД

https://resh.edu.ru/ 

Тест

Устный опрос

1

1

4

Из древнерусской литературы.

2

Беседа о профилактике ЗОЖ

https://resh.edu.ru/ 

Тест

5

Из литературы XVIII века

2

День учителя

https://resh.edu.ru/ 

Тест

6

Из литературы XIX века.

41

День народного единства

Международный день толерантности

День матери

День волонтёра

Новогодний праздник

https://resh.edu.ru/ 

Контрольная работа

2

9

1

7

Из литературы XX века.

26

Казанцевские чтения

https://resh.edu.ru/ 

Контрольная работа  

1

2

1

8

Из зарубежной литературы.

15

Космос – это мы

https://resh.edu.ru/ 

Тест

Устный опрос

3

9

Современная зарубежная и отечественная литература для детей

2

Беседа по профилактике ЗОЖ

https://resh.edu.ru/ 

Беседа по вопросам

10

Писатели улыбаются

1

Последний звонок

https://resh.edu.ru/ 

Тест

2

11

Повторение

7

День защиты детей

https://resh.edu.ru/ 

Беседа по вопросам

1

Итого

105

4

17

3

Контрольная работа

                                                                                                   4. Календарно-тематическое планирование          

                                                                   

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

По плану

Фактически

Повторение (1 ч.)

1/1

Повторение изученного в 1-4 классах

1

1.09

1.09

Введение  (1 ч.)

2/1

Книга в духовной жизни человека

1

2.09

2.09

Устное народное творчество (9 ч.)

3/1

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Беседа о БДД

1

6.09

6.09

4/2

Детский фольклор.

1

8.09

8.09

Русские народные сказки

5/3

Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка.

1

9.09

9.09

6/4

«Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич. Поэтика волшебной сказки

1

13.09

13.09

7/5

Входной контроль

1

15.09

15.09

Интегрированный урок

8/6

Сказки о животных.  «Журавль и цапля».

1

16.09

16.09

9/7

Бытовые сказки. «Солдатская шинель»

1

20.09

20.09

10/8

Проект «Волшебная сказка»

1

22.09

22.09

11/9

Рр. Итоговый урок на тему «Русские народные сказки». Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос

1

23.09

23.09

Из литературы 18 и 19 века

12/1

Роды и жанры литературы.

1

27.09

13/2

Жанр басни, история его развития. А. П. Сумароков «Кокушка». Беседа о профилактике ЗОЖ

1

29.09

14/3

И. И. Дмитриев.  Басня  «Муха» 

1

30.09

15/2

И.А. Крылов.  «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». День учителя

1

4.10

16/3

И.А. Крылов. «Волк на псарне».

1

11.10

17/4

 Рр. И.А. Крылов. Басни. Обобщение изученного о баснях . Конкурс инсценированной басни «Мои любимые басни Крылова». Литературная викторина.

1

13.10

18/5

В.А. Жуковский. «Спящая царевна».

1

14.10

19/6

В.А. Жуковский «Кубок».

1

18.10

20/7

А.С. Пушкин. Страницы жизни и творчества

1

20.10

21/8

А.С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…».

1

21.10

22/9

 А.С. Пушкин.  «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: события и герои.

1

25.10

23/10

 «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев

1

75.10

24/11

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, способы рифмовки.

1

28.10

25/12

Рр. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов. День народного единства

1

8.11

26/13

Проект. А.С.Пушкин. Сказки. Художественный мир пушкинских сказок.

1

10.11

27/14

Контрольная работа по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина.

1

11.11

28/15

Русская литературная сказка 19 века.

 Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Международный день толерантности

1

15.11

29/16

«Чёрная курица, или подземные жители» как нравоучительное произведение

1

17.11

30/17

М.Ю. Лермонтов. «Бородино» как  отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.

1

18.11

31/18

М.Ю. Лермонтов.  «Бородино»: проблематика и поэтика

1

22.11

32/19

«Ашик-Кериб» как литературная сказка

1

33/20

Н.В. Гоголь.  «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место».

1

25.11

34/21

«Заколдованное место» - реальность и фантастика в повести. День матери

1

29.11

35/22

«Вечера на хуторе близ Диканьки» («Ночь перед Рождеством», «Майская ночь, или Утопленница», «Страшная месть»)

36/23

Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

1

2.12

37/24

 Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. День волонтёра

1

              6.12

38/25

«Крестьянские дети». Язык стихотворения.

1

             8.12

39/26

И.С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве.

1

             9.12

40/27

И.С. Тургенев. «Муму» как протест против рабства.

1

13.12

41/28

И.С. Тургенев. «Муму»: система образов. Тургенев – мастер портрета и пейзажа.

1

15.12

42/29

Промежуточный контроль

1

16.12

43/30

А.А. Фет. Лирика. «Весенний дождь», «Чудная картина»

1

20.12

44/31

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев.

1

22.12

45/32

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин.

1

23.12

46/33

Рр. «Кавказский пленник». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. Новогодний праздник

1

27.12

47/34

А.П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ 

1

              10.01

48/35

Рр. «Хирургия». Рассказ в актерском исполнении. Составление киносценария по рассказу.

1

12.01

49/36

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н.Толстого

1

13.01

50/37

Рассказы Чехова. Юмор в рассказах Чехова.

1

17.01

Русские поэты 19 века о родине и родной природе (обзор).

51/38

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…»

1

19.01

52/39

А.Н. Майков «Ласточки»,  И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З.Суриков «Зима»(отрывок);  А.Н. Плещеев «Весна» (отрывок).Урок-концерт.

1

20.01

53/40

Урок-концерт по поэзии о родине

24.01

54/41

Рр. Русские поэты 19 века о родине, родной природе и о себе.

1

26.01

Из литературы 20 века (29 ч.)

55/1

И.А. Бунин. Рассказ «В деревне»

1

27.01

56/2

И.А.Бунин. «Лапти»

1

31.01

57/3

И.А. Бунин «Подснежник»

1

2.02

58/4

В.Г. Короленко «В дурном обществе»: судья и его дети.

1

3.02

59/5

 В.Г. Короленко. «В дурном обществе»: семья Тыбурция. Понятие о композиции литературного произведения.

1

7.02

60/6

«В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела».  

1

9.02

61/7

Рр. «В дурном обществе». Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос

1

10.02

62/8

П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы.

1

14.02

63/9

 «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы.

1

16.02

64/10

К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки

1

17.02

65/11

К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: язык сказки.

1

21.02

66/12

К.Г. Паустовский «Заячьи лапы» и другие рассказы

1

24.02

67/13

С.Я.Маршак. Сказки для детей.

1

28.02

68/14

С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои

1

               2.03

69/15

 «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа.

1

3.03

70/16

Рр. «Двенадцать месяцев».

Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных  вопросов

1

9.03

71/17

А.П. Платонов. «Никита»: человек и природа.

1

10.03

72/18

А.П. Платонов. «Никита»: быль и фантастика.

1

14.03

73/19

В.П. Астафьев.  «Васюткино озеро»: юный герой  в экстремальной  ситуации.

1

16.03

74/20

«Васюткино озеро»: становление характера главного героя.

1

17.03

75 /21

К.Р. Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов. Казанцевские чтения

1

21.03

«Ради жизни на Земле…».

76/22

А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

1

23.03

77/23

К.М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…».

1

24.03

Русские поэты 20 века о родине и родной природе

78/24

И. Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…», Дон-Аминадо. «Города и годы»

1

4.04

79/25

Д. Кедрин. «Алёнушка»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Н.М. Рубцов. «Родная деревня».

1

6.04

80/26

Проект по произведениям поэтов 20 века о родине

1

7.04

Из зарубежной литературы (15 ч.)

81/1

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя.

1

11.04

82/2

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»:  характер героя. «Космос – это мы!»

1

13.04

83/3

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»:  произведение о силе человеческого духа.

1

14.04

84/4

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика.

1

18.04

85/5

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви.

1

20.04

86/6

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: «что есть красота?»

1

21.04

87/7

Х.-К. Андерсен. Сказки. Волшебные сказки Андерсена.

1

25.04

88/8

89/9

Рр. Х.-К. Андерсен. Сказки. Устный ответ на один из проблемных вопросов.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов

2

27.04

28.04

90/10

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства.

1

4.05

91/11

М. Твен. «Приключения Тома Сойера: дружба героев.

1

5.05

92/12

Р.р. М. Твен. «Приключения Тома Сойера» - любимая книга многих поколений читателей

1

11.05

93/13

Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым?

1

12.05

94/14

Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя

1

16.05

95/15

Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных». «Арно»: трагическая судьба голубя.

1

18.05

Современная зарубежная и отечественная литература для детей (2 часа)

96/1

У. Старк. «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?»

1

19.05

97/2

Ая эН. «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом». Беседа по профилактике ЗОЖ

1

23.05

                                                 Писатели улыбаются (1 час)

98/1

Ю.Ч.Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. Последний звонок

1

25.05

Подведение итогов (7 ч.)

99/1

Повторение изученного.

1

26.05

100/2

Выявление уровня литературного развития учащихся. Последний звонок

1

30.05

101/3

Рр. Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса. День защиты детей

1

1.06

Промежуточная аттестация

102/4

Контрольная работа за год

1

2.06

103/5

Итоги учебного года.

1

6.06

104/6

Задания для летнего чтения.

1

105/7

Викторина

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...