Изучение русских народных сказок в 5-6 классах во внеурочной деятельности
статья по литературе

Молчанова Наталья Эдуардовна

В публикации рассматриваются основные формы изучения русских народных сказок в 5-6 классах во внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение русских народных сказок в 5-6 классах во внеурочной деятельности.

Ограничить знакомство и изучение сказок только деятельностью на уроке было бы неправильным. Возникает необходимость и потребность расширения обучающего и развивающего пространства. Естественным и необходимым продолжением становится внеурочная и проектно-исследовательская деятельность.

Эта работа выходит за рамки урока, а иногда и за рамки программы. Мотивацией к такой деятельности является интерес. Внеурочная работа привлекает ученика добровольным участием, свободой личного выбора материала, способом творческого самовыражения, форм общения с искусством, в отличие от работы на уроке, регламентированной единой и обязательной для всех программой. Вести ее могут как учителя литературы, так и библиотекари, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования.

Содержание этой деятельности по литературе составляют два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по литературе; 2) вопросы, не связанные с учебным материалом, предусмотренные программой, способствующие расширению общего кругозора учащихся.

Эта работа может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Выделяют следующие формы внеурочной деятельности: по способу подачи языкового материала - устные и письменные; по частоте проведения - систематические (постоянные) и эпизодические (разовые); по количеству участников - индивидуальные, групповые, массовые.

Массовые:

  1. Викторины (письменные и устные)
  2. КВН, олимпиады
  3. Лингвистические и литературные конкурсы. Лингвистические и литературные конкурсы могут называться «боями», «турнирами», «регатами», «состязаниями», а также повторять названия популярных телевизионных передач: «Своя игра», «Умники и умницы», «Слабое звено», конкурсы чтецов.
  4. Литературно-музыкальные вечера (участие писателей, артистов, сказителей)

Групповые:

  1. Оформление газеты, журнала
  2. Экскурсии (посещение музеев, библиотек, выставок)
  3. Тематические выставки литературы, рисунков
  4. Инсценировки

Индивидуальные:

  1. Подготовка доклада
  2.  Написание отзыва, сочинения
  3.  Создание иллюстраций

Одни из видов работы проводятся систематически, по особому расписанию, другие - эпизодически, один-два раза в год. Постоянно действующие внеклассные занятия (кружки, клубы, консультации, элективные курсы, журналы, стенная печать, информационный стенд) работают в течение всего учебного года, - эпизодические - викторины, конкурсы, вечера, олимпиады, КВНы, экскурсии. Комбинированные формы внеурочной работы – день волшебной сказки, неделя, декада Сказки. В их состав входят обычно конкурсы, доклады, викторины, лекции, беседы, вечера и много другого.

В последнее время активно реализуется опыт организации внеурочной деятельности по литературе с использованием инновационных форм.

Первое направление – это интеграция учебных дисциплин образовательных областей «Литература» и «Искусство». Традиционные литературные викторины можно проводить как литературно-художественные, в которые включаются не только задания на знание текстов литературных произведений, но задания сопоставительного характера. К примеру, сказочные сюжеты нашли свое отражение в музыкальных произведениях и произведениях изобразительного искусства. Ребятам предлагается выбрать из предложенных произведений живописи картины, которые отражают сказочные сюжеты или подобрать музыкальные фрагменты к сказке. Такие литературно-художественные викторины развивают умение сопоставлять произведения разных видов искусства, учат детей видеть ассоциативные связи, развивают художественный вкус.

Второе направление внеурочной деятельности связано с использованием образовательных возможностей интернета. Это, прежде всего, участие в различных дистанционных конкурсах и викторинах, подготовка сетевых проектов.

Очень интересным направлением внеурочной деятельности может стать литературное краеведение. Знакомство учащихся с «малой родиной» через региональный фольклор дает почувствовать, увидеть, оценить колорит родного края. Это реализуется через различные экскурсии, создание школьных музеев, школьных газет, походов, экспедиций.

Интересной для учащихся формой внеурочной деятельности являются виртуальные экскурсии. Уместно здесь использовать групповую форму работы. Учащиеся класса могут подготовить групповые проекты – экскурсии по музеям сказок мира, а затем провести конкурс на лучшую виртуальную экскурсию. Для этого нужно обязательно продумать маршрут экскурсии, подобрать интернет-ресурсы, составить текст экскурсии, а затем и попробовать себя в роли экскурсовода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образования».

Материал статьи обобщил опыт работы по теме «Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности  как один из показателей повышения качества образ...

Открытый урок «Изучение русских народных движений» в рамках семинара практикума «Организация внеурочной деятельности в МБОУ «РНГ» г. Элисты

Дата проведения:  24.04.2014. Класс: сборные классы Предмет: хореография. Ф.И.О. преподавателя: Семиглазова Альбина Васильевна. Тема урока: Изучение русских народных движений....

Урок русского языка в 5 классе. Учимся писать сочинение (после изучения русских народных сказок на уроках литературы).

.Урок русского языка в 5 классе. Учимся писать сочинение (после изучения русских народных сказок на уроках литературы)....

Статья "Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности."

В статье рассматривается необходимость использования различных методов повышения мотивации учащихся с ограниченными возможностями здоровья к изучению русского языка и литературы....

"Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности».

Доклад  "Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности»....

Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образования

В своей работе представляю те инструменты, которые позволяют поддерживать интерес учащихся на уроках и занятиях по русскому языку и литературе, формировать учебную мотивацию с целью повышения качества...