Технологическая карта урока: «Г.Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего»
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Сутулова Татьяна Николаевна

Познакомить с жизненным и творческим путём Г.Р.Державина,  на примере его поэзии показать процесс разрушения принципов классицизма, выделить новаторские черты в творчестве поэта, проанализировать стихотворение  «Властителям и судиям»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derzhavin_g.r.docx31.19 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по теме: «Г.Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям».

Тема несправедливости сильных мира сего»

ФИО учителя: Сутулова Т.Н.

Предметная область: Литература

Класс: 9

1.Цель урока: познакомить с жизненным и творческим путём Г.Р.Державина,  на примере его поэзии показать процесс разрушения принципов классицизма, выделить новаторские черты в творчестве поэта, проанализировать стихотворение  «Властителям и судиям»

2.Тип  урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков

3.Ресурсы:  компьютер, мультимедийный проектор, экран

4.Учебные материалы и техническое обеспечение:  Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / В. Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин.- М.: Просвещение,2019

5. Методы проведения:  словесный, демонстрационный, исследовательский, проблемный

6.Межпредметные связи: литература, история, изобразительное искусство.

7. Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Учащиеся должны знать: теоретико-литературные понятия,

Учащиеся должны уметь: определять основные темы и проблемы изучаемого произведения, уметь анализировать изучаемое произведение,

Основные понятия: ода, сатира,

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: уметь самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;  работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; осуществлять анализ и синтез;

Познавательные УУД: уметь самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста;  пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным, воспринятого на слух;

– излагать содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Личностные результаты: формировать умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей; прививать устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста.

Этап занятия, время  мин

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

 

Формируе-мые образовате-льные  компетенции

Задание, ссылки на цифровые ресурсы

(+скрин)

Результат деятельности обучающе-гося

1

2

3

4

5

6

Мотивационно-целевой

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

1) - Сегодня на уроке мы продолжим разговор о литературе эпохи классицизма и об одном из лучших ее представителей. 18 век провозгласил идею служения Отечеству, исполнения гражданского долга каждым человеком, начиная от монарха и заканчивая последним солдатом.

Одним из таких людей, душу свою отдававшим за интересы государства и общества на всяком поприще, на котором ему доводилось пребывать, и был Гавриил Романович Державин.

-Что вы знаете о жизни и творчестве этого поэта?

Задание. Слушая одноклассников, сформулируйте ответ на вопрос: «Какие черты определяют личность Г.Р.Державина?»

2) -Можно ли Г.Р.Державина назвать истинным сыном Отечества, гражданином?

- А как поэт может бороться за правду, проявить свою гражданскую позицию?

-Какую поэзию мы назовем гражданской?

-Сформулируйте тему урока.

-А какие произведения гражданской лирики поэта можете назвать?

-- Значит, какова цель нашего урока?

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

Выступления обучающихся о жизни и творчестве поэта, сопровождаемые презентацией.

Ответы учеников

Ответы учеников

Ответы учеников

Поэзию, выражающую не личные чувства человека, а утверждающую высокие гражданские идеалы (служение Отечеству, народу, долг гражданина, борьба со всем негативным)

Ответы учеников

Ответы учеников

Познакомиться с гражданской лирикой Державина.

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Регулятивные  УУД: 

Самостоятельно формулируют  проблему и цели урока

Коммуникативные УУД : вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

https://yandex.ru/video/preview/5343547464424338110 -биография писателя (до 1:05)

Полная готовность к уроку.

Сообщения, презентации

Сформулированная тема, задачи урока

Поисково-исследовательский

 Аналитическая работа с текстом стихотворения «Властителям и судиям»

- Ярким примером гражданской лирики Державина является и стихотворение «Властителям и судиям», которое чуть не стало причиной изгнания и опалы. Данное стихотворение - смелая поэтическая разработка 81-го псалма – так называюся библейские песнопения, составляющие Псалтырь – одна из книг Ветхого Завета, авторство песен приписывают царю Давиду.

А. Прослушивание оды «Властителям и судиям» в актёрском исполнении.  Анализ первичного восприятия

-Подумайте, почему Екатерина II, прочитав это стихотворение, пришла в ярость?

- Каков пафос произведения?
Б.Словарная работа

Земных богов, во сонме, доколе, рек, без обороны, покрыты мздою очеса, мнил, страстны, карай лукавых

В. Беседа по тексту произведения

-В чем своеобразие этого произведения? Как бы вы определили его жанр и почему?

-Кого осуждает поэт? В чем? Почему непримирим в своих суждениях к «властителям и судиям»?

-Каков должен быть долг земных богов, властителей и судей?

-Надеется ли поэт на исправление пороков власть имущих?

-Найдите строки, в которых отразилась личность самого поэта. Охарактеризуйте идейное содержание этих строк.

Сообщение, индивидуальное задание

Обучающиеся следят по тексту учебника, отмечают непонятные слова

Обличительный, гневный

Ответы учеников

Ответы учеников

Ответы учеников

Ответы учеников

Регулятивные УУД:

-обнаруживают

проблему; 

-оценивают

правильность

решения учебной

задачи.

Коммуникативные

УУД:

-планируют учебное

сотрудничества с

учителем и

сверстниками;

-излагают свою точку

зрения.

 

https://audioskazki-online.ru/podborki/raznoe/vlastitelyam-i-sudiyam 

https://yandex.ru/video/preview/5343547464424338110 («Властителям и судиям» с 1:06 до 2:05)

Умение

находить необходимую информацию, делать вывод, навык выразительного чтения

Практико-ориентированный

1) - Данное стихотворение — переложение 81-го псалма из  Псалтыри.

- Что такое Псалтырь?  

 

- Что такое псалом?

-  Во  время  французской  революции  якобинцы  распевали  81-й  псалом  как

революционный гимн.

- Что вы знаете о якобинцах и времени, в которое они были «вписаны»?  

9

 

- Текст псалма есть у вас на столах. Послушайте его.

 Выразительное чтение псалма учителем.

2) Сопоставьте оду с Псалмом 81. Что нового вносит Державин в текст своего произведения?

Высокий слог и ораторские, декламационные интонации
Аналитическая беседа:

— Найдите в тексте стихотворения слова и выражения высокого стиля. Какова их роль?

— Укажите функции риторических обращений, восклицаний.

— Почему для поэта важны ораторские, декламационные интонации.

— Выпишите из стихотворения наставления властителям и судиям и прокомментируйте в них смысловую роль глагольных форм.

Псалтырь - 19я книга Ветхого Завета. Состоит из 150 псалмов.

Религиозная песнь.  

Работа в парах.

Регулятивные  УУД:

Оценивают правильность выполнения упражнения, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

https://yandex.ru/video/preview/5343547464424338110  (анализ «Властителям и судиям» и Псалом 81 – с 2:06 по 3:47)

 

 

 

Учитель:  

 

Умение

находить необходимую информацию, делать вывод, навык выразительного чтения

Домашнее задание

Выучить наизусть оду «Властителям и судиям»

Рефлексивно-обобщающий

Организует оценку работы каждого участника группы и группы в целом по оценочным листам.

- Какую цель мы поставили в начале урока? Мы достигли её?

-В заключении, ребята, хочется услышать ваше мнение об уроке. Дополните, пожалуйста, фразу своими мыслями:

1. Самым интересным для меня было…..

2. Мне бы хотелось…

Ответы учеников

Ответы учеников

Регулятивный УУД: оценивать собственную деятельность на уроке.

Познаватель-ные УУД:

самостоятельно делают выводы, выбирают решение, обосновывают выбор.

Коммуникативные УУД:

умеют с точностью и достойной полнотой выражать свои мысли.

Личностные УУД:

выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

81-й  псалом  

1.  Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:  

2.  Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?  

3.  Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость.

4.  Избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из рук нечестивых.  

5.  Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.  

6.  Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы.

7.  Но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.  

8.  Восстань*, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы в 11 классе с использованием ЭОР и ЦОР по теме "Образ России в творчестве С.Есенина"

Цель урока: активизация художественного восприятия лирического произведения. Задачи:- Формирование умения анализировать и оценивать звуковой образ- Расширить представление учеников о творчестве поэта-...

Технологическая карта урока английского языка «Повседневная жизнь подростка. Как управлять временем». 10 класс

Технологическая карта урока английского языка «Повседневная жизнь подростка. Как управлять временем». 10 класс ...

Технологическая карта открытого интегрированного занятия, общекультурного направления «Народное творчество» и «Россошанская слобода», по теме: «Народное творчество в прошлом и настоящем»

Цели: активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательный интерес, расширять представления учащихся о народном творчестве, способствовать развитию внимательности, наблюдательно...

Технологическая карта урока по учебному предмету «английский язык» в 7-ом классе на тему «Что ты знаешь о школьной жизни в Англо-говорящих странах»

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): Личностные: -развивать мотивацию учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; -формирование ответственно...

«Технологическая карта урока литературы в 11 классе с использованием ЭОР и ЦОР по теме: «Тема Родины в творчестве С.Есенина»

laquo;Технологическая карта урока литературы в 11 классе с использованием ЭОР и ЦОР по теме: «Тема Родины в творчестве С.Есенина»...