Технологическая карта урока: «Г.Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего»
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Познакомить с жизненным и творческим путём Г.Р.Державина, на примере его поэзии показать процесс разрушения принципов классицизма, выделить новаторские черты в творчестве поэта, проанализировать стихотворение «Властителям и судиям»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по теме: «Г.Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего» | |||||
ФИО учителя: Сутулова Т.Н. | |||||
Предметная область: Литература | |||||
Класс: 9 | |||||
1.Цель урока: познакомить с жизненным и творческим путём Г.Р.Державина, на примере его поэзии показать процесс разрушения принципов классицизма, выделить новаторские черты в творчестве поэта, проанализировать стихотворение «Властителям и судиям» | |||||
2.Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков | |||||
3.Ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, экран | |||||
4.Учебные материалы и техническое обеспечение: Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / В. Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин.- М.: Просвещение,2019 | |||||
5. Методы проведения: словесный, демонстрационный, исследовательский, проблемный | |||||
6.Межпредметные связи: литература, история, изобразительное искусство. | |||||
7. Планируемые результаты: Предметные результаты: Учащиеся должны знать: теоретико-литературные понятия, Учащиеся должны уметь: определять основные темы и проблемы изучаемого произведения, уметь анализировать изучаемое произведение, Основные понятия: ода, сатира, Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: уметь самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; осуществлять анализ и синтез; Познавательные УУД: уметь самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным, воспринятого на слух; – излагать содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно; – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; – строить рассуждения. Коммуникативные УУД: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. Личностные результаты: формировать умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей; прививать устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста. | |||||
Этап занятия, время мин | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося
| Формируе-мые образовате-льные компетенции | Задание, ссылки на цифровые ресурсы (+скрин) | Результат деятельности обучающе-гося |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Мотивационно-целевой | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. 1) - Сегодня на уроке мы продолжим разговор о литературе эпохи классицизма и об одном из лучших ее представителей. 18 век провозгласил идею служения Отечеству, исполнения гражданского долга каждым человеком, начиная от монарха и заканчивая последним солдатом. Одним из таких людей, душу свою отдававшим за интересы государства и общества на всяком поприще, на котором ему доводилось пребывать, и был Гавриил Романович Державин. -Что вы знаете о жизни и творчестве этого поэта? Задание. Слушая одноклассников, сформулируйте ответ на вопрос: «Какие черты определяют личность Г.Р.Державина?» 2) -Можно ли Г.Р.Державина назвать истинным сыном Отечества, гражданином? - А как поэт может бороться за правду, проявить свою гражданскую позицию? -Какую поэзию мы назовем гражданской? -Сформулируйте тему урока. -А какие произведения гражданской лирики поэта можете назвать? -- Значит, какова цель нашего урока? | Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем. Выступления обучающихся о жизни и творчестве поэта, сопровождаемые презентацией. Ответы учеников Ответы учеников Ответы учеников Поэзию, выражающую не личные чувства человека, а утверждающую высокие гражданские идеалы (служение Отечеству, народу, долг гражданина, борьба со всем негативным) Ответы учеников Ответы учеников Познакомиться с гражданской лирикой Державина. | Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. Регулятивные УУД: Самостоятельно формулируют проблему и цели урока Коммуникативные УУД : вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | https://yandex.ru/video/preview/5343547464424338110 -биография писателя (до 1:05) | Полная готовность к уроку. Сообщения, презентации Сформулированная тема, задачи урока |
Поисково-исследовательский | Аналитическая работа с текстом стихотворения «Властителям и судиям» - Ярким примером гражданской лирики Державина является и стихотворение «Властителям и судиям», которое чуть не стало причиной изгнания и опалы. Данное стихотворение - смелая поэтическая разработка 81-го псалма – так называюся библейские песнопения, составляющие Псалтырь – одна из книг Ветхого Завета, авторство песен приписывают царю Давиду. А. Прослушивание оды «Властителям и судиям» в актёрском исполнении. Анализ первичного восприятия - Каков пафос произведения? Земных богов, во сонме, доколе, рек, без обороны, покрыты мздою очеса, мнил, страстны, карай лукавых В. Беседа по тексту произведения -В чем своеобразие этого произведения? Как бы вы определили его жанр и почему? -Кого осуждает поэт? В чем? Почему непримирим в своих суждениях к «властителям и судиям»? -Каков должен быть долг земных богов, властителей и судей? -Надеется ли поэт на исправление пороков власть имущих? -Найдите строки, в которых отразилась личность самого поэта. Охарактеризуйте идейное содержание этих строк. | Сообщение, индивидуальное задание Обучающиеся следят по тексту учебника, отмечают непонятные слова Обличительный, гневный Ответы учеников Ответы учеников Ответы учеников Ответы учеников |
Регулятивные УУД:
-обнаруживают
проблему;
-оценивают
правильность
решения учебной
задачи.
Коммуникативные
УУД:
-планируют учебное
сотрудничества с
учителем и
сверстниками;
-излагают свою точку
зрения.
https://audioskazki-online.ru/podborki/raznoe/vlastitelyam-i-sudiyam https://yandex.ru/video/preview/5343547464424338110 («Властителям и судиям» с 1:06 до 2:05) | Умение находить необходимую информацию, делать вывод, навык выразительного чтения | ||||
Практико-ориентированный | 1) - Данное стихотворение — переложение 81-го псалма из Псалтыри. - Что такое Псалтырь?
- Что такое псалом? - Во время французской революции якобинцы распевали 81-й псалом как революционный гимн. - Что вы знаете о якобинцах и времени, в которое они были «вписаны»? 9
- Текст псалма есть у вас на столах. Послушайте его. Выразительное чтение псалма учителем. 2) Сопоставьте оду с Псалмом 81. Что нового вносит Державин в текст своего произведения? Высокий слог и ораторские, декламационные интонации | Псалтырь - 19я книга Ветхого Завета. Состоит из 150 псалмов. Религиозная песнь. Работа в парах. | Регулятивные УУД: Оценивают правильность выполнения упражнения, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. | https://yandex.ru/video/preview/5343547464424338110 (анализ «Властителям и судиям» и Псалом 81 – с 2:06 по 3:47)
Учитель:
| Умение находить необходимую информацию, делать вывод, навык выразительного чтения |
Домашнее задание | Выучить наизусть оду «Властителям и судиям» | ||||
Рефлексивно-обобщающий | Организует оценку работы каждого участника группы и группы в целом по оценочным листам. - Какую цель мы поставили в начале урока? Мы достигли её? -В заключении, ребята, хочется услышать ваше мнение об уроке. Дополните, пожалуйста, фразу своими мыслями: 1. Самым интересным для меня было….. 2. Мне бы хотелось… | Ответы учеников Ответы учеников | Регулятивный УУД: оценивать собственную деятельность на уроке. Познаватель-ные УУД: самостоятельно делают выводы, выбирают решение, обосновывают выбор. Коммуникативные УУД: умеют с точностью и достойной полнотой выражать свои мысли. Личностные УУД: выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
81-й псалом
1. Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:
2. Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?
3. Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость.
4. Избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из рук нечестивых.
5. Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.
6. Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы.
7. Но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
8. Восстань*, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы в 11 классе с использованием ЭОР и ЦОР по теме "Образ России в творчестве С.Есенина"
Цель урока: активизация художественного восприятия лирического произведения. Задачи:- Формирование умения анализировать и оценивать звуковой образ- Расширить представление учеников о творчестве поэта-...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/16/picture-417927-1394989598.jpg)
Технологическая карта урока английского языка «Повседневная жизнь подростка. Как управлять временем». 10 класс
Технологическая карта урока английского языка «Повседневная жизнь подростка. Как управлять временем». 10 класс ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/08/picture-292456-1378653216.jpg)
Технологическая карта открытого интегрированного занятия, общекультурного направления «Народное творчество» и «Россошанская слобода», по теме: «Народное творчество в прошлом и настоящем»
Цели: активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательный интерес, расширять представления учащихся о народном творчестве, способствовать развитию внимательности, наблюдательно...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/31/picture-1123944-1572498764.jpg)
Технологическая карта урока по учебному предмету «английский язык» в 7-ом классе на тему «Что ты знаешь о школьной жизни в Англо-говорящих странах»
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): Личностные: -развивать мотивацию учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; -формирование ответственно...
Технологическая карта урока "Книги в моей жизни"
Технологическая карта урока...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/13/picture-1346518-1631529364.jpg)
«Технологическая карта урока литературы в 11 классе с использованием ЭОР и ЦОР по теме: «Тема Родины в творчестве С.Есенина»
laquo;Технологическая карта урока литературы в 11 классе с использованием ЭОР и ЦОР по теме: «Тема Родины в творчестве С.Есенина»...