Педагогические технологии и методики, используемые в работе с литературными произведениями на уроках чтения в коррекционной школе
статья по литературе

Данный материал является представлением опыта работы учителя чтения и развития речи на заседании методического объединения учителей, работающих в школе-интернате для детей с ОВЗ, по теме " Педагогические технологии и методики, используемые учителями-предметниками при работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_lazdan_n.a.docx37.05 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шегарская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Педагогические технологии и методики, используемые в работе с литературными произведениями на уроках чтения

(представление опыта работы на МО)

Учитель русского языка,

чтения и развития речи

Нина Анатольевна Лаздан,

высшая квалификационная категория

Ноябрь 2021

             Одна из важнейших задач уроков чтения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении – формирование у детей с нарушением интеллекта навыков правильного, беглого, осознанного чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.

           Нарушения чтения являются одними из многочисленных нарушений, встречающихся у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  Большинство учеников, владеющих навыками чтения, допускают при чтении многочисленные ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают или не дочитывают окончания слов. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажение звукового состава слова и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного.

          Если человек не понимает того, о чём читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя  - помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения. Для решения данной задачи  приходится использовать разнообразные методы и приёмы современных образовательных технологий.

          Наиболее соответствует процессу формирования навыков правильного, осознанного чтения технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо), которая предполагает наличие стадий вызова, осмысления и рефлексии.

      На стадии вызова перед знакомством с литературным произведением эффективно использование следующих приёмов: мозговой штурм, ассоциации («Ассоциативное солнышко»), проблемные ситуации.

      Так на уроке чтения в 6 классе при изучении рассказа Ю. Дмитриева «Таинственный ночной гость» предлагается обучающимся сделать предположение о содержании рассказа по заглавию (мозговой штурм – версии обучающихся о том, кто главный герой рассказа). При этом разбирается значение слова «таинственный». Сначала ребята подбирают синонимы к этому слову сами по  принципу «ассоциативного солнышка», затем на доску вывешиваются таблички со словами: загадочный, невероятный, покрытый тайной, сверхъестественный, неразгаданный, мистический и др. Предлагается детям запомнить те слова, которые они не назвали.

      На уроке чтения в 5 классе по сказке «Два Мороза» в качестве мозгового штурма предлагается детям вспомнить и описать главного персонажа новогоднего праздника – Деда Мороза (словесное описание детей напоминает героя сказки «Морозко», Мороз Красный нос). Проблемный вопрос: «Есть ли у Деда Мороза  близкие родственники?» - вызывает удивление. Дети вспоминают только внучку Снегурочку. Следующий вопрос: «Как вы думаете, о каких  Морозах- родственниках идёт речь в русской народной сказке «Два Мороза»? Кем они могут приходиться друг другу?» (версии: дед и внук, отец и сын, братья). Далее читается текст и проверяются версии.

            На стадии осмысления используются приёмы: «чтение с остановками», составление кластера (схемы), «перепутанные логические цепочки», частично приём «инсерт».

Чтение с остановками.

          Данный приём применяется фактически на каждом уроке чтения при изучении литературного произведения. После каждой смысловой части делается остановка. Во время «стопа» идёт обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный  поиск ответа на основной вопрос, или даётся какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

         При изучении первой части сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» после каждого абзаца ученикам предлагалось ответить на вопросы, помогающие обучающимся лучше понять и запомнить содержание текста:

- Что тревожило  птиц? (холод, проблемы с дальним перелётом).

- Какие изменения произошли в природе поздней осенью? Найдите и прочитайте предложения, в которых описывается природа. Что обозначают слова и словосочетания: утренники, береговая поросль, берега оголились.

- Какие птицы и как готовились к отлёту?

- Кто такая Серая Шейка и почему она не могла участвовать в подготовке к отлёту?

- Что значит «роковой день»? Для кого он был роковым?

- Кто больше всех переживал за Серую Шейку и почему? Какой дельный совет дала Старая Утка Серой Шейке?

- Что чувствовала Серая Шейка, провожая улетавший косяк птиц?

          В ходе работы над этой сказкой обучающиеся составляли планы отдельных частей, готовили по ним пересказ; в конце знакомства с каждой частью сказки (5) ребята придумывали заголовки, отражающие основное содержание частей.

При изучении сказки «Снежная королева» Андерсена в 6 классе используются приёмы:  кластер и перепутанные логические цепочки.

      Ученикам предлагается составить кластер (схему), отражающий связи Герды и Кая с другими персонажами сказки.

Старушка-цветочница

Ворон, Принц и принцесса          Герда   -  Кай          Снежная королева         

Маленькая разбойница,

олень

        Перепутанные логические цепочки.

Восстановить порядок расположения частей сказки:                                                                                

  1. Кай и осколки дьявольского зеркала.
  2. Герда, Кай и Снежная королева.
  3. Дьявольское зеркало.
  4. Похищение Кая.
  5. Герда в гостях у принца и принцессы.
  6. Герда у разбойников.
  7. Герда у старушки-цветочницы.
  8. Спасение Кая.

Правильная цепочка:

1.Дьявольское зеркало.

  1. Герда, Кай и Снежная королева.
  2. Кай и осколки дьявольского зеркала.
  3. Похищение Кая.
  4. Герда у старушки-цветочницы.
  5. Герда в гостях у принца и принцессы.
  6. Герда у разбойников.
  7. Спасение Кая.

        Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для чтения и понимания словами и выражениями. Словарная работа проводится на разных этапах урока: в качестве речевой разминки в начале урока (проговаривание  трудных слов, состоящих из нескольких слогов; определение значения ключевых понятий). Например, перед чтением четвёртой главы сказки «Серая Шейка» организована работа со словами:

а) речевая разминка: тре-пе-та-ла, по-лы-нья, под-сме-и-ва-лась, про-де-лы-ва-ла.

б) словарно-семантическая работа: трепетала, полынья, бессовестная, несчастная.

       По ходу первичного, ознакомительного чтения литературного произведения детям предлагается отмечать  в тексте незнакомые, непонятные слова и выражения (используется элемент приёма инсерта – маркировки текста). Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что непонятно ученику.

        На стадии рефлексии, во время проведения обобщающих уроков или уроков внеклассного чтения используются приёмы: «Ромашка Блума», «Тонкие и толстые вопросы», «Верю - не верю».

    Приём «Ромашка Блума» предполагает работу над шестью видами вопросов, которые помогают в осмыслении идейного содержания изучаемого произведения.

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?",  "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

Приём «Тонкие и толстые вопросы»

         Для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (“тонкие”), и вопросы, на которые ответить определённо нельзя (“толстые”).

Тонкие?

Толстые?

Кто...? Что...?

Когда...? Может...?

Будет...? Могли...?

Как звать...?

Было ли...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?

Дайте три объяснения: почему?

Объясните: почему...?

Почему вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чем различие...?

Предположите: что будет, если...?

Что, если...?

     

  Приём «Верю – не верю» используется не только после знакомства с произведением, но и при знакомстве с биографией писателя или поэта. Например, детям предлагаются следующие утверждения:

- Пушкин родился в Санкт – Петербурге.

- Получил образование в Царскосельском Лицее.

-Любимое занятие маленького Саши - рисование.

-Написал поэму «Бородино».

-Погиб от тяжелой раны, полученной на дуэли.

     Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большим вниманием слушать рассказ учителя, просматривать компьютерные презентации, читать учебные статьи, посвящённые фактам биографии писателя или поэта.

         

    Помимо технологии РКМЧП на уроках чтения и развития речи используются элементы ИКТ. Самый распространенный вид использования информационных технологий - мультимедийные презентации. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют обучающимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал.

              На уроках в обязательном порядке применяются элементы здоровьесберегающих технологий, цель которых - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока.

           Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, проводятся различные валеологические  упражнения в виде физкультпаузы, эмоциональная разрядка, зарядка для глаз, минутки для шутки, рефлексия, обращается особое внимание за соблюдением обучающимися правильной осанки.

             Использование игровых технологий на уроках чтения и развития речи  также помогает снять психологическое напряжение и активизировать познавательную деятельность обучающихся. Зачастую обобщающие уроки  и уроки внеклассного чтения по творчеству писателя или поэта проходят в виде игр-состязаний, турниров.

Так, урок внеклассного чтения по теме «Рассказы М. Зощенко» в 9 классе проходил в форме игры «Кто кого?». Класс был разбит на 2 команды по названию рассказов: «Встреча» и «Галоша».

«Игра «Кто кого?»

1 этап «Скоростное чтение» (парная работа: по 1 человеку от команды соревнуются в чтении за 1 мин., участвуют все).

2 этап «Изба-читальня» (индивидуальная работа: самостоятельное чтение рассказов; работа в группе: засекалось время начала чтения рассказов и время окончания чтения по последнему читающему в команде).

3 этап «Перекрёстный огонь» (групповая работа: каждая команда придумывает и задаёт по 2-3 вопроса на знание своего рассказа команде соперников и отвечает на встречные вопросы по другому рассказу).

4 этап. Подведение итогов уроков (фронтальная работа и индивидуальная -рефлексия). По ходу урока заполнялась на доске таблица командных  результатов. По 1 этапу суммировались результаты техники чтения, победитель – команда, прочитавшая в итоге большее количество слов, получает 2 балла, соперники – 1 балл. Во втором конкурсе побеждает команда, которая быстрее прочитала оба рассказа – 2 балла, соперники – 1 балл. По итогам третьего этапа учитывались правильно составленные вопросы и ответы.

        Авторская методика проведения ролевой игры «Изба-читальня» предполагает  и другой вариант урока внеклассного чтения, если отсутствуют тексты для чтения у детей. В таком случае обучающиеся выступают в роли слушателей, а затем отвечают на вопросы учителя (приёмы: «Вызываю огонь на себя», «Ромашка Блума», «Тонкие и толстые вопросы»), выполняют задания индивидуально или в группе.

       Авторский приём «Вызываю огонь на себя». 

         По желанию  обучающийся выходит к доске и отвечает на 5 вопросов (по  содержанию и осмыслению прослушанного лит. произведения или  по изученному материалу). Вопросы может задавать как учитель, так и ученики. Ответы обучающихся оцениваются по трёхбалльной шкале: «5» - 5 правильных ответов, «4» - 4 ответа, «3» - 2-3 ответа).

         Для развития навыков скорочтения, осознанного беглого чтения вслух на уроках чтения применяются следующие приёмы: работа с чистоговорками и скороговорками в качестве речевой разминки, жужжащее чтение в течение 1-5 минут,  чтение за учителем, скоростное чтение в парах, чтение по цепочке, чтение по ролям, интонированное чтение.

        ВЫВОД.  Использование на уроках чтения современных педагогических технологий, разных приёмов и методик обучения, включая авторские, позволяет повысить эффективность учебного процесса при работе над формированием навыков правильного, беглого, осознанного чтения у  детей с интеллектуальными нарушениями.

Об этом свидетельствуют мониторинговые показатели контроля техники чтения за 2020-2021 учебный год.

класс

Справлялись с нормой на начало года чел./т/ч,%

Справлялись с нормой на конец года чел./т/ч,%

Повысили показатели

Чел./%

Без изменения, чел./%

Ухудшили показания

Чел./%

6 класс

0 / 0%

2 – 29%

6 – 86%

0 – 0%

1 – 14%

9 класс

5 – 45%

7 – 64%

10 – 91%

1 – 9%

 0 – 0%

Литература

  1. Березина Г.Б. Особенности формирования навыка осознанного чтения у младших школьников с нарушением интеллекта.
  2. Горева А.А.  Применение современных образовательных технологий на уроках чтения и речевой практики в условиях ФГОС ОВЗ.

  3. Доклад на тему «Методические приёмы для обучения детей с ОВЗ осознанному чтению» - https://infourok.ru/doklad-na-temu-metodicheskie-priyomy-dlya-obucheniya-detej-s-ovz-osoznannomu-chteniyu-4507876.html

  1. Кузнецова М.П., Серёгина И.М. Особенности формирования осознанного чтения у детей с ОВЗ (Обзор методик и приёмов)

http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/01/13/osobennosti-formirovaniya-osoznannogo-chteniya-u-detey-s-ovz

  1. Технология РКМЧП – Научно-методическая работа - https://www.sites.google.com/a/1927.org.ru/naucno-metodiceskaa-rabota/pedagogiceskie-tehnologii/tehnologia-rkmcp
  2. Обучение учащихся с ОВЗ осознанному чтению на уроках в коррекционной школе -   https://ozgsch5.edumsko.ru/activity/method/post/1446639

  1. Общая характеристика инновационной образовательной технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) - http://wiki.iro.yar.ru/images/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование уроков чтения в коррекционной школе 8 вида, 4 класс

Тематическое планирование составлено на основе Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, под...

календарно-тематическое планирование уроков чтения в коррекционной школе 8 вида, 4 класс

Тематическое планирование составлено на основе Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, под...

календарно-тематическое планирование уроков чтения в коррекционной школе 8 вида, 6 класс

Тематическое планирование составлено на основе Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, под...

Выступление на методическом объединении на тему: «Формирование навыков анализа художественного текста на уроках чтения в коррекционной школе».

Анализ художественного текста – самый сложный, но необходимый вид работы с детьми школьного возраста по литературе.Существует ложное представление о том, что текст анализировать не надо, что анализ ра...

Коррекция познавательной и речевой деятельности на уроках чтения в коррекционной школе

Коррекция познавательной и речевой деятельности учащихся с нарушением интеллекта на уроках чтения...

Роль речевых разминок на уроках чтения в коррекционной школе

В данной работе приведены примеры организации «речевых разминок» на уроках чтения в коррекционной школе, представлена методика проведения «разминок» и тексты «речевы...