Рабочая программа по литературе для 6 класса
рабочая программа по литературе (6 класс)

Салангина Ольга Валерьевна

Аттестационное задание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл salanginaov_attestatsionnoe_zadanie.docx42.77 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестационное задание № 1

«Проект учебной программы по преподаваемому предмету»

Выполнила:

Салангина Ольга Валерьевна,

учитель русского языка и

литературы МБОУ «СОШ

п. Пионерский»

                                       Пояснительная записка

Рабочие программы учебных предметов должны разрабатываться на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.

Актуальные задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно меняют подходы к разработке рабочих программ учителями. У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Поэтому программа должна стать своего рода инструментом в достижении учебных целей, должна дать возможность учителю сориентировать урок на конкретный класс, где каждый обучающийся получит возможность не только освоить определенный набор знаний, но и применить эти знания в какой-либо практической деятельности. Таким образом, рабочая программа должна быть направлена на формирование универсальных учебных действий, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования, а также учитывать основные задачи развития образования в регионе.

 Рабочая программа по литературе для обучающихся 6 класса

1. Пояснительная записка.

1.1. Нормативно - правовые документы, на основе которых составлена программа.

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе и рабочей программы по литературе к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы авторов-составителей: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд.– М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020.  Учебник: «Литература»: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч./Авт.-сост. Г.С. Меркин. – 6 изд. - М.: ООО «Русское слово — учебник», 2017.  

1.2. Цели преподавания литературы.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; овладение универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.), использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом совершенствовании.

2. Общая характеристика программы.

2.1. Роль и значимость литературы с точки зрения целей общего образования с опорой на концепцию соответствующего ФГОС, современных требований к обучающемуся. 

Как часть образовательной области «Русский язык и литература» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Литература является одним из основных источников обогащения речи обучающихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию обучающимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

2.2. Преемственность при изучении литературы. 

Данная программа составлена с учетом преемственности с программой 5 класса, закладывающей основы литературного образования. В 6 классе необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

2.3. Акценты в осуществлении связи обучения по литературе с практикой и актуальными проблемами современности.

Программа по литературе для 6 класса соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует развитию универсальных учебных действий обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию школьников; сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для социализации. В программе реализуется системно-деятельностный подход, предполагающий овладение конкретными умениями и навыками, связанными с чтением, а также практическое их использование в процессе создания собственных устных и письменных речевых высказываний, исследовательских и творческих работ, в различных сферах коммуникации и ситуациях общения. Кроме того, программа предусматривает реализацию регионального компонента посредством включения в отдельные разделы произведения поэтов и писателей Ханты-Мансийского автономного округа.

2.4. Особенности построения программы по данному учебно-методическому комплекту.

 Данная программа по литературе создана с учетом «Фундаментального ядра содержания общего образования» и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования третьего поколения. Она ориентирована на базовый уровень подготовки школьников по литературе. Большую роль при реализации программы играет использование принципа вариативности, к которому обращаются и учитель, и ученик. Именно поэтому программа насыщена большим количеством авторов и произведений и обозначен характер их изучения. В учебной практике начинающего читателя важна возможность выбора как автора и произведения, так и способа общения с ним. При обращении к одним авторам это будет краткое знакомство, к другим —постижение конкретных художественных произведений, при встрече с классиками родной литературы — относительно обстоятельное знакомство с историей жизни и творчества. Программа предполагает активное использование самостоятельного чтения, кроме того, при обсуждении классических произведений юношеской литературы акцентирование внимания на важнейшие проблемы в жизни подростка. В процессе литературного образования важна система: четкая логика и последовательность этапов. Они отражены в содержании и структуре программы.

3. Место предмета. 

На изучение литературы отводится 3 часа в неделю, итого 105 часов (при пятидневной учебной неделе).

4. Ценностные ориентиры содержания предмета.

4.1. Описание важности предмета.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской и зарубежной классики, а также произведения писателей и поэтов округа.

Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье, родному краю; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям обучающегося, в то же время формируются универсальные учебные действия.

4.2. Ценностные ориентиры содержания предмета.

Литература как предмет обладает огромным воспитательным потенциалом. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из важнейших направлений школьного литературного образования и способствует воспитанию духовно развитой личности, испытывающей потребность в самореализации и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике; формированию гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признанию за ней права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей; формированию основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в общественном мире, активной жизненной позиции; воспитанию чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов; развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики; приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.

Приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью, знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны и Ханты-Мансийского автономного округа расширяет представления обучающихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

5. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

          Задачей обучения литературе является формирование универсальных учебных действий: личностных результатов, включающих: воспитание российской, гражданской идентичности: патриотизма, уважение к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, религии, традициям, языкам ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни; формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; значение семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение членов своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; совершенствование духовно-

нравственных качеств личности; использование различных источников информации

(словарей, энциклопедии, интернет-ресурсы и другое) для решения познавательных и коммуникативных задач. Метапредметных результатов, включающих: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; определять понятия, создавать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основание и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение; осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей  коммуникаций для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Метапредметные результаты также включают: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора учебной и познавательной деятельности; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; формирование и

развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной,

коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; осознание

значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

формирование потребностей в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного

диалога; понимание литературы как одной из основных национально-культурных

ценностей народа, как особого способа познания жизни; обеспечение культурной

самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры; воспитание квалификационного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении,

на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Предметных результатов (на базовом и повышенном уровне):

Устное народное творчество. Обучающийся научится: осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере; видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин, учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию; выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы; выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной; видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, сочиняя загадку, сказку. Обучающийся получит возможность научиться: сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор; сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии; сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера; выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Русская литература XIXXX вв. Литература народов России, литература Югры. Зарубежная литература.

Обучающийся научится: осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного

чтения; выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; анализировать и истолковывать произведения разной  жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. Обучающийся получит возможность научиться: выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

В качестве методов оценивания планируемых результатов используются традиционные: повседневное наблюдение за учебной работой учащихся; устный опрос; письменная проверка; поурочный балл; контрольные работы; проверка домашних работ обучающихся и современные: портфолио (средство накопительной оценки), рейтинговая система оценивания (баллы за контрольные мероприятия, баллы за проектную деятельность, баллы за самостоятельную деятельность (инициатива, проявленная обучающимися – олимпиады, конкурсы, викторины и т.п,), баллы за олимпиадное движение, баллы за участие во внеурочной деятельности), мониторинг (регулярное отслеживание качества усвоения знаний и формирования умений в учебном процессе). Критерии оценивания представлены в Приложении.

6. Содержание учебного предмета.

6.1. Наименование разделов учебной программы, перечень изучаемого материала, характеристика содержательных линий, перечень контрольных работ, уроков развития речи, внеклассного чтения, проектной деятельности. 

Введение. Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и

читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино). Развитие представлений о литературе; писатель и его место культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д., в том числе и писателей, и поэтов Ханты-Мансийского автономного округа. Из мифологии. Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту. Теория литературы: мифологический сюжет. Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия. Вн.чт. Г.Сазонов, А.Конькова «Как поссорился человек с медведем» (отрывок из романа-сказания). Из устного народного творчества. Предания, легенды, сказки. Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность. Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке. Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки. Вн.чт. А. Тарханов «Сын грома» (по мотивам мансийских героических песен). Из древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы. Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой. Развитие речи: различные виды пересказа, простой план. Проектная деятельность «Жанры (памятники) древнерусской литературы и современность. Из литературы XVIII века. М.В. ЛОМОНОСОВ. Годы учения. Отражение позиций ученого, и гражданина, и поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения. Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение. Развитие речи: выразительное чтение. Из литературы XIX века. В.А. ЖУКОВСКИЙ. Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада. Развитие речи: выразительное чтение. А.С. ПУШКИН. Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, «справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи. Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям. Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения. Проектная деятельность «Письмо герою романа». М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», Парус», «Листок». Многозначность художественного образа. Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия. Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов. Для заучивания наизусть. М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение — на выбор. Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля. Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры). Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод. Проектная деятельность «Тарас Бульба в изобразительном искусстве». И.С.ТУРГЕНЕВ. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»; служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения. Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет). Развитие речи: сложный план, цитатный план. Проектная деятельность «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева». Н.А. НЕКРАСОВ. Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям. Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет. Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (сочинение с данным финалом либо данным эпиграфом). Л.Н. ТОЛСТОЙ. Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание). Теория литературы: автобиографическая проза. Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана. В.Г. КОРОЛЕНКО. Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям. Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер. Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа. Проектная деятельность «Добро и милосердие в современном мире». А.П. ЧЕХОВ. Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении. Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; Проектная деятельность «Творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма, мультфильма). Из литературы XX века. И.А. БУНИН. Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя. Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа. Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде. Для заучивания наизусть. И.А. Бунин. «Не видно птиц...». Вн.чт.  А.Тарханов «Соболенок». А.И.КУПРИН. Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия. Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде. C.A. ЕСЕНИН. Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов C.A. Есенина. Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора. Для заучивания наизусть. С.А. Есенин. Одно стихотворение — на выбор. «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе». А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»; Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»; А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»; Б.Л. Пастернак. «После дождя»; Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»; А.Т.  Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»; А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов — по выбору. М.М. ПРИШВИН. Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе. Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений). Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа. Вн.чт. «В ожидании первого снега» (отрывок из повести». Н.М. РУБЦОВ. Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй. Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция. Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть. Для заучивания наизусть: Н.М. Рубцов. Одно стихотворение — на выбор. Вн.чт. В.Волковец «От пыли ромашки исчезли», «Эх, ударила б хорошим». Из поэзии о Великой Отечественной войне. Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество», «Победа»; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу». Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть. Для заучивания наизусть: Стихотворение о Великой Отечественной войне — на выбор. Проектная деятельность «Поэты Югры о Великой Отечественной войне». В.П. АСТАФЬЕВ. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа. Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению. Из зарубежной литературы. Восточные сказки «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика. БРАТЬЯ ГРИММ. Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки. Развитие речи: рассказ от другого лица. ДЖ. ЛОНДОН. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения. Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.

6.2. Тематическое планирование

Наименование раздела, темы

Кол-во

часов

К.Р.

Р.Р.

Вн.чт.

Проектная деят-сть

Введение

1

1

Из мифологии

3

1

Из устного народного творчества

4

1

1

Из древнерусской литературы

3

1

Из литературы XVIII века.

2

Из литературы XIX века.

54

10

4

Из литературы XX века.

26

2

2

2

Из зарубежной литературы

12

1

1

ИТОГО

105

1

14

5

7

Приложение

Критерии оценивания исследовательских и проектных работ обучающихся

1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.

2. Степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли.

3. Практическое использование предметных и универсальных учебных действий.

4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта.

5. Степень осмысления использованной информации.

6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками.

7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы.

8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования.

9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности.

10. Владение рефлексией.

11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации.

12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.

Оценивание данного вида работ обучающихся – задача для учителя задача непростая. Подобное оценивание может производиться не одной оценкой, а несколькими по разным основаниям. (Важно проинформировать обучающихся о критериях оценки заранее).

Технология самооценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеетправо поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

Алгоритм самооценивания (вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)? Какую оценку ты себе ставишь?

Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – отлично.

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

          Список источников

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г №287).

2. Примерная программа основного общего образования по литературе.

3. Рабочая программа по литературе к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы авторов-составителей: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд.– М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020.

4. Ф.Е. Соловьёва. Методическое пособие к учебнику Г.С. Меркина «Литература» для 6 класса общеобразовательных организаций. Москва, «Русское слово», 2018.

5. И.Ю. Алексашина, Е.Ю. Федотова «Современная оценка образовательных достижений учащихся». Санкт-Петербург, 2018.

6.https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/fgos-osobennosti-prepodavaniya-literatur.807125/ 

7. https://www.yugschool2.ru/images/fgos/fgossoo/2/sdp.pdf 

___________                                                 ___________________Подпись                                                                     Расшифровка подписи

                                                                                                    10.11.2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...