Поэтический практикум. Стихотворения в прозе И.С. Тургенева.
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Мясникова Марина Владимировна

Стихотворения в прозе И.С. Тургенева.

Цель. Познакомить учеников с новым жанром. Путём сопоставления с философскими афоризмами, лирическими стихами, стихотворениями в прозе других поэтов выявить особенности тургеневского мировосприятия в последние годы. Проанализировать несколько стихотворений в прозе, определить, какие лексические, стилистические, синтаксические их особенности передают авторскую мысль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok._turgenev.doc553 КБ

Предварительный просмотр:


Поэтический практикум.

Стихотворения в прозе И.С. Тургенева.

Цель. Познакомить учеников с новым жанром. Путём сопоставления с философскими афоризмами, лирическими стихами, стихотворениями в прозе других поэтов выявить особенности тургеневского мировосприятия в последние годы. Проанализировать несколько стихотворений в прозе, определить, какие лексические, стилистические, синтаксические их особенности передают авторскую мысль.

Актуализация

1. Повторение

1. Роды литературы

2. Жанры лирики

2. Литературоведческая справка

Верлибр — (или свободный стих) вид стихосложения, стоящий на грани между стихом и прозой, поскольку в нём не сохраняются многие особенности, обычные для стихотворной речи: нет рифмы, постоянного размера, а строки различны по числу слогов, строфы — по количеству строк... но сохраняет ряд существенных признаков именно стихотворной речи, симметричность речи, хотя и ослабленную, присущую стиху».

Стихотворение в прозе — «небольшое прозаическое произведение лирического характера, графически представлено как проза. В стихотворениях в прозе преобладает не повествовательный, а субъективно оценочный момент, большое значение приобретает эмоциональная окраска речи и, соответственно этому, ритмическо-интонационная структура. В стихотворениях в прозе ощутимы повторения ритмически подобных синтаксических конструкций, звуковые переклички, реже — рифмы, то есть те средства выразительности, которые используются в стихотворной речи». От собственно стихотворения стихотворение в прозе отличается тем, что звуковая организация его не выдерживается как система (хотя и приобретает определённое художественное значение), а текст графически представлен как проза.

Словарь литературоведческих терминов


ХОД УРОКА

Первая учебная ситуация

Познакомьтесь с воспоминаниями современников о последних годах жизни И. Тургенева и отрывками из писем Тургенева к П. Анненкову, М. Стасюлевичу. Выпишите в тетрадь, что говорят современники писателя и он сам об особенностях жанра «Стихотворений в прозе».

? Как можно объяснить обращение Тургенева к новому жанру? Как определён жанр стихотворений в прозе современниками и Тургеневым?

1. П.Л. Лавров. Из статьи «И.С. Тургенев и развитие русского общества».

Общее настроение Ивана Сергеевича в эти годы становилось всё мрачнее. С 1878 года он начал свои «Стихотворения в прозе» серию, проникнутую возвращающимся и усиливающимся чувством нравственного одиночества, мучительною мыслью о старости, о близкой смерти. «Настали тёмные, тяжёлые дни», когда он говорил себе: «Уйди в себя, в свои воспоминанья... Но будь осторожен… не гляди вперёд, бедный старик!» («Старик». июль 1878). Настоящее вызывало мысль: «Я один, один, как всегда» («Голубь», май 1879). Воспоминания раздражали его воображение представлением о том, «как хороши, как свежи были розы»... как теперь ему «холодно» и как «все они умерли... умерли» («Как хороши» и т.д., сент. 1879). А впереди грозная старуха судьба гнала его к могиле, которая сама «плывёт, ползёт к нему» («Старуха», февраль 1878).

2. М.М. Стасюлевич. Из воспоминаний о последних днях И.С. Тургенева и его похоронах.

Как теперь помню, входя к нему в кабинет (ровно за год перед его смертью), я, по обычаю, постучал; незадолго перед тем он жестоко страдал, и я думал встретить его расслабленным, на костылях, а потому я был приятно удивлён, услышав громко им произнесённое: «Войдите!» Он сидел за своим кабинетным столом, в обычной его вязаной куртке, и что-то писал; увидев меня, он очень быстро встал и пошёл ко мне навстречу.

… Среди разговора я спросил Тургенева, не читал ли он в английских газетах приятное известие, будто он дописывает большой роман. Он энергически отрицал этот слух: «...хотите, я докажу вам на деле, что я не только не пишу романа, но и никогда не буду писать!» Затем он наклонился и достал из бокового ящика письменного стола портфель, откуда вынул большую пачку написанных листков различного формата и цвета. На выражение моего удивления: что это такое может быть? — он объяснил, что это нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры, которыми они потом пользуются, когда пишут большую картину. Точно так же и Тургенев, при всяком выдающемся случае, под живым впечатлением факта или блеснувшей мысли, писал на первом попавшемся клочке бумаги и складывал всё в портфель. «Это мои материалы, — заключил он, — они пошли бы в дело, если бы я взялся за большую работу; так вот, чтобы доказать вам, что я ничего не пишу и ничего не напишу, я запечатаю всё это и отдам на хранение до моей смерти». Я признался ему, что я всё-таки не хорошо понимаю, что это такое за «материалы», и просил его, не прочтёт ли он мне хоть что-нибудь из этих листков. Он и прочёл сначала «Деревню», а потом «Машу». Мастерское его чтение последней подействовало на меня так, что мне не нужно было ничего к этому присоединять; он прочёл ещё две-три пьесы. «Нет, Иван Сергеевич, — сказал я ему, — я не согласен на ваше предложение; если публика должна ждать вашей смерти для того, чтобы познакомиться с этой прелестью, то ведь придётся пожелать, чтобы вы скорее умерли; а мы просто напечатаем всё это теперь же»...

Прения наши кончились тем, что он согласился переписать только те, которые он считает возможным для печати; и действительно, недели через две прислал мне листков 50, тщательно и собственноручно переписанных им, как это всегда бывало с его рукописями.

Вывод. Тургенев рассматривал «Стихотворения в прозе» как цикл, объединенный общей тональностью. Хорошо понимал своеобразие нового творения как в смысле жанра, так и в отношении идейного содержания, он беспокоился и о составе цикла, и об общем заглавии.

3. И.С.Тургенев — М.М.Стасюлевичу. 29 сентября 1882 г. об окончательном жанре.

«Стихотворения в прозе», уточняющее их первоначальное жанровое определение в черновых тетрадях как «стихотворения без рифмы и размера».

Сначала нездоровье, а затем тяжёлая длительная болезнь Тургенева, «тихая, старчески-закатная» жизнь, неизбывное «тяготение к молодости», одиночество, страх перед смертью, уход из жизни близких людей (брата Николая, старика Виардо) настраивали писателя на грустный лад. Он ещё пишет рассказы и повести, но с 1877 года «открывает» для себя новый жанр — стихотворения в прозе, позволяющий коротко, ёмко изложить мгновенное впечатление, ощущение жизни, настроение ушедшего, безвозвратного — молодости, красоты, лёгкости, свободы.

Новое. В критике существует мнение, что жанр стихотворений в прозе был заимствован Тургеневым у западноевропейских писателей. Назывались «Психологические замечания», «Сравнения, параболы и басни» Шопэнгауэра, «Диалоги» Леопарди и чаще всего «Стихотворения в прозе» Шарля Бодлера.

Читая воспоминания современников о последних годах жизни писателя, вы отметили, что говорили они и сам Тургенев о жанре «Стихотворений в прозе»: нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры, которыми они потом пользуются, когда пишут большую картину; при всяком выдающемся случае, под живым впечатлением факта или блеснувшей мысли, писал на первом попавшемся клочке бумаги; фрагменты; стихотворения без рифмы и размера.

Вторая учебная ситуация.

Сравните данные ниже произведения разных жанров. Затем свои выводы сопоставьте со словарными характеристиками жанров и определите, в чём особенность жанра стихотворений в прозе.

? Что такое стихотворения в прозе? Чем отличаются «Стихотворения в прозе» Тургенева от произведений других жанров, представленных ниже?

1. Афанасий Фет. Верлибр. 1842.

***

Я люблю многое, близкое сердцу,

Только редко люблю я...

Чаще всего мне приятно скользить по заливу

Так — забываясь

Под звучную меру весла,

Омочённого пеной шипучей...

Да смотреть, много ль отъехал

И много ль осталось, да не видать ли зарницы…

(…)

Странные мысли

Приходят тогда мне на ум:

Что это — жизнь или сон?

Счастлив я или только обманут?

Нет ответа...

Мелкие волны что-то шепчут с кормою,

Весло недвижимо,

И на небе ясном высоко сверкает зарница.

5. Иван Тургенев. Стихотворение в прозе. Июнь, 1882 г.

Nessen meqqior dolore

(«Нет больше скорби»)

Голубое небо, как пух лёгкие облака, запах цветов, сладкие звуки молодого голоса, лучезарная красота великих творений искусства, улыбка счастья на прелестном женском лице и эти волшебные глаза... к чему, к чему всё это?

Ложка скверного, бесполезного лекарства через каждые два часа — вот, вот что нужно.

Учитель. Сравните свои выводы со словарными определениями жанра, использовав карточку-информатор.

Нетрудно заметить, что стихотворение в прозе как жанр отличается от  обычного стихотворения, имеющего членение на строки, ритм и рифму; от верлибра, имеющего только членение на строфы. Стихотворение в прозе выглядит как проза — внешне в нём нет ничего присущего стихотворной форме. Со стихотворным жанром его сближает эмоциональность — оно передаёт чувства, переживания лирического героя; тонкий лиризм.

Оно не обременяет себя рифмами а размерами: ему важна доверительная интонация, важно запечатлеть конкретное, мгновенное впечатление, «блеснувшую мысль».

Учитель. Выявив особенности и возможности жанра, приступая к анализу стихотворений в прозе, сформулируем основной вопрос урока.

? Какой представляется личность писателя в эти годы? О чём свидетельствует его «лирический дневник»?

Третья учебная ситуация.

Коллективный анализ стихотворения в прозе.

? Как связан мотив этого стихотворения в прозе с творчеством Тургенева?

«Как хороши, как свежи были розы...»

Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочёл одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти:

Как хороши, как свежи были разы..

Теперь зима; мороз запушил стёкла окон; в тёмной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит:

Как хороши, как свежи были розы...

И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в тёплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка — и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звёзд. Как просто душно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит ещё не вполне расцветшая, ещё ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею — но как она мне дорога, как бьётся моё сердце!

Как хороши, как свежи были розы...

А в комнате всё темней да темней... Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрыпит и злится за стеною — и чудится скучный, старческий шёпот...

Как хороши, как свежи были розы...

Встают передо мною другие образы... Слышится весёлый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щёки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино — и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара...

Как хороши, как свежи были розы...

Свеча меркнет и гаснет... Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмётся и вздрагивает у ног моих старый пёс, мой единственный товарищ... Мне холодно... Я зябну... И все они умерли... умерли...

Как хороши, как свежи были разы...

Сентябрь 1879

? Назовите мотив (или мотивы) стихотворения «Как хороши, как свежи были розы...»

Стихотворение в прозе построено на антитезе: основные его мотивы противоположны — мотив молодости и старости, жизни и смерти.

? Какое место занимали эти мотивы в творчестве писателя?

Мотив молодости, красоты, жизни проходит через всё творчество писателя. Уже в его «Записках охотника», а затем в повестях, романах встречается немало молодых и прекрасных людей. Тургенев вместе со своими героями «прожил» множество жизней, прочувствовал множество любовных историй, зачастую грустных: «Первая любовь», «Вешние воды», «Ася», «Рудин», «Накануне», «Отцы и дети». Певец красоты и молодости, он с нежностью знакомит нас со своими прекрасными героинями: Асей, Джеммой, княжной Зинаидой, Еленой, Натальей, Анной Сёргеевной и другими.

Постепенно, сначала едва слышно, а затем всё громче, в произведениях Тургенева начинает звучать мотив старости и смерти. В рассказах «Уездный лекарь», «Бежин Луг», «Смерть», «Живые мощи» из цикла «Записки охотника», в романах «Накануне», «Отцы и дети», повестях «Фауст», «Переписка» он осторожно пытается понять, что же это, почему такой страх и уважение внушает людям смерть, как принять и понять её.

? Какие лексические, стилистические, синтаксические особенности стихотворения в прозе раскрывают авторскую мысль?

В стихотворении в прозе шесть абзацев. Каждый завершается строкой из одноимённого стихотворения И. Мятлева.

Стихотворение имеет своеобразный фольклорный зачин. «Где то, когда-то, давно-давно тому назад...». Это почти сказочное «давно-давно» противопоставлено строгому «теперь». В первом абзаце не сообщается, что было «когда-то», но «теперь зима». Это определённо означает, что в те волшебные времена было тепло, было лето.

В дальнейшем абзацы так же чередуются: в нечётных (первом, третьем, пятом) —представлено прошлое; в чётных (втором, четвёртом, шестом) — настоящее.

Первые два абзаца почти одинаковы по размеру.

Само строение первого абзаца — короткие фразы, плавно переходящие во всё более длинные, — создаёт ощущение музыкальное, ощущение медленного кружения в танце. Второй же — контрастный — состоит из коротких, чётких фраз. Ритмическое несходство их видно и на морфологическом уровне: в первом абзаце из двух предложений всего три глагола; во втором — пять глаголов и деепричастие. Глаголы и глагольные формы убыстряют ритм, делают его жёстким, в результате чего чувство блаженства исчезает и сменяется чувством безнадёжности. Зима — это зима в природе, это зима в жизни человека, это старость. Тёмная комната с единственной горящей свечой подчёркивает безысходность. И та же фраза, совсем недавно произнесённая ликующе, сейчас «в голове всё звенит да звенит». Неотвязно, раздражающе.

Вторая антонимичная пара абзацев не совпадает по размеру. Воспоминания увлекают рассказчика, он постепенно погружается в них, забывая обо всём. И снова ритм танца, тепло летнего вечера, сладостные запахи цветов, дивный облик молодой нежной девушки. Описание природы сменяется описанием прекрасного юного существа. Теперь темнота создаёт совсем другое ощущение романтического ожидания, любви, надежды. Интонация тоже изменяется: если в первом абзаце она была мечтательной, то здесь просто восторженная. В довольно объёмном тексте всего четыре предложения, и два из них — восклицательные. Это всё о прошлом.

В настоящем настроение совсем другое. Сама природа воздействует на человека угнетающе: даже «мороз скрыпит и злится за стеною». Темнота, треск свечи, «беглые тени на потолке» — всё это без радостно, тоскливо, скучно. Два предложения заканчиваются многоточием, подчёркивая монотонность, не договоренность, медленное течение и обрыв мысли.

Последние два абзаца снова различны по объёму. В пятом бурная, радостная, бьющая через край жизнь. «Весёлый шум», «сдержанный смех», «добрые голоса», «воркотня самовара», «вальс» — оказывается, это ритм вальса всё кружит и кружит героя, унося его всё дальше в счастливое прошлое, во времена молодости, жизни, счастья. Радостные звуки, яркие краски, уютный дом, дорогие сердцу лица — это ли не счастье? В этом абзаце всего три предложения. Два из них короткие, информационные. Третье — поток воспоминаний, состоящий из перечисления портретных деталей, быстро сменяющихся картин. Использовано много глаголов. Интонация задыхающегося человека. Речь вдруг резко обрывается. Многоточие.

В последнем абзаце цикл завершается. Сначала исчезает свет: гаснет свеча. Звуки становятся глуше. Остаются ощущения: вздрагивает старый пёс, зябнет хозяин. Холодно.

В шести предложениях (одно из них вопросительное) использовано шесть многоточий. Абзац заканчивается словами: «И все они умерли... умерли...» Последнее многоточие как бы говорит о всеобщей смерти. Всё кончилось. Нет больше ни горечи, ни страха, ни холода. Последнее воспоминание перед смертью — «Как хороши, как свежи были розы...»

Уже на уровне композиции стихотворения мы понимаем неразрывность этих понятий: жизни и смерти, молодости и старости. Мгновенность прошедшей жизни осознаётся только в её конце. Что остаётся в памяти человека, прожившего долгую и трудную жизнь? Только несколько счастливых воспоминаний, только одна чарующая фраза, только ощущение промелькнувшей жизни. Миг.

Четвёртая учебная ситуация

Групповой анализ стихотворений в прозе.

Проанализируйте предложенное стихотворение:

  • Определите тему, проблему;
  • Выделите основные мотивы стихотворения.
  • Характеристика лирического героя: кто он? (не автор, а лирический герой!),  его эмоциональное настроение, переживания и т.д.
  • Идея (основная мысль, на какие размышления наводит это стихотворение?)


Стихотворение в прозе для первой группы.

ДВА БОГАЧА

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

— Возьмем мы Катьку,— говорила баба,— последние наши гроши на нее пойдут,— не на что будет соли добыть, похлебку посолить..

—  А мы ее... и не соленую,— ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

Июль, 1878


Стихотворение в прозе для второй группы.

МЫ ЕЩЕ ПОВОЮЕМ!

Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека!

Полный раздумья, шел я однажды по большой дороге. Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; унылость овладевала мною.

Я поднял голову... Передо мною, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила вдаль дорога.

И через нее, через эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолоченная ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьев, прыгала бойко, забавно, самонадеянно!

Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и черт ему не брат! Завоеватель — и полно!

А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено сожрать именно этого самого завоевателя.

Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся — и грустные думы тот-час отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я.

И пускай надо мной кружит  м о й  ястреб...

— Мы еще повоюем, черт возьми!

Ноябрь, 1879


Стихотворение в прозе для третьей группы.

Воробей

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он прознал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Апрель 1878


Стихотворение в прозе для четвёртой группы.

ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ

Мы были когда-то короткими, близкими друзьями... Но настал недобрый миг — и мы расстались, как враги.

Прошло много лет... И вот, заехав в город, где он жил, я узнал, что он безнадежно болен и — желает видеться со мною.

Я отправился к нему, вошел в его комнату... Взоры ваши встретились.

Я едва узнал его. Боже! что с ним сделал недуг!

Желтый, высохший, с лысиной во всю голову, с узкой седой бородой, он сидел в одной, нарочно изрезанной рубахе… Он не мог сносить давление самого легкого платья. Порывисто протянул он мне страшно худую, словно обглоданную руку, усиленно прошептал несколько невнятных слов — привет ли то был, упрек ли кто знает? Изможденная грудь заколыхалась — и на съеженные зрачки загоревшихся глаз скатились две скупые, страдальческие слезинки.

Сердце во мне упало... Я сел на стул возле него — и, опустив невольно взоры перед тем ужасом и безобразием, также протянул руку.

Но мне почудилось, что не его рука взялась за мою.

Мне почудилось, что между нами сидит высокая, тихая, белая женщина. Длинный покров облекает ее с ног до головы. Никуда не смотрят ее глубокие бледные глаза; ничего не говорят ее бледные строгие губы...

Эта женщина соединила наши руки... Она навсегда примирила нас.

Да... Смерть нас примирила.

Апрель, 1878


 

Подведение итогов. Обратимся к основному вопросу урока.

? Какой представляется личность писателя в эти годы? О чём свидетельствует его «лирический дневник»?

Вывод: Стихотворения в прозе Тургенева написаны в последние пять лет жизни. В коротких произведениях переданы ощущения человека, предчувствующего свою близкую кончину. Жизнь для него разделилась на две части: до болезни и после. Их разделяет бездна. Там, в том мире, — жизнь, молодость, красота, творчество — счастье; здесь — смерть и мука. Это взгляд глубоко страдающего человека, не умеющего примириться с болезнью, старостью, смертью. Это чёткость мысли писателя и философа, познавшего жизнь, но делающего очень конкретные, личные обобщения. Он не мыслит отвлечёнными образами: его переживания очень конкретны и понятны любому человеку. У него нет потребности в обращении к философскому жанру — в своём последнем цикле он прежде всего поэт, затем человек и только потом философ.

Это своеобразный лирический дневник писателя, передающий нам не только грустные думы последних лет, но и тонкость духовного мира, глубину переживаний, философский настрой ума. Перед нами не только поэт, но и мыслитель, заново переоценивающий всю свою долгую и содержательную жизнь.

Оценки за урок!

Домашнее задание: анализ стихотворения «Порог» или любого другого стихотворения в прозе И.С. Тургенева по вашему выбору.

Наизусть «Русский язык» или любое другое стихотворение в прозе И.С. Тургенева по вашему выбору.

Напоминание: Следующий цикл уроков посвящен творчеству А.А. Фета и Ф.И. Тютчева.


ПОРОГ

Я вижу громадное здание.

В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью — угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка... Русская девушка.

Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медлительный, глухой голос.

—  О ты, что желаешь переступить этот порог,— знаешь ли ты, что тебя ожидает?

—   Знаю,— отвечает девушка

— Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть?

—   Знаю.

—   Отчуждение полное, одиночество?

—   Знаю... Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.

—   Не только от врагов но и от родных, от друзей?

—   Да... и от них.

—   Хорошо. Ты готова на жертву?

—   Да.

—  На безымянную жертву? Ты погибнешь — и никто... никто не будет даже знать, чью память почтить!..

—  Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.

—   Готова ли ты на преступление?

Девушка потупила голову...

— И на преступление готова.

Голос не тотчас возобновил свои вопросы.

— Знаешь ли ты, — заговорил он наконец, — что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?

—  Знаю и это. И все-таки я хочу войти.

—  Войди!

Девушка перешагнула порог и тяжелая завеса упала за нею.

—  Дура! — проскрежетал кто-то сзади.

— Святая! — принеслось откуда-то в ответ.

Май, 1878

РУССКИЙ ЯЗЫК

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый м свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Июнь,1882


Проанализируйте предложенное стихотворение

  • Определите тему, проблему;
  • Выделите основные мотивы стихотворения.
  • Характеристика лирического героя: кто он? (не автор, а лирический герой!),  его эмоциональное настроение, переживания и т.д.
  • Идея (основная мысль, на какие размышления наводит это стихотворение?)

Проанализируйте предложенное стихотворение

  • Определите тему, проблему;
  • Выделите основные мотивы стихотворения.
  • Характеристика лирического героя: кто он? (не автор, а лирический герой!),  его эмоциональное настроение, переживания и т.д.
  • Идея (основная мысль, на какие размышления наводит это стихотворение?)

Проанализируйте предложенное стихотворение

  • Определите тему, проблему;
  • Выделите основные мотивы стихотворения.
  • Характеристика лирического героя: кто он? (не автор, а лирический герой!),  его эмоциональное настроение, переживания и т.д.
  • Идея (основная мысль, на какие размышления наводит это стихотворение?)

1. П.Л. Лавров. Из статьи «И.С. Тургенев и развитие русского общества».

Общее настроение Ивана Сергеевича в эти годы становилось всё мрачнее. С 1878 года он начал свои «Стихотворения в прозе» серию, проникнутую возвращающимся и усиливающимся чувством нравственного одиночества, мучительною мыслью о старости, о близкой смерти. «Настали тёмные, тяжёлые дни», когда он говорил себе: «Уйди в себя, в свои воспоминанья... Но будь осторожен… не гляди вперёд, бедный старик!» («Старик». июль 1878). Настоящее вызывало мысль: «Я один, один, как всегда» («Голубь», май 1879). Воспоминания раздражали его воображение представлением о том, «как хороши, как свежи были розы»... как теперь ему «холодно» и как «все они умерли... умерли» («Как хороши» и т.д., сент. 1879). А впереди грозная старуха судьба гнала его к могиле, которая сама «плывёт, ползёт к нему» («Старуха», февраль 1878).


2. М.М. Стасюлевич. Из воспоминаний о последних днях И.С. Тургенева и его похоронах.

Как теперь помню, входя к нему в кабинет (ровно за год перед его смертью), я, по обычаю, постучал; незадолго перед тем он жестоко страдал, и я думал встретить его расслабленным, на костылях, а потому я был приятно удивлён, услышав громко им произнесённое: «Войдите!» Он сидел за своим кабинетным столом, в обычной его вязаной куртке, и что-то писал; увидев меня, он очень быстро встал и пошёл ко мне навстречу.

… Среди разговора я спросил Тургенева, не читал ли он в английских газетах приятное известие, будто он дописывает большой роман. Он энергически отрицал этот слух: «...хотите, я докажу вам на деле, что я не только не пишу романа, но и никогда не буду писать!» Затем он наклонился и достал из бокового ящика письменного стола портфель, откуда вынул большую пачку написанных листков различного формата и цвета. На выражение моего удивления: что это такое может быть? — он объяснил, что это нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры, которыми они потом пользуются, когда пишут большую картину. Точно так же и Тургенев, при всяком выдающемся случае, под живым впечатлением факта или блеснувшей мысли, писал на первом попавшемся клочке бумаги и складывал всё в портфель. «Это мои материалы, — заключил он, — они пошли бы в дело, если бы я взялся за большую работу; так вот, чтобы доказать вам, что я ничего не пишу и ничего не напишу, я запечатаю всё это и отдам на хранение до моей смерти»… «Нет, Иван Сергеевич, — сказал я ему, — я не согласен на ваше предложение; если публика должна ждать вашей смерти для того, чтобы познакомиться с этой прелестью, то ведь придётся пожелать, чтобы вы скорее умерли; а мы просто напечатаем всё это теперь же»...

Прения наши кончились тем, что он согласился переписать только те, которые он считает возможным для печати; и действительно, недели через две прислал мне листков 50, тщательно и собственноручно переписанных им, как это всегда бывало с его рукописями.


3. И.С.Тургенев — М.М.Стасюлевичу. 29 сентября 1882 г. об окончательном жанре.

«Стихотворения в прозе», уточняющее их первоначальное жанровое определение в черновых тетрадях как «стихотворения без рифмы и размера».

Сначала нездоровье, а затем тяжёлая длительная болезнь Тургенева, «тихая, старчески-закатная» жизнь, неизбывное «тяготение к молодости», одиночество, страх перед смертью, уход из жизни близких людей (брата Николая, старика Виардо) настраивали писателя на грустный лад. Он ещё пишет рассказы и повести, но с 1877 года «открывает» для себя новый жанр — стихотворения в прозе, позволяющий коротко, ёмко изложить мгновенное впечатление, ощущение жизни, настроение ушедшего, безвозвратного — молодости, красоты, лёгкости, свободы.


1. Афанасий Фет. Верлибр. 1842.

***

Я люблю многое, близкое сердцу,

Только редко люблю я...

Чаще всего мне приятно скользить по заливу

Так — забываясь

Под звучную меру весла,

Омочённого пеной шипучей...

Да смотреть, много ль отъехал

И много ль осталось, да не видать ли зарницы…

(…)

Странные мысли

Приходят тогда мне на ум:

Что это — жизнь или сон?

Счастлив я или только обманут?

Нет ответа...

Мелкие волны что-то шепчут с кормою,

Весло недвижимо,

И на небе ясном высоко сверкает зарница.

2. Иван Тургенев. Стихотворение в прозе. Июнь, 1882 г.

Nessen meqqior dolore

(«Нет больше скорби»)

Голубое небо, как пух лёгкие облака, запах цветов, сладкие звуки молодого голоса, лучезарная красота великих творений искусства, улыбка счастья на прелестном женском лице и эти волшебные глаза... к чему, к чему всё это?

Ложка скверного, бесполезного лекарства через каждые два часа — вот, вот что нужно.


И.С. Тургенев

«Как хороши, как свежи были розы...»

Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочёл одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти:

Как хороши, как свежи были разы..

Теперь зима; мороз запушил стёкла окон; в тёмной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит:

Как хороши, как свежи были розы...

И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в тёплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка — и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звёзд. Как просто душно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит ещё не вполне расцветшая, ещё ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею — но как она мне дорога, как бьётся моё сердце!

Как хороши, как свежи были розы...

А в комнате всё темней да темней... Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрыпит и злится за стеною — и чудится скучный, старческий шёпот...

Как хороши, как свежи были розы...

Встают передо мною другие образы... Слышится весёлый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щёки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино — и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара...

Как хороши, как свежи были розы...

Свеча меркнет и гаснет... Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмётся и вздрагивает у ног моих старый пёс, мой единственный товарищ... Мне холодно... Я зябну... И все они умерли... умерли...

Как хороши, как свежи были разы...

Сентябрь 1879


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн вечной жизни". 10-й класс

Урок литературы в 10-м классе знакомит учащихся с жанровыми особенностями, историей создания, разнообразием тем и поэтичностью языка стихотворений в прозе И.С. Тургенева, а также направлен на воспитан...

Стихотворения в прозе И.С.Тургенева, как средство воспитания толерантного отношения.

Данную тему мы с учениками проходили на основе стихотворений в прозе И.С.Тургенева....

Мастер-класс (поэтическая мастерская):Стихи и проза.Ритм.Рифма.

Цели:  1. Познакомить с различиями стихотворной и прозаической речи;           2. Дать понятие ритма;      ...

Стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы...», «Старуха». Конспект урока в 10 классе.

Знакомство учащихся с жанром "стихотворение  в прозе". выявление особенностей тургеневского мировосприятия  впоследние годы жизни, Тонкость духовного мира, глубина переживаний, философский н...

Урок-исследование Литература (7 класс) Тема: «Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»

 Развить навыки исследовательской работы, сравнительного анализа текста, работы с дополнительной литературой; развить знания учащихся о жанре стихотворения в прозе; углубить знание о мастерстве И.С. Т...

Методическая разработка мастерской по стихотворению в прозе И.С. Тургенева "Роза"

Мастерская предполагает более глубокий анализ текста, его эмоциональное восприятие на основе обращения к личному опыту, накопление  рабочего материала к творческой интерпретации художественного т...

Мастер-класс. Поэтическая мастерская "Стихи и проза. Ритм. Рифма".

Цель мастер-класса ознакомление и овладение приёмами стихосложения. Мастер-класс предназначен для взрослой аудитории слушателей....