Материал для подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по литературе.
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (10, 11 класс)

Минина Ирина Васильевна

Материал взят из открытого банка заданий. Тексты, отрывки из произведений и вопросы к данным текстам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ахматова А.А.

Темы сочинений:

1. О каких вечных проблемах бытия размышляет в своём поэтическом творчестве А.А. Ахматова?

2. Как в творчестве А.А. Ахматовой раскрывается тема личности и истории?

3. Какими мотивами и образами представлена любовная лирика А.А. Ахматовой?

4. Какую роль в поэме А.А. Ахматовой «Реквием» играют обращения к историческому прошлому?

5. Что Вас привлекает в поэзии А.А. Ахматовой и почему? (Не менее трёх произведений).

6. Как в поэме А.А. Ахматовой «Реквием» связаны личная судьба
и история народа?

7. Как соотносится название и содержание поэмы А.А. Ахматовой «Реквием»?

8. Почему в одном из своих стихотворений, размышляя о поэзии, А.А. Ахматова сказала: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…»? (По лирике А.А. Ахматовой.)

ОБЗ – 1                                              А.А. Ахматова

РЕКВИЕМ (фрагмент)

Перед этим горем гнутся горы,

Не течёт великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними «каторжные норы»

И смертельная тоска.

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат 

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет

Да шаги тяжёлые солдат.

Подымались как к обедне ранней,

По столице одичалой шли,

Там встречались, мёртвых бездыханней,

Солнце ниже, и Нева туманней,

А надежда всё поёт вдали.

Приговор… И сразу слёзы хлынут,

Ото всех уже отделена,

Словно с болью жизнь из сердца вынут,

Словно грубо навзничь опрокинут,

Но идёт… Шатается… Одна.

Где теперь невольные подруги

Двух моих осатанелых лет?

Что им чудится в сибирской вьюге,

Что мерещится им в лунном круге?

Им я шлю прощальный мой привет.

                                      (А.А. Ахматова, 1935–1940 гг.)

 

1. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении (цифры укажите в порядке возрастания).

  

 1) 

сравнение

  

 2) 

анафора

  

 3) 

неологизм

  

 4) 

риторический вопрос

  

 5) 

ирония

2. Как называется литературное направление, достигшее своего расцвета во 2 половине ХIХ века и определяющее художественную специфику ахматовского «Реквиема»?

 

3. Укажите жанр произведения А.А. Ахматовой «Реквием».

 

4. Выпишите эпитеты из следующих строк:

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат 

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет…

 

 

5. Назовите приём художественного изображения, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы: «нежится закат».

6. Тексту поэмы А. Ахматовой «Реквием» предпосланы строки из более позднего ахматовского стихотворения:

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, –
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

Как называют цитату, предпосланную всему произведению или его части?

 

7. Почему лирическое «я» заменяется в произведении А.А. Ахматовой лирическим «мы»?

8. В каких произведениях русской классики отражены трагические события русской истории и в чём эти произведения созвучны «Реквиему» А.А. Ахматовой?

ОБЗ – 2                                              А.А. Ахматова

          МУЖЕСТВО 

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова, –

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!

                                          (А.А. Ахматова, 1942)

1. Как называется созвучие концов стихотворных строк, являющееся важным средством организации стиха (весах – часах; ныне – не покинет)?

 

2. Почему для героини стихотворения А.А. Ахматовой главной ценностью в годину военных испытаний является «великое русское слово»?

3. Как называется приём усиления поэтического высказывания, основанный на неоднократном употреблении в тексте одинаковых слов («ныне», «мужество», «русский»)?

 

4. Кто из русских поэтов обращался к патриотической тематике и какие мотивы сближают их произведения со стихотворением А.А. Ахматовой «Мужество»?

5. Определите размер, которым написано стихотворение А.А. Ахматовой «Мужество» (без указания количества стоп).

 

6. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных А.А. Ахматовой в стихотворении.

  

 1) 

эпитет

  

 2) 

гипербола

  

 3) 

сравнение

  

 4) 

метафора

  

 5) 

инверсия

Впишите соответствующие номера в таблицу в порядке возрастания и перенесите в бланк ответов № 1.

7. Укажите термин, которым обозначают стилистический приём, основанный на повторении одинаковых согласных звуков в строке («Не страшно под пулями мертвыми лечь»).

 

ОБЗ – 3                                              А.А. Ахматова

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки,

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала, их только три!

Между клёнов шёпот осенний

Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой,

Переменчивой, злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый!

И я тоже. – Умру с тобой…».

Это песня последней встречи,

Я взглянула на тёмный дом,

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-жёлтым огнём.

             (А.А. Ахматова «Песня последней встречи», 1911 г).

1. Назовите художественный приём, помогающий А.А. Ахматовой передать состояние природы, которая наделяется человеческими чувствами: «Между клёнов шёпот осенний попросил: «Со мною умри!..».

 

2. Обратитесь к первым трём строкам стихотворения «Песня последней встречи» и определите их стихотворный размер.

 

3. Почему литературоведы называют это стихотворение А.А. Ахматовой «рассказом в стихах» и у каких известных вам поэтов есть подобные «рассказы в стихах» о любви?

ОБЗ – 4                                              А.А. Ахматова

ПРИМОРСКИЙ СОНЕТ

Здесь все меня переживет,

Все, даже ветхие скворешни

И этот воздух, воздух вешний,

Морской свершивший перелет.

И голос вечности зовет

С неодолимостью нездешней,

И над цветущею черешней

Сиянье легкий месяц льет.

И кажется такой нетрудной,

Белея в чаще изумрудной,

Дорога не скажу куда...

Там средь стволов еще светлее,

И все похоже на аллею

У царскосельского пруда.

                               (А.А. Ахматова, 1958)

1. Как называются образные определения, придающие поэтической речи особую выразительность: «воздух вешний», «чаща изумрудная»?

 

2. Укажите размер, которым написан «Приморский сонет».

 

3. Какое средство художественной выразительности, представляющее собой употребление слова в переносном значении на основании сходства каких-либо предметов и явлений,  использовано в строке «Сиянье легкий месяц льет»?

 

4. Каков общий эмоциональный тон стихотворения А.А. Ахматовой и с помощью каких средств он создается?

5. Каков итог размышлений лирической героини стихотворения «Приморский сонет»?

6. К какому литературному направлению, в основе которого лежит объективное отображение действительности, относится позднее творчество А.А. Ахматовой?

 

7. В произведениях каких русских поэтов XIX – XX вв. звучит «голос вечности» и кто из них близок А.А. Ахматовой в воплощении этой темы?

8. Какой художественный прием дважды использован в первой строфе для усиления смысловой выразительности текста?

Здесь все меня переживет,

Все, даже ветхие скворешни

И этот воздухвоздух вешний,

Морской свершивший перелет.

ОБЗ – 5                                              А.А. Ахматова

РЕКВИЕМ

 

Опять поминальный приблизился час.

Я вижу, я слышу, я чувствую вас:

И ту, что едва до окна довели,

И ту, что не топчет родимой земли,

И ту, что красивой тряхнув головой,

Сказала: «Сюда прихожу, как домой».

Хотелось бы всех поименно назвать,

Да отняли список и негде узнать.

Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов.

О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде,

И если зажмут мой измученный рот,

Которым кричит стомильонный народ,

Пусть так же они поминают меня

В канун моего поминального дня.

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем – не ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

Затем что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных марусь,

Забыть, как постылая хлопала дверь

И выла старуха, как раненый зверь.

И пусть с неподвижных и бронзовых век,

Как слезы, струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.          

                 Около 10 марта 1940 г.

                 Фонтанный Дом

                 (А.А. Ахматова)

1. Как называется сходное звучание концов стихотворных строк в двустишиях эпилога поэмы А.А. Ахматовой?

 

2. Приведённый фрагмент условно делится на две взаимосвязанные части, на границе которых стоит союз «а» («А если когда-нибудь в этой стране…»). Как называется построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей?

 

3. Во фрагменте употреблены образные определения «измученный рот», «у заветного пня», «в смерти блаженной» и др. Какой вид тропа использован в этих примерах?

 

4. Какой «приговор» эпохе выносится в эпилоге поэмы А.А. Ахматовой «Реквием»?

5. В творчестве каких русских писателей звучит тема памяти и что позволяет сопоставить их произведения с эпилогом поэмы А.А. Ахматовой «Реквием»?

6. Какая стилистическая фигура использована А.А. Ахматовой для создания художественной выразительности в строках:

«И ту, что едва до окна довели,

И ту, что не топчет родимой земли,

И ту, что красивой тряхнув головой…»?

 

7. Назовите средство художественной изобразительности, основанное на соотнесении предметов и явлений: «И выла старуха, как раненый зверь».

 

Укажите прием, использованный  А.А. Ахматовой в начале данного стихотворения:

Заплаканная осень, как вдова
В одеждах черных, все сердца туманит…



Предварительный просмотр:

Блок А.А.

Темы сочинений:

1. В чём особенность звучания революционной темы в поэзии А.А. Блока?

2. Какие изменения претерпевает образ возлюбленной в произведениях А.А. Блока разных лет?

3. Почему в стихах о России А.А. Блок обращается к историческому прошлому Родины?

4. Какой предстаёт революционная Россия в поэме А.А. Блока «Двенадцать»?

5. В чем противоречивость отношения А.А. Блока к революции? (По поэме А.А. Блока «Двенадцать».)

6. Какое развитие в поэме А.А. Блока «Двенадцать» находит мотив «страшного мира», характерный для лирики поэта?

ОБЗ – 1                                           Блок А.А.

НЕЗНАКОМКА

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Вдали, над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной

И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины,

И раздается женский визг.

А в небе, ко всему приученный,

Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной,

Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas!» кричат.

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,

Мне чье-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю, истина в вине.

                                                   (А.А. Блок, 1906)

__________________________

«In vino veritas!» – «Истина в вине!» (лат.)

1. Как меняется эмоциональное состояние лирического героя от начала к концу стихотворения «Незнакомка»?

2. Как называется модернистское течение в поэзии, ярким представителем которого является А.А. Блок и принципы которого нашли отражение в стихотворении «Незнакомка»?

 

3. Какой художественный прием, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор стихотворения (« И очи синие бездонные// Цветут на дальнем берегу»)?

 

4. В каких произведениях русской лирики представление о возвышенном и прекрасном связано с женским образом и в чем их сходство и отличие от стихотворения «Незнакомка»?

5. Образ Незнакомки резко отличается от окружающего мира, на фоне которого он возникает перед лирическим героем. Как называется художественный прием, основанный на противопоставлении предметов и явлений?

 

6. Какое художественное средство, усиливающее эмоциональное звучание образов, многократно используется в стихотворении («воздух  дик и глух», «влагой терпкой и таинственной», «странной близостью» и т.д.)?

 

7. Назовите средство художественной выразительности, заключающееся в повторении одинаковых или однотипных гласных звуков («Дыша духами и туманами// Она садится у окна»).

 

8. Какую истину открывает для себя лирический герой в финале стихотворения (заключительная строфа)?

ОБЗ – 2                                           Блок А.А.

                                                Ночь, улица, фонарь, аптека,

                                                Бессмысленный и тусклый свет.

                                                Живи ещё хоть четверть века – 

                                                Всё будет так. Исхода нет.

 

                                                Умрёшь – начнёшь опять сначала,

                                                И повторится всё, как встарь:

                                                Ночь, ледяная рябь канала,

                                                Аптека, улица, фонарь.

                             (А.А. Блок, 1912)

 

1. Опираясь на вторую строфу стихотворения, определите его размер (без указания количества стоп).

 

2. Назовите поэтическое течение, в русле которого развивалось творчество А.А. Блока.

 

3. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении.

  

 1) 

риторический вопрос

  

 2) 

звукопись

  

 3) 

эпитет

  

 4) 

гротеск

  

 5) 

сравнение

Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности и перенесите в бланк ответов № 1.

4. В каких произведениях русских поэтов звучат философские вопросы и в чём эти произведения созвучны стихотворению «Ночь, улица, фонарь, аптека…»?

5. Каким настроением окрашено авторское размышление о бытии в стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…»?

6. Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу.

 

7. Укажите термин, обозначающий созвучие окончаний стихотворных строк (сначала  канала; встарь  фонарь).

 

 ОБЗ – 3                                           Блок А.А.

                     РУСЬ

Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю – и за дремотой тайна,
И в тайне – ты почиешь, Русь.
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,
Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.
Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях,
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.
Где буйно заметает вьюга
До крыши – утлое жилье,
И девушка на злого друга
Под снегом точит лезвее.
Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поет преданья старины...
Так – я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.
Тропу печальную, ночную
Я до погоста протоптал,
И там, на кладбище ночуя,
Подолгу песни распевал.
И сам не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого бога страстно верил,
Какую девушку любил.
Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах, ты,
И вот – она не запятнала
Первоначальной чистоты.
Дремлю – и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь,
Она и в снах необычайна.
Ее одежды не коснусь.

                                                     (А.А. Блок)

1. Стихотворение А.А. Блока «Русь» начинается и заканчивается строфами сходного содержания. Назовите данный тип композиции.

 

2. Назовите средство художественной изобразительности, которым пользуется поэт в воссоздании образа Руси («тропа печальная», «ночные хороводы» и т.п.).

 

3. С каким стихотворением А.С. Пушкина перекликаются строки «И ведьмы тешатся с чертями / В дорожных снеговых столбах»?

 

4. Какое художественное средство, представляющее собой перенос свойств одного предмета или явления на другое, использует поэт в строке «живой клюкой измождены»?

 

5. Назовите прием одухотворения явлений природы, пришедший из фольклорных традиций («И вихрь, свистящий в голых прутьях, / Поет преданье старины»).

 

6. Определите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока «Русь».

 

ОБЗ – 4                                           Блок А.А.

         ФАБРИКА

В соседнем доме окна желты.
По вечерам – по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,
А на стене – а на стене
Недвижный кто-то, чёрный кто-то
Людей считает в тишине.

Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовёт
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

                                       (А.А. Блок, 1902 – 1904)

1. Как называется созвучие концов стихотворных строк (вершины – спины; зовёт – народ)?

 

2. В чём необычность звучания социальной темы в стихотворении А.А. Блока «Фабрика»?

3. Укажите модернистское течение в поэзии, ярким представителем которого был А.А. Блок.

 

4. Кто из русских поэтов обращался к социальной проблематике и в чём их произведения можно сопоставить со стихотворением А.А. Блока «Фабрика»?

5. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в первой строфе данного стихотворения.

  

 1) 

гипербола

  

 2) 

повтор

  

 3) 

олицетворение

  

 4) 

неологизм

  

 5) 

эпитет

Впишите соответствующие номера в таблицу в порядке возрастания и перенесите в бланк ответов № 1.

6. Определите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока «Фабрика» (без указания количества стоп).

 

7. Назовите средство художественной выразительности, состоящее в нарушении прямой последовательности слов в предложении (например, «подходят люди к воротам»).

 

ОБЗ – 6                                           Блок А.А.

* * *

Вхожу я в тёмные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

 

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озарённый,

Только образ, лишь сон о Ней.

 

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

 

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая  Ты.

                                     (А.А. Блок, 1902)

 

1. Как называется созвучие концов стихотворных строк (храмы  Дамы; обряд  лампад и т.п.)?

 

2. Каково внутреннее состояние лирического героя, ожидающего Прекрасную Даму?

3. В творчестве каких русских поэтов созданы идеальные женские образы и в чём эти образы созвучны образу блоковской Прекрасной Дамы?

4. Черты какого поэтического течения начала XX века нашли отражение в приведённом стихотворении А.А. Блока?

 

5. Как называется стилистический приём, основанный на повторении одинаковых гласных в строке («В мерцаньи красных лампад»)?

 

6. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения.

  

 1) 

эпитет

  

 2) 

риторическое восклицание

  

 3) 

сравнение

  

 4) 

гипербола

  

 5) 

инверсия

Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности и перенесите в бланк ответов № 1.

7. Укажите термин, обозначающий повтор слова или группы слов в начале смежных строк или строф:

 

О, я привык к этим ризам

…………………………….

О, Святая, как ласковы свечи,

…………………………….

ОБЗ – 7                                           Блок А.А.

…Вдаль идут державным шагом…

– Кто еще там? Выходи!

Это – ветер с красным флагом

Разыгрался впереди…

 

Впереди – сугроб холодный,

– Кто в сугробе – выходи!..

Только нищий пес голодный

Ковыляет позади…

 

– Отвяжись ты, шелудивый,

Я штыком пощекочу!

Старый мир, как пес паршивый,

Провались – поколочу!

 

…Скалит зубы – волк голодный –

Хвост поджал – не отстает –

Пес холодный – пес безродный…

– Эй, откликнись, кто идет?

 

– Кто там машет красным флагом?

– Приглядись-ка, эка тьма!

– Кто там ходит беглым шагом,

Хоронясь за все дома?

 

– Все равно тебя добуду,

Лучше сдайся мне живьем!

– Эй, товарищ, будет худо,

Выходи, стрелять начнем!

 

Трах–тах–тах! – И только эхо

Откликается в домах…

Только вьюга долгим смехом

Заливается в снегах…

 

       Трах–тах–тах!

       Трах–тах–тах!..

 

…Так идут державным шагом –

Позади – голодный пес,

Впереди – с кровавым флагом,

       И за вьюгой невидим,

       И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

       В белом венчике из роз –

       Впереди – Исус Христос.

                                      (А.А. Блок, «Двенадцать».)

1. Как вы понимаете смысл финала «Двенадцати»?

2. В финале фрагмента (и всей поэмы) возникает резкое противопоставление образов («позади – голодный пес… – впереди Исус Христос»). Как называется такое противопоставление?

 

3. Укажите город, являющийся местом действия поэмы «Двенадцать».

 

4. Как называется прием очеловечивания явлений природы, придающий авторским описаниям особую выразительность («Только вьюга долгим смехом // Заливается в снегах…»)?

 

5. Как называется поэтическое течение, одним из ярких представителей которого в 1910-е годы являлся А.А. Блок и принципы которого отчасти нашли свое отражение в поэме «Двенадцать»?

 

6. В каких произведениях русских писателей изображены «будни» революции и в чем эти произведения могут быть сопоставлены с поэмой А.А. Блока «Двенадцать»? (Приведите 2–3 примера с указанием авторов.)

7. Укажите название средства художественной изобразительности, представляющего собой эмоционально-оценочное определение («Нежной поступью надвьюжной»).

 

8. Какой прием использует автор, характеризуя ушедшую эпоху («Старый мир, как пес паршивый, провались…»)?

 

9. Как называеются многозначные обобщенные образы, являющиеся важным элементом художественного мира Блока (кровавый флаг, пес голодный, белый венчик из роз и т.п.)?

ОБЗ – 8                                           Блок А.А.

 РОССИЯ

Опять, как в годы золотые,
Три стёртых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...

 

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, –
Как слёзы первые любви!

 

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

 

Пускай заманит и обманет, –
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...

 

Ну что ж? Одной заботой боле –
Одной слезой река шумней
А ты всё та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...

 

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
                         (А.А. Блок, 1908 г.)

1. Назовите художественный приём, использованный автором во второй строфе стихотворения:

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые 

Как слёзы первые любви!

 

2. В чём заключается противоречивость отношения поэта к России?

3. Какой эпитет использует Блок в третьей строфе, рисуя красоту и мятежность России?

 

4. Укажите термин, которым в литературоведении обозначается повтор слова в начале стихотворных строк:

Когда блеснёт в дали дорожной

Когда звенит тоской острожной 

 

5. Назовите поэтическое течение начала XX века, которое характеризуется такими признаками, как мистичность, недосказанность, и к которому относится творчество А. Блока.

 

6. Укажите размер, которым написано стихотворение А. Блока «Россия» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп).

 

7. Какие произведения русских поэтов близки блоковскому ощущению России? (Свой ответ аргументируйте.)

ОБЗ – 8                                           Блок А.А.

* * *

О, я хочу безумно жить:

Всё сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!

Пусть душит жизни сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в этом сне, –

Быть может, юноша весёлый

В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство – разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь – дитя добра и света,

Он весь – свободы торжество!

                   (А.А. Блок, 5 февраля 1914 г.)

1. Как называется прием резкого противопоставления понятий, положений, состояний и образов («Безличное – вочеловечить, // Несбывшееся – воплотить!»)?

 

2. Как называются эмоциональные, не требующие ответа вопросы, восклицания и обращения («Несбывшееся – воплотить!»; Простим угрюмство – разве это // Сокрытый двигатель его?»)?

 

3. Каким размером написано стихотворение А.А. Блока?

 

4. Как вы понимаете смысл первой строки стихотворения А.А. Блока «О, я хочу безумно жить…»?

5. В творчестве каких русских поэтов звучат исповедальные мотивы и как их произведения можно соотнести со стихотворением А.А. Блока?

6. Укажите термин, которым обозначают стилистический прием, заключающийся в одинаковом начале строк и дважды употребленный поэтом («Пусть душит жизни сон тяжелый, // Пусть задыхаюсь в этом сне…»; «Он весь – дитя добра и света, // Он весь свободы – торжество!»).

 

7. К какой жанрово-тематической разновидности лирики, затрагивающей вечные вопросы бытия, относится стихотворение А.А. Блока?



Предварительный просмотр:

ОБЗ                                                         И.А. Бунин

Темы сочинений:

1. В чём заключается своеобразие композиции рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

2. В чём, по И.А. Бунину, состоит загадка русской души? (По рассказу «Чистый понедельник»)

3. Почему любовь, которую И.А. Бунин считал «великим счастьем», завершается во многих произведениях писателя трагически?

ОБЗ - 1                                                       И.А. Бунин

В нижнем этаже в трактире Егорова в Охотном ряду было полно лохматыми, толсто одетыми извозчиками, резавшими стопки блинов, залитых сверх меры маслом и сметаной, было парно, как в бане. В верхних комнатах, тоже очень теплых, с низкими потолками, старозаветные купцы запивали огненные блины с зернистой икрой замороженным шампанским. Мы прошли во вторую комнату, где в углу, перед черной доской иконы Богородицы троеручицы, горела лампадка, сели за длинный стол на черный кожаный диван... Пушок на ее верхней губе был в инее, янтарь щек слегка розовел, чернота райка совсем слилась с зрачком, – я не мог отвести восторженных глаз от ее лица. А она говорила, вынимая платочек из душистой муфты:

 – Хорошо! Внизу дикие мужики, а тут блины с шампанским и богородица троеручица. Три руки! Ведь это Индия! Вы – барин, вы не можете понимать так, как я, всю эту Москву.

– Могу, могу! – отвечал я. – И давайте закажем обед силен!

– Как это "силен"?

– Это значит – сильный. Как же вы не знаете? "Рече Гюрги..."

– Как хорошо! Гюрги!

– Да, князь Юрий Долгорукий. "Рече Гюрги ко Святославу, князю Северскому: "Приди ко мне, брате, в Москову" и повеле устроить обед силен".

– Как хорошо. И вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь. Да еще в церковных песнопениях. Недавно я ходила в Зачатьевский монастырь – вы представить себе не можете, до чего дивно поют там стихиры! А в Чудовом еще лучше. Я прошлый год все ходила туда на Страстной. Ах, как было хорошо! Везде лужи, воздух уж мягкий, на душе как-то нежно, грустно и все время это чувство родины, ее старины... Все двери в соборе открыты, весь день входит и выходит простой народ, весь день службы... Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь, в какой-нибудь самый глухой, вологодский, вятский! <…>

И я уже рассеянно слушал, что она говорила дальше. А она говорила с тихим светом в глазах:

– Я русское летописное, русские сказания так люблю, что до тех пор перечитываю то, что особенно нравится, пока наизусть не заучу. "Был в русской земле город, названием Муром, в нем же самодержствовал благоверный князь, именем Павел. И вселил к жене его диавол летучего змея на блуд. И сей змей являлся ей в естестве человеческом, зело прекрасном..."

Я шутя сделал страшные глаза:

– Ой, какой ужас!

Она, не слушая, продолжала:

– Так испытывал ее Бог. "Когда же пришло время ее благостной кончины, умолили Бога сей князь и княгиня преставиться им в един день. И сговорились быть погребенными в едином гробу. И велели вытесать в едином камне два гробных ложа. И облеклись, такожде единовременно, в монашеское одеяние..."

И опять моя рассеянность сменилась удивлением и даже тревогой: что это с ней нынче?

(И.А. Бунин, «Чистый понедельник».)

1. Конфликт, связанный с отношениями между героем и героиней, определяет сюжетное действие «Чистого понедельника» И.А. Бунина. Дайте определение этого конфликта.

 

2. В чем заключается разность духовного мира героя и героини и как она определила  их дальнейшую судьбу?

3. Описывая трактир, в который приехали герои, И.А. Бунин использует образное выражение, построенное на соотнесении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком («было парно, как в бане»). Как называется этот художественный прием?

 

4. Назовите форму художественной речи – обмен репликами между персонажами, которую использует И.А. Бунин.

 

5. Как называется резкое противопоставление предметов или явлений в произведении («внизу дикие мужики, а тут блины с шампанским»)?

 

6. В чем сходство «Чистого понедельника» И.А. Бунина с другими произведениями русских классиков XIX – XX вв. о любви? (При сопоставлении укажите произведения и авторов.)

7. Назовите художественное средство, основанное на изображении внешности человека, его лица, одежды и т.д. («Пушок на ее верхней губе был в инее, янтарь щек слегка розовел, чернота райка совсем слилась с зрачком…»).

 

8. Укажите термин, которым в литературоведении называется описание обстановки действия, внутреннего убранства помещений («Мы прошли во вторую комнату, где в углу, перед черной доской иконы Богородицы троеручицы, горела лампадка, сели за длинный стол на черный кожаный диван...»).

 

9. К какому жанру принадлежит «Чистый понедельник» И.А. Бунина?

ОБЗ - 2                                                       И.А. Бунин

          По вечерам этажи “Атлантиды” зияли во мраке огненными несметными глазами, и великое множество слуг работало в поварских, судомойных и винных подвалах. Океан, ходивший за стенами, был страшен, но о нем не думали, твердо веря во власть над ним командира, рыжего человека чудовищной величины и грузности, всегда как бы сонного, похожего в своем мундире с широкими золотыми нашивками на огромного идола и очень редко появлявшегося на люди из своих таинственных покоев; на баке поминутно взвывала с адской мрачностью и взвизгивала с неистовой злобой сирена, но немногие из обедающих слышали сирену – ее заглушали звуки прекрасного струнного оркестра, изысканно и неустанно игравшего в двухсветной зале, празднично залитой огнями, переполненной декольтированными дамами и мужчинами во фраках и смокингах, стройными лакеями и почтительными метрдотелями, среди которых один, тот, что принимал заказы только на вина, ходил даже с цепью на шее, как лорд-мэр. Смокинг и крахмальное белье очень молодили  господина   из  Сан-Франциско.   Сухой,   невысокий,   неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой вина, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла, за кудрявым букетом гиацинтов. Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая лысая голова. Богато, но по годам была одета его жена, женщина крупная, широкая и спокойная; сложно, но легко и прозрачно, с невинной откровенностью – дочь, высокая, тонкая, с великолепными волосами, прелестно убранными, с ароматическим от фиалковых лепешечек дыханием и с нежнейшими розовыми прыщиками возле губ и между лопаток, чуть припудренных... Обед длился больше часа, а после обеда открывались в бальной зале танцы, во время которых мужчины, – в том числе, конечно, и господин из Сан-Франциско, – задрав ноги, до малиновой красноты лиц накуривались гаванскими сигарами и напивались ликерами в баре, где служили негры в красных камзолах, с белками, похожими на облупленные крутые яйца. Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал, одолевая и ее, и эти горы, – точно плугом разваливая на стороны их зыбкие, то и дело вскипавшие и высоко взвивавшиеся пенистыми хвостами громады, – в смертной тоске стенала удушаемая туманом сирена, мерзли от стужи и шалели от непосильного напряжения внимания вахтенные на своей вышке, мрачным и знойным недрам преисподней, ее последнему, девятому кругу была подобна подводная утроба парохода, – та, где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и ликеры, плавали в волнах пряного дыма, в танцевальной зале все сияло и изливало свет, тепло и радость, пары то крутились в вальсах, то изгибались в танго – и музыка настойчиво, в сладостно-бесстыдной печали молила все об одном, все о том же...

И.А. Бунин "Господин из Сан-Франциско"

1. Каким термином обозначают средство иносказательной выразительности, к которому обращается автор, описывая гигантский корабль «Атлантида»: «… этажи… зияли огненными несметными глазами»?

 

2. Каким термином обозначают художественный образ, заключающий в себе обобщенный многозначный смысл (океан, пароход "Атлантида", серебряные усы и золотые пломбы господина из Сан-Франциско)?

 

3. Что символизирует судьба господина из Сан-Франциско и кто еще из писателей ХХ века обращался к теме "сытых"?



Предварительный просмотр:

ОБЗ - 1                                           В.С. Высоцкий

* * *

Если я богат, как царь морской,

Крикни только мне: «Лови блесну!» 

Мир подводный и надводный свой,

Не задумываясь, выплесну!

 

Дом хрустальный на горе для неё.

Сам, как пёс бы, так и рос в цепи.

Родники мои серебряные,

Золотые мои россыпи!

 

Если беден я, как пёс, один,

И в дому моём шаром кати 

Ведь поможешь ты мне, Господи!

Не позволишь жизнь скомкати...

 

Дом хрустальный на горе для неё.

Сам, как пёс бы, так и рос в цепи.

Родники мои серебряные,

Золотые мои россыпи!

 

Не сравнил бы я любую с тобой,

Хоть казни меня, расстреливай.

Посмотри, как я любуюсь тобой, 

Как Мадонной Рафаэлевой!

 

Дом хрустальный на горе для неё.

Сам, как пёс бы, так и рос в цепи.

Родники мои серебряные,

Золотые мои россыпи!

                         (В.С. Высоцкий, 1967)

 

1. Укажите род литературы, к которому относится стихотворение В.С. Высоцкого.

 

2. Какой вид рифмовки (АВАВ) использует поэт?

 

3. Как называется использование поэтом в стихотворении одинаковых строк или строф?

 

4. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном произведении.

  

 1) 

неологизм

  

 2) 

риторическое восклицание

  

 3) 

звукопись

  

 4) 

инверсия

  

 5) 

сарказм

5. Определите размер, которым написано стихотворение В.С. Высоцкого (без указания количества стоп).

 

6. Каким предстаёт герой стихотворения В.С. Высоцкого «Если я богат, как царь морской…»?

7. В каких произведениях отечественной поэзии звучит любовная тема и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением В.С. Высоцкого «Если я богат, как царь морской…»?

ОБЗ - 2                                           В.С. Высоцкий

СЫНОВЬЯ УХОДЯТ В БОЙ

Сегодня не слышно биенья сердец 

Оно для аллей и беседок.

Я падаю, грудью хватая свинец,

Подумать успев напоследок:

 

«На этот раз мне не вернуться,

Я ухожу, придёт другой».

Мы не успели, не успели оглянуться,

А сыновья, а сыновья уходят в бой.

 

Вот кто-то решив: «После нас  хоть потоп»,

Как в пропасть, шагнул из окопа,

А я для того свой покинул окоп,

Чтоб не было вовсе потопа.

 

Сейчас глаза мои сомкнутся,

Я крепко обнимусь с землёй.

Мы не успели, не успели оглянуться,

А сыновья, а сыновья уходят в бой.

 

Кто сменит меня, кто в атаку пойдёт?

Кто выйдет к заветному мосту?

И мне захотелось: пусть будет вон тот,

Одетый во всё не по росту.

 

Я успеваю улыбнуться,

Я видел, кто придёт за мной.

Мы не успели, не успели оглянуться,

А сыновья, а сыновья уходят в бой.

 

Разрывы глушили биенье сердец,

Моё же  мне громко стучало,

Что всё же конец мой  ещё не конец:

Конец  это чьё-то начало.

 

Сейчас глаза мои сомкнутся,

Я ухожу  придёт другой.

Мы не успели, не успели оглянуться,

А сыновья, а сыновья уходят в бой.

                            (В.С. Высоцкий, 1969)

 

1. Как называется персонаж, выступающий в стихотворении от первого лица («Я успеваю улыбнуться»)?

 

2. Какой вид рифмовки (АВАВ) использует В.С. Высоцкий в своём стихотворении?

 

3. Как называется выражение, ставшее культурным достоянием и повторяемое многими людьми («Вот кто-то решив: "После нас  хоть потоп"…»)?

 

4. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном произведении.

  

 1) 

анафора

  

 2) 

сравнение

  

 3) 

гротеск

  

 4) 

оксюморон

  

 5) 

инверсия

5. Как называются вопросы, не требующие однозначного ответа («Кто сменит меня, кто в атаку пойдёт?»)?

 

6. Какие «вечные» вопросы решает для себя герой стихотворения В.С. Высоцкого?

7. В каких произведениях отечественных писателей звучит тема воинского подвига и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением В.С. Высоцкого «Сыновья уходят в бой»?

ОБЗ - 3                                           В.С. Высоцкий

ПРОЩАНИЕ С ГОРАМИ

В суету городов и в потоки машин

Возвращаемся мы  просто некуда деться! 

И спускаемся вниз с покорённых вершин,

Оставляя в горах, оставляя в горах своё сердце.

 

Так оставьте ненужные споры 

Я себе уже всё доказал:

Лучше гор могут быть только горы,

На которых ещё не бывал.

 

Кто захочет в беде оставаться один?!

Кто захочет уйти, зову сердца не внемля?!

Но спускаемся мы с покорённых вершин...

Что же делать  и боги спускались на землю.

 

Так оставьте ненужные споры 

Я себе уже всё доказал:

Лучше гор могут быть только горы,

На которых ещё не бывал.

 

Сколько слов и надежд, сколько песен и тем

Горы будят у нас  и зовут нас остаться! 

Но спускаемся мы (кто  на год, кто  совсем),

Потому что всегда, потому что всегда мы должны возвращаться.

 

Так оставьте ненужные споры 

Я себе уже всё доказал:

Лучше гор могут быть только горы,

На которых никто не бывал! 

                                     (В.С. Высоцкий, 1966)

 

1. Назовите размер, которым написано стихотворение В.С. Высоцкого «Прощание с горами» (без указания количества стоп).

 

2. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

эпитет

  

 2) 

анафора

  

 3) 

гротеск

  

 4) 

оксюморон

  

 5) 

инверсия

3. В каких произведениях отечественной лирики показана связь человека с миром природы и в чём эти произведения можно сопоставить с данным стихотворением В.С. Высоцкого «Прощание с горами»?

4. Почему горы притягательны для лирического героя?

5. Как называется созвучие концов строк в стихотворении, например: споры  горы; доказал  не бывал?

 

6. Каким термином обозначается приём одушевления предмета в художественном произведении («горы будят… зовут»)?

 

7. Назовите средство выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов и явлений на другие по их сходству («оставляя в горах своё сердце»).

 

ОБЗ - 4                                           В.С. Высоцкий

МЫ ВРАЩАЕМ ЗЕМЛЮ

От границы мы Землю вертели назад 

Было дело сначала.

Но обратно её закрутил наш комбат,

Оттолкнувшись ногой от Урала. 

 

Наконец-то нам дали приказ наступать,

Отбирать наши пяди и крохи,

Но мы помним, как солнце отправилось вспять

И едва не зашло на востоке. 

 

Мы не меряем Землю шагами,

Понапрасну цветы теребя,

Мы толкаем её сапогами 

От себя, от себя! 

 

И от ветра с востока пригнулись стога,

Жмётся к скалам отара.

Ось земную мы сдвинули без рычага,

Изменив направленье удара. 

 

Не пугайтесь, когда не на месте закат,

Судный день  это сказки для старших,

Просто Землю вращают, куда захотят,

Наши сменные роты на марше. 

 

Мы ползём, бугорки обнимаем,

Кочки тискаем зло, не любя,

И коленями Землю толкаем 

От себя, от себя! 

 

Здесь никто не найдёт, даже если б хотел,

Руки кверху поднявших.

Всем живым ощутимая польза от тел:

Как прикрытье используем павших. 

 

Этот глупый свинец всех ли сразу найдёт?

Где настигнет  в упор или с тыла?

Кто-то там, впереди, навалился на дот 

И Земля на мгновенье застыла. 

 

Я ступни свои сзади оставил,

Мимоходом по мёртвым скорбя.

Шар земной я вращаю локтями 

От себя, от себя! 

 

Кто-то встал в полный рост и, отвесив поклон,

Принял пулю на вдохе,

Но на запад, на запад ползёт батальон,

Чтобы солнце взошло на востоке. 

 

Животом  по грязи, дышим смрадом болот,

Но глаза закрываем на запах.

Нынче по небу солнце нормально идёт,

Потому что мы рвёмся на запад. 

 

Руки, ноги  на месте ли, нет ли?

Как на свадьбе, росу пригубя,

Землю тянем зубами за стебли 

На себя! От себя!

                      (В.С. Высоцкий, 1972)

 

1. Какое значение в стихотворении В.С. Высоцкого «Мы вращаем Землю» имеет противопоставление востока и запада?

2. В каких произведениях отечественной лирики звучит военная тема и в чём эти произведения можно сопоставить с данным стихотворением В.С. Высоцкого?

3. Назовите размер, которым написано стихотворение В.С. Высоцкого «Мы вращаем Землю» (без указания количества стоп).

 

4. Назовите приём художественного преувеличения, использованный поэтом:

Ось земную мы сдвинули без рычага,

Изменив направленье удара.

 

5. Как называется рифмовка, применённая в данном стихотворении и соответствующая схеме АВАВ?

 

6. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении «Мы вращаем Землю». Запишите цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

оксюморон

  

 2) 

метафора

  

 3) 

инверсия

  

 4) 

сравнение

  

 5) 

неологизм

7. Каким термином обозначается выразительное оценочное определение, например «глупый свинец»?

ОБЗ - 5                                           В.С. Высоцкий

* * *

Здесь лапы у елей дрожат на весу,

Здесь птицы щебечут тревожно 

Живёшь в заколдованном диком лесу,

Откуда уйти невозможно.

 

Пусть черёмухи сохнут бельём на ветру,

Пусть дождём опадают сирени, 

Всё равно я отсюда тебя заберу

Во дворец, где играют свирели!

 

Твой мир колдунами на тысячи лет

Укрыт от меня и от света, 

И думаешь ты, что прекраснее нет,

Чем лес заколдованный этот.

 

Пусть на листьях не будет росы поутру,

Пусть луна с небом пасмурным в ссоре, 

Всё равно я отсюда тебя заберу

В светлый терем с балконом на море!

 

В какой день недели, в котором часу

Ты выйдешь ко мне осторожно,

Когда я тебя на руках унесу

Туда, где найти невозможно?

 

Украду, если кража тебе по душе, 

Зря ли я столько сил разбазарил?!

Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,

Если терем с дворцом кто-то занял!

                                       (В.С. Высоцкий, 1970)

 

1. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в первой строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

гротеск

  

 2) 

звукопись

  

 3) 

ирония

  

 4) 

эпитет

  

 5) 

анафора

2. К какому роду литературы относится стихотворение В.С. Высоцкого «Здесь лапы у елей дрожат на весу…»?

 

3. Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует гиперболу.

 

4. Какими эмоциями окрашено обращение поэта к возлюбленной?

5. Укажите приём, к которому автор прибегает в строке: «Пусть дождём опадают сирени…».

 

6. Как называется вид рифмовки (АВАВ), использованный В.С. Высоцким в этом стихотворении?

 

7. В каких произведениях русских поэтов создан образ возлюбленной и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением В.С. Высоцкого?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые аспекты подготовки обучающихся к сдаче экзамена по истории в форме ЕГЭ

Сейчас очень много методических разработок и материалов, которые помогают нам в подготовке к итоговой аттестации. Чем может быть интересен предложенный мною материал? Подготовку я веду уже с 10 класса...

Электролиз расплавов и растворов (изучение темы при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ, базовый уровень)

Методические разработки к уроку по теме "Электролиз расплавов и растворов": ход урока, образцы решения типовых заданий, дополнительный материал по теме. Презентация отражает ключевые моменты ...

Система работы школы по подготовке обучающихся к сдаче ГИА по русскому языку

Новая форма аттестационной работы (ГИА) за курс основной школы становится основной и единственной. Государственная итоговая аттестация девятиклассников включена в общероссийскую систему оценки качеств...

Учебно - тренировочные тесты для подготовки обучающихся к сдаче ГИА

Инструкция по выполнению работы ГИА по немецкому языку. Материалы для аудирования, чтения, лексики и грамматики, письма, говорения....

Материал для подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по литературе.

Экзаменационный материал по литературе из открытого банка заданий (сайт ФИПИ)....

Материал для подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ по литературе.

Дидактический материал для подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ по литературе. Материал взят из открытого банка заданий, сгруппирован по темам....