Материал для подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по литературе.
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (10, 11 класс)

Минина Ирина Васильевна

Экзаменационный материал по литературе из открытого банка заданий (сайт ФИПИ). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЗ                                             Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

Темы сочинений:

1. Какой путь нравственного возрождения России намечает Н.В. Гоголь в поэме «Мёртвые души»?

2. В чем символический смысл образа дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»?

3. Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».)

4. Почему автор поэмы «Мертвые души» в качестве главного героя решил «припрячь подлеца»?

5. Почему гоголевский герой-повествователь так часто «прерывает» повествование своими размышлениями? (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».)

6. Как образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» помогают понять идею произведения?

7. Какую роль в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» играют портретные описания?

ОБЗ - 1                                      Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

     – Отчего ж ты не хочешь играть?  сказал Ноздрёв.

    – Ну оттого, что не расположен. Да, признаться сказать, я вовсе не охотник играть.

     – Отчего ж не охотник?

      Чичиков пожал плечами и прибавил:

     – Потому что не охотник.

     – Дрянь же ты!

     – Что ж делать? так Бог создал.

     – Фетюк просто! Я думал было прежде, что ты хоть сколько-нибудь порядочный человек, а ты никакого не понимаешь обращения. С тобой никак нельзя говорить, как с человеком близким… никакого прямодушия, ни искренности! совершенный Собакевич, такой подлец!

     – Да за что же ты бранишь меня? Виноват разве я, что не играю? Продай мне душ одних, если уж ты такой человек, что дрожишь из-за этого вздору.

     – Чёрта лысого получишь! хотел было, даром хотел отдать, но теперь вот не получишь же! Хоть три царства давай, не отдам. Такой шильник, печник гадкий! С этих пор с тобой никакого дела не хочу иметь. Порфирий, ступай скажи конюху, чтобы не давал овса лошадям его, пусть их едят одно сено.

     Последнего заключения Чичиков никак не ожидал.

     – Лучше б ты мне просто на глаза не показывался!  сказал Ноздрёв.

     Несмотря, однако ж, на такую размолвку, гость и хозяин поужинали вместе, хотя на этот раз не стояло на столе никаких вин с затейливыми именами. Торчала одна только бутылка с каким-то кипрским, которое было то, что называют кислятина во всех отношениях. После ужина Ноздрёв сказал Чичикову, отведя его в боковую комнату, где была приготовлена для него постель:

     – Вот тебе постель! Не хочу и доброй ночи желать тебе!

     Чичиков остался по уходе Ноздрёва в самом неприятном расположении духа. Он внутренно досадовал на себя, бранил себя за то, что к нему заехал и потерял даром время. Но ещё более бранил себя за то, что заговорил с ним о деле, поступил неосторожно, как ребёнок, как дурак: ибо дело совсем не такого роду, чтобы быть вверену Ноздрёву… Ноздрёв человек-дрянь, Ноздрёв может наврать, прибавить, распустить чёрт знает что, выйдут ещё какие-нибудь сплетни  нехорошо, нехорошо.    «Просто дурак я»,  говорил он сам себе. Ночь спал он очень дурно.

(Н.В. Гоголь, «Мёртвые души»)

 

1. Каково авторское определение жанра «Мёртвых душ»?

 

2. В каких произведениях русской классики изображены болтуны и позёры и в чём поведение этих персонажей можно сопоставить с Ноздрёвым?

3. В приведённом фрагменте изображена ссора между Чичиковым и Ноздрёвым. Каким термином обозначается подобное столкновение?

 

4. В предложенном фрагменте Чичиков и Ноздрёв ведут неприятный для обоих разговор. Как называется обмен репликами между персонажами в художественном произведении?

 

5. Как в данном эпизоде намечена грядущая неудача Чичикова в его «деле»?

6. Как называется нарушение прямого порядка слов, придающее речи Ноздрёва особую выразительность («С этих пор с тобой никакого дела не хочу иметь»)?

 

7. К какому литературному направлению, достигшему расцвета во второй половине XIX века, принадлежат «Мёртвые души» Н.В. Гоголя?

 

8. Как называется мелкая выразительная подробность в художественном произведении («Торчала одна только бутылка с каким-то кипрским…»)?

 

9. Чичиков, кроме Ноздрёва, посещает и других помещиков. Установите соответствие между фамилиями помещиков и угощением, предложенным ими Чичикову: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  

ПОМЕЩИКИ

 

УГОЩЕНИЕ

А) 

Ноздрёв

Б) 

Собакевич

В) 

Плюшкин

   

1) 

щи, бараний бок с кашей

2) 

сухарь из кулича

3) 

«кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось», «видно, что повар руководствовался более каким-то вдохновеньем и клал первое, что попадалось под руку»

4) 

огромный осётр

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ОБЗ - 2                                      Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

– На все воля божья, матушка! – сказал Чичиков, вздохнувши, – против мудрости божией ничего нельзя сказать... Уступите-ка их мне, Настасья Петровна?

– Кого, батюшка?

– Да вот этих-то всех, что умерли.

– Да как же уступить их?

– Да так просто. Или, пожалуй, продайте. Я вам за них дам деньги.

– Да как же? Я, право, в толк-то не возьму. Нешто хочешь ты их откапывать из земли?

Чичиков увидел, что старуха хватила далеко и что необходимо ей нужно растолковать, в чем дело. В немногих словах объяснил он ей, что перевод или покупка будет значиться только на бумаге и души будут прописаны как бы живые.

– Да на что ж они тебе? – сказала старуха, выпучив на него глаза.

– Это уж мое дело.

– Да ведь они ж мертвые.

– Да кто же говорит, что они живые? Потому-то и в убыток вам, что мертвые: вы за них платите, а теперь я вас избавлю от хлопот и платежа. Понимаете? Да не только избавлю, да еще сверх того дам вам пятнадцать рублей. Ну, теперь ясно?

– Право, не знаю, – произнесла хозяйка с расстановкой. – Ведь я мертвых никогда еще не продавала.

– Еще бы! Это бы скорей походило на диво, если бы вы их кому-нибудь продали. Или вы думаете, что в них есть в самом деле какой-нибудь прок?

– Нет, этого-то я не думаю. Что ж в них за прок, проку никакого нет. Меня только то и затрудняет, что они уже мертвые.

«Ну, баба, кажется, крепколобая!» – подумал про себя Чичиков.

– Послушайте, матушка. Да вы рассудите только хорошенько: ведь вы разоряетесь, платите за него пoдать, как за живого...

– Ох, отец мой, и не говори об этом! – подхватила помещица. – Еще третью неделю взнесла больше полутораста. Да заседателя подмаслила.

– Ну, видите, матушка. А теперь примите в соображение только то, что заседателя вам подмасливать больше не нужно, потому что теперь я плачу за них; я, а не вы; я принимаю на себя все повинности. Я совершу даже крепость на свои деньги, понимаете ли вы это?

Старуха задумалась. Она видела, что дело, точно, как будто выгодно, да только уж слишком новое и небывалое; а потому  начала сильно побаиваться, чтобы  как-нибудь не надул ее этот покупщик; приехал же бог знает откуда, да еще и в ночное время.

– Так что ж, матушка, по рукам, что ли? – говорил Чичиков.

– Право, отец мой, никогда еще не случалось продавать мне покойников. Живых-то я уступила, вот и третьего года протопопу двух девок, по сту рублей каждую, и очень благодарил, такие вышли славные работницы: сами салфетки ткут.

– Ну, да не о живых дело; бог с ними. Я спрашиваю мертвых.

– Право, я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытку. Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они того... они больше как-нибудь стоят.

– Послушайте, матушка... эх, какие вы! что ж они могут стоить? Рассмотрите: ведь это прах. Понимаете ли? это просто прах. Вы возьмите всякую негодную, последнюю вещь, например даже простую тряпку, и тряпке есть цена: ее хоть по крайней мере купят на бумажную фабрику, а ведь это ни на что не нужно. Ну, скажите сами, на что оно нужно?

– Уж это, точно, правда. Уж совсем ни на что не нужно; да ведь меня одно только и останавливает, что ведь они уже мертвые.

"Эк ее, дубинноголовая какая! – сказал про себя Чичиков, уже начиная выходить из терпения. – Пойди ты сладь с нею! в пот бросила, проклятая старуха!" Тут он, вынувши из кармана платок, начал отирать пот, в самом деле выступивший на лбу.

(Н.В. Гоголь, «Мертвые души».)

1. Назовите художественное средство, представляющее собой выразительное оценочное определение («крепколобая», «дубинноголовая какая»)?

 

2. В каких произведениях русской литературы изображены персонажи, схожие по характеру и мировоззрению с героиней данного фрагмента, и в чем именно заключается это сходство? (Приведите 2–3 примера с указанием авторов.)

3. Назовите форму общения между персонажами, основанную на обмене репликами и использованную Н.В. Гоголем в данном фрагменте.

 

4. Свободный, непринужденной характер речи персонажей подчеркнут в данном фрагменте при помощи нарушения прямого порядка слов в их фразах: «Я вам за них дам деньги»; «Ведь я мертвых никогда еще не продавала». Назовите этот прием.

 

5. Как называются значимые фамилии, отражающие особенности характеров и мировоззрение персонажей?

 

6. Какой жанр избрал автор для своего произведения?

 

7. К какому литературному направлению относятся «Мертвые души» Н.В. Гоголя?

 

8. Назовите фамилию героини, с которой беседует Чичиков.

 

9. Какие черты характера помещицы Настасьи Петровны раскрываются в приведенном фрагменте?

ОБЗ - 3                                      Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

Но Чичиков сказал просто, что подобное предприятие, или негоция, никак не будет несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России, а чрез минуту потом прибавил, что казна получит даже выгоды, ибо получит законные пошлины.

 Так вы полагаете?..

 Я полагаю, что это будет хорошо.

 А, если хорошо, это другое дело: я против этого ничего,  сказал Манилов и совершенно успокоился.

 Теперь остаётся условиться в цене.

 Как в цене?  сказал опять Манилов и остановился.  Неужели вы полагаете, что я стану брать деньги за души, которые в некотором роде окончили своё существование? Если уж вам пришло этакое, так сказать, фантастическое желание, то с своей стороны я передаю их вам безынтересно и купчую беру на себя.

Великий упрёк был бы историку предлагаемых событий, если бы он упустил сказать, что удовольствие одолело гостя после таких слов, произнесённых Маниловым. Как он ни был степенен и рассудителен, но тут чуть не произвёл даже скачок по образцу козла, что, как известно, производится только в самых сильных порывах радости. Он поворотился так сильно в креслах, что лопнула шерстяная материя, обтягивавшая подушку; сам Манилов посмотрел на него в некотором недоумении. Побуждённый признательностию, он наговорил тут же столько благодарностей, что тот смешался, весь покраснел, производил головою отрицательный жест и наконец уже выразился, что это сущее ничего, что он, точно, хотел бы доказать чем-нибудь сердечное влечение, магнетизм души, а умершие души в некотором роде совершенная дрянь.

 Очень не дрянь,  сказал Чичиков, пожав ему руку. Здесь был испущен очень глубокий вздох. Казалось, он был настроен к сердечным излияниям; не без чувства и выражения произнёс он наконец следующие слова:  Если б вы знали, какую услугу оказали сей, по-видимому, дрянью человеку без племени и роду! Да и действительно, чего не потерпел я? как барка какая-нибудь среди свирепых волн… Каких гонений, каких преследований не испытал, какого горя не вкусил, а за что? за то, что соблюдал правду, что был чист на своей совести, что подавал руку и вдовице беспомощной, и сироте-горемыке!..  Тут даже он отёр платком выкатившуюся слезу.

Манилов был совершенно растроган. Оба приятеля долго жали друг другу руку и долго смотрели молча один другому в глаза, в которых видны были навернувшиеся слёзы. Манилов никак не хотел выпустить руки нашего героя и продолжал жать её так горячо, что тот уже не знал, как её выручить. Наконец, выдернувши её потихоньку, он сказал, что не худо бы купчую совершить поскорее и хорошо бы, если бы он сам понаведался в город. Потом взял шляпу и стал откланиваться.

(Н.В. Гоголь, «Мёртвые души»)

 

 

1. В каких произведениях русской классики изображены герои, способные на благородные, бескорыстные поступки, и в чём состоит отличие этих героев от Манилова?

2. Как называется художественный приём, основанный на сопоставлении явлений, предметов («как барка какая-нибудь среди свирепых волн»)?

 

3. Каково гоголевское определение жанра «Мёртвых душ»?

 

4. Почему намерение Манилова отдать мёртвые души безвозмездно произвело на Чичикова столь сильное впечатление?

5. К какому роду литературы принадлежат «Мёртвые души» Н.В. Гоголя?

 

6. Укажите название подробности, придающей повествованию особую выразительность (например, слеза, выкатившаяся у Чичикова).

 

7. Чичиков посещает, помимо Манилова, других помещиков. Установите соответствие между фамилиями помещиков и особенностями их внешнего облика: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  

ПОМЕЩИКИ

 

ОСОБЕННОСТИ ОБЛИКА

А) 

Манилов

Б) 

Ноздрёв

В) 

Плюшкин

   

1) 

«Очень недурно сложённый молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами».

2) 

«Показался весьма похожим на средней величины медведя… фрак на нём был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось».

3) 

«Маленькие глазки ещё не потухнули
и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши».

4) 

«Черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару».

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. В приведённом фрагменте между Чичиковым и Маниловым происходит обмен репликами. Как называется данный вид речи?

 

9. Как называется изображение внутренних переживаний героя, проявляющихся в его поведении? («смешался, весь покраснел, производил головою отрицательный жест»)?

 

ОБЗ - 4                                      Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

       Чичиков вдруг постигнул дух начальника и в чём должно состоять поведение. Не шевельнул он ни глазом, ни бровью во всё время класса, как ни щипали его сзади; как только раздавался звонок, он бросался опрометью
и подавал учителю прежде всех треух (учитель ходил в треухе); подавши треух, он выходил первый из класса и старался ему попасться раза три на дороге, беспрестанно снимая шапку. Дело имело совершенный успех. Во всё время пребывания в училище был он на отличном счету и при выпуске получил полное удостоение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадёжное поведение. Вышед из училища, он очутился уже юношей довольно заманчивой наружности,
с подбородком, потребовавшим бритвы. В это время умер отец его.
      В наследстве оказались четыре заношенные безвозвратно фуфайки, два старых сертука, подбитых мерлушками, и незначительная сумма денег. Отец, как видно, был сведущ только в совете копить копейку, а сам накопил её немного. Чичиков продал тут же ветхий дворишко с ничтожной землицей за тысячу рублей, а семью людей перевёл в город, располагаясь основаться в нём и заняться службой. В это же время был выгнан из училища за глупость или другую вину бедный учитель, любитель тишины и похвального поведения. Учитель с горя принялся пить, наконец и пить уже было ему не на что; больной, без куска хлеба и помощи, пропадал он где-то в нетопленой, забытой конурке. Бывшие ученики его, умники и остряки, в которых ему мерещилась беспрестанно непокорность и заносчивое поведение, узнавши об жалком его положении, собрали тут же для него деньги, продав даже многое нужное; один только Павлуша Чичиков отговорился неимением и дал какой-то пятак серебра, который тут же товарищи ему бросили, сказавши: «Эх ты, жила!» Закрыл лицо руками бедный учитель, когда услышал о таком поступке бывших учеников своих: слёзы градом полились из погасавших очей, как у бессильного дитяти. «При смерти на одре привёл Бог заплакать», 
 произнёс он слабым голосом и тяжело вздохнул, услышав о Чичикове, прибавя тут же: «Эх, Павлуша! вот как переменяется человек! Ведь какой был благонравный, ничего буйного, шёлк! Надул, сильно надул...»

       Нельзя, однако же, сказать, чтобы природа героя нашего была так сурова и черства и чувства его были до того притуплены, чтобы он не знал ни жалости, ни сострадания; он чувствовал и то и другое, он бы даже хотел помочь, но только, чтобы не заключалось это в значительной сумме, чтобы не трогать уже тех денег, которых положено было не трогать, словом, отцовское наставление «береги и копи копейку» пошло впрок. Но в нём не было привязанности собственно к деньгам для денег, им не владели скряжничество и скупость. Нет, не они двигали им, ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всякими достатками, экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды, вот что беспрерывно носилось в голове его. Чтобы наконец, потом, со временем, вкусить непременно всё это, вот для чего береглась копейка, скупо отказываемая до времени и себе и другому. Когда проносился мимо его богач на пролётных красивых дрожках, на рысаках в богатой упряжи, он как вкопанный останавливался на месте и потом, очнувшись, как после долгого сна, говорил: «А ведь был конторщик, волосы носил в кружок!» И всё, что ни отзывалось богатством
и довольством, производило на него впечатление, непостижимое им самим.

(Н.В. Гоголь, «Мёртвые души»)

1. Каково авторское определение жанра «Мёртвых душ»?

 

2. Укажите род литературы, к которому принадлежат «Мёртвые души»
Н.В. Гоголя.

 

3. К какому литературному направлению, основанному на правдивом изображении жизни, относится позднее творчество Н.В. Гоголя, в частности «Мёртвые души»?

 

4. Настойчиво стремясь к «богатству и довольству», Чичиков сумел заслужить расположение не только учителя, но и губернатора города N, председателя палаты, полицеймейстера и многих других. Установите соответствие между этими персонажами и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  

ПЕРСОНАЖИ

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) 

председатель палаты

Б) 

полицеймейстер

В) 

губернатор

   

1) 

«…знал наизусть "Людмилу" Жуковского… и мастерски читал многие места, особенно: "Бор заснул, долина спит" и слово "чу!" так, что в самом деле виделось, как будто долина спит».

2) 

«…черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару… В первую минуту разговора
с ним не можешь не сказать: какой приятный и добрый человек!
В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: чёрт знает, что такое! и отойдёшь подальше».

3) 

«…был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как в родной семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую».

4) 

«…был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю».

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

5. Каким термином обозначается значимая подробность, несколько раз упомянутая в тексте и подчёркивающая стремление Чичикова услужить учителю («…подавал учителю прежде всех треух…»)?

 

6. В данном фрагменте события жизни Чичикова быстро сменяют друг
друга. Каким термином обозначается последовательность событий в  художественном произведении?

 

7. Как называется изображение внутреннего состояния человека посредством описания его поведения («Закрыл лицо руками бедный учитель, когда услышал о таком поступке бывших учеников своих: слёзы градом полились из погасавших очей…»)?

 

8. В чём заключается подлость Чичикова, совершённая им по отношению
к учителю?

9. В каких произведениях русской литературы показаны персонажи, которыми движет стремление к «богатству и довольству», и в чём этих персонажей можно сопоставить с Чичиковым?

ОБЗ - 5                                      Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

     Когда проходили они канцелярию, Иван Антонович кувшинное рыло, учтиво поклонившись, сказал потихоньку Чичикову:

       Крестьян накупили на сто тысяч, а за труды дали только одну беленькую.

       Да ведь какие крестьяне,  отвечал ему на это тоже шёпотом Чичиков,  препустой и преничтожный народ, и половины не стоят.

      Иван Антонович понял, что посетитель был характера твёрдого и больше не даст.

       А почём купили душу у Плюшкина?  шепнул ему на другое ухо Собакевич.

       А Воробья зачем приписали?  сказал ему в ответ на это Чичиков.

       Какого Воробья?  сказал Собакевич.

      Да бабу, Елизавету Воробья, ещё и букву ъ поставили на конце.

       Нет, никакого Воробья я не приписывал,  сказал Собакевич и отошёл к другим гостям.

      Гости добрались наконец гурьбой к дому полицеймейстера. Полицеймейстер, точно, был чудотворец: как только услышал он, в чём дело, в ту ж минуту кликнул квартального, бойкого малого в лакированных ботфортах, и, кажется, всего два слова шепнул ему на ухо да прибавил только:  «Понимаешь!»  а уж там, в другой комнате, в продолжение того времени, как гости резалися в вист, появилась на столе белуга, осётры, сёмга, икра паюсная, икра свежепросольная, селёдки, севрюжки, сыры, копчёные языки и балыки,  это всё было со стороны рыбного ряда. Потом появились прибавления с хозяйской стороны, изделия кухни: пирог с головизною, куда вошли хрящ и щёки девятипудового осётра, другой пирог  с груздями, пряженцы, маслянцы, взваренцы.   Полицеймейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как в родной семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую. Вообще он сидел, как говорится, на своём месте и должность свою постигнул в совершенстве. Трудно было даже и решить, он ли был создан для места, или место  для него. Дело было так поведено умно, что он получал вдвое больше доходов противу всех своих предшественников, а между тем заслужил любовь всего города. Купцы первые его очень любили, именно за то, что не горд; и точно, он крестил у них детей, кумился с ними
и хоть драл подчас с них сильно, но как-то чрезвычайно ловко: и по плечу потреплет, и засмеётся, и чаем напоит, пообещается и сам прийти поиграть
в шашки, расспросит обо всём: как делишки, что и как. Если узнает, что детёныш как-нибудь прихворнул, и лекарство присоветует, 
 словом, молодец! Поедет на дрожках, даст порядок, а между тем и словцо промолвит тому-другому: «Что, Михеич, нужно бы нам с тобою доиграть когда-нибудь
в горку». 
 «Да, Алексей Иванович,  отвечал тот, снимая шапку,  нужно бы».  «Ну, брат, Илья Парамоныч, приходи ко мне поглядеть рысака:
в обгон с твоим пойдёт, да и своего заложи в беговые; попробуем». Купец, который на рысаке был помешан, улыбался на это с особенною, как говорится, охотою и, поглаживая бороду, говорил: «Попробуем, Алексей Иванович!» Даже все сидельцы обыкновенно в это время, снявши шапки, с удовольствием посматривали друг на друга и как будто бы хотели сказать: «Алексей Иванович 
 хороший человек!» Словом, он успел приобресть совершенную народность, и мнение купцов было такое, что Алексей Иванович «хоть оно и возьмёт, но зато уж никак тебя не выдаст».

     Заметив, что закуска была готова, полицеймейстер предложил гостям окончить вист после завтрака, и все пошли в ту комнату, откуда несшийся запах давно начинал приятным образом щекотать ноздри гостей и куда уже Собакевич давно заглядывал в дверь, наметив издали осётра, лежавшего
в сторонке на большом блюде.

 (Н.В. Гоголь, «Мёртвые души»)

 

1. К какому роду литературы относятся «Мёртвые души» Н.В. Гоголя?

 

2. Каково авторское определение жанра «Мёртвых душ»?

 

3. Как называется вид комического, который основан на резком обличении социальных пороков через их осмеяние и черты которого отражены в «Мёртвых душах»?

 

4. Скупая мёртвые души, Чичиков познакомился не только с Собакевичем и Плюшкиным, но и с другими помещиками. Установите соответствие между помещиками и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  

ПОМЕЩИКИ

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) 

Собакевич

Б) 

Плюшкин

В) 

Ноздрёв

   

1) 

«…в некотором отношении исторический человек…»

2) 

«…медведь! совершенный медведь!»

3) 

«У всякого есть свой задор… но у <…> ничего не было».

4) 

 «…прореха на человечестве…»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

5. В начале фрагмента приведены короткие разговоры Чичикова с Иваном Антоновичем, а затем с Собакевичем. Как называется обмен репликами между персонажами?

 

6. Каким термином обозначают мелкую подробность, важную для раскрытия авторского замысла (например, осётр, которого «наметил» себе Собакевич)?

 

7. Многие персонажи (Иван Антонович кувшинное рыло, полицеймейстер, купцы) названы в данном фрагменте по имени и отчеству. Укажите имя и отчество Чичикова.

 

8. Какие черты характера Чичикова проявились во время его краткого общения с Иваном Антоновичем и Собакевичем?

9. В каких произведениях русской литературы критически изображены чиновники и в чём их можно сопоставить с полицеймейстером в «Мёртвых душах» Н.В. Гоголя?

ОБЗ - 6                                      Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

      – И знаете, Павел Иванович!  сказал Манилов, явя в лице своём выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно, воображая ею обрадовать пациента.  Тогда чувствуешь какое-то, в некотором роде, духовное наслаждение... Вот как, например, теперь, когда случай мне доставил счастие, можно сказать образцовое, говорить с вами и наслаждаться приятным вашим разговором...

      – Помилуйте, что ж за приятный разговор?.. Ничтожный человек,
и больше ничего,
 отвечал Чичиков.

      – О! Павел Иванович, позвольте мне быть откровенным: я бы с радостию отдал половину всего моего состояния, чтобы иметь часть тех достоинств, которые имеете вы!..

      – Напротив, я бы почёл с своей стороны за величайшее...

      Неизвестно, до чего бы дошло взаимное излияние чувств обоих приятелей, если бы вошедший слуга не доложил, что кушанье готово.

      – Прошу покорнейше,  сказал Манилов.  Вы извините, если у нас нет такого обеда, какой на паркетах и в столицах, у нас просто, по русскому обычаю, щи, но от чистого сердца. Покорнейше прошу.

      Тут они ещё несколько времени поспорили о том, кому первому войти, и наконец Чичиков вошёл боком в столовую.

     В столовой уже стояли два мальчика, сыновья Манилова, которые были в тех летах, когда сажают уже детей за стол, но ещё на высоких стульях. При них стоял учитель, поклонившийся вежливо и с улыбкою. Хозяйка села за свою суповую чашку; гость был посажен между хозяином и хозяйкою, слуга завязал детям на шею салфетки.

      – Какие миленькие дети,  сказал Чичиков, посмотрев на них,  
а который год?

      – Старшему осьмой, а меньшему вчера только минуло шесть,  сказала Манилова.

      – Фемистоклюс!  сказал Манилов, обратившись к старшему, который старался освободить свой подбородок, завязанный лакеем в салфетку.

      Чичиков поднял несколько бровь, услышав такое отчасти греческое имя, которому, неизвестно почему, Манилов дал окончание на «юс», но постарался тот же час привесть лицо в обыкновенное положение.

      – Фемистоклюс, скажи мне, какой лучший город во Франции?

      Здесь учитель обратил всё внимание на Фемистоклюса и, казалось, хотел ему вскочить в глаза, но наконец совершенно успокоился и кивнул головою, когда Фемистоклюс сказал: «Париж».

      – А у нас какой лучший город?  спросил опять Манилов.

      Учитель опять настроил внимание.

      – Петербург,  отвечал Фемистоклюс.

      – А ещё какой?

      – Москва,  отвечал Фемистоклюс.

      – Умница, душенька!  сказал на это Чичиков.  Скажите, однако ж...  продолжал он, обратившись тут же с некоторым видом изумления к Маниловым,  в такие лета и уже такие сведения! Я должен вам сказать, что в этом ребёнке будут большие способности.

      – О, вы ещё не знаете его,  отвечал Манилов,  у него чрезвычайно много остроумия. Вот меньшой, Алкид, тот не так быстр, а этот сейчас, если что-нибудь встретит, букашку, козявку, так уж у него вдруг глазёнки и забегают; побежит за ней следом и тотчас обратит внимание. Я его прочу по дипломатической части. Фемистоклюс,  продолжал он, снова обратясь к нему,  хочешь быть посланником?

      – Хочу,  отвечал Фемистоклюс, жуя хлеб и болтая головой направо
и налево.

      В это время стоявший позади лакей утёр посланнику нос, и очень хорошо сделал, иначе бы канула в суп препорядочная посторонняя капля. Разговор начался за столом об удовольствии спокойной жизни, прерываемый замечаниями хозяйки о городском театре и об актёрах. Учитель очень внимательно глядел на разговаривающих и, как только замечал, что они были готовы усмехнуться, в ту же минуту открывал рот и смеялся с усердием. Вероятно, он был человек признательный и хотел заплатить этим хозяину за хорошее обращение. Один раз, впрочем, лицо его приняло суровый вид, и он строго застучал по столу, устремив глаза на сидевших насупротив его детей. Это было у места, потому что Фемистоклюс укусил за ухо Алкида, и Алкид, зажмурив глаза и открыв рот, готов был зарыдать самым жалким образом, но почувствовав, что за это легко можно было лишиться блюда, привёл рот в прежнее положение и начал со слезами грызть баранью кость, от которой у него обе щеки лоснились жиром. Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову с словами: «Вы ничего не кушаете, вы очень мало взяли»,  на что Чичиков отвечал всякий раз: «Покорнейше благодарю, я сыт, приятный разговор лучше всякого блюда».

  (Н.В. Гоголь, «Мёртвые души»)

 

1. Укажите род литературы, к которому относятся «Мёртвые души» Н.В. Гоголя.

 

2. Какие черты личности Манилова раскрываются в приведённом фрагменте?

3. Как называется авторское отношение к персонажу, содержащее скрытую насмешку над ним: «…выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно, воображая ею обрадовать пациента»?

 

4. Как называется имение, в котором разворачиваются события, описанные в приведённом фрагменте?

 

5. Как автор «Мёртвых душ» определил жанр своего произведения?

 

6. В приведённом фрагменте представлен один из эпизодов путешествия Чичикова. Как называется последовательность событий в художественном произведении?

 

7. В каких произведениях отечественной литературы изображены дети и в чём их можно сопоставить с сыновьями Манилова?

8. Чичиков посетил Манилова в целях покупки мёртвых душ. Установите соответствие между персонажами, вовлечёнными в историю о мёртвых душах, и особенностями их внешности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  

ПЕРСОНАЖИ

 

ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНОСТИ

А) 

Собакевич

Б) 

Иван Антонович

В) 

Плюшкин

   

1) 

 «…волос на нём был чёрный, густой; вся середина лица выступала у него вперёд и пошла в нос, словом, это было то лицо, которое называют в общежитье кувшинным рылом».

2) 

 «…показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нём был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги».

3) 

 «…не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

4) 

 «...рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идёт на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук».

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

9. Каким термином обозначается изображение в художественном произведении внутреннего состояния человека  («зажмурив глаза и открыв рот, готов был зарыдать <…> привёл рот в прежнее положение и начал со слезами грызть баранью кость»)?

ОБЗ - 7                                      Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

 

       И в самом деле Селифан давно уже ехал, зажмуря глаза, изредка только потряхивая впросонках вожжами по бокам дремавших тоже лошадей; а с Петрушки уже давно невесть в каком месте слетел картуз, и он сам, опрокинувшись назад, уткнул свою голову в колено Чичикову, так что тот должен был дать ей щелчка. Селифан приободрился и, отшлёпавши несколько раз по спине чубарого, после чего тот пустился рысцой, да помахнувши сверху кнутом на всех, примолвил тонким певучим голоском: «Не бойся!» Лошадки расшевелились и понесли как пух лёгонькую бричку. Селифан только помахивал да покрикивал: «Эх! эх! эх!», плавно подскакивая на козлах по мере того, как тройка то взлетала на пригорок, то неслась духом с пригорка, которыми была усеяна вся столбовая дорога, стремившаяся чуть заметным накатом вниз. Чичиков только улыбался, слегка подлётывая на своей кожаной подушке, ибо любил быструю езду. И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «чёрт побери всё!»  его ли душе не любить её? Её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и всё летит: летят вёрсты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с тёмными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль,
и что-то страшное заключено в сём быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, только небо над головою, да лёгкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны.  Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьём, с одним топором да долотом, снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит чёрт знает на чём; а привстал, да замахнулся, да затянул песню 
 кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход! и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.

       Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несёшься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстает и остаётся позади. Остановился поражённый Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится, вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несёшься ты, дай ответ? Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются
и дают ей дорогу другие народы и государства.

 (Н.В. Гоголь, «Мёртвые души»)

 

 

1. Установите соответствие между персонажами «Мёртвых душ» и их социальным статусом: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  

ПЕРСОНАЖИ

 

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС

А) 

Ноздрёв

Б) 

Максим Телятников

В) 

Иван Антонович кувшинное рыло

   

1) 

чиновник

2) 

помещик

3) 

слуга

4) 

крепостной крестьянин, сапожник

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

2. Каким термином обозначается мелкая значимая подробность, например картуз Петрушки, кожаная подушка Чичикова?

 

3. Бричка всё дальше увозит Чичикова от губернского города. Назовите имя и отчество этого персонажа «Мёртвых душ». 

 

4. К какому роду литературы относится произведение Н.В. Гоголя «Мёртвые души»?

 

5.  «…летит с обеих сторон лес с тёмными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль…». Как называется описание природы в  художественном произведении?

 

6. Какое звучание обретает образ дороги в данном фрагменте?

7. Назовите литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину ХIХ века и принципы которого отражены в «Мёртвых душах» Н.В. Гоголя.

 

8. Укажите авторское определение жанра «Мёртвых душ».

 

9. В каких произведениях русской литературы создан образ Родины и в чём его можно сопоставить с образом Руси-тройки?



Предварительный просмотр:

ОБЗ                                                             Н.В. Гоголь «Шинель»

      Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, – нет, он служил с любовью. Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его. Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к изумлению своему, может быть, даже попал бы в статские советники; но выслужил он, как выражались остряки, его товарищи, пряжку в петлицу да нажил геморрой в поясницу. Впрочем, нельзя сказать, чтобы не было к нему никакого внимания. Один директор, будучи добрый человек и желая вознаградить его за долгую службу, приказал дать ему что-нибудь поважнее, чем обыкновенное переписывание; именно из готового уже дела велено было ему сделать какое-то отношение в другое присутственное место; дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье. Это задало ему такую работу, что он вспотел совершенно, тер лоб и наконец сказал: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь». С тех пор оставили его навсегда переписывать. Вне этого переписыванья, казалось, для него ничего не существовало. Он не думал вовсе о своем платье: вицмундир у него был не зеленый, а какого-то рыжевато-мучного цвета. Воротничок на нем был узенький, низенький, так что шея его, несмотря на то что не была длинна, выходя из воротника, казалась необыкновенно длинною, как у тех гипсовых котенков, болтающих головами, которых носят на головах целыми десятками русские иностранцы. И всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка; к тому же он имел особенное искусство, ходя по улице, поспевать под окно именно в то самое время, когда из него выбрасывали всякую дрянь, и оттого вечно уносил на своей шляпе арбузные и дынные корки и тому подобный вздор. Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий день на улице, на что, как известно, всегда посмотрит его же брат, молодой чиновник, простирающий до того проницательность своего бойкого взгляда, что заметит даже, у кого на другой стороне тротуара отпоролась внизу панталон стремешка, – что вызывает всегда лукавую усмешку на лице его.

(Н.В. Гоголь «Шинель»)

1. Каково авторское отношение к главному герою «Шинели» и как оно выражено в данном фрагменте?

2. Назовите фамилию главного героя произведения Н.В. Гоголя «Шинель».

 

3. Какое средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности, используется в приведенном фрагменте «Шинели»?

 

4. Назовите вид тропа, основанный на прояснении понятия, явления и придании ему особой эмоциональной окраски путем сопоставления  с другим понятием, явлением («… шея его… казалась необыкновенно длинною, как у тех гипсовых котенков, болтающих головами…»).

 

5. Назовите жанр произведения Н.В. Гоголя «Шинель».

 

6. Назовите элемент сюжета произведения, содержащий предысторию событий, предварительную характеристику места действия и персонажей,  к которому относится данный фрагмент «Шинели».

 

7. Главный герой фрагмента и всего произведения принадлежит к литературному типу, представленному в русской классике скромным тружеником невысокого чина, живущим тихой, незаметной жизнью. Назовите этот литературный тип.

 

8. Какие герои русской классики принадлежат к тому же литературному типу, что и герой «Шинели», и в чем авторское отношение к ним перекликается с позицией Н.В. Гоголя?

9. Какие черты  личности главного героя подчеркнуты в приведенном фрагменте «Шинели»?

10. Выпишите из приведенного фрагмента слово, называющее любимый вид деятельности главного героя.

 



Предварительный просмотр:

ОБЗ                                                Н.В. Гоголь «Ревизор».

Темы сочинений:

1. Как вы понимаете слова В.И. Немировича-Данченко, утверждавшего, что «…несмотря на беспрерывный гомерический хохот, вы чувствуете, как комедия быстро, неуклонно и с изумительной правдивостью начинает вздыматься до трагических высот»? (По пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор».)

2. В чём проявляется уродливость быта чиновничьего города? (По пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор».)

3. Почему в системе персонажей комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» нет ни одного положительного лица?

4. Почему городничий и чиновники города N принимают «тряпку» за «важного человека»? (По пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор»)

5. Роль женских образов в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор».

6. Роль монологов в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор».

ОБЗ – 1                                                 Н.В. Гоголь «Ревизор».

Xлестаков, городничий и Добчинский. Городничий, вошед, останавливается. Оба в испуге смотрят несколько минут один на другого, выпучив глаза.

Городничий (немного оправившись и протянув руки по швам). Желаю здравствовать!

Хлестаков (кланяется). Мое почтение…

Городничий. Извините.

Хлестаков. Ничего...

Городничий. Обязанность моя, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений...

Хлестаков (сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко). Да что же делать?.. Я не виноват... Я, право, заплачу... Мне пришлют из деревни.

                             Бобчинский выглядывает из дверей.

Он больше виноват: говядину мне подает такую твердую, как бревно; а суп – он черт знает чего плеснул туда, я должен был выбросить его за окно. Он меня морил голодом по целым дням... Чай такой странный: воняет рыбой, а не чаем. За что ж я... Вот новость!

Городничий (робея). Извините, я, право, не виноват. На рынке у меня говядина всегда хорошая. Привозят холмогорские купцы, люди трезвые и поведения хорошего. Я уж не знаю, откуда он берет такую. А если что не так, то... Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.

Хлестаков. Нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру: то есть – в тюрьму. Да какое вы имеете право? Да как вы смеете?.. Да вот я... Я служу в Петербурге. (Бодрится)

                    Я, я, я...

Городничий (в сторону). О господи ты боже, какой сердитый! Всё узнал, всё рассказали проклятые купцы!

Хлестаков (храбрясь). Да вот вы хоть тут со всей своей командой — не пойду! Я прямо к министру! (Стучит кулаком по столу) Что вы? что вы?

Городничий (вытянувшись и дрожа всем телом). Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие... не сделайте несчастным человека.

Хлестаков. Нет, я не хочу! Вот ещё! мне какое дело? Оттого, что у вас жена и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно!

                   Бобчинский выглядывает в дверь и в испуге прячется.

Нет, благодарю покорно, не хочу.

Городничий (дрожа). По неопытности, ей-богу, по неопытности. Недостаточность состояния... Сами извольте посудить: казённого жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да на пару платья. Что же до унтер-офицерской вдовы, занимающейся купечеством, которую я будто бы высек, то это клевета, ей-богу клевета. Это выдумали злодеи мои; это такой народ, что на жизнь мою готовы покуситься.

Хлестаков. Да что? мне нет никакого дела до них. (В размышлении.) Я не знаю, однако ж, зачем вы говорите о злодеях и о какой-то унтер-офицерской вдове...   Унтер-офицерская жена  совсем другое, а меня вы не смеете высечь, до этого вам далеко...  Вот ещё! смотри ты   какой!..  Я   заплачу,   заплачу   деньги, но у меня теперь нет.   Я потому и сижу здесь, что у меня нет ни копейки.

Городничий (в сторону). О, тонкая штука! Эк куда метнул! какого туману напустил! Разбери кто хочет! Не знаешь, с которой стороны и приняться. Ну, да уж попробовать не куды пошло! Что будет, то будет, попробовать на авось. (Вслух) Если вы точно имеете нужду в деньгах или в чём другом, то готов служить сию минуту. Моя обязанность помогать проезжающим.

Хлестаков. Дайте, дайте мне взаймы! Я сейчас же расплачусь с трактирщиком. Мне бы только рублей двести или хоть даже и меньше.

Городничий (поднося бумажки). Ровно двести рублей, хоть и не трудитесь считать.

Хлестаков (принимая деньги). Покорнейше благодарю. Я вам тотчас пришлю их из деревни... у меня это вдруг... Я вижу, вы благородный человек. Теперь другое дело.

Городничий (в сторону). Ну, слава богу! деньги взял. Дело, кажется, пойдет теперь на лад. Я таки ему вместо двухсот четыреста ввернул.

(Н.В. Гоголь, «Ревизор»)

1. В третьей реплике Хлестаков жалуется на говядину, «твердую, как бревно». Назовите прием, использованный в речи героя.

 

2. Назовите род литературы, к которому принадлежит пьеса Н.В. Гоголя «Ревизор».

 

3. Назовите термин, которым называются высказывания героев в пьесе.

 

4. На чем основан комизм приведённой сцены из пьесы «Ревизор» и в каких произведениях русской классики встречаются подобные комические ситуации?

ОБЗ – 2                                                 Н.В. Гоголь «Ревизор».

Осип лежит на барской постели.

       Черт побери, есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только, домой! Что ты прикажешь делать? Второй месяц пошел, как уже из Питера! Профинтил дорогой денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул и не горячится. А стало бы, и очень бы стало на прогоны; нет, вишь ты, нужно в каждом городе показать себя! (Дразнит его.) "Эй, Осип, ступай посмотри комнату, лучшую, да обед спроси самый лучший: я не могу есть дурного обеда, мне нужен лучший обед". Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой! С проезжающим знакомится, а потом в картишки – вот тебе и доигрался! Эх, надоела такая жизнь! Право, на деревне лучше: оно хоть нет публичности, да и заботности меньше; возьмешь себе бабу, да и лежи весь век на полатях да ешь пироги. Ну, кто ж спорит: конечно, если пойдет на правду, так житье в Питере лучше всего. Деньги бы только были, а жизнь тонкая и политичная: кеятры, собаки тебе танцуют, и все что хочешь. Разговаривает все на тонкой деликатности, что разве только дворянству уступит; пойдешь на Щукин – купцы тебе кричат: "Почтенный!"; на перевозе в лодке с чиновником сядешь; компании захотел – ступай в лавочку: там тебе кавалер расскажет про лагери и объявит, что всякая звезда значит на небе, так вот как на ладони все видишь. Старуха офицерша забредет; горничная иной раз заглянет такая... фу, фу, фу! (Усмехается и трясет головою.) Галантерейное, черт возьми, обхождение! Невежливого слова никогда не услышишь, всякой говорит тебе "вы". Наскучило идти – берешь себе извозчика и сидишь себе как барин, а не захочешь заплатить ему – изволь: у каждого дома есть сквозные ворота, и ты так шмыгнешь, что тебя никакой дьявол не сыщет. Одно плохо: иной раз славно наешься, а в другой чуть не лопнешь с голоду, как теперь, например. А все он виноват. Что с ним сделаешь? Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать – и куды!.. пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь – и посылает на толкучий продавать новый фрак. Иной раз все до последней рубашки спустит, так что на нем всего останется сертучишка да шинелишка... Ей-богу, правда! И сукно такое важное, аглицкое! рублев полтораста ему один фрак станет, а на рынке спустит рублей за двадцать; а о брюках и говорить нечего – нипочем идут. А отчего? – оттого, что делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет. Эх, если б узнал это старый барин! Он не посмотрел бы на то, что ты чиновник, а, поднявши рубашонку, таких бы засыпал тебе, что б дня четыре ты почесывался. Коли служить, так служи. Вот теперь трактирщик сказал, что не дам вам есть, пока не заплатите за прежнее; ну, а коли не заплатим? (Со вздохом.) Ах, боже ты мой, хоть бы какие-нибудь щи! Кажись, так бы теперь весь свет съел. Стучится; верно, это он идет.

(Поспешно схватывается с постели.)

(Н.В. Гоголь, «Ревизор»)

1. Речь Осипа представляет собой развёрнутое высказывание, обращённое к себе и зрителю. Как в литературоведении называется подобное речевое высказывание?

 

2. Осип в своей речи вспоминает батюшку Хлестакова, который на сцене не появляется. Как в литературоведении называется такой тип персонажей?

 

3. Укажите термин, которым в пьесах называют краткие авторские замечания («Дразнит его», «Со вздохом» и др.).

 

4. Из речи Осипа выпишите название чина, который имеет Хлестаков.

 

5. Как в речи Осипа проявляется отношение к Хлестакову и в каких произведениях классической литературы созданы образы слуг, помогающие раскрытию авторского замысла?

ОБЗ – 3                                             Н.В. Гоголь «Ревизор».

Хлестаков. Без чинов, прошу садиться. (Городничий и все садятся.) 
Я не люблю церемонии. Напротив, я даже стараюсь всегда проскользнуть незаметно. Но никак нельзя скрыться, никак нельзя! Только выйду куда-нибудь, уж и говорят: «Вон», говорят, «Иван Александрович идёт!» А один раз меня приняли даже за главнокомандующего, солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьём. После уже офицер, который мне очень знаком, говорит мне: ну, братец, мы тебя совершенно приняли за главнокомандующего.

Анна Андреевна. Скажите, как!

Хлестаков. Да меня уже везде знают. С хорошенькими актрисами знаком. Я ведь тоже разные водевильчики... Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» – «Да так, брат», отвечает бывало: «так как-то всё»... Большой оригинал.

Анна Андреевна. Так вы и пишете? как это должно быть приятно сочинителю. Вы, верно, и в журналы помещаете?

Хлестаков. Да, и в журналы помещаю. Моих, впрочем, много есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт Дьявол», «Норма». Уж и названий даже не помню. И всё случаем: я не хотел писать, но театральная дирекция говорит: «Пожалуста, братец, напиши что-нибудь». Думаю себе: пожалуй, изволь, братец! И тут же в один вечер, кажется, всё написал, всех изумил.
У меня лёгкость необыкновенная в мыслях. Всё это, что было под именем барона Брамбеуса, «Фрегат Надежды» и «Московский телеграф»... всё это я написал.

Анна Андреевна. Скажите, так это вы были Брамбеус?

Хлестаков. Как же, я им всем поправляю статьи. Мне Смирдин даёт за это сорок тысяч.

Анна Андреевна. Так, верно, и «Юрий Милославский» ваше сочинение?

Хлестаков. Да, это моё сочинение.

Анна Андреевна. Я сейчас догадалась.

Марья Антоновна. Ах, маменька, там написано, что это г. Загоскина сочинение.

Анна Андреевна. Ну вот: я и знала, что даже здесь будет спорить.

Хлестаков. Ах да, это правда, это точно Загоскина; а есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой.

Анна Андреевна. Ну, это, верно, я ваш читала. Как хорошо написано!

Хлестаков. Я, признаюсь, литературой существую. У меня дом первый в Петербурге. Так уж и известен: дом Ивана Александровича. (Обращаясь ко всем.) Сделайте милость, господа, если будете в Петербурге, прошу, прошу ко мне. Я ведь тоже балы даю.

Анна Андреевна. Я думаю, с каким там вкусом и великолепием даются балы.

Хлестаков. Просто не говорите. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа; откроют крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякой день на балах. Там у нас и вист свой составился. Министр иностранных дел, французский посланник, английский, немецкий посланник и я. И уж так уморишься играя, что просто ни на что не похоже. Как взбежишь по лестнице к себе на четвёртый этаж, скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель»... Что ж я вру, я и позабыл, что живу в бельэтаже. У меня одна лестница сто́ит... А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я ещё не проснулся. Графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно: ж, ж, ж... Иной раз и министр... (Городничий и прочие с робостью встают с своих стульев.) Мне даже на пакетах пишут: ваше превосходительство. Один раз я даже управлял департаментом.
И странно: директор уехал, куды уехал неизвестно. Ну, натурально, пошли толки: как, что́, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало: нет, мудрено. Кажется и легко на вид, а рассмотришь – просто чёрт возьми. Видят, нечего делать – ко мне.
И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! каково положение, я спрашиваю? «Иван Александрович, ступайте департаментом управлять!» Я, признаюсь, немного смутился, вышел в халате; хотел отказаться, но думаю, дойдёт до государя; ну, да и послужной список, тоже... «Извольте, господа, я принимаю должность, я принимаю», говорю, «так и быть», говорю, «я принимаю, только уж у меня: ни, ни-ни!.. уж у меня ухо востро! уж я...» И точно, бывало: прохожу через департамент – просто землетрясенье – всё дрожит, трясётся, как лист. (Городничий и прочие трясутся от страха; Хлестаков горячится сильнее.) О! я шутить не люблю. Я им всем задал острастку. Меня сам государственный совет боится. Да что, в самом деле? я такой! Я не посмотрю ни на кого... я говорю всем: я сам себя знаю, сам. Я везде, везде. Во дворец всякий день езжу. Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш... (Подскальзывается и чуть-чуть не шлёпается на пол, но с почтеньем поддерживается чиновниками.)

Городничий (подходя и трясясь всем телом, силится выговорить).
А ва-ва-ва... ва.

Хлестаков (быстрым отрывистым голосом). Что такое?

Городничий. А ва-ва-ва... ва.

Хлестаков (таким же голосом). Не разберу ничего, всё вздор.

Городничий. Ва-ва-ва... шество, превосходительство, не прикажете ли отдохнуть... вот и комната и всё, что нужно.

Хлестаков. Вздор: отдохнуть. Извольте, я готов отдохнуть. Завтрак у вас, господа, хорош... я доволен, я доволен. (С декламацией.) Лабардан! Лабардан! (Входит в боковую комнату, за ним городничий.)

(Н.В. Гоголь, «Ревизор»)

 

 

1. Значительную часть данного фрагмента составляет рассказ Хлестакова о великолепии его столичной жизни. Как называется в пьесе развёрнутое высказывание одного лица?

 

2. Как называется краткое авторское пояснение, которым сопровождается развитие действия в пьесе («городничий и все садятся», «обращаясь ко всем»)?

 

3. Назовите жанр, к которому относится пьеса Н.В. Гоголя «Ревизор».

 

4. Как и почему меняется эмоциональное состояние участников приведённой сцены?

5. В каких произведениях русской литературы изображены мелкие амбициозные натуры, подобные Хлестакову, и в чём эти произведения можно сопоставить с «Ревизором» Н.В. Гоголя?

6. В приведённой сцене участвуют несколько чиновников уездного города. Установите соответствие между чиновниками и их должностями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  

ЧИНОВНИКИ

 

ДОЛЖНОСТИ

А) 

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Б) 

Лука Лукич Хлопов

В) 

Артемий Филиппович Земляника

   

1) 

городничий

2) 

уездный лекарь

3) 

попечитель богоугодных заведений

4) 

смотритель училищ

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.

7. К какому роду литературы относится «Ревизор» Н.В. Гоголя?

 

8. Желая показать свою значимость, Хлестаков использует явное преувеличение: «тридцать пять тысяч одних курьеров». Как называется художественный приём, основанный на преувеличении?

 

9. Рассказывая о Петербурге, Хлестаков приводит мелкие красноречивые подробности («в семьсот рублей арбуз», «суп в кастрюльке»). Назовите это выразительное средство.

 

ОБЗ – 4                                                 Н.В. Гоголь «Ревизор».

Квартальные отворяют обе половинки дверей. Входит Хлестаков; за ним Городничий, далее попечитель богоугодных заведений; смотритель училищ. Добчинский и Бобчинский с пластырем на носу. Городничий указывает квартальным на полу бумажку – они бегут и снимают ее, толкая друг друга впопыхах.

Хлестаков. Хорошие заведения. Мне нравится, что у вас показывают проезжающим все в городе. В других городах мне ничего не показывали.

Городничий. В других городах, осмелюсь доложить вам, градоправители и чиновники больше заботятся о своей то есть пользе; а здесь, можно сказать, нет другого помышления, кроме того, чтобы благочинием и бдительностью заслужить внимание начальства.

Хлестаков. Завтрак был очень хорош. Я совсем объелся. Что, у вас каждый день бывает такой?

Городничий. Нарочно для такого приятного гостя.

Хлестаков. Я люблю поесть. Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия. Как называлась эта рыба?

Артемий Филиппович (подбегая) Лабардан-с.

Хлестаков. Очень вкусная. Где это мы завтракали? В больнице что ли?

Артемий Филиппович Так точно-с, в богоугодном заведении.

Хлестаков. Помню, помню, там стояли кровати. А больные выздоровели? Там их, кажется, немного.

Артемий Филиппович. Человек десять осталось, не больше; а прочие все выздоровели. Это уж так устроено, такой порядок. С тех пор как я принял начальство, может быть, вам покажется даже невероятным, все, как мухи, выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров, и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком.

Городничий. Уж на что, осмелюсь доложить вам, головоломная обязанность градоначальника! Столько лежит всяких дел, относительно одной чистоты, починки, поправки… словом, наиумнейший человек пришел бы в затруднение, но, благодарение богу, все идет благополучно. Иной городничий, конечно, радел бы о своих выгодах; но верите ли, что, даже когда ложишься спать, все думаешь: господи боже ты мой, как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно… Наградит ли оно или нет, конечно, в его воле, по крайней мере, я буду спокоен в сердце. Когда в городе во всем порядок, улицы выметены, арестанты хорошо содержатся, пьяниц мало…то чего ж мне больше? Ей-ей, и почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но пред  добродетелью все прах и суета.

Артемий Филиппович(в сторону) Эка, бездельник, как расписывает! Дал же бог такой дар!

(Н.В. Гоголь «Ревизор»)

1. Развитие действия происходит благодаря чередованию высказываний действующих лиц. Как называется такое построение художественной речи?

 

2. Как называется такая часть акта (действия) драматического произведения, в которой состав действующих лиц остается неизменным?

 

3. Комический эффект речи Артемия Филипповича создается и с помощью использования измененного устойчивого словосочетания. Восстановите исходный вариант этого словосочетания.

 

4. Хлестаков, стараясь говорить красиво, использует образное выражение «цветы удовольствия». Как в литературоведении называется такое средство художественного иносказания?

 

5. Почему в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор» город назван условно («город N») и в каких произведениях русских классиков город становится предметом художественного изображения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые аспекты подготовки обучающихся к сдаче экзамена по истории в форме ЕГЭ

Сейчас очень много методических разработок и материалов, которые помогают нам в подготовке к итоговой аттестации. Чем может быть интересен предложенный мною материал? Подготовку я веду уже с 10 класса...

Электролиз расплавов и растворов (изучение темы при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ, базовый уровень)

Методические разработки к уроку по теме "Электролиз расплавов и растворов": ход урока, образцы решения типовых заданий, дополнительный материал по теме. Презентация отражает ключевые моменты ...

Система работы школы по подготовке обучающихся к сдаче ГИА по русскому языку

Новая форма аттестационной работы (ГИА) за курс основной школы становится основной и единственной. Государственная итоговая аттестация девятиклассников включена в общероссийскую систему оценки качеств...

Учебно - тренировочные тесты для подготовки обучающихся к сдаче ГИА

Инструкция по выполнению работы ГИА по немецкому языку. Материалы для аудирования, чтения, лексики и грамматики, письма, говорения....

Материал для подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по литературе.

Материал взят из открытого банка заданий. Тексты, отрывки из произведений и вопросы к данным текстам....

Материал для подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ по литературе.

Дидактический материал для подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ по литературе. Материал взят из открытого банка заданий, сгруппирован по темам....