План урока в 9 классе по роману "Бедные люди".
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Волкова Елена Алексеевна

План урока в 9 классе по роману "Бедные люди".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_bednye_lyudi.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по роману Ф.М.Достоевского «Бедные люди» в 9 классе. «Что же делать?»

Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, иллюстрации к роману, текст романа.

Цели урока:

-знакомство с текстом Достоевского «Бедные люди»;

-развитие навыков аналитического чтения, выразительного чтения;

-воспитание в учащихся чувства сострадания, гуманного отношения к окружающим.

Ход урока

Тема нашего сегодняшнего урока «Что же, что же делать?»

Таким вопросом задавались многие литературные герои писателя. Сам же Федор Михайлович тоже ищет ответ на этот мучительный вопрос «Что же, что же делать?», чтобы в мире не было страданий, боли, жестокости и угнетения человеческой личности. Его книги нельзя читать спокойно, без духовного напряжения, его жестокий реализм захватывает, пугает, поражает...

По мнению поэта Д. Мережковского, «книги Достоевского нельзя читать, их надо пережить, выстрадать, чтобы понять и потом они уже не забываются».

«В сегодняшнем мире … тревожный набат Достоевского гудит неумолчно, взывая к человечности и гуманизму», - так считает русскоязычный писатель Ч. Айтматов.

Горький утверждал: «Толстой и Достоевский — два величайших гения, силою своих талантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию изумленное внимание всей Европы».

Запишите эти высказывания в тетрадь.

  1. Какое из них мы могли бы взять в качестве эпиграфа к уроку?

Ответить на данный вопрос мы сможем несколько позже.

Итак, роман «Бедные люди» был опубликован в 1845 году.

По мнению Некрасова, в лице Достоевского новый Гоголь явился.

Известный литературный критик Белинский считал, что «роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него никому не снилось».

  1. Обращаясь к Достоевскому, вопрошал: «Да вы понимаете ль сами-то что вы такое написали!... осмыслили вы сами-то всю эту страшную правду, на какую вы нам указали?

Вот служение художника истине! Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась, как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим художником». Эти слова критика оказались пророческими.

В письме к брату Михаилу Достоевский рассказывает о своем успехе: «... Никогда, я думаю,  слава моя не дойдет до такой апогеи, как теперь. Всюду почтение неимоверное, любопытство насчет меня страшное».

Чем объяснить такой успех романа? ( Следуют ответы учащихся)

Какое впечатление произвел роман на вас? ( Следуют ответы учащихся)

Предметом изображения писателя становится маленький человек, его внутренний мир.

Дается определение «маленького человека»

Какие писателю 19 века обратились к теме «маленького человека» в своих произведениях

«Станционный смотритель» -  А.С Пушкин. «Шинель» - Н.В.Гоголь

Почему повесть о человеке названа «Шинель»? - Вещь заменила человека

Мундир заменил личность, чин  заменил человека.

Ценность человека определяется по формальным признакам, по внешним данным — одежде, чину, дому... Но иначе быть не может: такова суть государственного устройства.

Таким образом, Достоевский в своем романе продолжает традиции русской литературы в изображении «маленького человека», неслучайно сам автор утверждает, что «все мы вышли из «Шинели» Гоголя»

Один из рецензентов романа Константин Аксаков считал, что произведение Достоевского написано решительно под влиянием Гоголя и, следовательно, ничего нового автор «Бедных  людей» не привнес  в изображение «маленького человека».

Согласны ли вы с этим мнением?  -  Нет, так   как Достоевский показал внутренний мир героев, их душевные переживания, способность к состраданию, готовность прийти на помощь, тогда как у Гоголя Н.В.  Акакий  Акакиевич одинок, очень замкнут.

Что нового привнес в раскрытие данной темы Достоевский? - Герои говорят о себе сами, в письмах.

Для чего нужно было героям романа переписываться, ведь они живут в одном дворе, даже видят друг друга в окно. Зачем же надо было писать? – Девушкин  боится, что его встречи с девушкой дадут повод для сплетен и пересудов. - Чтобы показать внутренний мир героев, ведь герои говорят в письмах о себе сами. - «Маленький человек» сам поверяет нам свои переживания и думы

Это письма — исповеди, письма — признания, письма — откровения.

Какими же предоставлены герои романа Достоевского  Варенька Доброселова и Макар Девушкин?

Всего героями написано 55 писем, полных страдания, горя, надежд на лучшее. «Что же, что делать?», чтобы хоть что-то к лучшему изменилось в жизни героев.

О чем же письма М. Девушкина и каким предстает он в этих письмах?

Очень хорошо характеризует героев их речь. Что мы можем сказать о речи М. Девушкина?

Многие обвиняли Достоевского в многословии главного героя, в косноязычии, на что автор ответил … Им невдогад, что говорит Девушкин, а не я и что Девушкин  иначе говорить не может. Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего нет» Современный лингвист Виноградов отметил эту манеру, как достоинство произведения: «Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями».

                Переход к Вареньке Доброселовой – Что можно сказать об этой девушке?

  1. Что мы узнали о ее жизни в родительском доме?
  2. Что она рассказала о своей жизни в пансионе?
  3. Каково ей жилось в доме Анны Федоровны?

Вывод. Впервые  в романе Достоевского показана  жизнь маленьких людей изнутри раскрыта так правдиво и подробно. Убедительно показано внутреннее богатство «маленького человека», красота, высокая культура чувств. Любовь к Вареньке выпрямляет его, в нем происходит настоящий переворот: « и я обрел душевный покой и узнал, что я не хуже других, что только так, не блещу ничем. Лоску нет, тону нет, но все-таки я человек, что сердцем и мыслями я человек.»

Так Достоевский показал нам, как много прекрасного, благородного и светлого лежит в самой ограниченной человеческой натуре.

Заключение.

Что же делать? Для себя Достоевский решил этот вопрос таким образом:

-старался выразить тайну человеческой души.

А как  вы бы ответили на этот вопрос, прозвучавший в начале урока?

Домашнее задание.

Подготовить сообщения «Двойники М. Девушкина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока "Домашние животные в жизни людей"

Домашние животные в жизни людей...

Урок 6 класс ИР Древние люди и их стоянки на территории современной России

Урок по теме "Древние люди и их стоянки на территории современной России" к УМК Торкунова...

План урока 9Б класса (Вторник 7 апреля ) Урок №69 "Преломление света. Физический смысл показателя преломления.Дисперсия света. Цвет тела ."

В рамках дистанционного обучения обучающимся предлагается подробный план занятия в соответсвии с учебным планом и тематическим планированием гуманитарного профиля. Занятие составлено с опрой на видео ...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...

План урока 9Б класса Урок № 71 «Типы оптических спектров (§ 52). Инструктаж по ОТ. Лабораторная работа № 5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания»

В рамках дистанционного оучения разработан план урока для 9 класса гуманитарного профиля на основе интернет ресурсов по выполнению лабраторной работы....

План урока 9Б класса (Вторник 14 апреля) Урок №72, контрольная работа "Электромагнитное поле"

В рамках дистанционного обучения, для обучающихя 9Б класса (гуманитарный профиль), составлен план занятий по выполнению контрольной работы с подбором деманнстрационного варианта....

Конспект урока, 5 класс. Тема:"Древнейшие люди"

Представлен конспект урока по истории Древнего мира, 5 класс, тема"Древнейшие люди"...