Значение классической литературы в жизни современного подростка
статья по литературе (11 класс)

Смирнова Лариса Юрьевна

Какова роль чтения классики в жизни подростка? Классическая русская литература была создана для передачи опыта, который может быть полезен будущему поколению. Этим она и полезна. Классика – это библиотека жизни предыдущих поколений, в которую каждый может заглянуть. Благодаря разнообразию авторов, ней можно найти ответы на сложные духовные вопросы, которые могут мучать подростка. Многие ситуации из этих книг вполне могут произойти в современном мире и человек, который не знает, что делать в данной ситуации, может взять пример с героя, с блеском решившего возникшую проблему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение классической литературы в жизни современного подростка.

Подростковый период – время непростое, и непростое оно в первую очередь для самого подростка. Окружающие пытаются помочь ему, но какую помощь оказать, если мы даже не знаем что на душе у этого растерянного человека? Для начала стоит понять, что подросток из себя представляет.

Подросток это:

…это бунтарь. Он воюет не только с окружающими, но и с самим собой. Его переполняют чувства, совершенно противоречивые и в то же время похожие между собой.

…это индивидуальное существо, у которого есть свои принципы, взгляды на мир, характер. Он абсолютно индивидуален, во всем не похож на других. Он пытается себя познать, узнать о себе  что-то новое.

…это существо, отдельное ото всего мира, познающее себя, все чувства которого обострены до невозможности, до безумия, до крайности… Он много думает и мало спит. Или нет. Он совсем не думает и постоянно спит. Он противостоит всему, что попадается на его пути, и прежде всего себе.

(Источник: Подростки: понятие и самоопределение — Статьи о межличностных отношениях: в семье, коллективе, друзями — Журнал (psy-culture.ru))

Если обобщить информацию, то можно понять, что подростки нуждаются в поддержке и помощи. Им нужен кто-то, кто ответит на их вопросы, распутает их мысли, даст пищу для размышлений и подскажет что делать. К сожалению, не все семьи могут дать это ребёнку, а социум только усугубляет положение. К кому же обратиться подростку? В идеале – к психологу, но самостоятельно мало кто сам к нему пойдёт. Вот тут на сцену выходят книги, а в частности классика.

 Классическая литература – то, что прошло испытание временем и доказало свою актуальность в современном мире. Это не только «Война и Мир» и «Евгений Онегин», как думают многие. Это огромная библиотека, куда веками попадали кардинально разные книги. Рассказы, стихи, романы, поэмы, путевые записки, повести и множество других жанров! Стоит ли говорить о том, что один писатель мог в начале и в конце своего творчества писать совершенно по-другому и абсолютно о разном. А ведь таких писателей тысячи.

Классическая русская литература - это кладезь разнообразнейших произведений, которые освещают абсолютно все человеческие проблемы с разных позиций.

 В наших умах укоренились стереотипы, что русская классическая литература скучна, сложна и неактуальна.  О том, почему так произошло, мы поговорим чуть позже, а сейчас хочу обратить внимание на то, что подростковый период делится 2 этапа: ранний подростковый возраст — 10—14 лет и поздний подростковый возраст — 15—19 лет. (Источник: кого мы называем подростком и как им живется среди нас | Димка и Мама | Яндекс Дзен (yandex.ru))

Обозначение этих рамок крайне важно. Ведь классика есть «детская» и «взрослая». Некоторые произведения могут, пусть и не полностью, понять ранние подростки и этого понимания в их возрасте им будет достаточно. А другие требуют более осознанного изучения, мысли, которые они доносят, способны поставить даже поздних подростков в тупик, не говоря уже о ранних.

И теперь мы возвращаемся к причине, по которой, вероятно, стереотипы про русскую литературу до сих пор существуют и почему сломать их очень сложно. В основном это заслуга школьной программы, а точнее то когда и как она знакомит детей с русской классикой. Школьная программа подразумевает, что на каждое произведение отводится определённое количество учебных часов, а само изучение чаще всего выстроено в порядке возрастания: от маленьких до больших  по объёму произведений. Но нередко этих выделенных часов недостаточно. Это может случиться по самым разным причинам: учитель привык дольше объяснять, ученикам нужно больше времени для понимания, возникли важные для разбора произведения вопросы, ответы на которые нужно найти в ходе размышления – это всё не вписывается в установленные рамки преподавания, следовательно, занимает больше времени. Учителю приходится «проскакивать» некоторые моменты, торопить детей или давать проверочные работы до окончания разбора произведения. Естественно, это вызывает дискомфорт  у учеников, ведь их об этом никто не предупреждает. А в силу возраста и такой спешки понимание и восприятие литературы может быть ошибочным, не таким, каким могло бы быть при спокойном изучении. В будущем, человек долго будет откладывать встречу с классикой, так как в его памяти она странная, непонятная, быстрая и сложная.

Нельзя не отметить то, что многие классические произведения, которые изучаются в школе – несвоевременны. Эти произведения были написаны вовсе не для подростков и даже, если учесть, что сейчас молодёжь опережает свой возраст по развитию, то этого всё равно не достаточно. Авторы прошлого рассчитывали на то, что при разборе произведения читатели будут привлекать свой жизненный опыт. Многим взрослым его недостаёт, так что же говорить про правильное интерпретирование литературы молодёжью? Однако, как это ни парадоксально, большинство произведений ученики понимают.

Какова же роль чтения классики в жизни подростка? Классическая русская литература была создана для передачи опыта, который может быть полезен будущему поколению. Этим она и полезна. Классика – это библиотека жизни предыдущих поколений, в которую каждый может заглянуть. Благодаря разнообразию авторов, ней можно найти ответы на сложные духовные вопросы, которые могут мучать подростка. Многие ситуации из этих книг вполне могут произойти в современном мире и человек, который не знает, что делать в данной ситуации, может взять пример с героя, с блеском решившего возникшую проблему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вариант соотнесения произведений русской классической литературы с творениями современных авторов.

Система уроков внеклассного чтения, ориентированных на изучение учащимися произведений современной русской литературы и сопоставлении их с программными произведениями, обязательными для изучения...

Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни современных подростков.

  В последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрения принципов ЗОЖ, приведения их в соотве...

Статья "Роль классической литературы в воспитании современного школьника"

  На примере образа Онегина можно показать неизбежность одиночества эгоиста, человека, не умеющего или  не желающего ничем поступиться ради других, не способного чувствовать себя счас...

Статья "Роль классической литературы в воспитании современного школьника"

  На примере образа Онегина можно показать неизбежность одиночества эгоиста, человека, не умеющего или  не желающего ничем поступиться ради других, не способного чувствовать себя счас...

СМИ Великобритании и России. Роль СМИ в жизни современного подростка. 9 класс

Тема урокаЦель урока   Задачи урока:             Словарь урока     Тип урока  Форма у...

Родительское собрание "Компьютер в жизни современного подростка"

Родительское собрание "Компьютер в жизни современного подростка"...

Проект Значение английского языка в жизни современных студентов

Проект Значение английского языка в жизни современных студентов...