Вариант соотнесения произведений русской классической литературы с творениями современных авторов.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Колычева Яна Александровна

 

Система уроков внеклассного чтения, ориентированных на изучение учащимися произведений современной русской литературы и сопоставлении их с программными произведениями, обязательными для изучения в школе III ступени

  • поможет ученику достаточно полно представить современную литературную ситуацию;
  • совершенствовать и развивать умения творческого чтения, интерпретации художественного произведения;
  • воспитывать любовь к чтению;
  • Способствовать развитию эстетического вкуса, умению «не тонуть» в бурном море современной литературы.

Предлагаю вам ознакомиться с одним из возможных вариантов системы уроков внеклассного чтения в школе III ступени. Конечно, выбор произведений для занятий вариативен. Он зависит от целей учителя, возможностей и профильности класса.

На уроках продуктивна интеграция с другими видами искусств: живописью, фотографией, музыкой, кинематографом. Наиболее эффективно используются следующие методы работы: объяснительно-иллюстративный, сравнительно-сопоставительный, исследовательский. Учащиеся с интересом подходят к творческим работам (рецензиям, эссе, стилистическим экспериментам).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вариант соотнесения произведений русской классической литературы с творениями современных авторов.

Русская классика

Современная русская литература

Точки соприкосновения, схожесть проблематики

1.

А.С. Пушкин. Лирика




Ю.Буйда. «Синдбад-мореход»



Т.Толстая «Ночь»

Непреходящие нравственные ценности


Поиск и обретение гармонии

2.

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

В.С. Маканин «Андеграунд, или Герой нашего времени»


В.Ерофеев «Русские цветы зла»


Ю. Мамлеев. Рассказы


В.Пелевин «Generation П»

Нравственные поиски современника, Проблема героя времени.

3.

Н.В. Гоголь «Петербургские повести»

М. Веллер «легенды Невского проспекта»


Т. Толстая «Чужие сны»

Образ Петербурга

4.

И.А. Гончаров «Обломов»

В.А. Солоухин «Смех за левым плечом»






Т. Толстая

«Река Оккервиль»


Размышления о путях и целях прогресса, национальные особенности уклада жизни.


Любовь и мечта, любовь и быт

5.

А.Н. Островский «Бесприданница»

Л.Н. Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна»



Атмосфера лжи, корысти, торга как причина гибели героини

6.

Н.А. Некрасов. Лирика

Гражданская поэзия современных поэтов (Ю.Шевчук, А. Васильев, Е. Летов, и др. по выбору учителя)

7.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

В.Пьецух «Новая московская философия»



Т. Толстая «Сонечка»

Преступление и наказание, добро и зло, религия


Жертвенность и жестокость

8.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

П. Санаев «Похороните меня за плинтусом»

Взаимоотношение поколений

9.

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», сказки

С. Довлатов «Заповедник»


М.Веллер «Легенды Невского проспекта»


В. Ерофеев «Оставьте мою душу в покое»

Культ личности, абсурдность бытия



Сатира и ее объекты

10.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

С.Минаев «Духless»



Т. Толстая «Самая любимая»


Г. Владимов «Генерал и его армия»

Проблема поиска смысла жизни


Женские образы



Изображение человека на войне.

11.

А.П. Чехов. Рассказы








«Чайка»

В.С. Маканин «Человек свиты»





Л. Петрушевская «Свой круг»


Б. Акунин «Чайка»

Развитие тем «маленького человека» и внутреннего предательства


«Футлярность» сознания


Развитие открытого финала

12.

А.И. Куприн «Олеся»

В. Астафьев «Людочка»

Женская судьба во враждебном мире, необходимость борьбы за справедливость

13.

В. Маяковский. Лирика

Н. Искренко, А. Пурин, В. Эрль, С. Кекова, К. Кузминский

Поиск новых форм в выражении лирического «Я» героя

14.

А. Фадеев «Разгром»

В. Пелевин «Хрустальный мир»

Потеря человеком ориентиров во время революции и гражданской войны

15.

Е. Замятин «Мы»

В. Войнович «Москва 2042», Л. Петрушевская «Новые Робинзоны», В. Маканин «Лаз»,

Т. Толстая «Кысь»,

 Ю. Даниэль «Говорит Москва»

Модель мира в антиутопии, трансформация жанра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль классической литературы в воспитании современного школьника"

  На примере образа Онегина можно показать неизбежность одиночества эгоиста, человека, не умеющего или  не желающего ничем поступиться ради других, не способного чувствовать себя счас...

Программа элективного курса по русской классической литературе «Евангельские мотивы в произведениях русских классиков" для учащихся общеобразовательных и воскресных школ

Программа  создана на основе государственной программы  базового среднего  образования по литературе для школьников среднего и старшего возраста.Целью данной программы наряду с реализац...

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...

Проект «Формирование читательской культуры обучающихся-инофонов на основе произведений русской классической литературы XIX-XX вв»

Данный приект направлен на поддержку русского языка и литературы, развитие интереса к данным предметам у обучающихся-инофонов общеобразовательных учреждений, для их успешкой культурно-языковой адаптац...

Тема воспитания в произведениях русской классической литературы

В работе проводится исследование по теме воспитания поколений  в разные эпохи на примере произведений  литературы. Цель работы- рассказать о возможных проблемах воспитания детей и пути решен...

Формирование финансовой грамотности на уроках литературы в школе через анализ произведений русской классической литературы

Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное. Ф.М. Достоевский Функциональную грамотность, как способность использовать знания, умения, способы в действии для решения...