Тема воспитания в произведениях русской классической литературы
проект по литературе (5 класс)

Маслина Ирина Павловна

В работе проводится исследование по теме воспитания поколений  в разные эпохи на примере произведений  литературы. Цель работы- рассказать о возможных проблемах воспитания детей и пути решения этих проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районная научно-практическая конференция «Иннополис»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

МОУ «Лицей №53»

«Тема воспитания в произведениях русской классической литературы»

Выполнила:

Фомина Александра,                                           учащаяся  5 «В» класса

МОУ «Лицей № 53»  

Руководитель:

Маслина Ирина Павловна,                           учитель русского языка и           литературы.,8-917-319-18-41                                              

Саратов 2021

Содержание

Введение                                                                                         3

Глава I. Семья и воспитание в семье …………..........................5

Глава II. Проблема воспитания на примере произведений русской литературы    8

Заключение.......................................................................................................11

Список используемой литературы..............................................................12

Оглавление

Введение        3

Введение

Воспитание-это формирование нравственных качеств в человеке. Результатом хорошего воспитания становится добропорядочность, отзывчивость, трудолюбие. Хорошие люди – это верно воспитанные люди. Те, кому повезло понять истинные ценности нашей жизни. 

Обращаясь к теме воспитания, я хочу подчеркнуть ее актуальность на сегодняшний день. Воспитать высоконравственного человека очень сложно. Ведь взрослому нужно не только следить за поведением ребенка, но и самому быть примером для подражания, суметь доступно объяснить ребенку, что хорошо и что плохо. Родители в наше время постоянно работают, зачастую сразу на нескольких работах, чтобы прокормить семью, заработать денег и купить хорошую квартиру, достойную машину, дачу и ни в чем себе не отказывать. С работы приходят поздно, и у них просто не остается сил и времени на воспитание детей. С одной стороны, дети с раннего возраста учатся быть самостоятельными, принимать решения, заботиться о себе и рассчитывать только на свои силы. Эти качества несомненно являются важными для формирования у ребенка нравственности. Но когда наступает период взросления, то ему просто не к кому обратиться за советом. «Дитятко» вырастает с четким осознанием того, что ему все позволено, что никто ему не указ, а деньги для его родителей не проблема. Такие дети вырастают эгоистами с завышенным мнением о себе. Изучая произведения русской классической литературы, я задумалась над проблемой воспитания в семье, какую семью можно назвать по –настоящему хорошей и в какой семье вырастут впоследствии добрые и чуткие люди.

Цель моей работы: на примере произведений русской классической литературы рассказать о возможных проблемах воспитания детей и пути решения этих проблем.

Приступая к данной работе, я ставила перед собой следующие задачи:

  1. Изучить литературу о проблемах воспитания
  2. Проанализировать произведения русской литературы, отражающие проблему воспитания
  3. Оформить материал и сделать выводы

Семья и воспитание в семье

У каждого из нас есть семья, которую мы любим и уважаем, ведь, это по праву самое лучшее и дорогое, что есть у человека. Никакие материальные блага не заменят человеку семьи, ведь она выполняет для человека не только роль наставника и помощника, но и несёт роль воспитательного элемента, который помогает человеку в развитии его социальных качеств и направляет его, помогает ему ориентироваться в этом мире, чтобы в дальнейшем у него не возникло трудностей с адаптацией в этом мире, и с последующей жизнью в нём же. Семья, это то, что необходимо человеку для его нормальной жизни в человеческом обществе, для ощущения его счастливым и любимым.

Любая семья, если она хочет сохранить себя как семью, должна быть коллективом, где каждый стремиться жить интересами другого, помогать другому, чувствовать ответственность друг за друга. Жизнь в семье требует от человека любви к ближнему, душевности, взаимопонимания, доверия, постоянного самопожертвования, способности заботиться о другом человеке, жить его интересами.

В хорошей, сплочённой семье не стоит остро вопрос о родительском авторитете: отцы и матери – чуткие, вдумчивые воспитатели, готовые во всё вникнуть, помочь, знающие, как поощрить хорошее и наказать за плохое. В такой семье полезные навыки усваиваются в силу постоянно действующих добрых влияний, семейных традиций и обычаев, редкое слово требования или порицания становится особенно веским, запоминающимся. Неповторимая атмосфера семейной теплоты и уюта основана на рациональном и справедливом распределении обязанностей между членами семьи, хотя у каждого есть свои занятия и увлечения, которые поддерживаются и поощряются глубоким интересом и сочувствием всей семьи. Но и в хорошей семье успехи в воспитании детей не приходят сами собой. Просто так рядом с хорошими родителями не всегда вырастают хорошие дети. Воспитание – процесс творческий, волевой, активный и не всегда бесконфликтный. Нельзя воспитать правильно, только любя ребёнка, только лелея его и обеспечивая. Педагогическая грамотность, педагогические умения важны не только в школе, но и в семье. Единство действий семьи и школы – залог воспитания всесторонне развитого человека, хорошо образованного, здорового физически и нравственно, умеющего и любящего трудиться, патриота и интернационалиста, все помыслы которого связаны с коллективной созидательной деятельностью. В семье, как в капле воды, отражаются отношения в обществе. Семья должна строиться на началах любви и взаимопонимания, заботы друг о друге.

У ребенка, воспитанного без родительской ласки, возникает ощущение, что мир вокруг него холодный и неприветливый. Весь окружающий мир в этом возрасте заменяют для ребенка его родители; холодны они – значит, холоден весь мир, в котором ребенок появился, чтобы начать в нем жизнь. Он пугается этого мира, еще не зная его. У него рождается состояние страха и агрессивности по отношению к другим людям, он оказывается способным на жестокость, тогда как дети, воспитанные в условиях постоянных дружеских контактов с родителями, как правило, миролюбивы и покладисты.

Все мы родом из нашего отчего дома, все мы вышли из наших семей, связаны с ними, как дерево связано с почвой, на которой выросло. Стремление человека внести в отношения с другими людьми теплоту и душевность имеет своим истоком сердечность отношений в родительском доме - доме его детства. Если у родителей с детьми дружеские, доверительные отношения, они начинают любить то, что любят их родители, ненавидеть то, что ненавидят они, убеждения родителей становятся их убеждениями. Пример родителей накрепко западает в душу: их готовность откликнуться на чужую беду, их умение трудиться не покладая рук, их приветливость и такт, их стойкость в борьбе с трудностями и жизненными невзгодами. Чтобы выработать высокие нравственные принципы у ребенка, необходимо, чтобы родители сами придерживались этих принципов. При этом важно не только создать положительный социально-нравственный опыт семьи, но и учитывать, как он усваивается самим ребенком: что из обстоятельств семейной жизни им принимается, что отвергается и почему. А последнее в свою очередь зависит от уровня психического и нравственного развития маленького человека.

Первостепенная задача семьи - научить ребенка жить среди людей, жить по нормам и принципам общества, тех самых, которые закреплены в Конституции. В эти отношения ребенок вступает буквально с самого своего рождения. Следовательно, и гражданское воспитание начинается с первых же дней его жизни.

Проблема воспитания на примерах русской литературы

 Воспитать гражданина помогает нам и художественная литература. Вечные ценности семейных традиций, семейного воспитания изложены на страницах детской и подростковой литературы. Коснёмся лишь некоторых из них.

Для примера я взяла эпизоды из произведений В. Г. Короленко «Дети подземелья», произведение В. П. Астафьева «Васюткино озеро» и повесть Валерия Воскобойникова «Девочка, мальчик, собака».

Обратимся к произведению В. Г. Короленко «Дети подземелья»

Главный герой повести Вася сразу же становится на сторону слабых и обиженных. Даже во внешности Тыбурция, самой замечательной личности из всех бедняков, изгнанных из старого замка, мальчику прежде всего бросается в глаза «глубокая постоянная печаль», которая смущает и тревожит его. У Васи сжималось сердце при воспоминании о тех, кто остался без крова, замок стал ему противен, поскольку был убежищем торжествующих победителей. Мальчик ещё ничем не помогает изгнанникам, но волнение, которое он испытывает при виде обездоленных людей, говорит о том, что перед нами тонкая, отзывчивая натура, человек добрых и благородных чувств, остро переживающий чужую боль, откликающийся на любую несправедливость.

Какие отношения сложились у Васи с отцом после смерти матери? Отец Васи всегда казался мальчику суровым человеком. После же смерти жены лицо его стало ещё более угрюмым. Попытки судьи сблизиться с сыном не увенчались успехом, потому что замкнутость, самоуглублённость отца, его недоверие и равнодушие к сыну не располагают к откровенности такого чуткого и легко ранимого ребёнка, как Вася. Одиноко чувствует себя мальчик в родном доме. Тщательнее вчитаемся в текст и попытаемся обнаружить в нём те выразительные и изобразительные средства языка, с помощью которых углубляется наше представление о душевном состоянии судьи и его сына. Вася не возвращался домой, а прокрадывался…как молодой волчонок; он тихо ложился в постель; он тихо играл с сестрёнкой; утром мальчик прокладывал росистый след, перелезал через забор и уходил на целый день. Он чувствовал себя чужим, никому не нужным и заброшенным. Редкие встречи с отцом приносили лишь страдания и углубляли возникшую между ними отчужденность.

В свою очередь отец Васи, на лице которого постоянно лежала суровая печать неизлечимого горя, воспринимал сына как чёрствого и бездушного ребёнка, который легко примирился со смертью матери и отдавал своё время беззаботным играм с такими же сорванцами, каким был сам. Именно это заставило судью поверить в сложившееся о Васе мнение как о бродяге и негодном мальчишке. И он отворачивался от сына «с досадой и болью». Но мы знаем, что Вася не такой. Он жалеет тех, кого обижают, конечно же, любит своего отца. Ему хотелось, чтобы отец обратил на него внимание, приласкал, вместе с ним разделил горе. Вася жалел отца, сердце его «загоралось жалостью и сочувствием». Увидев однажды, что отец рыдает, сын выбежал к нему, но был остановлен холодным вопросом: «Что нужно?» Такое отношение отталкивало Васю, он замыкался в себе, горько плакал «от досады и боли». Отец мальчика тоже тяжело переживает утрату своей жены. Подавленный внутренними переживаниями, отец не мог понять, как можно смеяться, затевать шумные игры. Это вызывало в нём раздражение и неприязнь к сыну, он и не подозревал о сложных чувствах Васи.

В семье мальчику не хватало дружеского внимания, душевной близости, рядом не было настоящих друзей. Товарищи по улице при первой же проверке оказались трусливыми предателями, бросившими его безо всякой помощи, поэтому Вася, по натуре человек добрый и верный, сразу же оценил возникшую дружбу к «детям подземелья», почувствовал, что в нём нуждаются, со всей душой откликнулся на это. Валек помог Васе лучше узнать собственного отца. В дружбу с Марусей Вася вкладывал то чувство старшего брата, ту заботу, которую ему дома мешали проявлять по отношению к родной сестре. Васе ещё трудно понять, почему Маруся так разительно отличается от его сестры Сони по внешности и поведению, а слова Валека: «Серый камень высосал из неё жизнь» - не вносят ясности, лишь ещё более обостряют чувство щемящего до боли сожаления, которое испытывает Вася по отношению к друзьям.

Сравнив условия жизни детей судьи и детей Тыбурция, мы ставим перед собой вопрос: «Как отразились эти условия на внешности и характере Сони и Маруси?» Соня представляла полную противоположность Марусе. Сравнивая внешний облик Маруси и Сони, которая была кругла, как пышка, и упруга, как мячик, резво бегала, звонко смеялась, носила красивые платья, мы чувствуем взволнованность Васи, его переживания. А Маруся представляла собой бледное, крошечное создание, напоминавшее высохший цветок, выросший без лучей солнца; ходила…плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; почти никогда не бегала и смеялась очень редко; смех её звучал, как самый маленький серебряный колокольчик; платье её было грязно и старо; движения её тонких рук были медленны; глаза выделялись глубокой синевой на бледном лице. Главный герой сочувствует, сопереживает своим новым друзьям.

Тягостное впечатление производит на Васю обстановка подземелья, когда он сравнивает её с условиями жизни своей семьи. Он не столько был поражён самим зрелищем мрачного подземного склепа, сколько тем, что в нем живут люди, в то время как всё свидетельствует о невозможности человеческого пребывания в подземелье: с трудом пробивающийся свет, стены из камня, широкие колонны, смыкающиеся кверху сводчатым потолком. Но самым грустным в этой картине была Маруся, едва выделявшаяся на фоне серого камня странным и маленьким туманным пятнышком, которое казалось, вот-вот расплывётся и исчезнет. Всё это поражает Васю, он наглядно представляет, как жестокие, холодные камни, смыкаясь крепкими объятьями над крохотной фигуркой девочки, высасывают из неё жизнь. Став свидетелем невыносимых условий жизни бедной девочки, Вася, наконец, в полной мере осознаёт ужасный смысл роковой фразы Тыбурция.

Но мальчику кажется, что всё ещё можно исправить, изменить к лучшему, стоит только покинуть подземелье: «Уйдём…уйдём отсюда…Уведи её»,- уговаривает он Валека.

Однажды Вася узнаёт, что его друзья нищие. В душе мальчика происходит драма: сын судьи, человека кристальной честности, высоких нравственных правил, мальчик с раннего детства впитал всем своим существом незыблемые нравственные истины: нельзя воровать, лгать, обижать слабых. В жизни всё оказывается сложнее: его друзья, которых он любит и уважает, являются не только нищими, но и ворами.

С точки зрения усвоенной Васей морали поступок Валека заслуживает осуждения, не случайно Вася находится в грустном раздумье. И в то же время причина, которую выдвигает в своё оправдание его друг, кажется Васе достаточно серьёзной: ведь голодает Маруся, самое доверчивое и беззащитное существо на свете. Вася не может слышать жалобных слов девочки, видеть, как она жадно сжимает обеими руками кусок булки. Осознав, как тяжело живётся его друзьям, Вася испытывает глубокие страдания, не имея возможности помочь: у него заныло сердце, что-то перевернулось в груди, любовь… не стала слабее, но к ней примешалась острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли.

Этот период в формировании сознания мальчика имеет решительное значение: осудить семью Тыбурция за постыдное воровство, которым они живут, и отойти в сторону или же найти в душе оправдание их образу жизни, поняв, к чему приводят их страшные условия жизни?

Вася остаётся верен друзьям, он решительно говорит Валеку, что будет ходить к ним. И эти слова звучат как клятва в дружбе, которую ничто не поколеблет.

Встреча с Тыбурцием оставляет большой след в душе Васи. Тыбурций любит своих детей, ласкает их, заботится о них. Именно такого человеческого внимания, участия не хватает Васе в собственной семье, вот почему он тянется к семье Тыбурция, чувствуя себя здесь уютно и уверенно.

Тыбурцию нравятся простота, смелость, сдержанность Васи, его верность в дружбе, умение хранить тайну. Придя в дом судьи, он защищает Васю от несправедливых упрёков.

Выдержка Тыбурция, его доброе, ласковое отношение к Васе побеждают настороженность судьи, заставляют его прислушаться к словам бездомного нищего и понять своего сына, найти путь к его сердцу.

Непонимание, нежелание понять и простить, помочь ребёнку разобраться в сложившейся ситуации отодвигают его от взрослого человека. Надо учить ребёнка переживать вместе не только счастливые моменты, радость, но и горе, несчастье. Это приучает ребёнка к состраданию, сочувствию, пониманию, такие же отношения он будет пытаться выстроить и в собственной семье.

Еще одним произведением, в котором ребенку привиты семейные ценности является произведение В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

Главный герой произведения-13 летний мальчик Васютка, который за 10 дней до окончания каникул отправляется с отцом Григорием Шадриным и его командой ловить рыбу. Мальчик очень трудолюбивый, любит природу, с удовольствием помогает рыбакам. Одним из его любимых занятий было собирание кедровых орехов. Он отправляется в тайгу за орехами, увлекается погоней за раненым глухарем и теряет дорогу домой. Накопленный опыт и знания помогают Васютке выжить в сложной ситуации и найти дорогу домой. Проявляя такие качества, как смелость, самообладание, упорство, терпение, наблюдательность, смекалка, Васютка смог перебороть себя. Он не поддался панике, и, собрав всю волю в кулак, шел вперед и вперед. В сложной жизненной ситуации Васютка ведет себя как маленький взрослый: знает народные приметы, правила поведения в тайге, умеет разводить костер, приготовить себе еду, соорудить ночлег,  определить направление движения. С детства отец и дедушка внушили мальчику, что «тайга хлипких не любит», привили любовь к природе, научили уважать ее сокровища и рационально их использовать. Рисуя главного героя  в ответственный момент его жизни, Астафьев показывает, что успех приходит к тому, кто обращает свои силы и ум на пользу людям, кто руководствуется в своих действиях именно такой «правдой жизни». Герою удаётся одержать победу над собой и выйти победителем в столкновении с силами природы.

В полной семье, в которой главными считаются любовь, уважение, взаимовыручка, трудолюбие, дети не только перенимают семейные ценности, но и бытовые навыки. Поведение взрослых для них – эталон, поэтому родителям надо задуматься о том, какие качества они хотят воспитать в своём ребёнке и в соответствии с этим выстроить свои отношения с ребёнком. Полная семья имеет больше возможностей для воспитания полноценной личности.

Еще одним произведением, которое хотелось бы взять для анализа, является произведение В. Воскобойникова «Девочка, мальчик, собака».

Главные герои произведения- мальчик Антон, девочка Саша и собака.

 По улице Пархоменко ежедневно гулял слепой мужчина, которого выводил на прогулку рыжий сеттер. Люди обращали внимание на эту пару: кто-то вздыхал, кто-то улыбался... Но и те и другие заволновались, когда неожиданно мужчина с собакой исчезли... Оказалось, умную собаку у мужчины украли, несколько раз перепродали, в результате чего пес оказался у мальчика по имени Антон. И все бы ничего, да только Антон живет в коммунальной квартире — с собаками там не очень-то развернешься... Мальчик никому не рассказывает о своем четвероногом друге, даже маме. Сначала он прячет пса на даче, затем — в заброшенном городском доме. Для того, чтобы кормить собаку, мальчик потратил все свои сбережения и даже продал новое пальто, но денег все равно не хватало. Антон не знал, что его выследила девочка Саша, с которой они долгое время переглядывались, случайно встречаясь, но не решались познакомиться друг с другом. Саша стала приходить к Булю (такое имя Антон дал псу) в заброшенный дом. Не зная Антона лично, она тем не менее сумела понять, как нелегко приходится Антону, и рассказала обо всем своему папе.. В результате Буль переселился к Саше с папой, а Антон обрел двух верных друзей, к которым с удовольствием стал ходить в гости. Вскоре друзья узнают историю сеттера и понимают, что его нужно вернуть прежнему хозяину... Очень понравилось, как в этом произведении ведут себя взрослые. И мама Антона, и отец Саши являются своим детям, прежде всего, друзьями, готовыми понять и помочь своему ребенку в любой жизненной ситуации, простыми примерами доказывая, что такое хорошо и что такое плохо, а это дорогого стоит. Однажды когда Антон, позавидовав игрушке приятеля, не спросив у мамы разрешения, купил себе такую же, истратив все деньги, отложенные мамой «на черный день». Мама не стала ругать Антона, но урок, который преподнесла она ему, Антон запомнил на всю жизнь: «Вечером пришла из больницы мама, решила сходить в магазин, открыла коробку, а денег мало. Взглянула она на вездеход, который стоял в углу, и все поняла.

— Завтра я заплачу за электричество и останется у нас до получки рубля три. А получка — через пять дней. Так что нам с тобой на разъезды да тебе на школьные завтраки хватит. Картошка дома есть, подсолнечного масла тоже — почти полная бутылка, как-нибудь проживем.

Лучше бы отругала она его тогда. Отлупила бы вездеходом по спине. Так нет же — весело напевая, чистила мама картошку, а потом утром и вечером макали они ее в подсолнечное масло, да пили чай с хлебом и залежавшимися леденцами. При этом мама подкладывала сыну картофелины побольше, а сама старалась пить чай несладкий.» Без криков и скандалов мама дала понять Антону, что он поступил нехорошо. Отец Саши увидев, что его дочь постоянно ходит в заброшенный дом, чтобы накормить и выгулять чужую собаку, не ругает ее и не запрещает ей это делать, а предлагает помощь. (Цитата)

Именно в такой семье, в которой родители понимают своих детей, знают их проблемы, стараются им помочь, прививают семейные ценности, вырастают такие дети, которые, став взрослыми, будут эти же качества воспитывать и в своих детях. Необходимо родителям в своих детях воспитывать любовь ко всему живому, умение понять, сострадать, сочувствовать, помочь.


Таким образом, проанализировав произведения художественной литературы, можно сделать определенные выводы:

-авторы художественных произведений включают в повествование взаимоотношения в семье, поведение героев в разных жизненных ситуациях, чтобы читая их произведения, мы учились на примерах литературных героев преодолевать жизненные трудности, находили выход из сложных ситуаций, учились быть добрыми и чуткими людьми.

-человек, не ценящий свою семью, не умеющий вовремя прийти на помощь, понять своего ребёнка, не может быть привлекательным, вызывать сочувствие и оправдание;

-  такие книги помогают в воспитании высоконравственной и духовно-развитой личности и приобщении ребенка к семейным ценностям.

Заключение

 Художественная литература имеет для семьи большой воспитательный потенциал. С одной стороны, это примеры рассказов и сказок с хорошими отношениями в семье, образ литературных героев как пример для подражания для ребенка, а с другой – возможность совершенствования педагогической культуры родителей.

Мир ребёнка начинается с семьи. Первые шаги, слова, книжки… И привычка к чтению зарождается, прежде всего, в семье. Хорошая книга в руках родителей и их ребёнка – добрый знак того, что в этой семье будут царить  читательская атмосфера, духовные единства. Важно не растерять эту связь семьи и книги. А укреплять ее так, чтобы она передавалась из поколения в поколение, чтобы чтение стало делом семейным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вариант соотнесения произведений русской классической литературы с творениями современных авторов.

Система уроков внеклассного чтения, ориентированных на изучение учащимися произведений современной русской литературы и сопоставлении их с программными произведениями, обязательными для изучения...

Нравственное воспитание на примерах русской классической литературы

Автор данной статьи предлагает осмыслить влияние русской литературы на современного человека и пытается  рассуждать о том, как  ввести ученика в мир культуры....

Программа элективного курса по русской классической литературе «Евангельские мотивы в произведениях русских классиков" для учащихся общеобразовательных и воскресных школ

Программа  создана на основе государственной программы  базового среднего  образования по литературе для школьников среднего и старшего возраста.Целью данной программы наряду с реализац...

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...

Проект «Формирование читательской культуры обучающихся-инофонов на основе произведений русской классической литературы XIX-XX вв»

Данный приект направлен на поддержку русского языка и литературы, развитие интереса к данным предметам у обучающихся-инофонов общеобразовательных учреждений, для их успешкой культурно-языковой адаптац...

Формирование финансовой грамотности на уроках литературы в школе через анализ произведений русской классической литературы

Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное. Ф.М. Достоевский Функциональную грамотность, как способность использовать знания, умения, способы в действии для решения...